Святые ветхозаветный патриарх Исаак и его жена Ревекка, ок. 1850–1750 гг. до Р. Х. Святые ветхозаветный патриарх Авраам и его супруга Сарра, ок. 1900–1800 гг. до Р. Х. Святые Захария пророк и его супруга, праведная Елисавета, родители Иоанна Предтечи, I в. Святые благоверные князья Петр и Феврония Муромские, XII-XIII в. Святые благоверный великий князь Димитрий Донской и благоверная княгиня Евдокия Московская, XIV в. Святые мученики Адриан и Наталия, III-IV в. Святые преподобные схимонах Кирилл и схимонахиня Мария, Радонежские чудотворцы, родители святого преподобного Сергия Радонежского, XIII-XIV в. Святые царственные страстотерпцы Николай и Александра Романовы, XIX-XX в. Святые преподобные Иона и Васса Псково-Печерские, XV в. Святые праведная Иулиания и Георгий (Осорьины) Лазаревские, Муромские, XVI в. Святые священномученик Тихон и его жена, исповедница Хиония Архангельские, XX в. Святые апостол Акила и его супруга Прискилла, I в. Святые мученики Димитрий, его жена Еванфия и сын их Димитриан, I в. Святые мученики Мамант, отец его Феодот и мать Руфина, III в. Святые праведные Богоотцы Иоаким и Анна, родители Пресвятой Богородицы, I в. Святые благоверные князья Ярослав и Ксения Владимирские, Тверские, XIII-XIV в. Святые великий благоверный князь Михаил Тверской и преподобная княгиня Анна Кашинская, XIII-XIV в. Святые преподобная княгиня Феодора и благоверный князь Андрей Нижегородские, XIV в. Святые мученики Клавдий Римский, сановник, его супруга Препедигна и их дети Александр и Куфий, III в. Святые благоверные князья Вяземские Симеон и Иулиания, XIV-XV вв. Святые праведные Василий и Ирина Кашинские и их сын, преподобный Макарий Калязинский, XV в. Святые преподобные Сергий и Варвара Островские и их сын, преподобный Александр Свирский , XV в. Святые благоверные князья Зарайские Феодор, Евпраксия и сын их Иоанн, XIII в. Святые мученики Иулиан и Василисса, III-IV вв. Святые мученики Меласипп и Касиния и их сын Антоний, IV в. Святые сербские блаженный князь Стефан и преподобная княгиня Елена (Елисавета) Штиляновичи, XV-XVI вв.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/svj...

– Исполнилось желание моего сердца! Услышал Ты, Господи, мою молитву! Как я счастлива, что Адриан – христианин! Теперь нас ничто не разлучит ни в этой жизни, ни в Царствии Небесном, – и там мы будем вместе! Наталия надела лучшее, что у неё было, и быстро, как на крыльях, поспешила в темницу. Там, склонившись к ногам Адриана, целовала она его оковы и, мешая слова радости и слёзы, говорила: – Адриан, господин мой, мой любимый супруг! Блажен ты, уверовав во Христа. Умоляю, будь твёрд в своём решении! Забудь, что у тебя есть жена, друзья, богатство, молодость. Помни, что ты теперь принадлежишь Христу. Если же путь этот идёт через муки, иди этим путём, не страшась, поскольку в конце его – пресветлое царство, где все мы встретимся у Господа. И многими другими словами убеждала его Наталия быть мужественным в страдании и тем оправдать имя своё (Адриан, значит Мужественный). С великой любовью смотрел Адриан на юную супругу свою, удивляясь её словам и радуясь, что она не только не плачет и не причитает, видя его в темнице, в оковах, но и убеждает его быть верным Христу. Когда вечером настало время Наталии покинуть темницу, она обошла всех узников и каждого умоляла поддержать её супруга, чтобы не убоялся он страданий. Прощаясь, Адриан обещал жене предупредить её о дне, когда его вызовут на допрос: – Когда меня возьмут на мучение, я постараюсь дать тебе знать об этом, чтобы умереть у тебя на глазах. Спустя некоторое время был назначен день допроса Адриана, и он решил лично выполнить своё обещание. За большие деньги тюремщики разрешили ему на короткое время навестить свой дом. Один из слуг, увидев хозяина издали, бросился со всех ног предупредить госпожу свою. Не зная, что и думать, Наталия решила не впускать мужа в дом, раньше, чем не удостоверится, что он не купил себе свободу отречением. Ведь были уже случаи, когда христиане, не выдержав пыток, приносили жертвы идолам и получали за предательство свободу. В слезах и волнении встала Наталия у запертой двери и, когда подошёл Адриан, начала укорять его в отступничестве:

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Святая мученица Наталия засвидетельствовала, что воистину воскрес Христос, в честь которого ее назвали в Крещении. И все Наталии чем-то похожи на нее – и в трудной жизни, и в прекрасном имени, и в упорстве, и в неотступности от цели. «Итак вы уже не чужие и не пришельцы, но сограждане святым и свои Богу святых и свои Богу» (Еф.2:19), «причастники Божеского естества» (2Петр.1:4). Одоление. Солнцеворот. Вверх — огонь от небесных поленниц. Рев быка. Через ноздри его — дым и пар духотой и золой. Но свободен, высок и прославлен сразивший его Вифлеемец — Тот, который везде, и все наполняет Собой. Читайте также: Святые мученики Адриан и Наталия Супруги Адриан и Наталия жили в городе Никомидии в Вифинской области Малой Азии. Адриан был язычником и служил чиновником императора Максимиана Галерия (305-311 гг.), гонителя христиан. Наталия была тайная христианка. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме 29 мая, 2023 22 мая, 2023 6 июня, 2022 1 июня, 2022 6 мая, 2022 4 апреля, 2022 27 марта, 2022 1 января, 2021 18 декабря, 2021 Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира. Давайте дружить! © 2003—2024. Сетевое издание Правмир зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Реестровая запись ЭЛ ФС 77 – 85438 от 13.06.2023 г. (внесение изменений в свидетельство ЭЛ ФС 77-44847 от 03.05.2011 г.)

http://pravmir.ru/1devochka-natasha-much...

– Уйди от меня, обманщик! Не хочу слышать твоего голоса. Не желаю разговаривать с предавшим Христа. Я уже назвала себя женой мученика, но вот вдруг стала женой вероотступника. Коротка была радость моя! Адриан же, слыша эти укоризненные речи, радовался и удивлялся твёрдости духа молодой женщины. – Не бойся и впусти меня, – сказал он. – Я не отрёкся от Христа, я не убежал от мучений, как ты думаешь. Я пришёл за тобой, чтобы сделать тебя свидетельницей моей кончины. Открой же скорее, а то мне придётся уйти, не увидев тебя, и ты потом будешь плакать, что в последний раз не повидалась со мной. Тогда Наталия открыла дверь и бросилась в объятия своего мужа. После краткой беседы они вместе отправились в темницу. Войдя туда, Наталия припала к ногам мучеников, целовала их раны, хвалила за терпение и вновь просила поддержать своим примером и молитвами её мужа. Видя, как тяжело им приходится, она послала домой за бинтами и лекарствами для перевязки ран и ухаживала за святыми страдальцами целую неделю, до самого того дня, когда Адриана вызвали к царю на суд. Максимиан начал было снова убеждать Адриана отречься, но опять встретив прежнюю твёрдость, приказал жестоко бить его. После долгих истязаний, которые Адриан вынес мужественно, велено было отвести его обратно в темницу. Там мученики встретили его словами любви, а он сказал им: – Благодаря вашим молитвам Господь послал мне Свою помощь, и я смог вытерпеть всё. Будем же молиться, чтобы Господь не оставил нас до конца! Вместе с Адрианом пришла в темницу и Наталия. Она стала служить мученикам. Другие христианки, узнав о том, последовали её примеру; они приносили узникам пищу, перевязывали их раны, утешали их ласковыми словами, убеждали не отрекаться. Когда царю донесли об этом, он запретил пускать женщин в темницу. Тогда Наталия остригла волосы, переоделась в мужскую одежду и в таком виде проникла к мужу, чтобы быть возле него в дни его страданий. Часто, перевязывая раны, она садилась у ног его и говорила голосом, полным нежности: – Господин мой! Помни нашу неразрывную любовь и знай, что душой я страдаю с тобою вместе и желаю тебе только одного – Царства Небесного. Когда предстанешь ты перед Христом-Спасителем, помолись за меня, чтобы Он взял меня к Себе. Я больше всего боюсь, как бы царь не принудил меня снова выйти замуж. Я же хочу остаться верной тебе и после твоей смерти.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Молите Бога о нас, святии мученицы Адриане и Наталие, яко мы усердно к вам прибегаем, скорым помощником и молитвенником о душах наших. (Поклон.) Песнь 6 Ирмос: Житейское море, воздвизаемое зря напастей бурею, к тихому пристанищу Твоему притек, вопию Ти: возведи от тли живот мой, Многомилостиве. Святии мученицы Адриане и Наталие, молите Бога о нас. Христовою окормляеми дланию благочестно, безбожия пучину преидосте и ко пристанищу тихому вышния светлости, страдальцы Господни, устремистеся. Святии мученицы Адриане и Наталие, молите Бога о нас. Яко цвети, благоухают подвиг твоих, мудре, яже паче естества одоления, ибо Божие явился еси, Адриане, благовонно кадило, огнем мук опаляемь. Слава: Добротою веры святая твоя душа украшена, всечестная, и, доброту ищущи, яко воистинну Христову безмерную, Наталие, желания не погреши. И ныне: Всечистая Владычице, рождшая человеком кормчия Господа, страстей моих непостоянное и лютое утоли смущение и тишину подаждь сердцу моему. Молите Бога о нас, святии мученицы Адриане и Наталие, яко мы усердно к вам прибегаем, скорым помощником и молитвенником о душах наших. (Поклон.) Господи помилуй. (Трижды.) Слава, и ныне. Кондак, глас 4 Мученик возсия божественная память и земныя озари вся концы светло, с веселием зовущих: Ты еси мучеников, Христе, радование. Икос На Древе Крестнем плотию пригвожденнаго Христа Царя возжелавше доблественне, воини, усердно болезни лютыя и муки страшныя претерпеша, поправше идольское нечестие все, и беззаконных сопротивления низложше, десятица сугубая и троица мученик. Темже Адриан и Наталия, супруг красный, сих зряще, поревноваша им и, радующеся, вопиют: Ты еси мучеников, Христе, радование. Песнь 7 Ирмос: Росодательну убо пещь содела Ангел преподобным отроком, халдеи же опаляющее веление Божие, мучителя увеща вопити: благословен еси, Боже отец наших. Святии мученицы Адриане и Наталие, молите Бога о нас. Необоримы якоже столпы явистеся, Сиона вышняго мученицы, низложивше утверждения вся вражия терпением страдания вашего. Темже почитаем благочестно вашу память присно.

http://azbyka.ru/molitvoslov/kanon-svjat...

II. Бр.! Какой высокий идеал истинной христианки являет нам св. Наталия. а) Не припоминаются ли вам, братия при этом противоположные образы женщин , о которых так много говорят и пишут в последнее время; – отбрасывается естественная стыдливость женского пола, усвояются мужские манеры, поднимается неугомонная гоньба за всевозможными учениями, без рассуждения, нужно ли это им, полезно ли, относятся ли эти учения к тем обязанностям, которые их ожидают, небрежение о родном доме, стремление к ранней самостоятельности, дерзкие слова матери, желание избавиться от власти отца, негодование пред мыслию о какой-либо власти, наконец, охлаждение к церкви, к той церкви Господней, которая и вызвала женщину из рабства и открыла ей высокое назначение... О таких женщинах и девицах наверное не будут плакать у гроба их, или будут плакать слезами горя, не имущего упования. б) О подобных женщинах и девицах нужно сказать, что вообще вся их жизнь идет ненормальным путем . Подобные девицы в большинстве случаев и замуж выходят не по расположению, а по непростительному легкомыслию или по грубому расчету. Поэтому с самой первой поры сделается подобной девице ненавистною эта совместная жизнь, эта необходимая зависимость от мужа. Брачные узы ей кажутся тяжкими оковами. Дети для нея лишнее бремя, помеха в жизни, а если она, по видимому, и любит их, то любит для себя, для своей суетности, и переливает в них свою пустоту, развращение своего сердца. Такая женщина, может быть, и схватит несколько преступных удовольствий; но жизнь же непременно даст ей почувствовать, что нельзя безнаказанно попирать ее уставы, и смерть ее не вызовет уже горячих слез ни у мужа, ни у детей. III. Жизнь же сердца в нравственной красоте и святыне целомудрия влияет на окружающих женщин так, что в виду ее они не позволяют сказать ни одного нескромного слова. Живое религиозное чувство, которому женское сердце может быть отличным проводником и дома, и в обществе, безраздельные чувства супруги и матери, полное посвящение себя воспитанию детей, чувства любви христианской с ее милосердием и состраданием к бедствующему человечеству – вот где истинное назначение и истинная доблесть жены христианки. (Сост. по Ч.-М. и Слов. и реч. прот. П. Смирнова , ч. 2-я).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

История Нины произошла уже в 90-е годы . Муж ее, Рустам, происходил из глубоко ортодоксальной мусульманской семьи. Жили они небогато, и когда подросла дочь, а Нина захотела еще ребенка, Рустам подарил ей… собаку, так как считал, что еще один ребенок станет обузой в однокомнатной хрущевке. Но Нина забеременела, и во всей полноте узнала восточный характер своего мужа. Терпеливо пережила издевательства, побои, измены. Как-то незаметно стала верующей. Пошла со своей скорбью в храм, и что-то шевельнулось в ее душе. Вскорости без храма, без ежедневной молитвы она уже не могла жить. А Рустам души не чаял в своем сыне. Впрочем, и сынок любил папу. Еще не успевал Рустам въехать во двор, как Ренатик уже бежал к окну — чувствовал скорое возвращение папочки. Сначала Рустам разрешил крестить детей. Потом и сам стал иногда ходить в храм, несмотря на то, что крещение не принял. Причина в том, что он боится обидеть родителей, правоверных мусульман . А тайно креститься не хочет, ведь тогда придется снимать крест, посещая родителей. Однако семье обещал, что непременно крестится, если родители умрут. Не совсем правильно, конечно, с точки зрения христианства, так поступать, да иначе Рустам не может. А Нина благодарит Бога и за это. Ведь ее жизнь теперь совсем иная, нежели до того, как она познала Христа. Много происходит в мире такого, что находится далеко за пределами строгих канонов и недвусмысленных правил. Каждая эпоха накладывает свой неповторимый отпечаток на людей. Сейчас христианкам не посоветуешь выходить замуж за неверующего. Очень уж нелегка жизнь в семье, где в главном нет единодушия. Но, с другой стороны, для кого-то брак с неверующим — возможность спасти еще одну душу для Царства Небесного. Девочка Наташа, мученица Наталия и Непобедимое Солнце Святые мученики Адриан и Наталия Брак с мусульманином Архимандрит Тихон (Шевкунов): спасутся ли добрые иноверцы? (+Видео) Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.

http://pravmir.ru/1adrian-i-nataliya-cht...

Славянских, скандинавских имен брать, мне кажется, не следует. Они пахнут чем-то выдуманным, каким-то маскарадом под «истинно русское». Кроме того, они, по молодости, недостаточно обжиты, вероятно, малоустойчивы и, во всяком случае, плохо изучены и распознаны – Всеволод, Олег, Игорь, Святослав, Ярослав. Я предпочел бы имя надежное, испытанное и существенное. Женских имен вообще мало. Лучшее, конечно, – Мария, самое женственное, равновесное и внутренне гармоничное, доброе. На втором месте стоит Анна, тоже очень хорошее, но с неуравновешенностью, преобладанием эмоций над умом. Юлия – имя капризное и взбалмошное, с ним очень трудно. Елена – неплохо, но с хитрецой. (Анна соответствует Иоанну.) Наталия – честное имя, но жизнь трудная. Варвара – взбалмошное благородство, демонстративное великодушие, преувеличенная прямота, жизнь Варвары трудная по собственной вине. Нина – легкое имя, женственное, слегка легкомысленное, т. е., скорее, не глубокое. Пелагея – кроткое имя. В Дарье – распорядительность, не совсем женственная. В Валентине – мужские черты, к женщине очень не идущие. Прасковья – внутренняя строгость, имя хорошее, но, скорее, монашеское. София – распорядительность, организацион способности и, в связи с этим, привычка стоять над другими, окружающими. Вера – имя трагическое, с порывами к самопожертвованию, но, обычно, ненужному, выдуманному из разгоряченного воображения. Ну, всех имен не переберешь. Для мальчика, если не иметь в виду каких-либо специальных условий и желаний, я остановился бы на Михаиле, или Петре, или Иване, для девочки – на Марии, Софии или Анне. Да, еще из мужских имен доброкачественное Адриан, спокойное и солидное имя, без надломов, но неглубокое. При выборе – трудность в решении вопроса, чего хотеть: сравнительно спокойного, ровного существования, но без внутреннего блеска, или рисковать на глубину и возможную силу, но с возможными срывами и неудачами. Читать далее Источник: Сочинения. В 4 т. (7 книгах)/Флоренский П.А./сост. А.С. Трубачев – М.: Мысль, 1994–2000/Т. 3 (2). 2000. – 623 с. ISBN 5–244–00930–3 (Философское наследие Т. 129). Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Florensk...

Когда святых мучеников вернули в тюрьму, волоча по земле, потому что они не могли более идти, Наталия благоговейно помазала себя кровью мужа, как если бы это был драгоценнейший бальзам. Благочестивые женщины пришли в темницу перевязать раны славных исповедников, но император, узнав об этом, закрыл им туда доступ. Тогда Наталия обрезала свои волосы и облеклась в мужские одежды – благодаря этому ей удалось проникнуть в тюрьму и позаботиться о мучениках. Вскоре ее примеру последовали благочестивые женщины. Тиран, извещенный, что христианам удалось обойти его предписания и узники наслаждаются неким утешением в страданиях, приказал раздробить мученикам ноги в тисках; и так они под действием страданий отошли ко Господу. Когда дошла очередь до Адриана, Наталия ободряла его и даже держала его руку, когда палачи готовились отрубить ее на плахе. И когда рука упала, святой предал душу Богу, присоединившись к лику славных мучеников. Тиран приказал уничтожить останки мучеников в огне, но Наталии удалось похитить отрубленную руку мужа: она спрятала ее на груди. Тела были брошены в огонь, но сильный дождь внезапно загасил печь. Христианин по имени Евсевий сумел завладеть драгоценными останками, которые отвез в Аргирополь, недалеко от Византия, где их достойно погребли. Некоторое время спустя один могущественный военачальник попросил у императора Наталию в супруги, но та, храня верность мужу, молилась перед рукой Адриана, прося ходатайствовать за нее об избавлении от такого испытания. Благодаря заступничеству мучеников она смогла бежать и, придя в Аргирополь, положила руку Адриана вместе с другими останками. Наталия прожила там вместе с благочестивыми женами некоторое время. После того как ей явился Адриан, она заболела, а затем присоединилась к нему в Царстве Небесном. Из книги «Синаксарь: Жития святых Православной Церкви» , вышедшей в издательстве Сретенского монастыря. Составитель — иеромонах Макарий Симонопетрский, адаптированный русский перевод — издательство Сретенского монастыря

http://pravoslavie.ru/55932.html

А Агапий и Феопист были спасены от зверей пастухами и жили неподалеку от Евстафия, не зная об этом. Феопистия же пребывала пленницей в варварском племени. Через пятнадцать лет эти варвары стали собирать многочисленные войска для набега на римские земли. Император не мог найти военачальника, способного противостоять их натиску. Тогда он вспомнил о Евстафии, его мужестве и многочисленных победах и приказал его разыскать. Святой явился ко двору, но нищета и горе так изменили его черты, что знакомые едва узнавали военачальника. Император вернул ему звания и имущество и поставил во главе армии, которая с помощью Божией оттеснила врага. Во время этого похода Господь позволил Евстафию найти супругу и сыновей, не оставив его терпение без награды уже здесь, на земле. Евстафий вернулся в Рим с победой. Новый император Адриан (117–138) осыпал его почестями и повелел, чтобы военачальник принес жертву идолам в благодарность за победу. Евстафий ответил, что этим он обязан только Христу Спасителю, а не мнимой власти ложных богов. Его ответ вызвал гнев императора, который лишил Евстафия всех благ и отдал вместе с женой и детьми на растерзание львам. Звери не осмелились тронуть их. Тогда святых бросили в раскаленную медную печь, имевшую форму быка, где они и предали души Господу. Через три дня их тела были найдены невредимыми, к изумлению язычников и радости христиан, которые поняли, что Божественная благодать пребывает в святых мощах, оставленных им для утешения. Из книги «Синаксарь: Жития святых Православной Церкви» , вышедшей в издательстве Сретенского монастыря. Составитель — иеромонах Макарий Симонопетрский, адаптированный русский перевод — издательство Сретенского монастыря 3 октября 2012 г. Рейтинг: 9.7 Голосов: 510 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Комментарии Наталия 3 октября 2020, 00:39 Святой мучениче Евстафие с супругой и чадами! Прошу помолиться о мне р.Б. Наталии и моей семье. Помоги в разрешении наших финансовых затруднений и в поиске работы. Молю тебя, отче - не оставь,: верю и надеюсь. Благодарю вас святые угодники Божии. Слава Богу за все!!!

http://pravoslavie.ru/56451.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010