Пророк Малахия возвещает им о скором пришествии Господа с судом и милостью. В его пророчестве сам Иегова глаголет к иудейскому народу, как бы уже о совершающемся послании Предтечи, для приготовления пути пред тем Лицом Божества, Которому от века предопределено и издревле предречено прийти на землю, для водворения на ней мира. Глаголющий, уверяя, что предопределённое и предречённое уже близко к своему исполнению, Грядущего именует Господом (Адон), Которому храм истинного Бога в Иерусалиме (возобновлённый при Зоровавеле – 2Ездр.5:47–57 ) принадлежит, как Свой, – Который внидит в Свой храм видимо, как Ангел, Ходатай и Посредник Нового Завета, долженствующий прийти, и ожидаемый, по многократным предсказаниям, обетованиям и преобразованиям, ветхозаветным: Се Аз посылаю Ангела (вестника) Моего, и призрит на путь пред лицем Моим: и внезапу приидет в церковь Свою Господь (Адон), егоже вы ищете, и Ангел завета, егоже вы хощете, се грядет, глаголет Господь Вседержитель (Иегова Саваоф). Власть сего Божеского Лица Грядущего представляется как власть самого Господа Вседержителя посылающего (слич. ст. 2 с. 5), как Божественного Судии, пред Которым не устоят нечестивые; Который, как плавильщик, очистит избранный народ, истребит суеверие и неправды, обратит к Богу сердца сынов Иаковлевых и излиет благословение на потомков Иудиных в таком обилии, что ублажат их вси языцы, зане будут они земля пожеланная (ст. 2–12 и далее). При чтении в сем пророчестве наименования: Ангел Завета, припоминается с одной стороны древнее предсказание ветхозаветного законодавца Моисея: Пророка от братии твоея, якоже мене, восставит тебе Господь Бог твой: того послушайте ( Втор.18:15 ), – с другой стороны пророчественная речь, уже до рождении Предтечи Иоанна, произнесённая отцом его Захарием: и ты отроча Пророк Вышняго наречешися, предъидеши бо пред Лицем Господним, уготовати пути Его. ( Лк.1:76 ). Сам Господь – Ходатай Завета Новаго, во днех плоти Своея ( Евр.5:7, 12:24 ), говоря к народу о величии Своего Предтечи Иоанна, указывал на пророчество Малахии о высоком служении его: Сей бо есть, о Немже есть писано: се Аз посылаю ангела Моего пред лицем Твоим, иже уготовит путь Твой пред Тобою ( Мф.11:10–11 ).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

874) о перенесении мощей К. сообщается под 807 г.: «В это время были доставлены из Карфагена останки блаженного Киприана вместе с мощами блаженных Сциллийских мучеников, Сперата и его товарищей, и положены в церкви блаженного Иоанна Крестителя в городе Лионе» (MGH. SS. T. 2. P. 320). Самое подробное повествование содержится в Мартирологе, к-рый Адон составил во время пребывания в Лионе (между 853 и 860). Послы, направленные Карлом Великим к царю персов Аарону (подразумевается халиф Харун ар-Рашид ), на обратном пути посетили руины Карфагена и увидели заброшенные гробницы святых. Правитель, желая проявить дружественное отношение к императору франков, разрешил им забрать мощи К. (послы взяли также мощи Сперата и главу Пантелеимона). По возвращении посольства Карл Великий велел оставить святыни в Арле, намереваясь построить для их хранения великолепную церковь. Однако этот план не был осуществлен, и по просьбе архиеп. Лейдрада император разрешил перенести мощи в Лион (PL. 123. Col. 355-356; Quentin. 1908. P. 507-508). На сведениях Адона основано упоминание о мощах африкан. святых, которые Харун ар-Рашид подарил Карлу Великому, в Хронике Сигеберта из Жамблу (нач. XII в.) под 802 г. ( Sigeberti Gemblacensis Chronica//MGH. SS. T. 6. P. 336). Исследователи отмечали, что все источники, в к-рых говорится о перенесении мощей К., происходят из Лиона. Сведения об этом событии не согласуются с данными современных ему хроник, при этом наибольшие затруднения вызывает подробный рассказ Адона. На рубеже VIII и IX вв. действительно происходил обмен посольствами между Карлом Великим, халифом Харуном ар-Рашидом и эмиром Ибрагимом I (800-812) из династии Аглабидов, во владениях к-рого находился Карфаген. Однако в анналах, где сообщается об отправлении и о прибытии послов, нет данных о перенесении мощей К. Эйнхард в «Жизни Карла Великого» писал, что император помогал христианам, жившим в бедности под властью мусульм. правителей, в т. ч. в Карфагене, а также вел по этому поводу переговоры с араб.

http://pravenc.ru/text/1684710.html

57. Если во II b. массовые избиения христиан выражались не более, как цифрой 40 (Лион 177 г.) то в III b. и особенно при Диоклетиане мучеников были тысячи; величина цифры здесь поэтому не внушает сомнения, как и частое повторение некоторых имен (Феликс 118 раз, Сатурнин 87 и т. д.), а также странность иных имен (Manira, Jtercola, Barbalabia); надо иметь в виду привычку римлян не стесняться в прозвищах рабам. 58. Арх. Сергий, Полн. месяц. вост. I, 58–61. 59. Ныне Париж. Национ библ. Описан Kellner " ом Heort. 213–215 по Morin " y Amecdota Maredsolana, Par. 1893, I. У арх. Сергия не упомянут. 60. Из других месяцесловов на Западе в этот период известны 1) изданный Аллянцием (De eccl. lccident фейгу lrient. perpetua consensione, R. 1648, p. 1487) из Бравиария Ватик. библ. VIII b.; из 84 памятей половина есть у нас; некоторые памяти в те числа, как у нас, а не как ныне у римо-католиков; нет Преображения и Введения; не все апостолы; 12 мар. — 14 апр. нет свв. 2) Календарь в Сакраментарии, приписываемом Григорию Великому, VII–VIII b.; сходен с предшествующим, но некоторых памятей не достает, некоторые новые; все апостолы. 3) Галликанский: позднейшая память св. Григория Великого († 604), памяти на все дни, но 16 авг. — дек. деффект. 4) протисия, еп. Безансонского († 625 г.); сходен с Сакраментарием Григория; в марта только 5 памятей; другою рукою внесены позднейшие памяти, например Карла В. — Кроме того появился целый ряд сокращений Иеронимова месяцеслова. Таким сокращением был прежде всего мартиролог Беды († 735 г.), знаменитого английского писателя-монаха, «который, старался тщательно отмечать, каким родом мучения и при каком судии мученики победили мир», посему оставил на каждый день из Иеронимова мартиролога по одному, два святых, а некоторые дни и без памятей. Впрочем март. Беды дошел до нас только в дополненном ок. 830 г. Флором Дрепанием, каноником Лионского диоцеза, виде; в этом последнем тоже памяти не на все дни. Последний мартиролог переработали (переставлены памяти) и немного дополнили: в Трирском диоцезе Вандельберт ок. 848 г., в Майнце архиеп. Рабан Мавр в середине IX b. памяти на все дни), в Лионе ок. 858 г. Адон впоследствии архиеп. Вьенский (есть очень обширные сказания о свв., начинается 25 дек.), Узуард бенедиктинец близ Парижа ок. 8585 г. и Ноткер в Швейцарии ок. 894 г. (Арх. Сергий, Полн. мес. вост. I, 62–73.)

http://predanie.ru/book/72342-tolkovyy-t...

Так как префект Максим уговаривал исполнить указ «императоров» и не раз упоминал об императорах, то ясно видно, что страдание дуростольских воинов совершилось в гонение Диоклетиана и Максимиана в 302 г., а не при имп. Севере, как думал Бароний66). Известно, что на правом берегу Дуная, где Дуростол,   66) Ruinartus 3, 271. Вершинского месяцеслов стр. 64. в 3 веке уже сильными массами жили славяне67) и они были лучшими воинами империи68). Так св. мученики и по месту жительства и по службе были из славян и пример твердого самопожертвования их за св. веру конечно возбудил во многих родичах их уважение и любовь к св. вере69). 28 ч. Память о преп. СОФРОНИЕ. Скажу любви вашей о личности дивной, говорит современный описатель подвигов св. Георгия мученика (ум. 1515 г.). Пресвитер Стефан, из села Пенковца, что близ Софии (Средца), из-за турецкого насилия оставил родину свою и с своею супругою придя жил в моем доме; с ним мы довольно поучались о полезном. Отсюда удалился он в валахскую землю и принят был великим воеводою Радулом. Там супруга его переселилась к Богу, а он стал иеромонахом Софронием. По смерти воеводы Радула опять пришел он на Дунай, поселился в монастыре близ Русы и укреплял себя постом, молитвами, трудом, терпением и милостынею. Тут он жил недолго: диавол не терпел подвигов его, поднял против него слугу его; тот ударяет его топором по голове и лишает жизни. Погребенный, «он спустя три года является живущим в монастыре; те открывают гроб и находят его как будто уснувшим и издающим благоухание. Они положили его в раке. По всей стране творит   67) О славянах Дуростола и соседних с ним мест см. июля 18 пр. 10. Дуростол у Птоломея, Дуростен на Пефтингеровой карте, Диристра и Дристра у византийцев, Дрествин в русск. летописях, у турков Силистрия, по древнему названию своему – город славянский. 68) Адон: «при императорах римские войска по большей части составлялись из иностранцев и провинции с огорчением видели, что цвет их юношества выводили на бранное поле». Римские дрвен. 2, 177. В 537 г. к Величару в Рим послано было 1600 антов и славян из живших оседло по Дунаю. Прокопий De bello gothico 1, 27.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=109...

властителями ( Einhardi Vita Karoli Magni. 27/Ed. G. Waitz et al. Hannover, 1911. P. 31-32. (MGH. Scr. Rer. Germ.; ср.: Notkerus Balbulus. Gesta Karoli Magni imperatoris. II 9// Notker der Stammler. Taten Kaiser Karls des Grossen/Hrsg. H. F. Haefele. B., 1959. P. 62-63. (MGH. Scr. Rer. Germ. N. S.; 12)). По мнению исследователей, Адон дополнил сведения диак. Флора информацией, заимствованной из сочинения Эйнхарда и из каролингских анналов, поэтому его свидетельство наименее достоверно. Но диак. Флор не приводит подробностей, к-рые позволили бы согласовать его данные с др. источниками, поэтому происхождение легенды о перенесении мощей К. трудно проследить ( Quentin. 1908. P. 508-514; Courtois. 1945; см. также: Conant. 2010. P. 2-3, 38). Аббатство Сен-Корней Компьень. Гравюра из серии «Monasticon Gallicanum». Кон. XVII в. Аббатство Сен-Корней Компьень. Гравюра из серии «Monasticon Gallicanum». Кон. XVII в. Исследователи связывают перенесение мощей К. в Лион с деятельностью архиеп. Лейдрада, при котором Лионская кафедра стала важным центром церковных преобразований (см. ст. Каролинги ). В этот период в Лионе проводилось восстановление храмов и мон-рей, упорядочение литургической жизни, были организованы школы и скрипторий. Центром духовной жизни стал кафедральный собор, при к-ром действовал крупнейший в диоцезе капитул (Le Diocèse de Lyon/Éd. J. Gadille. P., 1983. P. 50-61. (Histoire des diocèses de France; 16); Rubellin M. Lyon aux temps carolingiens// Idem. Église et société chrétienne d " Agobard à Valdès. Lyon, 2003. P. 139-159). Святыней собора стали мощи К., подаренные Карлом Великим. По мнению исследователей, перенесение мощей в Лион было символом интеграции Лионской митрополии в систему имперской Церкви ( Isa ï a M.-C. L " hagiographie contre la réforme dans l " Église de Lyon au IXe siècle//Médiévales. St.-Denis, 2012. Vol. 62. P. 87). В стихотворении «Rector magnificus» диак. Флор подчеркивал, что К. стал покровителем жителей Лиона. Несмотря на то что к кон. IX в.

http://pravenc.ru/text/1684710.html

123. Col. 223), Узуарда (2-я пол. IX в.; PL. 123. Col. 699), Ноткера Заики (нач. X в.; PL. 131. Col. 1040). Заметки в этих Мартирологах представляют собой краткие указания о святом без жизнеописания. Свт. Адон применительно к памяти И. З. употребляет слово «natalis», к-рое обычно служит для обозначения памяти мучеников (в отличие от «depositio» - «кончина» для всех прочих святых). Эта тенденция нашла продолжение у Ноткера, к-рый причисляет И. З. к мученикам. До XVI в. в Западной Церкви поминовение И. З. совершалось только 27 янв., а затем к этой дате добавилось 14 сент., что нашло отражение в Римском Мартирологе кард. Цезаря Барония , во мн. частных Мартирологах (Гелесини, Шестаньоль и др.) и списках святых XVI в. (Феррари и др.), под влиянием византийской традиции. Однако день памяти 14 сент. изначально носил характер простого поминовения (commemoratio), без литургического празднования (к-рое до сих пор закреплено только за 27 янв.). Д. В. Зайцев Мощи В новой ц. св. Апостолов в К-поле, выстроенной при имп. Юстиниане I, гробница И. З. находилась в алтарной части храма. В энкомии на перенесение мощей свт. Григория Богослова, которое состоялось в правление имп. Константина VII Багрянородного (913-959), говорится о том, что они были помещены в ц. св. Апостолов рядом с мощами И. З. (ActaSS. Maii. T. 4. P. 453). В лат. описании святынь К-поля XII в. (Аноним Меркати) упоминаются гробницы И. З. и свт. Григория в ц. св. Апостолов: «В полу же алтаря слева лежит святой Иоанн Златоуст, а справа - святой Григорий Назианзин, называемый Богословом» (Описание святынь Константинополя в латинской рукописи XII в./Пер., предисл., коммент.: Л. К. Масиель Санчес//Чудотворная икона в Византии и Древней Руси. М., 1996. С. 436-463). В 1200 г. о гробницах И. З. и свт. Григория в алтаре ц. св. Апостолов упоминал рус. паломник Добрыня Ядрейкович (свт. Антоний , архиеп. Новгородский). Перенесение мощей свт. Иоанна Златоуста. Икона. XVII в. (Византийский музей, Афины) Перенесение мощей свт. Иоанна Златоуста.

http://pravenc.ru/text/541598.html

В деле этого построения имели большое значение три лица, в имени которых заключалось слово Хирам: Хирам, царь тирский, финикиянин, Адонирам (Адон Хирам) – еврей, Хирам-художник – финикиянин по отцу и еврей по матери ( 3Цар.5:7–14,7:13–14 ). Значит, за 1000 лет до Р. X. религиозная архитектура получила уже широкое развитие у финикиян. Храм Соломонов разрушен две с половиной тысячи лет тому назад, но еще доселе в учении франк-масонов имеют важное значение столбы иахин и воаз, молоток, ватерпас, лопатка и ветвь акации – символы, связанные с легендой о иерусалимском храме. „Для соблюдения порядка при расчете с легионами мастеров, подмастерьев, мастеров и простых учеников Адонирам разделил их на группы, дав каждой вместе с особенным одеянием свои пароли и лозунги. Мастеровые, завидуя мастерам и желая получить большую против заслуженной плату, задумали образовать отдельную шайку, костюмированную подобно мастерам, дабы получить от Адонирама более, нежели им следовало. Изменить одежду было нетрудно. Главное препятствие было в пароле и лозунге мастеров, не известных простым мастерам. Принужденные вследствие этого отказаться от хитрости, мастеровые решились тайно убить Адонирама и ограбить казну, бывшую на его попечении. Первое им удалось. Они умертвили Адонирама, но не могли доискаться, где у него были спрятаны деньги, ассигнованные на жалование рабочим. Досадуя на неудачу и раскаиваясь в напрасном преступлении, мастеровые зарыли труп Адонирама в груду щебня и извести, пометив это место веткой акации, чтобы после похоронить убитого. На другой день при первом слухе об исчезновении Адонирама царь Соломон разослал на поиски за ним нарочных во все концы его царства, еще не зная, жалеть ли ему о верном слуге или негодовать на него, как на вора. В это время левиты, пришедшие к царю, доложили ему, что на месте строения храма совершилось чудо: за ночь на груде сухого щебня вырос и расцвел большой куст акации... Действительно, к удивленнию всех рабочих и к ужасу убийц, ветка акации, которой они пометили место погребения Адонирама, в одну ночь дала корень и разрослась кустарником.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Glagole...

petieri - Ionas. Vita Columbani. II 1; см.: Dunn. 2008). Вскоре после смерти Атталы в Матисконе (ныне Макон) состоялся синод епископов Бургундии под рук. Третика, еп. Лугдунского. На синоде рассматривались обвинения, выдвинутые мон. Агрестием и его сторонниками против аббата Евстасия, к-рому пришлось отказаться от особой формы тонзуры и др. ирл. обычаев, введенных К. Мн. вопросы, связанные с духовным наследием К. и его влиянием на жизнь зап. монашества, остаются дискуссионными. Считается, что в Галлии под влиянием деятельности К. получили распространение общежительные мон-ри, как правило находившиеся в сельской местности; их насельники, жившие за счет собственного труда, занимались земледелием. В отличие от более ранних монашеских обителей, в основном сосредоточенных в Юж. Галлии, особенно в долине Роны, мон-ри традиции К. располагались гл. обр. в сев. части страны. Они строились при участии знати, пользовались покровительством франк. королей из династии Меровингов и нередко получали от них привилегии (о влиянии К. на франк. монашество см.: Columbanus. 1981). По свидетельству Ионы, в Луксовии принимали монашество представители знатных родов ( Ionas. Vita Columbani. I 10; см.: Fox. 2014. P. 50-135). Агиограф упоминал об аристократах Хагнерике и Аутарии, с которыми К. познакомился в Австразии. Бургундофара, дочь Хагнерика, стала монахиней и возглавила монастырь Эбориак (ныне Фармутье), основанный для нее св. Евстасием. Ее брат Хагноальд принял монашество в Луксовии и впосл. стал епископом Лавдуна (ныне Лан). Адон, сын Аутария и Эги, основал «двойной» Йотренский мон-рь (см. Жуар ), в к-ром аббатисой жен. общины стала св. Теодехильда, ранее жившая в Эбориаке. Др. сын Аутария, Дадон, более известный как Авдуин (Авдоен), построил мон-рь Ресбак (ныне Ребе) и впосл. занял епископскую кафедру в Ротомаге (ныне Руан). При поддержке еп. Авдуина св. Филиберт основал мон-рь Гемметик (см. Жюмьеж ), а св. Вандрегизил († 668) - мон-рь Фонтанелла (ныне Сен-Вандрий) (см.: Prinz. 1965. S.

http://pravenc.ru/text/Колумбан.html

Муч. Исидор хиосский . В Деяниях св. (Mai III. 445 и 72) тоже сказание, что и в славянской минее, в последней с сокращениями. Так как в сем сказании не говорится о перенесении части мощей св. Исидора в Константинополь при св. Маркиане экономе константиноп. церкви в 5 веке (см. 10 янв.) и о чудесах от них, бывших в сие время в Константинополе; то заключают, что сие повествование о мучении св. Исидора написано прежде сего события, и на острове Хиосе месте мучения, а не в Константинополе; тогда как в другом списке повествования об Исидоре (у Сурия 5 Febr. 48) есть уже повествование о сем событии. Касательно погребения св. Исидора есть некоторая разность в сказаниях. По одному сказанию Аммоний друг святого тайно взял стрегомое тело и похоронил его; спустя несколько дней св. Миропия (2 дек.), пришедши из Ефеса, взяла его из земли и, помазав ароматами и обвив плащаницею, положила в честном месте. Из самого жития Миропии видно, что она явилась на о. Хиос еще прежде кончины мученика и что она тайно взяла стрегомое тело и положила его в нарочитом месте и далее в подлинном житии ее говорится, что об этом писавшему житие ее сказывал страж, который был свидетелем чудес от мощей и потому крестился и сам увенчан короною мученика. Адон в 9 веке в своем мартирологе пишет, что тело святого было брошено в кладязь и что вода сего кладязя прогоняла нечистых духов и исцеляла болезни и, по свидетельству очевидца пресвитера, сказывавшего Адону, из устья того кладязя исходил свет на подобие свечи. По римскому мартирологу над сим кладязем была устроена церковь . Болландисты примиряют сии сказания тем, что тело святого было брошено стерегшими его в кладязь, Антоний вместе с Миропиею, по указанию света, извлекли тело из кладазя тайно от стражей, что может быть сей Антоний и есть страж, уверовавший и после замученный. Св. Исидор в воинской службе был в должности Опциона (Opmio), соответствовавшей нашим унтер-офицерским чинам (Lubker). По житию подлинному ему поручены были воинские пайки под надзор и раздачу; посему в одном новгородском синаксаре он называется отским архиепископом?? Русский игумен Даниил видел мощи его в Хиосе в начале XII века. Паломник Антоний в 1200 г. видел в Царьграде в царских палатах столп мраморный, с коим мученик вышел из моря, будучи к нему привязан, и мощи его (т. е. часть мощей).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

Беда Достопочтенный, использовавший «Страсти...» при составлении своего мартиролога, поместил краткие сказания о Марии и др. мучениках под 20 янв., о мч. Кирине - под 25 марта, о мч. Валентине - под 14 февр. (см.: Quentin. 1908. P. 86-87, 113). Также под 20 янв. память Мария, Марфы, Авдифакса и Аввакума указана в мартирологе Лионского анонима, составленном в нач. IX в. (Paris. lat. 3879. Fol. 70v). Флор Лионский перенес ее на 19 янв., но Адон Вьеннский и Узуард поместили сказания о мучениках под 20 янв. В раннесредневек. календарях поминовение мучеников указано под 19 или 20 янв. (см.: Der karolingische Reichskalender und seine Überlieferung bis ins 12. Jh./Hrsg. A. Borst. Hannover, 2001. Tl. 1. S. 488-489, 491, 493. (MGH. Mem.; 2)). Согласно Римскому Мартирологу, память Мария, Марфы, Авдифакса и Аввакума совершается 19 янв. (MartRom. Comment. P. 27; MartRom. (Vat.). P. 100). Гробница мучеников почиталась на Корнелиевой дороге, к-рая вела из Рима в Цере (ныне Черветери) и проходила рядом с Ватиканским холмом. Впервые о ней упоминается в паломнических итинерариях VII в. В итинерарии «De locis sanctis martyrum qui sunt foris ciuitatis Romae» Марий, Марфа, Авдифакс и Аввакум названы среди мучеников, чьи гробницы находились близ Корнелиевой дороги; в Малмсберийском итинерарии уточняется, что на этом месте стояла церковь (Codice topografico della città di Roma/Ed. R. Valentini, G. Zucchetti. R., 1942. Vol. 2. P. 106-107, 142). Согласно грамоте папы Льва IV от 10 авг. 854 г., храм находился на территории поместья Боччеа (fundus... qui uocatur Buccege - Schiaparelli. 1901. P. 435). В грамоте папы Адриана IV (10 февр. 1158) церковь упоминается среди владений капитула Ватиканской базилики св. Петра. В более поздних средневек. перечнях храмов, принадлежавших этой базилике, указано, что ц. св. Марфы находилась близ замка Боччеа ( Stocchi. 2010. P. 27, 44, 64, 86, 98). Впосл. храм был разрушен; его точное местоположение не определено. В 1779 г. по просьбе местных жителей в имении Боччеа была освящена небольшая церковь во имя Мария, Марфы и др. мучеников, приписанная к ватиканскому капитулу (до 1873). После строительства приходской ц. Девы Марии Лоретской (1951-1952) старый храм был передан в частное владение.

http://pravenc.ru/text/2562058.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010