Нельзя, поэтому, быть членом Церкви, но не причащаться того, что есть Тело Христово, или Сама Церковь . В Евхаристии – знак церковности. Вот, что читаем мы у Златоуста: «Чтобы не любовию только, но и самим делом быть нам членами Плоти Христовой, будем соединяться с этой Плотью. А это бывает через пищу, которую Христос даровал, чтобы выразить Свою великую любовь к нам. Для этого Он смесил Самого Себя с нами и растворил Тело Свое в нас, чтобы мы составили нечто единое, как тело, соединенное с головою. И это есть знак самой сильной любви... Чтобы ввести нас в большее содружество с Собою и показать Свою любовь к нам. Он дал желающим не только видеть Его, но и осязать, и есть, и касаться зубами Плоти Его, и соединяться с Ним, и насыщать Им всякое желание» 14 . Вот каков этот таинственный Хлеб Жизни, Хлеб Небесный. Сам Христос, сошедший с небес и родившийся от Пречистой Девы в граде Вифлееме, в «Доме Хлеба», так как [Вифлеем] значит, именно, Дом Хлеба, – Он внесен по прошествии 40 дней, когда настало «время сотворити Господеви», в Храм и принят там праведным Симеоном, словно приношение Хлеба для Тайной Евхаристической Вечери. Предназначенный еще от вечности к причастию верных, к их освящению и обожению, как от вечности же, прежде создания мipa, предназначен к заколению и Агнец Божий ( 1Пет. 1:20 ). В дивной молитве св. Амвросия Миланского, положенной Церковью для чтения иереем перед совершением Литургии, так сказано об этом Хлебе: «Хлеб сладчайший... Хлеб чистейший, всякия сладости и благовония исполненный, Хлеб, имже питаются преизобильно ангели на небеси... Хлебе святый, Хлебе живый, Хлебе вожделенный, сходяй с небесе и даяй мipobu жизнь» 15 . Хлеб, стало быть, вечного бессмертия. Хлеб соборного единения в Церкви. Всё в этом учении Спасителя полно тайны и не поддается анализу рассудка. Таинственность Хлеба вечной жизни обнаруживается и в самом библейском прообразе его, т.е. в этой необычайной ветхозаветной манне. «Иудеи, – говорит толкователь священного текста, – видя падающую манну, спрашивали друг друга: «Что есть это?» – ибо не знали, что это было...

http://azbyka.ru/otechnik/Kiprian_Kern/e...

Священник тайно продолжает евхаристическую молитву, прославляя благодеяния Божии, бесконечную любовь Божию, явленную в пришествии на землю Сына Божия, и, вспоминая Тайную Вечерю, когда Господь установил таинство причащения, произносит вслух слова Спасителя: " Приимите, ядите, сие (это) есть Тело Мое, еже (которое) за вы (за вас) ломимое во оставление (прощение) грехов " и " Пийте от нея вси, сия (эта) есть Кровь Моя Новаго Завета, яже (которая) за вы и за многия изливаемая во оставление грехов " . После этого священник в тайной молитве кратко вспоминает заповедь Спасителя о совершении причащения, прославляет страдания Его, смерть, воскресение, вознесение и второе Его пришествие и вслух произносит: " Твоя от Твоих Тебе приносяще о всех и за вся " (о всех членах Церкви и все благодеяния Божии). Певчие протяжно поют: " Тебе поем, Тебе благословим, Тебе благодарим, Господи; и молимтися, Боже наш " , а священник в тайной молитве просит Господа ниспослать Духа Святого на предстоящих людей и на предложенные Дары, чтобы Он освятил их. Затем вполголоса он читает тропарь 3 часа: " Господи, Иже Пресвятаго Твоего Духа в третий час апостолом Твоим низпославый, Того, Благий, не отыми от нас, но обнови нас, молящихтися " . Диакон произносит двенадцатый стих 50 псалма: " Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей " . Священник опять читает тропарь 3 часа, диакон произносит тринадцатый стих 50 псалма: " Не отвержи мене от лица Твоего и Духа Твоего Святаго не отыми от мене " . Священник третий раз читает тропарь 3 часа. Благословляя Святой Агнец (на дискосе), он говорит: " И сотвори убо хлеб сей — честное Тело Христа Твоего " . Благословляя вино (в Святой Чаше), он говорит: " А еже в чаши сей — честную Кровь Христа Твоего " . Диакон по каждом возгласе говорит: " Аминь " . Наконец, благословляя хлеб и вино вместе, священник говорит: " Преложив Духом Твоим Святым " . Диакон же трижды говорит: " Аминь, аминь, аминь " . В эти великие и святые минуты хлеб и вино пресуществляются в истинное Тело и истинную Кровь Христову. Священник делает пред Святыми Дарами земной поклон как Самому Царю и Богу. Это — самый важный момент Литургии.

http://pravoslavie.ru/put/biblio/molitva...

Следует еще особо отметить то истолкование Ин.19:34 , которое находится в последовании православной проскомидии на Литургии святого Иоанна Златоуста и святого Василия Великого . Святой Агнец по изъятии прободается священником с левой стороны копием со словами: «Един от воин копием ребра Его прободе», а затем, вливая в Чашу «святое соединение» (вино с водой), священник произносит слова: «и абие изыде кровь и вода», и после того, указуя рукой на Чашу, прибавляет: «и видевый свидетельствова и истинно есть свидетельство его». Что означает эта символика? Не содержит ли и она отожествления излиявшейся из ребра крови и воды с Евхаристической Кровью с отрицанием различия между ними? По нашему разумению, нет, не содержит. Проскомидия (как и вся Литургия) имеет вообще двоякое содержание: прежде всего она есть Таинство преложения Святых Даров и Причащения, но сверх того, она есть воспоминательно повторяемое Боговоплощение в его основных моментах, соответствующих различным символическим действиям на Литургии. В частности, и на проскомидии в соответствующие моменты воспоминается и Рождество Христово, и Страсти Его, и Воскресение. Но именно в порядке такого воспоминания произносятся слова Ин.19:34 , но тем самым момент этот не вводится в само Евхаристическое действо. Таинство совершается через воспоминательное воспроизведение самой Вечери Господней и произнесение установительных слов Господних, получающее совершительную силу в эпиклезисе, а здесь уже нет никакого отношения к Ин.19:34 . Разумеется, Кровь Христова субстанциально едина и самотожественна и в Евхаристической Чаше, и в ее излиянии на Кресте из пяти ран Христовых, и особливо из ребра Его. Однако она различна в образах своего существования и явления для человека. И в этом смысле прежде всего различается Кровь Христа, предназначаемая для Причащения и к нему не предназначаемая, Евхаристическая и неевхаристическая, таинственная и непосредственная. Я уже обращал внимание на то важное обстоятельство, 228 что на Тайной Вечере Господь, непосредственно присутствовавший среди учеников со Своим собственным земным телом и кровью, причащал их, однако, не этим последним, но таинственным Телом и Кровью, в которые преложены были хлеб и вино. Таким образом, уже здесь, при несомненном тожестве Евхаристических элементов с Телом и Кровью Христовой, было проведено и указанное различие между ними. Это же самое различие мы должны удержать и здесь: кровь и вода, излиявшиеся из ребра, не имели Евхаристического предназначения. Поэтому лишь в силу общего тожества Крови Христовой, как излиявшейся из ребра, так и таинственно-евхаристической, событие на Кресте символически соотносится с соответствующим актом проскомидии.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

Храм являет образ единства Церкви Христовой при множестве входящих в нее членов. Церковь есть подлинное и всеединое богочеловечество. В полноту Церкви включается не только человеческий род, но и все живое, все существующее, весь богозданный космос. Храм есть место приведения искупленного во Христе человечества и вместе с ним всей покоренной ему твари к Богу. Религиозным сознанием храм воспринимается как ноуменальный космический и вместе с тем апокалиптический центр, как откровение Софии, Премудрости Божией, как исполнение предвечного замысла Творца о мире и человеке, как явление Царства Божия на земле. Храм – икона космического Дома Премудрости, место совершающегося преображения земной жизни по образу небесной. Слова «храм» и « церковь » в русском языке синонимы. Церковь есть мистическое тело Христово, в котором осуществляется тайноводческая жизнь, процесс освящения и преображения человечества. И то и другое нашло свое конкретное воплощение в нашем церковном зодчестве – в кубической форме храмов, напоминающих евхаристический Агнец. Перефразируя известное изречение святого Иринея Лионского , можно сказать, что русская храмовая архитектура выражает Евхаристию, а Евхаристия подтверждает церковное учение. Особенностью русских храмов, также заключающей в себе определенный литургический смысл, является оригинальное решение купола. Если в Византии купол храма означал небесную сферу, свод, то на Руси луковичная форма купола воплощала идею глубокого молитвенного горения к небесам. При взгляде на московский «Иван Великий» кажется, что мы видим перед собой как бы гигантскую устремленную к небесам свечу, а многоглавые Кремлевские соборы кажутся огромными многосвечниками. Древняя русская икона – свидетельство высокого богословского уровня церковного ведения на Руси. Икона призвана выражать учение Церкви. Русскую икону создало глубокое по своей религиозности православное веросознание нашего народа. Икона есть особая форма откровения Божественной реальности, окно в духовный, небесный мир. Условным иератическим языком икона выражает реальность жизни в Боге, умную красоту преображенной твари, Церковь в ее сакраментальном и эсхатологическом аспектах. Софийные иконы преимущественно раскрывают всемирное, космическое назначение Церкви, в которой собирается всякая тварь, ангельский собор и человеческий род для вселенского славословия Господа.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/ekk...

Этой молитвой священник выражает благодарность верующих за великую честь, которой удостаивает нас Господь – стоять всем в этот час перед святым жертвенником в храме, отличном от всех мирских жертвенников, прежде всего языческих и сатанинских. Еще священник благодарит Бога, за то, что он удостоил его прибегнуть к Его состраданию, ради наших своих собственных грехов и неведения народа. Затем он просит Господа сделать его достойным евхаристической Жертвы и достойным взывать к Его пресвятому Имени. Чистота священника – это условие безупречного совершения страшных Таинств. Святой Иоанн Златоуст подчеркивает, что душа священника должна быть чище лучей солнца 286 . Священник «нуждается в ангельском чине и очищении», отмечает святой Феогност. «Иначе, – продолжает святой, – смешивая темноту со светом и зловоние с миром, скоро мы, священники, унаследуем «увы», то есть вечный плачь и гибель нашей души, подобно святотатцам. Подумайте, какими должны быть руки, которые совершают эти Таинства. Каков должен быть язык, которым произносятся Божественные слова, и разве не должна быть святой душа, которая – Таинством Священства – получила столько Благодати Святого Духа! Однако то, что, в конце концов, делает священника достойным совершить Святое Возношение, – это «бездна смирения». Смирись, чтобы быть готовым как агнец к закланию, считая всех выше себя. Считай самого себя землей, грязью, шелудивым псом. Всегда плачь, когда ты удостаиваешься быть призванным в общество и близость с Богом посредством причащения Святых Даров, благодаря невыразимому человеколюбию и неописуемой благости Бога» 287 , – заключает святой Феогност. Со смирением священник осознает тот факт, что он находится перед жертвенником, на месте Христа: «место несет Христово». (Все священники – и особенно будущие церковнослужители – должны постоянно читать главы святого Феогноста 13–23, 37–38 и 50–60 (из «Добротолюбия», том 2ой, перевод Галитиса). Они очень нам помогут.) «АМИНЬ», которое поют верующие в конце первой молитвы верных, означает, что они чувствуют высоту и опасности духовного служения. Поэтому и весь народ, который находится вне святого алтаря, то есть в среднем храме, сострадает и молится со священником, который совершает Божественные Таинства. Это «АМИНЬ» не похоже на гром небесный после «Благословенно царство…», но братская поддержка священнику со стороны верных.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Обратимся к образу Христа - Доброго Пастыря. Основной источник этого образа - евангельская притча, в которой Сам Христос называет Себя так (Ин 10:11-16). Собственно образ Пастыря коренится в Ветхом Завете, где нередко предводители народа израильского (Моисей - Ис 63:11, Иисус Навин - Числ 27:16-17, царь Давид в псалмах 77, 71, 23) называются пастырями, о Самом же Господе говорится - " Господь, Пастырь мой " (Пс Господе говорится - " Господь, Пастырь мой " (Пс 23:1-2). Таким образом, Христос в евангельской притче указывает на исполнение пророчества и обретение утешения народом Божьим. К тому же образ пастыря имел и имеет всем понятный смысл, так что и поныне в христианстве принято называть священников пастырями, а мирян - паствой. Христос-Пастырь изображается в виде античного пастуха, одетого в хитон, в пастушеских зашнурованных сандалиях, нередко с посохом и сосудом для молока; в руках он может держать тростниковую флейту. Сосуд для молока символизирует Причастие; жезл - власть; флейта - сладость Его учения ( " Никто никогда не говорил так, как этот человек " - Ин 7:46) и упования, надежды. Такова мозаика начала IV в. базилики из Аквилеи. Художественными прототипами образа могли послужить античные изображения пастуха, покровителя стад Гермеса , с ягненком на плечах, Меркурия с барашком у ног - образ Богообщения. Агнец на плечах Доброго Пастыря божественной радости о пропавшей овце - кающемся грешнике - в Евангелии от Луки (Лк 15:3-7), где раскрывается и пророчество Исайи: " Агнцев будет брать на руки и носить на груди своей, и водить дойных " (Ис 40:11). Тут тайна искупления мира во Христе, отношения Бога, " полагающего жизнь свою за овец " (Ин 10:11), к людям. Овца в данном случае есть образ падшей человеческой природы, воспринятой Богом и возведенной Им к Божественному достоинству. С образом Доброго Пастыря в раннехристианском искусстве соседствует образ Агнца - ветхозаветного прообраза жертвы Христа (жертва Авеля; жертва Авраама, пасхальная жертва) и евангельского Агнца, " вземлющего грехи мира " (Ин 1:29). Агнец - Христос нередко изображается с принадлежностями пастуха, что буквально следует словам Откровения " Агнец будет пасти их и водить их на живые источники вод " (Откр 7:17). Агнец есть евхаристический образ, и в христианской иконографии он нередко изображается на дне литургических сосудов. Агнцем называется в современной литургической практике и часть просфоры, освящаемая в Евхаристии.

http://pravoslavie.ru/archiv/simvolika/s...

Обратимся к образу Христа — Доброго Пастыря. Основной источник этого образа — евангельская притча, в которой Сам Христос называет Себя так (Ин 10:11–16). Собственно образ Пастыря коренится в Ветхом Завете, где нередко предводители народа израильского (Моисей — Ис 63:11, Иисус Навин — Числ 27:16–17, царь Давид в псалмах 77, 71, 23) называются пастырями, о Самом же Господе говорится — “Господь, Пастырь мой” (Пс 23:1–2). Таким образом, Христос в евангельской притче указывает на исполнение пророчества и обретение утешения народом Божьим. К тому же образ пастыря имел и имеет всем понятный смысл, так что и поныне в христианстве принято называть священников пастырями, а мирян — паствой. Христос-Пастырь изображается в виде античного пастуха, одетого в хитон, в пастушеских зашнурованных сандалиях, нередко с посохом 8 и сосудом для молока; в руках он может держать тростниковую флейту. Сосуд для молока символизирует Причастие; жезл — власть; флейта — сладость Его учения (“Никто никогда не говорил так, как этот человек” — Ин 7:46) и упования, надежды. Такова мозаика начала IV в. базилики из Аквилеи. Художественными прототипами образа могли послужить античные изображения пастуха, покровителя стад Гермеса с ягненком на плечах, Меркурия с барашком у ног. Агнец на плечах Доброго Пастыря — образ Богообщения, божественной радости о пропавшей овце — кающемся грешнике — в Евангелии от Луки (Лк 15:3–7), где раскрывается и пророчество Исайи: “Агнцев будет брать на руки и носить на груди своей, и водить дойных” (Ис 40:11). Тут тайна искупления мира во Христе, отношения Бога, “пола-гающего жизнь свою за овец” (Ин 10:11), к людям. Овца в данном случае есть образ падшей человеческой природы, воспринятой Богом и возведенной Им к Божественному достоинству. С образом Доброго Пастыря в раннехристианском искусстве соседствует образ Агнца — ветхозаветного прообраза жертвы Христа (жертва Авеля; жертва Авраама, пасхальная жертва) и евангельского Агнца, “вземлющего грехи мира” (Ин 1:29). Агнец — Христос нередко изображается с принадлежностями пастуха, что буквально следует словам Откровения “Агнец будет пасти их и водить их на живые источники вод” (Откр 7:17). Агнец есть евхаристический образ, и в христианской иконографии он нередко изображается на дне литургических сосудов. Агнцем называется в современной литургической практике и часть просфоры, освящаемая в Евхаристии.

http://pravmir.ru/drevnexristianskaya-iz...

А вот дальше идут стихи, которые употребляются каждый день, когда священник готовится служить Литургию. Как вы знаете, её предваряет Проскомидия, когда заготавливается Агнец – это будет будущее тело Христа во время эпиклезиса на Литургии во время «Тебе поем», когда призывается Дух Святый на хлеб и вино и они претворяются в Тело и Кровь. Так вот это сначала нужно приготовить. Большая агничная просфора. Вот священник берёт эту большую просфору, ставит на жертвеннике на дощечке; в правой руке у него копие, и отрезая правый бок, он произносит слова: Яко овца веденъ былъ От на – поворачивает другой стороной и отрезает следующий бок, – и какъ агнецъ предъ стригущимъ Его безгласенъ, такъ Онъ не отверзалъ устъ Своихь. – Поворачивает третью сторону и отрезает копием, – Отъ узъ и суда Онъ быль взятъ; – и четвёртую сторону, – но родъ Его кто изповсть? – Кто определит, откуда Он произошёл? Забыли все, что Он из Вифлеема, думали, что из Назарета, и вообще думали, что это обычный человек. Вот эти обрезки и будут составлять антидор, но нужно подрезать ещё низ, чтобы вынуть часть эту. Следующие слова – Ибо Он отторгнут от земли живых; за народа Моего претерпел казнь. – Поддел низ, вынул и ставит на дискос. Затем этим же копием вонзает в левый бок и произносит уже слова из Евангелия (см. Ин. 19:34–35 ): Единъ отъ воинъ ребра Его изыде кровь и вода и видевый свидтельствова и истинно есть свидтельство его. Вот этот будущий Агнец, Который во время канона Евхаристического струей! Вот Лермонтов гениально изобразил поэтическим словом то, что написано в Библии. Вот если бы они немножко не были такими гордыми, и жизнь бы была у них другой. Сколько бы они ещё создали произведений прекрасных. Ну, что ж говорить, сослагательного наклонения в истории нет – «если бы» нет! А вот есть то, что есть. Дальше. Следовательно, вода из камня – вы поёте ирмос Пасхальный: пиво новое, не отъ камени неплодна чудодемое, – то есть не воду, которую из неплодного камня вывел чудесным образом Моисей, но нетления источник – для нас другой камень – что? – гробница Иосифа, в которую положен был Христос, – но источникъ, изъ гроба одождивша Христа, въ Немъ же утверждаемся ”. – Вот и должны утверждаться в Нём, как в Камне, и как в Источнике воды живой. А этой водой живой является Его учение, Его благодать. Дальше]. Но не о многих из них благоволил Бог , ибо они поражены были в пустыне. А это были образы для нас [прообразы ], чтобы мы не были похотливы на злое, как они были похотливы. Не будьте также идолопоклонниками, как некоторые из них, о которых написано: народ сел есть и пить, и встал играть [на что намёк? Не будьте идолопоклонниками, как из них многие. В отсутствие Моисея народ сразу развратился и потребовал от Аарона слить им тельца. Тому пришлось уступить. Вот Господь хотел за эту слабость поразить Аарона, – пишет Моисей, – но я молился и за Аарона, чтобы Господь его помиловал (см. Втор. 9:20 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/lektsii...

Евхаристический Агнец – это четвероугольная частица, вырезаемая во время проскомидии из первой просфоры, которая в конце Евхаристического канона пресуществляется в Тело Христово. Приступая непосредственно к проскомидии, священник левой рукой берет просфору для Агнца, а правою святое копие и, делая им трижды знамение креста над печатью просфоры, произнося каждый раз слова «В воспоминание Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа», режет просфору с правой стороны печати (там, где буквы IC и NI – со стороны священника слева) со словами «Яко овча на заколение ведеся»; режет с левой стороны (там, где буквы ХС и КА – со стороны священника справа (со словами «И яко агнец непорочен, прямостригущаго его безгласен, тако не отверзает уст своих»; затем надрезает верхнюю сторону печати (где слова IC ХС) произнося со словами «Во смирение Его суд его взятся»; надрезает нижнюю сторону просфоры (со словами НИКА), произнося: «Род же Его кто исповесть». И таким образом обрезанную середину вынимает из просфоры со словами: «Яко вземлется от земли живот Его» – и полагает на дискосе. Надо объяснить значение этих слов. Крестная смерть Спасителя не была событием неожиданным, непредвиденным – Господь Бог задолго открыл о ней своим избранным, а они предсказали об этом в Священном Писании. Например, царь и пророк Давид в псалме так точно предсказал обстоятельства крестной смерти Господа Иисуса, как будто сам был очевидцем: Боже мой! Боже мой! [внемли мне] для чего Ты оставил меня? Далеки от спасения моего слова вопля моего. Боже мой! я вопию днем,- и Ты не внемлешь мне, ночью, – и нет мне успокоения. Все, видящие меня, ругаются надо мною, говорят устами, кивая головою: «он уповал на Господа; пусть избавит его, пусть спасет, если он угоден Ему». Сила моя иссохла, как черепок; язык мой прильпнул к гортани моей, и Ты свел меня к персти смертной. Ибо псы окружили меня, скопище злых обступило меня, пронзили руки мои и ноги мои. Можно было бы перечесть все кости мои; а они смотрят и делают из меня зрелище; делят ризы мои между собою и об одежде моей бросают жребий ( Пс.21:2-3. 8-9. 16-19 ).

http://azbyka.ru/chto-takoe-prosfora-ant...

и не поверите в жизнь вашу». 62. Давид сказал: «Отчего взволновались язычники и народы замыслили тщетное? Предстали цари земли и собрались князья воедино на Господа и на Христа Его». 63. А Иеремия: «Я же, как агнец беззлобный, ведомый на заклание, замышляли на меня сказавшие злое: “Придите, вложим древо в хлеб его и истребим его от земли живых, и имя его не вспомнится”«. 64. И Исаия: «Как овца, на заколение веден Он, и как агнец безгласный пред стрегущим его, так не отверзает уст Своих. Род же Его кто изъяснит?» Христос, Лука и Клеопа приближаются к Эммаусу. Господь «показывал им вид, что хочет идти далее. Но они удерживали Его, говоря: останься с нами, потому что день уже склонился к вечеру. И Он вошел и остался с ними» (Лук. 24:28–29). Святитель Григорий Двоеслов считал, что этот поступок Господа явился призывом к гостеприимству, который поспешили исполнить ученики и чрез это они уверовали. «Но для чего мы говорим “приглашают”, когда там написано: “они удерживали Его”? Из этого именно примера выходит заключение, что странники не только должны быть против воли заводимы в гостиницу, но и влекомы туда. Они (путешественники в Эммаус) поставляют трапезу, предлагают пищу и Бога, Которого не узнали по изъяснению Св. Писания, узнают в преломлении хлеба. Итак, слушая заповеди Божии, они не просветились, а исполняя их, просветились; потому что написано: “не слушатели закона праведны пред Богом, но исполнители закона оправданы будут” (Рим. 2:13). Посему, кто хочет разуметь слышанное, тот должен поспешать исполнением на деле того, что уже мог разуметь. Вот Господь не узнан, когда говорит, и сподобил узнать Себя, когда начинал есть. Итак, возлюбленнейшая братия, гостеприимство возлюбите, к делам любви прилежите» (22 беседа). И вот здесь и происходит отверзение духовных очей учеников: «И когда Он возлежал с ними, то, взяв хлеб, благословил, преломил и подал им. Тогда открылись у них глаза, и они узнали Его. Но Он стал невидим для них» (Лук. 24:30–31). Перед нами литургическое таинство. Преломление хлеба очевидно носило евхаристический характер. Но и шествие в Эммаус имело характер литургии, как она нам известна из Деяний и Первой апологии Юстина Философа, когда, по его словам, вначале читаются Писания пророков и воспоминания апостолов, затем предстоятель в проповеди увещевает подражать этим прекрасным вещам, а затем приносится чаша и хлеб, которые освящаются призыванием Слова. Точно так же и Господь вначале приводит Писание и изъясняет его, а затем как Первосвященник нашего спасения совершает Евхаристию.

http://pravoslavie.ru/70154.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010