Благодаря всегда за все Бога и Отца, во имя Господа нашего Иисуса Христа. Всегда: не в покое только, но и в печали, и не за благое только, но и за прискорбное, за то, что знаем, и за то, чего не знаем. Потому что все служит к нашему благодеянию, хотя мы и не сознаем этого. И должно благодарить Отца во имя Господа нашего Иисуса Христа, то есть призывая имя Господа Иисуса, и обращаясь к Нему, как к посреднику и благодеяния, и самого благодарения. Повинуясь друг другу в страхе Божием. Вот опять любовь, ибо из нее проистекает повиновение друг другу: не по мирским или человеческим каким-нибудь расчетам, а в страхе, говорит, Божием. Ибо повинующиеся друг другу ради Бога никогда не впадут в соблазн и не разойдутся, имея такую прочную связь. Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу. Недаром и не напрасно Павел прилагает великое попечение о супружестве, ибо и Бог от начала особенно о нем заботился. Ибо с Адамом соединил сестру его, нет, — больше — дочь, да что я говорю? его собственную плоть. Потом с размножением рода и пределы брака расширил, чтобы не заключить любви в тесные границы только родственных отношений. Да и жизнь наша на супружестве держится. Посему и говорит: жены, повинуйтесь своим мужьям. Ибо если согласием будет отличаться супружество, то и дети будут воспитаны хорошо, и слуги будут исполнять свой долг, и все, что касается соседей и друзей, будет хорошо. Служите же, как Господу. Как же в другом месте написано: если кто не разлучится с женой и жена с мужем, тот не может следовать за Мной (Лк.14:26)? Ведь, если должно служить, как Господу, как же говорит, что должно разлучиться ради Господа? Потому что слово как не везде обозначает совершенное равенство. Или: повинуйтесь, зная, что служите Богу, то есть если и не для мужа собственно, но, по крайней мере, для Господа. Ибо, если противящийся высшей власти противится повелению Господа, то тем более противящаяся мужу. И напротив, повинующаяся мужу повинуется Господу. Потому что муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви, и Он же Спаситель тела.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1062...

Бог, создавая мир, положил ему цель обожения, как и человеку. Обожение мира должно было совершаться  через  человека. Поэтому человек должен был наполнять землю благодатью, которая есть нетварная энергия Бога, которой если кто бывает причастен — обожается. Обожаясь сам, человек давал также возможность обожаться миру. Он был поставлен господствовать над миром как над продолжением своей природы; это господство такого же рода, как господство его духа над плотью. Эта же идея выражена в последующих словах: ρχετε τν χθων . ρχετε буквально значит ‘будьте началом, основой’. Мир не имеет самостоятельного существования, но его существование обусловливается существованием человека. После грехопадения люди лишились той благодати, которую имели, и не могли передавать ее миру. Произошло искажение их бытия, нарушение его иерархии: плоть возобладала над духом, природа — над ипостасью. И это отразилось на состоянии твари: она оказалась проклята. Здесь часто делают ошибку, думая, что Бог проклял тварь. Между тем в Священном Писании нигде об этом не говорится: “За то, что ты послушал голоса жены твоей и ел от дерева, о котором Я заповедал тебе, сказав: не ешь от него, проклята земля за тебя…” (Быт 3:17). В словах, обращенных к Адаму, о проклятии земли говорится как об уже совершившемся факте. Более того, сказано: проклята земля за тебя . То есть между таким состоянием твари и Адамом устанавливается прямая связь. Порча вошла в бытие Адама и от него передалась в мир. Земля начала произращивать терния потому, что сначала они произросли в душе Адама. О порче мира говорит пророк Исаия: “Сетует, уныла земля; поникла, уныла вселенная Плачет сок грозда; болит виноградная лоза” (Ис 24:4,7). О том, что мир вышел из подчинения Адама, как и его естество, говорит Шиллер в “Богах Греции” (пер. А. Фета): …Без сознанья радость расточая, Не провидя блеска своего, Над собой вождя не сознавая, Не деля восторга моего, Без любви к Виновнику творенья, Как часы — не оживлен и сир, Рабски лишь закону тяготенья

http://pravmir.ru/pritcha-o-bludnom-syne...

Богомудрие святых Отцов Восточной Церкви никогда не увлекается логическими построениями мысли (хотя отточенная диалектика в рассуждениях всех греческих Отцов до сего дня поражает светских исследователей церковной письменности). Святоотеческая мысль устремляется к исследованию Священного Писания 24 Священное Писание ясно указывает на то, что и домостроительство Сына не совершается без согласия человека. Вспомним слова Христа, обращенные к Иерусалиму: “Иерусалим, Иерусалим, избивающий пророков и камнями побивающий посланных к тебе! сколько раз хотел Я собрать детей твоих, как птица собирает птенцов своих под крылья, и вы не захотели” (Мф 23:37–38). Сама тайна боговоплощения начинается с согласия человека — Пречистой Девы Марии. Действия Божественной благодати и воли Пречистой не разделяются: Архангел Гавриил обращается к Пречистой Деве со словами: “Радуйся, Благодатная! ибо Ты обрела благодать у Бога…” (Лк 1:28–30). Пресвятая Дева, принимая Божественное изволение о рождении от Нее Сына Божия, отвечает: “…се Раба Господня; да будет Мне по слову твоему” (Лк 1:38). Сошествие Святого Духа на Деву Марию — акт Божественный, но совершился он с согласия Ее воли. Вопрос о свободе воли человека и о действии Божественной благодати приобретает особую остроту в христианстве. Крестной жертвой Спасителя искупается первородный грех. Православному богословию чужд юридизм католического толкования искупительной жертвы Христа. Умозрение греческих отцов раскрывает метафизическую суть дела Христова: преодоление греха и смерти, обожение человеческой природы и введение ее в жизнь Пресвятой Троицы. Замысел Божий о человеке, который не исполнил Адам, исполнен Богочеловеком — Новым Адамом. Со дня Пятидесятницы каждый, входящий в Церковь Христову крещением, освобождается от первородного греха и получает благодатный дар Святого Духа: “Закон духа жизни во Христе Иисусе освободил меня от закона греха и смерти” (Рим 8:2). Сохранившееся еще условие смертности для христианина несущественно: “Ибо знаем, что, когда земной наш дом, эта хижина, разрушится, мы имеем от Бога жилище на небесах, дом нерукотворенный, вечный” (2 Кор 5:1). Существенным является лишь открывшаяся возможность преодоления греха: “Мы умерли для греха, — говорит апостол Павел римлянам, — освободившись же от греха стали рабами праведности” (Рим 6:2,18).

http://pravmir.ru/pravoslavie-i-svoboda/

Богоносный апостол пишет: «Посему, как одним человеком» (то есть Адамом) «грех вошел в мир», и грехом смерть, так и смерть перешла во всех человеков, потому что в нем все согрешили» (Рим.5:12). Это значит: Адам — родоначальник человечества и как таковой он — родоначальник всеобщей человеческой греховности; от него и через него вошла во всех его потомков μαρτα, греховность естества, наклонность ко греху, которая, как греховное начало, живет в каждом человеке (см. Рим.7:20), действует, производит смерть и проявляется во всех личных грехах человека. Но если бы наше рождение от грешных прародителей было единственной причиной нашей греховности и смертности, то это было бы несогласно с Божиим правосудием, которое не может допустить, чтобы все люди были грешными и смертными лишь оттого, что согрешил и стал смертным их праотец, без личного их участия и согласия. Но мы проявляем себя потомками Адама, то есть всеведущий Бог предвидел, что воля каждого из нас будет подобна воле Адама и что каждый из нас согрешит, как и Адам. Это подтверждают и слова христоносного апостола: φ πντες μαρτον ­ «поскольку, потому что, ибо» все согрешили. Оттого-то, по словам блаженного Феодорита, каждый из нас подлежит смерти не за грех праотца, а за свой собственный грех. А святой Иустин Философ говорит: «Род человеческий от Адама подпал под власть смерти и прельщения от змия по той причине, что каждый человек творил зло». В соответствии С этим смерть, происшедшая и унаследованная от греха Адама, простирается на всех потомков Адама еще и по причине их личных грехов, которые Бог от вечности предвидел в Своем всеведении.    На генетическую и причинную зависимость всеобщей греховности потомков Адама от греха Адама указывает святой апостол, сравнивая Адама и Господа Иисуса Христа. Как Господь Иисус Христос — Источник правды, оправдания, жизни и воскресения, так Адам — источник греха, осуждения и смерти: якоже единаго прегрешением во вся человеки вниде осуждение (ατριμα), такожде и единаго оправданием во вся человеки вниде оправдание жизни (διαωσιν ζως).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Более того, христианство самим фактом своего существования способствовало распространению идеи единства человечества. Ведь, возникнув на Востоке, в Палестине, христианство становится по преимуществу религией Запада и тем самым объединяет мировой исторический процесс в единое целое. Неся весть о Христе всем народам, уча все народы Слову Божьему, согласно последней заповеди Христа, первые христиане несли во все концы мира Его учение, объединяя тем самым представителей разных народов. Одним из центральных постулатов христианства является также мысль об онтологической поврежденности человеческой природы вследствие грехопадения и разобщенности всех составляющих элементов человека: тела, души и духа. Вследствие этого основная задача Мессии, Искупителя понимается как восстановление связи между человеком и Богом, утраченной Адамом и Евой вследствие грехопадения, восстановление первоначального образа Божьего в человеке. Грех – вот то, что разделяло долгие годы Творца и его творение и препятствовало восстановлению этой связи. Греховность человека не позволяла самостоятельными усилиями закрыть зияющую пропасть. Лишь только одно Божественное вмешательство могло помочь делу. Восстановить связь мог только Господь через прощение всех грехов человечества. Но прощение не могло произойти само по себе. Должен был быть кто-то, кто бы искупил грех . Этим кем-то и стал Иисус (с евр. «Йешуа» – Спаситель) Христос (с греч. «помазанник») – Сын Божий, онтологически соединивший в Себе Самом Божественную и человеческую природу. Бог во Христе примирил с Собою мир, не вменяя людям преступлений их, и дал нам слово примирения. 70 Бог из-за огромной любви к человечеству решил пожертвовать жизнью своего единственного Сына для решения стоящей задачи. В Евангелии от Иоанна записаны удивительно трогательные слова: Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына своего единородного, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную. Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир был спасен через Него. Верующий в Него не судится, а не верующий уже осужден, потому что не уверовал во имя Сына Божия. 71 § 2. Христианское учение о блаженстве

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Более христоцентричное истолкование предлагает Блаженный Августин : «Бог явился вновь Аврааму возле дуба Мамре в виде трех мужей, которые, вне сомнения, были Ангелами, хотя некоторые полагают, будто один из них был Христос, и утверждают, что Он был видимым до того, как явился во плоти. Вопрос относится к могуществу божественного, невидимого, бестелесного, непередаваемого по природе; к способности, не меняя сколь-либо своей сущности, являться даже смертным не как есть, а в одухотворенном образе чего бы то ни было. Доказывая, что один из этих трех был Христос, основываются на том, что, хотя Авраам видел Троих, к Богу он обращался в единственном числе» . И действительно, Бог творит мир и собеседует со Своими избранными от сотворения мира в Сыне Своем как в Логосе – Слове. И православная икона именно так и изображает собеседование Христа – Логоса с Адамом и Евою в Раю, собеседования Господа с Авраамом и Моисеем (которые Логосом – Христом созерцали тайны будущего). К сему-то спасению относились изыскания и исследования пророков, которые предсказывали о назначенной вам благодати, исследуя, на которое и на какое время указывал сущий в них Дух Христов, когда Он предвозвещал... (1 Пет. 1, 1–11). Необъяснимые и таинственные действия! Далее он (Авраам) обращается к Ангелам, как к трем путникам (человекам) и предлагает: И принесут немного воды, и омоют ноги ваши; и отдохните под сим деревом, а я принесу хлеба, и вы подкрепите сердца ваши; потом пойдите [в путь свой]; так как вы идете мимо раба вашего. Они сказали: сделай так, как говоришь (Быт. 18, 4–5). Праведники, в отличие от нечестивых, обещают мало, но всегда делают много Авраам говорит: а я принесу хлеба, и вы подкрепите сердца ваши , но в результате устраивает, по понятиям того времени, настоящий пир. И дело не в том, что хлеб – эвфемизм различных видов пищи, а в том, что праведники, в отличие от нечестивых, обещают мало, но всегда делают много. В то время как нечестивые много обещают, но почти ничего не делают. Ангелы не возражают, говоря : сделай так, как говоришь , таким образом, научая и нас считаться с обычаями тех или иных людей в их местности. Особенно это необходимо тогда, когда понятийный аппарат других людей отличается от нашего. Так, например, святитель Иоанн Златоуст писал о миссионерских приемах в диалоге с нехристианами:

http://pravoslavie.ru/105974.html

Будет называться женою – «иша», взятая от мужа – «иш». Эти слова рифмуются! Действительно, это чувство восторга, это как Божий дар! Ему Господь послал жену, и он счастлив. Поэтому в нормальных взаимоотношениях счастливых супругов мы как бы ощущаем благоухание – это аромат Эдемского Сада. Слова: «Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут [два] одна плоть» ( Быт. 2:24 ), сказаны не Адамом , а уже Господом. Читаем: «Он (то есть Сын Божий, – О. С.) сказал им в ответ: не читали ли вы, что Сотворивший вначале мужчину и женщину сотворил их? И сказал: посему оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью, так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает» ( Мф. 19:4–6 ). Слова «и будут [два] одна плоть» означают, что плод создается при участии обоих родителей, и отца, и матери. Третий же – Сам Господь, без воли Которого зачатие не сможет состояться (см.: Быт. 16:2 ; 1Цар. 2:20 ). И сказано: « И были оба наги, Адам и жена его, и не стыдились » ( Быт. 2:25 ). Некоторые святые отцы говорят, что они не были нагие, ведь потом им делали кожаные ризы. И отцы высказывают мнение, что они одевались «светом, яко ризою». Созданные по образу и подобию Божию, они были не совсем нагие, а, возможно, одетые «светом, яко ризою». Сказано: «… одеваешься светом, как ризою…» ( Пс. 103:2 ). Человек, еще не потерявший в грехопадении подобие Богу, мог быть по благодати как Бог, Источник высшего света. С другой стороны, как маленькие дети не стыдятся своей наготы, будучи бесстрастными к ней, так и наши прародители Адам и Ева до грехопадения могли быть нечувственными к наготе. «И были, сказано, оба наги, и не стыдились. Доколе не совершился грех и преслушание, они были облечены вышнею славою, потому и не стыдились; после же нарушения заповеди пришли и стыд, и сознание наготы» 67 . «Не потому написано: И оба были наги и не стыдились, что им не была известна их нагота, но потому, что нагота еще не была гнусной, ибо вожделение еще не приводило в движение известные члены вопреки воле и плоть еще не явила свидетельства неповиновения человека» 68 .

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Буквально – нет, но по сути именно о крещении там и говорится. Ведь это только в славянских языках «крещение» созвучно со словом «крест», а в греческом (опять же, оригинальном языке Евангелия) крещение – βπτισμα – значит «погружение в воду». В беседе с Никодимом Господь Иисус Христос излагает самый смысл крещения: это рождение свыше. Когда Никодим не понимает и переспрашивает: Как может человек родиться, будучи стар? неужели может он в другой раз войти в утробу матери своей и родиться? – Христос отвечает теми словами, которые мы уже привели: Истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие (Ин 3: 3-7). Но, чтобы родиться заново, нужно сначала умереть… Разве нет? Крещение, согласно апостолу Павлу, – это и есть переживание смерти и рождения, по подобию смерти и воскресения Господа Иисуса Христа. Неужели не знаете, что все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились? – пишет он в Послании к Римлянам.– Мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни. Ибо если мы соединены с Ним подобием смерти Его, то должны быть соединены и подобием воскресения … Если же мы умерли со Христом, то веруем, что и жить будем с Ним (Рим 6: 3-5, 8). Конечно, в крещальной купели человек не умирает и не воскресает телесно – речь идет не о биологической смерти и не о физической реанимации. Но речь не идет и о каких-то условных, символических вещах или художественных метафорах. Все, что происходит в таинстве, происходит реально, но касается в первую очередь духовной стороны личности. Из крещальных вод человек выходит возрожденным духовно: он готов заново начать свой духовный жизненный путь, происходит что-то вроде духовной «перезагрузки». Крещение Руси. В.И. Навозов В любом таинстве – и в крещении первом из них – человек встречается с действием Бога, которое христиане называют благодатью, благим даром. В крещении это благодатное действие Божие заключается в том, что человек освобождается от рабства греховным наклонностям, от «дурной наследственности», полученной от Адама. Теперь он в силах сопротивляться греховным привычкам и влечениям, ведь отныне у него новое родство – уже не с ветхим Адамом, а с новым, с Богочеловеком Иисусом Христом. Крещеный человек становится членом Церкви – сообщества верующих во Христа, которое апостол Павел называет телом Христовым. Таким образом он соединяется со Христом – Сыном Человеческим, а поскольку Христос одновременно Сын Божий, то и крестившийся человек усыновляется Богу Отцу и становится способным жить единой с Ним жизнью – той самой, вечной и радостной жизнью Царствия Небесного. Отныне он уже не просто творение Божие, а Его родной сын или родная дочь – и потому все, что есть у Отца, принадлежит и ему, и ей.

http://foma.ru/kak-hristiane-objasnjajut...

Был уже ей шестой месяц, и вот Иосиф возвратился от плотничных работ своих, и вшедши в дом свой, заметил ее имеющей во чреве. И ударил себя в лицо и пал на вретище долу и горько плакал, говоря: каким лицом буду я взирать к Господу Богу моему, как буду молиться о сей отроковице, ибо я принял ее из храма Господня девой и не соблюл? Кто уловил меня (коварством), кто сделал это зло в доме моем и опорочил деву? Не повторилось ли со мной то, что было с Адамом ? Ибо как в тот час, когда Адам занимался славословием своим, пришел змий и застал Еву одну и прельстил, так случилось и со мной. И встал Иосиф от вретища и призвал Мариам и сказал ей: удостоенная попечения Божия, что это ты сделала и забыла Господа Бога твоего? Для чего ты уничижила душу твою, ты, которая воспиталась во Святом Святых и принимала пищу от руки Ангела? Она же горько заплакала и сказала, что я чиста и не знаю мужа. И сказал ей Иосиф: откуда же имеющееся во чреве твоем? Она же сказала: жив Господь Бог мой, что я не знаю, откуда это у меня. XIV И весьма убоялся Иосиф, и успокоен был он нее, и размышлял о том, как поступить с ней. И сказал Иосиф: если я скрою грех ее, то окажусь противником закону Господню, а если объявлю о ней сынам Израилевым, боюсь, может быть, обретающееся в ней есть свято, и я сделаюсь предающим неповинную кровь на осуждение смерти. Итак, что мне сделать с ней? Отпущу ее от себя тайно 36 . И застигла его ночь. И вот Ангел Господень является ему во сне и говорит: не страшись за отроковицу сию; ибо находящееся в ней есть от Святого Духа, родит Сына, и ты дашь Ему имя Иисус. Ибо Он спасет народ свой от грехов. И восстал Иосиф от сна и прославил Бога Израилева, давшего ему сию благодать, и сохранял ее. XV Тогда пришел к нему Анна книжник и сказал ему: почему ты не явился в наше собрание? И отвечал ему Иосиф: потому, что я утомился от пути и захотел отдохнуть первый день (в доме своем). И обратился Анна и увидел Мариам беременную. И побежал к священнику 37 и сказал ему: Иосиф, о котором ты свидетельствуешь (что он праведен), поступил весьма беззаконно.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/pamjat...

Бытописатель под первосозданным мужем и женою, о которых говорит в 1-ой главе, разумел не кого-либо иного, как только Адама и Еву, это становится прежде всего несомненным и очевидным из сличения его рассказа в 1-ой главе о создании мужа и жены с рассказом во 2-ой главе о создании Адама и Евы, так как последний в отношении к первому составляет только пополнение или более подробное уяснение, но ничуть не изображение какого-либо нового особенного творения, все равно как указания во 2-й же главе на создание неба и земли и растений ( Быт.2:4–5 ) содержат в себе только повторение сказанного в главе 1-ой, но ничуть не изображение какого-либо нового творения неба, земли и растений. Кроме того, Адам и Ева, о которых начинается речь во 2-ой главе, так изображаются, как первосозданные муж и жена, ни прежде которых, ни современно с которыми не было еще ни одного человека на земле. Такой именно смысл имеют замечания у Бытописателя перед описанием создания Адамова, что «не было человека для возделывания земли» ( Быт.2:5 ), и после изображения обозревания Адамом всех животных и наречения им имен, что «для человека не нашлось помощника, подобного ему» ( Быт.2:20 ), а также указание на то, что Адам потому назвал свою жену Евою (жизнью), что «она стала материю всех живущих» ( Быт.3:20 ). В пятой же главе, что весьма важно, Бытописатель совершенно ясно и прямо отождествляет Адама и Еву с тем первосозданным человеком, о котором у него речь в 1-ой главе и которого здесь называет только общим именем человека, не прилагая к нему другого частного или особенного имени. Так, он говорит: «Вот родословие Адама, когда Бог сотворил человека, по подобию Божию создал его, мужчину и женщину сотворил, и благословил их, и нарек им имя: человек, в день сотворения их» ( Быт.5:1–2 ). Здесь, что не трудно сразу видеть, с лицом Адама и подразумеваемой его женой внутренне и нераздельно соединяются те самые черты, под которыми изображен первосозданный человек в 1-ой главе Бытия, а именно, что он создан был по подобию Божию, и создан в виде двух родовых человеческих индивидуумов, мужчины и женщины, с получением благословения Божия, конечно, на возрастание и умножение человеческого рода.

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Malev...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010