В Быт.3:16 мы слышим вердикт Бога жене за её грех: умножая умножу скорбь твою в беременности твоей; в болезни будешь рождать детей; и к мужу твоему влечение твоё, и он будет господствовать над тобой ( Быт.3:16 ). Но для нас важно не всё предложение, а лишь те слова, где говорится об изменении отношений между Адамом и Евой: к мужу твоему влечение твоё, и он будет господствовать над тобой. Что же означает данная фраза? Какой смысл заключён в этом выражении? Чтобы разобраться в этом вопросе, необходимо выделить здесь ключевые слова. При внимательном чтении мы можем увидеть, что смысл второй части стиха вращается вокруг двух чрезвычайно важных слов – «влечение» и «будет господствовать». Слово, переведённое как «влечение» (евр. , тешука), встречается в еврейской Библии всего ещё два раза: Быт.4:7 и в Песни Песней 7:11. В Быт.4:7 сказано: Если делаешь доброе, то не поднимаешь ли лица? а если не делаешь доброго, то у дверей грех лежит (затаился); он влечёт тебя к себе, но ты господствуй над ним. Оригинальный текст: (хало им-тэтив шеэт вэим ло тэтив лаппэтах хаттат ровэц вэ-элейха тэшукато вэатта тимшол-бо). Если мы противопоставим две фразы: он влечёт тебя к себе и но ты господствуй над ним, то увидим, что слово «влечение» означает желание господствовать, управлять. Даже на первый взгляд можно заметить, что эти фразы в основе своей содержат идею: желание господствовать. В Песни Песней 7: 11 говорится: Я принадлежу другу моему, и ко мне обращено желание его. Оригинальный текст: (ани ледоди вэалай тэшукато ). В последнем случае слово имеет оттенок сексуального влечения. Отсюда следует, что в Священном Писании отражены два совершенно разных смысловых оттенка слова , тешука, а именно – «желание господствовать» и «сексуальное влечение». Так какой же оттенок применим к нашему отрывку? По замечанию современного протестантского библеиста Алексея Прокопенко, «логично предположить, что более вероятным будет тот смысловой вариант, который используется тем же автором и находится ближе по контексту, то есть Бытие 4:7 » 211 . Таким образом, проклятие, которое было произнесено жене, – это, скорее всего, «желание господствовать над мужчиной» 212 .

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

В другом хадисе говорится, что «посланник Аллаха сказал: был спор между Адамом и Моисеем. Моисей сказал: ты – наш отец. Ты принёс нам убыток и лишил нас рая. Адам ответил: ...ты обвиняешь меня в поступке, который Аллах предопределил мне за сорок лет до того, как меня создал» (Бухари, 3157). Каковы отличия от христианского учения? Изображённый выше мусульманский образ Аллаха, а также весь породивший его комплекс идей о предопределении совершенно противоположен христианскому богопочитанию, основанному на словах Священного Писания . В записи “мученичества 42 мучеников Аморейских” Еводий Монах приводит слова праведника, сказанные мусульманам: “ваше мнение о Боге ошибочно, так как вы, признавая имя Божие и Его величие, клевещете всё-таки на Него, почитая Его виновником зла и добра, истины и лжи”. Действительно, как можно такое предполагать о едином истинном Боге? Течет ли из одного отверстия источника сладкая и горькая вода? ( Иак 3:11 ). Нет, Бог есть благ, Он – источник добра, святости и любви: Я – Господь, творящий милость, суд и правду на земле; ибо только это благоугодно Мне ( Иер 9:24 ), Бог не искушается злом и Сам не искушает никого ( Иак 1:13 ), совершенны дела Его, и все пути Его праведны. Бог верен, и нет неправды в Нем ( Втор 32:4 ), Господь не изрекает зла ( Числ 23:8 ). Нет, истинный Бог не желает гибели людей, не творил никого из них для геенны, не приносит им вреда, не вводит их в заблуждение, чтобы потом ввергнуть в погибель и поиздеваться над ними! Нет, Бог не сотворил смерти и не радуется погибели живущих (Прем. Сол. 1:13), живу Я, говорит Господь Бог: не хочу смерти грешника, но чтобы обратился он от пути своего и жив был ( Иез 33:11 ), ибо Он хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины ( 1Тим 2:4 ). Основываясь на Божественном Откровении, православные христиане не приемлют мусульманское учение о предопределении. Ведь по сути в мусульманской интерпретации ответственность за зло и грехи ложится на самого Бога, как в вышеприведённом хадисе из сборника Бухари свидетельствует Адам, отвергающий свою вину в грехопадении со ссылкой на предопределение.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Maksim...

В качестве ближайшего следствия божественного проклятия земли, возвещается оскудение её производительной силы, что, в свою очередь, одновременно является и наказанием для человека, так как обрекает его на тяжелый, упорный труд для добывания себе насущного пропитания. Более подробное раскрытие последней мысли дано в следующих стихах: «Терния и волчцы произрастит она тебе; и будешь питаться полевою травой, в поте лица твоего будешь есть хлеб твой, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят: ибо прах ты и в прах возвратишься» ( Быт.3:18, 19 ). Этим божественным приговором все земное существование человека превращается в сплошной трудовой подвиг. Правда, заповедь о труде не была для человека наказанием сама по себе, так как она дана была еще в раю, в период блаженного состояния прародителей ( Быт.2:15 ). Но теперь меняется самый характер этого труда и отношение к нему человека: прежде труд был весьма легким и продуктивным, благодаря чрезвычайному плодородию земли, теперь же он увеличился ровно во столько, во сколько уменьшилась производительная сила земли. С другой стороны, то, что было здоровым и приятным развлечением для первозданного человека, для падшего и изнеженного стало предметом тяжелых трудов и огорчений. «Человек сам наказывает себя больше, чем он наказывается» – говорит по поводу этого один из комментаторов 544 . Слова библейского текста: «и будешь питаться полевой травой» вместе с указанием на «тернии и волчцы», дают некоторый повод видеть в них следы заповеди о пище по грехопадении, предполагают, что преимущественной снедью человека после падения стали хлебные злаки, суррогатами которых являются и вышеназванные «терния и волчцы», и вообще растительная пища, тогда как раньше, в раю, пищей человека служили плодовые деревья, как заключают об этом на основании Быт.2:16 545 . Особенное внимание обращают на себя заключительные слова Божественного приговора над Адамом, в которых указывается предел его трудовой жизни на земле, т. е. физическая смерть. О ней говорится тут в первый раз, но говорится в таких выражениях, которые дают полное основание заключать, что мысль о смерти была известна и раньше.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/biblej...

В книге Иова говорится: «что такое человек, чтоб быть ему чистым, и чтобы рожденному женщиной быть праведным»? И мы уже знаем, что все люди – грешники, рождаются зараженными первородным грехом. Вот почему и Иов в приведенных словах, очевидно, говорит о первородном грехе, подобно тому, как об этом же грехе говорит и Сам Спаситель в словах: «рожденное от плоти есть плоть». Спрашивается теперь, неужели же сказанное Иовом относится и к Иисусу Христу, рожденному от жены? О, нет, нет. Христос, хотя и родился от жены по человечеству, но есть чист от греха. Это мы докажем сейчас. В Евангелии от Луки повествуется: «Ангел сказал ей (Богоматери) в ответ: Дух Святой найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему рождаемое Святое наречется Сыном Божиим». Слова эти, очевидно, указывают нам на величайшую тайну вочеловечения Сына Божия. В Писании Иисус Христос называется также вторым Адамом. Бросим поэтому взгляд на первого Адама. Адам, первый человек, не имел человеческого отца и человеческой матери, так как он не был рожден, а был сотворен Богом. Бог Своей всемогущей силою воззвал его к бытию и сотворил его по образу Своему и подобию, и он вышел из рук Творца чистым, прекрасным, безгрешным. Подобно этому и Христос, второй Адам, не имел человеческого отца. Все люди после Адама рождаются от человеческих матерей. Поэтому и Спаситель, дабы уподобиться нам и как бы привиться к человечеству, родился от человеческой матери. И так как Свое человеческое естество Он получил при содействии Духа Святого, то и родился чистым, святым, и самое рождение Его было чисто, свято и безгрешно. Таким образом, человеческое естество Спасителя было чуждо первородного греха и было таково же, какое получил его первоначально Адам. О людях священное Писание говорит: «помышление сердца человеческого – зло от юности его». Напротив, о Спасителе должно сказать, что помышления сердца Его – святы от юности Его. Из сердца человеческого исходят помышления злые; из сердца Спасителя не исходила ни одна греховная мысль. Поэтому Он вопрошал врагов Своих: «кто из вас обличит Меня в неправде?» И апостол говорит: «Он не сделал никакого греха, и не было лести в устах Его». Поводов ко греху было много у Спасителя, ибо не только сатана искушал Его, но также злоба и греховность Его врагов могли бы, по-видимому, вызвать в Нем как-либо греховное желание. Но ничто не могло возбудить в Нем чего-либо греховного. Вот почему апостол свидетельствует о Спасителе, что Он «подобно нам искушен во всем, кроме греха».

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Carevs...

В контексте увещаний подражать Христу Павел приводит христологический гимн (Флп. 2, 6-11), который разбирался в начале нашего курса как еще допавлов литургический раннехристианский текст (см. § 20. 2): 6 Он (т. е. Иисус Христос — А.С.), будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу; 7 но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек; 8 смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной. 9 Посему и Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени, 10 дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних, 11 и всякий язык исповедал, что Господь Иисус Христос в славу Бога Отца. Это единственный богословски нагруженный, прежде всего многочисленными библейскими аллюзиями, текст во всем послании, а потому и самый известный его отрывок (в том числе и в Православной Церкви, будучи Богородичным Апостольским чтением). Он-то и сближает Флп. с Кол. и Еф., а именно, представлением об Иисусе как о превознесенном над всею тварью Господом. Нельзя не усмотреть и переклички с другими посланиями. «В нем важное место занимает тема двух Адамов (ср. Рим. и Гал.). Мятежному Первочеловеку противостоит смиренный Богочеловек. Первый захотел быть равным Богу помимо Самого Бога, а второй, будучи Адамом небесным, уничижил Себя, исполняя волю Отца. Первый Адам пал, второй — вознесен над всем творением» . Но не менее важно и то, что эти в высшей степени догматически глубокие строки вписаны в исключительно нравственно-практический контекст: вера и жизнь для ап. Павла были неразрывно связаны. Вот и своих читателей Павел учит, чтобы богословствование о Христе было руководством к подражанию Христу. Гимн вводится наставлением самого апостола: 4 Не о себе только каждый заботься, но каждый и о других. 5 Ибо в вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе: 6 Он, будучи образом Божиим... (Флп. 2, 4-6). Отголоски былой полемики В 3, 2 слл. появляется полемическая нота: Берегитесь псов, берегитесь злых делателей, берегитесь обрезания [ЕК: лжеобрезания]...

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=675...

В литургических текстах, в частности в богослужении Великой Субботы, сошествие Христа во ад рассматривается как завершение того искупительного подвига, который должен был охватить всех без изъятия людей. В одном из этих текстов говорится о том, что Христос пришел на землю, чтобы спасти Адама, но, не найдя его на земле, сошел в поисках его даже до ада. 552 Под Адамом здесь понимается все человечество, включая не только живых, но и умерших. В современном католическом богословии сошествие Христа во ад иногда трактуется как «солидарность в смерти». Христос возжелал быть схожим с людьми во всем, в том числе в смерти. Сойдя в глубины ада, Он «полагает предел продолжающемуся проклятью, создает пограничный знак, который показывает достижение глубочайшей глубины и с которого начинается движение в обратном направлении». 553 Учение о сошествии Христа во ад было подробно рассмотрено нами в другом месте. 554 Здесь мы должны указать лишь на то, что смерть и воскресение Иисуса Христа трактуются евангелистом Матфеем как событие космического масштаба, затронувшее не только людей, но и природу, не только живых, но и усопших. Матфей – единственный из евангелистов, кто привносит это космическое измерение в рассказ о смерти Иисуса и кто говорит о воскресении «усопших святых» после Его воскресения. Под святыми здесь, по-видимому, понимаются ветхозаветные праведники. Отметим, что на канонических иконах Воскресения Христа, известных с древних времен, изображается не само воскресение, а исход Христа из ада. Он держит за руки Адама и Еву, вслед за которыми из ада выходят другие персонажи ветхозаветной истории, включая Авраама, Исаака, Иакова, Моисея, царя Давида. Эта иконография восходит к тому представлению, которое отражено у Матфея и которое найдет свое развитие в последующей церковной традиции. 8. Сотник, воины и женщины Все три синоптических Евангелия упоминают о римском сотнике и о женщинах, стоявших при кресте Иисуса. Версии Матфея и Марка по-прежнему текстуально достаточно близки: Сотник же и те, которые с ним стерегли Иисуса, видя землетрясение и все бывшее, устрашились весьма и говорили: воистину Он был Сын Божий. Там были также и смотрели издали многие женщины, которые следовали за Иисусом из Галилеи, служа Ему; между ними были Мария Магдалина и Мария, мать Иакова и Иосии, и мать сыновей Зеведеевых ( Мф.27:54–56 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

В нем Бог поместил Моисея так же, как там Адама. И говорил с ним Бог, как с Адамом, и Моисей говорил с Богом , как Адам. Меж тем не имел Адам, как Моисей, надежды на то, что исполнится обетование, что здесь явится во плоти Единородный Сын Божий и Бог. Тот Рай имел древо жизни, но не Саму Жизнь. Этот имел благодать Духа, явно большую, чем то древо жизни, в пророках, возвещавших истинную и совершенную жизнь, которая будет дана во Христе. В том Раю не было ни трудов, ни забот, а были деревья и спелые плоды для пищи; в этом же – манна, готовая небесная пища, как сказано : «И пили из последующего камня воду» ,сладчайшую меда; но не только это, но и: « Одежда их и обувь не обветшали и не истлели» ,но росли вместе с их телами, и «не было в коленах их болящего» . Жителям первого Рая преступление заповеди угрожало смертью и проклятием, а жители этого, если кто из них не исполнит Закона Божия, имели надежду на оставление грехов и благословение жизни вечной по обещанию Христа прийти и сделать невозможное для них возможным не к осуждению несоблюдших Закона, но для спасения уверовавших. В первом Раю был огненный меч, охраняющий вход к древу жизни и не допускающий к нему Адама с его потомством. Второй – архангела Михаила, бдящего и охраняющего тех, кто внутри, не позволяя рассеянным народам войти внутрь. Так предустроил тогда Бог, что воссоздание Адамово произойдет через ребро Адама, поэтому и жена была тогда сотворена от мужа без соития, дабы потом от ребра, взятого от Адама, без истечения и соития родился от жены муж, который есть Христос и Бог и чрез которого обновлен будет Адам. В Раю втором Бог предвозвестил Аврааму, что соберет в семени его все изгнанные народы и соединит их в одно стадо . Когда же они, вкушавшие такие блага и до и после вступления в Землю Обетованную, преступили заповедь Господню, где сказано: « Слушай, Израиль: Господь, Бог твой, Господь един есть» и « да не поклонишься богу иному» , и когда они «приносили сыновей своих и дочерей своих в жертву бесам» , и« ели тук жертв их[и] пили вино возлияний их» , и « поклонялись делу рук своих, тому, что сделали персты их» , и « убили же святых и камнями побивали пророков» , и « обращались назад, как предательский лук» , и « раздражили богами иными и мерзостями своими Бога, питавшего их в пустыне, и позабыли Его» , – что же сделал Бог, избравший их посреди всех народов? Разгневался ли или отвернулся от них? Нисколько! Вместо того Он послал Своего Единородного Сына омыть грехи их, ибо они уподобились язычникам, как написано: «И смешались с язычниками и научились делам их» и « не разумели достоинства своего» .

http://bogoslov.ru/article/4791059

В Новом Завете, как мне кажется, несложно отыскать тексты, недвусмысленно предупреждающие нас о перспективе нескончаемых мучений в аду. Взять хотя бы три речения, которые приписывают непосредственно Христу. Мк 9, 43; 47–48 : «И если соблазняет тебя рука твоя, отсеки ее: лучше тебе увечному войти в жизнь, нежели с двумя руками идти в геену, в огонь неугасимый. »... И если глаз твой соблазняет тебя, вырви его: лучше тебе с одним глазом войти в Царствие Божие, нежели с двумя глазами быть ввержену в геенну огненную, где червь их не умирает, и огонь не угасает» (ср. Мф 18, 8–9 ; Ис 66, 24 ). Мф 25, 41 (из притчи об овцах и козлищах): «Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: «идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его». Лк 16, 26 (слова Авраама, обращенные к богачу в аду): «И сверх всего того между нами и вами утверждена великая пропасть, так что хотящие перейти отсюда к вам не могут, также и оттуда к нам не переходят». Трудно и едва ли возможно говорить о жизни после смерти, не прибегая к метафорам и символам. Поэтому не удивительно, что во всех приведенных текстах используется метафорический, «образный» язык – «огонь», «червь», «великая пропасть». Конечно, метафоры не следует воспринимать буквально, но едва ли можно не заметить скрытый в них смысл: огонь, как сказано, «неугасимый» и «вечный»; червь «не умирает»; пропасть непроходимая. Если «вечный» (aionios, Мф 25, 41 ) на самом деле означает просто «вековой» – длящийся нынешний эон, но не переходящий в жизнь будущего века, и если пропасть лишь временно непроходима, то почему в Новом Завете об этом не сказано прямо? Пожалуй, эти и другие «геенно-огненные» тексты лучше рассматривать на фоне других, реже цитируемых фрагментов Нового Завета, которые указуют, скорее, на «универсалистское» направление. Параллель между всеохватностью греха, с одной стороны, и всеобщностью искупления, с другой, проводится в целом ряде посланий апостола Павла. Наглядней всего она представлена в Первом Послании к Коринфянам, где апостол Павел проводит аналогию между первым и вторым Адамом : «Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут» ( 1Кор 15, 22 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Kallist_Uer/vn...

В Откровении Иоанна: Откр.1:15 . «…И голос его, как шум вод многих». Таким образом мы видем удивительное совпадение, даже в деталях. Здесь и там речь идет об одной и той же Личности Господа Иисуса Христа. Один и тот же «Дух Христов» (божественный Логос) собеседует с Адамом в раю, с Даниилом и Иоанном Богословом. Когда мне приходится общаться с сектантами, я люблю им этот текст показывать. Я говорю: – Ну, смотрите, здесь же не сказано, что Христос был в пиджаке и в галстуке. Сектанты пастыри одеваются, как мирские люди. А здесь сказано, что Он (Христос) в священнической одежде, в подире. То есть, если даже на Небесах существуют такие условности духовные, то тем более они должны существовать на земле. Потому что мы должны свою духовную жизнь осуществлять по образу небесному. Боговидец Моисей делал скинию Завета по тому образу, который ему был показан, по небесному образу. Поэтому, когда вы окажетесь по милости Божией в Царствии Божием, вы начнете замечать интересные вещи: все Царство Божие вам будет напоминать храм. Там есть притвор, там есть собственно помещение храма, там есть святое святых, там есть престол по центру, за ним семь светильников, как мы прочитали (в каждом храме вы видите семисвечник). Слева от престола жертвенник. Так что, я думаю, вы там не растеряетесь. Кто пел в хоре, побежит там на свой клирос, кто любил стоять в правой части храма, станет там на своем месте, кто любил на колокольне звонить, будет искать, где бы ему и тут озвучить Божью благость. То есть, храм православный – это образ духовного Божественного космоса. Поэтому православный храм – это Небо на земле, как говорил о.Александр Мень. То есть, уже здесь мы готовимся к той вечной благостной жизни. Уже здесь. Поэтому дорожите храмом и возможностью именно в храме изучать слово Божие. Кстати, священные одежды использовали и апостолы. Сказано: «Когда пойдешь, принеси фелонь, который я оставил в Троаде у Карпа, и книги, особенно кожаные» ( 2Тим.4:13 ). Самый важный момент в изучении слова Божьего – это когда вы в храме слышите чтение Еванеглия, мы уже говорили об этом.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

В результате постоянного и систематического уклонения от воспитательного воздействия Божия определенная элита избранного народа, которая потом Иисусом Христом будет названа «книжники и фарисеи, лицемеры», постепенно свыкалась с мыслью, что только еврейский народ является избранным, что он выделен, как лучший из всех остальных. Психология быть над всеми, а не наравне со всеми основывалась на том, что у Бога якобы есть избранники с особыми привилегиями и преимуществами. Это ошибочное представление о Завете Божием позволяло евреям рассматривать свою историю и духовные запросы не через истинное понятие общего Завета, заключенного с Адамом до грехопадения (а через Адама и Ноя со всем человечеством), а только через узконациональное понятие частного завета с Авраамом и Моисеем. Конечно, при этом надо иметь в виду, что частный завет с Авраамом, Моисеем и Израильским народом был действительно исключительным по своему характеру, но самое главное – он был временным и носил вспомогательно – воспитательный характер с целью подготовки людей к пришествию Искупителя (Избавителя, Освободителя). «Итак закон был для нас детоводителем ко Христу, дабы нам оправдаться верою» ( Гал.3:24 ) Завет Божий и Ветхий Завет «Я милости хочу, а не жертвы, и Боговедения более, нежели всесожжений. Они же, подобно Адаму, нарушили Завет, и там изменили Мне». ( Ос.6:6-7 ) Основополагающей мыслью Ветхого Завета была мысль об Избавителе, Освободителе, Искупителе. Представители ветхозаветного мировоззрения книжники и фарисеи, а также вся просвещенная элита того времени прекрасно знали Священное Писание и бдительно стояли на страже соблюдения всех предписаний ветхозаветного закона. В их представлении Избавитель, Искупитель – это Мессия – Освободитель. Ни одно пророчество о Мессии даже самого общего характера не было ими обойдено или упущено из виду. Укоряя представителей иудейской учености во многом, Господь наш Иисус Христос не укорял их в незнании пророчеств о Мессии. Были обличения в неверном понимании, но не было обличений в их незнании.

http://azbyka.ru/zavet-bozhij

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010