В древности не было единства в изображениях и надписях на священных сосудах. На дискосах изображались Богомладенец в яслях, Крест, дева Мария; на потирах – Пастырь добрый с заблудшей овцой на раменах, Агнец, несущий Крест. Позднее в изображениях на сосудах достигалось все большее единообразие, так что ныне обычно на дискосах изображают Ангелов или Крест; на потирах с западной, лицевой по отношению к священнику стороны – образ Христа Спасителя, с северной стороны – образ Матери Божией, с южной – Иоанна Предтечи, то есть деисис, с восточной – Крест. Любовь православных людей к Евхаристии и благоговение перед святостью богослужебных сосудов вдохновляли многих старинных мастеров на создание таких дискосов и потиров, которые по праву считаются вершиной ювелирного искусства, давно стали достоянием общечеловеческой культуры. Следует заметить, что создание золотых или серебряно-вызолоченных украшенных евхаристических сосудов диктуется отнюдь не стремлением к роскоши и ошеломляющему блеску в мирском смысле. Небесной славе и величию таинства Евхаристии должны соответствовать по мере возможности и самые материалы, из которых изготовляются сосуды для этого Таинства, ибо редкие драгоценные металлы и камни являются земным отображением небесных, Божественных достоинств, качеств, различных добродетелей и духовных дарований Святой Христовой Церкви. При правильном отношении к красоте, как к одному из явлений Софии – Премудрости Божией, дорогие священные сосуды могут преподать сознанию человека множество глубоких духовных уроков. Звездица – богослужебный предмет из двух металлических крутых дуг, соединенных в центре пересечения болтиком или винтиком с гайкой так, что дуги могут соединяться вместе, покрывая одна другую, и раздвигаться крестообразно. Свое название звездица получила оттого, что по окончании проскомидии ее, раздвинув крестообразно и окадив фимиамом, поставляют на дискос со словами из Евангелия: «И пришедши звезда, ста вверху, идеже бе Отроча» ( Мф. 2, 9 ). Звездица при этом ставится так, что под пересечением ее дуг оказывается Агнец, находящийся в центре дискоса. Этим обозначается Рождество Христово, при котором таинственная звезда, указывавшая волхвам путь к месту Рождества Царя мира, остановилась над Вифлеемской пещерой. Введение звездицы в литургическое употребление единодушно приписывается святому Иоанну Златоусту .

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

«Новый Завет с Чаши начался. Агнец Божий закалается за нас. Видимо, мы так дороги Богу, что нужен этот Агнец Божий, Сын Божий. Видимо, мы великие грешники, что ничем нас нельзя простить, а только жертвой Сына Божия, Который за нас закалается. Нет других средств нас освятить, как Таинственной Чашей – Телом и Кровью Сына Божия. О чем это говорит? Говорит о том, как мы должны ревновать об этом, как мы должны дорожить такими благодатными возможностями и как мы должны строить новую нашу благодатную жизнь. Начнем жить по-новому. Как хорошо! А какая светлая радостная надежда у нас будет! Слава Богу!» Перед пением «Тебе поем», перед евхаристическим каноном батюшка опять призывает всех к тишине размышления, к особой сосредоточенности, к глубокому осмыслению творимой всеми молитвы «о всех и за вся» и предстоящего причащения Тела и Крови Христа, т. е. соединения с Ним и со всеми ближними. «Вот наступают величайшие минуты Литургии – «о всех и за вся». Нужно, чтобы эта молитва была за весь мир; чтобы этой молитвой Господь сохранил мир, его бытие, потому что вы сами знаете, в каком положении теперь находится человечество, вообще все. Требуется такая сила, которая бы сохранила человечество от жуткого, отчаянного момента. Кто же сохраняет мир в его равновесии? Чаша Христова. Если вы действительно этому миру могущественной силы желаете, то только ваше усердное причащение сохраняет мир и его бытие. Господь не допустит уничтожения мира. Что дает нам Чаша? Святость. Чаша дает нам здоровье, дает нам бессмертие. Чашей мы служим миру. Никто так не послужит миру, никакой изобретатель, никакие труженики, никакие средства так не послужат миру, как мы своим причащением. Почему? Ты, человек, восстанавливаешься во всей полноте. И эту полноту не для самого удовольствия получаешь. Ты Господу приносишь молитвы: «Твоя от Твоих… о всех и за вся». Поэтому с верой будем приходить к Чаше, имея в виду то, что мы вот в храме Божием имеем благодать, а сколько в этот самый час несчастных в тюрьмах, в трудных тяжких обстоятельствах, работах. А сколько в домах умалишенных, сколько трудностей у людей! Вы приходите с такими трудностями за себя и за своих близких, а сколько пишут еще.

http://azbyka.ru/otechnik/Viktor_Mamonto...

См. подробнее:  О времени пресуществления Святых Даров на Литургии . Поклонение перед Святыми Тайнами, осмысливается как поклонение Богу. 1) Поскольку в Святых Тайнах Господь Иисус Христос присутствует целиком с плотью, душой и Божеством, постольку совершая поклонение перед Святыми Дарами, верующие поклоняются Самому Господу Иисусу Христу. 2) Такие виды поклонения как совершаемые перед иконами, мощами и т.п, являются почитательными. См. подробнее:  Образ и следствия присутствия Иисуса Христа в таинстве Евхаристии . В Евхаристии мы причащаемся воскресшей и вознёсшейся Плоти Христа. 1) Православная Церковь признаёт тождественность евхаристических и исторических Тела и Крови Спасителя, то есть того Тела, «которое родилось в Вифлееме от Приснодевы, крестилось во Иордане, пострадало, погребено, воскресло, вознеслось, сидит одесную Бога Отца, имеет явиться на облаках небесных» (Послание восточных патриархов, член 17). Таким образом, «то же самое Тело Христово находится и на небе, и в таинстве Евхаристии» (догматическое определение Константинопольского собора 1691 г.). 2) Согласно православному толкованию литургии, момент освящения Даров связывается с крестной Жертвой Христа, а указание на Воскресение усматривается в причащении и окружающих его священнодействиях. См. подробнее:  Святоотеческое учение о Евхаристии . Таинство Евхаристии является самой Тайной вечерей. Каждая литургия не есть только воспоминание Тайной Вечери, ибо этого недостаточно, и не есть повторение Тайной Вечери, ибо это невозможно. Каждая литургия есть сама Тайная Вечеря. Мы незримо для телесных очей входим в пространство Сионской горницы и из рук Христа приемлем ту самую Чашу, и мы находимся в Царстве будущего века. См. подробнее:  Была ли Тайная Вечеря последней? Во время совершения Божественной литургии, Христос не разделяется, просто святой хлеб в каждом храме, становится одно и то же с Телом, которое на небесах. 1) Весь Христос присутствует в каждой части Евхаристических Даров. В молитве на раздробление Святого Агнца говорится: «Раздробляется и разделяется Агнец Божий, раздробляемый и неразделяемый», потому что разделение Евхаристического Хлеба и Вина ни в коей мере не предполагает разделения Самого Христа. Причащаясь любой, даже самой малой частицы Святых Даров, человек принимает в себя всего Христа, соединяется с Ним.

http://azbyka.ru/quiz/evharistija/

В толковании Крещения Феодор говорит об отречении от сатаны почти как о судебной тяжбе между сатаной и крещаемым. Во время Евхаристии, когда диаконы вносят хлеб, они изображают служение невидимых сил 938 . Алтарь – это гроб, а покровы на алтаре являются образом погребальной плащаницы 939 . Когда диаконы взмахивают рипидами, они снова изображают служение ангелов, которые поклоняются внушающему трепет Телу 940 . Таким образом, Святые Дары уже являют мертвое Тело Христа. Оно будет оживлено во время анафоры призыванием Святого Духа в эпиклезе, которой завершается Воскресение, и Святые Дары становятся животворящими. Во время анафоры священник «приготовляет нас всех увидеть в Евхаристии дар Христа Бога нашего» 941 . И прп. Ефрем, и Феодор Мопсуестийский создали плодородную почву для восточносирийской сакраментальности. Согласно прп. Ефрему, все вещи являются потенциальными символами, которые Бог может использовать для откровения Своего сокровенного Божества; согласно Феодору, каждое движение и ритуальное действие в богослужении Церкви являет небесную спасительную истину. Гавриил Катрайя бар Лифе и таинство Жертвы Толкование литургии Гавриила Катрайи содержится в рукописи XIII века, хранящейся в Британской библиотеке (Or. 3336). Хотя, по всей видимости, под именем Гавриила Катрайи писали несколько авторов, по внутренним признакам текста его можно датировать началом VII века. Сочинение состоит из пяти мемр, разделенных на главы и посвященных службам рамша, лелйа, цафра и курбана, которую автор называет «службой святых таинств» (rze) 942 . Однако слово «таинства» здесь, как кажется, имеет двойное значение. С одной стороны, оно относится к евхаристической Жертве, с другой – ко всему множеству откровений, являемых в ходе совершения обряда. Так, Гавриил объясняет: 7 . [Молитва] онита в алтаре – это таинство хвалений небесных воинств, которые, видя эти вещи, вознесли новые песни хвалы Господу всех. Или это таинство хвалы Иоанна, который восклицал, говоря: «вот Агнец Божий, Который берет на себя грех мира». 8. Изнесение креста из алтаря – таинство исхода Христа в пустыню и Его борьба с Сатаной. 9. Вынос креста в виму диаконами и священниками – символ частых приходов Христа в Иерусалим вместе с двенадцатью и семьюдесятью учениками. 10. Молитва «Тебе, Господи» (lku Mr) – это таинство исповедания апостолов, высказанного от лица их всех Симоном: «Ты Христос, сын Божий». 11. Два светильника, сопровождающие крест, – таинство светильников двух Заветов, которыми Христос подтверждал слова своего учения, когда говорил, что издревле в законе сказано так и так, а я говорю вам – так и так. 12. Благоуханное каждение – символ грядущего блаженства, обетованного Господом любящим Его и блюдущим Его заповеди.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pra...

Глубоко значение жертвенника в домостроительстве нашего спасения. Великой святыней почитался он уже в Ветхом Завете ( Исх. 30:10 ). Но ветхозаветный жертвенник был только тенью новозаветного. Потому и говорит апостол: «Мы имеем жертвенник, от которого не имеют права питаться служащие скинии» ( Евр. 13:10 ). Жертвенник Нового Завета – это Крест, на котором был заклан Агнец Божий. Перед этим жертвенником Христу сослужат ангелы. Крест – всемирный жертвенник. Под крестами покоится тленный прах усопших христиан. Под небесным жертвенником покоятся души святых (6,11). Так и в наших земных храмах устрояется жертвенник (престол), на котором Церковь каждодневно приносит Богу страшную евхаристическую жертву. Как под небесным жертвенником – души убиенных, так и евхаристия совершается ныне на мощах святых (в древности на гробах мучеников, теперь – на антиминсах со вшитыми частичками мощей). От небесного жертвенника молитвы святых возносятся, как благовонный фимиам к престолу Божию. Так встанем и мы с вами перед жертвенником в наших храмах и помолимся со святым Давидом: «Да направится молитва моя как фимиам пред лице Твое, воздеяние рук моих – как жертва вечерняя» ( Пс. 140:2 ). Мы видим здесь ангела, предстоящего престолу Божию с молитвами всех святых. Ранее мы видели 24 старцев, как они предстоят также с молитвами всех святых (5,8). Потому Церковь на земле и призывает ангелов как усердных о нас ходатаев: «Небесных воинств Архистратизи, молим вас присно мы недостойнии, да вашими молитвами оградите нас кровом крил невещественныя вашея славы» или: «Святый Ангеле Божий, хранителю мой, моли Бога о мне». Так ангелы играют таинственную роль в вознесении нашей молитвы Богу. Потому и не безразлично ангелам, как мы предстоим перед Богом в молитве, и апостол Павел, увещевая нас к приличному виду во время молитвы, говорит: «жена и должна иметь на голове своей знак власти над нею, для Ангелов ( 1Кор. 11:10 ). Если какая жена без стыда приступает к молитве без покрытия головы, то хотя бы ради ангела, которому предстоит вознести ее молитву Богу, она покрыла бы голову! И опять мы видим, как по образу небесному строится наше богослужение земное. Жертвеннику и престолу предстоит ангел с золотой кадильницей, полной фимиама молитв святых, – как и в наших алтарях перед жертвенником и престолом предстоит священник, ангел Церкви (2,1), с кадильницей, воскуряет фимиам и возносит к Богу молитвы своих прихожан о их нуждах, нуждах их близких, о всех христианах. Так по образу служения небесного в Церкви есть образ служения земного. И не раз являемо было, как ангелам земным (священникам) при их служении у престола являлись и ангелы бесплотные. Так преподобный Ефимий Великий (†473), палестинский подвижник, часто видел ангела, совершающего вместе с ним литургию, также преподобному Сергию Радонежскому во время литургии сослужил ангел Господень, что однажды было открыто его ученикам.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Далее он поминает святых иерархов, затем — мучеников, начиная со святого первомученика Стефана; “богоносных отец” и “преподобных матерей”; бессребренников и целителей Косму и Дамиана, Пантелеимона и других; затем — богоотец Иоакима и Анну вместе с другими святыми, принадлежащими к местной церкви. И в завершение, с девятой частичкой, он поминает святого, чья литургия служится, — Иоанна Златоуста или Василия Великого. Закончив формирование частиц с левой стороны Агнца в воспоминание девяти чинов святых из прошлого Церкви, он начинает располагать ниже вынутые частицы за живых и умерших. Другими словами, этот полный образ Церкви сведен воедино начиная из прошлого — со времени Ветхого Завета, через время Воплощения, раннюю Церковь, историю Церкви — вплоть до настоящего времени. В частицах хлеба на дискосе представлена полная историческая панорама. В продолжение Литургии эти частицы дополняются частичками, вынутыми из просфор, которые верующие подают вместе с именами поминаемых людей. Это полное собрание — икона Церкви в хлебе — затем переносится через церковь на Великом входе и располагается на престоле. В течение Литургии для причащения освящается Агнец, окруженный Церковью. Мы молимся о ниспослании Святого Духа не просто на Агнца, но на все, что представлено; мы сами присутствуем на дискосе около Агнца в частицах хлеба, которые представляют нас. Поэтому таинство Пятидесятницы, которое совершается вновь в живой традиции Церкви, исполнено в хлебе при совершении евхаристической службы. Эсхатологическое таинство Литургии Существует также другой аспект Литургии, помогающий расширить рассматриваемую картину. Для этого нам необходимо обратиться к преподобному Максиму Исповеднику, богослову и аскетическому писателю VII века. Если мы посмотрим, каким образом преподобный Максим понимает эволюцию творения, то найдем, что он видит, как, начинаясь в Божественном акте творения, она проходит период движения и развития и получает свою окончательную форму в соответствии с первичным Божественным замыслом. По преподобному Максиму эволюция творения придерживается следующей модели: рождение движение (k…nhsij), покой поэтому мир как творение Божие является направленным событием. Даже в его толковании Священного Писания можно видеть подобную внутреннюю направленность; например, преподобный Максим говорит, что Ветхий Завет — тень, а Новый Завет — икона, но истина, в связи с которой эта тень и икона существуют, войдет в жизнь только тогда, когда наступит полнота времен.

http://pravmir.ru/zhizn-v-budushhem/

Древние христиане «…каждый день единодушно пребывали в храме и, преломляя по домам хлеб, принимали пищу…» ( Деян.2:46 ). Мы должны запасаться благодатью, источаемой от Евхаристической трапезы. Потому что, наступят времена, когда люди будут ходить, как сказано у пророка Амоса, от моря до моря и не смогут найти слово Божие. Тем более, они не найдут, где исповедоваться, где причащаться. Но в те времена «всякий, кто призовет имя Господне, спасется» ( Деян.2:21 ). Если человек хочет исповедоваться, но не может, конечно, Господь понимает эти обстоятельства. Следовательно, само призывание имени Божьего в те времена будет означать то, что человек освобождается от власти зверя, антихриста и избирает Владыкой над собой Бога и подчиняется теократическим принципам. Теократия – власть Бога. Андрей Кесарийский поясняет: «Десять рогов с диадимами и семь голов указывают, что дьявол и антихрист – одно и то же, ибо и выше это отнесено к нему же». Вы, наверное, помните в Евангелии, когда апостолы говорили Иисусу Христу: «Господи! покажи нам Отца, и довольно для нас», Христос ответил: «столько времени Я с вами… Видевший Меня видел Отца» ( Ин.14:8,9 ). Так вот, видящий антихриста будет видеть дьявола, он будет постигать характер дьявола, потому что характер и манера поведения антихриста – это будет именно характер дьявола, он будет выполнять волю своего отца. И мы читаем далее: «Зверь, которого я видел, был подобен барсу; ноги у него – как у медведя, а пасть у него – как пасть у льва; и дал ему дракон силу свою и престол свой и великую власть» ( Откр.13:2 ). Вы видите? Дракон, дьявол, передает своему сыну антихристу власть и престол свой, возможность самостоятельно господствовать на земле. «Зверь, которого я видел, был подобен барсу» . Святой Андрей Кесарийский поясняет: «Барсом называется царство греческое». То есть, управление антихриста будет напоминать эллинский беспорядочный мир. Эллинскую греческую культуру, языческую культуру, которая сыграла ужасную роль в судьбе Западной Церкви в период так называемого «Возрождения», европейского Возрождения, которое по сути дела являлось восстановлением языческих норм морали, а именно – безнравственности.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Затем они были совершенно упразднены в северной Италии святым Амвросием, потому что подавали повод к разным беспорядкам из-за злоупотреблений вином и нецеломудренного поведения на них некоторых участников. Третий Карфагенский Собор 391 года постановил, чтобы верные готовились к Евхаристии говением, и поэтому отделил Евхаристию от агапы. Соборы Лаодикийский и Трулльский (392 г.) запретили совершать агапу в храме и тем самым совершенно лишили их церковно-религиозного характера. Тщетной оказалась попытка, сделанная участниками Гангрского Собора (380 г.), возвратить агапам прежнее значение. К началу V века агапы начали постепенно исчезать. Когда агапу, «вечерю любви», отделили от Литургии, просфорой стали называть только хлеб, употребляемый для совершения Евхаристии. Как просфора используется в Богослужении В общих чертах современное Богослужение сохраняет признаки Богослужений древних. На проскомидии после умовения рук священник и диакон отходят в предложение. Предложением называется та часть алтаря, где приносились или предлагались хлеб и вино для совершения Таинства. В наших храмах нет этой отдельной части, и потому они идут прямо к жертвеннику, за которым и осталось название предложения. Сделав три поклона перед предложением, со словами «Боже, очисти мя, грешного», священник читает тропарь Великого Пятка «Искупил на еси от клятвы законныя…» и с благословением Бога («благословен Бог наш…») начинает проскомидию. Проскомидия (по-гречески – проскомиди) означает принесение, то есть этим словом выражается действие лица приносящего, жертвующего кому-либо какую-либо вещь. Сама же вещь, приносимая, жертвуемая, называется просфора – то есть то, что приносится, дар. Как мы уже знаем, первые просфоры были обыкновенным хлебом. Но со временем это нашли неудобным, и тогда просфоры начали выпекать в церкви. Для Богослужения нужна, собственно, одна просфора – та, из которой вынимается часть для Агнца, но по обычаю древности, когда употребляли пять просфор, это количество и является наименьшим для совершения проскомидии. Просфор может быть и больше десятка, а в больших храмах и сотни,— их может быть столько, сколько подано записок «О здравии» и «Об упокоении». В Церковном Уставе о хлебе, приносимом для Таинства, предписано следующее: он должен быть «от чистыя пшеничныя муки, водою пресною, естественною смешанный и добре испеченный, квасный, непресоленый, свежий и чистый. Иерей же, дерзнувый служити над хлебом зацвелым, сплеснелым или изгорчившимся, или черствым, или растленным, зело тяжко согрешает и извержению попадет, яко таинство на таковых видах не совершится». Вместе с просфорами для совершения Таинства употребляется красное виноградное вино, именно красное, как образ крови. Что такое Евхаристический Агнец

http://azbyka.ru/chto-takoe-prosfora-ant...

Кадит и отдает кадило пономарю. Диакон (иерей) зажигает свечу с правой стороны, произнося:  Аллилуиа. Во свете Твоем узрим свет. Зажигает свечу на левой стороне: Благий и Святый, живущий в обителях света, удали от нас дурные страсти и ненавистные помыслы и даруй нам с чистым сердцем совершать дела правды. Хор поёт:  Слава Отцу и Сыну и Святому Духу. Аллилуиа (трижды)  слава Тебе, Боже  (трижды). Священник снимает покров с Престола, раскрывает антиминс, полагает на него Чашу и дискос, плат и лжицу на правой стороне, а копие и большой покров на левой стороне пред дискосом. Диакон приносит евхаристический хлеб священнику, тот благословляет хлеб и молится: Боже великий и дивный во веки, принимающий жертвы, обеты, начатки и десятины от верных раб Твоих! Приими, Господи, приношения рабов Твоих, отделивших и принесших по любви к Тебе и ради имени Твоего святаго. Сохрани и благослови их всеми духовными благословениями; утеши их неоскудевающими благами и надеждою обетований, данных святым Твоим. Излей благословения Твои на всех нас, даруй здравие и воздержание телам их, чистоту и святость душам их, даруй душам усопших их успокоение в блаженных обителях Твоих во веки, и вместо временных благ даруй им жизнь и царство. Аминь. Кадит хлеб и полагает на дискос, говоря: Как агнец Он был веден на заклание и как овца пред стригущим безмолствовал и не открывал уст своих пред оскорбляющим Его. Затем, взяв хлеб обеими руками, говорит: Боже, принявший жертву от Авеля на поле, от Ноя в ковчеге, от Авраама на вершине горы, от Давида на гумне Орны Иевусеянина, от Илии на горе Кармиле и лепты вдовицы в сокровищнице. Сам, Господи, приими сии приношения, иже приносятся тебе руками моими немощными и грешными, и чрез них помяни доброю памятью живых и умерших, за которых они приносятся, и благослови жизнь тех, которые приносят их. Аминь. Полагает хлеб на дискос, говоря: Уготовал еси, Господи, святилище для пребывания Своего; утверди его Твоими руками; Господь царствует во веки веков. Кадит малый покровец и покрывает им дискос, говоря:

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=896...

Как искушает Господь, мы знаем из Священного Писании. В книге Бытия написано, как Бог искушал Авраама. У Авраама от Сарры родился долгожданный сын Исаак. Он дорос до зрелого возраста (кто-то из толкователей считает, что он был отроком, кто-то – что он был в возрасте Христа), и тогда Господь стал искушать Авраама. Он сказал: Возьми сына твоего, единственного твоего, которого ты любишь, Исаака; и пойди в землю Мориа и там принеси его во всесожжение на одной из гор, о которой Я скажу тебе (Быт. 22, 2). Авраам взвалил на И саака вязанку хвороста, и они пошли на гору недалеко от Голгофы. И начал Исаак говорить Аврааму: …вот огонь и дрова, где же агнец для всесожжения? Авраам отвечал: Бог усмотрит Себе агнца для всесожжения, сын мой (Быт. 22, 7, 8). Авраам, которому было обещано от Бога, что именно через Исаака благословится весь его род и умножится, как песок морской, как звезды небесные, идет, исполняя волю Божию. На горе он разводит костер, связывает Исаака по рукам и ногам, заносит нож для заклания, и тут является Ангел Господень и освобождает Исаака, заменяя его овном. Авраам принимает от Бога заповедь принести своего сына в жертву и одновременно верит в то, что от этого сына произойдет род человеческий. Вот это и есть искушение. С этого момента Авраам называется отцом верующих, потому что вера его определяется не только знанием о том, что Бог есть и Ему надо приносить жертвы, не только тем, что он исполняет Его повеления, но и тем, что он настолько верит в Бога, что может в себе, в своем уме совместить совершенно несовместимые вещи, не поколебавшись ни в одном из этих двух обетований. Это искушение кажется бессмысленным и невероятно жестоким, если мы не видим за ним крестной жертвы нашего Спасителя. Как во время искушения от дьявола Христос отвечает за все человечество и побеждает сатану от имени всего человечества, так и Авраам искушается Богом как все человечество. В его лице Господь испытывает всех нас: достойно ли человечество крестной жертвы Спасителя. Как поется в евхаристической молитве литургии Иоанна Златоуста: «Ибо мир Твой так возлюбил еси, якоже Сына своего Единороднаго дати, да всяк веруяй в Него не погибнет, но имать живот вечный». Авраам приносит в жертву своего единородного сына, и Бог, испытывая его верность и любовь, жертвы не принимает, но в ответ на эту верность и любовь отдает Своего Единородного Сына в жертву за каждого из нас. И поэтому всякое наше искушение от Бога – это испытание и нашей верности и любви.

http://pravmir.ru/iskusheniya-vlekut-k-p...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010