Нераздельно соединив в Своем Лице воспринятое человечество с Божеством, Христос Спаситель положил основание теснейшему единению между Богом и человечеством уже в силу этого самого факта. В Лице Христа Спасителя Божеская и человеческая природы соединившсь так тесно, внутренне, неразрывно-органически, как это только возможно, – эти природы составили в Нем одно нераздельное Лицо. Чрез такое соединение человеческая природа освятилась, сделалась близкою, собственною для Бога. Отсюда между Богом и человеческими личностями, которые по существу суть не что иное, как индивидуализированная в конкретных представителях человеческого типа единая общечеловеческая природа, сделалась возможною такая же тесная связь личного общения, какая была между Богом Отцом и Иисусом Христом 210 . Приняв в соединение с Божественною природою человеческое естество, Сын Божий тем самым удаленную от Бога природу человеческую привел не только в теснейшее общение, но и в единство с Богом; приняв человеческую природу в общение с Божеством, Христос не только восстановил человеческий род, но и «обожил» эту природу. Таким образом, в Лице Христа Спасителя фактически осуществилось воссоединение Божества и человечества, совершилось на самом деле, в живой действительности, новое творение природы человеческой. Следовательно, в самом Лице Богочеловека, в самом Его явлении, в человеческой истории уже совершилось в принципе все дело воссоединения с Богом отторгшегося от Него человечества. « Бог, богатый милостью, по своей великой любви, которою возлюбил нас, нас, мертвых по преступлениям, оживотворил со Христом, – благодатью вы спасены, – и воскресил с Ним и посадил на небесах во Христе Иисусе» 211 . Основание такого теснейшего единения людей с Богом заключается именно в Богочеловеке, Который является посредником между Богом и человечеством ( μεστι’της Θεο κα νθρω’πον 212 ), в качестве не только « первенца» 213 , но именно « главы» 214 нового, созданного им человечества 215 . С этой точки зрения уясняется и смысл проводимой у Ап. Павла параллели между Адамом и Христом, последним Адамом ( ο ’σχατος Αδα’ν 216 30), «первым» и «вторым» человеком 217 .

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Zarin/a...

Падением человека все пришло в смятение, повредилась природа человеческая, отверзся ад, заключился Рай, земля подверглась проклятию, явились тление и смерть. Проклятие земли за грех Адама указывает на одну из тайн творения. В поражении невинной твари проявилась некая духовная взаимосвязь между земной природой и природой Адама. Как телом царствует душа, так Адам был поставлен царствовать над землею. И как Дух Божий изначально царствовал в его душе, так и Адам, пока был совершенно послушен Богу, царствовал над прекрасным и благоустроенным земным творением, и животные были послушны ему. Грехом душа Адама отлучилась от Бога и с этого момента была предоставлена сама себе. И тотчас Адам утратил свое благоустроение, разделился, вступил во множество противоречий внутри себя. То же происходит и с землею. Ее проклятие выразилось в том, что вся природа возмутилась внутри себя и против Адама. Явились зной и холод, земля произрастила Адаму тернии и волчцы. Животные, птицы, рыбы - вступили в непримиримую " борьбу за существование " , явилась смерть, полилась кровь. Таким образом, как Адам по грехопадении умер душою, так и земля умерла Адамом. Богоотступничество, богопротивление, становится неотъемлемым качеством человеческой природы. Это состояние противоестественно для человека и не могло быть увековечено. Отец посылает Единородного Сына Своего вернуть утраченное наследие. Апостол Павел пишет: " Ныне же еще не видим, чтобы все было ему покорено; но видим, что за претерпение смерти увенчан славою и честью Иисус, Который не много был унижен пред Ангелами, дабы Ему, по благодати Божией, вкусить смерть за всех " (Евр. 2:8,9). Бог Сын, воплотившись по человечеству, совершил Собою очищение грехов и, будучи в человеческой плоти, вернул предназначенное от начала человеку, но утраченное Адамом наследство. " Ибо Христос для того и умер, и воскрес, и ожил, чтобы владычествовать и над мертвыми и над живыми " (Рим.14:9). Также в другом послании апостол учит, что тайна пришествия Христа во плоти " в устроении полноты времен, дабы все небесное и земное соединить под главою Христом " (Еф.1:10). Посему и поставлен Отцом наследником всего, как и Сам Христос сказал по Воскресении: " Дадеся Ми всяка власть на небеси и на земли " (Мф. 28, 8). Святые отцы называют это событие как бы вторым творением мира.

http://ruskline.ru/analitika/2008/04/21/...

Подобно и первосвященники с книжниками и старейшинами и фарисеями, насмехаясь, говорили: других спасал, а Себя Самого не может спасти; если Он Царь Израилев, пусть теперь сойдет с креста, и уверуем в Него; уповал на Бога; пусть теперь избавит Его, если Он угоден Ему. Ибо Он сказал: Я Божий Сын » ( Мф.27:40-43 ). И самое удивительное, что тем самым враги Его, сами того не желая, полностью, дословно повторили предсказание о том, что скажут враги Мессии, когда будут Его осмеивать, когда увидят Его распятым. Они не хотели этого, но исполнили пророчество. Действительно, с Крестом Господним сбылось множество пророчеств. Вот почему Господь был именно распят на Кресте? Потому что на Кресте Он висел в воздухе. Воздух – это область князя тьмы. Он разрушил область князя тьмы. Он пролил Кровь, а без пролития крови не бывает прощения. И эта Кровь смыла грехи людей, их прародителей. У Него руки были пронзены, чтобы исцелить протянутую руку Евы, которая с Адамом вместе протянула руку к дереву познания. И ноги были пронзены, чтобы исцелить ноги, которые убегали от Бога. Помните, Ева с Адамом прятались в кустах от Бога. И многие другие люди убегали от Бога. Вот вы разве не убегали от Бога? Долго-долго бежали, бежали, пока Бог не настиг. Вот, чтобы эти ноги исцелить, чтобы люди больше не убегали от Него, у Христа были пронзены ноги. Таким образом, и на Кресте Он продолжал спасать людей. Один из разбойников хулил Его, а другой увещевал хулителя и говорил: «Или ты не боишься Бога, когда и сам осужден на то же? и мы осуждены справедливо, потому что достойное по делам нашим приняли, а Он ничего худого не сделал » ( Лк.23:40-41 ). И потом обратился к Иисусу и сказал: «Помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое! » ( Лк.23:42 ). Христос ему сказал: «Истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю » ( Лк.23:43 ). Уголовник, бандит, насильник, вор вошел в рай первым из всех людей, представляете, первым! Не праведник, не Авраам, не Моисей, а разбойник покаявшийся. Это и нам сказано в пример о том, что Господь принимает покаяние любого человека, лишь бы он пришел к Нему.

http://azbyka.ru/katehizacija/pyat-oglas...

Со словами Псалмопевца о “потоке сладостей” бесспорно связано еще одно, весьма символичное ветхозаветное событие — чудо с источником горьких вод в Мерре. В начале долгих своих странствий евреи, предводимые Моисеем, вступили в пустыню Сур. Три дня шли они здесь, мучимые жаждой. “Пришли в Мерру — и не могли пить воды в Мерре, ибо она была горька, почему и наречено тому месту имя: Мерра [Горечь]. И возроптал народ на Моисея, говоря: что нам пить? Моисей возопил к Господу, и Господь показал ему дерево, и он бросил его в воду, и вода сделалась сладкою” (Исх 15:23–25). Этот краткий библейский рассказ, свидетельствующий об одном из чудес, совершенных Богом для Своего народа в пустыне, имеет, по убеждению Святых Отцов, глубокий символический смысл. Например, свт. Григорий Нисский учит: “Слы­ша о древе Мерры, конечно, будешь разуметь Крест…” 11 Как некогда воды горького источника Мерры сделались сладкими благодаря брошенному в них дереву, так и горечь греха упраздняется Древом Креста, сменяясь — с пришествием Мессии — богопричастностью жизни во Христе. Богопричастность же эта достигается человеком именно через приобщение его к Церковным Таинствам Крещения и Евхаристии — иначе говоря, тем живительным источникам воды и крови, что истекают из прободенного на Кресте тела Спасителя — Иисуса Сладчайшего. Весь долгий и чаще всего печальный рассказ об эпохе людской богооставленности, содержащийся в истории Ветхого Завета, как бы отмечен, “ограничен” — равно и в начале и в конце — стволами двух древ: древа познания добра и зла и Древа Крестного. Безраздельная власть греха, возобладавшего над “ветхим” Адамом через первое древо, преодолевается на втором Древе Новым — небесным — Адамом. И тем яснее зрится подлинная значимость библейского эпизода с горьким источником Мерры, символизирующим то горестное и поистине горькое состояние скорби и греха, что овладело некогда всем человечеством. Но в народе Божием, хорошо помнившем о том моисеевом чуде, всегда жила надежда на то, что эти “горькие” воды духовных источников, “отравленных” непослушанием первого Адама, способны обратиться в тот самый “поток сладостей”, о котором вдохновенно пел Псалмопевец…

http://pravmir.ru/voda-zhivaya-opyt-isto...

Со словами Псалмопевца о «потоке сладостей» бесспорно связано еще одно, весьма символичное ветхозаветное событие – чудо с источником горьких вод в Мерре. В начале долгих своих странствий евреи, предводимые Моисеем, вступили в пустыню Сур. Три дня шли они здесь, мучимые жаждой. «Пришли в Мерру – и не могли пить воды в Мерре, ибо она была горька, почему и наречено тому месту имя: Мерра [Горечь]. И возроптал народ на Моисея, говоря: что нам пить? Моисей возопил к Господу, и Господь показал ему дерево, и он бросил его в воду, и вода сделалась сладкою» ( Исх 15:23–25 ). Этот краткий библейский рассказ, свидетельствующий об одном из чудес, совершенных Богом для Своего народа в пустыне, имеет, по убеждению Святых Отцов, глубокий символический смысл. Например, свт. Григорий Нисский учит: «Слыша о древе Мерры, конечно, будешь разуметь Крест…» 11 Как некогда воды горького источника Мерры сделались сладкими благодаря брошенному в них дереву, так и горечь греха упраздняется Древом Креста, сменяясь – с пришествием Мессии – богопричастностью жизни во Христе. Богопричастность же эта достигается человеком именно через приобщение его к Церковным Таинствам Крещения и Евхаристии – иначе говоря, тем живительным источникам воды и крови, что истекают из прободенного на Кресте тела Спасителя – Иисуса Сладчайшего. Весь долгий и чаще всего печальный рассказ об эпохе людской богооставленности, содержащийся в истории Ветхого Завета, как бы отмечен, «ограничен» – равно и в начале и в конце – стволами двух древ: древа познания добра и зла и Древа Крестного. Безраздельная власть греха, возобладавшего над «ветхим» Адамом через первое древо, преодолевается на втором Древе Новым – небесным – Адамом. И тем яснее зрится подлинная значимость библейского эпизода с горьким источником Мерры, символизирующим то горестное и поистине горькое состояние скорби и греха, что овладело некогда всем человечеством. Но в народе Божием, хорошо помнившем о том моисеевом чуде, всегда жила надежда на то, что эти «горькие» воды духовных источников, «отравленных» непослушанием первого Адама, способны обратиться в тот самый «поток сладостей», о котором вдохновенно пел Псалмопевец…

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Malkov/vo...

Через грех смерть вошла в мир Рим. 5, 12 : «одним человеком грех вошёл в мир и грехом смерть», и все люди должны умирать только всдедствие того, что они все согрешили: «смерть перешла во всех человеков, потому что в нём все согрешили». Связь греха и смерти настолько тесна, что там, где мы видим опустошительное действие смерти, мы должны заключить о присутствии греха, если, даже мы не видим самого греха. При Адаме грех был явным. так как было преступление данной божественной заповеди, таким был грех и после дарования закона Моисеева, но в промежуток (между Адамом и Моисеем) греха не было. Люди, жившие в промежуток времени между Адамом и Моисеем, не грешили по подобию Адама, о чём говорится в Рим. 5, 14 в выражении «несогрешившие подобно преступлению Адама». И, однако «смерть царствовала от Адама до Моисея». Это господство смерти должно служить доказательством того, что утверждалось в 13 ст., именно, что «и до закона грех был в мире». Если бы не было греха, не было бы и смерти и очевидно вместо смерти совершилось бы облечение «в световую материю» и последовало бы безболезненное уничтожение плотского тела в световой телесности, на которую Ап.Павел надеется ( 1Кор. 15, 51 и след.) для себя и для всех избавленных от власти греха через Христа. Смерть есть конец этого богопротивного, греховного развития человека в плоти. Первым своим грехом он открыл демонским силам дверь в плоть, в ту область, которая ему здесь на земле отдана, как его непосредственнейшее царство и собственность в теснейшем смысле. Или мы можем также сказать: с грехопадением человек ниспал в среду падших духов. к ним он принадлежал теперь по закону и праву, имеющим значение в мире духов, подобно тому, как по закону тяжести газы одинаковой специфической тяжести поднимаются как можно выше или опускаются в более глубокие и низкие воздушный сферы, если они делаются более тяжёлыми. Этот взгляд проглядывает у Ап.Павла в 1Тим. 3, 6 , где он предостерегает ставить в епископа новообращённого: «епископ не должен быть из новообращённых, чтобы не возгордился и не подпал осуждению с дьяволом ».

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/psiholo...

Чтобы восстановить эту разрушенную связь, вновь открыть людям дорогу в Царствие Небесное, к уготованной ему изначально небесной славе – Сам Бог сошел на землю и стал Человеком, став новым Адамом и соединив в Себе, возглавив Собой все человечество. Ветхий, то есть старый, прежний Адам пал через ослушание, лишив этим бессмертия и общения с Богом всех своих потомков – и потому новый Адам должен был быть во всем противоположен ветхому. Он не лишает, но возвращает человечеству и Бога, и бессмертие в Нем – будучи верен до конца. Как сказал об этом святой апостол Павел, разъясняя духовным чадам суть пришествия Спасителя на землю: Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу; но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек; смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной. Посему и Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени, дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних, и всякий язык исповедал, что Господь Иисус Христос в славу Бога Отца ( Флп.2:6-11 ). В этом смысле Преображение Богочеловека – это восстановление послушания Богу, подлинной жизни с Богом через подлинное послушание Ему, так же, как некогда человечество пало через ослушание. «Великую добродетель, начало всех добродетелей, утраченную Адамом на Небе, добродетель послушания Богу принес Богочеловек с Неба на землю к людям, томившимся в гибели, вызванной преслушанием Бога», – пишет об этом святитель Игнатий Брянчанинов. Об этой стороне событий Преображения – праздника великой славы и великого же послушания – говорят и многие другие святые. Вот что, например, пишет об этом святитель Иоанн Максимович : «Образ и подобие Божии, по которым были сотворены наши прародители, полностью отражались в них до грехопадения. Грех же нарушил одно и другое, хотя не совершенно лишив их человека. Остался в человеке ум и все прочее, что являлось образом Божиим, но для развития их надо употребить большие усилия, которыми лишь в малой степени достигается то, что вначале получили прародители полностью.

http://azbyka.ru/propovedi/slova-na-dvun...

1472 Другое учение – реформаторов, которые впадают в противоположную крайность, слишком преувеличивая в нас следствия первородного греха: по этому учению, прародительский грех совершенно уничтожил в человеке свободу, образ Божий и все духовные силы, так что самая природа человека сделалась грехом, все, что ни желает, что ни делает человек, есть грех, самые добродетели его есть грехи, и он решительно не способен ни к чему доброму. 1473 Первое из указанных ложных мнений Православная Церковь отвергает своим учением о действительности в нас первородного греха со всеми его последствиями (т.е. первородный грех понимаемый в обширном смысле); последнее – отвергает своим учением о следствиях. § 92. Действительность первородного греха, его всеобщность и способ распространения. Прародительский грех, учит Православная Церковь , со своими следствиями распространился от Адама и Евы на всех их потомков путем их естественного рождения, и следовательно, несомненно существует. 1). Это учение имеет твердые основания в Священном Писании. Относящиеся сюда места Писания можно подразделить на два класса: одни выражают преимущественно мысль о действительности и всеобщности первородного греха в людях; а другие преимущественно мысль о действительности и способе его распространения. Из мест первого рода : 1 .1. Самое главное и ясное находится в пятой главе послания святого апостола Павла к Римлянам. Делая здесь сравнение между Адамом и Господом Иисусом Христом по отношению к роду человеческому, Апостол пишет между прочим: как одним человеком грех вошел в мир, и грехом смерть, так и смерть перешла на всех человеков, потому что в нем все согрешили (12). Ибо если преступление одного подверглись смерти многие, то тем более благодать Божия и дар по благодати одного Человека Иисуса Христа, переизбыточествует для многих (15). Ибо если преступлением одного смерть царствовала посредством одного, то тем более приемлющие обилие благодати и дар праведности будут царствовать в жизни посредством единого Иисуса Христа.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

15:47—49). И опять: «Христос искупил нас от клятвы закона, сделавшись за нас клятвою» (Гал. 3:13). «Смирил Себя», как написано (Флп. 2:8), и добровольно снизошел до всего того, что есть в нас, Единородный — Слово Божие, не для того чтобы вместе с нами быть в подданстве царству смерти, так как бы и на Него Адам перенес смертность (ибо Он Сам есть все оживотворяющий), но для того чтобы, явив вид подчиненным тлению, перевести его к жизни. Поэтому-то Он и «стало плотию» (Ин. 1:14). Так и премудрый Павел пишет: «Ибо, как смерть через человека, так через человека и воскресение мертвых. Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут» (1 Кор.15:21—22). Ибо неразумно было бы думать, что земнородный и простой человек Адам силу положенного на него проклятия, как бы какое наследство, естественно переходящее, распространил на весь род; а Тот, Который свыше и с небеси, Который есть Бог по естеству, Еммануил, восприявший на Себя подобие нам и соделавшийся для нас вторым Адамом, в свою очередь, не соделал в избытке причастными Его жизни тех, которые захотели бы приобщиться к родству с Ним по вере. Мы соделались сотелесниками Его чрез таинственное благословение. Соединены мы с Ним и иным способом, поелику соделались общниками Божественного естества Его чрез Духа: ибо Он обитает в душах святых, и как блаженный Иоанн говорит: «А что Он пребывает в нас, узнаём по духу, который Он дал нам» (1 Ин. 3:24). Итак, Он Сам есть жизнь наша, Сам и оправдание. Написано также еще: «Посему, как преступлением одного всем человекам осуждение, так правдою одного всем человекам оправдание к жизни» (Рим. 5:18). И еще: «Ибо, как непослушанием одного человека сделались многие грешными, так и послушанием одного сделаются праведными многие» (Рим.5:19). Итак, ясно, что и в первом Адаме прообразуемо было тогда таинство Христа, не во всем сходные черты образа сохраняющее, но различные и даже противоположные. Именно тот был для рода человеческого началом к смерти, проклятию и осуждению; а Сей — ко всему противоположному: к жизни, благословению и оправданию.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

172). Взятие Еноха на небо по весьма кратковременной относительно жизни за то, что угодил Богу, было в высшей степени знаменательное для древнего мира явление, в котором ему осязательно давалось понятие о блаженной жизни за гробом, и сама жизнь, считавшаяся столь драгоценною праотцами, что долгие дни считались благословением, отодвигалась на второй план. Быт. 5:25 Мафусал жил сто восемьдесят семь лет и родил Ламеха. Ламех – муж сильный. Быт. 5:26 По рождении Ламеха Мафусал жил семьсот восемьдесят два года и родил сынов и дочерей. Быт. 5 Всех же дней Мафусала было девятьсот шестьдесят девять лет; и он умер. Быт. 5:28 Ламех жил сто восемьдесят два года и родил сына, Быт. 5:29 и нарек ему имя: Ной, сказав: он утешит нас в работе нашей и в трудах рук наших при возделывании земли, которую проклял Господь [Бог]. Ной, или Ноа в переводе Семидесяти толковников, значит успокоитель, а по смыслу еврейского текста значит утешитель. Нет сомнения, что Ламех пророческим предвидением нарекает имя сыну своему, предусматривая в нём праведника, от которого он ожидал отрады для земли, отягчённой в это время более, чем когда-либо (см. следующую главу), преступлениями и развратом. В наречении этого имени проглядывала, вероятно, также та святая надежда на Обещанного, которая передана была праотцем Адамом роду своему. Совершенно неуместно толкование евреев, которые полагали, что в словах «он утешит нас в работе нашей и в трудах рук наших при возделывании земли, которую проклял Господь Бог» надобно видеть изобретение плуга. Быт. 5:30 И жил Ламех по рождении Ноя пятьсот девяносто пять лет и родил сынов и дочерей. Быт. 5 Всех же дней Ламеха было семьсот семьдесят семь лет; и он умер. Быт. 5:32 Ною было пятьсот лет и родил Ной [трех сынов]: Сима, Хама и Иафета. Ной есть лицо, оставившее по себе глубокие следы в памяти всех народов: он и Янус, и Ксисутрус, и Сатурн древних, и Тецпи, или Кохкох, мексиканцев, как увидим ниже, когда будет речь о потопе. «Но я радуюсь теперь, говорит Моисей Хоренский, начиная свой рассказ по указаниям Берозовской Сивиллы: «Прежде столпотворения, говорит она, и размножения говора человеческого языка, и после плавания Ксисутра в Армении Зруан, Титан и Иапетост являются владыками земли.!! По разделении ими между собой всей вселенной под своё владычество Зруан, усилившись, державствует над прочими.!! (Ист.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010