Рака с мощами мч. Квирина. Мастер Б. Витте. 1900 г. (базилика во имя мч. Квирина в г. Нойс) Рака с мощами мч. Квирина. Мастер Б. Витте. 1900 г. (базилика во имя мч. Квирина в г. Нойс) Мученичество Александра, Евентия и Феодула было составлено в Риме предположительно в VI или в нач. VII в. ( Dufourcq. 1900. P. 14), по мнению нек-рых исследователей, в 1-й пол. V в. ( Llewellyn. 1976). Изложенное в нем агиографическое предание возникло в результате смешения имен епископа (папы) Римского Александра I (108/9-116 или 119) и рим. мч. Александра, могила которого находилась в катакомбах на 7-й миле Номентанской дороги (LP. T. 1. P. XCI-XCII; Dufourcq. 1900. P. 210-211; Scorza Barcellona F. Alessandro I//Enciclopedia dei Papi. R., 2000. T. 1. P. 213-215). Датировка Мученичества основана на сделанном Л. Дюшеном наблюдении, что в Liber Pontificalis представлена более ранняя версия легенды о Римском еп. Александре, чем та, к-рая получила отражение в Мученичестве. В Иеронимовом Мартирологе под 30 апр. помещена память еп. Квирина, погребенного на кладбище Претекстата. По мнению И. Делеэ, указание на епископский сан мученика является ошибкой, возникшей из-за смешения имен К. и св. Квирина , еп. Сисцийского (пам. 4 июня), гробница к-рого находилась недалеко от катакомб Претекстата, в базилике Апостолов (ныне Сан-Себастьяно) на Аппиевой дороге. В 1908 г. в катакомбах Претекстата был обнаружен фрагмент надписи с упоминанием мучеников Ианнуария и Фелициссима и исп. Квирина (MR IANVARI FEL.../ET COFF QVIRINI MAIO... - Nuovo Bull. di Archeologia Cristiana. 1909. T. 15. P. 121). Согласно рим. итинерариям VII в., гробница К. находилась близ мест захоронений Римского папы Урбана I , мучеников Ианнуария, Фелициссима и Агапита и др. святых (Itineraria et alia geographica. Turnholti, 1965. P. 308, 317, 327. (CCSL; 175)). Поминовение К. указано во франк. «исторических» мартирологах IX в. под 30 марта (эта дата указана в Мученичестве). Память К. впервые значится в т. н. Малом Римском мартирологе, составителем к-рого считается Адон , архиеп. Вьеннский (30 марта - «трибуна и мученика Квирина, отца св. Бальбины», 31 марта - «св. девы Бальбины, погребенной на кладбище Претекстата около своего отца Квирина»; Quentin. 1908. P. 422-423). В мартиролог Адона Вьеннского включено краткое сказание о К., основанное на Мученичестве.

http://pravenc.ru/text/1684073.html

В зап. «исторических» Мартирологах IX в. содержится память Мнасона, известного из Деяний св. апостолов. Впервые свт. Адон , архиеп. Вьеннский, внес его имя под 12 июля в свой Мартиролог и в т. н. Древний или Малый Римский Мартиролог (в искаженной форме - Насон (Nason)). Местом кончины святого Адон указал Кипр ( Ado V. Le martyrologe: ses deux familles, ses trois recentions: Texte et comment. P., 1984. P. 224). В Мартирологе Узуарда имя Мнасона под 12 июля также искажено и указано как Насон (MartUsuard. 1965. P. 266). В 80-х гг. XVI в. кард. Ц. Бароний внес в Римский Мартиролог под 12 июля память не Мнасона, а Иасона (возможно, ап. от 70 Иасона, упомянутого в Деян 17. 4-9 и в Рим 16. 21; см ст. Иасон и Сосипатр ), назвав его «давним учеником Христа» и указав Кипр местом кончины святого (MartRom. P. 283). В совр. редакции Римского Мартиролога под 12 июля не обозначена ни память Мнасона, ни память Иасона. Свт. Димитрий , митр. Ростовский, в составленных им Четьих-Минеях упомянул под 4 янв. Мнасона в числе апостолов от 70, но без указания номера, и высказал сомнения в том, что его следует отождествлять с ап. от 70 Иасоном ( Димитрий Ростовский, свт. Книга житий святых. К., 1764. Кн. 2. Л. 267 об.). В современном календаре РПЦ имя М. не обозначено. Ист.: ActaSS. Iul. T. 3. P. 248-249; Νικδημος. Συναξαριστς. Τ. 1. Σ. 377; Halkin F. Les Actes Apocryphes: De St. Héraclide de Chypre disciple de l " Apotre Barnabé//AnBoll. 1964. Vol. 82. P. 133-170; Μακαρ. Σιμων. Νος Συναξ. 20092. Τ. 2. Σ. 206; Синаксарь: Жития святых Правосл. Церкви/Авт.-сост.: иером. Макарий Симонопетрский. М., 2011. Т. 1. С. 715-716. Лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 323-324, 332; Delehaye H. saints de Chypre//AnBoll. 1907. Vol. 26. P. 238, 255, 258, 267; Nau F. La légende des saints évêques Héraclide, Mnason et Rhodon ou l " apostolicité de l " Église de Chypre//ROC. 1907. T. 12. P. 125-138; Quentin. H. Les martyrologes historiques du Moyen Âge. P., 1908. P. 433, 461, 589, 595; Mariani B. Giasone//BiblSS. Vol. 6. Col. 441-442; Σωφρνιος (Εστρατιδης). Αγιολγιον. Σ. 339; ΘΗΕ. Τ. 8. 1966. Σ. 1226. Рубрики: Ключевые слова: ИРИНЕЙ († 303?), еп. г. Сирмий, сщмч. (пам. 26 марта; пам. зап. 6 апр., 25 марта; пам. греч. 6 апр., 23 авг.) КИРИЛЛ († ок. 304), еп. (архиеп.) Гортинский, сщмч. (пам. 9 июля, 6 сент.; пам. визант. 5, 6 сент., 28 марта, 14 июня, 9 июля; пам. греч. 14 июня; пам. зап. 9 июля) АВГУСТИН (354 - 430), еп. Гиппонский [Иппонийский], блж., в зап. традиции свт. (пам. 15 июня, греч. 28 июня, зап. 28 авг.), виднейший латинский богослов, философ, один из великих зап. учителей Церкви

http://pravenc.ru/text/2563858.html

1967. P. 137-138). 12 мая 1597 г. кард. Цезарь Бароний торжественно перенес мощи Н., А. и Домитиллы из ц. св. Адриана в базилику Н. и А. у терм Каракаллы и поместил их перед алтарем. К 1600 г. Бароний полностью отремонтировал церковь, украсил ее росписями, подарил колокол. Реставрация церкви проводилась в 1941 г. Впервые память Н. и А. под 12 мая появляется в Иеронимовом мартирологе, где святые названы братьями. В бернской рукописи Мартиролога ошибочно указано, что мученики были похоронены в катакомбах Претекстата (MartHieron. P. 249). Впосл. память мучеников под 12 мая перешла в Мартиролог Беды (в поздних списках, напр.: Vat. Palat. lat. 834, 1-я пол. IX в.; Vat. Palat. 833, сер. IX в.) и в зап. «исторические» мартирологи IX в. При этом Флор Лионский и Адон, архиеп. Вьеннский, заимствовали из Иеронимова мартиролога неверное обозначение «в катакомбах Претекстата». Краткое сказание о Н. и об А., содержащееся в этих мартирологах, составлено на основе их Мученичества ( Quentin. 1908. P. 51, 332, 362, 482; Dubois J., Renaud G. Le Martyrologe d " Adon: Ses deux familles, ses trois recentions: Texte et comment. P., 1984. Р. 157). Из Мартиролога Адона сказание о святых перешло в Мартиролог Узуарда, однако вместо катакомб Претекстата здесь указана Ардеатинская дорога как место, где совершалось празднество в честь Н. и А. (MartUsuard. 1965. P. 228). В 80-х гг. XVI в. кард. Ц. Бароний внес в Римский Мартиролог память Н. и А. под 12 мая. В заметке сообщается, что останки мучеников вместе с мощами св. Домитиллы были перенесены по указанию папы Климента VIII (1592-1605) из диаконии Адриана в посвященную им титулярную церковь, которая была отреставрирована в то время (MartRom. Р. 185). В совр. редакции Римского Мартиролога под этим же числом содержится сказание о мучениках, составленное на основе эпитафии папы Дамаса I (MartRom (Vat.). P. 266). Проприи мессы на день памяти Н. и А. содержатся в рим. литургических книгах VII-VIII вв. (Sacr. Gelas. P. 138-139; Das Sacramentarium Gregorianum nach dem aachener Urexemplar/Hrsg. H. Lietzmann. Münster, 19582. S. 67). В сер. XII в. краткие сведения о Н. и об А. с искажением их имен - Иеремий и Архилий - были внесены в составленную на Руси 2-ю (пространную) редакцию Пролога со ссылкой на 28-ю «Беседу на Евангелие» свт. Григория Великого. Это сказание впосл. вошло в стишной Пролог и затем под 6 апр.- в ВМЧ митр. Макария, где святые именуются Иереем и Ахилеем (ВМЧ. Апр. День 1-8. Стб. 168-169). Свт. Димитрий, митр. Ростовский, внес в Четьи-Минеи память мучеников под этим же числом, передав их имена как Иеремий и Архилий (Книга житий святых. К., 1764. Кн. 3. С. 221). В совр. редакции «Житий святых» свт. Димитрия Ростовского вместо Архилия обозначен иерей Алхимий (ЖСв. Апр. С. 123), однако в календаре РПЦ имена мучеников даются в первоначальной транскрипции свт. Димитрия (см. также ст.: Иеремий и Архилий (пам. 6 апр.)).

http://pravenc.ru/text/2565064.html

Себастиана и не согласовались с др. свидетельствами), архиеп. Адон сделал вывод, что «четверо увенчанных» - это 4 мученика, пострадавшие в Альбане, о которых, по мнению Адона, говорилось в заключительной главе Мученичества. Под 8 нояб. в Мартирологе Адона Вьеннского указано поминовение 5 мучеников из Паннонии (Клавдия и др.), а также «четверых увенчанных» - Севера, Севериана, Карпофора и Викторина. Согласно Адону, увенчанные мученики были похоронены на Лабиканской дороге рядом с мучениками, пострадавшими в Паннонии (так Адон интерпретировал указание Мученичества на то, что рим. корникуларии были погребены вместе с др. святыми). Как звали увенчанных мучеников, выяснить не удалось, поэтому папа Мильтиад присвоил им имена 4 из 5 паннонских мучеников. Впосл. некоему св. мужу были открыты их настоящие имена ( Quentin. 1908. P. 446, 504-506, 662-663; Duchesne. 1911. P. 239-240; Zeiller. 1918. P. 102-103). В 1-й пол. X в. схожее объяснение было приведено в «Книге о богослужениях» (Liber de divinis officiis//PL. 101. Col. 1230; ср.: The Leofric Missal/Ed. F. E. Warren. Oxf., 1883. P. 166). Поминовение паннонских и альбанских мучеников, пострадавших в Риме, включено также в Мартиролог Узуарда (PL. 124. Col. 669-670). Согласно добавлению, к-рое содержится в большинстве рукописей 2-й редакции Мученичества (версия В), увенчанные мученики - это пострадавшие в Риме 4 корникулария, к-рым здесь даны имена альбанских мучеников (ActaSS. Nov. T. 3. P. 750). Под 7 июля в Мартирологах Адона и Узуарда указана память рим. мучеников Никострата, Клавдия, Кастория, Викторина и Симфрониана, сведения о к-рых заимствованы из Мученичества св. Себастиана (PL. 123. Col. 299; 124. Col. 233-234). Из-за возникшей путаницы в Римском Мартирологе (1-е изд.- 1583 г.) поминовение 5 паннонских мучеников было указано под 7 июля и 8 нояб., но эпитет «увенчанные» отнесен к 4 альбанским мученикам, память к-рых также отмечена под 8 нояб. Ошибки были устранены в редакции Римского Мартиролога 2001 г.: под 8 нояб. здесь указано поминовение мучеников Симпрониана, Клавдия, Никострата, Кастория и Симплиция, по преданию пострадавших в Паннонии, но почитавшихся в Риме как увенчанные мученики.

http://pravenc.ru/text/1841225.html

Григорий Турский со слов аббата Аредия сообщал о чудесах, к-рые Н. совершил при жизни, в т. ч. об изгнании демонов и об усмирении бури во время путешествия по реке. Согласно «Житию отцов», жители Треверов были избавлены от чумы благодаря молитвам Н. и его предшественников, св. епископов Евхария и Максимина ( Greg. Turon. Vit. Patr. XVII 4-5). Время кончины Н. трудно установить. Последнее событие их жизни святого, дата к-рого известна, - его возвращение из ссылки, в к-рую его отправил кор. Хлотарь I (561 или немного позднее). На основании косвенных свидетельств кончину Н. обычно относят к 566 или 569 г. (см.: Anton. 1987. S. 132). Первое точно датированное упоминание о его преемнике Магнерихе относится к событиям 585 г. (см.: Duchesne. Fastes. T. 3. P. 38). Почитание По свидетельству Григория Турского, от гробницы Н. в базилике св. Максимина совершались исцеления ( Greg. Turon. Vita Patrum. XVII. Praef., 6; Idem. Glor. conf. 92). Описывая чудеса святого, Григорий, вероятно, стремился укрепить его почитание. Однако самые ранние сведения о литургическом почитании Н. и о его гробнице в Трире относятся лишь к эпохе Каролингов . Впосл. культ святого существовал почти исключительно в Трирском архиеп-стве, его центром была базилика (впосл. аббатство) св. Максимина. В сер. IX в. св. Адон , архиеп. Вьеннский, внес память Н. под 5 дек. в составленный им «исторический» мартиролог (см.: Quentin. 1908. P. 480, 485). В трирских календарях память Н. указывалась начиная с X в., как правило, под 1 или 3 окт. ( Miesges. 1915. S. 88-89, 108-109; Kr ö nert. 2010. P. 38; Resmini. 2016. S. 611; ср.: MartHieron. P. 128). В др. текстах поминовение святого обычно отмечали 5 дек. (Der karolingische Reichskalender und seine Überlieferung bis ins 12. Jh./Hrsg. A. Borst. Hannover, 2001. Tl. 3. S. 1355, 1358, 1563-1564. (MGH. Lib. Mem.; 2)). Под этой датой память Н. указана в каролингском мартирологе Узуарда, впоследствии использованном при составлении Римского Мартиролога, в к-ром поминовение святого также было приведено под 5 дек. (MartRom. Comment. P. 566, 568). Однако в действующую редакцию Римского Мартиролога память Н. внесена под 1 окт. (MartRom. (Vat.). P. 518). В Трирском архиеп-стве поминовение святого совершается 3 окт.

http://pravenc.ru/text/2577739.html

Имена рим. мучеников узнать не удалось, поэтому папа Мильтиад велел поминать их под именами мучеников, пострадавших в Паннонии,- Клавдия, Семпрониана, Никострата и Кастория. На развитие агиографической традиции увенчанных мучеников повлияли попытки средневек. авторов согласовать противоречивые свидетельства источников. В Мученичестве не упоминается эпитет «четверо увенчанных», к-рый применялся к Клавдию, Никострату, Семпрониану, Касторию и Симплицию в Иеронимовом Мартирологе и в рим. литургических книгах. Несоответствие эпитета числу мучеников не получило однозначного объяснения в трудах исследователей (Делеэ различал в Мученичестве 4 «главных» героев и второстепенного (Симплиция) ( Delehaye. Passions. P. 242; Guyon. 1975. P. 525); по мнению Кирша, образ Симплиция был вымышлен составителем Мученичества, чтобы ввести в повествование мотив обращения язычника ко Христу, популярный в рим. агиографии). То обстоятельство, что 5 мучеников именовались «четырьмя увенчанными», привлекло внимание средневековых авторов. В Геласия Сакраментарии (VII-VIII вв.) в рубрике под 8 нояб. перечислены 4 увенчанных мученика - Костиан (вместо Никострата), Клавдий, Кастор и Симпрониан (The Gelasian Sacramentary: Liber Sacramentorum Romanae Ecclesiae/Ed. H. A. Wilson. Oxf., 1894. P. 203). Однако не все авторы довольствовались простым исключением имени к.-л. мученика. Начиная с IX в. в источниках встречается отождествление «четверых увенчанных» с мучениками Секундом (Севером), Северианом, Карпофором и Викторином, пострадавшими в Альбане (ныне Альбано-Лациале, Италия) (пам. зап. 8 авг.). Это было связано с перенесением мощей 5 увенчанных и 4 альбанских мучеников в ц. Увенчанных мучеников (Санти-Куатро-Коронати) по указанию папы Римского Льва IV (847-855). По мнению А. Кантена, ошибочное отождествление сделал Адон , архиеп. Вьеннский, к-рый опирался на Мученичество и на перечень святых, мощи к-рых покоились в ц. Увенчанных мучеников. Столкнувшись с противоречивыми указаниями источников (он использовал также Мартиролог Флора Лионского, в к-ром сведения об увенчанных мучениках были заимствованы из Мученичества св.

http://pravenc.ru/text/1841225.html

календарях память Д. А. указывается 3 окт., хотя в Житии, приписываемом Митродору, кончина Д. А. относится к 25 сент. Вероятно, 9 окт. (7-й день до октябрьских ид) при переписке превратился в 7-й день до октябрьских календ (т. е. 25 сент.). Т. о., в IX в. существовало 2 дня празднования Д. А.- 3 (Византия и Юж. Италия) и 9 окт. (Галлия, Германия, Британия). Дата 3 окт. фиксируется в источниках не ранее кон. VIII в., вместе с началом распространения почитания Д. А. на Востоке. Выбор даты 3 окт. не обоснован преданиями о том, что святой пострадал в этот день. Отталкиваясь от зап. памяти 9 окт., византийцы сдвинули ее на 3-е число, присоединив к памяти св. Дионисия Великого , архиеп. Александрийского. По Типикону Великой ц., синаксис в честь Д. А., совершаемый в храме Св. Софии, переносился на ближайшее воскресенье после 3 окт., так что праздник мог попасть на любой день от 3 до 9 окт. ( Mateos. Typicon. T. 1. P. 58-60). Древнейшим памятником, в к-ром присутствуют оба праздника - 3 и 9 окт., является Древний (Малый) Римский Мартиролог (сер. IX в.; PL. 123. Col. 169). Возможно, что подобный мартиролог мог употребляться Римской Церковью и на рубеже VIII и IX вв. Мартиролог отличает Д. А. (3 окт.) от св. Дионисия «в Паризиях» (9 окт.). В небольшой заметке о Д. А. говорится, что он был обращен ап. Павлом, поставлен им 1-м епископом Афин и мученически пострадал при имп. Адриане (117-138). Основания такой датировки мученичества Д. А. неясны. Св. Адон, архиеп. Вьеннский († 874/5), в своем Мартирологе воспроизводит под 3 окт. информацию Малого Римского Мартиролога. В заметке под 9 окт. Адон дает краткий пересказ «Мученичества святых Дионисия, Рустика и Елевферия», заимствованный, видимо, из неизвестных пересказов Венанция Фортуната. Следуя Мартирологу блж. Иеронима, Адон называет Елевферия пресвитером, а Рустика диаконом ( Ado Viennensis. Martyrologium//PL. 123. Col. 374, 376). Сведениями Адона пользовался автор еще одного Мартиролога Ноткер Заика (PL. 131. Col. 1157). Узуард, мон.

http://pravenc.ru/text/178443.html

Ремигий Лионский (Liber de tribus epistolis. 7), Гинкмар , архиеп. Реймсский (Ep. ad Carolum regem; De praedestinatione. 26), такие аскетические авторы, как Бенедикт Анианский (Concordia regularum. 36. 6), и др. Исторические сочинения Б. Д. также были в поле зрения последующих авторов. Его «Chronicon» широко использовали в своих хрониках Павел Диакон, Фрекульф (IX в.), свт. Адон , архиеп. Вьеннский, и Регинон Прюмский . «Historia ecclesiastica» Б. Д. использовалась Павлом Диаконом в его «Vita S. Gregorii Magni» (Житии св. Григория Великого), после него Иоанном Диаконом в одноименном сочинении, а также еп. Радбодом в его «Sermo de S. Switberti» (Проповеди о св. Суитберте), Гугбальдом в «Vita S. Lebwin» (Житии св. Лебуина) и архиеп. Гинкмаром Реймсским в его «De visione Bernoldi presbyteri» (О видении Бернольда пресвитера). Рабан Мавр в соч. «De computu» (Об исчислении) заимствовал целые страницы из соч. Б. Д. «De temporum ratione». Адельфрид Мальмсберийский в свою очередь перевел трактат Б. Д. «De temporibus» на англ. язык, а Герик Оксерский дополнил его глоссами. Риторико-грамматические и натурфилософские сочинения Б. Д. не оказали столь значительного влияния на последующую традицию. Его «De orphographia» нашла отражение в одноименном сочинении Алкуина, а Бридферт (Bridfertus Ramesiensis, X в.) обязан своим авторитетом математика глоссам, к-рые он составил к сочинениям Б. Д. «De natura rerum» и «De temporum ratione». Фома Аквинский в своей «Summa Theologiae» (Ia. 65-67) неоднократно ссылался на космологические исследования Б. Д. Лит.: Bede: His Life, Times, and Writings/Ed. A. H. Thompson. Oxf., 1935; Carroll M. I. The Venerable Bede: His Spiritual Teachings. Wash., 1946; Blair P. H. The World of Bede. L., 1970, 1990p; Famulus Christi: Essays in Commemoration of the 13th Centenary of the Birth of the Venerable Bede/Ed. G. Bonner. L., 1976; Bede and Anglo-Saxon England/Ed. R. T. Farrell. Oxf., 1978; Whitelock D. From Bede to Alfred: Studies in Early Anglo-Saxon Literature and History.

http://pravenc.ru/text/77776.html

1907. S. 136), а по Римскому Мартирологу - ап. Аристарх (MartRom. P. 321). В «Апостольских постановлениях» 1-м епископом Берои назван ап. Онисим (Const. Ap. VII, 46), а в каталогах апостолов - ап. Карп (Vitae prophetarum. 1907. S. 125, 142). В нач. 50-х гг. в Македонии проповедовали апостолы Тимофей и Ераст , посланные ап. Павлом (Деян 19. 22). Адон, архиеп. Вьеннский, считает Ераста епископом г. Филиппы (PL. 123. Col. 193). Но ряд исследователей ( Θεοχαρδης. 1980. Σ. 37) предполагают, что христ. общину Филипп возглавил ап. Епафродит , названный Феодоритом Кирским апостолом Филиппийцев ( Theodoret. In 1 Cor. 12. 28//PG. 82. Col. 329). В 55 г. ап. Павел вторично посетил М. по пути из М. Азии в Коринф (Деян 20. 1-2). Его точный маршрут неизвестен, но, видимо, проповедь апостола охватила значительную территорию, т. к. в Послании к Римлянам ап. Павел сообщает, что «благовествование Христово распространено мною… до Иллирика» (Рим 15. 19). В следующем году, возвращаясь из Коринфа, ап. Павел отмечал Пасху в Филиппах (Деян 20. 6). Ок. 67 г. через М. прошел направлявшийся в Ахайю ап. Андрей Первозванный . Он проповедовал и совершал чудеса в Филиппах и в Фессалонике (Деяния апостола Андрея/Предисл., пер. и коммент.: А. Ю. Виноградов. М., 2004. С. 61-69), а также рукоположил во епископа М. ап. Урвана (Vitae prophetarum. 1907. S. 120, 137; SynCP. Col. 177). В нач. II в. через М. проходил путь сщмч. Игнатия Богоносца из Антиохии в Рим. Он останавливался в Филиппах. Из Послания сщмч. Поликарпа Смирнского к филиппийцам известно, что тот пересылал им послания Игнатия, а послания христианской общины Филипп - в Сирию ( Polycarp. Ad Phil. 13). Сщмч. Поликарп также упоминает о пострадавших за Христа в Филиппах Зосиме и Руфе ( Idem. 9). Эпиграфический материал свидетельствует, что во II в. христ. община существовала в Эдессе ( Θεοχαρδης. 1980. Σ. 39). В 86 г. пров. Мёзия была разделена на Нижнюю и Верхнюю с центром в Скупи. При имп. Антонине Пии (138-161) границы пров. Македония были расширены за счет Фессалии.

http://pravenc.ru/text/2561508.html

León, 1928. P. 183-184). Молитвы и песнопения вечерни и утрени, а также тексты мессы в день памяти М. включены в «Liber Misticus» из аббатства Санто-Доминго-де-Силос (Lond. Brit. Lib. Add. 30845. Fol. 120-128, XI в.; см.: Fé rotin M. Le Liber Mozarabicus Sacramentorum. R., 1995r. Col. 835-836). В рукописи 1009 г. из того же монастыря содержатся оффиций М. и «Сказание о явлении архангела на горе Гаргано» (Silos. Arch. Mon. 5; см.: F é rotin M. Le Liber Mozarabicus Sacramentorum. R., 1995r. Col. 802-803). Текст этого Сказания сохранился и в др. испан. рукописях X-XI вв. (см.: Pasionario Hispánico/Ed. Á. Fábrega Grau. Madrid; Barcelona, 1953. T. 1. P. 219). Поминовение М. 29 сент. указано в испанских календарях X-XI вв. В Мосарабском Миссале в редакции каноника Альфонсо Ортиса добавлены праздники 8 мая (явление М. на горе Гаргано) и 16 окт. (явление в Мон-Сен-Мишеле; только в календаре Миссала) (Missale mixtum secundum regulam beati Isidori, dictum Mozarabes. [Toleti, 1500]. Fol. 324v, 389v - 394r). Оба праздника были заимствованы из книг рим. обряда, хотя в рим. Толедском Миссале 1499 г. указаны только 2 дня памяти М.- 8 мая и 29 сент. Начиная с эпохи Каролингов, когда память о римской базилике М. на Соляной дороге была утрачена, возобладала тенденция связывать оба праздника в честь архангела с чудом на горе Гаргано. В ранней редакции Мартиролога Флора Лионского (Флор-М) под 29 сент. указано «освящение базилики св. Ангела в Риме», в более поздней редакции (Флор-ЕТ) - «освящение базилики св. архангела Михаила на горе Гаргано» (см.: Quentin H. Les martyrologes historiques du Moyen Âge. P., 1908. P. 341). Праздник 29 сент. связывается с горой Гаргано в рукописях Иеронимова Мартиролога, выполненных в VIII-IX вв., и в «исторических» Мартирологах Рабана Мавра и Узуарда (праздник 8 мая в этих источниках отсутствует). В Мартирологах, составленных архиеп. Адоном Вьеннским, сделана попытка совместить сведения об освящении храмов М. в Риме и на горе Гаргано. Вероятно, Адон Вьеннский не знал о базилике на Соляной дороге, поэтому он связал праздник 29 сент.

http://pravenc.ru/text/2563460.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010