И тотчас святой стал невидим. Подул благоприятный ветер. Путешественники прибыли в Византию до рассвета и пристали к берегу, на котором вблизи находился храм, где были положены тела святых мучеников, и с радостью высадились. Придя в храм к телам святых мучеников, святая Наталия с несказанною радостью припала к ним, лобызая их и проливая от радости слезы; приложив руку святого Адриана к его телу, она преклонила колена и долго молилась. Потом после продолжительной молитвы она встала и облобызала находящихся на оном месте братьев и сестер, так как там собралось много верных христиан, которые приняли ее с радостью, ввели ее внутрь дома и стали просить ее немного отдохнуть, так как видели, что она очень изнемогла от морского плавания. Когда она крепко заснула, ей явился во сне святой Адриан и сказал ей: – Хорошо, что ты пришла сюда, раба Христова и дочь мученическая: приди в покой свой, уготованный тебе от Господа, приди и восприми должную тебе награду! Встав от сна, святая Наталия рассказала свой сон находившимся при ней христианам и просила их помолиться о ней. После этого она уснула снова. Верующие через час пришли разбудить ее, но нашли ее уже скончавшеюся, ибо ее святая душа отошла в вечный покой ко Господу. Так, вскоре после страданий святых мучеников, и святая Наталия окончила свой мученический подвиг, хотя и без пролития крови. Много она спострадала святым мученикам, служила им в темнице и смотрела на их страдания, а также покинула ради целомудрия и дом свой и отечество, и в лике мучеников предстала пред Христом, Спасителем нашим, Коему со Отцом и Святым Духом воссылается честь и слава ныне, и присно, и во веки веков. Мученики Иулиан и Василисса Святой Иулиан родился в египетском городе Антиное, от богатых родителей. От юности возлюбив чистоту девства, он желал сохранить ее до самого конца своей жизни. Положив сию чистоту в основание всех других добродетелей, он пребывал в страхе Божьем, прилежно читая и изучая Божественные книги. Иулиан учился и еллинской мудрости, и христианскому учению, прошел и светскую философию, и в то же время хорошо изучил все божественное писание.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/svj...

После смерти мучеников язычники хотели сжечь их тела, но вдруг поднялась страшная гроза, разогнавшая всех слуг. Тогда Наталия похоронила тела мучеников и удалилась в свой дом. Тысяченачальник императорской армии хотел жениться на ней, но она, узнав об этом, скрылась в Византию. Туда же было перенесено и тело святого Адриана. Вскоре после этого во сне святой Адриан явился своей супруге и сказал, что скоро она будет упокоена Господом. И действительно, Наталия вскоре мирно скончалась на гробе своего мужа, оставив нам пример женщины-христианки, верной супруги и преданной помощницы мужа, особенно в сохранении веры Христовой и в мужественном исповедании этой веры пред гонителями. Хотя Наталия и не пострадала вместе со своим мужем, но Святая Церковь причислила ее к лику мучеников, которым она сострадала своей душой не менее, чем они страдали телом. 2 . О том, как угодны Богу семейные добродетели и чистота целомудрия, свидетельствует следующий рассказ из жития святого IV века, преподобного Макария Египетского (память 19 января). Однажды преподобный Макарий, углубясь в молитву, услышал небесный голос: «Макарий, ты не достиг еще такого совершенства, как две женщины, живущие в близлежащем городе». Старец взял посох и пошел в город; отыскав дом, постучал в дверь. Женщины с радостью приняли его. Тогда Преподобный сказал: «Единственно, для чего я предпринял на себя толикий труд, пришел сюда из дальней пустыни, чтобы узнать богоугодные дела ваши; не таясь, откройте их предо мною». «Человек Божий, – ответили на это женщины, – мы живем со своими мужьями, беспрестанно заняты домашними попечениями и у нас нет никаких добродетелей». Но святой продолжал настаивать, и тогда женщины рассказали ему следующее: «Мы две снохи, супруги родных братьев; пятнадцать лет живем вместе и за это время не слыхали друг от друга ни одного досадного слова; мы не имеем детей, но если Господь даст их, то первое попечение наше будет молить Его, чтобы помог нам воспитать их в вере и благочестии. Неоднократно мы советовались между собой вступить в лик святых дев, но не могли испросить на то позволения супругов. Чувствуя их любовь к себе, мы решили остаться с ними и служить им утешением. А чтобы наша жизнь хотя несколько похожа была на жизнь святых пустынниц, мы положили в сердце своем избегать шумных бесед, быть по возможности дома и заниматься домашними делами». Выслушав это, святой Макарий сказал: «Поистине, Бог не смотрит, дева ли кто или супруга, инок или мирянин, но ищет только сердечного произволения на добрые дела: это произволение приемлет Господь, и на него взирая, ниспосылает Святого Духа, управляющего житием каждого желающего спастись».

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Shima...

Антиной, где они обратили многих ко Христу своим учением и чудесами. Со смертью Валента, когда вступил на престол Феодосий Великий, то он возвратил всех сосланных арианами в ссылку. Тогда он поставил Евлогия епископом Едессы, а Протоген был рукоположен в епископа г. Карии, в Месопотамии. Св. Мина был патриархом Царяграда, жил к VI столетии. Сначала он был пресвитером и надзирателем над странноприимным домом св. Сампсона (память его 27-го июня). В сане патриарха Мина перенес немало скорбей от папы Василия по случаю споров по поводу монофизитской ереси, против которой был 3 Вселенский Собор. При Мине был освящен знаменитый храм св. Софии, созданный императором Иустинианом. При нем же было следующее, весьма поразительное чудо в Константинополе. Один еврейский мальчик, зашел в храм с христианскими детьми, причастился св. Таин вместе с ними. Отец, узнав об этом, страшно рассердился на сына и бросил его в раскаленную печь, в которой делалось стекло. Мать не знала этого и 3 дня искала сына. На 4-й день она услышала голос сына из печи и вынула его оттуда живым. Отрок рассказывал, что он не сгорел потому, что одна пресветлая Жена часто приходила к нему, остужала огонь и приносила пищу и воду. Весть об этом чуде разнеслась по всему городу, дошла до патриарха и царя. Мать и отрок приняли крещение, а упорный отец был казнен, как человекоубийца. 26-е число Мученики Адриан и Наталия были супруги и соединены супружеством только один год. Жили при императоре Максимиане, в Никомидии Вифинийской. Этот император, воздвигнув гонение на христиан, обещал награды тем, которые будут указывать скрывающихся христиан или сами станут приводить их. Явилось множество доносов. В это время, по доносу, было взято 23 христианина в пещере близ Никомидии. Их мучили, заставляя поклониться идолам. Затем привели в судебную палату, чтобы записать их имена и ответы. Начальник палаты Адриан, видя страдания святых мучеников, спросил: «Какой награды ожидаете вы от своего Бога на свои мучения?» Они отвечали: «Такой, какой уста наши не могут рассказать, а уши твои не могут слышать, и ум постигнуть».

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/z...

Его мать звали Татьяной…  – Мать писателя – Татьяна Васильевна Зайцева, урожденная Рыбалкина (1844–1927). «Принеси жертвы великой Артемиде».  – Артемида – в греческой мифологии языческая богиня охоты, требовавшая жертвоприношений не только животных, но и человеческих. …Спаситель тосковал в Гефсиманском саду…  – В Гефсиманском саду у подножия горы Елсон Иисус Христос уединился после Тайной Вечери, накануне дня своей смерти, испытывая томительную душевную муку. …Иоанн III взял Софию Палеолог, греческую царевну, стала она русской царицей.  – Софья (Зоя) Палеолог (?–1503) – племянница последнего императора Византии Константина XI, ставшая в 1472 г. женой великого князя московского Ивана III (1440–1505). Позже «царевна София» петровских времен…  – Софья Алексеевна (1657–1704) – русская царевна, правившая Русским государством в 1682–1689 гг. при своих малолетних братьях – царях Иване V и Петре I; была свергнута Петром и заключена в Новодевичий монастырь. Жила в Никомедии… Ее муж Адриан, «претороначальник»…  – Тайно исповедовавшая христианство Наталия (ум. 304) – жена претора высшей римской магистратуры Адриана, который также принял христианство и был казнен в Никомидии императором Максимианом. Наталия перевезла мощи мученика Адриана в Византию. Видение на пути в Дамаск известно, трехдневное ослепление Апостола блеском Христа…  – Явление Христа Савлу (будущему Апостолу Павлу) на пути в Дамаск описано в Новом Завете Библии (Деяния святых Апостолов, гл. 9). Судьба Тургенева ( 27 ) Русская мысль. 1958. 13 сент. Печ. по этому изд. «Воспоминания», предсмертное его писание о детстве… – «Воспоминания» Л. Н. Толстой начал писать в 1903 г., а в 1906 г. работу над ними прервал. Леонтьев просто восторгался красотой и барственностью его.  – «Росту он был почти огромного, широкоплечий, – вспоминал Леонтьев первую встречу с Тургеневым, – глаза глубокие, задумчивые, темно-серые; волосы у него были тогда темные, густые, как помнится, несколько курчавые, с небольшой проседью; улыбка обворожительная, профиль немного груб и резок, но резок барски и прекрасно. Руки как следует красивые, „des mains soignees“, большие, мужские руки. Ему было тогда с небольшим 30 лет. Одет на нем был темно-малиновый шелковый шлафрок и белье прекрасное. Если бы он и дурно меня принял, то я бы за такую внешность полюбил бы его. Я ужасно был рад, что он гораздо героичнее своих героев» ( Леонтьев К. Страницы воспоминаний. СПб.: Парфенон, 1922. С. 20–21).

http://azbyka.ru/fiction/svjataja-rus-za...

Однажды отрок еврей, войдя с христианскими детьми в церковь , приобщился с ними св. таин. Вернувшись домой, на вопрос отца, он рассказал всю правду. Услышав о том, что он приобщился св. таин, отец разгневался до того, что, схватив дитя, бросил его в горящую печь, в которой он делал стеклянные вещи, и не сказал об этом ни слова жене. Мать же, ища дитя повсюду и призывая его с плачем по имени, в третий день уже подошла к печи, из которой услышала голос мальчика. Еврейка поторопилась вынуть его оттуда, и на ее вопрос: «как ты в таком огне не сгорел и остался жив?» мальчик отвечал: «какая-то женщина пресветлая приходила ко мне, охлаждала огонь, подавала мне воду и давала пищу, когда мне хотелось». Мать и отрока окрестили, а ожесточенный еврей был наказан смертью. 26. Св. муч. Адриан и Наталия Мученица без пролития крови Св. муч. Наталия была мученицею без пролития своей крови; ибо много спострадала сердцем святым мученикам, служа им в узах и смотря на страдания их. 27. Пред. Пимен Великий Свидание лучше на небе, чем на земле Мать преп. Пимена желала видеть этого пустынника и пришла к нему; но он в оконце ее спросил: «здесь ли она хочет его видеть, или там по смерти? Если здесь, там не увидишь; а если откажешься здесь, там увидишь». Она согласилась на последнее – и отошла от келлии. Твердость христианского характера Один князь желал видеть преп. Пимена, но преподобный решительно отказал ему в этом; когда же тот усиливался и заключил его племянника в темницу за какую-то вину, сказав, что выпустит его, если преп. Пимен о нем походатайствует; Пимен и не думал ходатайствовать. Когда же князь просил его, по крайней мере, написать ему что либо, преп. Пимен написал: «рассмотри вину юноши, и, если он достоин смерти, умертви его; а если нет, накажи и отпусти». Отчего бывает пища вкусна Царь Феодосий посетил преп. Пимена; преподобный распустил в воде соли, накрошил туда черствого хлеба и угостил царя; Феодосий сознался, что никогда, не вкушал такой приятной пищи: «это оттого, отвечал преп. Пимен, что у нас пища приготовляется с молитвою и благословением, а у вас без молитвы, с ропотом и бранно. Должно покрывать грех брата

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Bandak...

8.08 Преподобная Тасия , блудница – П-2, 295–296; ПМВ, 584. Нет Ж12, П, РМ, ПЦК, Э. 11.08 Преподобные и преподобномученики Феодор , мытарь и Василий Печерские (1098) – Ж12, 160–172; РС, 457–458; ПЦК; Э. Нет РМ, П, П-2, ПМВ. Мученики Павел и Иулиания и прочие с ними ( воины-гонители Квадрат , Акакий и Стратоник ) – П-2, 310 об.–311; Ж12; РМ; П; ИЖС; ПМВ («и дружины их»); ПЦК; Э («прочие» не расшифрованы). 24.08 Мученица Сира (558), – Ж12, 402–420; ПЦК; Э. Нет РМ, П, П-2, ПМВ. 26.08 Мученики Адриан , и Наталия (305–311) – Ж12, 441–462; ИЖС, 198–200; РМ, 416; П, 261; П-2, 323 об.–324; ПМВ, 586; ПЦК; Э. Преподобный Киприан Сторожевский (XVI в.), разбойник – РС, 472; Э (без Жития). Нет РМ, ПЦК. 27.08 Ливерий-исповедник , папа Римский (366), – Ж12, 484–485; П, 268; П-2, 326 об.–327 (преподобный Ливерий); ПМВ, 587; ПЦК; Э. Нет РМ. 28.08 Преподобный Моисей Мурин (IV в.), разбойник – Ж12, 479–498; П, 269; П-2, 328–329; ПМВ, 587; РМ, 417; ПЦК; Э. 1 Наглядная иллюстрация тому – судьба святого Петра, из всех апостолов падавшего, кажется, ниже других, но именно его, на собственном примере познавшего все величие и низость, силу и слабость человеческой души, Учитель избрал в основание новой церкви. Очень точно об этом в поэтической форме говорит «Стих о Петре апостоле» С. С. Аверинцева ( Аверинцев С. С. Стихотворения и переводы. СПб., 2003. С. 31–35). 3 Принятое нами условное обозначение агиографических персонажей этой группы – «грешный святой» – калька немецкого термина «der sündige Heilige», предложенного первооткрывателем темы Э. Дорном (Dorn E. Der sündige Heilige in der Literature des Mittelalters. München, 1967). Впрочем, основным объектом его исследования стали не житийные тексты, но средневековые легенды о раскаявшихся великих грешниках: блуднице Афре, папе Григории, Юлиане Милостивом и др. 4 Цельс в этом случае исходил из представления о жесткой предопределенности и неизменности человеческой природы, характерного для античной антропологии. См.: Аман А.-Г. Повседневная жизнь первых христиан. 95–197. М., 2003. С. 143. Впервые этот мотив возникает уже у Лукиана, насмешливо поведавшего о карьере проходимца Перегрина в одной из раннехристианских общин.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/ot-proto...

Богородичен: Яко воистинну неизвещанна и непостижима/яже Твоего боголепнаго, Богородице, суть рождества,/сущим на земли и на Небеси, Приснодево, таинства. Песнь 5 Ирмос: Божиим светом Твоим, Блаже,/утренюющих Ти души любовию озари, молюся,/Тя ведети, Слове Божий,/истиннаго Бога,/от мрака греховнаго взывающа. Десятица сугуба страдалец с простою троицею, Христа ныне моляще,/разрешиша соуз нечестия,/суща безкрепостна, крепостию Троичною, доблественнии. Якоже солнце, посреде стоя звезд светлых, Адриане,/с тобою страждущих облистал еси светом благочестия,/нечестия мглу отгнав, и просветил еси мира концы. Роса глагол твоих честных/исцеление болезней воистинну твоему супружнику бысть,/вкусившу лучших любовь, Богомудрая Наталие, мучеников сожительнице. Богородичен: Богородицу Тя от души, Владычице мира Благая, исповедающих спаси:/Тя бо предстательство непоборимое имамы,/истинную Богородительницу. Песнь 6 Ирмос: Житейское море,/воздвизаемое зря напастей бурею,/к тихому пристанищу Твоему притек, вопию Ти:/возведи от тли живот мой, Многомилостиве. Христовою окормляеми дланию благочестно,/безбожия пучину преидосте/и ко пристанищу тихому Вышния светлости, страдальцы Господни, устремистеся. Яко цвети, благоухают подвиг твоих, мудре, яже паче естества одоления,/ибо Божие явился еси, Адриане, благовонно кадило,/огнем мук опаляемь. Добротою веры святая твоя душа украшена, всечестная,/и, доброту ищущи, яко воистинну Христову безмерную, Наталие,/желания не погреши. Богородичен: Всечистая Владычице, рождшая человеком Кормчия Господа,/страстей моих непостоянное и лютое утоли смущение/и тишину подаждь сердцу моему. Кондак, глас 4. Подобен: Явился еси днесь: Мученик возсия Божественная память/и земныя озари вся концы светло, с веселием зовущих:/Ты еси мучеников, Христе, радование. Икос: На Древе Крестнем плотию пригвожденнаго Христа Царя возжелавше доблественне, воини,/усердно болезни лютыя и муки страшныя претерпеша,/поправше идольское нечестие все и беззаконных сопротивления низложше,/десятица сугубая и троица мученик./Темже Адриан и Наталия, супруг красный сих зряще,/поревноваша им и, радующеся, вопиют:/Ты еси мучеников, Христе, радование.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

В 1699 году, когда нужно было копать рвы для фундамента новой каменной церкви во имя иконы Смоленской Божией Матери, строитель Борисоглебского монастыря Адриан с братиею просил митрополита Рязанского Стефана, блюстителя патриаршего престола, перенести гроб преподобного из часовни. Митрополит изъявил своё согласие. Гроб преподобного Корни- лия был перенесён из часовни и поставлен на том месте, где была ризница. При этом находился священник Рождественского собора в Московском кремлёвском дворце Василий, духовник царевны Наталии Алексеевны, впоследствии Даниловский архимандрит Варлаам. В 1702 году приходила помолиться ко гробу Корнилия одна слепая девица, и как помазали тою мокротою от преподобного глаза её, возвратилось к ней зрение – и она стала видеть. Тогда Царевна Наталия Алексеевна положила намерение: когда будут церковь святить, тогда б и гроб Корнилиев, раскрыв, осмотреть. В 1705 году окончена была постройкою церковь Смоленская. На освящение её Государыня царевна звала митрополита Рязанского Стефана, чтобы в то же время осмотреть и гроб Корнилиев. Митрополит Стефан отказался за немощью своею и велел звать для того Ростовского митрополита Димитрия. Святитель Димитрий, в присутствии Государыни царевны, освятил церковь 23 и свидетельствовал мощи преподобного. Тут же допрашиваема была и та девица, которая была слепа и стала видеть от помазания тою мокротою, что снята была с груди Корнилия – и взята была у той девицы сказка за рукою родного брата её. С того времени и Государыня царевна, и святитель Димитрий стали почитать Корнилия за святого. Государыня царевна приказала столярам своим сделать новый кипарисный гроб и обить парчою. А святитель Димитрий приказал священному чину положить в этот гроб святые останки преподобного и под них бумажник. Убранные таким образом святые останки снова осмотрели Государыня царевна и святитель Димитрий и перенесли в церковь и пели панихиду и поставили на место, где и доныне обретаются. 24 С тех пор стали изображать преподобного Корнилия на иконах, а святителем Димитрием тогда же в честь его были написаны тропарь и кондак 25 и, после, молитва .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Svir...

Весной 304 г. был издан 4-й эдикт, повторявший отчаянные меры императора Деция. Все христиане под страхом смерти были обязаны совершить жертвоприношения. От применения этого эдикта по всей империи, за исключением Галлии и Британии, пострадало множество верующих. 1 мая 305 г. Диоклетиан сложил с себя власть, заставив поступить так же Максимиана Геркулия. С этого момента Гонения фактически прекратилось на Западе, во владениях ставшего августом Констанция Хлора и его наследника Константина Великог . Не возобновлялись преследования христиан и другими правителями Запада — Флавием Севером, Максимианом Геркулием и Максенцием. При императоре Галерии (293–311) После отречения Диоклетиана возглавил тетрархию и принял в управление Восток империи. Во владениях империи Галерия (Иллирик и Малая Азия) и его племянника, не менее фанатичного врага Церкви, цезаря Максимина Дазы Гонения продолжились. Евсевий сообщает, что Максимин Даза в 306 г. обнародовал новые эдикты, которые предписывали, чтобы наместники провинций заставляли всех христиан совершать жертвоприношения. Следствием этого стали многочисленные мученичества. В Александрии по приказу префекта Египта был обезглавлен мученик Филором вместе с епископом Тмуитским священномучеником Филеем. В Палестине почти ежедневно происходили экзекуции; среди пострадавших был Памфил , друг и наставник Евсевия Кесарийского . Множество христиан Кесарии Палестинской были осуждены на каторжные работы в рудниках. Несмотря на некоторый спад преследований, число мучеников, пострадавших при императоре Галерии и почитаемых Церковью, также чрезвычайно велико. Из них широко известны великомученик Димитрий Солунский , Адриан и Наталия Никомидийские , Кир и Иоанн бессребреники , великомученица Екатерина Александрийская , великомученик Феодор Тирон ; многочисленные дружины святых, такие как 156 Тирских мучеников во главе с епископами Пелием и Нилом , никомидийские священномученики Ермолай, Ермипп и Ермократ , Египетские мученики Маркиан, Никандр, Иперехий, Аполлон и др. , Мелитинские мученики Евдоксий, Зинон и Макарий , Амасийские мученицы Александра, Клавдия, Евфрасия, Матрона и др. , Вифинские мученицы Минодора, Митродора и Нимфодора , Кесарийские мученики Антонин, Никифор и Герман , Еннафа, Валентина и Павла .

http://azbyka.ru/palomnik/Рим

Есть исключительная сила чувств, есть такие избранные и верные сердца, которые любят в разлуке еще крепче, чем когда находятся с любимыми людьми, которые среди измен и испытаний любят так же неизменно, как в те счастливые дни, Когда любви светило Над ними весело всходило, которые через десятки лет, за эти долгие годы не видав предмета любви, любят с той же исключительностью, тою же глубиною, тою же заботою. И вот именно такое чувство и должно быть в наличии при заключении брака: надо, чтобы две души как бы поглощали одна другую, жаждали духовного единения тою жаждою, которая с годами и с падением страсти не только не прекращается, но еще увеличивается. Один богатый и знатный человек очень высокой духовной жизни, воспитав детей, давно уже взрослых, тихо доживал свой век с женой, которая, как и он сам, была женщиной чистой и пламенной души. Последние годы своей жизни он говаривал: «Какая непостижимая тайна и глубина в душе человеческой: кажется, я бы мог за сорок с лишком лет нашего брака хорошо узнать мою жену — мы жили с нею дружно. А между тем я открываю в ней все новые и новые черты, о которых я раньше не знал». Я знал еще одну супружескую чету, замечательно дружную, согласную. На свадьбу муж пошел к венцу столь же чистый, как его невеста. За сорок лет своего супружества они не разлучились ни одного разу. Детей их всегда смущал вопрос о том, как один из супругов останется жить без другого. Они тоже, казалось, не только никогда не надоедали друг другу, но, чем теснее было их общение, тем больше была жажда продолжения и углубления этой близости. Они вместе по утрам молились, вместе по вечерам читали Евангелие. Эти двое лиц действительно представляли собою живую «домашнюю Церковь», о какой говорит апостол. Христианские летописи знают много великих примеров высокого христианского роста согласных супругов. Во время пребывания императора Максимилиана в Никомидии по его приказу были приведены на суд христиане и подвергнуты пыткам. Их мужеством был поражен один из начальников претории, молодой, знатный и богатый язычник Адриан. Он стал расспрашивать мучеников об их вере, и внезапно во время этой беседы благодать коснулась души Адриана, он уверовал и, став посреди претории, крикнул писцам: «Напишите на одном листе вместе с именами этих праведников и мое имя, ибо я верую во Христа и с радостью за Него умру». Когда до жены Адриана, Наталии, дошел слух о том, что ее муж хочет умереть с христианскими мучениками, она обрадовалась, ибо была тайною христианкой, поспешила в темницу и умоляла Адриана не бояться предстоящих мук. После долгой беседы с мужем Наталия обошла всех узников и умоляла их укреплять новообращенного своими наставлениями и беседами о сладости вечной жизни, чтоб внушить ее супругу терпение. Они успокаивали друг друга.

http://pravoslavie.ru/2328.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010