1485 Нуманчиком... – жители Нуманции, города в Испании, в 133 г. до н.э. город был взят и разрушен римлянами. 1491 Паде столп... Севера... – Септимий Север (193–211) – римский император, украсил Рим великолепными постройками. 1492 И двор Люкулля столичний... – Дворцы Луция Лициния Лукулла (106–56 до н.э.), римского претора, консула и полководца, имя которого стало синонимом богача. 1494 В твоей, Тибуре, равнине... – Имеется в виду либо река Тибр, либо местечко Тибур (Тиволи), расположенное близ Рима, где император Адриан (117–138) по собственным планам по строил виллу и развел великолепные сады. 1497 Одна из характерных черт в европейской поэзии XVII в. – христианизация античности, ее аллегорическая интерпретация. Смешение античных мотивов с христианскими в новолатинской поэзии было вовсе не случайно, а носило целенаправленный характер программной ассимиляции античного наследия в христианском духе. Ярким примером стал сборник элегий на латыни бельгий ского иезуита Германа Гуго «Благочестивые желания» («Pia desiderium»), вышедший в Антверпене в 1624 г., а затем многократно переиздававшийся и переводившийся на национальные языки. Же них и Невеста элегий – это Христос и христианская душа, томящаяся по небесной отчизне, рвущаяся к Богу. Смешение античных мотивов с библейской символикой Песни Песней породило особый тип религиозной любовной поэзии. Русской силлабике такая поэзия известна только в переводах. Атмосфера любовного и одновременно духовного томления оказалась созвучна умонастроению Ивана Максимовича, бывшего сторонника гетмана И.Мазепы, прощенного Петром I в 1714 г. Хотя Максимович и был помилован, путь на Родину, на Украину, был ему заказан: по царскому указу ему предписывалось жить в Москве и «в знатные городы и места отнюдь не сезжать». Первым литературным трудом бывшего «мазепинца» стал полный перевод элегий Г.Гуго «Желания благого вейные», завершенный им в 1718 г. Потом он занимался подготовкой к изданию книг на московском Печатном дворе и приводил в порядок его библиотеку, а затем составил большой латинско-русский словарь. Скончался в 1732 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Вершиной христологии святителя Мелитона, и вместе с тем вершиной всего его литературного творчества, является гомилия « О Пасхе ». Только она целиком дошла до наших дней; все прочие его произведения были либо полностью утрачены, либо сохранились в незначительных отрывках. 13.3. Особенности апологетического богословия Сохранившийся фрагмент Апологии святого Мелитона интересен тем, что в специфическом, миссионерском, контексте поднимает проблему отношений Церкви и государства: миссия Церкви, ради которой и осуществляются все труды апологетов, направлена не только на отдельного человека, но и на государство в целом, на социум, на общество, существующее в его исторических организационных формах. Государство (и конкретно – римский император), по справедливой и важной мысли святого Мелитона, призвано взращивать и принимать всё лучшее; наилучшее же и высочайшее из всего есть учение Христа, «наша философия». Истинная слава государства и расцвет Церкви Христовой неотделимы друг от друга – таково заключение святого. «Наша философия окрепла и утвердилась сначала у варваров; расцвет же её у твоего народа приходится на великое царствование Августа, твоего предка. Она принесла счастье твоей империи: с тех пор росли и мощь, и слава Рима. Ты желанный наследник их и пребудешь им вместе с сыном, храня философию, которая возросла вместе с империей и получила начало с царствованием Августа; предки твои чтили её, как и прочие религии. А вот неоспоримое доказательство, что на благо счастливо начавшейся империи росло и крепло наше учение: начиная с царствования Августа на Рим не надвигалось никакой беды, наоборот, по молитвам всех всё было прекрасно и славно. Только Нерон и Домициан, подстрекаемые какими-то злодеями, пожелали оклеветать нашу веру и с тех пор, по бессмысленному обычаю доносить, на нас льются потоки лжи. Твои благочестивые предки старались исправить это невежественное представление: часто отправлялись письменные выговоры тем, кто осмеливался вводить какие-то новшества относительно христиан. Твой дед Адриан писал об этом многим, и в том числе Фундану, проконсулу Асии, а твой отец, когда ты уже был его соправителем, писал городам, чтобы не было по отношению к нам никаких новшеств: лариссейцам, фессалоникийцам, афинянам и всем грекам. Ты разделяешь его мысли по этому поводу; ты и более человеколюбив, и более предан философии – и мы верим, что ты сделаешь всё, о чём мы тебя просим» (свт. Мелитон Сардийский . Отрывок из Апологии, сохранившийся в «Церковной истории» Евсевия Кесарийского . 4:26:7–11). 13.4. Особенности богословия (на примере гомилии «О Пасхе»)

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/pa...

Когда Агамемнон, царь греческий, в течение многих лет вел войну против Трои, царица. Клитемнестра, жена его, потеряв надежду на его возвращение, вступила потом в связь с домоправителем Агамемнона, по имени Эгистом. По прошествии же 10 лет, когда Троя была разорена и Агамемнон вернулся в царство свое, он однажды отправился мыться в баню; царица Клитемнестра, заранее уже сговорившись с мерзким своим Эгистом убить Агамемнона, принесла туда для мужа сорочку без ворота. Когда же царь Агамемнон, желая надеть на себя сорочку, не мог сделать этого, Эгист убил его секирой и завладел его царством. После Агамемнона остался сын его Орест, еще в очень малом возрасте; сестра же его Электра, девица, отправила его к другому царю, чтобы не убил и его Эгист; Орест же, сильно возмужав, вспомнил плачевную кончину отца своего Агамемнона и захотел отомстить за смерть его. Он взял с собой ближайшего друга своего Пилада, сына некоего вельможи, пришел в свой родной город Микены, тайно повидался с сестрой своей Электрой и, побеседовав с ней о том, как ему отомстить за смерть отца, ночью, при помощи сестры своей Электры, пробрался во двор Эгиста, и убил как его, так и свою мать, в то время, когда они спали. После этого убийства, будучи объят лукавым духом и сойдя с ума, скитался он несколько лет по разным землям, а потом, исцелившись, пришел к Одризам, народу, жившему во Фракии, где и создал город, который назвал Орестиадом; ныне этот самый город называется Адрианополь, так как царь римский Адриан обновил и переименовал его в честь свою; расстояние от этого города до Константинополя 4 дня пути. В числе повестей римских есть следующая: во время долголетней и ожесточенной войны между Римом и Карфагеном, некий юноша, сын одного великого римского вельможи, тайно от родителей своих и от всего Рима, прибыл в Карфаген и, явившись к самому правителю карфагенскому, солгал ему, сказав, что его изгнали римляне за то, будто бы, что он склонил их к миру с кареагенянами. Правитель карфагенский принял его с честью и доверился ему; видя же, что юноша прекрасен видом и возрастом назначил его главным воеводою против римлян.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=885...

В описании осады Иерусалима в 70 году Титом Флавием Веспасианом, провозглашенным тогда же римским императором, гробница Иосифа Аримафейского была упомянута, устроенной по типу обыкновенных одиночных пещерных еврейских гробниц. Это и со стороны подтверждает, что Гроб, где погребен был Христос, был высечен в природной скале, внутри невысокого холма в виде двух камер или частей: входной и еще собственно погребальной. Вход в пещеру устроен был по обыкновению на восток и задвигался, закрывался большим камнем. Место погребения во второй части пещеры высечено было в виде ложа, или прилавка к стене, или лежанки, по правую сторону от входа. Высота усыпальницы была несколько выше роста человеческого, а высота входа около трети роста человека. Расстояние гробницы Иосифа от Голгофы было около 17 саженей (или 120 фут.)… Около половины второго века римский император Адриан, решив эллинизировать иудеев, приказал засыпать все неровности местности и холмы иерусалимские и потом на месте христианских святынь воздвигнуты были языческие капища для Юпитера и Венеры. Но в 333 году, по повелению императора Константина Великого, капища эти были срыты, насыпи свезены и тогда пещера с Гробом Христовым была открыта в неприкосновенности. Великолепный богатейший храм окружил эту христианскую святыню, но внешность пещеры Св. Гроба была изменена: чтобы удобнее поместить ее в храм, самую гробницу отделили от скалы входной (вестибюльной) части, так что сохранена была только погребальная часть пещеры… Затем с седьмого столетия персы, евреи, арабы и турки, побеждая греков, употребляли все средства стереть с лица земли погребальное ложе Богочеловека и хотя большая часть стен и верх пещеры были уничтожены, но самое ложе и нижняя часть стен пещеры несокрушимо устояли до настоящих дней, как подлинные и несомненные памятники, освященные пребыванием в них Христа Спасителя. И до конца дней многогрешной земли это освященное каменное ложе будет привлекать к себе верующих, давать им отраду, успокоение отпускать с примиренной душой припадающих к нему…

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/5...

Папские послания, адресованные Лотарю II и епископам его королевства, были доставлены Карлу Лысому 20 мая 867 г. Их привез архиеп. Эйгиль Сансский, к-рый также передал западнофранк. королю устное повеление понтифика позаботиться о высылке Вальдрады в Рим. Вскоре Карл Лысый встретился с Лотарем II и вручил ему папские послания (Annales Bertiniani. 1883. P. 86-87). По свидетельству Гинкмара Реймсского, после этого отношения между обоими правителями ухудшились. Подозревая Карла Лысого в тайном умысле, Лотарь II решил лично отправиться в Рим для переговоров с Н. Он заключил соглашение с Людовиком Немецким, поручив восточнофранк. королю опекать Гуго, своего сына от Вальдрады, и заботиться о безопасности «срединного» королевства, пока он не вернется из Рима (Ibid. P. 87). Однако в том же году Карл Лысый и Людовик Немецкий тайно договорились о разделе владений Лотаря в случае его кончины (MGH. Capit. T. 2. P. 165-167). Короли зап. и вост. франков решили обсудить вопрос о браке Лотаря II на Соборе епископов своих королевств, назначенном на 1 февр. 868 г. (Annales Bertiniani. 1883. P. 90). Папа Римский, узнав о желании Лотаря II получить личную встречу, передал ему через Людовика Немецкого свои условия: прежде чем отправиться в Рим, Лотарь должен был прислать туда Вальдраду, признать Теутбергу своей законной супругой и обеспечить избрание архиепископов в Кёльне и Трире в соответствии с каноническими правилами (30 окт. 867 - Ep. 51). Поскольку эти условия были неприемлемы для Лотаря, король направил в Рим для переговоров своего канцлера Гримланда (MGH. Epp. T. 6. P. 236-238). К тому времени, когда посольство Лотаря II достигло Рима, Н. уже не было в живых. Кончина понтифика вселила в короля надежду на благополучный исход дела: он рассчитывал на то, что преемник Н. проявит милосердие и позволит ему расторгнуть брак с Теутбергой. С этой просьбой Лотарь обратился к папе Адриану II (MGH. Epp. T. 6. P. 238-240), одновременно отправив Теутбергу в Рим (Ibid. P. 695-697; Annales Bertiniani. 1883. P. 90). В февр. 868 г. канцлер Гримланд и еп. Адвенций Мецский при поддержке имп. Людовика II убедили папу Адриана II снять отлучение с Вальдрады. Понтифик призвал Карла Лысого и Людовика Немецкого отказаться от агрессивных намерений в отношении Лотаря II и его владений (MGH. Epp. T. 6. P. 700-704; Annales Bertiniani. 1883. P. 91). Однако Адриан II не позволил Лотарю жить с Вальдрадой. Поэтому в 869 г. Лотарь вместе с Теутбергой отправились в Рим, чтобы уговорить понтифика расторгнуть их брак. При помощи имп. Энгельберги король встретился с Адрианом II в аббатстве Монте-Кассино , но, по-видимому, ему не удалось получить согласие понтифика. На обратном пути Лотарь II скончался, не оставив законных наследников. Его королевство разделили между собой Карл Лысый и Людовик Немецкий (Annales Bertiniani. 1883. P. 98-101; Reginonis Chronicon. 1890. P. 96-98). Теутберга удалилась в мон-рь св. Глодезинды в Меце, Вальдрада - в аббатство Ремирмон.

http://pravenc.ru/text/2566078.html

5:11. Если бы Павел стремился обратить язычников в иудаизм обычным путем (обрезание – для мужчин, крещение – и для мужчин, и для женшин), он не столкнулся бы с противостоянием иудеев. Именно оппоненты в Галатии, более чувствительные к своим собственным культурным традициям, чем к особенностям галатийской культуры, принудили его к этому (6:12,13). (Если его читатели проживали в Южной Галатии, то о некоторых из подобного рода преследований можно прочитать в Деян. 13, 14 .) 5:12. Они «удалены были» или сами себя «отсекли» от этого сообщества. Но большинство комментаторов трактуют эти слова как нанесение себе «увечья» (NASB) или «кастрация» (NRSV, TEV) самих себя. Многие язычники рассматривали обрезание как увечье, и римский император Адриан позднее поставил этот обряд вне закона, связав его с запретом на кастрацию. А Павлу, как иудею, хорошо известно, что в иудаизме особенно ненавидели евнухов – кастрированных мужчин ( Втор. 23:1 ). И хотя Павел намеренно избегает прямых обличений и резких выражений, вряд ли это оскорбление было не замечено оппонентами, – такая остроумная форма выражения оскорбления считалась искусным риторическим приемом. Павел здесь в большей степени увлечен критикой своих оппонентов, чем обвинением самих галатов. 5:13–18 Исполнение закона 5:13,14. Другие иудейские учителя тоже подытоживали эту заповедь «закона, цитируя Лев. 19:18 . А Павел предпочитает такой вариант всем другим, поскольку это была формулировка, предложенная Иисусом ( Мк. 12:31 ). 5:15. В древности (особенно во времена «Ветхого Завета, см., напр.: Прит. 30:14 ) была популярна метафора, даже гротеск, – «поедание» друг друга. Это считалось страшным роком или немыслимым нечестием(каннибализм в древности пугал людей даже больше, чем в современном мире). 5:16. «Поступайте по духу», т. е. ходите путями Господа в праведности, в законе, – это выражение характерно для Ветхого Завета и иудаизма (см., напр.: Лев. 26:3 ). Здесь оно означает призыв не идти на поводу у других, а вести надлежащий образ жизни. Иудейские учителя описывали свои нравственные установления, которые опираются на ветхозаветный закон, как halakah, что букв, означает «ходить». Хотя это выражение не было характерно для греческого языка, читатели Павла (особенно те, кто был знаком с Ветхим Законом и иудаизмом) вполне могли его понять. Возможно, у Павла здесь ссылка на Иез. 36:27 : когда в конце времен Бог даст Своего Духа Своему народу, он будет «ходить» во всех Его заповедях, хотя и не сможет соблюсти праведность закона своими силами.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/kult...

Адисатра – 23. VII, 1, 67 (Р: δισθρα; Η: δεισθρα) – внутренний город Индии; считают, что это нын. город Нагпур (21 °09» 79°05» шт. Махараштра; в центре Индии). Птолемей относит его к области не адисатров, а других народов (см. § 66). См. Адисатр. адисатры – 23. VII, 1, 71 (Р: δσαθροι; Η: δεσαθροι) – народ во внутренней части Индии. Полагают, что они жили: 1) в горах Адисатр (см.); 2) к югу от Нагпура (см. Адисатра) до среднего течения Годавари; 3) основная территория их обитания – к югу от реки Нарбада (=Нармада), а также восточная полоса гор Виндхья. Адисдара – 23. VII, 1, 53 (δισδρα) – город в области области Прасиака, области прасиев=Прасийской области, у нижнего течения нын. реки Бетва (впадает в Джамну под 25°57» 79°54») или реки Чамбал (впадает в Джамну под 26°33» 79°04»), на месте нын Atra (?) (Неясно. Может быть, имеется в виду Atarra, Атарра, 25°17» 80°35» на юге штата Уттар-Прадеш, довольно далеко к юго-востоку от нижнего течения реки Бетва?). Некоторые идентифицируют как древний город Ахиччхатра (см. Каллинипаза). адраисты – 7. XVII, 91, 2 (δρεστα). 17а. V, 22, 3 (δραστα), (у Юстина, XII, 8, 9 – Adrestae) – индийский народ в Пенджабе по ту сторону реки Гидраот (нын. Рави), с укрепленным городом Пимпрамы, по индийским источникам не определяется. Предполагают узко ограниченное местное название (санскр.) adhsa (неотразимые, непреодолимые; непобедимые). Отождествление с аратриями (см.) отвергается. Адриан – 28. LXIX, 16, 1 – римский принцепс (117–138 гг. н. э.). Адрис – см. Аруадий. Адуле (или Адулис, и др.) – 44.1, 4. 49. XI, 15; 17; 19; см. также адулийцы – 44. I, 1 – город на севере Эфиопии у западного берега Красною моря (Аравийского залива), названный по местной народности; адулийцы – жители города Адулис. Адулисом считают развалины вблизи местности Зула (15°11» с. ш., 39°41» в. д., около 4 км от западного берега залива Зула) к югу от нын. города Массауа (=Митсива, 15°36» с. ш., 39°27» в. д.), в нын. Эритрее. В древности Адулис был одним из важнейших транзитных (посреднических) торговых пунктов на морском торговом пути между Египтом и Индией. В Адулисе, как и в соседнем Аксуме, было принято христианство.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Император Нерва (96-98) возвратил из заточения всех сосланных Домицианом, в том числе и христиан. Он запретил рабам доносить на господ и, вообще, боролся с доносами, в том числе и на христиан. Но и при нем христианство оставалось ещё недозволенным . При имп. Траяне (98-117) потерпели, в числе многих христиан, св. Климент , еп. Римский, св. Игнатий Богоносец , еп. Антиохийский и Симеон , еп. Иерусалимский, 120-летний старец, сын Клеопы, преемник по кафедре ап. Иакова. Имп. Адриан (117-138) гонения продолжал, но он принял меры для обуздания неистовства толпы против христиан. Обвиняемые должны были подвергаться судебному разбирательству и только по признании их вины наказываться. При нём впервые выступают защитники христиан — апологеты. Таковы были Аристид и Кондрат . Их апологии способствовали изданию указанного закона. Преемник Адриана, Антонин Пий (138-161), продолжал его политику в отношении христиан. При сильных гонениях в царствование Марка Аврелия Философа (161-180) принял мученическую смерть в Риме св. Иустин Философ , основавший там христианскую школу; тогда же, в 166 г. замучены были и его ученики. Особенно сильны были гонения в Смирне, где был замучен св. Поликарп , еп. Смирнский, и в галльских городах Лионе и Вене. Преемник Марка Аврелия, его сын Коммод (180-192), мало занимался делами правления. Он не продолжал политики отца в отношении христиан. Лично он был даже, скорее, благосклонен к ним, под влиянием на него одной женщины, Марции, вероятно — тайной христианки. Но и при нём были отдельные случаи преследования христиан. Так в Риме был казнен сенатор Аполлоний, защищавший в сенате христиан, обвинённый своим рабом в принадлежности к христианству. Но за донос казнён был и раб. При императоре Септимии Севере , занявшем престол после междоусобной войны и царствовавшем с 196 по 211 г., в Александрии, в числе других, был обезглавлен Леонид, отец знаменитого Оригена, а также брошена в кипящую смолу девица Потамиена, поразившая красотой исполнителей казни и своим мужеством обратившая ко Христу одного из них, Василида, также принявшего мученический венец. В Лионе был замучен св. Ириней , тамошний епископ. Особенно замечательны своим мужеством мученики Карфагенской области, где гонения были сильнее, чем в других местах. Здесь Фивия Перпетуя, молодая женщина благородного происхождения, несмотря на просьбы и слезы отца и материнскую любовь к своему ребенку, объявила себя христианкой, за что была брошена в цирк на растерзание зверями и добита мечом гладиатора. Та же участь постигла и другую христианку, рабыню Фелицитату, мучившуюся родами в темнице, и её мужа Ревоката.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2187...

С этого времени замечается решительная перемена в политических отношениях. Папа Захарий, равно как его предшественники Григорий II и Григорий III, а равно и не менее знаменитые преемники Стефан III (753—757), Павел I (757—767) и Адриан I (772—795) были носителями скорей светского принципа, чем представителями духовного идеала. Они также стремятся к образованию государства и подготовляют почву для светской власти папства, как Клодвиги, как Гогенцоллерны или русские собиратели Олеги и Калиты. Политические союзы, в которых выигрывает тот, кто хитрей и дальновидней, холодное и сознательное нарушение под клятвой данного слова, искусное подтасовывание исторических фактов и намеренная подделка документов — эта политика была в духе времени, ее разделяли и многие другие исторические деятели. Но в руках римских пап были еще другие средства к достижению преследуемых целей: они безгранично злоупотребляли религиозным чувством современников и насильно вымогали у них уступки посредством легенд и вымыслов, где главные роли распределялись между Христом, Богородицей, апостолом Петром и другими чтимыми у христиан именами. Захарий I, десять лет управлявший Римскою Церковью и итальянскими делами (741—752), нашел возможным замириться с лангобард-ским королем и без посредничества франков. Но он пожертвовал для того союзниками, не только предоставив Лиутпранду наказать герцогов Сполето и Беневента, но и подкрепив его силы римскими войсками. При этом пострадала, конечно, честь политики папы, но зато сберегался римский дукат и обеспечивалось возвращение 4 городов, занятых Лиутпрандом. Герцог Траземунд был пострижен в монахи, и место его занял подручник Лиутпранда, подчинился также и герцог Беневента; таким образом лангобардский король, по-видимому, достиг своей цели, у него не было врагов в Италии, власть его беспрекословно исполнялась во всей области, занятой лангобардами; такою властью далеко не пользовались его предшественники. Тем не менее, союз лангобардского короля с римским папою имел роковое значение для первого. Папа решился посетить короля в его лагере в Терни, чтобы окончательно установить вопрос о римском дукате. В торжественной процессии как наместник Христа на земле папа отправился к королю, производя на пути большое впечатление в народе.

http://sedmitza.ru/lib/text/442838/

После «аминь» архиерей поднимал дискос с мощами на голову и, предваряемый сослужащими ему иереями, выходил из храма, начиная литию. При выходе певцы пели литийный тропарь, при подходе к освящаемому храму – «Слава Тебе, Христе Боже...». Описанный порядок в целом просматривается и в «Слове на перенесение мощем»: вечерня, правда, в нем не указывается, хотя несомненно, что литанию к острову должна была предварять одна из суточных служб, и, согласно времени проведения литании, это была вечерня; панихиду заменили песнопения и молитвы, исполняемые всю ночь во время поисков святыни; затем была совершена утреня. На обратном пути процессия разделилась на две части. В Слове не говорится прямо, что ковчег с мощами был доставлен в город архиереем с «етером верным» на корабле, однако все последующее описание событий свидетельствует об этом. После отплытия высшего духовенства оставшиеся участники процессии отправились в обратный путь, начав его литийной стихирой, «хвалословесием»: «Взимайте ныне вси языци, якоже древле четверочастьну скинию...» 373 . При подходе к городу эту процессию встретил с «огнем» и торжественным шествием «князь градский» Никифор. В этот момент все, объединившись, исполнили «пение» – тропарь: «Раку обидем убо, яко кивота носяще...». Торжественная встреча со свечами за городскими стенами вновь приносимой реликвии, видимо, являлась необходимым атрибутом подобной церемонии. Об этом, например, сообщает Анастасий Библиотекарь в рассказе о принесении Константином Философом мощей св. Климента в Рим, у стен которого их встретил папа и горожане: «навстречу им вышел сам римский папа Адриан со всеми горожанами, несущими свечи» 374 . В Слове говорится, что вся процессия вошла в город, где Никифор вначале «сретение достойно приготова», а затем и «сътвори» его. Целование правителем раки при встрече мощей, но после того, как шествие вошло в город, свидетельствует о том, что корабль с мощами пришел в город после процессии. Встретив с почестями мощи св. Климента, Никифор «молил» столичных иерархов 375 поставить святыню на «мало время» на «новосозданем столпе града», который был возведен «во имя святаго Климента» и там «слово приношению почьсти».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010