Исповеди перед Причастием нет, но взрослых причащалось мало, всего несколько человек, преимущественно причащались дети. Как и у нас, они причащаются первыми, потом – взрослые, Чашу, причастившись, не целуют. Плат для отирания уст держат так: один конец сам священник захватывает той же рукой, что держит Чашу, другой конец держит причащающийся. Он же себе и отирает уста. Для детей конец плата держат родители, они и отирают губы малышу. Да, русские алтарники огорчатся, но запивки у греков нет. Когда я попросил глоток вина, чтобы запить торжественно врученный мне кусок антидора (величиной с кулак), меня долго не могли понять… После Литургии нет целования креста. Но все подходят к священнику, сложив руки лодочкой, и он вкладывает в них частицу антидора, после чего ему целуют руку. На такие частицы нарезаются остатки большого хлеба, из которого был вырезан Агнец и вынуты частицы в честь святых, а также за здравие и за упокой поминаемых. У нас антидор – маленький кусочек. Здесь он – величиной со спичечный коробок. Второй раз мы молились в соборе городка Рефимно. Служба происходила торжественно (по греческим меркам, у нас бы она считалась обычной), с диаконом. Три священника. Совершенно невозможным казалось поведение прихожан. Все сидят, причем даже во время Евхаристического канона. И, что кажется уже совершенным абсурдом, в очередной раз все, загремев скамейками, уселись после возгласа диакона: Станем добре, станем со страхом … [Станем хорошо, станем благоговейно.] Всю службу люди переговаривались. Такое впечатление, будто они совершенно не молились. Глядя на лица, видишь, что многие зевают, многие смотрят в другую от алтаря сторону. Ни одного лица, захваченного происходящим, внимающего чтению и пению, мы не видели, кроме одной женщины в первое воскресенье. В России в этом отношении иначе. У нас всякий пришедший, в меру сил, пусть отвлекаясь, но старается вникнуть, помолиться. Но самое грустное чувство, даже в каком-то смысле потрясение, мы испытали при причащении. Причащал людей… диакон. Для нас это недопустимо и невозможно 2 , так же невозможно, как если бы на Тайной Вечери причащал не Христос, а кто-то из апостолов. Как если бы, сказав: «Сие есть Тело Мое, сия есть Кровь Моя», Христос поручил одному апостолу причащать других, а сам бы начал убирать со стола, гасить лампы и заниматься прочими посторонними делами. Примерно это наблюдали и мы. Как только диакон начал причащать в углу от Царских врат, священники стали заканчивать службу, петь и читать все, что полагалось. Но ведь диакон – просто помощник, он призывает к молитве, читает Священное Писание… Священник же на Литургии изображает собою Христа, он и должен причащать людей.

http://azbyka.ru/parkhomenko/mysli-posle...

Когда мы говорим, что «приложились» к чему-либо – это означает, что мы осенили себя крестным знамением и поцеловали этот предмет. Перед причастием мы целуем друг друга («Приветствуйте друг друга лобзанием любви (1 Петр. 5:14) (сегодня в России целование мира сохранилось среди духовенства — прим.ред.). Когда католики и протестанты Высокой церкви совершают «преподание мира», они обнимаются, пожимают друг другу руки, или слегка касаются друг друга щеками – это обычное приветствие представителей западной культуры. У православных другая культура: греки и арабы целуются в обе щеки, славяне — троекратно. Поддайтесь инициативе близстоящих, и старайтесь не столкнуться носами. На типичное обращение: «Христос посреди нас» отвечают: «Есть и будет». Не бойтесь, если вы забудете, что отвечать. Здесь не произносят обычного для протестантов приветствия: «Мир Господа да пребудет с вами», неуместно будет также сказать что-нибудь вроде: «Какая замечательная у вас церковь». Целование мира – это литургическое действие, знак мистического единства. Беседы и общение оставьте на потом. 6. Освященный и жертвенный хлеб К причастию могут приступать только православные, но частички освященного хлеба могут вкушать все. Это происходит так: кто-то из прихожан печет круглый хлеб для причастия и на нем делается оттиск печатью. Во время подготовительной службы перед литургией священник вырезает из печати сегмент и откладывает его в сторону. Он называется «Агнец». Оставшаяся часть хлеба разрезается на части, кладется в большую корзину и благословляется священником. Во время Евхаристической молитвы Агнец пресуществляется в Тело Христа, а вино в Чаше в Его Кровь. И тут происходит удивительное: священник опускает Агнца в Чашу с вином. Когда мы причащаемся, мы подходим к священнику друг за другом, широко открывая рты, и он дает нам с золотой ложечки частичку хлеба, пропитанного вином. Он также читает над нами молитву, называя наше имя или имя святого, которое мы получили при крещении или миропомазании (таинство принятия в Церковь через помазание священным маслом).

http://pravmir.ru/pervye-shagi-v-pravosl...

Внутритроичные отношения преодолевают вечную отрезанность, разделенность друг от друга Бога и человека. Именно в воплощенном Слове сходятся и соединяются природа Божественная и природа человеческая. Поэтому воплощение Слова является центральным и необходимым для общения между Богом и человеком. «Закланный Агнец» предшествует сотворению мира (Откр. 13, 8). Иконография предлагает поразительную иллюстрацию этой истины. На одной древней брачной чаше изображен Христос, держащий венцы над супругами, тем самым открывающий Божественный центр их единения и созидающий из брачного союза образ Троицы. Святой Феофил Антиохийскийтакже использует эти символы,говоря: «Бог создал Адама и Еву для величайшей любви между ними, отражающей тайну Божественного единства». Первый из христианских догматов основываетструктуру супружеского бытия,созидая малую триаду,икону тринитарной тайны. Жан Дюве. Брак Адама и Евы. 1540. Государственный Эрмитаж Христологическое основание Христологический догмат, сформулированный Халкидонским собором, ясно определяет значение Боговоплощения для спасения человека: две природы, божественная и человеческая, соединены в Лице Слова без смешения и разделения. Они вступают своего рода во взаимопроникновение и, подобно железу, погруженному в огонь, человеческая природа обожается. Все домостроительство спасения движется к этому единству человеческого и Божественного: Божественная благодать соединяется с человеческой природой, и Церковь есть то место, где осуществляется эта причастность. Для описания усвоения каждым индивидуумом этого универсального плода спасения чаще всего используется брачный образ: это «таинственный брак» Агнца и Церкви, Агнца и каждой человеческое души. Другой образ - это «тело», о котором говорит ап. Павел и которое имеет евхаристические корни. Члены включаются в единый организм, Тело Христово, в котором течет Божественная жизнь, делающая из всех «единого Христа», согласно слову св. Симеона Солунского. Единство братьев, о котором говорит книга Деяний (4, 32), осуществляется прежде всего в Евхаристии, поскольку именно она представляет собой подлинную и полную манифестацию Христа. Ориген выражает это, говоря: «Христос обитает только среди тех, кто едины». Здесь так же ясно сформулирована евхаристическая концепция Церкви: через причастность «единому Святому», Господу Иисусу, Тело Его обретает структуру в communio sanctorum (лат. сообщество святых).

http://old.aquaviva.ru/archive/2008/1/38...

Христос – смысловой центр, к которому всё сходится, поскольку Он – центр жизни. В верхней части композиции мы видим текст – слова из евхаристической молитвы, так что верующие не только видят изображение совершения таинства, но и «слышат» его. Это тоже – в традиции иконографии данного сюжета, вспомним, например, мозаику собора Михайловского Златоверхого монастыря в Киеве, 1113 г. Образ Богородицы в конхе апсиды храма Василия Великого напоминает нам Ее образ из храма Святой Софии Константинопольской IX века. Но Александр Солдатов не копирует, не реконструирует образы, а переосмысляет… В катакомбах Изображение птиц, виноградных гроздей и листьев в пространстве храма часто служит обозначением Райского сада. Но все-таки порой можно говорить о них если не как о евхаристические символах, то как о напоминании о главном таинстве Церкви. Крестильный храм Святого благоверного князя Димитрия Донского, подворье Троице-Сергиевой лавры, поселок Горки-8. Руководитель проекта – Валерий Федоров. И здесь вспоминаются изображения римских катакомб, в которых изображения виноградной лозы трактуются в том числе и как символы Евхаристии (например, росписи в катакомбах Св. Прискиллы, III век. Рим, Претекстата, IV в). Роспись Владимира Любарского Притча о блудном сыне становится образом наших отношений с Богом, в центре которых – Евхаристия Евхаристическое звучание могут приобретать и композиции, которые изначально имеют несколько другое значение. Например, в росписи храма Преподобного Сергия Радонежского в селе Алмазово, Московская область (авторы – Антон Яржомбек и Владимир Любарский), притча о блудном сыне становится образом наших отношений с Богом, в центре которых – Евхаристия. Потому отец в центральной сцене предстает священником, и за ним угадывается образ Христа, недаром в его руках дискос с Агнцем: в блюде, по сюжету – с головой тельца, угадывается жертвенный агнец. Кстати, виноградный орнамент здесь тоже имеет евхаристическое звучание. Это совсем краткий обзор того, как решают современные иконописцы эту сложную и глубокую тему, опираясь на традиции церковного искусства.

http://pravoslavie.ru/143954.html

«Экклезиологические поиски в богословии ХХ века» Что такое Церковь? Как представления о ее смысле влияют на повседневную жизнь верующих? Какие решения вопроса о Церкви были предложены богословами ХХ века и как они позволяют осмыслить события 1917 года? На эти и другие вопросы попробует ответить Андрей Николаевич Дударев, православный эссеист и теолог, исследователь духовных движений, христианской и иудейской религиозной философии, автор книг «Теология духовных движений», «Экспериментальная теология» и «Теология публичного пространства». «Тайна «Мистического Агнца» братьев ван Эйков» В православном богословии важнейшим символом Христа, умершего, но торжествующего над смертью, является агнец. В Откровении Иоанна Богослова окончательная победа Бога над силами зла представлена как евхаристическое поклонение Агнцу. Этот гимн небесной гармонии и красоте остается неиссякаемым источником творческого вдохновения. В чем секрет величайшего шедевра европейского искусства — алтаря собора Святого Бавона в бельгийском городе Генте руки знаменитых мастеров XV в. Губерта и Яна ван Эйков? Тайна Апокалипсиса предстает в нем как пасхальная весть об Агнце, закланном, но живом. Райская растительность сада, увенчанного башнями Нового Иерусалима, ослепительное великолепие красок, ликующие сонмы ангелов и святых сродни торжественной умиротворенности первохристианского искусства. Лектор: протоиерей Димитрий Сизоненко. «Страшный суд в европейском искусстве» . Анны Пожидаева. Разговор об изображении Страшного суда в европейском искусстве VI–XVI вв. Собрание бесед протоиерея Алексея Потокина в храме Входа Господня в Иерусалим в Бирюлево. Здесь вы найдете цикл бесед о Евангелии от Марка, о Евхаристии, беседы о Ветхом Завете, праздниках, Таинствах и т. д. Для примера – беседу об общине отец Алексей начинает так: «Я сегодня хочу с вами поговорить о несуществующей вещи, о фикции, о мираже. О вещи, которой нет в Церкви. Которой нет, но должна быть: об общине» . «Царский путь и святость. Цикл радиопрограмм о служении государя» — цикл передач посвящен рассмотрению жизни и деятельности святых монархов (князей, царей, императоров) в широком контексте европейской культуры. В программах рассказано о типологии и образах святости, о добродетелях святых монархов и роли святых правителей в истории государства и Церкви.

http://blog.predanie.ru/article/o-razoch...

«Агнец Божий, добровольно идущий на заклание, стоит в центре всего чина Литургии. И вместе с тем, Этот Страждущий Господь – есть прежде всего и Живый, и Прославленный, и Воскресший; лучами славы Его, лучами Воскресения озарено все Таинство Евхаристии» 4 . Божественной Евхаристией знаменуются все церковные праздники. Можно сказать, что Божественная литургия совершает церковные праздники. В дни поста Четыредесятницы по Уставу церковному литургия не совершается (кроме Литургии преждеосвященных Даров, совершаемой по завершении подвига дневного поста ради укрепления постящихся Святым Причащением). Праздником всех церковных праздников является Пасха Христова. Очень важно понять, что в Огласительном Слове на Пасху святителя Иоанна Златоуста содержится призыв не к розговенью, а ко Святому Причащению: «Постившиися и непостившиися, возвеселитеся днесь! Трапеза исполнена, насладитеся вси! Телец упитанный, никтоже да изыдет алчай, вси насладитеся пира веры!». К новозаветной Пасхальной трапезе, то есть к Святой Евхаристии, призывает нас на Пасху святитель Иоанн Златоуст. Невозможно исчерпать все богословское содержание Евхаристии, потому что с Евхаристией в жизни церковной связано все вообще и в духовной жизни каждого православного христианина в частности. Но самое важное в Евхаристическом богословии – евхаристическая практика. 3. Евхаристическая практика Евхаристии нет без Причащения Святых Христовых Таин. Для того и совершается святая литургия, чтобы верные Христу люди могли принять Его превеличайший и спасительный дар – Святую Евхаристию. Вместе с тем, церковные правила (каноны), святоотеческие творения и церковно-исторические источники говорят о том, что в различные периоды церковной истории существовала различная евхаристическая практика – от ежедневного до очень редкого причащения. И если в одних случаях редкое причащение соответствовало исключительным условиям жизни христианина (пример – преподобная Мария Египетская), то в других случаях, и чаще всего, редкое причащение свидетельствовало об ослаблении евхаристического сознания верующих. Например, святители Василий и Иоанн Златоуст в своих творениях выражали беспокойство о том, что среди христиан утрачивается ревность к Евхаристии.

http://azbyka.ru/bozhestvennaya-evxarist...

Архимандрит Киприан (Керн) в своей работе «Евхаристия» пишет: «Диакон, войдя в алтарь и став справа от иерея, обращается к нему со словами: " Раздроби, владыко, Святый Хлеб " . Священник отвечает: " Раздробляется и разделяется Агнец Божий, раздробляемый и неразделяемый, всегда ядомый и никогдаже иждиваемый, но причащающыяся освящаяй " . В этих словах антиномически исповедуется богословие об Агнце, закланном за грехи мира, и о Его неограниченности временем и местом, о пοстоянности причащения Тела и Крови Христовых во все времена. Этими словами показывается, что, несмотря на разделяемость, необходимую для причащения многих, Агнец остается неповрежденным и неделимым. Это непостигаемое для ума свойство евхаристического Жертвоприношения позволяет совершать ежедневно Литургию на многих престолах по лицу Вселенной, и Тело Христово остается неповрежденным и неиждиваемым. Это неиссякаемый источник вечной жизни. При этом в причастии подается верующим не какая-то часть Тела Христова, а всецелая Его телесность, и мы причащаемся не части Его пречистого Тела, а именно этой телесности. Мы причащаемся, несмотря на реальное преложение Святых Даров, не реально физическому Телу, страдавшему на Голгофе, а Телу, прославленному и вознесенному на небо, то есть не ограниченному какими-то размерами и местом, а пребывающему в полноте прославленного и преображенного человечества. Весь Христос в интегральности Своего прославленного Тела преподается в наименьшей частице евхаристических Даров всем верующим» . Неиждиваемость (неистощаемость) Плоти Христовой непосредственно связана с христологическим учением Церкви «об общении свойств» (περιχρησις). В силу ипостасного соединения в обоих естествах Христа происходит взаимное проникновение энергий этих естеств – тварных и нетварных, соответственно естествам. Святые отцы учат, что «обе природы во Христе, не смешиваясь, обладают некоторой взаимопроникновенностью. Божественные энергии излучаются Божеством Христа и пронизывают Его человечество, отчего оно и обожено с самого момента воплощения; как раскаленное железо становится огнем, и все же остается по своей природе железом. Преображение отчасти открывает апостолам это пылание Божественных энергий, озаряющих человеческую природу Учителя. Это взаимопроникновение двух природ, проникновение Божества в плоть, и, отныне, навсегда приобретенная возможность для плоти проникновения в Божество, называется “перихорезой”» . «Плоть, не утеряв того, чем обладала, стала Словом, отождествившись со Словом по Ипостаси» .

http://bogoslov.ru/article/4440434

Другой такой случай я видел на Кавказе. В греческих селениях установился такой обычай: присутствовавшие в храме причащались там, а затем священник шел в облачении с Чашей по селу и желающие причащения хозяйки выбегали из своих домов, кланялись Святым Дарам в землю и тут же причащались. У католиков и доселе держится обычай, что желающие причащаются ежедневно. У нас, православных, мне тоже известно несколько случаев в городах, когда ревнители причащались каждый день; для этого, чтобы не смущать других частым приобщением, они даже меняли храмы. Известно, что отец Иоанн Кронштадтский причащал всех без всякого учета времени; впрочем, иных он не допускал к Чаше: нужно думать, он считал их, по своей прозорливости, недостойными Причащения. Священники наши, особенно служащие очередную неделю, причащаются каждую литургию без особой исповеди. И нас интересует сейчас собственно эта часть богослужения, называемая литургией верных, которая начинается после слов: «Елицы оглашеннии Изыдите ... да никто от оглашенных, елицы (только) вернии, паки и паки миром Господу помолимся». Это и следующее одно прошение («Заступи и спаси») являются сокращенной великою ектениею; потому что целиком она читалась уже в начале литургии оглашенных, то есть когда могли за богослужением присутствовать и верующие, но еще не крещеные, а потому не имевшие права причащаться и вообще быть на литургии верных. Ее мы далее и будем, по силе нашей, толковать; потому мы и назовем книгу: «Мысли о литургии верных». В дополнение к нашим объяснениям считаем не лишним дать некоторые сведения о времени появления определенных моментов литургии: это позволит ближе понимать ее существенную часть, то есть Евхаристический канон и Приобщение. Проскомидия, в смысле приготовления к Евхаристии и Приобщению, прежде совершалась после удаления оглашенных, пред литургией верных, и лишь с VI века стали совершать ее до литургии оглашенных, потому что оглашенных стало мало. Это было простое заготовление предметов к Евхаристии, а уже после начали придавать действиям ее аллегорическое значение, толкуя в смысле рождения Господа, и особенно страданий Его: «Жрется Агнец Божий», «яко Овча на заколение ведеся»; нож, или по современному наименованию копие, которым вырезается из просфоры Агнец, напоминает копие, коим прободено было ребро Господа, покровцы – плащаницу и т. п.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

Истоки христианской настенной живописи также следует искать в античных фресках, подобных тем, что сохранились в Помпеях. Тематически христианское искусство в течение II–V веков постепенно отходило от античных образцов, но в плане живописной техники христианские художники продолжали античные традиции. Становление раннехристианской живописи можно проследить на примере настенных изображений в римских катакомбах. Эти изображения, датируемые периодом со II по VI век, могут быть условно разделены на три категории: 1) символы и символические изображения; 2) изображения, навеянные античными образами, переосмысленными в христианском духе; 3) картины на христианские сюжеты, иконы. Все эти изображения имеют нравственно-дидактический характер и призваны отразить основные истины христианского вероучения. Большинство изображений выполнено в технике фрески, однако встречаются и мозаики (в частности, в катакомбах Домициллы). К числу раннехристианских символов относятся рыба, якорь, корабль, виноградная лоза, агнец, корзина с хлебами, птица-феникс и целый ряд других. Рыба является одним из наиболее ранних и широко распространенных христианских символов, имевших многообразное толкование. Кроме того, рыба воспринималась как символ крещения. Одним из древнейших символов Евхаристии является изображение рыбы со стоящей у нее на спине корзиной с хлебами и вином: это изображение находится в катакомбах Каллиста. К числу евхаристических символов относятся виноградная лоза, кисть винограда, два павлина, пьющие из чаши. Корабль, руль, парус и якорь были символами Церкви как спасительного Ноева ковчега. Птица-феникс служила символом воскресения и бессмертия. Образ Доброго Пастыря – юноши в пастушеской одежде с ягненком или козленком на плечах – был символом Христа. Другим важнейшим христологическим символом был агнец, нередко изображавшийся в круге или с нимбом вокруг головы. Все перечисленные символы имели языческое происхождение, однако, будучи включены в христианский обиход, они превратились в ту тайнопись, при помощи которой христиане напоминали друг другу об основных истинах веры.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Евхаристическое богословие Св. Отцов и благодатный опыт жизни в Церкви раскрывают неисчерпаемое сокровище спасительной Литургии, благодатные дары, подаваемые участвующим в ней соборной молитвой, приношением и Причащением. О. Иоанн неустанно своими проповедями и призывами, своей молитвой и совершением Литургии вводил в церковную евхаристическую жизнь своих современников, большею частью пребывавших в равнодушии и небрежении к Литургии, в евхаристической холодности, которая, по словам о. Иоанна, происходит «от недостатка рассуждения, от маловерия и неверия и житейских страстей». Духовный мрак, разразившийся катастрофой, о. Иоанн озарил невечерним светом Литургии и указал путь к духовному возрождению и оцерковлению мира, жизни и культуры, путь к истинной духовной жизни верующих. Этот путь – Евхаристия, Литургия. Блаженный Кронштадтский пастырь был пророк Св. Чаши, евхаристического возрождения. Он не преставал указывать на плоды причащения Св. Тайн и петь вдохновенные гимны Литургии и Евхаристии, каждое слово которых насыщено глубоким содержанием для верующего. «Что такое Литургия? – Божественная вечеря, брак Агнца, на которой Агнец Божий соединяется с душами верующих... Нет ничего выше и более Литургии – ни на небе, ни на земле... Дело Божие, совершаемое Литургией, превосходит своим величием все дела Божии, совершенные в мире... Это истинно небесное служение Божие на земле, при котором быть разумно и достойно – есть блаженство, мир и отрада для души... О сколь величественна, свята спасительна Литургия для христианина! Храм истинно делается небом! Ибо Бог в Троице нисходит на Св. Животворящий Престол каждый день и совершает чудо милосердия Своего, претворяя хлеб и вино в Пречистое Тело и Пречистую Кровь Сына Божия и удостаивает верующих причастия их... Если бы мир не имел Пречистого Тела и Крови Господа, он не имел бы главного блага, блага истинной жизни, имел бы лишь признак жизни – не имел бы дара освящения; словом, совокупности всех истинных, нетленных благ». «О Литургия святая, божественная... всеспасительная, всеосвятительная... Ты жертва о всех и за вся – о всех святых (жертва благодарственная и хвалебная) и за вся – за всех живых и умерших (жертва умилостивительная и очистительная)... Ты землю обращаешь в небо! Ты земных человеков делаешь небесными, и сколько их соделала таковыми – несть числа – во все прошедшие века и в текущие и соделаешь в грядущие...

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Sove/pro...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010