III. Св. муч. Наталия, супруга св. муч. Адриана, служит образцом истинной христианской любви к своему мужу и верности ему до самой смерти своей. Адриан был начальником судебной палаты и пользовался между языческими властями большим почетом. Он жил в царствование Максимилиана, жестокого гонителя хрисииан. Однажды в его палату привели несколько христиан, преданных различным пыткам и мучениям. Видя непоколебимое терпение св. мучеников. Адриан спросил их: «Какой награды ожидаете вы от своего Бога за эти мучения?» Они ответили: «Такой, какой уста наши не могут рассказать, а уши твои не могут слышать и ум постигнуть». Уразумев истину, Адриан сказал тогда писцам, записавшим имена преданных на мучения: «Запишите и меня, так как и я христианин, и я с радостию умру за Христа Бога». Когда донесли об этом царю, то тот велел заковать и отвести исповедника в темницу. Один из слуг Адриана поспешил известить об этом его супругу, Наталию, которая в душе уже была христианкою. Исполнившись радости, что муж ее решился принять мученический венец, она тотчас же поспешила к нему со словами ободрения. Лобызая его узы, Наталия со всею силою глубоко верующей души старалась воодушевить своего мужа на предлежащий ему подвиг. С полным самоотвержением проводила она время в темнице, омывая раны св. мучеников и своими словами укрепляя их веру и надежду на Христа. Среди самых мучений, св. Наталия не переставала поддерживать мужество страдальцев. «Молю тебя, – говорила она своему Мужу Адриану, – когда предстанешь Христу, то принеси за меня первую молитву, чтобы не принудили меня выйти за другого мужа – язычника. Тогда расторгается союз наш». Когда, после смерти мучеников, язычники хотели сжечь тела замученных, то вдруг поднялась страшная гроза, разогнавшая всех слуг. Тогда Наталия похоронила тела мучеников и удалилась в свой дом. Тысяченачальник императорской армии хотел жениться на ней, но она, узнав об этом, скрылась в Византию. Здесь явился ей во сне Адриан и сказал, что она скоро будет успокоена Господом. И действительно, она вскоре мирно скончалась, оставшись таким образом верною и неизменною помощницею своему мужу, особенно в сохранении им веры Христовой и достижении мученического венца. Хотя Наталия и не пострадала вместе с своим мужем, но св. церковь причислила ее к лику мучеников, коим она сострадала своею душою не менее того, чем они страдали телом. («Чет.-Мин.»).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Ученики: апостол Варфоломей Филипп и Варфоломей (Нафанаил) Как запомнить имена 12 апостолов 12 апостолов Апостолы: посланники и главные миссионеры Апостолы: Как двенадцать человек могли изменить весь мир? Апостолы   Православные праздники 8 сентября  Сретение Владимирской иконы Пресвятой Богородицы (празднество установлено в память спасения Москвы от нашествия Тамерлана в 1395 году). По церковному преданию, Владимирская икона Божией Матери была написана евангелистом Лукой. В XII веке икона была привезена из Византии на Русь. Икона становится известной благодаря совершаемым ей чудесам. В 1395 году завоеватель Тамерлан с огромным войском подошел к границам Руси. В Москве было совершены молебны и крестных ход с привезенной из Владимира Владимирской иконой Божией Матери, после чего Тамерлану снится сон, в котором ему в лучезарном сиянии является Величавая Жена. Толкователи поведали Тамерлану, что сияющая Жена есть Матерь Божия, великая Защитница Христиан, после чего Тамерлан увел войска от границ Руси. В память избавления Русской земли от Тамерлана на Кучковом поле, где была встречена икона, был построен Сретенский монастырь, а 8 Сентября было установлено общероссийское празднование в честь сретения Владимирской иконы Пресвятой Богородицы.   Владимирская икона Божией Матери Мчч. Адриана и Наталии и прочих 23, с ними пострадавших (305-311). Супруги Адриан и Наталия жили в IV веке в Римской империи. Во время гонений на христиан Адриан и Наталия приняли мученическую смерть за Веру Христову. Адриан и Наталия: История в картинках Имя Наталья и Рождество Христово. Что их связывает?   Православные праздники 9 сентября  Прп. Пимена Великого (ок. 450).   Христианский святой, почитаемый в лике преподобных, автор сборника наставлений, известного как «Афоризмы». Основал монастырскую общину в египетской пустыне, вел праведный аскетический образ жизни.      Православные праздники 10 сентября   Прав. Анны пророчицы, дщери Фануилевой, встретившей Господа Иисуса Христа в храме Иерусалимском (I).

http://foma.ru/pravoslavnyie-prazdniki-v...

Мученик Адриан пострадал в возрасте двадцати восьми лет, оставив ради Христа свои мирские богатства. Тела всех мучеников были перевезены затем в Византию. Благочестивая Наталия после мученической кончины своего мужа хранила как великую святыню часть его святых мощей — его руку. Она достойно сохраняла супружескую верность и после страданий супруга, когда ее пытались сосватать: “…не предала еси целомудрия твоего” 7 — говорится в службе. Для этого она покинула Никомидию, отправившись с другими христианами в Византию, где находилась гробница ее мужа. При этом она дважды сподобилась чудесным образом узреть святого Адриана. Явившийся мученик возвестил ей радость, что Господь принимает ее в Свои Небесные обители. Находясь рядом с гробом своего супруга, она, уснув телесным сном, перешла в жизнь вечную. Собор святого Лоренцо Великого в Милане Церковь почитает святую Наталию вместе с ее супругом как мученицу, которая, сострадая ему, явила мужество веры “по чувству и по трудам” 8 . Святая Наталия “окончила свой мученический подвиг, хотя и без пролития крови” 9 . В некоторых древних Месяцесловах указана дата ее кончины — 1 декабря 10 . Их житие было написано “не ранее пятого столетия” 11 . В конце VI, начале VII века мощи мученика Адриана 8 сентября были перенесены в Рим и, как пишет архиепископ Сергий, “находятся в церкви его имени на форуме римском” 12 .Мощи же мученицы Наталии почивают ныне в миланском соборе святого Лоренцо Великого. Мученик Адриан добровольно присоединился к уже схваченным христианам, но, по Евангельскому слову, он, однако, пострадал первым (Мф 19:30) и его имя сохранилось в церковной памяти. Святые мученики-супруги являют пример ревности в вере, семейной верности и преданности друг другу. В акафисте им говорится: “Радуйтеся, супрузи блаженнии, на земли в любви поживши и по смерти не разлучившиися” 13 . В службе они прославляются также как супружеская двоица: “О вожделенная двоица и возлюбленная Христу… Но, о двоице святая, о нас Богу молитеся” 14 . 1 Лебедев А. П. Эпоха гонений на христиан и утверждение христианства в Греко-римском мире при Константине Великом. Изд. 2. СПб., 2003. С. 117–118.

http://pravmir.ru/svyataya-muchenitsa-na...

Но вот св. Адриана привели на мучение. По приказанию царя, его стали битъ палками: потом царь велел четырем сильным слугам бить св. мученика дреколием. И когда Адриан мужественно терпел сии муки, не желая признать языческих богов и поклониться им, царь велел мучителям бить его по чреву. После сих страданий велел связать его с прочими мучениками и снова заключить в темницу. Что же св. Наталия? Как истинно любящая жена, желающая супругу своему сокровищ и радостей небесных, она, как пред мучениями, так и после мучений св. Адриана, утешала и укрепляла его. Положив руку свою на выю его, она говорила ему: «блажен ты, господин мой, что сподобился чести св. мучеников! Блажен ты, свет очей моих, что страдаешь за Пострадавшего за тебя!“ – Когда царь узнал, что узники изнемогли от ран и едва живы, то он приказал принести к ним в темницу железный молот и наковальню, и молотом на наковальне сокрушить им ноги и руки. В темнице была и Наталия: она не переставала служить мужу своему и прочим св. узникам. Св. мученики сами клали на наковальню ноги и руки свои и говорили: Господи, приими наши души! Тела св. мучеников царь приказал сжечь. Слыша это, св. Наталия похитила руку мужа своего и скрыла ее. А когда св. тела брошены были в разженную печь, то св. Наталия устремилась к печи, желая умереть вместе с супругом своим, но ей возбранили это. Вдруг загремел гром, заблистала молния, и пролился сильный дождь. Печь угасала и слуги бежали. Верующие взяли тела св. мучеников, не поврежденные огнем, перенесли их на корабль и отправили в Византию. Благодарение Господу, все мы, братие, свободно исповедуем свою веру и никто не мучит нас за Христа. Но мы можем подражать св. Наталии и супругу ее Адриану, когда из любви к Богу, для царствия Христова терпеливо будем переносить постигающие нас скорби и горести жизни. Поступая таким образом, мы будем укрепляться в вере в Бога и уготовлять себе награду на небесах. Но как переносим мы скорби и горести жизни? Вот, напр., постигает нас тяжкая болезнь, недобрые люди несправедливо делают нам обиды и напасти. И мало ли каких бед и зол не встречаем мы в земной жизни? Но вместо того, чтобы переносить их великодушно, во имя Господне, мы часто скорбим и досадуем, и ропоту и слезам нашим нет конца. От того мы теряем веру свою в Бога и лишаемся венца небесного. Пример св. Наталии да укрепит всех нас среди наших бед и скорбей.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Yakimov/p...

Но против такой кандидатуры восстала вдовствующая царица Наталия Кирилловна, недовольная снисходительностью Маркелла к иноверцам и всецело стоявшая на стороне митрополита Адриана, единонравного советника, задушевного друга покойного патриарха 13 . Ее поддерживали многие архимандриты, игумены и низшее духовенство, опасавшиеся, чтобы Маркелл не стал снисходительно относиться и на патриаршей кафедре к иноверцам России; а архимандрит Новоспасского монастыря будто бы подал даже донесение царице, обвиняя Маркелла в ереси 14 . Сообщение Гордона существенно меняет картину избрания в патриарха Адриана. Можно думать, что два других официальных кандидата, выставленные освященным собором не были серьезными претендентами на патриаршую кафедру, являясь только для соблюдения установленного порядка избрания патриарха. М. Адриан еще до собора был предизбран, намечен светской властью – царицей, за которой стояла старорусская партия, и ее сыном, царем Петром, уступившим желанию матери. Избрание соборное 22 августа было соблюдением формальности, церковным узаконением царского выбора. Колебание и отказ Адриана занять патриаршую кафедру, при сообщении Гордона, также носят иной оттенок сравнительно с «чином возведения». М. Казанский отказывался не по одному только смирению и сознанию своей немощи, что конечно тоже имело место при известном нравственном складе характера Адриана, но и по нерешительности занять важный, ответственный пост предстоятеля всей Русской церкви в такое тревожное время, когда предвиделась борьба двух главных партий русского общества – старой и молодой, когда сам молодой царь уже заявил себя сторонником новшеств, намечая даже в кандидаты на патриаршую кафедру «снисходительного к иноверцам ученого мужа Маркелла». Только долгие, неотступные просьбы государей и освященного собора убедили, быть может, Адриана в том, что борьба с молодым царем, в то время не принимавшим участия в делах правления и продолжавшим свои «потехи» 15 , не будет опасна для церкви, что Петр, как уступил матери своей в важном факте избрания предстоятеля русской церкви, так будет уступчив и ему в других церковных делах.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

– А какие представления существовали у язычников? В чем различие? – Отличие заключается в том, что христианский брак не ограничивается перспективой земного бытия. Это не только благословленное общение между мужчиной и женщиной и продолжение человеческого рода, но прежде всего определенное духовное делание. Супруги, пройдя через обычные для любого брака этапы, выходят на особую высоту единства духовного и душевного. И единство это сохраняется после их смерти. Мы знаем большое количество святых супругов – это святые Петр и Феврония Муромские ( 8 июля празднуется их память. – Ред.) , Кирилл и Мария ( родители преподобного Сергия Радонежского. – Ред.) , Иоаким и Анна, Адриан и Наталия… В язычестве такого понимания, разумеется, не было. Оно могло возникнуть только на почве христианского представления о ближнем как главном камертоне отношения к Богу, из понимания необходимости жертвенного подвига как фундамента и первоосновы всего бытия вообще, а не только отношений между супругами. Вот так, на фоне осмысления супружества, постепенно складывается чин церковного благословения брака. Только к XVII веку он был формализован в том виде, какой сейчас мы имеем в наших православных храмах. Вообще, венчание – единственное Таинство, в котором мы находим огромнейшее разнообразие форм! Некая сердцевина – молитва «Боже Святый» – присутствует уже в IV веке, а остальное могло варьироваться.  Венчание… в осуждение? – Невенчанный брак считается неправильным, греховным? – Нет. Глубоко неверно и опасно считать, что невенчанный брак является синонимом блуда. Законный брак – то есть не тайный, объявленный перед обществом и определенным образом юридически зарегистрированный – полностью признается Церковью. И это четко прописано в Социальной концепции Русской Православной Церкви. – Если обычный брак не может считаться неправым перед Богом, зачем нужен еще и чин венчания? – Дело в том, что, не имея церковного благословения, христианам будет непросто выстраивать свои супружеские отношения так, чтобы они явились для них лестницей в Царство Небесное. Точнее – чтобы в браке уже сейчас созидать Царство Небесное. А для этого Таинство и существует.

http://azbyka.ru/venchanie-velikanov

– В действительности Петр I боролся в России не с папским теократизмом, а с теорией симфонии властей. Петровская система территориализма. – Петровская система территориализма или Иозефинизма. Мартенс фон-Тиллинг. – Государственное еретичество Петра I. О церковной власти Императора по основным законам. – Об идеале утилитаризма. – Соотношение между учением Никона о православном Царе и понятием русского самодержавия в русском сознании XX века; протест его против абсолютизации власти Царя. i) Оценка Никоновских идей в свете Петровского разрушения церковного строя жизни Когда умерла царица Наталия, поддерживавшая Патриарха Адриана, сторонника древних устоев жизни, началась реформа обычаев, уже по наружному облику Царя показывавшая её направление. Царь не вел образа жизни в соответствии с священным достоинством Царя и с этой высоты спустился до попойки в немецкой слободе и жизни простого мастерового. Церковь с её стремлениями спасения и с её неизбежным при её почитании влиянием на гражданскую жизнь, отходит на второй план, и, как следствие этого, является целый ряд изменений в обычаях. Раньше Первосвятители и другие иерархи привлекались в совет Царя и по гражданским делам; они привлекались к участию в земских соборах и Боярской Думе; теперь Петр удаляет Церковных представителей от участия в делах государственных; он еще при матери сказал об этом Патриарху и не призывает его к совету. Уничтожается церемония в Неделю Ваий, в которой Царь раньше участвовал лишь как первый сын Церкви, а не как главный её распорядитель. Церемония эта с одной стороны возвышала перед народом сан Патриарха, а с другой стороны имела в виду упрочить и авторитет государственной власти Государя через участие его перед лицом всего народа в религиозной церемонии в качестве первого сына Церкви. До смерти матери и Петр участвовал в этой церемонии, держа за повод осла, на котором сидел Патриарх Адриан, но между 1694 и 1696 г. этот обряд был отменен, как якобы унизительный для царской власти. Народ не оказался безучастным к этому и в лице стрельцов, взбунтовавшихся в 1698 г., высказал свой протест. Ведь, мотивом бунта выставлялась отмена шествия в Неделю Ваий, а также и то, что прекратились крестные ходы на Богоявление и Цветную Неделю, и бунтовщики хотели немецкую слободу разорить и немцев побить за то, что «в них благочестие закоснело». В сущности этот протест был протестом против провозглашения примата за государством и земной культурой, приходившего на смену примата Церкви и религии. Чтобы провести этот взгляд в толщу народную, надо было принизить значение Первосвятителя Церкви – Патриарха. Ведь, он воплощал в своем лице земной образ Христа, и в его положении в государстве наглядно выражалась идея оцерковления государства, лежащая в основе симфонии властей. Конечно Петру нужно было отменить все права Патриарха, которыя ее выражали. iii) Прекращение права печалования Патриарха

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/pa...

Комментарии Elena 28 декабря 2021, 00:17 Святые мученики и исповедники, молите Христа Бога спастися душам нашим и помиловати нас!!! Надежда 27 декабря 2020, 01:56 Святые мученики Аполлоний, Филимон и Ариан молите Бога о нас! Да помилует Господь вашим заступлением нас грешных, дарует нам благодать веры, надежды и любви!!! Слава Богу за все! р.б.Наталия 27 декабря 2019, 14:52 Святые угодники Апполоний, Филимон, Ариан молите Господа Бога о прощении наших грехов. Во имя Отца и Сына и Святого духа. Аминь. Дмитрий 27 декабря 2018, 12:00 Святые мученики Филимон, Аполлоний, Ариан. Молите Бога и Христа Спасителя нашего о всех православных. Во имя Отца, Сына и Святого Духа. Аминь. Римма 27 декабря 2017, 19:13 Святые мученика Адриан, Филимон и Аполлоний, даруйте радость и счастье моей внучке, защитите её маленькую от зла, пусть девочка будет счастлива Александр 27 декабря 2017, 15:36 Святые мученики Филимон, Аполлоний и Ариан, молите Господа Бога за сына моего, Михаила. Да подаст ему Господь освобождение и наставит на путь покаяния и богопочитания, направит его на исправление, и дарует здоровье, удачу и благодать веры.Аминь ! Ариан 27 декабря 2017, 07:02 Святые мученики Аполлоний, Филимон, Ариан молите Бога о моих родных и близких, чтобы мы жиди в любви и здравии, чтобы ве мои сыновья и все родные пришли в веру православную. Во имя отца, сына и святаго духа. Аминь. Р.б. Ариан Отец Артемон 27 декабря 2016, 20:32 Святии мученицы молите Бога о нас!!! Фаина 25 декабря 2016, 19:49 Святые Мученики Филимон, Аполлоний и Ариан! Помогите!!! Дмитрий 27 декабря 2015, 16:36 Святые мученики Филимон, Аполлоний Ариан! Молите Господа Бога о моей жене Евгении и моём сыне Якове, чтобы они уверовали в Господа Бога. Слава Богу за все! Ольга Смирнова 27 декабря 2015, 00:52 Много раз повторю: дивен Бог во святых своих ! Святые, память которых сегодня совершается, мученики третьего и двадцатого веков, молите Бога обо мне грешной Ольге! Слава Богу за всё: и за скорбь, и за радость! Николай Довмат 25 декабря 2015, 22:03

http://pravoslavie.ru/58379.html

предупреждает, что это не буквальное переложение житий, а попытка художественно реконструировать описанные в них события. Дмитрий и Евдокия (глава «XIV век. Москва, северо-восточная окраина Древней Руси »). – С.35-37;   Феодот и Руфина (глава «Ш век. Малая Азия, провинция Римской империи»). – С.37;   Иулиания и Симеон Вяземские (глава «XV век. Граница Великого княжества Литовского»). – С.37-38; Адриан и Наталия Никомидийские (глава «IV век. Никомидия, столица Восточной Римской империи»). – С.38-39; Тихон и Хиония Архангельские (глава «XX век. Средняя полоса России»). – С.39-40. Реклама : С.41. Толковый словарь : Как не потерять совесть? [Совесть - древнегреч. – от глагола «сознавать», «знать вместе с кем-либо»]/Автор – Юрий Пущаев , Иллюстрация к комедии Н. В. Гоголя «Ревизор». Ю. Коровин, 1952//Фома. - – июль 2016. – С.42. - (раздел «Вера», рубрика «Толковый словарь» ). Реклама : С.43. Школа «Фомы». Именины: Ольга. [Иллюстрированная информация: Значение имени ; Дата ; Святая равноапостольная великая княгиня Ольга. О ней; Дни памяти святой благоверной княгини Анны Кашинской ; Другие известные святые с именем Ольга ; Интересные факты ]. Ил.: Святая равноапостальная великая княгиня Ольга. Икона; Псковский кремль; Святая царственная страстотерпица великая княжна Ольга (Романова); Новомученица Ольга Евдокимова; Преподобномученица Ольга (Жильцова) и другие иллюстрации//Фома. - – июль 2016. – С.44-45. - (раздел « Вера », рубрика « Школа “Фомы”. Именины »). Новомученики: Игумен Дамаскин ( Орловский ), ответственный секретарь Церковно-общественного совета при Патриархе Московском и всея Руси по увековечению памяти новомучеников и исповедников Церкви Русской, руководитель фонда «Память мучеников и исповедников Русской Православной Церкви», клирик храма Покрова Божией Матери на Лыщиковой горе (Москва), www.fond.ru . Священномученик Сергий ( Кротков ) . 1876 – 1.07.1938 . Документальные фото, предоставленные автором//Фома. - – июль 2016. – С.46-49. – (Раздел « Вера », рубрика « Новомученики »).

http://foma.ru/bibliografiya-foma-7-159-...

С 1973 года и вплоть до последних дней своей земной жизни отец Николай служил в московском храме святых мучеников Адриана и Наталии в Бабушкине. Этот храм, не закрывавшийся в советские годы, стал свидетелем мужества многих тысяч православных людей, сохранивших огонь веры в период гонений. Не закрывался, но однажды едва не стал раскольническим, чуть не был захвачен советскими раскольниками-обновленцами, одно время активно поддерживавшимися безбожниками. Об этом в 2016 году отец Николай рассказывал в интервью телеканалу Царьград: " С Кубани приехал кандидатом в обновленческие епископы отец Михаил Кузнецов – одно время они хотели забрать наш храм. У нас сохранились и рипиды, и трикирий (предметы архиерейского богослужения. – Ред.) – всё приготовили для епископов обновленческих, но храм отстояли " . Слава Богу, храм отстояли, и в том числе его великую святыню, которая, как и святые мученики Адриан и Наталия, покровительствует христианскому браку, – Новодворскую икону Пресвятой Богородицы. Чудотворный образ, по молитве перед которым нередко разрешались жилищные проблемы, которые очень часто являются самым серьёзным испытанием для многих молодых супругов. Вот как отец Николай Дятлов рассказывал Царьграду об этой святыне: Очень почитаемая. Особенно в квартирном вопросе помогает. Даже как-то владыка Пантелеимон (Шатов) был у нас и молился перед Новодворской иконой, чтобы помочь дочке с жилищной проблемой. Многие благодарят эту икону Божией Матери, и она на самом деле чудотворная, иногда у неё слезинки появляются, плачет. А плачет о чём она? О наших грехах плачет. И сам отец Николай, вплоть до 2017 года остававшийся настоятелем этого дивного храма, а в последние годы его почётным настоятелем, всегда очень глубоко переживал о грехах своих многочисленных духовных чад. Умея и мудро обличить, наставить и утешить. И лично помочь, в том числе и материально. Очень трогательные и даже забавные воспоминания о батюшке оставил его многолетний прихожанин – замечательный православный журналист Александр Егорцев:

http://pravoslavie.ru/131234.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010