При проведении уроков я руководствовался советами митрополита Антония Сурожского : «Если же говорить о вере, то надо передавать детям Живого Бога, – не устав, не какие-то формальные знания, а тот огонь, который Христос принес на землю для того, чтобы вся земля или, во всяком случае, каждый верующий стал бы купиной неопалимой, горел, был бы светом, теплом, откровением для других людей… Детям нужна не осведомленность, а те вещи, которые могут дойти до них; нужен живой контакт, который может взволновать душу, вдохновить». Длительность уроков не была строго регламентирована, хоть и был ориентир – не больше 40 минут. Если же у детей возникал большой интерес, и они готовы были слушать, то иногда урок затягивался до часу и более. В храме интересно! Проводился также урок в храме. Дети узнали об общем устройстве и об отдельных частях храма. Были специально открыты Царские Врата, чтобы каждый мог увидеть, что находится в алтаре. Из алтаря были вынесены Евхаристические сосуды и другие предметы, необходимые для священнодействий: копие, лжица, покровцы, воздух, крестильный ящик, напрестольное Евангелие, антиминс, кадило, ладан, священнические одежды и др. Дети не только смогли увидеть все это своими глазами, но также узнали о практическом применении и символическом значении этих предметов. Поднимались мы также на колокольню. В будущем надо будет с благословения настоятеля разрешать детям звонить, чтобы у ребенка в душе как можно больше оставалось радостных воспоминаний о храме. При объяснении темы, в качестве наглядного пособия использовался… картофель. Именно на нем детям было показано, как вырезается Агнец, как раскладываются частички на дискосе и др. Сами воспитанники признавались, что после того, как они кое-что узнали о смысле священнодействий, им стало интереснее ходить на богослужения. Поэтому в будущем в Летней выездной воскресной школе было бы очень неплохо проводить «Миссионерскую литургию», а также служить хотя бы одну литургию на белорусском языке. Как показывает опыт, незнание смысла богослужения делает его для молящихся чем-то нудным и неинтересным. Это в свою очередь может способствовать тому, что ребенок возненавидит церковные службы. И то, что должно, по сути, быть чистой радостью, для детей может превратиться в неприятную обязанность. Поэтому мы никого из отдыхающих не заставляли стоять на богослужении от начала до конца. На Всенощное бдение все приходили к началу, а уходили после «Полиелея». Те, кто желал помолиться дольше, оставался в храме, предупредив при этом кого-нибудь из воспитателей. На литургии дети стояли до конца, но приводили мы их не к самому началу. Для желающих прийти пораньше действовало то же правило, что и относительно Всенощного бдения.

http://azbyka.ru/deti/nash-opyt-letnej-v...

Метафора – слово или выражение, употребленное, как было замечено выше, в переносном значении. В этом случае один объект обозначается при помощи имени другого, но довольно условно. Если же сопоставляя эти объекты, мы не перекладываем имя с одного объекта на другой, но используем такие сравнительные слова как «похож», «будто», «как», «подобен», это не будет являться метафорической формой сравнения. Например, можно сказать: «облака похожи е на стадо слонов». Но можно сказать иначе: «облака – стадо слонов». Здесь использована метафора – благодаря её употреблению подчеркивается высокая степень описываемого признака облаков: они не просто имеют сходство со слонами, но очень сильно походят на них. В Священном Писании много метафор, но всегда ли они нам понятны? В некоторых случаях метафоры, содержащиеся в оригинальном библейском тексте, могут быть непонятны или даже поняты в ином смысле носителями других языков, на которые переведен оригинальный библейский текст. Такие метафоры могут восприниматься ими как странные, в силу различий языковых и религиозно-культурных особенностей их социальных сред с теми средами, в условиях которых создавались библейские Книги. В подобных случаях метафора может быть заменена близкой по значению метафорой. Так, например, при переводе на некоторые языки крайнего Севера слово « агнец » заменяется на слово «оленёнок». Также напомним, что при чтении Священного Писания всегда следует пользоваться святоотеческими толкованиями. Какие примеры метафор содержатся в Новом Завете ? Приведём некоторые примеры: Почему Иисус Христос использовал метафоры? Метафоры дают речи особую выразительность. В этом можно видеть один из основных аспектов целесообразности их применения Иисусом Христом. Можно ли утверждать, что слова о евхаристическом Хлебе и Вине как о Теле и Крови Христовых являются лишь метафорой? Согласно учению Церкви, в Таинстве Евхаристии хлеб и вино прелагаются в Истинное Тело и Истинную Кровь Господа Иисуса Христа. Мнения ряда протестантов, отрицающих факт преложения хлеба и вина в Тело и Кровь, и утверждающих, что хлеб остается хлебом, а вино вином, и что они должны восприниматься не иначе как образы Тела и Крови Христовых, не соответствует истине.

http://azbyka.ru/metafory

Иисус Христос явился в виде как бы закланного Агнца тайновидцу Иоанну в Своем Откровении ( Откр.5:6 ). Согласно Откровению, Агнец будет пасти святых «и водить их на живые источники вод» ( Откр.7:17 ). Образ Агнца используется в литургической жизни Церкви. См. Агнец евхаристический . Канонично ли изображение Христа в виде агнца? Изображения агнца как символа Христа были широко распространены в раннехристианском и ранневизантийском искусстве. Такое изображение было и остается распространенным на христианском Западе. Однако на Востоке с VII века существует запрет на такое изображение. Трулльский собор 82м правилом запретил символические изображения Христа, отдавая предпочтение историческому образу Воплотившегося Слова Божия: «На некоторых чтимых иконах начертывается агнец, на которого Предтеча указывает перстом и который был принят как образ благодати, потому что через закон предуказывал нам истинного Агнца – Христа Бога нашего. Поэтому мы, лобызая ветхие образы и тени как символы и предызображения истины, переданные Церкви, предпочитаем благодать и истину, принимая ее как исполнение закона. Итак, для того чтобы даже искусством живописания перед глазами всех изображалось совершенное, мы и определяем отныне на иконах вместо ветхозаветного агнца представлять изображение Агнца, берущего на Себя грех мира, Христа Бога нашего, в человеческом облике. Через это мы постигаем смирение Бога Слова и приводим себе на память Его жительство во плоти, Его страдания, спасительную смерть и совершившееся благодаря этому искупление мира». Несмотря на существующий запрет, изображение Христа в виде агнца до сих пор можно встретить в ряде православных храмов. Цитаты об Агнце Божьем «Агнец – это истинно библейский символ. В Библии мы находим козла отпущения, агнцев для жертвоприношения в храме. И самое главное, закланного пасхального агнца. В Новом Завете “Агнец” становится одним из имен Иисуса: Агнец Божий. И вы должны знать, что хлеб, используемый для Святой Евхаристии, в Православии называется Агнцем. Этот образ повторяется на протяжении всего Евангелия и в Апокалипсисе используется 38 раз, Иисус – это Агнец, Который побеждает, Агнец, через Которого Бог побеждает всех врагов, но Он и Агнец, Которого принесли в жертву, Который умер и воскрес».

http://azbyka.ru/agnec-bozhij

Все апостолы потрудились в проповеди Христовой. И святой апостол Филипп также обошел многие города и земли, свидетельствуя о том, что Христос воскрес. Он делал это, чтобы по местам создать Церковь Божию и чтобы люди через апостольскую проповедь приходили ко Христу. Мы слышали слова, сказанные Господом Нафанаилу, человеку, которого апостол Филипп первым привел ко Христу: " Отныне увидите ангелов Божиих, восходящих и нисходящих к Сыну Человеческому " (см. Ин. 1:51). Что это за ангелы Божии, почему и когда они восходят и нисходят к Сыну Человеческому? И кто те люди, которые видят ангелов Божиих?.. Эти люди — мы с вами, дорогие братья и сестры. Когда мы собираемся в храм Божий, когда приносим святую и бескровную жертву, когда на Престоле лежит Агнец Божий, вземлий грехи мира, тогда ангелы Божии восходят и нисходят к Сыну Человеческому. И мы ощущаем это присутствие ангелов за Божественной литургией, когда просим Господа, чтобы вместе с нашим входом Господь сотворил и входу святых ангелов быти. Наша земная Литургия здесь, в этом святом храме, так же, как и в любом другом храме, является отражением здесь, на земле, иконой той Небесной Литургии, которую ангелы Божии непрестанно совершают в Царствии Небесном, восходя и нисходя к Сыну Человеческому и восхваляя Бога трисвятою песнью: " Свят, свят, свят Господь Саваоф, исполнь небо и земля славы Твоея " . Той песнью, которой и мы воспеваем, принося хлеб и вино, чтобы они стали Телом и Кровью Христа. Все это мы получили от Господа. Но через кого мы это получили? Через кого мы узнали о Господе? Через апостолов. Господь Сам не оставил на земле ничего, кроме Своей Церкви, которая в первом поколении представляла собой именно апостольскую общину. Именно им Господь вверил проповедь Евангелия, именно они записали по памяти слова Господа Иисуса Христа, которые слышали. Именно апостолы донесли до нас Его живой облик и Его святое Слово. Совершая Божественную литургию здесь, в этом святом храме, который на протяжении многих десятилетий является Подворьем святой Иерусалимской Церкви — Матери Церквей, я не могу не вознестись мыслью к Святому Гробу и к тем местам, о которых мы слышали в Евангелии, и которые совсем недавно посетили вместе со Святейшим Патриархом Кириллом, имея радость молитвенного и евхаристического общения с Блаженнейшим Патриархом Святого Града Иерусалима и всей Палестины Феофилом .

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/2...

Знаем ли мы цену сокровища, которое находится на престолах наших храмов? Откровение Божие говорит о грядущем гневе Божием, который открывается на нечестие человеков. Но слова " елея же и вина не повреждай " (Откр. 6, 6), по толкованию святых отцов, означают несокрушимое милосердие Божие к кающимся и непрекращающийся дар евхаристического приношения. Мир погиб бы тысячу раз, говорят святые отцы, если бы не совершалась Божественная Литургия. Святые Дары как бы удерживают правосудие Божие от окончательного приговора. Вот почему диавол ненавидит Церковь и стремится стереть ее с лица земли. Он не мог выносить присутствия Христова на земле и все сделал, чтобы возвести Его на Крест, и теперь, сокрушенный Крестом, с еще большей ненавистью обрушивается на тех, кто вкушают за трапезой Господней плоды от этого Древа жизни. По этой же причине он силится посредством еретиков упразднить Церковь. " Ибо учение наше согласно с Евхаристией, и Евхаристия, в свою очередь, подтверждает наше учение " , как говорят святые отцы. Диавол хорошо понимает, что где лжеучение, там нет Евхаристии, и что мы все погибнем без причастия. Святой пророк Даниил говорит, что антихрист уничтожит Евхаристию в конце времен, что за беззакония наши дана ему будет сила против Великой святыни. Интересно, что для этой цели, согласно пророчеству, будет использована и военная сила: " И поставлена будет им часть войска, которая осквернит святилище могущества, и прекратит ежедневную жертву, и поставит мерзость запустения " (Дан. 11, 31). Святой мученик Ипполит, как свидетельствует блаженный Иероним, описывая то, что произойдет в последние времена, говорит, что храмы Божии будут в предельном запустении, потому что не будет в них приноситься бескровная жертва. Нигде не будет Тела и Крови Христовых на земле, Евхаристия прекратится, и за это наступит конец мира, и он будет судим. Но покуда совершается Литургия, пока приносится в жертву Агнец Божий на престолах Божиих, этого не произойдет. Осознаем, что мы имеем, и будем беречь то, от чего зависят судьбы всех людей. Здесь исцеление от всех наших болезней и скорбей. Это воистину дерево жизни (посмотрите, как оно цветет, когда священник держит в руках Евхаристическую Чашу), вкушая от которого мы можем обрести святость и бессмертие. Однако мы исполнены немощей, грехов и уныния; мы умираем каждый день самой ужасной из всех смертей, потому что это происходит с нами, когда мы находимся рядом со спасительным источником. Все зависит, оказывается, от того, как мы причащаемся, как готовимся к причащению.

http://moral.ru/propoved/Prop_VPost-2_12...

Роспись в куполе собора святого Петра, Ватикан. Фотограф Duane W. Moore (www.flickr.com/photos/duanemoore) В христианстве голубь прежде всего символизирует Святого Духа. Именно в виде голубя Святой Дух сходит на Иисуса Христа после крещения в Иордане. Также голубь выступает символом благой вести, знаком примирения Бога и человека. В Священном Писании голубь возвещает о конце всемирного потопа, принеся Ною в ковчег лист оливкового дерева.  ПАВЛИН Мозаика в соборе Сан-Марко Павлин, ежегодно сбрасывающий свое блестящее оперение, вместо которого потом отрастает новое, не менее красивое, олицетворяет смерть и воскресение Христа. Дополнительный смысл этому образу придавало представление о том, что павлинье мясо, будучи очень горьким и жестким, не подвержено гниению и сохраняется нетленным. Блаженный Августин даже писал по этому поводу: «Кто, кроме Господа, создателя всех вещей, наделил плоть мертвого павлина возможностью никогда не разлагаться?» Так павлин стал символом бессмертия. Кроме того, благодаря своей внешности павлин считается еще и символом рая.  ЯГНЕНОК Агнец Божий; Италия. Равенна; VI в.; местонахождение: Италия. Равенна. Базилика Сан-Витале Ягненок, или агнец, — один из наиболее популярных и распространенных символов Иисуса Христа. Дело в том, что во времена Ветхого Завета агнцев использовали в качестве жертвенных животных. Их особенность состояла в том, что, словно подчиняясь своей участи, они покорно, без сопротивления шли на заклание. Именно по этой причине агнец стал символом Христа, Который добровольно взошел на Крест ради спасения человечества, Его искупительной жертвы. Как овца, веден был Он на заклание, и как агнец пред стригущим его безгласен, так Он не отверзал уст Своих, — пророчески говорится о Христе в ветхозаветной книге пророка Исаии (Ис 53:7). А Иоанн Креститель, указывая на идущего Иисуса, произносит: Вот Агнец Божий, который берет на Себя грех мира (Ин 1:29). Символ агнца занимал прочное место в раннехристианском искусстве. Подобно тому как в Ветхом Завете заклание пасхального агнца было главным событием года, так в Новом Завете евхаристическая жертва стала центром жизни Церкви. Изображение агнца не только символизировало Спасителя, но и воплощало в себе христианские идеалы кротости, смирения и жертвенной любви.   ЛЕВ

http://foma.ru/chto-obshhego-u-ryby-i-ed...

Нередко сцены Тайной Вечери и Евхаристии располагаются рядом, тем самым еще больше раскрывая полноту Евхаристических смыслов. Из современных примеров можно, например, назвать росписи храма Вифлеемских младенцев в Барнауле, выполненные Ириной Зарон. В композиции Тайной Вечери мы вновь видим лаконичное убранство стола, а Евхаристия представлена в менее распространенной иконографии, когда Христос показан в одном образе. Перед Ним на столе потир, в руке – дискос с Агнцем, другая рука – благословляет. Такую иконографию мы встречаем в соборе Святой Софии в Охриде (ок. 1040 г). Роспись Ирины Зарон Роспись монахини Иулиании Причащение апостолов. Роспись Николая Сметанина Часто имеют место и изображения совершения литургии святыми К такой иконографии прибегает, например, и Николай Сметанин в росписи храма во имя Святого великомученика и целителя Пантелеимона при доме-интернате для детей-инвалидов в Нижнем Новгороде. Часто имеют место и изображения совершения литургии святыми. Как один из многочисленных примеров, можно привести роспись Серапионовой палаты Троице-Сергиевой лавры (1949), выполненную Марией Николаевной Соколовой (монахиней Иулианией), на которой изображен преподобный Сергей Радонежский, сподобившийся во время Божественной литургии сошествия Святого Духа в образе огня на Святые Дары и сослужения ангела. Христос – Агнец Божий Роспись Алексея Вронского В храме во имя Преподобного Афанасия Афонского Выготского монастыря, Серпухов (1995–2007), руководитель проекта – Александр Соколов Тема Евхаристии проявляется и особым образом в изображении Христа – Агнца Божия (одно из первых изображений – в композиции Служба святителей, Курбиново, церковь Св. Георгия, 1191). Эта иконография встречается достаточно часто и в современном церковном искусстве. Например, в росписях храма Покрова Божией Матери Свято-Успенской Святогорской лавры, Святогорск, Донецкая область (2007), автор проекта – Алексей Вронский; храма во имя Преподобного Афанасия Афонского Выготского монастыря, Серпухов (1995–2007), руководитель проекта – Александр Соколов. Младенец находится в Чаше, покрытый воздухом, Чаша стоит на престоле, над престолом – киворий. Литургическая иконография, в которой подчеркивается тема искупительной Жертвы Христа. Христос здесь воспринимается как жертвенный Агнец.

http://pravoslavie.ru/143954.html

Среди них изразцы с фрагментами летописи строительства храма, расписная белокаменная розетка с фасада северной церкви Киприана и Иустиньи, изразцы с шатра Покровской церкви. Важное место в экспозиции занимают предметы, являющиеся вкладами в Покровский Собор. В основном эти вклады сделаны царствующими особами в различное время, но есть и вклады, сделанные простыми людьми. Архитектурная деталь с фасада Покровской церкви Среди них интересно отметить потир, который был изготовлен на пожертвования простых прихожан из серебра с позолотой, яблоко и основание украшены цветочным орнаментом чеканной работы. По верхнему краю чаши – надпись молитвы, по нижнему краю основания – вкладная надпись которая сообщает: (1681) дека[б]ря в 23 [день] зделаны сие сосуды в церко[вь] Але[к]сандра Свирского Чудотворца и подания правосла[в]ны[х] хр[истиа]н». Покров Св. Василий Блаженный, 1589 год, Москва При входе в ризницу сразу обращает на себя внимание огромный покров на раку святого Василия Блаженного, изготовленный в рост человека. Эта уникальная работа была выполнена сложнейшей техникой лицевого шитья, с использованием золота, серебра и шёлка, в мастерской Ирины Годуновой – жены царя Фёдора Иоанновича в конце XVI века. Об этом рассказывает вкладная надпись на позёме покрова: «Повелением благоверного государя и великого князя Фёдора Иоанновича всея Руси и его благочестивой княгини Ирины сделан сей покров на Блаженного Василия Христа юродивого в тесьме. Лето государства его 7097 (1589г)». Дошёл до наших дней и вклад 1638 года царя Михаила Фёдоровича. Он состоит из шести серебряных предметов: потира, дискоса без основания, звездицы, лжицы и двух тарелей. Все они украшены гравированными изображениями: на дискосе – Евхаристический Агнец, на тарелях – Знамение и Голгофа. На потире, кроме традиционного изображения Деисуса, Орудий Страстей Христовых и евхаристической молитвы, в ложчатом орнаменте вязью выгравирована вкладная надпись. Икона свт. Василия Великого Среди образцов древнерусской живописи множество уникальных икон: святого Василия Великого и святого Иоанна Златоуста XVI века, относящиеся к первоначальному иконостасу Покровской церкви; редкий образ святителя Николая Чудотворца XVI века в иконографии Николы Великорецкого; образ Варлаама Хутынского в житии; чудотворная икона Покрова Богородицы XVIII века; образ Богоматери Владимирской в роскошной серебряной ризе. Выделяются из общего ряда икона XVII века – образ Василия Блаженного и святой мученицы Ирины, написанная в память об особом от

http://pravoslavie.ru/259.html

Использование К. фиксируется в рубриках чина протесиса в XI-XII вв., совершать чин мог диакон ( Муретов. 1895. С. 233-235). Это также подтверждается в «Протеории» Николая Андидского (XII в.), где сказано, что в Великой ц. диакон вырезает из просфоры Агнец «железным предметом (σιδρ τιν)», который называется К. (PG. 140. Col. 429B). В сер. XI в. кард. Гумберт критиковал греков за то, что они используют для литургии обычный хлеб, вырезая из него части с помощью «железного копья» и нарушая тем самым целостность Тела Христова ([Dialogus] adversus Graecorum calumnias. 33//PL. 143. Col. 951). Внешняя форма копья была придана этому литургическому предмету, видимо, не сразу. Так, на мозаике «Евхаристия» в соборе Софии Киевской К., лежащее на престоле (2-й предмет справа), выглядит как обычный нож с узким лезвием ( Лазарев В. Н. Мозаики Софии Киевской. М., 1960. Табл. 33). В «Изъяснении Божественной литургии» Николая Кавасилы (сер. XIV в.) помимо символической интерпретации К. сообщается и о его форме: оно получило свое название и изготавливается в виде копья потому, что символизирует копье, к-рым был пронзен на кресте Христос; толкование сопровождается цитатой из Ин 19. 34:               ( Nicol. Cabas. Sacr. Liturg. interpr. 8//PG. 150. Col. 385A; также см.: толкование на Божественную литургию XV в. Симеона , архиеп. Фессалоникийского ( Sym. Thessal. De Sacra liturgia. 84//PG. 155. Col. 264B)). Рукоять К. иногда увенчивается крестом. Иногда крест бывает вырезан в центре лезвия. В повседневной богослужебной практике обычно используется несколько К.: большего размера - для изъятия Агнца, меньшего - для прочих просфор. В традиции грекоязычных Церквей, где распространены просфоры с неск. печатями, в качестве К. для изъятия Агнца может использоваться большей хлебный нож с волнообразным лезвием. Особый чин освящения К. не предусмотрен; в практике Русской и ориентирующихся на ее традицию Церквей К. освящается по «Чину благословения новых сосудов церковных» (см.: Никольский. Устав. С. 18). К. включается в число священных сосудов (в составе т. н. евхаристического набора). Именно в этом качестве при архиерейском богослужении или при сослужении нескольких священников К. может нести в руках один из священников на великом входе (напр., см.: Чиновник. Ч. 1. С. 83).

http://pravenc.ru/text/2057190.html

5. И один из старцев глаголет мне: «Не плачь; вот, победил лев от колена Иудина, корень Давидов, [и может] раскрыть сию книгу и снять семь печатей её». 6. И я видел – посреди престола и четырёх животных и посреди старцев стоял Агнец как бы закланный, имеющий семь рогов и семь очей, которые суть семь духов Божиих, посланных во всю землю. 7. И Он пришёл и взял книгу из десницы Сидящего на престоле. 8. И когда он взял книгу, (тогда) четверо животных и двадцать четыре старца пали пред Агнцем, имея каждый кифару и золотые чаши, полные фимиама, которые суть молитвы святых. 9. И поют они новую песнь, глаголя: «Достоин Ты взять книгу и снять с неё печати, ибо Ты был заклан, и Кровью Своею искупил нас Богу из всякого колена и языка, и народа и племени, 10. и соделал нас царями и священниками Богу нашему; и мы будем царствовать на земле». 11. И я видел, и слышал голос многих Ангелов вокруг престола и животных и старцев, и число их было тьмы тем и тысячи тысяч, 12. которые глаголали громким голосом: «Достоин Агнец закланный принять силу и богатство, и премудрость, и крепость, и честь, и славу, и благословение». 13. И я слышал, (как) всякое создание, находящееся на небе и на земле, и под землёю, и на море, и всё, что в них, глаголало: «Сидящему на престоле и Агнцу – благословение и честь, и слава, и держава во веки веков. Аминь». 14. А четверо животных глаголали: " Аминь». А двадцать четыре старца пали и поклонились. Вознесение Исаии 9 7. 13–10. 6 VII.13 Nocлe того (ангел) вознёс меня в те (места), что находятся над твердью, которые суть первое небо. 14. И увидел я престол в середине. На нём сидел ангел в великой славе, и одесную его сидели ангелы, и ошуюю. 15. Иную имели славу те, что были одесную, и воспевали одним гласом; а те, что были ошуюю, вторили вместе с ними, (но) песнь их не была такова, как у (тех, что) одесную. 16. И вопросил я ангела, ведущего меня: «Кому воссылается песнь эта?» 17. И он сказал мне в ответ: «Великой славе Бога, Который пребывает на седьмом небе, и Сыну его возлюбленному, Который послал меня к тебе.»

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Zheltov...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010