Сегодня мы прочитаем из Апостола о довольно грустном событии – первом внутрицерковном конфликте христиан. Святой Лука, автор книги Деяний, пишет об этом так: «В эти дни, когда умножились ученики, произошел у Еллинистов ропот на Евреев за то, что вдовицы их пренебрегаемы были в ежедневном раздаянии потребностей» (Деян. 6:1). Еллинисты – это уверовавшие во Христа евреи из разных стран Римской империи. Им показалось, что местные евреи-христиане дают их вдовицам меньше социальной помощи, чем своим. Надо сказать, у эллинистов с палестинскими евреями были и без того довольно непростые отношения. Ситуация с вдовицами подлила масла в огонь – начался ропот, возникали ссоры и недоразумения. Как жаль! Ведь перед этим Лука писал, что «у множества ... уверовавших было одно сердце и одна душа; и никто ничего из имения своего не называл своим, но все у них было общее» (Деян. 4:32). И вдруг, после таких слов – разлад между новокрещенными христианами, конфликт на материальной почве. Новость печальная, но, братья и сестры, нужно понимать, что подобные проблемы в Церкви – это нормально. И нам необходимо знать такие вещи, чтобы понимать о Церкви нечто важное. Прежде всего, нельзя идеализировать первое христианское поколение. На этом многие претыкаются, думая, что раньше у христиан все было хорошо, а теперь все плохо. Да, первые христиане веровали более горячо, чем мы, имели разные удивительные дары Духа, имели мужество исповедовать христианство под угрозой гонений, но в то же время и они не были лишены человеческих слабостей и немощей. Если посмотреть, например, во скольких грехах апостол Павел упрекал коринфскую Церковь в Послании к ней, мы увидим, что Церковь и в I веке болела разными духовными болезнями. Но все равно оставалась Святой Церковью по наличию в ней Духа Святого, ибо Церковь свята не нашей мнимой праведностью, а праведностью Христовой и присутствием Духа Святого. Знание немощей иерусалимской Матери-Церкви учит нас смотреть на Церковь не как на лубочную картинку, где только святость и чудеса, а как на больницу. В ней человек глубокий и терпеливый получает исцеление, а человек поверхностный и нетерпеливый уходит, обидевшись на первую же санитарку, ему нагрубившую. И не надо удивляться тому, что в Церкви мы встречаем таких же больных, как и мы сами. Кто же еще приходит в лечебницу, как не больные?

http://pravoslavie.ru/103088.html

Глава 11 1Кор.11:1 .  Будьте подражателями мне, как я Христу. «Подражателе мне бывайте, якоже и аз Христу». Соревнуйте сим моим мерам в деле Домостроительства, потому что и я подражаю Владыке, Который иначе беседовал с иудеями, а иначе с апостолами, и иное предлагал совершенным, а иное несовершенным. Так заключив обвинение во вкушении идоложертвенного, Апостол исправляет иные еще погрешения. Ибо коринфские женщины имели обычай и во время молитвы не покрывать глав, а иные, величаясь своим красноречием, покушались даже и учить в церкви. Посему Апостол исправляет здесь это. 1Кор.11:2 .  Хвалю вас, братия, что вы все мое помните и держите предания так, как я передал вам. «Хвалю же вы, братие, яко вся моя помните, и якоже предах вам, предания держите». И это – не истинная похвала, потому что Апостол укоряет их паче, как не сохранивших им данных уставов. 1Кор.11:3 .  Хочу также, чтобы вы знали, что всякому мужу глава Христос, жене глава – муж, а Христу глава – Бог. «Хощу же вас ведети, яко всякому мужу глава Христос есть: глава же жене муж, глава же Христу Бог». Мужам желая подчинить жен и уча, что на преподавание учения не надлежит отваживаться той, которой издревле Бог повелел состоять под властию мужа, употребил Апостол сей образ выражения. Ибо, не Божественные преподавая догматы и не богословие излагая, дал речи такой порядок. Но последователи Ария и Евномия и из этого пытаются доказывать, что Сын есть тварь и создание, потому что сказано: «Глава Христу Бог». Следовательно, и жена – создание мужа, так как «глава… жене муж»! Но жена – не создание мужа, а из сущности мужа. Значит и Сын – не создание Божие, но из сущности Божией. Сие же, что всякому мужу глава Христос есть, говорит божественный Апостол, как очевидно, о верующих. И Христос – глава наша не по Божеству, а по человечеству, ибо мы нарицаемся телом Его; главе же надлежит быть однородною с телом. Посему по человечеству Он – наша глава. Следовательно, по человечеству и Его глава – Бог. Если же угодно им утверждать, что сказано сие и по Божеству, то пусть знают, что как в рассуждении нас, имеющих человеческое естество и верующих в Него, именуется Он главою по человечеству, потому что по человечеству единосущен с нами, так Отец, именуясь Его главою, показывает Свое с Ним единосущие; и Один и Тот же единосущен Отцу по Божеству и нам по человечеству. Главою же Его именуется Отец, как Отец и Виновник.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

Распространение христианства в европейских провинциях Римской империи в эпоху гонений История Европы дохристианской и христианской Протоиерей Владислав Цыпин Сайт « Православие.Ру » продолжает публикацию фрагментов новой книги церковного историка и канониста протоиерея Владислава Цыпина «История Европы дохристианской и христианской». Святой апостол Павел Евангельская проповедь в первый раз прозвучала в Европе на побережье Эгейского моря. Совершая второе миссионерское путешествие, апостол Павел вместе со своими спутниками, среди которых был и евангелист Лука, впервые ступил на европейскую землю. В «Деяниях» об этом рассказано так: «Отправившись из Троады, мы прямо прибыли в Самофракию, а на другой день в Неаполь, оттуда же в Филиппы… В день же субботний мы вышли за город к реке, где, по обыкновению, был молитвенный дом, и, сев, разговаривали с собравшимися там женщинами. И одна женщина из города Фиатир, именем Лидия, торговавшая багряницею, чтущая Бога, слушала, и Господь отверз сердце ее внимать тому, что говорил Павел. Когда же крестилась она и домашние ее, то просила нас, говоря: если вы признали меня верною Господу, то войдите в дом мой и живите у меня. И убедила нас» (Деян. 16: 11–15). Лидия стала первой известной по имени христианкой в Европе. Из Филипп апостол Павел со своими спутниками направился через Амфиполь и Аполлонию в Фессалоники, оттуда в Верию, и затем он проповедовал еще в Афинах, Коринфе и Кенхрее. Маршрут его третьего путешествия пролегал через те же македонские города, которые он посетил ранее, а потом через Эгину и Коринф. Своей огненной верой он зажег душу члена афинского Ареопага Дионисия и обрел в Афинах, Фессалониках, Филиппах, Коринфе много последователей. В четвертое путешествие апостол посетил Крит. Дважды он обращался с посланиями к Коринфской Церкви, дважды – к Фессалоникийской, он писал также христианам македонского города Филиппы. В Элладе проповедовал Христа и апостол Андрей Первозванный, закончивший свою земную жизнь в Патрах распятием на кресте.

http://pravoslavie.ru/43460.html

Беседа 15 Как поступает Павел с явным прелюбодеем. – Для христианина всякое время есть праздник. – Мудрость Павла. – В каком смысле любостяжание есть старая закваска. – Добрые плоды милостыни. 1Кор.5:1–2 .  Есть верный слух, что у вас появилось блудодеяние, и притом такое блудодеяние, какого не слышно даже у язычников, что некто вместо жены имеет жену отца своего. И вы возгордились, вместо того, чтобы лучше плакать, дабы изъят был из среды вас сделавший такое дело. 1. Когда апостол беседовал (с коринфянами) об их разделении, то не тотчас начал речь обличительную, но наперед говорил с ними кротко, а потом уже перешел к обличению, сказав: «ибо от домашних Хлоиных сделалось мне известным о вас, братия мои, что между вами есть споры» ( 1Кор.1:11 ). А здесь не так, но тотчас же высказывает обличение, и силу укоризны направляет, сколько возможно, против всех. Не говорит: почему такой-то предается прелюбодеянию? – но: »у вас появилось блудодеяние», чтобы они, считая себя совершенно свободными от обвинения, не остались невнимательными, но видели бы, что все их общество подлежит обличению и вся их церковь несвободна от обвинения, и оттого были бы ревностны в благочестии. Никто не скажет, говорит, что такой-то предался прелюбодеянию, но что в коринфской церкви совершилось преступление. Не говорит: дерзают на прелюбодеяние, но: «есть верный слух,... какого не слышно даже у язычников». Он часто примером язычников укоряет верующих; так в послании к фессалоникийцам говорит: «чтобы каждый из вас умел соблюдать свой сосуд в святости и чести, а не в страсти похотения, как... язычники» ( 1Фес.4:4–5 ): также к колоссянам и ефесеям: «чтобы вы более не поступали, как поступают прочие народы» ( Еф.4:17 ). Если им непростительно грешить одинаково с язычниками, то превосходить язычников в этом отношении, скажи мне, как это считать? У них, говорит, не только не совершается что-нибудь подобное, но ниже именуется. Видишь ли, как он оценивает это преступление? Если они допускают такой род безнравственности, какого не только не делают, но и не знают неверные, то невыразима великость их греха.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Вы храм Бога Живого 02.10.2014 #апостол Павел #Библия #практика духовной жизни new WOW().init(); window.onload=function () document.getElementById( " close " ).onclick=function () this.parentNode.parentNode.remove(); return false; Подпишитесь на наш Телеграм      × Второе послание к Коринфянам, главы 6, 7 Неделя 17-я по Пятидесятнице На церковнославянском языке 16 Или кое сложение церкви Божией со идолы; Вы бо есте церкви Бога жива, якоже рече Бог: яко вселюся в них и похожду, и буду им Бог, и тии будут мне людие. 17 Темже изыдите от среды их и отлучитеся, глаголет Господь, и нечистоте не прикасайтеся, и Аз прииму вы: 18 и буду вам во Отца, и вы будете Мне в сыны и дщери, глаголет Господь Вседержитель. 1 Сицева убо имуще обетования, о возлюбленнии, очистим себе от всякия скверны плоти и духа, творяще святыню в страсе Божии. На русском языке 16 Какая совместность храма Божия с идолами? Ибо вы храм Бога живаго, как сказал Бог: вселюсь в них и буду ходить в них; и буду их Богом, и они будут Моим народом. 17 И потому выйдите из среды их и отделитесь, говорит Господь, и не прикасайтесь к нечистому; и Я прииму вас 18 И буду вам Отцем, и вы будете Моими сынами и дщерями, говорит Господь Вседержитель. 1Итак, возлюбленные, имея такие обетования, очистим себя от всякой скверны плоти и духа, совершая святыню в страхе Божием. Я не знаю, как вам, а мне лично трудно почувствовать себя храмом Божиим и поверить в то, что я им являюсь. Конечно, это можо объяснить тем, что я пока что не доросла. Однако,апостол Павел назвает храмами Божьими коринфян, которые отнюдь не отличались особой святостью. Даже напротив- количество и разнообразие грехов в коринфской общине мало с чем сравнимо. Но апостол Павел назвает их храмами Божьими и именно на этом осовании призывает их оставить грехи и очиститься. То есть его логика такова: вы храмы, в вас обитает Дух Божий, Дух Святой. И поэтому живите соответственно. Храм должен быть храмом, а не овощехранилищем, не заводом и даже не музеем, как это было в советское время.

http://blog.predanie.ru/article/v_khram_...

     Апостольское чтение 8-й Недели по Пятидесятнице подымает тему внутрицерковных разделений. Обращаясь к Коринфской церкви, апостол Павел говорит: «Умоляю вас, братия, именем Господа нашего Иисуса Христа, чтобы все вы говорили одно, и не было между вами разделений, но чтобы вы соединены были в одном духе и в одних мыслях. Ибо от [домашних] Хлоиных сделалось мне известным о вас, братия мои, что между вами есть споры. Я разумею то, что у вас говорят: " я Павлов " ; " я Аполлосов " ; " я Кифин " ; " а я Христов " . Разве разделился Христос? разве Павел распялся за вас? или во имя Павла вы крестились?» (1Кор.1,10-13). Итак, до Павла дошли слухи о том, что коринфяне превратно поняли христианское учение о Церкви. Очевидно, они восприняли христианство как религиозно-философскую школу, в которой могут быть разные партии со своими лидерами – как в мире философии есть платоники, аристотелики, стоики, и проч. Так и в Коринфе появились группы христиан, заявляющие о себе как о последователях проповедника Аполлоса, или апостола Петра, или… Христа! Как можно предполагать, представители последней группы считали себя непосредственными учениками Христовыми. Кажется, они являлись самыми разумными из всех групп, ибо понимали, Кто есть их Учитель. Хотя не исключено, что они были и самыми гордыми, ставя остальных ниже себя. В любом случае, Церковь разделилась - каждая партия называла себя по имени своего духовного руководителя и считала себя принадлежащей лишь ему. Такое положение церковных дел может показаться нам странным, но ведь и у нас происходит сегодня нечто подобное. Внутри Церкви бытуют различные идеологические и мировоззренческие разделения. Например, среди церковных людей есть жесткие ортодоксы, и есть экуменистически настроенные христиане. Дает о себе знать разделение по национальному признаку. Также многие называют себя по именам известных проповедников: сысоевыцы, ткачевцы, кураевцы. Ощутимо различие между церковными либералами и традиционалистами-консерваторами. С одной стороны, это хорошо, ибо данные разделения показывают наличие думающих людей в Церкви. «Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные» (1Кор.11,19) – писал апостол Павел. Разномыслие во второстепенных вопросах неизбежно, но, дискутируя друг с другом по тем или иным темам, важно не переходить на личности, не замыкаться в себе, не говорить о ком-то плохо за его спиной. Конструктивная критика и дискуссии необходимы – но без осуждения и ссор, с пониманием возможности и своих ошибок. Нужно помнить, что у нас больше того, что объединяет, чем того, что разделяет – у нас есть вера во Христа, и все мы пребываем в одной Церкви.

http://pravoslavie.ru/105447.html

Слово на литургии в неделю 12-ю по Пятидесятнице 5 сентября/23 августа 1976 г. «Напоминаю вам, братия, Евангелие, которое я благовествовал вам, которое вы и приняли, в котором и утвердились, которым и спасаетесь, если преподанное удерживаете так, как я благовествовал вам, если только не тщетно уверовали... Я первоначально преподал вам, что и (сам) принял, то есть, что Христос умер за грехи наши, по Писанию, и что Он погребен был и что воскрес в третий день, по Писанию...» ( 1Кор. 15:1–4 ). Апостол Павел, совершая между 49 и 52 годами по Рождестве Христовом свое второе миссионерское путешествие, в течение восемнадцати месяцев жил и проповедывал Слово Божие в городе Коринфе, главном городе греческой области Ахайи. Последовавшее затем пятилетнее отсутствие Апостола произвело неодинаковое действие на коринфских христиан: одни из них твердо хранили все заветы своего любимого наставника и учителя, пребывая в вере, любви и нравственной чистоте; другие же, менее стойкие, оставили первую любовь свою, разделились на соперничавшие между собой группы, стали позволять себе неблаговидное поведение в церковном собрании, легко мирились с соблазнительным и безнравственным образом жизни некоторых в своей собственной среде. Услышав об этом, Апостол Павел в 57 году из города Ефеса, где он тогда находился, написал свое 1-е послание к Коринфянам, стремясь устранить возникшее неустройство в их церковной жизни, укрепить их веру и преданность Господу и путем нравственных наставлений утвердить в христианском благочестии. Проникнутое отеческой любовью послание это возымело свое благотворное действие, пробудив в сердцах коринфян лучшие чувства и стремления, исправило ошибки, уврачевало духовные раны. Нет сомнения в том, что и для всех последующих времен, и для нас с вами, возлюбленные, богомудрые апостольские назидания имеют весьма важное значение, ибо ведь и у нас не всегда все бывает благополучно в личной, семейной и церковно-общественной жизни. Отчасти немощь нашей расслабленной грехами природы, отчасти многообразные искушения и выпадающие на нашу долю жизненные испытания бывают причиной того, что мы как бы охладеваем душой в нашей любви к Господу и к ближним, погружаемся в стихию бесчисленных неумеренных забот о чисто земном благополучии, нередко в ущерб духовной жизни, впадаем в уныние от малейших неудач, жалуемся на судьбу, оскорбляем благость Божию своим маловерием и ропотом,– словом, забываем о своем высоком христианском звании, обязывающем жить так, чтобы имя Божие святилось нашей верностью Богу и чтобы окружающие нас люди, видя добрые, достойные христиан дела и поступки, прославляли Отца нашего Небесного.

http://azbyka.ru/otechnik/Liverij_Vorono...

Протоиерей Владислав Цыпин. О проекте «Положения о церковном суде». 7 июня 2008 г. 10:41 Судебная власть представляет собой один из видов церковной правительственной власти. Церковь Христова — это Царство не от мира сего (Ин. 18, 36), в то же время это — Царство, видимо явленное в сем мире. С человеческой стороны она представляет собой, по авторитетному определению из «Катехизиса» святителя Филарета, «общество человеков, соединенных православною верою, законом Божиим, священноначалием и Таинствами». Поскольку в состав земной воинствующей Церкви входят люди, хотя и призванные к Богоподобию и святости, но немощные и грешные, способные совершать преступления против заповедей Божиих и нарушать церковные установления, в земной Церкви есть место для осуществления ею самою судебной власти над своими чадами. Господь, проповедуя любовь к ближним, самоотречение и мир, не мог одобрять споры между учениками, но сознавая человеческую немощь Своих последователей, Он вручил созданной Им Церкви власть решать споры, которые возникают между ее чадами, а также применять прещения по отношению к ее согрешающим членам, вплоть до совершенного отлучения их от церковного общения: «Если же согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним: если послушает тебя, то приобрел ты брата твоего; если же не послушает, возьми с собою еще одного или двух, дабы устами двух или трех свидетелей подтвердилось всякое слово. Если же не послушает их, скажи Церкви, а если и Церкви не послушает, то да будет от тебе как язычник и мытарь» (Мф.18, 15-17). Апостол Павел укорял Коринфских христиан: «Как смеет кто у вас, имея дело с другим, судиться у нечестивых, а не у святых?.. И то уже весьма унизительно для вас, что вы имеете тяжбы между собою. Для чего бы вам лучше не оставаться обиженными? Для чего бы вам лучше не терпеть лишения?» (1 Кор. 6; 1, 3-7). Следуя наставлениям святого апостола, древние христиане избегали имперских судов, разбирательство дел в которых было связано с языческим культом, и представляли свои споры на суд епископов. В эпоху гонений приговоры епископов, недействительные в государственном праве, не имевшие исполнительной силы в гражданском обществе, опирались исключительно на их духовный авторитет. Но после издания Миланского эдикта обычай христиан судиться у своих епископов получил государственную санкцию, а судебные решения архиереев стали опираться на исполнительную силу государства. Святой Константин Великий предоставил христианам право переносить любые тяжбные дела на суд епископов, приговор которых признавался окончательным. Безапелляционный епископский суд, наделенный официально-государственным статусом, по мере христианизации империи с успехом стал конкурировать с юрисдикцией гражданских магистратов.

http://patriarchia.ru/db/text/420396.htm...

Глава II Продолжение речи о причине своего неприбытия в Коринф (1–4). О кровосмеснике (5–11). Радость Апостола о прекращении недоразумений между ним и Коринфянами (12–17). 2Кор.2:1–4 . Ап. твердо решил не приходить к Коринфянам во второй раз со скорбью, т. е. огорчая их своими справедливыми укорами. Ведь Коринфяне – его единственная радость. Как может огорчить он тех, от кого ожидает радости? Он рассудил за лучшее объясниться с ними письменно, хотя и послание его вовсе написано не с тою целью чтобы огорчить Коринфян, а чтобы засвидетельствовать о любви Апостола к Коринфской церкви. 2Кор.2:1 .  Итак я рассудил сам в себе не приходить к вам опять с огорчением. «Опять» следует относить к выражению «приходить» (Феодорит). Ап. в первый раз посетил Коринф во время второго своего апостольского путешествия и ушел оттуда в радостном настроении. Он не хотел испортить этого настроения и потому отложил второе посещение Коринфа. – «С огорчением». Здесь Ап. разумеет и то огорчение, какое должны бы причинить Коринфянам его упреки, и свое собственное огорчение, какое он должен был чувствовать при этом. 2Кор.2:2 .  Ибо если я огорчаю вас, то кто обрадует меня, как не тот, кто огорчен мною? Если бы Апостолу пришлось огорчить своими упреками Коринфян, то, понятно, он и сам остался бы в огорчении, ибо кто же в Коринфе, помимо христиан, мог доставить ему какую-нибудь радость? А христиане эти были бы огорчены Апостолом, и им было уже не до того, чтобы заботиться о радости его. 2Кор.2:3 .  Это самое и писал я вам, дабы, придя, не иметь огорчения от тех, о которых мне надлежало радоваться: ибо я во всех вас уверен, что моя радость есть радость и для всех вас. В виду этого Ап. и написал им это послание 3 , высказав все, что занимало его мысли. Пусть Коринфяне прочтут со вниманием его наставления и постараются исправить свои недостатки. Тогда Апостолу, когда он посетит Коринф, не придется уже терпеть огорчения. Ап. уверен в том, что Коринфяне поспешат устранить к его приходу все эти недостатки – ведь они его любят и хотят, чтобы он всегда радовался.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

При использовании материалов библиотеки ссылка на источник обязательна. При публикации материалов в сети интернет обязательна гиперссылка: " Издательство преподобного Максима Исповедника. " ( www.ispovednik.ru ). Преобразование в форматы epub, mobi, fb2 " Православие и мир. Электронная библиотека " ( lib.pravmir.ru ). " Мы безумны Христа ради " (необходимо опять отсюда начать слово), " а вы мудры во Христе; мы немощны, а вы крепки; вы в славе, а мы в бесчестии " (1Кор.4:10). 1. Высказав множество укоризн, которыя поражают больше всякого обличения, апостол говорит здесь о том же с свойственным ему достоинством. Сказав: " вы стали царствовать без нас " , и: " Бог судил нам, последним быть как бы приговоренными к смерти " , далее он показывает, каким образом они действительно осуждены на смерть, и говорит: " мы безумны, и немощны, и бесчестны, и терпим голод и жажду, и наготу и побои, и скитаемся, и трудимся, работая своими руками " (ст.10-12), что и было признаком истинных учителей и апостолов. Но коринфские учители хвалились противоположным: мудростью, славой, богатством, почестями. Потому, желая низложить гордость их и показать, что не только не следует хвалиться этим, но еще следует стыдиться, он наперед посмеивается над ними и говорит: " вы стали царствовать без нас " . Я возвещаю, говорит он, что настоящее время не есть время почестей и славы, которыми вы наслаждаетесь, но гонений н скорбей, которые мы претерпеваем. Если же это несправедливо, а напротив настоящее время есть время воздаяний, здесь он говорит иронически, то вы, ученики, уже царствуете, как я вижу, а мы, учители и апостолы, которым следовало бы прежде всех получить награду, не только стали последними пред вами, но и осужденными на смерть, постоянно проводя жизнь в бесчестии, голоде и опасностях, претерпевая оскорбления, как безумные, и гонимые, и подвергаясь невыносимым бедствиям. Говорит это для того, чтобы такими внушениями убедить их, что они должны подражать апостолам, предпочитать опасности и скорби почестям и славе, потому что проповедь обещает не первое, а последнее.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2047...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010