Таким образом искание епископства, по словам Любопытного, предпринято было Вышатиным по убеждению старейшин беспоповского согласия и он, конечно, искал в Палестине и на пути туда епископа «древлеправославного»; а так как Любопытный о смерти Вышатина заметил, что она последовала в 1789 году в Палестине, после «долговременного» искания там хиротонии, то искание это надлежит считать если не предшествовавшим по времени сейчас изложенным попыткам ветковцев, то, по крайней мере, современным, и, во всяком случае, от сих последних независимым. Между тем автор «Очерков поповщины», основываясь на сказании Ионы Курносого, утверждает, что путешествие Вышатина для искания архиерейства предпринято после того, как поповцы «… испытали неудачу» в Яссах (следов., не раньше 1731 или начала 1732 года), и притом по взаимному согласию и избранию поповцев и беспоповцев, каковое соглашение между ними происходило в Стародубье (стр. 87–88). Но если Вышатин умер в 1732 году, как сказано и в «Очерках поповщины», и если перед этим, как здесь же опять говорится, он «… долго странствовал»; то, очевидно, никак не мог он предпринять путешествие для искания епископства после ясской неудачи ветковцев, случившейся в половине или даже в конце 1731 года, и еще после происходивших потом сношений и соглашений «ветковской поповщины, стародубской дьяконовщины и беспоповцев поморского согласия». Что касается этого соглашения, то если бы оно происходило действительно, и притом в Стародубье, да еще было «… истинным праздником для стародубцев», Иван Алексеев, как стародубский житель и современник события, не преминул бы, конечно, упомянуть о нем. Молчание же Алексеева дает новое основание усомниться в справедливости, или, по крайней мере, точности известия, сообщаемого Ионой Курносым, писателем более позднего времени. Правда, о посольстве Вышатина по взаимному соглашению на то поповцев и беспоповцев упоминается в записке, доставленной Андрею Иоаннову каким-то его приятелем («Полн. Истор. известие, ч 4, стр. 79); но этот последний ничего не говорит о самом времени, когда происходило соглашение и посольство, а только поставил известие о том вслед за известием об искании архиерейства в Яссах; притом же есть основание предполагать, что он следовал в настоящем случае указанию того же Ионы Курносого, в его «Истории о бегствующем на Керженце священства». О причинах, побудивших Вышатина предпринять искание архиерейства, см. у г. Нильского («Семейная жизнь в раск.» ч. 1, стр. 101–105). Сомнительно, впрочем, чтобы в предприятии Вышатина искренно принимали участие поморские старейшины и сам Андрей Денисов; не хотелось ли им скорее избавиться от Вышатина, горячего противника безбрачной жизни, поощряя его несбыточные надежды отыскать «древлеправославных» епископов и утверждая в намерении отправиться для этого в далекие и опасные странствия.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Subbot...

Поэтому, когда Мария Константиновна ушла первой, Константин Ефимович очень горевал – говорил, что его Там ждет Машенька... Понимаете, вот так просто – Там, у Бога, в Которого он верил и Кому служил всю жизнь, его давно ждут родители, Машенька, друзья и близкие. И в такие моменты мы затихали и подолгу молчали, потому что это был, пожалуй, самый важный урок профессора. Урок Любви и веры. Педагог по призванию Олег Викторович Стародубцев , доцент Сретенской духовной академии: – Во-первых, я учился у Константина Ефимовича, хотя и странно было бы это отмечать, так как кто же у него не учился, особенно в те времена, когда Московская духовная школа была чуть ли не единственной в России, не считая Питерской. Все, кто обучался в московских духовных школах, конечно, знают и особо чтят Константина Ефимовича! Все мы с любовью его вспоминаем. А мне – это во-вторых – еще и посчастливилось тесно работать с Константином Ефимовичем. Так как с возрастом ему уже тяжело было нести ту нагрузку, которую он на себя обычно брал – он десятилетиями, например, читал лекции по Патрологии в академии, но в последние годы он оставил за собой уже только предмет «Основы веры». Это вводный курс по Катехизису святителя Филарета Московского, который читается семинаристам при поступлении. И я лет 10 был ассистентом у Константина Ефимовича на секторе заочного обучения как раз по этому курсу. Константин Ефимович всегда с радостью шел к семинаристам, ему самому было как-то интересно общаться с новыми поколениями молодежи. Он живо интересовался, например, материалами и в нашем студенческом журнале МДА «Встреча». Он никогда не пропускал никакие экзамены, всегда придет, прочитает вводную лекцию, пообщается со студентами-заочниками, ему всегда было важно услышать своих собеседников, а потом уже – это такая долгая и, бывает, муторная история – сами экзамены уже принимал я один. Так как надо было входить в положение: человек в возрасте с утра читал лекции очникам, во второй половине дня – заочникам, – это всё, конечно, требует большой концентрации сил. Когда Константин Ефимович уходил из аудитории, я всегда говорил студентам: «Вот, уважаемые господа, это человек-легенда. Он помнит всё в академии еще со времен протоиерея Константина Ружицкого. Константин Ефимович уже не одно десятилетие добросовестно трудится как преподаватель, богослов, писатель – у него огромное количество работ», – как-то хотелось познакомить заочников и с его письменными трудами – это же такой кладезь святоотеческой мудрости!

http://pravoslavie.ru/143484.html

Василий Стародубцев, Борис Пуго, Геннадий Янаев и Олег Бакланов (слева направо) во время пресс-конференции членов ГКЧП 19 августа 1991 года. Фото: РИА «Новости» Иногда события августа 91-го трактуют как «победу над КПСС». Это неверно. 6-ю статью Конституции упразднили в марте 1990-го, партия утратила функцию «руководящей и направляющей». Симптоматично, что в состав ГКЧП не включили ни одного партийного деятеля. Даже активного секретаря ЦК Олега Шенина не пригласили в этот узкий круг, хотя он деятельно поддерживал начинания Комитета… В реальности власть от партийных органов к «советским» (а позже – «президентским) стала переходить, самое позднее, с осени 1989-го. Правда, вместо смены вертикали страна впала в смутное безвластие. Горбачеву не удалось оперативно сколотить дееспособную систему исполнительной власти. Страна стала облезлой и опасной Люди сразу почувствовали на себе плоды анархии: рост преступности, преумножение «горячих точек», обострение товарного дефицита… Страна стала облезлой и опасной, а самым ходовым народным определением сложившейся ситуации было краткое: «бардак». Сумятица в головах – первый признак смутного времени. Классической смуты. Честному обывателю непросто было понять даже тактическую перспективу. Отсюда – бессилие перед уголовщиной и политическими провокациями. Кровавые последствия тех провокаций длятся до сих пор… Беженцы из Нагорного Карабаха в южной приграничной зоне Армении. 1988 год. Фото: РИА «Новости» Просматривались два сценария выхода из кризиса. Либо – упразднение основ социализма и радикальные реформы с ориентацией на Запад, либо – «китайский» (или андроповский) путь. То есть – экономическая реформа на фоне политического «закручивания гаек» и укрепления централизованной власти. Горбачёв старался держаться срединного, взвешенного «царского пути». Был ли он организатором того явления, которое осталось в истории под кратким наименованием «путч»? Скорее всего, он подавал будущим членам ГКЧП двусмысленные знаки, надеялся укрепить власть, избавиться от сильного конкурента – Ельцина, при этом сохранив белые ризы «демократа».

http://pravmir.ru/sudba-avgusta/

Разрешение консистории было получено, и 12 декабря 1889 года она поручила составить проект собора и записку к нему Вятскому гражданскому архитектору В.М. Дружинину. В первой половине 1890 года проект был составлен и утвержден Строительным отделением губернского правления. За составление проекта В.М. Дружинину Уржумским купцом И.В. Бердинским было уплачено 100 рублей. В 1890-м году проект В.М. Дружинина был отправлен в духовную консисторию. После рассмотрения проекта последовало разрешение на строительство. Выдано оно было в декабре 1893 года за 14118. Для отвода места под строительство собора в мае 1894 года в Уржум приезжал архитектор В.М. Дружинин. Закладка собора была произведена 6 августа 1894 года. После чего начались строительные работы. Собор практически был выстроен на деньги верующих. Самое деятельное участие в постройке принимал лесопромышленник С.И. Стародубцев, который вложил в строительство большие денежные суммы. Как говорили его современники – старанием Стародубцева и был воздвигнут собор. Кирпич для строительства собора (самого высокого качества) заготовляли на Белой речке, покупали у крестьян. Белый камень, для украшения стен, возили из каменоломен на реке Нольке, невдалеке от Сернура (теперь это республика Марий-Эл) близь деревни Помашъял. Алебастр привозили из каменоломен, что находились невдалеке от деревни Красная гора на берегу Вятки. Известняк заготовляли у деревни Федькино. Купола храма были покрыты белой жестью и отливали серебром на солнце. Для того чтобы доставлять кирпич к строящимся стенам, по Буйской улице (ныне Чернышевского) были устроены поднимающиеся к стенам мостки, длиною с квартал. Лошадей с грузом кирпича по этим мосткам под уздцы вели возчики. Во время строительства В.М. Дружинин приезжал в Уржум каждое лето. Он был здесь в 1895, 1896, 1897 и 1898 годах. К концу 1899 года строительство собора было закончено, и для освидетельствования работ в Уржум 8 октября 1899 года приезжал губернский инженер Г.Е. Янчковский. Он «при почетных прихожанах» засвидетельствовал завершение работ, свидетельство передал в консисторию. При освидетельствовании присутствовали протоиерей Троицкого собора И.П. Мышкин, священник Е. Троицкий и дьякон Люстрицкий.

http://azbyka.ru/palomnik/Свято-Троицкий...

Архив Пн Культурно-просветительский центр «Книжная палата в Черниговском» г. Москвы и армянский музей «Тапан» начинают профессиональное сотрудничество 31 декабря 2023 г. 17:20 В продолжение состоявшегося 23 декабря 2023 года посещения Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия делегацией Ново-Нахичеванской и Российской епархии Армянской Апостольской Церкви достигнуто соглашение о начале в 2024 году постоянного сотрудничества между Культурно-просветительским центром «Книжная палата в Черниговском» и Музеем армянского церковного искусства «Тапан». Соответствующие переговоры провели директоры Книжной палаты и музея «Тапан» В.Ф. Стародубцев и Д. Багдасарян при участии старшего преподавателя кафедры церковно-практических дисциплин ОЦАД, сотрудника Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата С.Г. Алферова. Договоренность согласована с главой Ново-Нахичеванской и Российской епархии архиепископом Езрасом Нерсисяном и настоятелем Черниговского подворья в Москве, ректором ОЦАД, председателем Учебного комитета Русской Православной Церкви протоиереем Максимом Козловым . Данное взаимодействие планируется развивать в рамках программы многопрофильного сотрудничества Общецерковной аспирантуры и научно-образовательных организаций Ново-Нахичеванской епархии и Российской. В течение следующего года на обеих площадках будут поочередно проводиться разноформатные мероприятия, в том числе тематические круглые столы, лекции, семинары, концерты и мастер-классы. Презентация в Книжной палате первого совместного проекта — выставки произведений армянского церковного изобразительного искусства с лекцией, посвященной истории формирования храмовой архитектуры Армянской Апостольской Церкви, — намечена на февраль будущего года. Актуальная информация будет своевременно размещаться на официальных интернет-ресурсах Общецерковной аспирантуры и докторантуры , Книжной палаты в Черниговском , Ново-Нахичеванской и Российской епархии Армянской Апостольской Церкви, Молодежного союза этой епархии, Музея «Тапан» .

http://patriarchia.ru/db/text/6090626.ht...

Сподвижницей Стародубцева в деле проповедования ислама в Карелии и «расшевелении» будущего муфтия этой республики стала русская немка Фатима-Виктория Вебер. Ее история прихода к мусульманской вере достаточно оригинальна. Ислам она приняла во время «челночного» тура в Польшу, где ее бесплатно приютила мусульманская семья. В знак благодарности за гостеприимство Вебер приняла их веру и, вернувшись в Петрозаводск, стала искать себе мужа-мусульманина, желательно из арабов. В итоге вышла замуж за студента медицинского факультета местного университета Висама Али Бардвила, палестинца по национальности. В начале отношений разница в возрасте, а Бардвил оказался гораздо моложе своей жены, супругов не смущала. Благодаря жене дела Бардвила, плохо говорящего по-русски и отчисленного за неуспеваемость из университета, пошли в гору. Сначала он стал имамом местной мусульманской общины, а затем смог зарегистрировать ДУМ и провозгласил себя муфтием. Сама Вебер бросила учебу, родила Бардвилу несколько детей и погрузилась в мусульманскую общественную жизнь, активно отстаивая права мусульман, обличая русских националистов, певца Бориса Моисеева и журналистов-исламофобов. Особое место в деятельности четы Бардвилов занимали укрепление арабо-карельской дружбы и обличение Израиля, что вызывало негативную реакцию еврейской общины. Виктория Вебер выступала как лидер местной организации «Исламское просвещение», пресс-секретарь ДУМ Карелии и член президиума этого муфтията, а также главный редактор газеты «Прямой путь». На исламистских сайтах ее позиционировали как одну из самых ярких и активных «русских мусульманок», а ее брак с Бардвилом ставили в пример. Виктория Вебер особенно активно работала в среде «русских мусульман» и даже написала небольшую книгу с историями новообращенных «Русские в исламе» 265 . Идиллия закончилась в июне 2008 года, когда она получила от мужа смс-сообщение со словами: «Я даю тебе талак (развод)». Бардвил не шутил и вскоре действительно развелся с надоевшей Фатимой, взяв жены сразу двух молодых девушек 266 . В 2009 году он уволил бывшую супругу со всех многочисленных должностей и отказался платить алименты. Обиженная Вебер жаловалась единоверцам и даже написала письмо начальнику Бардвила – муфтию Равилю Гайнутдину.

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

Рецепты Успенского поста Итак, овощи, овощи и еще раз овощи. И, конечно же, яблоки и мед 15 августа, 2020 Итак, овощи, овощи и еще раз овощи. И, конечно же, яблоки и мед Несмотря на строгость Успенского поста, для хозяек он самый беспроблемный: на рыночных лотках и прилавках магазинов — море свежих овощей и фруктов, а августовская жара не располагает к употреблению калорийных блюд. Итак, овощи, овощи и еще раз овощи — и, конечно же, яблоки и мед. Салат с брокколи и цветной капустой (рецепт Марины Стародубцевой) Отварить капусту в подсоленной воде. Откинуть на дуршлаг и дать воде стечь. порезать огурцы и помидоры кубиками или брусочками. Порезать имбирь мелко, раздавить чеснок и смешать с оливковым маслом. В глубокой чашке смешать овощи и заправить чесночно-имбирным маслом. Салат из авокадо и помидоров (рецепт Ирины Беляевой)   Авокадо очистить от кожи, вынуть косточку и нарезать квадратиками. Помидоры ошпарить, снять шкурку и нарезать квадратиками. Лук очистить, нарезать тоненькими полукольцами, ошпарить кипятком. Авокадо, лук, помидоры смешать, посолить по вкусу, полить маслом и снова перемешать. Маслом можно и не поливать, достаточно сока из помидоров, очень вкусно. Густой суп с перловкой и овощами (рецепт Ирины Беляевой) Перловую крупу промыть, залить кипящей водой. Варить полчаса на слабом огне. Морковь нарезать мелкими кубиками. Лук и чеснок измельчить. Чечевицу промыть. Добавить морковь, лук, чеснок и чечевицу к перловке. Посолить, добавить специи по вкусу. Варить 15 минут. Кабачок нарезать кубиками, добавить в суп. Готовить ещё примерно 20 минут. Перед подачей добавить измельчённую зелень. Овощное рагу в тыкве (рецепт Ирины Беляевой) Срезать с тыквы “крышку”. Вытащить все внутренности, срезать мякоть. Мякоть очистить от семян и нарезать кубиками. Морковь нарезать кружочками. Цветную капусту довольно мелко нарезать. Черешки сельдерея нарезать тонкими кольцами. Чеснок тонко нарезать. Морковь, сельдерей и чеснок слегка обжарить в масле (на небольшом огне примерно 10 минут).

http://pravmir.ru/recepty-uspenskogo-pos...

Как я уже упоминал, очень трудно было снова настроиться на учебу из-за расслабленного состояния, которое я приобрел в старших классах школы. И было непросто выучить много материала и отвечать его. Особым пунктом стоит отметить написание сочинений. Их я откладывал на самый последний момент. До сих проблемно для меня и ведение каких-либо конспектов, так как человек я по природе рассеянный. На курсе у нас всегда была хоть и не совершенная, но все-таки приятная атмосфера взаимопонимания и взаимовыручки. Но, конечно, как и везде, люди собираются в компании близких им по духу людей. Слава Богу, и я нашел здесь за время учебы много добрых товарищей. Кто-то из них уже отучился в семинарии, а с кем-то я до сих пор вместе учусь и живу. Вот уже к завершению подходит время обучения, но только теперь начинаешь понимать, сколько прекрасного, и серьезного, и смешного мы пережили здесь с ребятами. В компании, членом которой я являюсь, все мы очень отличаемся друг от друга, и, разумеется, неизбежны ссоры и обиды, но все это временно и проходит, и я надеюсь, ничего плохого не запомнится. Сохранятся только самые лучшие воспоминаний. Скажу так: семинарские порядки научили некой взрослости, дисциплинированности и ответственности. Немало поспособствовали этому наши дежурные помощники. Всякие случаи бывают в семинарской жизни, и хочется выразить благодарность тем дежпомам, которые действительно бывают в нелегкие для студентов моменты не просто раздатчиками послушаний, но мудрыми домоправителями в семинарии. Еще со школьной скамьи мне очень нравились преподаватели, которые с интересом относились к своему предмету и видели в учениках людей, которым хотели показать не только сложность и важность своего предмета, но и пытали научить их чему-то в жизни, рассказать что-то, посоветовать, порассуждать о насущных проблемах. И в семинарии уже на первом курсе я увидел таких педагогов. Это и веселый, интересный преподаватель библейской истории и иерковного искусства Олег Викторович Стародубцев, и преподаватель общецерковной истории отец Николай Данилевич. Своей особой добротой и интересом к предмету привлек всех нас преподаватель Нового Завета – отец Андрей Рахновский. На пятом курсе очень понравился преподаватель церковной практики отец Алексей Круглик. Увлекательно рассказывал нам об истории Русской Церкви Алексей Константинович Светозарский, о сравнительном и пастырском богословии – отец Максим Козлов, о пастырской психиатрии – Григорий Иванович Копейко. Особо зажигательные рассказы из истории философии слушали мы от профессора Геннадия Георгиевича Майорова. Из женщин-преподавателей навсегда запомнятся Надежда Касимовна Малинаускене, Лариса Иванова Маршева, Ольга Юрьевна и Ирина Юрьевна Васильевы.

http://pravoslavie.ru/31338.html

Архив Пн Учебный комитет провел вебинар «Присутствие духовных учебных заведений в информационной среде» 1 декабря 2020 г. 18:49 1 декабря 2020 года Учебный комитет Русской Православной Церкви провел вебинар «Присутствие духовных учебных заведений в информационной среде». Открыл вебинар председатель Учебного комитета протоиерей Максим Козлов . В мероприятии приняли участие 82 человека, среди них руководство и сотрудники Учебного комитета, представители администраций высших духовных учебных заведений, ответственные за интернет-страницы учебных заведений, преподаватели дисциплины «Информационная деятельность православного прихода». В качестве модератора в мероприятии участвовал специалист Учебного комитета священник Александр Стародубцев. В приветственном слове протоиерей Максим Козлов обозначил задачу вебинара как выработку адекватного реагирования на информационное поле вокруг Церкви и внутри ее. Учитывая проведение вебинара накануне дня памяти святителя Филарета, митрополита Московского, отец Максим привел образ святителя как идеальный образец присутствия в информационном пространстве вокруг Церкви. «Ведя переписку с представителями всех слоев общества, он был и остается прекрасным источником живой церковной мудрости, тому пример и его циркуляры, и письма, и проповеди. Сейчас время другое, но задача адекватного присутствия и адекватного реагирования на информационное поле вокруг, да и внутри Церкви является очень актуальной. Этой задаче и посвящен наш сегодняшний вебинар», — сказал председатель Учебного комитета. Е.Е. Жуковская, кандидат социологических наук, доцент кафедры филологии и журналистики Российского православного университета , преподаватель Сретенской духовной семинарии , выступила с докладом на тему «Подготовка пастырей к служению: что нас ждет в информационном служении Церкви в ближайшие годы. Проблемы и перспективы освоения медийных инструментов в духовных учебных заведениях». В.В. Кипшидзе , заместитель председателя Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ , представил доклад «Информационное поле в области религии».

http://patriarchia.ru/db/text/5728209.ht...

Если наладить порядок и хозяйство как следует, то у нас для бездомных, одиноких инвалидов жизнь будет вполне приличной. К сожалению же, у нас во всем полный беспорядок и бесхозяйственность. Особенно плохо обстояло дело до сих пор в кухне, где крали открыто и нахально. Недавно выбранная новая культбытовая комиссия из 11 человек предприняла решительные меры в борьбе с беспорядками и хищениями и имеет кое-какой успех. Она пока работает довольно хорошо и старается устранить имеющиеся неполадки там, где это возможно. Питание уже несколько улучшилось. Членов комиссии для контроля прикрепили к разным объектам, и очень хорошо будет, если она не потеряет активности. Выбрали людей довольно смелых и настойчивых. Два дня, 23–24/VIII, у нас в столовой судили Рахманова – убийцу женщины, о котором я Вам когда-то писал. Все ожидали, в том числе и он сам, что он получит высшую меру наказания. Суд, однако, постановил: принимая во внимание возраст (72 г.). происхождение из бедных, неграмотность, воспитание по диким традициям среды, в которой он вырос, и пр., – приговорить его к 15 г[одам] ИТЛ. Погода у нас сейчас стоит чудная. Люди сейчас много гуляют в лесу, где очень хорошо, собирают и сушат много грибов. У нас в этом сезоне был очень большой урожай земляники, который мы отлично использовали. Сейчас из ягод имеется только брусника, но очень мало и далеко от нас. Я решил рассказать Вам кое-что о наших делах, ибо в Вашей памяти, конечно, сохранились еще воспоминания о Вашем последнем месте пребывания до отъезда к своим близким. Большое спасибо за все. Желаю Вам доброго здоровья и всего хорошего. Уважающий Вас Т. Юнгус. Д. 9. Л. 11–12 об. Подлинник. Автограф. 6. 20 сентября 1955 г. Многоуважаемый Владыка! Сердечный привет Вам и наилучшие пожелания. Дай Бог Вам доброго здоровья и более радостную жизнь, которую Вы заслужили. 15 или 16 с[его] м[есяца] я написал Вам письмо и вдогонку пишу это, причем заказным, потому что не вполне уверен, что отдельные письма не могут пропасть. Вы, наверно, были в недоумении, почему я ничего не упомянул о Вашем письме от 17/VII. По моей оплошности это письмо попало в мои руки только 19 сентября. Я в июле получил от Вас через П. Н. Савицкого пакет сахара, но так как у меня еще был некоторый запас, я обертку пакета оставил пока нетронутой. Вчера мне потребовался сахар, и когда я развернул обертку, обнаружил там, к моей величайшей радости, письма и бумажку на молоко, равно как и записочку Вашу на имя М. К. Стародубцевой, которой я ее тотчас же передал. Хоть с некоторым опозданием, но лучше поздно, чем никогда. Я был весьма рад и счастлив этим вниманием ко мне и неожиданным сюрпризом, который сыграет немалую роль в моей жизни. Письмо Ваше меня весьма обрадовало и одновременно огорчило, так как я из него узнал, что условия Вашего существования довольно тяжелые и безрадостные, к тому же еще и состояние Вашего здоровья оставляет желать лучшего. Каково состояние Вашего здоровья теперь?

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010