С ними никоим образом нельзя примиряться. «Если бы даже ангел с неба стал благовествовать не то, что нам благовествовали апостолы, да будет анафема», то есть да будет отлучен от Церкви ( Гал. 1:8 ). Подобное отлучение недавно Святейшим Синодом произнесено против известного учителя, дерзнувшего заменить благовествование, или Евангелие Христово своевольным измышлением нового, совсем противоположного ему Евангелия. Отлучение имело целью не только вразумить его и последователей его, но также предостеречь других от его заблуждений. К сожалению, эта цель не достигнута. Вразумление только еще пуще озлобило лжеучителя и подало повод к проявлению сочувствия к нему со стороны его приверженцев. Но если уголовной ответственности подлежат не только воры и разбойники, но и пристонадержатели их, то само собой разумеется, что церковной кары заслужил не только помянутой лжеучитель, но и все сочувствующие ему и своим сочувствием поддерживающие его и поощряющие к большой дерзости и наругательствам против Церкви. Трудно вразумить таковых, дай только Бог, чтобы этою карою предостережены были от увлечения помянутым лжеучением, по крайней мере, те, которые по милости Божией еще не успели заразиться им. Несокрушимость Божия здания Поучение в неделю 9-ю по Пятидесятнице                   Божие здание есте ( 1Кор. 3: 9 ). С сими словами, входящими в состав сегодняшнего апостольского чтения, апостол Павел обращается к членам коринфской церкви. Он обратил коринфян своею проповедию к вере во Христа и положил основание коринфской церкви. Она есть плод его трудов, им создана. Если же так, то почему он называет ее зданием или строением Божиим? Потому, что он не был самостоятельным строителем, он, вместе с сотрудником своим Апполосом, был только орудием в руках Божиих в создании церкви. «Кто Павел? – спрашивает он. – Кто Апполос? Они только служители, через которых коринфяне уверовали. Я насадил, Апполос поливал, но возрастил Бог. Посему и насаждающий и поливающий есть ничто, а все Бог возращающий. Мы (оба) соработники у Бога, а вы Божия нива, Божие здание» ( 1Кор. 3:5,6, 9 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

Слово в семнадцатую неделю по Пятидесятнице и в царский день. «Темже изыдите из среды их и отлучитеся, глаголет Господь, и нечистоте не прикасайтеся» ( 2Кор.6:17 ). Св. апостол Павел, как вы слышали, братие, в сегодняшнем апостольском чтении, предостерегает коринфских христиан от увлечения языческими суевериями и обычаями. Это были христиане новообращённые, недавно покинувшие язычество. Но окружённые со всех сторон язычниками в жизни семейной и общественной и, неизбежно входя в соприкосновение с ними по житейским делам, они на каждом шагу подвергались опасности заразиться нечистотой язычества, его суевериями, его гнусными пороками, которые однако не были строго осуждаемы, даже совсем не были осуждаемы язычниками, ибо сами боги их были безнравственные существа. Сатурн, пожирающий своих детей, Юпитер, опозоривший себя супружескою неверностью, Вакх – бог пьянства и разгула, Венера – богиня распутства, Меркурий – бог торговых обманов и воровства – чему доброму могли научить язычника? Распутство было даже одною из принадлежностей чествования иных богов, находило притон в их капищах. Христианство противоположно язычеству в религиозном и нравственном отношении. Христиане со времени крещения прервали всякую связь с язычеством, ибо отреклись от диавола и всех дел его и всего служения ему под видом служения богам и сочетались со Христом, вступили в неразрывный союз с Ним, как своим Царём и Богом. С целью убедить новообращённых коринфских христиан, чтобы они помнили всё это и чуждались всего языческого, апостол говорит им: «Какое общение праведности с беззаконием? Что общего у света со тмою? Какое согласие между Христом и велиаром (диаволом)? Или какое соучастие верного с неверным? Какая совместность храма Божия с идолами? Ибо вы храм Бога живаго», – прибавляет апостол, давая понять им, что, если бы кто из них принял участие в чём-либо языческом, выходило бы то же, как если бы кто взял языческого идола и поставил в христианском храме. В подтверждение того, что христиане действительно суть храмы Божии, апостол применяет к ним далее обетование Господа, данное сынам Израиля: «Вселюся в них, и буду ходить в них, и буду их Богом, и они будут моим народом» ( Лев.26:12 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

1Кор. 4:1, 2 . «Каждый должен разуметь нас, как служителей Христовых и домостроителей тайн Божиих. От домостроителей же требуется, чтобы каждый оказался верным», т. е. ничего не присвоил бы себе из имения господина и своим не называл бы хозяйского… Отсюда наводит Апостол, как неразумны Коринфские учители, выдающие себя за лиц первенствующих в церкви Божией и старающиеся лишь о возвышении своего собственного авторитета, как будто бы они могли создать дело Христово своими личными усилиями и природными дарованиями, например, учительскими способностями, красноречием и т. п. Все это дары Божии. 1Кор. 4:3, 4 . «Для меня очень мало значит, как судите обо мне вы (моя ли партия у вас больше, или Кифина, или Аполлосова), или как судят другие люди; я и сам не сужу о себе … судия же мне Господь». Вот высокий образец для пастырей церкви, чтобы для самолюбивых или корыстолюбивых каких-либо целей не прилаживаться ко вкусам и разнообразным взглядам своих пасомых, ища у них благоволения и так называемой популярности, как это делали Коринфские учители! 1Кор. 4:5 . «Посему, – вразумляет Апостол Коринфян, предававшихся волнениям и пересудам об учителях своих, – не судите никак прежде времени (о своих наставниках и проповедниках), пока не приидет Господь, Которой и осветит скрытое во мраке и обнаружит сердечные намерения, и тогда каждому будет похвала от Бога». Будет одному похвала, а другому укоризна; но Апостол выставляет эту одну часть, может быть потому, что Коринфяне погрешали тем, что говорили, одни: тот-то лучше, другие: тот-то, – тогда окажется, говорит, кто лучше (Еп. Феофан). 14) Обличение Коринфянам чрез противоположение их напыщенному настроению скорбного и уничиженного апостольского положения ( 1Кор. 4:6–13 ). 1Кор. 4:6 . «Это, братия, приложил я к себе и Аполлосу (т. е. сказанное выше о значении проповедников веры, что они суть простые служители одного и того же домовладыки ( 1Кор. 3:3–5; 4:1,2 ), – приложил ради вас» (а отнюдь не ради какой-либо нашей с Аполлосом горделивости или искания неравенства в церкви), «чтобы вы научились от нас не мудрствовать сверх того, что написано, и не превозносились один пред другим». Ибо, – примечает к сему Блаж. Феодорит, – Коринфяне, разделившись на толки и положив называться – один именем одного, а другие – именем другого, препирались один с другими, и каждый толк усиливался своему учителю отдать первенство пред другими.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

153 . (Следующее), как мне думается, сказано о лицах: «Ваш избыток в восполнение их недостатка, а после их избыток в восполнение вашего недостатка», т. е., пусть избыток (коринфской) общины (populi) дает ей повод к доброму делу, (именно): облегчению материальной нужды тех (общины македонской) (ad illorum sublevandam alendi inopiam), a духовное богатство последних (церкви македонской) восполняло бы скудость духовных заслуг (коринфской) общины (adjuvet in plebe inopiam meriti spiritalis) путем благодатного общения (et conferat ei gratiam) 262 . 154 . Прекрасный пример дал апостол: «Кто избрал много, не имел лишнего; и кто мало, не имел недостатка». Как убедительно (bene) этот пример увещевает всех людей быть милосердными; ибо и тот, кто имеет много золота, не обладает избытком, так как все, что только есть в веке сем, ничто; и тот, кто, мало имеет, не испытывает недостатка, так как ему нечего терять. Не может быть убытка в том деле, которое само уж (tota) есть убыток. 155 . Впрочем, можно понимать (это изречение) и так: кто обладает многим и (никому) не дает, тот не имеет избытка, потому что кто желает все большего, тот всегда будет нуждаться, сколько бы он ни приобрел, и кто имеет мало, тот не терпит недостатка (non minuit), потому что бедняк просит немногого. Равным образом и тот беден, кто духовные (дары) раздает за деньги (необходимые для поддержания жизни) и, хотя бы в нем преизбыточествовала благодать, он не был бы богатым, потому что благодать не отягощает, а облегчает ум. 156 . Хотя можно понимать и так: нет у тебя изобилия, человек! Насколько ценно (quantum) то, что ты получил, хотя бы его было и много? Иоанн, больше которого нет между рожденными женами, однако не выше того, кто (считается) меньшим в Царствии Небесном. 157 . Возможно и такое объяснение (potest et sic): не может Божья благодать, поскольку она духовна, иметь изобилия по образцу материального (corporaliter), кто может понять или силу или величие (magnitudinem aut latitudinem) ее, которую он не может и ведать? Вера, если она будет как зерно горчичное, может переставлять горы, и не дается она тебе больше зерна горчичного. И если изобилует в тебе благодать, то не должно ли опасаться, чтобы ум не стал превозноситься таким делом? Ибо много таких, которые благодаря сердечной высоте пали глубже, чем если бы они совсем не имели Господней благодати. И кто имеет не так много, тот (тоже) ничего не теряет, потому что (то, что он имеет), не материально и его нельзя делить (quia non est corporeum, ut dividatur); и что кажется малым для имеющего, (то же самое представляется) великим для того, кто ни в чем не имеет недостатка.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Medio...

Павел ли, Аполлос ли, или Кифа, или мир, или жизнь, или смерть, или настоящее, или будущее - все ваше, вы же - Христовы, а Христос - Божий 15 . Тем не менее, коринфянам полезно было бы помнить, кто с самого начала " вскормил их молоком " . Ему, Павлу, они обязаны больше всего. " Ведь даже если вы имеете тьму наставников во Христе, то отцов, однако, имеете немного, ибо я родил вас во Христе Иисусе через Евангелие " 16 . Сделав лишь первые неуверенные шаги в церковной жизни, коринфские братья уже возомнили о себе, берутся судить своего отца, который перенес ради них " голод, жажду, наготу, побои и скитания и трудится своими руками " . Они считают его двуличным, но на самом деле он ради них же, своих детей, жертвует маловажным во имя основного. Ибо, будучи свободен ото всех, я всем себя поработил, чтобы большее число приобрести: и стал для иудеев как иудей, чтобы приобрести иудеев, для подзаконных как подзаконный, - не будучи сам под Законом, - чтобы приобрести подзаконных. Для незнающих Закона как незнающий Закона (не будучи перед Богом без Закона, а под Законом Христовым), чтобы приобрести незнающих Закона. Я стал немощным для немощных, чтобы приобрести немощных. Для всех я сделался всем чтобы во что бы то ни стало спасти некоторых, И все я делаю ради Евангелия, чтобы стать соучастником его 17 . Коринфские братья решили, что нежелание Павла пользоваться материальной поддержкой ставит под вопрос его апостольство. Но он не самозванец, а благовестник, поставленный Богом. Если у него нет рекомендаций с печатями, то разве они, обращенные им, не служат " печатью его апостольства " ? Он вправе иметь жену и получать помощь, как и другие служители Христовы. Подобно воинам, они не принадлежат себе и могут претендовать на " содержание " . Но он, Павел, отказался от всего этого ради собственной свободы и ради того, чтобы не давать пищи врагам для клеветы. Зная образ жизни Тарсянина, кто сможет заподозрить его в корыстолюбии и желании жить за чужой счет? Любой истинный апостол принадлежит Церкви, как и пророк, толкователь или целитель. Противопоставлять их друг другу - бессмысленно. У каждого есть свой дар и каждый занимает свое место.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2099...

Православие в этом случае исходит из того, что здесь вовсе не утверждается постулат о всеобщности дара языков. Иначе мы должны признать, что и даром истолкования обладали все христиане. Но если это дар всеобщий, зачем апостол Павел советует коринфянам молиться о его приобретении ( 1Кор. 14, 13 )? В своем толковании на это место Священного Писания святой Феофан Затворник учит: «Каждый имеет какое-либо (дарование. – И.Е.) от Духа Божия, кто псалом, кто учение... кто откровение... кто язык» 179 . Отнюдь не свидетельствует о правоте пятидесятников и часто приводимый ими текст: «Желаю, чтобы вы все говорили языками, но лучше, чтобы вы пророчествовали ( 1Кор. 14, 5 ). Даром пророчества обладали, конечно, не все христиане. Не могут им похвастать и современные пятидесятники. Апостол Павел, говоря о дарах духовных, советует ревновать о даре пророчества. На основании пятого стиха можно как будто заключить, что даром пророчества обладали все христиане, но этого не позволяет нам сделать первый стих той же главы ( 1Кор. 14, 1 ). Языкоговорение всеми христианами Коринфской Церкви – это еще не реальность, а только пожелание Апостола. «Дабы не подумали, будто он по зависти к ним унижает языки», – пишет святой Иоанн Златоуст » 180 . Если внимать букве, а не духу Послания святого Павла, мы должны со всей категоричностью утверждать, что все в Коринфской Церкви обладали даром пророчества, буквально толкуя следующий стих: «Когда все пророчествуют, и войдет кто неверующий» ( 1Кор. 14, 24 ). Но как могут все пророчествовать, если Апостол советует ревновать об этом даре ( 1Кор. 14, 1 ), чтобы получить его к назиданию Церкви? О том, что в Апостольской Церкви не все говорили языками, наглядно показывают следующие выдержки из Священного Писания: «Каждому дается проявление Духа на пользу: одному дается Духом слово мудрости... иному чудотворения, иному пророчество, иному различение духов, иному разные языки, иному истолкование языков» ( 1Кор. 12, 8 – 10 ). «Все ли чудотворцы? Все ли имеют дар исцелений? Все ли говорят языками? Все ли истолкователи?» ( 1Кор. 12, 29 – 30 ). Учение пятидесятников о сообщении Церкви дара языков до скончания века

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/sovremen...

В буквальном смысле верующие, находящиеся на разных континентах Земли, могут причащаться «от единого хлеба» ( 1Кор. 10, 17 ) только в том случае, если под хлебом и вином действительно понимать истинные Тело и Кровь Спасителя. «Иначе был бы не один, а много хлебов, так как всякая община причащается от своего хлеба» 259 . Святой Павел предупреждал коринфских христиан: «Кто будет есть хлеб сей и пить чашу Господню недостойно, виновен будет против Тела и Крови Господней» ( 1Кор. 11, 27 ). С точки зрения сектантов, среди них нет недостойных, ибо они уже спасены и, следовательно, достойны. К кому же тогда обращается апостол Павел? Разве не к христианам? И кто же тогда заблуждается: апостол Павел или сектанты? Посмотрим, как пятидесятники пытаются разрешить это недоразумение. В Вероучении Объединенного Евразийского Союза ХВЕ сказано, что хлебопреломление «несет осуждение при недостойном участии, поэтому не принимается членами Церкви, находящимися на церковном взыскании» ( 1Кор. 11, 27 – 30 ) 260 . Но разве об отлученных речь идет у Апостола? «Да испытывает себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей», – пишет святой Павел ( 1Кор. 11, 28 ). То есть человек сам по испытании своей совести должен решить – готов ли он соединиться с Господом. Здесь и речи нет о церковном запрещении. Если даже согласиться с сектантами и допустить, что Причащение – не более чем потребление хлеба и вина в воспоминание о некогда бывших событиях, то чем же это воспоминание может оскорбить Бога, если даже эту память будут творить и явные грешники? Ведь многие из них веруют в Бога, помнят о нем, желают избавиться от греха, но соблазны одолевают их. Только не омывший себя слезами покаяния грешник, приступив к Чаше с Телом и Кровью, будет повинен в дерзости и святотатстве. О таких пишет Апостол: «Ибо кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет в осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем. Оттого многие из вас немощны и больны, и немало умирает " ( 1Кор. 11, 29 – 30 ). Итак, «кто будет есть хлеб сей и пить чашу Господню недостойно, виновен будет против Тела и Крови Господней» ( 1Кор. 11, 27 ), а (отметим! – И.Е) не против простого хлеба, не рассуждая при этом, что он принимает не просто хлеб, а Тело Господие 261 . Таков смысл слов святого Павла. Все это еще раз обличает сектантское лжемудрие о их «непорочности», «святости» и пригодности для Царствия Божия. Из Послания можно заключить, что и среди коринфских христиан многие не отличались благочестием. А о том, что простая пища – хлеб и вино – не приближает и не удаляет нас от Бога и уж, конечно, не может быть причиной нашей смерти, напоминает нам тот же Апостол: «Пища не приближает нас к Богу, ибо едим ли мы – ничего не приобретаем; не едим ли – ничего не теряем» ( 1Кор. 8, 8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/sovremen...

Дальнейшие христианские собрания с проповедью о Христе святой Павел стал устраивать неподалеку от синагоги, в доме некоего Иуста, чтущего Бога. Сюда собирались и язычники, и дело благовестия пошло успешнее: многие уверовали и крестились. Среди уверовавших был и сам начальник синагоги Крисп со всем домом своим. Но все же успех проповеди, видимо, не был велик, так что святой Павел хотел было вовсе удалиться из развращенного Коринфа, в котором он стал испытывать даже покушения на жизнь свою (2 Фесс. 3:2 [ 63 ]). Поэтому Сам Господь явился ему в видении ночью, чтобы ободрить и воодушевить его на дальнейшее служение в Коринфе (Деян 18:9–10 [ 64 ]). Укрепленный этим явлением святой Апостол остался в Коринфе на полтора года, и в этот период времени проповедь его произрастила в Коринфе обильные плоды, так что церковь Коринфская стала знаменитой и прославилась обилием духовных дарований (1 Кор 1:5–7 [ 65 ]). Когда Церковь Коринфская устроилась, святому Павлу предлежало направиться в другие места для проповеди. Отбытие его из Коринфа ускорилось в результате одного прискорбного происшествия. Раздраженные проповедью Апостола иудеи схватили его и привели на суд к проконсулу Галлиону с жалобой, что он «учит людей чтить Бога не по закону» (Деян 18:13). Сущность этого обвинения состояла в том, что Павел сделался основателем какой-то новой секты, сверх дозволенных законами Римской Империи вероисповеданий. Галлион был братом известного римского философа Сенеки и дядей поэта Лукана, высокообразованным и благородным человеком. Он отказался разбирать дело, касающееся веры, а не гражданских отношений, и прогнал Иудеев от судилища. Презиравшие иудеев еллины, услышав такое решение Галлиона, устремились на них тут же в той же судебной палате и, схватив главного вожака возмущения начальника синагоги Сосфена , «били его перед судилищем; и Галлион нимало не беспокоился о том» (Деян 18:14–17). Возможно, что этот Сосфен потом обратился ко Христу и это о нем упоминает святой Апостол, пиша к Коринфянам в 1 Кор 1:1. [ 66 ]

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=737...

Ссылаясь на эти слова, сектанты мудрствуют, будто св. Предание излишне, так как о правде Божией, по которой должно жить людям, свидетельствует Писание (Закон и пророки), а не Предание. В данном случае сектантам должно ответить то же, что и в нескольких предыдущих случаях. Именно, если стать в толковании вышеозначенного свидетельства на сектантскую точку зрения, то необходимо отвергнуть не только Предание, но и все Новозаветные Писания, так как «закон и пророки» есть не иное что, как ветхозаветные Писания ( Мф.5:17 ). И раз, по мысли сектантов, излишне все, кроме закона и пророков, значит излишне и Новозаветное Писание. С этим не согласятся, конечно и сами сектанты. Смысл же вышеприведенных слов апостола состоит в том, что с пришествием на землю Сына Божия пришло и оправдание людей, о чем было предсказано в законе и пророках. Вот почему Спаситель, придя в мир для оправдания людей, и говорил людям: « Не думайте, что Я пришел нарушить закон, или пророков: не нарушить пришел Я, а исполнить » ( Мф.5:17 ). Наконец, сектанты доказывают, будто нельзя делать никакого дополнения к св. Писанию, как практикует Церковь , признавая кроме Писания еще и Предание. В подтверждение своей мысли сектанты ссылаются на следующие места св. Писания. 12) Гал.1:8 . « Если бы мы, или ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали, да будет анафема ». Но в данном случае речь идет не о Писании, а вообще о благовествовании. Благовествовал же апостол как письменно через Писание, так и устно через Предание ( 2Солун.2:15 ). Отсюда понятно, что вышеприведенные слова не только не говорят против Предания, а наоборот, оберегают его. 13) 1Кор.4:6 . « Это, братия, приложил я к себе и Аполлосу ради вас, чтобы вы научились от нас не мудрствовать сверх того, что написано ». В приведенных словах запрещение мудрствовать сверх написанного относится не к отрицанию Предания, как неправильно думают сектанты; а согласно связи речи, направлено против неправильного взгляда на проповедников Евангелия, какой имели Коринфские христиане. Называя себя то Павловым, то Аполлосовым, то Кифиным ( 1Кор.1:12 ), Коринфские христиане тем самым сравнивали проповедников, ставя одного выше, другого ниже. Против такого суждения о проповедниках и восстал апостол. Он написал послание Коринфским христианам, в котором убеждал, что бы Коринфяне не судили прежде времени, пока не придёт Господь ( 1Кор.4:5 ) и одинаково «разумея (всех проповедников) как служителей Христовых и домостроителей тайн Божиих», ( 1Кор.4:1 ) не мудрствовали по этому вопросу сверх того, что им написано.

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Abram...

Скачать epub pdf Может ли старец ошибаться? Вопрос, кому в Церкви принадлежит вероучительный авторитет – одновременно и простой, и сложный. В Церкви, которую основал Господь, обязанность учительства Он возложил на апостолов, а через них на епископов, то есть на иерархию. Но и помимо иерархического рукоположения Дух Святой еще в апостольские времена обильно изливал дар учительства. «Одному дается Духом слово мудрости, – пишет апостол Павел коринфским христианам, – другому слово знания, тем же Духом; иному вера, тем же Духом... иному пророчество, иному различение духов, иному разные языки, иному истолкование языков» ( 1Кор.12, 8–10 ). «Служите друг другу, каждый тем даром, какой получил, – поучает апостол Петр, – Говорит ли кто, говори как слова Божии; служит ли кто, служи по силе, какую дает Бог...» ( 1Пет. 4,10–11 ). Значит в Церкви, в принципе, через любого ее члена могут подаваться дары Святого Духа, и в том числе, пророчеста и прозорливости. Но это – в принципе, а когда дело доходит до каждого конкретного прозорливца, который настаивает на вещах, с точки зрения привычной догматики несколько рискованных, то кто угодно станет в тупик. Тем более, если грозные пророчества исходят от умудренного летами старца. Говорит ли он от себя лично, или через него Бог хочет нечто открыть Церкви? Собственно, всякий священник или епископ имеет право проповедовать только церковное учение, только то, что исходит от Бога. Но мы ведь знаем, что голос Церкви по-настоящему могут выражать только святые. А святых часто не понимали и гнали, как не поняли в свое время учители иудейские Христа. Как узнать, от Бога ли эти тревожащие душу «пророчества»? Защитные механизмы церковного учительства Вопрос непростой. Хотя в Церкви он решается очень легко. Ведь еще апостолы поставили в каждой Поместной церкви (местной общине) ее предстоятеля, который именовался епископом, что значит наблюдатель (от греч. episkopeo). В отношении вероучения епископ имел и имеет в Церкви “санитарную” функцию. Он не создает и даже не провозглашает учение.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Dronov/...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010