Супруги Адриан и Наталия жили в городе Никомидии в Вифинской области Малой Азии. Адриан был язычником и служил чиновником императора Максимиана Галерия (305-311 гг.), гонителя христиан. Наталия была тайная христианка. Мученики Адриан и Наталия Супруги Адриан и Наталия жили в городе Никомидии в Вифинской области Малой Азии. Адриан был язычником и служил чиновником императора Максимиана Галерия (305-311 гг.), гонителя христиан. Наталия была тайная христианка. Во время гонений близ Никомидии в пещере скрывалось 23 верующих. Великий гонитель Церкви Христовой нечестивый царь Максимиан, преследуя и умерщвляя повсюду множество христиан, прибыл в город Никомидию. Войдя в идольское капище, царь совершил поклонение скверным своим богам, пав ниц пред идолами на землю, и, при участии всех жителей города, принес мерзостные жертвы. Вслед за тем он приказал отыскивать христиан и предавать их на мучения. Особенными наказаниями угрожал царь тем, кто вздумал бы скрывать христиан. Напротив тем, кто, узнав, где скрывается христианин, донесет о нем, или же, найдя такового, сам представит на суд, царь обещал награды и почести. Посему стали выдавать друг друга на смерть: сосед — соседа, ближний — ближнего своего; кто из-за боязни грозного повеления царя, кто из-за наград. Некоторые из нечестивых донесли военачальнику своему о том, что в одной пещере скрываются христиане и поют в ней всю ночь и молятся Богу своему. Немедленно были отправлены воины, которые пришли в пещеру и захватили всех бывших в ней христиан, числом двадцать три человека. Сковав железными цепями, отправили их в город для представления царю. В то время царь проезжал на колеснице в идольское капище для принесения жертв. Встретив его на пути, воины, ведшие связанных христиан, закричали ему: – Царь! Вот – противники твоему повелению и хулители наших великих богов. Повелев остановить колесницу и, подозвав к себе поближе тех узников, царь спросил их, откуда они. – Мы родились в этой стране, а по вере мы христиане, – ответили они.

http://pravmir.ru/svyatye-mucheniki-adri...

(† ок. 305 и не позже 311), мученики Никомидийские (пам. 26 или 27 авг., 4 марта). А. и Наталия пострадали при имп. Максимиане Галерии . А. был начальником судебной палаты в Никомидии , где находилась имп. резиденция. Император поручил ему оформить протоколы допросов 23 христиан, арестованных по доносу язычников в пещерах, где они тайно молились. Мученики были жестоко избиты, но не отреклись от Христа. Свидетель истязаний, А., будучи язычником, захотел узнать, ради чего христиане столь терпеливо и мужественно переносят тягчайшие страдания. Те поведали А. о вечной жизни и воздаянии, к-рое они надеются получить от Бога. Услышав об этом, А. пожелал последовать за исповедниками и умереть за Христа. Он попросил вписать свое имя вместе с христианами в судебные книги. Максимиан приказал заковать А. и заключить в темницу вместе с др. христианами. За 13 месяцев перед этим А. женился на Наталии. Узнав о причине ареста мужа, Наталия обрадовалась, т. к. была тайной христианкой. Она отправилась в тюрьму и стала умолять А. мужественно принять мученический венец ради Христа. Она ухаживала за христианами, искалеченными пытками, облегчая их страдания. Через 7 дней А. вместе с христианами предстал перед императором, и истязания были продолжены. Затем арестованных снова отправили в тюрьму, где Наталия вместе с благочестивыми женами заботливо ухаживала за ними и убеждала не отрекаться от веры и стойко претерпевать страдания. Испугавшись, что А. может поколебаться при виде страданий и кончины др. мучеников, Наталия попросила палачей начать казнь с ее мужа и сама положила его ноги на наковальню. Когда А. перебили ноги, Наталия подставила под удар молота его руку. Палач сильным ударом отсек ее, после чего А. предал душу Господу (ему было 28 лет). Наталия тайно взяла руку мужа и спрятала ее, а Максимиан, казнив всех христиан в темнице, повелел сжечь тела мучеников. Но по воле Божией началась сильная гроза, и многие из мучителей были убиты молнией. Дождь погасил горящую печь, и христиане смогли вынуть из печи не поврежденные огнем тела святых. Благочестивый христианин по имени Евсевий собрал останки святых и привез в г. Аргирополь близ Византия. Спустя нек-рое время Наталия была вынуждена бежать из Никомидии, т. к. император хотел отдать ее в жены знатному языческому военачальнику. Она взяла руку А. и отправилась на корабле в Аргирополь. Военачальник, узнав о побеге Наталии, преследовал ее на корабле, но попал в бурю и повернул корабль назад, при этом многие из плывших на нем утонули, а корабль с христианами буря обошла стороной. Их спас А., явившись им в сиянии света. По прибытии в Аргирополь Наталия пришла в храм с телами мучеников и соединила руку А. с его телом. В тот же день она умерла и была похоронена около мартирия святых мучеников. Блж. Наталия не подвергалась пыткам, но за сострадание мученикам получила от Бога мученический венец.

http://pravenc.ru/text/63606.html

протоиерей Виктор Ильенко Избранные жития святых для юношей Скачать epub pdf Святые Мученики Адриан и Наталия Память 26 августа Римский император Максимиан был жестоким гонителем христиан. Он издал приказ разыскивать их и предавать мучениям. Однажды, когда был он на Востоке, его воины в одной из пещер, близ города Никомидии, нашли спрятавшихся там христиан. Их было более двадцати человек. Максимиан приказал мучить их до того, пока не отрекутся они от Христа. Их жгли огнём, терзали их тела крючьями, били камнями по губам, грозили отрезать языки за то, что они громко славили Христа и не хотели кланяться идолам. Потом привели их, измученных пытками, в преторию, чтобы записать их имена, как осуждённых на смертную казнь. И тут увидел святых мучеников Адриан – молодой язычник, бывший начальником того судебного учреждения, куда привели осуждённых христиан. – Скажите мне, – спросил их Адриан, – какой награды ждёте вы от Бога за все причинённые вам страдания? Не может же быть, чтобы напрасно страдали вы и умирали! – Наши страдания, – ответил один из святых мучеников, – ничего не стоят в сравнении с той славой, которая ждёт нас на небе. Нет у человека слов, чтобы рассказать о том, что приготовил Господь для любящих Его. И при этих словах Сам Господь прикоснулся к душе Адриана, и тот сказал писцам просто и спокойно: – Запишите и меня. Я христианин. Если нужно, умру с ними за имя Христово. Об этом сразу же донесли царю, и Максимиан в гневе закричал на приведенного к нему Адриана: – Ты что, сошёл с ума? Хочешь погибнуть с этими несчастными? Выбрось-ка все глупости из головы и скажи мне прямо теперь, что ты образумился. – Нет, царь, – ответил Адриан. – Именно теперь-то я и стал умным, когда поверил во Христа. Мне лишь остаётся просить Господа, чтобы простил он все мои прежние заблуждения. Тогда Максимиан, видя твёрдость Адриана, приказал заковать его в цепи и бросить в темницу с христианами. Слуга Адриана, бывший свидетелем всему этому, поспешил известить жену его Наталию обо всём, что произошло в тот день и претории в царском дворце. Ни слёз, ни рыданий – никакой скорби не проявила Наталия при этом известии. Она сама была тайная христианка, когда-то по любви вышла замуж за Адриана и была очень счастлива в семейной жизни. Она нежно любила мужа, но с ещё большей нежностью любила Господа и жила в большой надежде привести и Адриана к истиной вере. При известии, что муж её объявил себя христианином, она лишь радостно воскликнула:

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Поучение на день памяти святых мучеников Адриана и Наталии, месяца августа, в 26 день «Мученицы Твои, Господи, Адриан и Наталия во страданиях своих венцы прияша нетленныя от Тебе, Бога нашего» (Тропарь общий мученика) Празднуем ныне мы двоицу святых мучеников – Адриана и Наталии, слушатели благочестивые! В этой мученической двоице только одно лицо пролило свою кровь – святой Адриан, – и поистине он наречен мучеником и мученическим венцом почтен от Христа Бога. Другое же лицо – святая Наталия – не пролила своей крови, однако и она не лишена мученического венца и титула. Одно лицо страдает, но оба увенчиваются. Какова же причина этого? Причина этого объясняется в истории жития этих святых мучеников, в конце ее, где сказано: «По совершении страдания святого мученика Адриана и святая Наталия совершила течение свое, она мученица и без пролития крови, ибо много сострадала святым мученикам, служа им в узах и смотря на страдание их, еще же и бежала от дома и отечества своего ради целомудрия». Вот объяснение мученичества ее: она много сострадала святым мученикам, особенно же святому Адриану, с которым по закону супружества составляла одно тело и один дух по вере Христовой, сострадала, служа святым мученикам и взирая на их страдания, и сама бежала из дома и отечества ради сохранения своего целомудрия. И за все это она сподобилась мученического венца и ликостояния на небе, нареченная мученицей и без пролития крови. Нам же да будет известно, что у рабов Христовых бывает двоякое мученичество, совершаемое как самим делом, так и в духе. Исполняемое на деле, оно совершается с пролитием крови, а исполняемое духом, соделывается без пролития крови. Мученичество с пролитием крови известно всем, мученичество же без пролития крови мало кому известно. Поэтому, обойдя молчанием мученичество, совершающееся с пролитием крови, побеседуем ныне о вещи, не всем известной – о добровольном, духовном, бескровном мученичестве во имя Христово и посмотрим, каковы его подвиги и какие венцы его ожидают? Подвиг бескровного, духовного мученичества – сугубый, ибо и природные, естественные страсти в человеке бывают двоякие. Человек, одаренный от Бога разумной душой, имеет от природы в своем естестве две стороны: похотную и яростную. Обе эти страсти вместе с человеком рождаются, живут и умирают: как похотное, начиная от юности и до самой старости, до гроба, не оставляет человека, так и яростное держится в нем от начала жизни и до самой его кончины.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 39, 2004 Конец III, начало IV века — время последнего гонения на христиан в Римской империи. Историк А. П. Лебедев пишет: “То была страшная тризна, но тризна, справленная язычеством по себе самом, потому что это был канун триумфа христианского общества над языческим” 1 . Воздвигнуто это гонение было первоначально императором Диоклетианом и продолжено его соправителями, одним из них был Максимиан (ум. 310). Когда он прибыл в Никомидию Вифинскую, то повелел разыскивать христиан, чтобы предать их казни. При этом было схвачено 23 христианина и отведены в темницу. Здесь к ним обратился язычник по имени Адриан, бывший одним из начальников. В результате общения с заключенными его коснулась благодать Божия и он стал христианином. Это вызвало к нему со стороны язычников большое озлобление, и он сразу был схвачен. Обо всем этом сообщили его жене — Наталии. Она была уже христианкой, но скрывала это от мужа. В проложном житии святых очень трогательно говорится, что святая “бысть с жалостию рада” 2 . Так, узнав, что ее муж уверовал в истинного Бога, она возрадовалась душой и стала приходить в темницу и служить ему, укрепляя его на перенесение предстоящих страданий. В житии говорится, что своего мужа святая Наталия “жалостолюбно ублажаше и непоколебима к нашествию мукам терпети увещаше” 3 . В службе сделано поэтическое сравнение: “Адама супружница из рая изгна советом змииным; Наталия же Адриана в рай премудро введе, священными беседами” 4 . Ниже в службе воспевается забота и милосердное служение святой: “Роса глагол твоих честных исцеление болезней воистинну твоему супружнику бысть, вкусившу лучших любовь, богомудрая Наталие, мучеников сожительнице” 5 . Затем она, усугубляя свой подвиг, вместе с другими благочестивыми женами, подобно святой Анастасии Узорешительнице (†ок. 304; пам. 22 дек.), помогала в темнице заключенным христианам. Мощи святой мученицы Наталии Можно провести также и другую параллель. Своими трудами святая Наталия продолжала служение Евангельских жен-мироносиц. В Синаксаре службы им со ссылкой на апостола Луку говорится об их служении “Христу и учеником Его, от имений своих. Яко убо тыя воскресение проповедаша и многая по нам догматы сказаша, во уверение и извещение истинное воскресения Христова всем известившым спасительное проповедание, и еже по Христе жительство прошедшым изрядно, и якоже достояше женам наученным от Христа” 6 .

http://pravmir.ru/svyataya-muchenitsa-na...

Именины в сентябре, православные праздники в сентябре Среди церковных событий особое место занимают празднования в честь икон Божией Матери. 8 сентября церковь отмечает сретение (встречу) Владимирской иконы, написанной по преданию апостолом Лукой. 1 сентября, 2010 Среди церковных событий особое место занимают празднования в честь икон Божией Матери. 8 сентября церковь отмечает сретение (встречу) Владимирской иконы, написанной по преданию апостолом Лукой. Календарь православных женских и мужских имен сентября Имена в сентябре (как назвать мальчиков и девочек в сентябре) Именины в сентябре: 1 сентября —  Андрей, Николай, Тимофей, Фекла, Феофан. 2 сентября —  Виктор, Владимир, Дементий, Иоанн, Максим, Никон, Тимофей, Феодор. 3 сентября — Александр, Васса, Дорофей, Ефрем, Марфа, Павел. 4 сентября — Александр, Алексий, Ариадна, Афанасий, Василий, Гавриил, Ерофей, Иоанн, Илларион, Макар, Михаил,  Феодор, Феликс. 5 сентября — Ефрем, Иоанн, Ириней, Николай, Павел. 6 сентября — Арсений, Георгий, Петр. 7 сентября — Варфоломей, Владимир, Епифан, Иоанн, Моисей. 8 сентября — Адриан, Виктор, Димитрий, Георгий, Мария, Наталия, Петр. 9 сентября — Александр, Анфиса, Владимир, Дмитрий, Иоанн, Мефодий, Михаил, Никон, Савва, Степан. 10 сентября — Анна, Василий, Георгий, Демид, Иоанн, Илларион, Лаврентий, Леонтий, Макар, Моисей, Николай, Павел, Савва, Серафим, Сергий, Стефан, Феодор, Феодосий. 11 сентября — Иоанн. 12 сентября — Александр, Арсений, Афанасий, Гавриил, Григорий, Даниил, Дионисий, Елизавета, Ефрем, Иоанн, Игнатий, Леонид, Макар, Никодим, Павел, Петр, Савва, Спиридон, Феодор, Христофор, Иаков. 13 сентября — Александр, Владимир, Геннадий, Дмитрий, Иоанн, Михаил, Мирон. 14 сентября — Марфа, Наталия, Семен, Татиана. 15 сентября — Анатолий, Антоний, Василий, Виктор, Владимир, Герман, Демид, Иоанн, Ксения, Леонид, Михаил, Николай, Павел, Петр, Руфина, Серафима, Стефан, Феодор, Федосий, Феодот, Филипп, Юлиан. 16 сентября — Алексий, Андрей, Василий, Василиса, Владимир, Домна, Дорофей, Ефим, Иоанн, Илья, Константин, Михаил, Николай, Петр, Роман, Сергий, Феоктист, Феофан, Филипп, Харитон.

http://pravmir.ru/imeniny-v-sentyabre/

  За 2000-летнюю историю Христианства немало было супружеских пар, которые стали в браке воистину «единой плотью», все силы свои и умения, а подчас и саму жизнь отдали служению Господу. Именно в странах, исповедающих Православие, и особенно – на Руси, так велико число канонизированных супружеских пар, семей, в которых святыми являются и муж и жена, а часто еще и их дети. О многих наших героях известно во всем христианском мире. Это святые супруги праотцы Адам и Ева; родители Предтечи и Крестителя Господня Иоанна Захарий и Елисавета; родители Пресвятой Богородицы Иоаким и Анна; ветхозаветные пророки Исаак и Авраам и их супруги Ревекка и Сарра; Григорий-старший и Нонна, родители святителя Григория Богослова ; Завулон и Сосанна, родители равноапостольной Нины, Адриан и Наталия. Это и наши с вами соотечественники: Кирилл и Мария Радонежские, родители прп. Сергия Радонежского; Иулиания и Георгий Осорьины; Сергий и Варвара Свирские, родители прп. Александра Свирского ; целый сонм княжеских супружеских пар: Петр и Феврония Муромские; Димитрий Донской и Евдокия Московская; Михаил Тверской и Анна Кашинская; Ярослав Мудрый и Ирина Новгородская; Глеб и Агафия Владимирские; семья царственных страстотерпцев Николая и Александры Романовых. О других угодниках Божиих, рассказанных нами в пособии, сегодня, может быть, не так широко известно, или известен один из супругов. Это святые супруги Евстафий Плакида и Феопистия; апостол Андроник и Иуния; Иоанн и Мария Устюжские; греческая царица Феодора и император Иустиниан; отец Иоанн (в иночестве Иона) и матушка София (в иночестве Васса); блаженные Ангелина и Стефан Бранковичи; Стефан и Зоя, мученики Атталийские; мученики Терентий и Неонила; Владимир и Агриппина Ржевские; практически наши современники – новомученики и исповедники Российские протоиерей Владимир и Евфросиния Джуринские, расстрелянные в 20-е годы прошлого века. Одни из них окончили свои жизни мирно, прожив долгую жизнь, другие претерпели тяжелые страдания и муки и отдали за веру самое дорогое – свои жизни; в разные времена и в разных странах жили они, к разным социальным слоям общества принадлежали – были апостолами, императорами, пророками, князьями или простолюдинами, но одно объединяет всех наших героев: дар благодатной любви, дар Святого Духа, дарованный им во время венчания, они приняли всем сердцем, всей душой и так построили свои семьи, что стали действительно «единой плотью» и все силы свои, всю свою любовь отдали на служение Богу.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/svj...

26-е Св. муч. Адриана и Наталии Однажды имп. Максимиан, прибывши в Никомидию, повелел сыскивать христиан, в вот ему представили 23 человека, захваченных в некоей пещере. Император приказал за несогласие отречься Христа подвергнуть их нещадному бичеванию и затем отвесть в темницу. Когда исповедники приведены были в претор для записи имен их и показаний, то Адриан, один из начальников, видевший истязание их, спросил их: «скажите мне, какой награды вы ждете от Бога своего за свои муки? Мне кажется, вы надеетесь на что-то великое». Исповедники отвечали: «уста наши не могут рассказать, слух не может вместить и ум не может постигнуть великих радостей воздаяния от Владыки нашего». Адриан: «может быть пророки ваши и книги ваши изъяснили их вам?» Исповедники: «И сами пророки не могли совершенно постигнуть благ тех, а говорили по внушению Духа Святого. Написано о будущем воздаянии: не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его» ( 1Кор.2:9 ). Тогда Адриан сказал писцам: «напишите и мое имя с сими святыми; потому что и я христианин, и с радостию умру с ними за Христа Бога». Писцы тотчас известили императора, что Адриан сделался христианином и просит вписать имя его в число осужденных. Максимиан позвал его и спросил: «обезумел ты, Адриан? Ужели хочешь погибнуть?» – «Не обезумел я», отвечал Адриан, «но от безумия пришел в ум». Император: «не говори много, а проси прощения и признай свою вину пред всеми!» Адриан: «Я начну отселе молить истинного Бога о прощении грехов моих, которые сделал я в языческом заблуждении». Император велел сковать его и бросить в темницу к прочим исповедникам Христовым. Один из рабов Адриана поспешил домой известить его супругу, Наталию, о случившемся. Наталия, потаенная христианка, возрадовалась душою о обращении мужа, пошла в тюрьму, утешала его и служила ему и прочим узникам. Чрез семь дней назначено было пытать узников; но как все, кроме Адриана, были слабы от прежних пыток и могли скоро умереть, то одного Адриана подвергли сперва сечению розгами, потом бичеванию палками. Наконец отвели в тюрьму, и тут, подобно другим, на наковальне сокрушили руки и ноги. Тела их преданы огню; Наталия с другими собрала останки их и отправила в Византию, куда и сама вскоре удалилась, и там пробыла до кончины. Адриан пострадал двадцати семи лет, около 290 года по Р. Хр. Память о пр. Адриане Ондрусовском

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Мученица Наталия жила в царствование Максимиана, нечестивого царя римского, гонителя христиан. Была она в супружестве с Адрианом, который занимал важную судебную должность в городе Никомидии, столице римского царства. Адриан был язычником, а Наталия христианкою, и оба они были люди молодые. В одно время Максимиан, прибыв в Никомидию, велел искать верующих во Христа. Воины схватили 23 христианина и привели их к царю. Царь угрожал им муками, но они исповедали себя христианами. Тогда царь приказал после жестоких истязаний оковать их оковами и заключить в темницу. Этих то св. мучеников привели в претор к Адриану, чтобы записать имена и ответы их для дальнейшего над ними суда. И что же случилось в это самое время? Один из рабов Адриана поспешил домой и возвестил супруге его Наталии, что господин их заключен в темницу. Наталия с ужасом и слезами услышала это известие. За какую вину взят в темницу господин мой? вопрошала раба плачущая Наталия. Раб отвечал: господин наш просил записать имя свое в число осужденных на смерть за Христа и хочет умереть с ними. Что же Наталия? Будучи в тайне христианкою, она возрадовалась душою. Услыша, что муж ее уверовал во Христа, она сама хотела объявить себя христианкою и пошла к темнице. В темнице были и те узники, числом 23, которые уже испытали тяжкое мучение, и в числе коих Адриан велел записать свое имя. Войдя в темницу, св. Наталья припала к ногам своего супруга и сказала ему: «блажен ты, господин мой! Ты обрел теперь то сокровище, которого никто от тебя не отнимет во веки вечные.» Она утешала и укрепляла его на подвиг мученический. Наступил вечер, и св. Адриан сказал Наталии: иди домой, а я, когда узнаю время, в которое изведут нас на мучение, извещу тебя, чтобы ты пришла увидеть нашу кончину. Св. Наталия сказала супругу: не пощади молодости своей и красоты тела, ибо бренное тело сие пища червям. Не помышляй о имении, о золоте и серебре; ибо они не принесут пользы в день страшного суда. Одни только добрые дела и вера, как дары, принимаются Господом.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Yakimov/p...

Оклад иконы «Спас Нерукотворный». 80-е гг. XIX в. Мастерская Ф. Я. Мишукова (частное собрание). (Далее - Я. Ф.) (1858-1900) стал основателем династии ювелиров. В возрасте 13-14 лет Я. Ф. поступил учеником к серебряных дел мастеру. После обучения, в 1880 г., он основал собственное дело. Был женат на Павле Александровне (в девичестве Тяпкиной, 1861-1932). У них родились 2 дочери и 3 сына - Федор (1881-1966), Алексей (1885-1929; имена обоих имеются в списке прихожан храмов старообрядческого Рогожского Богадельного дома за 1903 г.- РГБ. Ф. 246. К. 9. Д. 9), Василий (1888-1919). М. жили в Лефортово, недалеко от Рогожского кладбища, в собственном доме «близ Немецкого рынка, Госпитальный пер., 12», где была мастерская по производству серебряных изделий. В 1-й период существования мастерской (с 1880 по 1900) ее основатель на своих изделиях ставил клейма-именники - «ЯМ» и «Я. Ф. Мишуковъ». Серебряные предметы этого времени были выполнены в стиле историзма и, как правило, ориентированы на образцы русского серебряного дела XVII в. Мастерская получала много заказов от храмов Рогожского кладбища и др. старообрядческих общин. Так, в Покровском соборе на Рогожском кладбище сохранился серебряный потир, выполненный в 80-х гг. XIX в. в стиле историзма с гравированными изображениями Деисуса и креста в овальных медальонах на чаше и евангельских сцен на поддоне (см.: Древности и духовные святыни старообрядчества. 2005. Кат. 130. С. 196). В 1882 г. для Покровского храма были сделаны серебряный позолоченный чеканный оклад Евангелия, а также серебряный золоченый чеканный набор для Евхаристии. Место нахождения этих предметов неизвестно, возможно, они были переплавлены в 20-х гг. XX в., во время кампании по изъятию церковных ценностей. В кон. XIX в. мастерская М. принимала участие в крупномасштабных работах по реставрации Покровского храма на Рогожском кладбище - серебрении и золочении светильников, бронзовых решеток, «возобновлении риз» ( Юхименко. 2005. С. 79-80). Из работ 1-го периода сохранились серебряные оклады на иконы: «Святые Адриан и Наталия» (80-е гг. XX в., СПГИАХМЗ); «Великомученицы Варвара, Екатерина и вмч. Антипа» (1885, СПГИАХМЗ); «Спас Вседержитель, со святыми на полях» (1885, частное собрание); «Благовещение» (украшен гравированным растительным орнаментом; 80-е гг. XIX в., частное собрание); «Спас Нерукотворный» (80-е гг. XIX в., частное собрание); «Спас Нерукотворный» (кон. XIX в., ГТГ).

http://pravenc.ru/text/2563850.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010