Мигель Хименес. «Святой Мартин делит плащ с нищим». Сарагоса, 1498 Святитель Мартин почил о Господе во время молитвы в Канде (Candes), в храме, расположенном по-над местом слияния рек Вьенны (Vienne) и Луары (Loire). Местные жители хотели похоронить его у себя, однако жители Тура похитили тело, выставив окно храма, и отправились с ним восвояси вверх по течению на лодках. По местному преданию, несмотря на осеннюю пору, по пути их следования расцветали цветы и пели птицы. Восточные традиции были органичны для тогдашней Галлии: ведь христианское просвещение она приняла от Иринея Лионского, бывшего учеником Поликарпа Смирнского, который, в свою очередь, был непосредственно связан с апостолом Иоанном Богословом, главой Малоазийской церкви. Ни один святой не пользовался такой посмертной славой на христианском Западе, как Мартин Турский. Никто из древних мучеников не может в этом отношении сравниться с ним. О почитании его свидетельствуют тысячи храмов и поселений, носящих его имя. Для средневековой Франции (и для Германии) он был святым национальным. Его базилика в Type была величайшим религиозным центром меровингской и каролингской Франции, его мантия (сарра) — государственной святыней франкских королей. Ещё более значительно то, что житие его, составленное современником, Сульпицием Севером, послужило образцом для всей агиографической литературы Запада. Первое житие западного подвижника — оно вдохновило на аскетический подвиг множество поколений христиан. Оно было для них, после Евангелия, а может быть, и раньше Евангелия, первой духовной пищей, важнейшей школой аскезы. Почти в каждом святом меровингской эпохи, которую Мабильон называет «золотым веком агиографии», мы узнаем фамильные черты детей Турского отца. Перед этим влиянием на ряд столетий — во всяком случае, до «Каролингского Возрождения» — бледнеют и полу-восточная школа Иоанна Кассиана и родственные ему традиции Лерина и Бенедикта Нурсийского. Все три последние подвижнические школы построены на началах духовной «рассудительности», умеряющей крайности аскезы во имя деятельного, братского общежития. Школа св. Мартина резко отличается от них героическою суровостью аскезы, ставящей выше всего идеал уединенного подвига. Аскетическая идея в век Григория Турского (VI в.) выражена с величайшей силой и величайшей односторонностью. И поиски истоков этой идеи неизменно возвращают нас к Турскому подвижнику IV столетия.

http://pravicon.com/info-2898

Христианское употребление термина μρτυς («свидетель») в значении «мученик», т.е. человек, погибший за веру, известно со 2 в. 1606 , его отличают от понятия «исповедник» как «просто свидетель» (Euseb. Hist. Eccl. 5:2,3–4 ). Христианская мысль рассматривает мученичество как свидетельство могущества Господа и аналогию Воскресения Христа, победившего смерть. Мощи почитаются как знак присутствия мучеников и святых, средство их духовного и чудотворно-исцеляющего воздействия на живых. В первые века христианской эры мощи нередко служили средством обращения язычников. Первыми мучениками были Поликарп, епископ Смирны (167 г.) в Малой Азии, и группа христиан Лиона и Вьенны (177 г.) в Галлии. Уже с 3 в. существует Евхаристическая служба при могилах мучеников (Киприан. Посл. 12:2; 39:3), тогда же зарождается агиографическая литература. Исследование феномена мартириев, их роли в религиозной жизни позволило понять связи, существовавшие между функцией сооружения и его архитектурной формой, и проследить их влияние на развитие христианской архитектуры. Фундаментальный труд А. Грабара «Мартирий», посвященный всестороннему рассмотрению этой проблемы на материале архитектуры и иконографии 1607 , послужил стимулом для дальнейшего развития этой большой темы на уровне конкретных аспектов, регионов и отдельных памятников. Грабар пришел к выводу, что архитектурная форма базилик использовалась преимущественно для собраний христиан («дом общей молитвы»), для проведения литургии Евхаристии, тогда как купольные здания, как правило, были мартириями, т.е. специальными сооружениями для почитания мучеников или памятных событий. Если мартирий для прославления героев христианской истории является «мавзолеем святого», то здание, воздвигнутое в связи с каким-то важным событием, – это «теофанический мартирий», т.е. сооружение, связанное с проявлением божественного присутствия или влияния. Типологическая классификация мартириев по Грабару включает 7 групп 1608 . Четкое разделение христианских зданий на церкви Евхаристического культа и мартирии существовало примерно до середины 5 в., затем обе эти функции объединились в одном церковном здании. Многие маленькие мартирии раннехристианской эпохи включались в более обширные здания, становились их составной частью. Иногда на их остатках возводились церковные здания. В разных регионах христианского мира индивидуальные решения были бесконечно многообразными. В связи с этим Грабара критиковали за то, что он схематизирует рельную действительность. В самом деле, уже для константиновской эпохи можно указать памятник, не укладывающийся в теорию Грабара: антиохийский купольный «золотой октогон», который был кафедралом, а не мартирием.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

прп. Зиновий предваряет 2 рассказами о князьях и священниках, сомневавшихся в нетленности мощей святителя; чтобы убедить их, архиеп. Пимен открывает покров на мощах «даже до персей». Описав 10 исцелений у гроба Н., прп. Зиновий оговаривается, что «болшая же чюдотворения его во ином списана», указывая тем самым на существование некоего письменного источника, известного ему; вероятнее всего, это произведение Иоасафа, в к-ром содержалось описание 25 чудес. После сообщения об установлении раки в расширенной ц. Иоакима и Анны следует рассказ о событиях в Ругодиве. У прп. Зиновия он более подробен, чем в тексте Иоасафа. Прп. Зиновий обстоятельно рассказывает о пожаре в городе и о его причине (надругательство над иконами), описывает взятие Ругодива; как и Иоасаф, передает устные рассказы о явлении Н. и его помощи рус. воинам во время взятия города. Обобщая все чудесные события, связанные с открытием мощей Н., прп. Зиновий вновь напоминает, что они произошли по Божией благодати, чтобы опровергнуть еретическое учение Косого, к-рое агиограф затем излагает и полемизирует с ересиархом. В конце «Слова похвального...» прп. Зиновий обращается к биографическим источникам сведений о Н., в частности критически комментирует «Сказание о Никите затворнике» Поликарпа (у прп. Зиновия ошибочно автором назван Симон). В заключение прп. Зиновий призывает достойно почтить память Н. и вознести ему хвалу. Краткое изложение содержания «Слова похвального...» показывает, насколько самостоятелен прп. Зиновий в описании событий и их истолковании. Его произведение не является традиц. жизнеописанием святителя, это взволнованное размышление о Божией благодати, к-рая открывается в явлении мощей и чудесах Н. «на посрамление отступивших православныя веры». Повествование о событиях сопровождается у прп. Зиновия поучениями, пояснениями, сопоставлениями с библейскими событиями и героями, эмоциональными оценками, оно отличается нек-рой высокопарностью, риторичностью. «Слово похвальное...» прп. Зиновия часто переписывалось в сопровождении «Слова о Никите затворнике» и «Слова похвального...» Маркелла; в сборнике РНБ.

http://pravenc.ru/text/2565346.html

Dizionario Patristico e di Antichità Cristiane/diretto de A. di Berardino. Vol. 1–3. Casale Monferrato, 1983–1988 (франц. пер. 1990, исп. 1991–1992, англ. 1992 с библиогр. дополн.). Лучшая краткая энциклопедия по раннему христианству. Ferguson Е . Encyclopedia of Early Christianity. N.Y., 1998 2 . Dictionnaire critique de Théologie/Publié sous la direction de J.-Y. Lacoste. Paris: Presses Univ., 1988. 1298 p. Курсы по истории церкви История Церкви от Рождества Господа Нашего Иисуса Христа до наших дней, написанная по подлинным и достоверным памятникам доктором богословия священником Владимиром Геттэ. Пер. с франц. Т. 1. СПб., 1872, 531 с. Робертсон (Джемс Креджи). История христианской церкви от апостольского века до наших дней. Пер. с англ. А.П. Лопухина . Т. 1–2. СПб.: Тузов, 1890–1891. 1083, 1290 с. См. т. 1: От апостольского века до разделения церквей. Указ. во 2-м т. Первый перевод популярной в России книги был осуществлен Ф.Матвеевым (М., 1878). Рец. А.П. Лебедева на этот перевод: ПО 1878, т. 2, 5–6, 342–355; 7, 546–552. Болотов В.В. Лекции по истории древней Церкви. Т. 2. История Церкви в период до Константина Великого . СПб., 1910 (М.: 1994 р ; 2001 п с дополнениями). Функ Фр. История Христианской Церкви от времен апостольских до наших дней. Рус. пер. со значит, изменениями, дополн. и предисл. проф. П.Гидулянова . М., 1911. 616 с. Дюшен Л. История древней Церкви. Пер. с 5-го франц. изд. под ред. Н.В. Попова и А.П. Орлова. Т. 1. М., 1912. 387 с. Малицкий П.И. История христианской церкви. Вып. 1. Первые три христианских века. Тула, 1909. 192 с. Популярное пособие по программе духовных, семинарий. Дидахэ – 81–82; мужи апост. – 104–110. Мансуров С., свящ. Очерки по истории Церкви. [I-III вв.]. М., 1994. 317 с. (Впервые: БТ 6–7. М., 1971–1972. Посмертное издание, работа над книгой велась до самой смерти автора в 1929 г.). Доступное изложение в особой авторской перспективе. Специальные главы об Игнатии Богоносце (150–181) и Поликарпе Смирнском (182–204), Лионской церкви (219–260, там же о св. Иринее – 241–260) и др.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Preobrazh...

21 Киевские пещеры и Киево-Печерская лавра. Киев 1864 г., стр. 45; Закревский Н. Описание Киева. М. 1868 г., т. II, стр. 689. Н. Сементовского. Киев, его святыни, древности, достопамятности. Изд. 4-ое, Киев 1871, стр. 160. Н. Барсукова. Источники русской агиографии. СПб. 1882, стр. 33; Русский био­графический словарь, т. II, вып. I, СПб. 1898 г., стр. 56; проф. А. И. Пономарев в Правосл. богосл. энцикл., стр. 538. В Опыте же исторического словаря о святых мужах (М. 1784 г. стр. 18), в Истории российской иерархии Амвросия (М. 1807 г., стр. 284), Памятнике веры (М. 1884 г., стр. 322) кончина преподобн. Алимпия отнесена даже к XI веку. 27 Филарет. Жития св. авг. 17; ср. проф. Пономарев стр. 539; Эристов. Словарь историч. О святых. Изд. 2-ое, 1862 г., стр. 16–17; Ed. Dobbert в Allgem. Künstler-Lex, herausgeg vov Dr Jul. Meyer., Leipz. 1872, I, 314. 28 Анатолий. О иконописании. СПб. 1867, стр. 15; Сементовский. Киев; стр.160; Киевские пещеры и Киево-Печерская лавра, Киев 1864 г. стр. 45. 30 Чтения в Импер. общ. истории и древн. российск. при Моск. унив. 1847 г. стр.22, Лавр. Лет. (СПб. 1897 г.), стр. 333; Полн. Собр. русск. лет. т. 16 (СПб. 1889 г.), стр.45. 31 Ярославская Епарх. Ведомости 1860 г., стр.177; ср. Древни святыни Ростова, стр.22; Чт. в Имп. общ. ист. и др. 1847 г., стр. 22 36 Ровинский, Русские народные картинки. Т. IV. СПб, – (текст не разборчив, примеч. эл.редакции). стр. 696. 38 Проф. Н.П.Лихачев в Обозрении отделения христианских древностей музея Александа III (СПб, 1898г.), стр. 47–48, говорит: «Икона шестая с краю, Образ Б.М. Свенской, Богоматерь сидит на престоле, изукрашенном золотом, младенец Спаситель благословляет двуперстно». На каком основании проф. Лихачев эту композицию иконы Богоматери называет Свенскою? Впрочем, подобная композиция называется Свенскою и в календаре 1815 года, а также в Описании явлений чудотворных икон Пресвятыя Богородицы, собранном Г.С. (т.е. Свешниковым), М. 1838 г., изображение 82-ое. 43 Патерик Киевск. печати л.104 и след., 108 и след., Проф. Пономарев выражение Поликарпа: «Греческие писцы приведени быша нужею» понимает в том смысле: «по нужде, по необходимости, за неимением своих». (Правосл. энцикл., стр. 537). Не вернее ли понимать так; по принуждению свыше, а не по своей воле? В печатных Киевских Патериках помещается гравюра – «Пришествие иконописцев из Цариграда в Монастырь Печорский, како силою Божьею понуждены приплыша». (Снимок с этой гравюры см. на стр. 1-ой).

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/zametki-...

К этому посланию епископ Симон присоединил девять рассказов о подвигах преподобных насельников лавры, затем Поликарп, вразумленный Симоном, пишет письмо игумену обители Акиндину, присовокупляя к нему жития других монастырских подвижников. В самое начало патерика был, затем, помещен рассказ епископа Симона о создании лаврской церкви Успения Божией Матери. Затем, в Патерик было включено житие преподобного Феодосия, составленное Нестором, и ряд других агиографических текстов. Дошедшая до нас древнейшая редакции «Патерика» датируется 1406 г., и названа именем епископа тверского Арсения, который был инициатором составления этой редакции. Независимо от нее, в самой киевской лавре монахом Кассианом были составлены две редакции «Патерика»: в 1460 и в 1462 гг. В 16 столетии, при Иване Грозном и святителе Макарии, в Москве создаются монументальные своды. Один из них – «Степенная книга», создание первой редакции которой относится к более ранней эпохе и, вероятно, принадлежит святому митрополиту Киприану, но завершена она была в конце жизни митрополита Макария. «Степенная книга» названа так потому, что события излагаются в ней в последовательности родословных степеней, или поколений великих князей. Это был первый опыт систематизации летописных сведений, из которых, по существу дела, складывалось изложение российской истории, причем, события, относящиеся к гражданской истории, соседствуют с церковными событиями, с житиями святых, подвизавшихся в правление тех или иных великих князей. Еще будучи новгородским архиепископом, святитель Макарий задумал вместе со своими книжными помощниками собрать «Все чтомые книги, яже в русской земле обретаются». Этот грандиозный труд под названием «Великие Четьи Минеи» завершен был уже в Москве. Помимо житий, из которых 60 написано самим святителем и его помощниками, в «Минеи» вошли другие церковные сочинения разных жанров, предназначенные для назидательного чтения. Одним из самых плодовитых русских писателей 16 века был, бежавший в Литву, князь Андрей Курбский, историк, богослов, политический мыслитель и публицист. Его главное сочинение – «История князя великого московского» – биография Ивана Грозного, в которой излагаются события от рождения царя до 1578 г., и, одновременно, ведется яростный спор с царем, исполненный искреннего гнева и неумеренных преувеличений, до крайности ожесточенный. Курбский был первым обличителем тирании Грозного, бессудных и жестоких расправ с жертвами его болезненной подозрительности. Этот спор с царем, Курбский прямым образом ведет в переписке с ним, которая представляет собой документ исключительной исторической ценности и высоких литературных качеств, причем, Иван Грозный обнаруживает себя в нем литературно более талантливым писателем и более искусным полемистом, хотя и менее начитанным в творениях святых отцов, но не в Священном Писании , которое оба корреспондента знают одинаково хорошо.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДОСИФЕЙ почитается как архимандрит Киево-Печерского в честь Успения Пресв. Богородицы мон-ря (пам. во 2-ю Неделю Великого поста - в Соборе всех Киево-Печерских святых, 28 авг.- в Соборе Киево-Печерских отцов, в Дальних пещерах почивающих). Мн. агиографы причисляли Д. к настоятелям Киево-Печерского мон-ря и относили время его жизни к сер. XII или к нач. XIII в., считали даже, что в этот период было 2 настоятеля Киево-Печерского мон-ря с таким именем ( Леонид (Кавелин). Св. Русь. С. 10-11; Барсуков. Источники агиографии. С. 173-174; Описание о российских святых. С. 19; Минея (МП). Май. Ч. 3. С. 365; Макарий. История РЦ. Кн. 2. С. 304, 501 и др.). Однако в исторически обоснованных перечнях киево-печерских архимандритов имя Д. отсутствует (см., напр.: Самуил (Миславский), митр. Краткое ист. описание Киево-Печерской лавры. К., 1817. С. 139), нет его и среди настоятелей обители, изображения к-рых имелись в росписях Успенской ц. ( Истомин М. К вопросу о древней иконописи Киево-Печерской лавры. К., 1897. Прил. С. 6). Мощи Д. в Киево-Печерской лавре не обнаружены (Дива печер лаврьскиïх. К., 1997. С. 71). Появление в агиографической и исторической лит-ре киево-печерского архимандрита с именем Д. вызвано интерпретацией сведений из «Устава... как иноци дрьжат правило в кельах своих» ( Никольский Н. К. Мат-лы для истории древнерус. духовной письменности. СПб., 1912. 19. С. 141-142) и «Чина, како подобает пети 12 псалмов особь...», составленных, по-видимому, в нач. XV в. Досифеем , архим. нижегородского Печерского в честь Вознесения Господня мон-ря («Досифеем, архимандритом печерским»), после возвращения с Афона. Автор этих сочинений был причислен к киево-печерским архимандритам на том основании, что в послании Владимирского еп. св. Симона к черноризцу Поликарпу, входящем в Киево-Печерский патерик, упоминается келейное пение 12 псалмов киево-печерскими иноками ( Абрамович Д. патерик. К., 1930. С. 99). Однако соответствующий текст в патерике не содержит сведений о «Чине...» пения, нет в нем указания на Д. и афонскую практику, к-рая могла внедряться в рус. монастырский обиход неоднократно.

http://pravenc.ru/text/180317.html

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 МАРТИН ТУРСКИЙ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Мартин Милостивый, еп. Турский Церковь в Канде, где почил св.Мартин Святитель Мартин почил о Господе во время молитвы в Канде (Candes), в храме, расположенном по-над местом слияния рек Вьенны (Vienne) и Луары (Loire). Местные жители хотели похоронить его у себя, однако жители Тура похитили тело, выставив окно храма, и отправились с ним восвояси вверх по течению на лодках. По местному преданию, несмотря на осеннюю пору, по пути их следования расцветали цветы и пели птицы. Восточные традиции были органичны для тогдашней Галлии : ведь христианское просвещение она приняла от Иринея Лионского , бывшего учеником Поликарпа Смирнского , который, в свою очередь, был непосредственно связан с апостолом Иоанном Богословом , главой Малоазийской церкви. Ни один святой не пользовался такой посмертной славой на христианском Западе, как Мартин Турский. О почитании его свидетельствуют тысячи храмов и поселений, носящих его имя. Для средневековой Франции (и для Германии ) он был святым национальным. Его базилика в Type была величайшим религиозным центром меровингской и каролингской Франции, его мантия (сарра) – государственной святыней франкских королей. Еще более значительно то, что житие его, составленное современником, Сульпицием Севером , послужило образцом для всей агиографической литературы Запада. Первое житие западного подвижника – оно вдохновило на аскетический подвиг множество поколений христиан. Оно было для них, после Евангелия, а может быть, и раньше Евангелия, первой духовной пищей, важнейшей школой аскезы. Перед этим влиянием на ряд столетий – во всяком случае, до “Каролингского Возрождения” – бледнеют и полу-восточная школа Иоанна Кассиана и родственные ему традиции Лерина и Венедикта Нурсийского . Все три последние подвижнические школы построены на началах духовной “рассудительности”, умеряющей крайности аскезы во имя деятельного, братского общежития. Школа св. Мартина резко отличается от них героическою суровостью аскезы, ставящей выше всего идеал уединенного подвига. Аскетическая идея в век Григория Турского ( VI в.) выражена с величайшей силой и величайшей односторонностью. И поиски истоков этой идеи неизменно возвращают нас к Турскому подвижнику IV столетия.

http://drevo-info.ru/articles/1635.html

Сказание о К. имеет много общего с Житием св. Севера, составленным, вероятно, между 1028 и 1072 гг. по указанию Григория, аббата монастыря св. Севера (Сен-Север, совр. деп. Ланды). Житие сохранилось в 3 редакциях (BHL, N 7686-7689), самой ранней считается 3-я редакция (ActaSS. Nov. T. 1. P. 227-233; см. также новое изд. по рукописи кон. XV в.: Chartes et documents hagiographiques de l " abbaye de Saint-Sever (Landes) (988-1359)/Éd. G. Pon, J. Cabanot. Dax, 2010. T. 2). Согласно 3-й редакции, св. Север, по происхождению вандал, род. в Скифии, в стране амблиганов (Ambliganicae regionis). Когда имп. Юлиан Отступник (361-363) начал гонения на христиан , Север отправился странствовать вместе с 6 товарищами: Юстином, К., Геронтием, Поликарпом, Вавилием и Иоанном. В Риме, где странников принял папа Евгений, Северу явился ангел и повелел отправиться в Аквитанию, где принял мученическую смерть св. Сатурнин . По прибытии в Толозу (ныне Тулуза) путешественники поклонились могиле Сатурнина, после чего направились в Васконию (Гасконь), чтобы проповедовать христианство. Кор. Адриан, правивший в г. Палестрион, уверовал во Христа и был исцелен Севером, к-рый затем крестил много людей в Васконии и погиб во время вторжения вандалов. О том, что произошло с К. и др. спутниками Севера, в Житии не сообщается. Агиографические сказания о К. и Севере не могут рассматриваться как достоверные источники (приведенные в них имена, названия стран и городов и другие подробности вымышлены). Исследователи полагают, что почитание Севера существовало до основания аббатства Сен-Север в 988-989 гг. гр. Гийомом Саншем, но сведения о ранней истории мон-ря были фальсифицированы в XI в., при аббате Григории и его преемниках (см.: Remensnyder A. G. Remembering Kings Past: Monastic Foundation Legends in Medieval Southern France. Ithaca (N. Y.), 1995. P. 96, 110-112, 325). По-видимому, Житие Севера - самый ранний источник, в котором упоминается о К., на него ориентировался составитель Мученичества К. Однако нельзя исключить и другую возможность - Мученичество К. могло быть составлено ранее Жития Севера и послужить его образцом.

http://pravenc.ru/text/1841243.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИСААКИЙ (Чернь; † после 1088, Киево-Печерский мон-рь), прп., Киево-Печерский, в Ближних пещерах почивающий (пам. 14 февр., 28 сент.- в Соборе преподобных отцов, в Ближних пещерах почивающих, в Неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских и святых, в Малой России просиявших), пещерник. Источники Прп. Исаакий Киево-Печерский, пещерник. Гравюра Л. Тарасевича. Патерик, или Отечник, Печерский. К., 1702 (РГБ) Прп. Исаакий Киево-Печерский, пещерник. Гравюра Л. Тарасевича. Патерик, или Отечник, Печерский. К., 1702 (РГБ) Сведения об И. содержатся в сказании «О первых черноризцах Печерских», к-рое читается в «Повести временных лет» (ПВЛ) под 6582 (1074) г. (нач.: «Стефану же предержащю манастырь и блаженое стадо, еже бе совокупил Феодосий») и в Киево-Печерском патерике . В некоторых списках патерика повествование об И. выделено в самостоятельный рассказ - «Слово о святем Исакии печернице» (Древнерусские патерики. 1999. С. 77). Летописный вариант рассказа об И. является первоначальным: сравнение 2 версий показывает, что сказание было извлечено из ПВЛ и внесено в Киево-Печерский патерик без серьезных изменений (см.: Бугославский С. А. К вопросу о характере и объеме литературной деятельности прп. Нестора//ИОРЯС. 1914. Т. 19. Кн. 3. С. 171). Есть основания полагать, что краткий рассказ об И. находился в не дошедшем до нас Житии прп. Антония Киево-Печерского 2-й пол. XI в. В рассказе Киево-Печерского патерика «О блаженем Агапите лечци» агиограф Поликарп , обращаясь к киево-печерскому игум. Акиндину , пишет: «Якоже блаженый Нестер в Летописци написа о блаженых отцих: о Демиане, и Еремеи, и Матфеи, и Исакыи, в Житии святаго Антониа вся си вписана суть житиа их, аще и вкратце» (Древнерусские патерики. 1999. С. 42). Летописный рассказ об И. (нач.: «Яко се бысть другыи черноризець именемь Исакии») представляет собой результат работы нескольких авторов. По мнению А.

http://pravenc.ru/text/674768.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010