В прошедшей беседе мы говорили с вами, братие, о страданиях Господа нашего Иисуса Христа. Теперь побеседуем о значении их для нас. Прежде всего заметим, что Он страдал и умер не по Божеской природе Своей, а по человеческой, и не потому, чтобы не мог избежать страданий, но потому, что Сам восхотел пострадать. Он пришел, по Его же словам, на землю для того, чтобы «отдать душу свою для искупления многих», ( Мф.20:28 ) и при этом ясно говорил: «Я отдаю жизнь Мою, чтобы опять принять ее. Никто не отнимает ее у Меня, но Я Сам отдаю ее. Имею власть отдать ее, н власть имею опять принять ее» ( Ин.10:17–18 ). Зачем же страдал Господь наш Иисус Христос? На это символ веры отвечает: Господь пострадал за ны – за нас, то есть, что должны были понести люди, то понес за них Сам Господь. Той язвен бысть, говорит слово Божие, за грехи наша, и мучен бысть за беззакония наша; наказание мира нашего на Нем, язвою Его мы исцелехом ( Пс.53:5 ). Таким образом, страдания Его и смерть были жертвою Богу за нас. Этою жертвою Он очистил нас от грехов ( 1Ин.1:7 ; Еф.1:7 ), избавил от проклятия за них ( Гал.3:13 ), освободил от власти дьявола и вечной смерти ( Евр.2:14–15 ). Спасши нас, таким образом, от греха и его последствий, Господь в то же время приобрел для нас величайшие блага. Он воссоединил нас с Богом, усыновил Ему, даровал нам средства быть праведными и святыми и достигнуть вечной блаженной жизни ( Евр.9:15 ; Гал. 4:4–5 ; Кол.1:21–22 ; Ин.3:14–15 ). Но каким образом, спросите вы, полезны для нас страдания Спасателя, каким образом они нам вменяются в заслугу? Страдания Иисуса Христа вменяются нам, братие, по той тесной связи, в которой Он находится с нами, сделавшись ради нас человеком. В этом смысле слово Божие сравнивает Его с Адамом . Адам есть глава всего человечества. От него, путем естественного рождения, переходят на нас последствия первородного греха. Иисус Христос Сын Божий принял на Себя тело человеческое и сделался как бы вторым Адамом, новою главою человеков. Чрез веру в Него мы входим с Ним в теснейшее общение, как бы прививаемся к Нему, как ветви к лозе, и перерождаемся подобно тому, как перерождается дикая яблоня после прививки к ней доброго плода. От этого второго Адама – Иисуса Христа мы и получаем избавление, ради Его крестных страданий, от греха, проклятия и смерти. «Ибо если преступлением одного» (то есть Адама), говорит апостол Павел, «смерть царствовала посредством одного, то тем более приемлющие обилие благодати и дар праведности будут царствовать в жизни посредством единого Иисуса Христа» ( Рим.5:17 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Sadkovs...

Все люди подчинены тлению и смерти по необходимости, поскольку унаследовали греховное состояние природы от падшего Адама, а Христос воспринял эти немощи по Своей воле. Преподобный Иоанн Дамаскин говорит: «Плоть человеческая по своей собственной природе не есть животворящая, плоть же Господа, ипостасно соединенная с Самим Богом Словом, хотя и не утратила свойственной природе смертности, однако, по причине ипостасного соединения с Богом Словом, сделалась Именно в силу этого Христос «грехи наши Сам вознес телом Своим на древо» ( 1Пет 2:24 ), воспринял весь позор и бесчестие человеческого рода, так что Его смерть стала смертью за грехи всего мира ( Ин 1: 29 ). Сын Божий, воплотившись, сделался Вторым Адамом, Главой обновленного человечества. Адам был родоначальником всего человечества, но после грехопадения все его потомки составили человечество падшее. Христос же стал Главой искупленного и спасенного Им человечества — Вторым Адамом. Апостол говорит: «Первый человек Адам стал душою живущею; а последний Адам есть дух животворящий… Первый человек — из земли, перстный; второй человек — Господь с неба. Каков перстный, таковы и перстные; и каков небесный, таковы и небесные. И как мы носили образ перстного, будем носить и образ небесного» ( 1Кор 15:45, 47 ). Священномученик Ириней Лионский все события жизни Христа рассматривал как повторяющие события жизни Адама, только в обратном порядке: все то, что Адам должен был исполнить, но не исполнил, за него исполнил Христос; всякая ошибка Адама была исправлена Христом; всякий грех Адама был уврачеван Христом: «Итак, явно Господь пришел к Своим… и непослушание, происшедшее через древо, исправил Своим послушанием на древе… Грех первозданного человека получил исправление через наказание Перворожденного, и хитрость змея побеждена простотою голубя, и таким образом разорваны узы, которыми мы были привязаны к Об этом же писал и святитель Григорий Богослов: «За каждый наш (долг) воздано особо Тем, Кто превыше нас… Ради этого рождение и Дева, ради этого ясли и Вифлеем: рождение вместо сотворения, Дева вместо женщины, Вифлеем вместо Эдема, ясли вместо рая, малое и видимое вместо великого и сокровенного… Ради этого дерево вместо дерева и руки вместо руки: вместо дерзко простертой — мужественно распростертые, вместо своевольной — пригвожденные, вместо извергшей Адама— соединяющие воедино концы света. Ради этого высота — за падение, желчь — за вкушение, терновый венец — за обладание злом, смерть — за смерть, тьма — ради света, погребение — и возвращение в землю, и Воскресение (Христа) — ради воскресения

http://azbyka.ru/katehizacija/osnovy-pra...

Две же половины, это – ветхий и новый завет; а с вышнего края до нижнего, это – от начала мира, когда создан был человек, чрез всю средину событий, о которых повествует священная история, до скончания мира. Но спрашивается: какая из завес храма раздралась, внешняя или внутренняя? Мне кажется, что во время страданий Господа раздралась та завеса, которая в скинии и в храме висела снаружи, и называлась внешней: ибо ныне отчасти видим, ибо мы отчасти знаем; когда же настанет совершенное ( 1Кор. 13:9–10 ), тогда должна раздратья и внутренняя завеса, чтобы увидели мы все таинства дома Божия, ныне сокровенные для нас. Увидим тогда, что значат два херувима, что – прорицалище, что – сосуд золотой, в котором скрыта была манна. Теперь мы видим как бы сквозь тусклое стекло, гадательно (там же, ст. 12); и хотя завеса истории разодралась для нас, чтобы открыть нам вход в притвор Божий, но тайники Его и все вообще таинства, которые хранятся заключенными в Иерусалиме небесном, мы знать не можем. Итак во время страданий Господа потряслась земля соответственно тому, что писано у Аггея: еще раз, и Я потрясу небо и землю; и придёт Желанный всеми языками ( Агг. 2:7–8 ), да с востока и запада и возлягут с Авраамом, Исааком и Иаковом в Царстве Небесном ( Мф. 8:11 ). И камни распадутся, т.е. загрубелые сердца язычников; или камни, это – все вообще предсказания пророков (которые и сами вместе с апостолами от камня – Христа получили названия камней); и заключавшееся в них под густым покровом закона, прорвавшись, открылось народам. И гробы, о которых писано: вы есте гроби, которые снаружи кажутся красивыми, а внутри полны костей мертвых и всякой нечистоты ( Мф. 23:27 ), открылись для того, чтобы вышли из них бывшие прежде мертвыми в неверии, чтобы ожили со Христом воскресшим и живым, вошли в Иерусалим небесный, имели житие отнюдь не на земле, но на небе, и умирая с Адамом перстным, воскресли бы с Адамом пренебесным. Далее, при буквальном понимании места, никому не должно казаться несообразным, что Иерусалим по смерти Спасителя называется святым градом; ибо до разрушения его апостолы всегда входили в храм, и исполняли обряды закона, чтобы не подавать соблазна уверовавшим из иудеев.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Если Бог прославился в Нем, то и Бог прославит Его в Себе, и вскоре прославит Его» (Ин 13. 31-32). Путь к этой славе лежал через страдания и смерть, потому что Сын Божий, соединившись с падшим человеческим естеством, тем самым подчинил Себя условиям аномального существования, вызванного грехом человека. Он «уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек; смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной» (Флп 2. 7-8). Через послушание Богу Отцу Христос исцелил человека от своеволия, приведшего его ко греху, и возродил его природу в Себе Самом (см. ст. Искупление ). Именно поэтому «Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени, дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних...» (Флп 2. 9-10). Воплощенное Слово входит в ту славу, какую Оно имело у Отца «прежде бытия мира» (Ин 17. 5), и вводит туда возрожденное человеческое естество. Последнее, т. о., достигает такого величия, что удостоивается «на небесах» восседания «одесную» Бога Отца «превыше всякого начальства, и власти, и силы, и господства, и всякого имени, именуемого не только в сем веке, но и в будущем» (Еф 1. 20-21). Бог Отец, воскресивший Иисуса Христа из мертвых (Еф 1. 20), «все покорил под ноги Его и поставил Его выше всего» (Еф 1. 22). Поэтому воскресший Христос говорит Своим ученикам, что Ему «дана... всякая власть на небе и на земле» (Мф 28. 18). Храм Воскресения Христова в Иерусалиме. Фотография. Кон. XX в. Храм Воскресения Христова в Иерусалиме. Фотография. Кон. XX в. Своим Воскресением победив смерть в Себе Самом, Иисус Христос тем самым победил ее во всем человеческом роде, т. к. Он является «последним Адамом» (или «Вторым Адамом») (1 Кор 15. 45-49), от Которого люди наследуют новую природу и вечную жизнь. «Смерти празднуем умерщвление, адово разрушение, инаго жития вечнаго начало» (тропарь 2-й песни пасхального канона). Это начало есть «...«новое творение», καιν κτσις. Можно даже сказать, эсхатологическое начало, последний шаг на историческом пути спасения.

http://pravenc.ru/text/155304.html

«И заповедал Господь Бог человеку, говоря: от всякого дерева в саду ты будешь есть, а от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь» (Быт. 2: 16–17). Не вовсе с Адамом (да не будет!), а с тем Адамом, когда он оказал непослушание. В богослужении всенощной в стихирах на стиховне слышим: «Изгнан бысть Адам из рая снедию». И хотя бы и не в пище содержалась причина изгнания, но через нее оно произошло, потому и запрещаем себе в пост некоторую пищу – как символ того, что снедь не довлеет над нами. Так что, братья и сестры, пост, конечно, средство, однако не без духовного смысла это средство. И это важно. Две опасные крайности Лукавый не может спокойно смотреть на то, как рушится его дело, и человека, вступившего таки на подвиг, старается вывести из равновесия, чтобы подвиг обесценить, а если получится, то и во вред обратить. И смотря по тому, каково наше внутреннее состояние, он пытается нас склонить в одну или иную пагубную крайность. Первая из них – это магическое отношение к посту. Пост становится некоторым «кодом», который, если его по какой-то случайности или недогляду нарушить, все дело сотворит пропавшим и обратит в прах. Человек, который на подобную уловку поддался, будет в панике, если узнает, что случайно съел сухарик или печенье, в котором, согласно надписи на упаковке, могли присутствовать «следы молочных продуктов или яичного порошка». А отведать что-то не постное ради того, чтобы не обидеть невоцерковленного пожилого родственника, становится для него просто невозможным. И даже исповедовав этот свой тягчайший грех и получив разрешение от священника, он все равно будет сокрушаться, что в этот раз пост прошел без пользы, так как с ним произошла подобная оказия. Подумал: «Как хочется квашеной капустки!» – всё, сегодня для тебя квашеная капуста уже блюдо не постное Разумеется, это называется просто: магия обыкновенная. Бороться с ней надо в себе с гневом и гнать как можно дальше. Вторую крайность нам приготовляют всевозможные православные и околоправославные ресурсы, которые щедро публикуют изысканные рецепты постных блюд, от которых и в обычные дни слюни текут.

http://pravoslavie.ru/110734.html

И посему Иисус Христос мог быть вторым Адамом , мог сообщить человечеству или части его Свое безгрешное чистое естество, которое сделалось источником новой жизни, разрушившим смерть, унаследованную от растленного грехом естества первого Адама не естественным путем, а совершенно сверхестественно. Если это так, то естество Господа нашего Иисуса Христа должно быть таково, чтобы оно могло быть сообщено людям, могло, так сказать, быть разлитым среди «братий Христа». Что естество Иисуса Христа по воскресении обладало именно этим свойством, мы находим ясное тому подтверждение в 1Кор.15:45 : «Первый человек Адам стал душею живущею, а последний Адам есть дух животворящий» (т. е. сообщающий, дарующий жизнь). Что же разумеется под словами «дух животворящий»? Конечно, не только то, что Иисус Христос сообщает людям веру и знание истин христианского учения; если бы только это, то Иисус Христос не был бы вторым Адамом . Адам сообщил своим потомкам не только знание веры, но и свое естество. Тот же св. ап. Павел дает вполне определенное разъяснение этих слов. Иисус Христос имел плоть во всех отношениях подобную нашей, кроме греховной скверны. Эта плоть была пригвождена ко кресту, по воскресении ученики осязали ее, потому что Сам Иисус Христос предложил им осязать Его и при этом сказал: «дух плоти и костей не имеет, как видите у Меня» ( Лк.24:39 ) Каким же образом Иисус Христос, как второй Адам, сделался «духом» и не просто духом, но духом животворящим (πνεμα ζωοποιον)? Это значит, что Тело Его по всемогуществу Божию получило не только свойства духа, но что вся Его богочеловеческая природа сделалась разливающею жизнь – животворящею. Что таков смысл рассматриваемого текста, видно из того, что он следует за словами: «есть тело душевное, есть тело и духовное» ( 1Кор.15:44 ). Ап. Павел говорит о той перемене, которая произойдет с нашими воскресшими телами. В ответ на вопрос; «как воскреснут мертвые и в каком теле приидут» ( 1Кор.15:35 ), он приглашает рассмотреть разницу между посеянным зерном и выросшим из него растением.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Dorodn...

Истину искупления всего рода человеческого Иисусом Христом нельзя постигнуть умом, ибо она есть одна из высочайших Божественных тайн. Но чтобы мы удобнее могли веровать сей тайне, слово Божие объясняет нам ее в следующих словах: «если преступлением одного смерть царствовала посредством одного, то тем более приемлющие обилие благодати и дар праведности будут царствовать в жизни посредством единого Иисуса Христа». Здесь Иисус Христос сравнивается с Адамом . Когда первый человек Адам через грех подвергся проклятию и смерти, то с ним подвергся тому же и весь род человеческий, который есть одно с Адамом, по естественному происхождению от него. Подобно сему, когда Богочеловек Иисус Христос в Своей жизни и крестной смерти вместо греха открыл чистейшую праведность, вместо проклятия приобрел от Бога Отца Своего совершеннейшее благословение и смерть победил воскресением, то в Нем сделались причастными тех же благ и все человеки, поскольку они суть едино с Иисусом Христом через веру в него и через подражание Ему. Но хотя Иисус Христос пострадал и принес Себя в жертву за всех нас без исключения и всем приобрел благодать и спасение, но пользуются плодами искупительных заслуг Его только те из нас, которые, по учению катехизиса, со своей стороны добровольно приемлют участие в страданиях Его, сообразуясь смерти Его. Это приводит нас к вопросу: как можем мы участвовать в страданиях и смерти Иисуса Христа? На этот вопрос дается в катехизисе следующий ответ: Мы участвуем в страданиях и смерти Иисуса Христа посредством живой сердечной веры, посредством таинств, в которых сокрыта и запечатлена сила спасительных страданий и смерти Иисуса Христа, и, наконец, посредством распинания плоти своей с ее страстями и похотями. Значит, прежде всего мы должны иметь живую и сердечную веру в Иисуса Христа, которая проявлялась бы в подражании жизни Иисуса Христа. При этой вере христианин становится едино с Иисусом Христом, Который поселяется в душе его так, что христианин сам как бы не живет уже тогда, а живет в нем Христос. Такою верою обладал апостол Павел, как это видно из слов его о себе: «законом (евангельским) я умер для закона (ветхозаветного), чтобы жить для Бога. Я сораспялся Христу. И уже не я живу, но живет во мне Христос. А что ныне живу во плоти, то живу верою в Сына Божия, возлюбившего меня и предавшего Себя за меня». Такою же верою обладали и все святые и должны обладать и мы.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Carevs...

Итак, суббота отделяет Израиль от остальных народов — но лишь для того, чтобы напоминать им о полузабытом ими Едином Творце и через принятие Его всех привести к новому единству. Единство хорошо — когда это единство в истине и в Боге. Но если это единство в забвении Бога?.. Закон доброго поведения выражается в псалме: “Уклонися от зла и сотвори благо” (Пс 33:15). Сначала — “уклонение”, отъединение. В Новом Завете Апостол это выразит ясным суждением: “Не обманывайтесь: худые сообщества развращают добрые нравы” (1 Кор 15:33). Но чтобы эта истина не осталась всего лишь моральной прописью, в библейском повествовании с самого начала закрепляется образ созидающего разделения. В Библии мы видим, как пять Заветов сменяют друг друга. Первый завет был с Адамом. Затем был завет с Ноем (его знаком стала радуга). Следующий завет — с Авраамом. Наконец, собственно “Ветхий Завет” — завет синайский с Моисеем и Израилем. И пятый, “новый” завет, радикально изменивший отношения человека и Бога, исполнившийся во Христе и предсказанный уже ветхозаветными пророками: “Вот наступают дни, говорит Господь, когда Я заключу с домом Израиля и с домом Иуды новый завет, не такой завет, какой Я заключил с отцами их в тот день, когда взял их за руку, чтобы вывести их из земли Египетской Но вот завет, который Я заключу вложу закон Мой во внутренность их, и на сердцах их напишу его” (Иер 31:31–33). И каждый из этих Заветов — это “отсечение”, выбор. Слово “завет” — по-древнееврейски берит — происходит от глагола бара “резать”, и в то же время, возможно, связан с глаголом бери “брать, избирать”. Стоит также заметить, что и слово “святой” в древнееврейском языке происходит от глагола “отделять”; святой — значит “избранный”, посвященный (в смысле выделенный на особое служение). Обо всей Священной истории можно сказать, что это — история исключения и различения. Уже первый Завет с Адамом есть выделение: не с ангелами заключает Бог Завет, но с человеком. И для человека жизнь в Завете означает тоже некоторое отречение: ему предстоит держаться света Божией воли: “и отделил Бог свет от тьмы”… В зените библейской истории, в Новом Завете (который представляет собой проповедь единства во Христе , а отнюдь не просто формального единства ради единства) “апостол любви”, Иоанн призывает людей к испытанию и различению: “Возлюбленные! не всякому духу верьте, но испытывайте духов, от Бога ли они, потому что много лжепророков появилось в мире” (1 Ин 4:1).

http://pravmir.ru/i-otdelil-bog/

«Как одним человеком грех вошел в мир и грехом смерть, так и смерть перешла во всех человеков, потому что в нем все согрешили» ( Рим.5:12 ). Все соучаствовали в грехе Адама, как вид соучаствует в роде. «Грех не вменяется, когда нет закона» ( Рим.5:13 ) – здесь речь идет о таком грехе, за который по определению Божию следовала смерть. Такого греха до дарования закона не было, однако «смерть царствовала от Адама до Моисея и над несогрешившими подобно преступлению Адама» ( Рим.5:14 ). «Смерть царствовала» – потому что Адам вызвал к бытию закон смерти. Потомки Адама рождались под смертным осуждением, потому что его грех был грехом всей человеческой природы (существует несколько теорий, объясняющих вменение Адамова греха его потомкам. По Оригену , Адам, как в зародыше, в семени содержал все человечество, все были в нем одном. Современная генетическая теория подтверждает правильность такого воззрения. Со стороны юридический возможность передачи греха от Адама потомкам объясняется тем, что Адам был представителем человечества, в лице которого Бог заключил свой первый Завет со всем человечеством. Таким образом, надо признать онтологическую реальность влияния первородного греха как на физическую, так и на нравственную природу человека). Но Христом, Новым Адамом, начинается новый род человечества. Сочетание с Ним происходит в принятии Его благодати в таинстве крещения и особенно в принятии Его обоженного человечества в таинстве причащения. Верующие принимают во Христе источник жизни обессмертил, т. е. божественную благодать, которая, в противоположность греху, «преизбыточествует для многих» ( Рим.5:15 ). Если у греха, вызванного Адамом, было достаточно зловредности, чтобы навлечь смерть на всех его потомков, то у благодати Христовой тем более должно быть силы оправдать христиан, ибо она низведена Самим Богом. Во Христе даруется «избыток» или «обилие благодати» ( Рим.5:17 ), достаточной не только, чтобы истребить грех, уврачевать болезнь, но гораздо больше – чтобы восстановить падшее, освятить, усыновить Богу, возвратить прежнюю красоту, честь и славу образа Божия.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/rukovo...

Например, Иосиф Прекрасный является прообразом Христа. Догадывался ли об этом сам Иосиф? Родные братья продают его в Египет 11 ; может ли он думать о том, что это событие что-то прообразует? Это ведь реальная житейская ситуация, и ему очень обидно. А мы теперь воспринимаем это прообразом того, как Христа предал Иуда. Иными словами, мы видим в событиях, происшедших с Иосифом, прообраз событий, происходивших с Христом. Тут нет доказательств, а есть внутренняя интуиция; здесь Дух Божий говорит духу человеческому, и человек либо откликается на это, чувствует и видит, либо нет. Святые отцы усматривали немало прообразов Христа и Божией Матери. Возьмем для примера текст из книги Бытие, повествующий о сотворении человека: Вот происхождение неба и земли, при сотворении их, в то время, когда Господь Бог создал землю и небо, и всякий полевой кустарник, которого еще не было на земле, и всякую полевую траву, которая еще не росла, ибо Господь Бог не посылал дождя на землю, и не было человека для возделывания земли, но пар поднимался с земли и орошал все лице земли. И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душою живою ( Быт.2:4–7 ). Девственная земля даже не поливается дождем, от нее исходит пар. От этой земли, увлажненной паром, берется тот прах, из которого Господь творит Адама. Святые отцы усматривали в этой девственной земле прообраз Девы Марии. Под паром же, орошавшим ее, понимался Святой Дух: Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя ( Лк.1:35 ). Это Святой Дух, Который орошает, освящает и увлажняет девическую утробу, от которой берется тело Нового Адама, потому что Христос, особенно в богословии апостола Павла, неоднократно называется «вторым Адамом» или «последним Адамом». Первый человек Адам стал душою живущею; а последний Адам есть дух животворящий. Но не духовное прежде, а душевное, потом духовное. Первый человек – из земли, перстный; второй человек – Господь с неба ( 1Кор.15:45–47 ). Итак, от «земли» берется прах, орошенный Духом, и является Истинный Адам, т. е. Господь.

http://azbyka.ru/kto-ona-dlya-nas

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010