(А как дети причастны плоти и крови, то и Он также воспринял оныя, дабы смертью лишить силы, имушего державу смерти, т.е. дьявола) ( Евр. 2:14–15 ). Каким образом крестная смерть Господа Иисуса Христа избавляет нас от греха, проклятия и смерти – это тайна для ума нашего. Но чтобы удобнее веровать этой тайне, Божие слово вразумляет нас, насколько можем воспринять, через сравнение Иисуса Христа с Адамом . Адам есть глава всего человеческого рода, по естественному происхождению от него всех людей. Господь Иисус Христос принял в единую свою Ипостась и человеческое естество и через это соделался новым родоначальником, главою людей, которых соединяет с Собой через веру. В Адаме мы все подпали греху, проклятью и смерти. Во Христе же мы все, если уверовали сердечно в Него, делаемся свободными от этих бед. Вольные страдания и смерть Господа Иисуса Христа, Богочеловека, имеют неоцененное достоинство. Они совершенно достаточны для удовлетворения правосудия Божия, по которому Бог осудил людей за грех на смерть. Они имеют значение и безмерной заслуги пред Богом. За них уже без оскорбления своего правосудия Господь Бог подает нам и прощение грехов и благодать, как необходимую силу, для победы над грехом и смертью. Святой ап. Павел пишет: Аще бо единаго прегрешением смерть царствова единем, множае паче избыток благоддати и дар правды приемлюще, в жизни воцарятся единым Иисус Христом. (Если преступлением одного смерть царствовала одного, то тем более приемлющие обилие благодати и дар праведности будут царствовать в жизни посредством единого Иисуса Христа) ( Рим.5:17 ). Господь наш Иисус Христос принес Себя в жертву Богу за всех людей и всем приобрел благодать и спасение. Пользоваться же этими благами могут только те, которые с своей стороны добровольно принимают участие в страданиях Его, сообразуяся смерти Его ( Флп. 3:10 ). Участвовать в страданиях и смерти Спасителя можно только посредством живой сердечной веры в Него, посредством святых Таинств, в которых сокрыта и запечатлена сила спасительных страданий и смерти Иисуса Христа и , наконец, посредством распинания плоти своей с ея страстями и похотями.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Preobr...

А об Иоанне Предтече скажу, что он проповедовал покаяние и крестил тех, кто в состоянии был покаяться, а таковыми могли быть, понятно, лишь взрослые. Но крещение его, как я уже говорил, не тождественно нашему и потому не распространялось на детей. Скажу еще, что и сам держался бы мнения, по которому детей следует крестить лишь тогда, когда они сами того захотят, если бы знал наверняка, что все люди доживут до глубокой старости. Но Писание говорит в уши каждому из нас: безумный! в сию ночь душу твою возьмут у тебя ( Лк.12:20 ) и: будьте готовы, ибо в который час не думаете, приидет Сын Человеческий ( Мф.24:44 ). Сектант : Дети могут спастись и без крещения, потому что они святы и как таковые не нуждаются в очищении грехов, которых не имеют. Так учит само Писание словами Спасителя: пустите детей и не препятствуйте им приходить ко Мне, ибо таковых есть Царство Небесное ( Мф.19:14 ). Значит, дети могут войти в Царство Небесное и без крещения. И в другой раз Господь сказал: если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное ( Мф.18:3 ; ср.: Мк.10:15 ; Лк.18:15–17 ). Апостол же прямо говорит, что дети святы: неверующий муж освящается женою верующею, и жена неверующая освящается мужем верующим. Иначе дети ваши были бы нечисты, а теперь святы ( 1Кор.7:14 ). Итак, если родители святы, то святы и дети. Священник : Прежде всего нужно знать, что дети не святы от природы, ибо рожденное от плоти есть плоть ( Ин.3:6 ), почему и дети, рожденные лишь по плоти, но не водою и Духом, являют собой одну лишь плоть, с Адамовым грехом в ней. Через крещение детей омывается прародительский грех , вошедший в мир преступлением Адама и Евы против заповеди в раю (см.: Быт.3 ). Как одним человеком (Адамом) грех вошел в мир, и грехом смерть, так и смерть перешла во всех человеков, потому что в нем все согрешили ( Рим.5:12 ). Но после смерти и воскресения Господа, все... во Христа крестившиеся, во Христа облеклись ( Гал.3:27 ), Таким образом, тройное погружение в воду во имя Отца и Сына и Святаго Духа ( Мф.28:19 ) означает крещение в смерть Христову, через которое мы умираем для прародительского греха и для подзаконного состояния (см.: Рим.6:4–23; 7:1–6 ). Крест же, который надевает на новокрещеного священник, показывает, что и он распят для мира, и мир для него.

http://azbyka.ru/otechnik/Kleopa_Ilie/pu...

«[Адаму] где ты? Стал ли ты Богом, как обещал тебе змей, или подпал под власть смерти, как угрожал тебе Я, если вкусишь плодов дерева? Рассуди, Адам: если бы вместо пришедшего к тебе змея, этой самой презренной твари, пришел к тебе ангел или другое высшее существо, то справедливо ли было бы тебе презреть заповедь Того, Кто даровал тебе все, и внять обещанию того, кто дотоле не оказал тебе никакого добра? Справедливо ли было почитать тебе недобрым Того, Кто создал тебя из ничего и сделал тебя вторым богом над вселенною, почесть же добрым того, кто на словах только обещал тебе доброе? Если бы в явлении силы пришло к тебе какое-то высшее существо и предложило свои обещания, то и тогда не надлежало бы тебе поступать так; а тем паче не надлежало, когда пришел к тебе змей, не явив ни знамений, ни чудес. Но ты, по одному сказанному им пустому слову, солгал Богу своему и поверил лжецу. Почел лживым Того, Кто даровал тебе все блага и соделал тебя владыкою над всем; признал же верным лжеца, который поступил с тобою злокозненно, чтобы лишить тебя всей власти» 75 . Адам отвечает. « Он сказал: голос Твой я услышал в раю, и убоялся, потому что я наг, и скрылся. И сказал [Бог]: кто сказал тебе, что ты наг? » ( Быт. 3:10–11 ). Вот это – наводящий вопрос. Бог обращает внимание Адама на тот свет, который вдохнул в человека, создав его, на то, что некоторые из нас называют призывающей благодатью, а некоторые – совестью, на то, что не умирает в человеке, пока он еще жив и есть надежда на покаяние. «Кто сказал тебе, что ты наг?» ( Быт. 3:11 ) – ведь какое-то чувство возникло между Адамом и Евой, что они спрятались в кустах! Они же не стояли в гордой позе нагишом, ожидая, когда появится Господь Бог! Второй вопрос – намек, совершенно прозрачный, он подсказывает, что нужно ответить: « Не ел ли ты от дерева, с которого Я запретил тебе есть? » ( Быт. 3:11 ). Адаму надо бы сказать: «Да, я ел от дерева, с которого Ты запретил мне есть», – и это означало бы, что Адам покаялся! У святителя Иоанна Златоуста мы находим слова: «Если бы ты, грешник, один жил на земле – ради тебя одного Господь пришел бы на эту землю и умер на кресте»!

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Антропоморфизация Бога Отца является недопустимой в христианстве и с догматической, и с канонической точек зрения. Понятно, что в ветхозаветной литературе подобного рода антропоморфические мотивы в описании Божества – достаточно распространённое явление. Антропоморфные изображения и описания свойств и качеств Божества часто встречаются на страницах Ветхого Завета. Эти явления связаны с определёнными хронологическими этапами в формировании библейского текста и соответствующими этнокультурными влияниями. Подобная антропоморфизация – характерная черта, например, текстов, которые были включены в состав Пятикнижия Моисея в период после Вавилонского плена (тексты Яхвиста – J), в них изложена Священная история Иудейского Царства. Приведём в связи с этим интереснейшие наблюдения, сделанные в книге протоиерея А. Сорокина . Современный исследователь указывает,  что в яхвистической традиции, действительно, были распространены описания Бога в категориях человеческого быта, труда и деятельности. Уже в повествовании о сотворении человека (Быт. 2) Господь предстаёт как гончар: «И созда Богъ человка, персть [вземъ] от­ земли, и вдуну въ лице его дыxahie жизни: и бысть человкъ въ душу живу (И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою)» (Быт. 2, 7), садовник: «И насади Господь Богъ рай во Едем на востоцхъ, и введе тамо человка, егоже созда (И насадил Господь Бог рай в Едеме на востоке, и поместил там человека, которого создал)» (2, 8), хирург: «И наложи Богъ uзcmynлehie на Адама, и успе: и взя едино от­ ребръ его, и исполни nлomiю вмсто его (И навел Господь Бог на человека крепкий сон; и, когда он уснул, взял одно из ребр его, и закрыл то место плотию)» (2, 21), портной-модельер: «И сотвори Господь Богъ Адаму и жен его ризы кожаны, и облече ихъ (И сделал Господь Бог Адаму и жене его одежды кожаные и одел их)» (3, 21). «Антропоморфизм в повествованиях J (Яхвиста) о Боге не может не удивлять…,  – продолжает свою мысль прот. А. Сорокин, – Господь прогуливается с Адамом как с другом (Быт. 3, 8), Он приходит обедать к Аврааму и торгуется с ним (Быт. 18, 22 – 33)… Человек ведёт себя с Ним как со знакомым и встречает Его в будничном течении жизни» .

http://bogoslov.ru/article/4699916

ап. Павел ясно признает, что некоторые из Римских христиан могли отпасть от Христа чрез свои грехи. Он идет навстречу такому положению их: он не отрицает возрождение их чрез Крещение, но подтверждает его и увещевает их помнить это и пребывать в нем. Перейдем теперь к посланию ап. Павла к Колоссянам. В 3-й главе (ст. 3) его мы находим также выражение умереть для греха, которое мы видели в посланиях к Коринфянам и Римлянам: «Вы умерли (πεϑνετε) и жизнь ваша сокрыта со Христом в Боге». Но вправе ли мы подумать, читая эти слова, что люди, о которых говорится, что они «умерли и жизнь их скрыта со Христом в Боге», должны были необходимо стоять на очень высокой степени святости? Но что далее говорит Апостол? Он предостерегает этих самых людей против совершения ими тягчайших грехов: «Итак (т.е. потому что вы умерли для греха) умертвите земные члены ваши, блуд, нечистоту, страсть, злую похоть и любостяжание, которое есть идолослужение, за которые гнев Божий грядет на сынов противления» (ст. 5–6). Это место вполне соответствует Рим.6:11–12 : «Итак почитайте себя мертвыми для греха, живыми же для Бога в Господе нашем И. Христе». Итак, да не царствует грех в мертвенном вашем теле» и т. д. Эти нравственные правила преподаются Колосским христианам и обязательны для всех их потому, что все они чрез Крещение вступили в союз с Вторым Адамом, все предполагаются спогребшимися Христу и таинственно воскресшими с Ним в Крещении. «Бывши погребены с Ним в Крещении, в Нем вы и совоскресли верою в силу Бога, Который воскресил Его из мертвых» ( Кол.2:12 ). В 3 й гл. есть одно наставление, обращенное к детям: «Дети, будьте послушны родителям вашим во всем, ибо это благоугодно Господу» (ст. 20). Но если все те нравственные правила и постановления, о которых говорится в этой главе, относятся к тем, которые были погребены со Христом в Крещении, которые находятся в состоянии благодати, то ясно и дети, для которых Апостол считает обязательным правило той же христианской нравственности, были погребены с Спасителем в Крещении.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Dorodn...

Апостол Павел, говоря о домостроительстве человеческого спасения, с особой силой подчеркивает неисповедимость всеблагой воли Божией: « О бездна богатства, и премудрости, и ведения Божия! Как непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его! » (Рим. 11:33). По Своей великой премудрости и благости Бог дарует свободу сотворенному человеку, но никакое уклонение человека от Божественного предназначения не может ограничить абсолютную свободу Бога. Бог совершенно свободен в Своих промыслительных действиях. Являя Свой Промысл в отношении всех категорий тварного бытия, и в первую очередь человека, Он не оставляет той абсолютной высоты любви и свободы, которая была явлена Им в создании мира. Святая Церковь учит о том, что Пришествие в мир и Искупление падшего человека совершены Богом добровольно и абсолютно свободно — в свободе Его бесконечной благости и любви. Нравственно-богословский аспект свободы Богочеловека Свобода Богочеловека Господа Иисуса Христа в тех проявлениях, как она описана в Святом Евангелии, предстает перед нами в двойном аспекте: это свобода в послушании Небесному Отцу и свобода господства над природной необходимостью. Свободная воля Господа Иисуса Христа как воля совершенного Человека во всем следовала Божественной воле Отца: « Не чего Я хочу, а чего Ты » (Мк. 14:36); « не Моя воля, но Твоя да будет » (Лк. 22:42). Своим учением, Своими делами и всей Своей жизнью Христос творил не Свою волю, но волю пославшего Его Отца, заключающую в себе тайну будущего всеобщего воскресения (Ин. 6:38—39). Евангелие свидетельствует о том, что Христос пребывал в подвиге борения: Гефсиманская молитва явилась торжеством нравственно-волевой победы человеческой природы Христа над ее естественной немощью, динамически приобретенной Адамом в грехопадении и потенциально усвоенной Сыном Божиим в Воплощении, с тем, чтобы побежденное в Адаме победило во Христе. В послушании Небесному Отцу человеческая свобода Христа проявила и осуществила себя во всей своей идеальной полноте. Свобода Богочеловека в господстве над природной необходимостью проявилась в Его добровольном подчинении причинно-следственным закономерностям жизни мира.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4143...

Архиепископ Алексий Флорищева пустынь Владимирской епархии, 30-го июля 1916 г. I. Место св. крещения в деле спасения человека, по учению Иисуса Христа и Апостолов Предвечное Слово Бога Отца, Сын Божий, воплотился, чтобы быть нашим Вторым Адамом. «Первый человек из земли перстный; второй человек Господь с неба» ( 1Кор.15:41 ). Он положил начало новому человечеству: «кто во Христе, тот новая тварь» ( 2Кор.5:17 ). – «Во Христе Иисусе ничего не значит ни обрезание, ни необрезание, а новая тварь» ( Гал.6:15 ). Для сего Он принял на себя человеческую плоть, кроме греха, жил на земле безгрешно, умер и воскрес. Он в преизбытке получил дары Св. Духа, чтобы освятить братий Своих. «Освящающий и освящаемые – все от Единого; поэтому Он не стыдится называть их братиями, говоря: «возвещу имя Твое братиям Моим, посреди церкви воспою Тебя» ( Евр.2:11–12 ; сн. Рим.8:9 ). Религия, которую Господь наш Иисус Христос принес на землю, есть религия духовная не в том, конечно, смысле, как это понимают, так называемые, духовные христиане, т. е. как религия, чуждая всякой обрядности, но в том, что религия Христа требует сердечной проникновенной веры в Бога, смиренного повиновения воле Его и сознательного служения Ему: «Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине» ( Ин.4:24 ). Но замечательно, что, так сказать, во главу угла Своей духовной религии воплотившаяся Премудрость, Господь наш Иисус Христос , полагает акт, который нельзя назвать только духовным, так как он настолько же относится к нашему телу, как и к душе. Посылая, после Своего воскресения, учеников на проповедь, Господь наш Иисус Христос условием вступления в Его Царство ставит не только веру, но и акт чисто внешний – крещение. Он говорит, что спасется не тот, кто только «будет веровать», но присовокупляет: «и крещен будет» ( Мк.16:16 ). Должно при этом принять во внимание то, что Иисус Христос дает эту заповедь при обстоятельствах особенно торжественных: Он дает ее, как последнее завещание Своим ученикам пред Своим вознесением на небо, когда Он должен был оставить землю – место Своего уничижения.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Dorodn...

б) Рим. 5:1–11 . Затем Апостол останавливается с глубоким чувством благодарной любви на великих плодах искупления, свидетельствующих наглядно, что пришли они к нам вовсе не по делам нашим. Уже не как враги и отриновенные рабы, какими были бы мы по делам своим, но как сыны Божии «получили мы доступ к той благодати, в которой стоим и хвалимся надеждою славы Божией» ( Рим. 5:2 ), и при которой обращаются в похвалу и приносят нам радость самые скорби на земле. Тогда как едва ли кто умрет и за праведника. Спаситель наш, по неизреченной своей милости, «еще грешником сущим нам за ны умре» ( Рим. 5:8 ), так что не только мы не трепещем теперь и не ужасаемся пред Богом, как преступники, «но и хвалимся Богом (как дети хвалятся своим отцом) чрез Господа нашего Иисуса Христа, посредством Которого мы получили ныне примирение» ( Рим. 5:11 ). Отдел пятый. Преступление Адамово и домостроительство Христово в истории человечества ( Рим. 5:12–21 ) Примечание. Это одно из самых важных мест послания, по глубине догматического содержания и по обилию мыслей апостольских. Основная мысль его состоит в следующем: что заслуги Спасителя действительно могут стать нашей собственностью посредством веры в Него, и чужая, так сказать, праведность может перейти к нам от другого лица к нашему оправданию; это доказывается тем, что и грех и осуждение переходя к нам от другого лица – от Адама, без прямого нашего участия в его преступлении. Несомненность последнего факта утверждает и первый. Мысль эта развивается в таком порядке. Рим. 5:12–14 . Высказавши положение, что «одним человеком (Адамом) грех вошел в мир», и что все за него стали повинны «потому что в нем (в Адаме) все согрешили» ( Рим. 5:12 ), Апостол очевидными фактами истории начинает доказывать, что действительно грех Адамов распространился на всех его потомках. В самом деле, и до закона они, как великие преступники, наказывались смертью за какой-то грех, который «был в мире» ( Рим. 5:13 ). Что это не был их собственный грех, видно из того, что «грех не вменяшеся не сущу закону», т. е. люди не могли и считаться достойными казни грешниками, пока не явился закон, разъяснивший, чего нужно избегать как грех ( Рим. 5:13 ). «Однако же смерть царствовала от Адама до Моисея и над несогрешившими подобно преступлению Адама» (например, над младенцами и вообще над всеми, жившими до Моисея в неведении Закона Божия). Чем же объяснить, что люди, не сделавшие того преступления, которое допустил Адам, наказывались смертью так же, как Адам? Единственно тем, что и в них перешел и над ними отяготел прародительский грех ( Рим. 5:14 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

Без сомнения, мир был дан человеку как «пища», как средство жизни; но в то же время жизнь должна быть общением с Богом; она не только должна была иметь в Нем свое завершение, но и свою совершенную полноту. «В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков» (Ин.1:4). Мир и пища были созданы, чтобы посредством их человек имел общение с Богом, и только пища, принятая ради Бога, могла быть животворной. Сама по себе пища не имеет в себе жизни и не может ее воспроизводить. Один Бог имеет Жизнь, и Сам есть Жизнь. В самой пище начало жизни — Бог, а не калории. Таким образом, есть, т. е. быть живым существом, знать Бога и быть в общении с Ним — все это одна и та же реальность. И безмерная трагедия Адама в том и состоит, что он воспринял пищу как «жизнь в себе». Больше того, он вкусил ее, скрываясь от Бога, вне Его и для того, чтобы быть независимым от Него. И сделал он это, потому что поверил, что пища имеет жизнь сама по себе и что, вкушая от этой пищи, он может сам стать, как Бог, т. е. иметь жизнь в самом себе. Проще сказать: он поверил в пищу, тогда как единственный предмет веры, доверия, уверенности — Бог и только Бог. Земной мир, пища сделались его богами, источником и началом его жизни. Он стал их рабом. Адам по-еврейски значит «человек». Это — мое имя, наше общее имя. И человек все еще Адам, все еще раб «пищи». Он может уверять, что он верит в Бога, но для него Бог — уже не его жизнь, не пища, не всеобъемлющее содержание его существования. Он может уверять, что он получает жизнь от Бога, но он не живет в Боге и для Бога. Его знание, его опыт, его самоуверенность построены все на том же принципе: «хлебом единым». Мы едим, чтобы жить, но мы не живем в Боге. Изо всех грехов это самый большой грех. И этим грехом наша жизнь приговорена к смерти.    Христос — Новый Адам. Он пришел для того, чтобы уничтожить болезнь, вселенную Адамом в жизнь, чтобы восстановить человека для настоящей жизни, и поэтому Он тоже начинает Свое земное служение с поста. «...Постившись сорок дней и сорок ночей (Он) напоследок взалкал» (Мф.4:3).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2630...

Беседа XVII. О первом члене символа веры Верую во единаго Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым. В прошедшей беседе с вами, братие, я упомянул вам, что в шестой день Бог сотворил человека. Побеседуем ныне о том, как и каким сотворен был первый человек, как и где он первоначально жил. Человек сотворен был особенным образом, не так, как другие твари. Бог сотворил их одним Своим словом, человек же сотворен был иначе. Сотворению его предшествовал совет Бога во Святой Троице, именно Бог сказал: «сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему; и да владычествует он над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над зверями, и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле» ( Быт.1:26–27 ). И создал Бог тело человека из земли и вдунул в лице его дыхание жизни, то есть душу бессмертную и разумную. Итак, человек был сотворен не так, как другие твари: он есть образ и подобие Божие. В чем же состоит образ и подобие Божие? Образ Божий заключается не в теле человека, потому что Бог тела не имеет, – Он есть Дух, – но в душе. Бог – вечен, не имеет ни начала, ни конца, и человека он создал для бессмертия, дав ему душу бессмертную. Бог – всеведущ, человеку дан ум способный познавать вещи и дела, он есть существо разумное. Бог – свят и всемогущ, человеку дана совесть, различающая добрые дела от худых, и воля свободная выбирать между добром и злом. Итак, образ Божий состоит в бессмертной, разумной, со свободною волею, душе человека; этими качествами он отличается от животных. Но человек сотворен был не только по образу Божию, но по подобию. Он уподобляется Богу в том случае, когда живет согласно заповедям Божиим. Первые люди по своей святости были подобны Богу, – они были безгрешны. Первый человек назван был Адамом , что значит – созданный из красной глины. Бог привел к нему всех животных, он дал каждому из них приличное имя. Но у человека не было помощника подобного ему. Тогда Господь Бог навел на Адама крепкий сон, во время которого взял одно ребро его, из ребра создал жену Еву. Этим Господь дал урок мужу и жене. Муж и жена должны жить во взаимной любви и согласии между собою, потому что у обоих совершенно одна и та же природа. Указывая на это и Апостол сказал: мужие, любите своя жены, яко своя телеса... Никто же бо когда свою плоть возненавиде; но питает и греет ю ( Еф.5:25–29 ). Бог привел Еву к Адаму и благословил их, сказав: «плодитесь, размножайтесь, наполняйте землю, обладайте ею и владычествуйте над всеми животными» ( Быт.1:28 ). Этими словами Бог установил брак. Все народы земли произошли от одного мужа и жены. Несмотря на всю многочисленность н разнообразие племен человеческих, населяющих землю, все люди братья между собою, все одной и той же природы и поэтому естественно должны любить и беречь друг друга.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Sadkovs...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010