Пшемысль, и протесты со стороны враждебно настроенных духовенством жителей деревни. Конфликт углублялся, насельники нового монастыря оказались в изоляции и стали налаживать тесные отношения с правосл. священнослужителями Перемышльско-Новосондецкой епархии ПАПЦ, особенно с ее предстоятелем архиеп. Адамом (Дубецом) . В 1994 г. созрело решение о присоединении к ПАПЦ, подкрепленное соответствующим прошением, адресованным митр. Варшавскому и всей Польши Василию (Дорошкевичу) . В мон-рь была направлена комиссия Собора епископов во главе с архиеп. Белостокско-Гданьским Саввой (Грыцуняком) и архиеп. Адамом (Дубецом), которая подписала с монахами документ о присоединении обители и ее насельников к ПАПЦ и определила условия, к-рые мон-рь должен был выполнить. 29 июня 1994 г. в Троицком соборе г. Санока основатели монастыря были официально присоединены к Православию. Первый послушник, впосл. мантийный иером. Антоний (Вятр), поступил в монастырь в 1989 г., в кон. 2013 г. число братии составляло 13 чел. Будучи первым правосл. мон-рем в епархии, а также благодаря получению от митр. Варшавского Василия (Дорошкевича) чудотворного списка Ватопедской иконы Божией Матери, он стал местом паломничества верующих. На территории монастыря находятся 2 храма: во имя равноапостольных Кирилла и Мефодия и в честь Ватопедской иконы Божией Матери. В февр. 2015 г. в обители с разрешения насельников в богослужении приняли участие представители Украинской Православной Церкви Киевского патриархата. Синод Польской автокефальной Православной Церкви расценил это сослужение как неканоническое и 17 марта 2015 г. принял решение о закрытии монастыря. Лит.: Kury owicz A. Prawosawne orodki zakonne na ziemiach polskich w okresie powojennym/Red. A. Mironowicz e. a. Biaystok, 2001. S. 268-270. Свящ. Петр Никольский Рубрики: Ключевые слова: ДОЙЛИДЫ р-н г. Белостока (Польша), где находится жен. мон-рь в честь Рождества Пресв. Богородицы Белостокско-Гданьской епархии Польской Автокефальной Православной Церкви (ПАПЦ)

http://pravenc.ru/text/1840473.html

Поэтому, хотя и мы многие называемся сынами по блаженному Павлу ( Гал. 3, 16 ), но единый, имеющий это преимущество по своему единению с Богом Словом и соучаствующий в сыновстве и господстве, исключает всякую мысль о двойстве сынов и господов: в этом единении с Богом Словом мы имеем всю веру в Него, всякую мысль и созерцание о Нем: и по причине этого (единения) он приемлет от всей твари поклонение, приличное Богу. Итак мы говорим: один Сын и Господь наш Иисус Христос, чрез которого все получило бытие; впрочем, прежде и преимущественно представляем в уме Бога Слово, по существу Сына Божия и Господа, представляя вместе и воспринятое, – т. е. Иисуса из Назарета, которого Бог помазал Духом и силою, как причастника усыновления и господства в соединении с Богом Сыном. Он называется еще, по учению блаженного Павла, вторым Адамом ( 1Кор. 15, 45 сн. ст. 22), как имеющий одну и туже природу с Адамом и показавший нам будущее состояние. И между тем и другим (Адамом) существует такое же различие, какое между тем, который приготовил нам неизреченные блага в будущем состоянии, и тем, который положил начало настоящих зол. Он назван вторым Адамом, как показавший второе состояние; как Адам, в котором мы получили подобие (греховного состояния) есть виновник первого состояния, смертного, исполненного страданий, и многих зол: так второе состояние показал нам Христос Господь, который, некогда явившись с неба, всех нас вознесет в свое общение. Ибо первый человек от земли перстень, вторый человек Господ с небеси (там же ст. 47), т. е. оттуда имеющий явиться, чтобы привести всех в подобие Ему; поэтому (апостол) и присоединяет: яков перстный, такови и перстнии: и яков небесный, таковы и небеснии: и якоже облекохомся во образ пертного, да облечемся и во образ небесного (ст. 48). И в этом, имеющем явиться и быть видимом всеми, которые будут судимы, совершит суд невидимое Божественное естество. Лета убо неведения презирая Бог, ныне повелевает человеком всем всюду покаятися: зане уставил есть день, в он же хощет судити вселенней в правде, о муже, его же предустави, веру подая всем, воскресив его от мертвых ( Деян. 17, 30–31 ).

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/dejani...

Но всё, что совершил Иисус Христос, совершил «нас ради человек и нашего ради спасения и искупления, – нас ради воплотился и вочеловечился, совершил служение пророческое, первосвященническое и царское», почему Он именуется «Начальником спасения», «перворожденным всей твари», «первенцем из мертвых», «новым Адамом», «Спасителем» и «Искупителем». Чтобы быть искупленным, каждому человеку надлежит быть в таком же неразрывном союзе с Искупителем, Богочеловеком Иисусом Христом, в каком каждый состоит с первым Адамом, но не по плоти, а по духу, тем не менее – в союзе также действительном и как бы органическом. «Я есмь лоза», сказал Иисус Христос, «а вы ветви: кто пребывает во Мне и Я в нём, тот приносит много плода, ибо без Меня не можете делать ничего» ( Ин.15:5 ). В этом же смысле теснейшего союза Иисус Христос именуется «Главою», а все люди, соединенные с Ним, «телом Его», или все вместе называются: «Телом Христа», а порознь «членами единого тела». Учение о союзе человека с Иисусом Христом, Начальником и Совершителем веры, есть существенная и характерная особенность христианской религии, отличающая её от всех других. Это учение в порядке устроения искупления человеческого называется учением об усвоении каждому человеку дела искупления, совершенного Иисусом Христом, или: учением об освящении человека, потому что через союз с первым Адамом – всем людям усвояется грех, а чрез союз с новым Адамом, Господом Иисусом Христом, всем усвояется Его праведность, – Бог избрал нас в Нём прежде создания мира, чтобы мы были святы и непорочны пред Ним ( Еф.1:4 ). Усвоение человеку искупления, или освящение его совершается благодатью Божией, которая действует посредством церкви и таинств: —90— отсюда три пункта учения об освящении человека: учение о благодати Божией, о церкви и таинствах. О благодати Божией а) Под именем благодати Божией вообще разумеется дар благости и любви Божией к человеку, каковы все творческие и промыслительные действия Божии по отношению к человеку, словом, всё получаемое им от Бога без всяких заслуг со своей стороны.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Мы видим, что мысли еп. Василия (Родзянко) о пребывании до грехопадения в Раю душ как всех согрешивших вместе с Адамом людей, так и единственной не согрешившей с Адамом Пресвятой Богородицы – отрицаются всей традицией православного богословия и подпадают под осуждение V Вселенского Собора, анафематствовавшего учение о предсуществовании душ. Эволюционистское учение о предсуществовании вместе с душами в Раю также и тел, по всей видимости, является вполне новым оригинальным привнесением еп. Василия (Родзянко) в христианскую догматику. Причём новым представляется учение не только о человеке (антропология), его Сотворении и грехопадении, но также и о Божией Матери (мариология). 7. Учение епископа Василия о «вожделенном отечестве» Попытки еп. Василия обосновать свое эволюционистское понимание творения и существование всех людей в Раю до грехопадения несостоятельны и маломощны. К примеру, он приводит отрывок из синаксаря Постной Триоди: " Понеже бо питавшеся изгнахомся из Едема, и под судом бехом и клятвою , посему зде настоящий положися праздник и яко хощем в другую неделю – Адамом, по образу Едемскому изгнатися дóндеже Христос пришед паки нас возведет к Раю» 1258 . Этому тексту владыка Василий даёт следующее сопроводительное слово: «Синаксарь мясопустной недели определённо подтверждает взгляд каппадокийского богословия на то, что все мы были сотворены в Раю и были изгнаны с Адамом из Рая на эту землю» 1259 . Подобным образом предлагает еп. Василий воспринимать и Великий покаянный канон преп. Андрея Критского : это « обратный великопостный путь в Рай» 1260 . Приведя целиком канон Сыропустной недели Христофора Протосинкрита, еп. Василий замечает: «Автор канона не описывает исключительно Адама одного , как думают иные критики... Парадоксально, но в грехе и изгнании из Рая автор подымается над собой и охватывает всех в соборном вопле о прощении к Богу и просит даже Рай, Церковь Небесную, о помощи» 1261 . Однако, вряд ли следует вместе с еп. Василием удивляться молитвенной форме «от первого лица», постоянно применяемой в церковной практике – и в канонах, и в стихирах, и в синаксарях. Ведь цель общественного богослужения заключается в том, чтобы вовлечь в духовный процесс всех верующих, обратиться к душе каждого и возгреть те мысли и чувства, которые предлагает Церковь для переживания в данный день. Мы всегда читаем «чужие» молитвы, особенно покаянные, от своего собственного лица. Иначе и быть не может. Не нужно мнить себя царём Давидом, чтобы искренне произносить Псалом 50: Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей ( Пс.50:1 )... Не нужно именовать себя Манассией, царём Иудейским, чтобы слёзно молиться на Великом повечерии: И ныне приклоняю колена сердца, требуя от Тебе благости; согреших, Господи, согреших и беззакония моя аз вем ( 2Пар.36:10–11 )... Подобным образом, и переживания праотца нашего Адама становятся в Церкви личной молитвой каждого и нашей единой соборной молитвой: «Милостиве, помилуй мя падшаго! " 1262 .

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pra...

Итак, мы говорим: один Сын и Господь наш Иисус Христос, чрез которого все получило бытие; впрочем прежде и преимущественно представляем в уме Бога Слово, по существу Сына Божия и Господа, представляя вместе и воспринятое, – т. е. Иисуса из Назарета, которого Бог помазал Духом и силою ( Деян. 10, 38 ), как причастника усыновления и господства в соединении с Богом Сыном. Он называется еще, по учению блаженного Павла, вторым Адамом ( 1Кор. 15, 45 , сн. ст. 22), как имеющий одну и туже природу с Адамом и показавший нам будущее состояние. И между тем и другим (Адамом) существует такое же различие, какое между тем, который приготовил нам неизреченные блага в будущем состоянии, и тем, который положил начало настоящих зол. Он назван вторым Адамом, как показавший второе состояние; как Адам, в котором мы получили подобие (греховного состояния), есть виновник первого состояния, смертного, исполненного страданий и многих зол: так второе состояние показал нам Христос Господь, который, некогда явившись с неба, всех нас вознесет в свое общение. Ибо первый человек от земли перстен, второй человек Господь с небес ( 1Кор. 15, 47 ), т. е. оттуда имеющий явиться, чтобы привести всех в подобие Ему; поэтому (апостол) и присоединяет: яков перстный, такови и перстнии; и яков небесный, тацы же и небеснии; и якоже облекохомся во образ перстного, да облечемся и во образ небесного ( 1Кор. 15, 48–49 ). И в этом, имеющем явиться и быть видимым всеми, которые будут судимы, совершит суд невидимое божественное естество. Лета убо неведения призирая, Бог ныне повелевает человеком всем всюду покаятися: зане уставил есть день, в он же хощет судити вселенней в правде, о муже, его же предустави, веру подая всем, воскресив его от мертвых ( Деян. 17, 30–31 ). Таково учение церковных догмагов, и всяк, мыслящий противно этому, да будет анафема. Всяк, не принимающий спасительного покаяния, да будет анафема. Всяк, не празднующий святой день пасхи по законоположению святой кафолической Церкви, да будет анафема».

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/dejani...

Ересь Иоанна Итала 5. Допустимо ли именовать эволюционизм «ересью»? Часть II. Учение о сотворении человека Глава 5 Существовал ли Адам как историческое лицо 1. Свидетельства Священного Писания и Предания 2. О молитвенной связи с Адамом и Евой 3. Значение праотцев в свете вероучительного содержания православного богослужения Глава 6. О сотворении Адама из праха земного 1. Церковное учение об Адаме перстном 2. О «возвращении» в землю 3. Адам как первый человек 4. Святые Отцы – против эволюционной теории о происхождении человека от обезьяны 5. Об одновременности создания тела и души Адама 6. О несовместимости эволюционизма с церковным учением о сотворении человека из праха земного Глава 7 О сотворении Адама по образу и подобию Божию 1. Образ и подобие 2. О царственном достоинстве человека 3. О богоподобии человека 4. О безсмертии первозданного Адама Глава 8. О грехопадении 1. Связь греха и смерти 2. Последствия грехопадения 2.1. Последствия грехопадения для Адама 2.2. Последствия грехопадения для человеческого рода 2.3. Последствия грехопадения для мира 3. Причина подобия человека животным: грехопадение 4. Об искуплении греха Адама Христом Спасителем Глава 9. Связь первозданного Адама со вторым Адамом – Христом 1. Христос – Сын Человеческий 2. Христос – Новый Адам 3. Адам как прообраз Христа Создание человека из девственной земли (Быт.2:7) – прообраз рождения Христа от Девы Рай (Быт.2:8) – прообраз Церкви Вдуновение Божие в Адама (Быт.2:7) – прообраз боговоплощения от Святого Духа Наречение Адамом имен животным (Быт.2:19) – прообраз господства Христа над всем миром Сон Адама (Быт.2:21) – прообраз крестной смерти Христа Нагота Адама в раю (Быт.2:25) – прообраз наготы Христа Глас Господа Бога в раю пополудни (Быт.3:8) – прообраз последних времен Время грехопадения Адама (Быт.3:8) – прообраз дня и часа распятия Иисуса Христа Синаксарь Великого Пятка: Установление вражды между семенем жены и семенем змия (Быт.3:15) – прообраз появления Семени от Девы Марии Брак Адама и Евы (Быт.2:24) – прообраз союза Христа и Церкви Райский сад (Быт.2:15) – прообраз Гефсиманского сада Вкушение запретного плода (Быт.3:6) – прообраз горького пития Древо в Раю (Быт.2:9) – прообраз Креста Простертые к запретному древу руки Адама – прообраз пригвожденных ко Кресту рук Христа 4.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pra...

Как же удивительно, что первосвященник, нарушив все законы, ввел во Святая святых эту маленькую девочку, этого ребенка. Мы верим в то, что так и было, хотя историки недоумевают и ставят под сомнение самую возможность такого поступка. Но если бы не было этого поступка, разве сохранилось бы предание о нем на протяжении двух тысяч лет? Конечно, все это было, и все это было связано с тем, что первосвященник действовал не сам по себе, не от своего разумения, но по внушению Божию, потому что Сама Дева Мария была предназначена стать скинией, живым храмом, вместившим в Себя Духа Святого. И через это соприкосновение с Ее плотью и с Ее душой Святого Духа рождается Иисус Христос, Сын Божий и Сын человеческий, Который становится вторым Адамом. Первый Адам согрешил по наущению дьявола — дьявол победил человека, он внушил ему, что не следует слушать Бога, нужно жить по своему разумению, слушать другие советы, в частности, его «мудрый» совет. И если будешь, мол, человек, слушать моих советов, станешь как Бог, тебе Бог будет не нужен, ты будешь могущественным, сильным, ты будешь обладать конечными знаниями. Соблазнился Адам. Он, наверно, до конца не понимал, что ему говорит этот змий, дьявол. Но он пошел по этому пути, он захотел стать как Бог — без Бога. И мы знаем, к чему приводит людей это желание стать Богом без Бога — к построению совершенно чудовищной цивилизации, цивилизации инстинкта, нежизнеспособного человеческого общества. И чем больше такой человек обретает знаний и силы, тем он становится более опасным. И сегодня, когда в руках людей находятся огромные силы разрушения, способные стереть с лица Земли все живое — как же важно, чтобы человек не отказался от Бога, жил в соответствии с Божиим законом, не слушал дьявола, умел противостоять искушениям его, обладая силой ума, силой воли, силой Божественной благодати. Господь стал новым Адамом, Он через Деву Марию входит в нашу человеческую историю. Если все рождались помраченные грехом, потому что все мы от Адама, а от зараженного источника не может не течь зараженная вода — нужен был новый источник, рождаясь от которого люди бы не были заражены грехом. И Господь становится новым Адамом — не из поколения Сифа и Еноса. По величайшему изволению Божиему этот источник возникает в недрах плоти Пресвятой Девы Богоматери. И все, кто рождается от Христа не по плоти, но по духу, становясь сродниками Его через Таинство Крещения, очищаются от скверны первородного греха. А тот зараженный источник, хотя и является неким общим пространством для всего рода человеческого, не способен разрушить это новое поколение людей, для которых родоначальник есть Христос. Ибо в Таинстве Крещения мы омываемся от тех скверных вод, от того греха, и обретаем великую благодать Духа Святого, которая вооружает нас на сопротивление злу.

http://patriarchia.ru/db/text/1335270.ht...

Последующая схоластическая традиция предложила тройственное решение вопроса о местонахождении некрещеных младенцев, хотя, по формальной богословской логике, ответ мог быть лишь двойственным, в перспективе ада и рая. Отходя в данном случае от учения Августина, схоластические богословы пришли к пониманию того, что находящиеся в лимбе младенцы, по благодати Христовой, в аду не пребывают. 91 . «Там, где умножился грех, стала преизобиловать благодать!» (ср. Рим.5:20 ). Так провозглашает Писание, но концепция лимба, как кажется, ограничивает это изобилие. «Но дар благодати не как преступление. Ибо если преступлением одного подверглись смерти многие, то тем более благодать Божия и дар по благодати одного Человека, Иисуса Христа, преизбыточествуют для многих» ( Рим.5:15 ). «Посему, как преступлением одного всем человекам осуждение, так правдою одного всем человекам оправдание к жизни» ( Рим.5:18 ). «Там, где умножился грех, стала преизобиловать благодать» (ср. Рим.5:20 ). «Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут» ( 1Кор.15:22 ). Писание говорит о нашей солидарности во грехе с Адамом . Именно эта солидарность делается основанием, на котором раскрывается учение о нашей спасительной солидарности со Христом. «Учение о первородном грехе является, своего рода, обратной стороной благовестия о том, что Иисус – Спаситель всех людей. Все нуждаются во спасении и благодаря Христу оно даровано всем» 787 . Истолковывая тему греха, спасения, и проблематику лимба, богословие Церкви часто смещало акцент на нашу солидарность с Адамом, а не со Христом. Возникало и определенное сужение перспективы путей солидаризации людей со Христом. Возвращаясь к богословию святителя Августина Иппонского (354–430) 788 , согласно которому Христос спасает от массы осуждения (massa damnata) всех во Адаме лишь немногих избранных, можно предположить, что именно эти аспекты являлись особенными характеристиками его мышления. Богословие Апостола Павла намечает ряд путей к восстановлению равновесия в решении данного вопроса, вновь ставящее в центре внимания рассуждения человечество Христа Спасителя, с Которым, определенным образом, соединены все 789 . «Он – Образ Бога Невидимого» 790 , Совершенный Человек, возвративший сынам Адама нарушенное в самом начале по причине греха богоподобие. Во Христе человеческое естество воспринято, но не уничтожено, а потому и в нас оно возвышено к высочайшему достоинству» (Gaudium et spes 22). Солидарность человечества со Христом, или, более точно, солидарность Христа с человечеством, должна иметь приоритет над солидарностью с Адамом. В этой перспективе должен быть рассматриваем и вопрос об участи некрещеных младенцев.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/kato...

Конечно, более традиционным в отношении спасения является термин «восстановление». Он несет в себе оттенок некой статичности и поэтому относится к состоянию человеческого естества, но, кроме того, исполнением Своей миссии Христос возвращает человеку путь, потерянный им в результате падения. Из пропасти истления Бог возводит его к началу не пройденного Адамом пути, поэтому если теперь просвещенный Святым Крещением снова согрешает, то он «согрешает уже не в Адаме, а как Адам» 94 . После Воскресения Христова для каждой человеческой личности открыт путь Адама от образа к подобию. «Благодать Божия сперва крещением устрояет то, что по образу, в то, чем оно было, когда создан был человек» 95 . После же того, как принявший Святое Крещение проявляет свою волю в стремлении к Богу, благодать придает душе «черты подобия Божия» 96 (μοισεως ). Отсюда очевидно, что для сознания святых отцов характерна мысль о возобновлении и возвращении к изначальному истоку, из которого все же должен осуществиться не выполненный Адамом путь, как конечная цель в замысле Творца. С полным основанием можно сказать, что идея возобновления в святоотеческом наследии является одной из основополагающих предпосылок «Догмата Искупления», определяя собой образ мысли святых отцов, чьей логикой обусловлено именование Спасителя вторым Адамом и определён в спектр тех богословских идей, которые служат для объяснения рассматриваемой темы. Бог является Творцом, Он же является и Спасителем. Через человека произошло падение, через Человека должно произойти и возобновление. Опираясь на вышесказанное, для удобства суждений мы вправе условно различить два понятия: «восстановление» и «возобновление»; понятие «восстановление» относится к образу, обновленному в Лице Господа при Его воплощении, поэтому оно неразрывно связано с вопросами Триадологии и Христологии. Термин же «возобновление» относится к пути, который человек должен совершить уже в других условиях, через соблюдение евангельских заповедей, путем аскетики и усвоения добродетелей от возобновленного образа к подобию 97 , из чего следует, что идея возобновления относится к другому разделу богословия и отражает собой экзегетический принцип библейских параллелей.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/dog...

с небесе» (1 Кор. 15:47). Посему именем Адама первого обозначает первозданного в мире, а именем Адама второго — Человека, разумеемого в Спасителе, Который называется Сыном человеческим, овчатем, лозою виноградною, хлебом, древом, зерном пшеничным и подобными сим именами; именуется же и Адамом, хотя великое различие между Адамом вторым и Адамом первым. Ибо один произошел из земли, а другой, сый Отчее Слово, «плоть бысть» (Ин. 1:14), не перестав быть Словом оттого, что понес на Себе плоть, как и золото не теряет славы, будучи заключено в чуждом влагалище. 26) Когда же учитель наш говорит: «разумейте Посланника и Святителя исповедания нашего Иисуса... верна суща Сотворшему Его» (Евр. 3:1, 2), не подумай, что от начала сущий у Отца Бог — Слово есть создание. Ибо апостол повелевает разуметь не Божество невидимое, но Господня человека, Которого Павел же наименовал «Ходатаем Бога и человеков, человеком Христом Иисусом , давшим Себе избавление за нас» (1Тим. 2:5). Сего-то повелел он разуметь Иисуса, «верна суща Сотворшему Его»; как и Господь говорит: «смотрите вран, яко не сеют» и проч. (Лук. 12:24); еще: «смотрите крины сельные, како растут» (Лук. 12:27); следовательно, повелевает обратить внимание на видимое, а не на ангелов или другие невидимые твари. Если и Аввакум пророк говорит: «разумех дела Твоя, и ужасохся» (Аввак. 3:2), то этим сказует, что уразумел он дела, а не Творца дел. И апостол повелевает разуметь видимое Господне тело, а не Божество Слова невидимое; потому что «Бога никтоже нигдеже виде» (1 Иоан. 4:12), «ниже видети может» (1 Тим. 6:16). «Бог же бе и есть Слово» , как говорит Богослов Иоанн (Иоан. 1:1). Посему кого повелено нам разуметь, человека Христа Иисуса, Который дал Себя во избавление за нас, Которого сказуем «Посланника и Святителя верна суща», того апостол повелевает разуметь как создание. Все создано; но Божие Слово, т. е. Сын, есть не тварь, а рождение по естеству. Ибо Отец создал всё Словом, как говорит Павел: «тем создана быша всяческая» (Кол. 1:16); и как сказует Иоанн: «вся Тем быша, и без Него ничтоже бысть» (Иоан.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2581...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010