Григория Турского. В Мартирологах Флора и Адона Вьеннского сообщается: «В Лугдуне, в Галлии, память св. епископа Иринея, который стал преемником на кафедре св. Потина, увенчанного от Христа мученичеством почти в 90-летнем возрасте. Сам он [Ириней] утверждает, что был учеником блаженнейшего Поликарпа, епископа и мученика, близкого к апостольским временам. Впоследствии, в гонение Севера, почти со всеми жителями своего города он был увенчан славным мученичеством и похоронен пресв. Захарией в крипте базилики св. Иоанна Крестителя, под алтарем. С одной стороны от него похоронен мч. Епиподий, с другой - Александр. Красота этой крипты столь широко известна, что, как считается, знаменует заслугу мученичества» ( Quentin. 1908. P. 309). Влиянием агиографической традиции объясняется включение в перечень Лугдунских епископов (редакция IX в.) имени св. Захарии, якобы преемника И. ( Duchesne. Fastes. T. 2. P. 157-160). В документах судебного процесса, который вели в 1410-1413 гг. капитулы храмов св. И. и св. Иуста в Лионе, упоминается, что в это время основными источниками сведений об И. считались сказания в Мартирологах, в частности в Мартирологе Адона. В документах приведена выдержка из гомилии на день памяти святого (ActaSS. Iun. T. 5. P. 347). В нек-рых средневек. источниках сообщаются дополнительные подробности о месте казни И., а также о том, что одновременно со святым пострадали 18 или 19 тыс. мучеников ( Decourt. 1999. P. 47). В 1-м издании Римского Мартиролога в кратком сказании об И. кард. Цезарь Бароний упомянул о свидетельстве блж. Иеронима и о творениях И., однако привел также легендарные сведения о его мученической кончине при имп. Септимии Севере «почти со всеми жителями своего города» (Martyrologium Romanum, ad novae kalendarii rationem et ecclesiasticae historiae veritatem restitutum. R., 1583. P. 110). В «Церковных анналах» Бароний подчеркнул достоверность агиографической традиции И., предложив датировать его кончину 202 г. ( Baronius C. Annales ecclesiastici/Ed.

http://pravenc.ru/text/Ириней ...

П. Хрущёв, Г. П. Федотов , Р. Д. Босли). Однако сведения Жития, заимствованные составителем Начального свода, а также ссылки на него авторов КПП свидетельствуют, что Житие прп. Антония не только существовало, но и пользовалось популярностью среди неск. поколений печерских книжников. Житие, составленное, вероятно, во время игуменства Никона (80-е гг. XI в.), повествовало о жизни и подвигах основателя Киево-Печерского мон-ря, об истории обители и о жизни некоторых выдающихся пострижеников. Высказывалось мнение, что Житие писалось не в Киеве, а в Чернигове или Тмутаракани ( Розанов. 1914). Прп. Поликарп. Гравюра. Патерик, или Отечник, Печерский. К., 1661 г. (РГБ) Прп. Поликарп. Гравюра. Патерик, или Отечник, Печерский. К., 1661 г. (РГБ) Печерские агиографические традиции получили развитие в творчестве еп. Владимиро-Суздальского свт. Симона (в прошлом постриженика Киево-Печерского мон-ря) и мон. Поликарпа . Первому принадлежит «Слово о создании Печерской церкви» (не ранее 1222), Послание к Поликарпу с приложением 9 рассказов о печерских черноризцах (между 8 сент. 1224 и 22 мая 1226); второму - Послание к игум. Акиндину и 11 рассказов о печерских монахах (нач. 30-х гг. XIII в.) (см. также Акиндин , прп.). В стенах Киево-Печерского монастыря писались послания, поучения и молитвы. Так, вероятно, ок. 1069 г. прп. Феодосием было составлено послание к кн. Изяславу Ярославичу - «Слово... о вере крестьянской и о латыньской». Ему же обычно атрибутируют 8 кратких, простых по композиции поучений к братии. Терпение и любовь, пост и молитва, смирение и милостыня - таковы основные темы поучений прп. Феодосия. Источники упоминают о существовании в Киево-Печерском мон-ре б-ки, в состав к-рой входили слав., греч., лат. и евр. рукописи. В XII-XIII вв. многочисленных паломников привлекали святыни обители: чудотворная икона Божией Матери, вода «из печерского кладезя», мощи подвижников, рака прп. Феодосия. Само место расположения Киево-Печерского мон-ря почиталось святым, что способствовало формированию здесь обширного некрополя.

http://pravenc.ru/text/1684519.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание МАТФЕЙ Прп. Матфей Прозорливый, со сценами жития. Гравюра монаха Илии. Патерик, или Отечник Печерский. К., 1661. Л. 168 об. (РГБ) Прп. Матфей Прозорливый, со сценами жития. Гравюра монаха Илии. Патерик, или Отечник Печерский. К., 1661. Л. 168 об. (РГБ) († не ранее 1077/78, после 1088 (?), Киево-Печерский мон-рь), прп. (пам. 5 окт., 28 сент.- в Соборе Киево-Печерских преподобных отцов, в Ближних пещерах почивающих, в Неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех Киево-Печерских преподобных отцов и всех святых, в Малой России просиявших), Киево-Печерский, в Ближних пещерах почивающий, Прозорливый. Сведения о М. содержатся в сказании «О первых черноризцах Печерских», которое помещено в ПВЛ под 6682 (1074) г. (нач.: «Стефану же предержащю манастырь и блаженое стадо, еже бе совокупил Феодосий»), и в Киево-Печерском патерике (в Арсеньевской редакции рассказ о М. опущен). Летописный вариант рассказа является изначальным: сравнение 2 версий показало, что сказание было извлечено из ПВЛ и внесено в Киево-Печерский патерик без к.-л. существенных изменений ( Бугославский С. А. К вопросу о характере и объеме лит. деятельности прп. Нестора//ИОРЯС. 1914. Т. 19. Кн. 3. С. 171). Вместе с посланиями свт. Симона , еп. Владимиро-Суздальского, и киево-печерского инока Поликарпа оно составило основу патерика, к-рый впосл. продолжал пополняться агиографическими и летописными текстами преимущественно печерского происхождения. Есть основания полагать, что краткий рассказ о М. входил в состав не дошедшего до нас древнего Жития прп. Антония Печерского (кон. XI в.). На это указывают слова Поликарпа, который в рассказе «О блаженем Агапите лечци» (нач. 30-х гг. XIII в.), обращаясь к киево-печерскому архим. прп. Акиндину , пишет: «Якоже блаженый Нестер в Летописци написа о блаженых отцих: о Демиане, и Еремеи, и Матфеи, и Исакыи, в Житии святаго Антониа вся си вписана суть житиа их, аще и вкратце» (Древнерус. патерики. 1999. С. 42).

http://pravenc.ru/text/2562634.html

Рассказы Симона и Поликарпа о печерских святых не образуют авторских циклов, а следуют в смешанном порядке. Это результат удаления из Патерика эпистолярной основы, вокруг которой группировались агиографические тексты. Разрушение структуры памятника приводит к тому, что перестает соблюдаться и жанровая целостность произведений, входящих в состав Патерика. Так, например, из Жития Феодосия Печерского выделяется в особую повесть рассказ о Варлааме и чудо о поставлении монастыря. В конце к Патерику часто присоединяются тексты, большая часть которых прямо не связана с историей Киево-Печерской лавры. Здесь рядом с Поучением Феодосия к келарю 551 читается Слово об авве Логине из Скитского патерика, а также Слово о службе божьей, о дьяконе и попе. Многих исконных текстов в Патерике недостает, чаще всего опускаются «слова» об Онисифоре, Евстратии, Афанасии, Еразме, написанные Симоном, и житие Спиридона и Алимпия, принадлежащее перу Поликарпа. Как правило, списки Патерика редакции A IV не содержат Слова о первых черноризцах печерских, которое входило в древнее ядро памятника. Таким образом, этот вид Арсеньевской редакции по принципам отбора и расположения материала близок к Феодосьевской и по существу является выборкой из Патерика. В зависимости от состава «конвоя» Печерского патерика, который не закрепился в процессе дальнейшего редактирования памятника, и частных особенностей в расположении текстов внутри сборника можно выделить четыре варианта редакции А . Первый вариант (А ) представлен списком, который содержит Слово о службе божьей, о дьяконе и попе. Сказание Симона о создании Успенского собора стоит после жития Святоши, князя Черниговского, и имеет заголовок «Чюдо святаго Феодосия о церкви». 51. РНБ. Собр. Кирилло-Белозерского мон. (Ф. 351) 7/1246. Ркп. XVI в.; 4°; 246 л. IV; полуустав. Печерский патерик занимает л. 1–207 об.; список полный. О ркп. см.: С – с. 371; А – с. 51–53. Второй вариант (А ). Самый распространенный, в качестве дополнительного текста включает Поучение Феодосия к келарю.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Многовековая история создания и редактирования Киево-Печерского патерика безмерно усложнила работу историков и литературоведов по выделению ядра, древней основы памятника. В исследовании А.М. Кубарева «О патерике Печерском» история произведения, как сборника определенного литературного содержания, начинается с 1406 г., которым датируется древнейший из известных нам списков Патерика. Однако уже Макарию (Булгакову) удалось доказать, что Арсеньевская редакция (А), которую подробно, правда, по одному «Берсеньевскому» списку, проанализировал А.М. Кубарев, не является древнейшей, так как, кроме основных текстов по истории монастыря и жизни его первых святых, она включает ряд дополнительных текстов. В Патерике редакции А в большинстве случаев опущена назидательная часть посланий Симона и Поликарпа, которая в своем полном виде выступает в более поздних Кассиановских редакциях памятника. Макарий выделил в составе Печерского патерика три основных текста 501 : Послание Симона к Поликарпу, распадающееся на эпистолярную, агиографическую и легендарно-историческую части; Послание Поликарпа к Акиндину (собственно Послание и рассказы о печерских подвижниках); летописное Слово о первых черноризцах печерских. М. А. Викторова к статьям, «составлявшим непременные части патерика», отнесла, помимо перечисленных выше, Житие Феодосия Печерского и все заметки из летописи, касающиеся Киево-Печерского монастыря 502 . Выявление и текстологическое исследование большого количества списков Патерика позволило А.А. Шахматову и Д.И. Абрамовичу в конце XIX – начале XX в. доказать верность позиции, которую занял Макарий в определении архетипа памятника. Необходимость восстановления первоначального вида Печерского патерика ученые мотивировали несовершенством сохранившихся списков древней, или Основной, редакции (О), где состав и расположение дополнительных статей о монастыре и его подвижниках строго не регламентировались, а также наличием поздних вставок в тексте Патерика редакций А и К. Основную редакцию памятника (у А.А. Шахматова – прототип А I ), которая возникла не позднее начала XIV в, и не ранее второй четверти XIII в. и не дошла до нас в своем первоначальном виде, исследователи реконструировали и свели к следующему составу:

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Может быть, это были преподаватели Киевской академии. Отсюда будут понятны литературные приемы этого издания, совершенно не свойственные его оригиналу, но господствовавшие в схоластически образованной литературе Малороссии XVII века» 608 . Патерик открывается многоречивым Посвящением, где говорится о великой пользе чтения жизнеописаний святых Печерского монастыря; за ним следует Предисловие к читателю, восходящее к традиции издания памятника 1635 г. Структура Патерика редакции ИГ трехчастна, материал сборника четко делится на три цикла в зависимости от авторства произведений. В первую часть входят жития святых, написанные Нестором или созданные на основе его летописных и агиографических сочинений. Жития Антония и Феодосия дополняют похвальные слова этим святым, источником для первого из них послужило Слово, «что ради имети тщание и любовь к Антонию и Феодосию Печерским » (рассказ Симона об Онисифоре). «Симон в начале послания своего написа о преп. Онисифоре, но мы аки сведителя чюдеси преп. Антониа о прощении умершаго в лицемерии воспомянухом его в житии того. Прочая же полагаем по ряду», – делают оговорку редакторы Патерика 1661 г. в начале третьей части, мотивируя это нарушение авторских циклов в сборнике. Второй текст инородного характера в первой части Патерика редакции ИГ – Слово о создании церкви Печерской Симона, расположенное между произведениями о Феодосии и агиографическими миниатюрами, вычленявшимися из Жития Феодосия Печерского и летописного рассказа о первоподвижниках монастыря. Вторую группу глав Патерика составляют произведения Поликарпа, причем порядок их следования полностью совпадает с тем, что находим в редакции СК. Рассказ о Марке, печерском «гробокопателе», дал жизнь новому агиографическому образованию – житию Феофила. Третья часть была образована путем циклизации произведений епископа Симона, которому приписывалось авторство и Жития Нифонта Новгородского, имеющего летописное происхождение. Завершали вторую и третью части послания Поликарпа и Симона, вобравшие в себя все назидательные обращения и отступления личностного характера из рассказов о печерских святых.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Антонием и Феодосием Киево-Печерского монастыря, а под 1074 годом сообщивший о кончине преп. Феодосия и краткие сведения о жизни некоторых печерских подвижников. Через сто с лишком лет эти зачатки патерика были дополнены Симоном, епископом Владимирским и Суздальским, и монахом Печерского монастыря Поликарпом. Симон в послании к Поликарпу сообщил девять отдельных рассказов о чудотворцах печерских и пять о чудесах, сопровождавших построение главной Печерской церкви. Поликарп в послании к игумену Печерскому Акиндину дополнил повествование Симона и написал одиннадцать новых рассказов о других подвижниках тогоже Печерского монастыря. В этих рассказах Симон и Поликарп подражают хорошо известным им патерикам греческим, удерживая их стиль, но сообщая в них немало и бытовых, интересных подробностей из жизни иноков Печерского монастыря и окружающего их русского общества. В половине XIII века рассказы Симона и Поликарпа были объединены и, дополненные летописным сказанием «о первых черноризцах печерских», составили сборник, который уже тогда получил название Киево-Печерского патерика. «В годы феодальной раздробленности и наступившего татаро-монгольского ига Киево-Печерский патерик напоминал своим читателям о былой славе Киевского государства, о Печерском монастыре и его общерусском значении и доводил до сознания их одну из самых прогрессивных идей предшествующего времени – идею единства русской земли» 43 . Киево-Печерский патерик дошел до нас во множестве списков и был вместе с Прологом любою книгою наших предков. Кроме Киева не чужды были книжного просвещения и другие города Руси, как Новгород, Смоленск, Ростов и Владимир. В них существовали свои летописцы, находились, когда появлялась нужда, и сови агиографы. Один из них – монах Ефрем, написавший житие преп. Авраамия Смоленского, был, как можно судить по его труду, человеком начитанным, хорошо знакомым как с греческой агиографической литературой, так и с трудами преп. Нестора. Из составленного Нестором жития преп. Феодосия Печерского Ефрем заимствует целые фразы и составляет свое житие по всем правилам греческой житийной литературы.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Исторический комментарий «Мученичество Поликарпа» – один из важнейших памятников раннехристианской агиографии, во многом определивший линию развития этого жанра. Подобно тому как Поликарп стал образцом для других мучеников, «Мученичество» повлияло на форму и содержание последующих агиографических сочинений. Это первый известный нам текст, рассказывающий о мученической смерти исторической личности, известной и по другим надежным источникам. В «Мученичестве» содержится указание на время его создания – вскоре после казни Поликарпа (18, 3), в нем практически отсутствуют элементы чудес, большие его фрагменты цитируются Евсевием – все это свидетельствует в пользу подлинности текста. Несмотря на это, вокруг «Мученичества Поликарпа» уже много десятилетий ведется серьезная полемика, в ходе которой затрагиваются такие вопросы, как его аутентичность, роль редакторов в формировании текста, время создания, дата самого мученичества Поликарпа и многие другие. В небольшом очерке невозможно подробно осветить все эти споры, так что здесь мы лишь наметим основные историографические проблемы, возникающие при анализе этого сочинения 133 . Как и во многих других случаях, мы не можем назвать имя автора текста. В самом «Мученичестве Поликарпа» он явно не назван, а в прологе отправителем указана « Церковь Божья, находящаяся в Смирне» (Mart. Pol., proem.). Некоторые ученые пытались связать «Мученичество» с упомянутыми в тексте «братом Маркионом» (20, I) 134 или Эварестом (20, 2) 135 . П. Хартог, напротив, делает особый акцент на «общинном» характере этого послания: используется первое лицо множественного числа; в тексте присутствуют литургические мотивы; Поликарп является центром повествования, но оно не полностью концентрируется на нем; наконец, послание формирует «социальную или коллективную память» о мученике 136 . В авторстве Эвареста или Маркиона нет ничего невозможного, но скорее они были лишь редакторами изначального текста послания. Большая дискуссия развернулась и вокруг во многом взаимосвязанных проблем аутентичности текста, его единства и датировки.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Иные агиографические работы на Западе Отдельные лица на Западе продолжали издание житий святых одновременно с корпорацией болландистов. Из них заслуживают упоминания: В ряду новейших западных изданий «Житий святых» заслуживает внимания сочин. Штадлера и Гейма, написанное в словарной форме: «Heiligen Lexicon», (1855 ел.). Агиографические сборники смешанного содержания Много Житий находится в сборниках смешанного содержания, каковы пролога , синаксари , минеи , патерики . Прологи Прологом назыв. книга, содержащая в себе жития святых, вместе с указаниями относительно празднований в честь их. У греков эти сборники называются синаксарями. Самый древний из них — анонимный синаксарь в рукоп. еп. Порфирия (Успенского) 1249 г.; затем следует синаксарь императора Василия — относящийся к Х стол.; текст первой части его издан в 1695 г. Уггелем в VI томе его «Italia sacra»; вторая часть найдена позже болландистами (описание ее см. в «Месяцеслове» архиеп. Сергия, 1, 216). Другие древнейшие прологи: Русские прологи — это переделки синаксаря императора Василия, с некоторыми дополнениями . Минеи Минеи суть сборники пространных сказаний о святых в праздниках, расположенных по месяцам. Они бывают служебные и минеи-четии: в первых имеют значение для жизнеописания святых обозначения имен авторов над песнопениями. Минеи рукописные содержат больше сведений о святых, чем печатные . Эти «минеи месячные» или служебные были первыми сборниками «житий святых», сделавшимися известными на Руси при самом принятии ею христианства и введении Богослужения; за ними следуют греческие прологи или синаксари. В домонгольский период в русской церкви существовал уже полный круг миней, прологов и синаксарей. Патерики Затем в русской литературе появляются патерики — специальные сборники житий святых. В рукописях известны переводные патерики: По образцу этих патериков восточных, в России составлен « Киево-Печерский Патерик », начало которому положено Симоном , еп. владимирским, и киево-печерским иноком Поликарпом .

http://drevo-info.ru/articles/1684.html

Вагнер Г.К. Белокаменная резьба древнего Суздаля. М., 1975. С. 14–20). Ссылаясь на результаты раскопок А.Д. Варганова и А.Ф. Дубынина, Н.Н. Воронин считал, что если суздальский собор, бывший по своим размерам значительно меньше печерского, внешне напоминал его, то рассказ Симона о строительстве Мономахом каменного собора в Ростове является вымышленным (см. Воронин Н.Н. Политическая легенда в Киево-Печерском патерике//ТОДРЛ. М.; Л., 1955. Т. 11. С. 102). Отступление от исторического факта в произведении Симона, видимо, связано с желанием утвердить мысль об общерусском значении Киево-Печерского монастыря и доказать преемственность политического и культурного развития Владимиро-Суздальского княжества от Киевской Руси. 39 Иоанн был игуменом Киево-Печерского монастыря после Никона, с 1088 или 1089 г. До какого времени он игуменствовал – точно неизвестно, но в 1108 г. печерским игуменом был уже Феоктист. Из рассказов Повести временных лет и Киево-Печерского патерика известно, что он участвовал в освящении Успенского собора, в погребении печерского монаха Исакия, был инициатором перенесения мощей Феодосия Печерского , присутствовал при «изгнании беса» из печерского затворника Никиты, во время правления в Киеве Святополка Изяславича был сослан в Туров за обличение князя в насилии над людьми и жажде богатства. Возвращение Иоанна в Киево-Печерский монастырь было связано с междоусобной борьбой князей после ослепления Василька Теребовльского в 1097 г. По свидетельству Поликарпа, одного из авторов Патерика, Святополк «убоався востаниа на ся» Владимира Мономаха и «скоро возврати с честью игумена в Печерьскый манастырь». По предположению М.Д. Приселкова и Б.А. Рыбакова, Иоанн был причастен к составлению Начального летописного свода (см. Приселков М.Д. История русского летописания вв. Л., 1940. С. 34–36; Рыбаков Б.А. Древняя Русь: Сказания. Былины. Летописи. М., 1963. С. 245–259). 40 Иоанн//, митрополит Киевский с 1076/1077 (по Ипатьевской летописи – с 1080) г. по 1089 г. Из летописных и агиографических источников известно, что он участвовал в поставлении ростовского епископа Исайи (1077), основал две новые епископии: во Владимире–Волынском (около 1085) и в Турове (1088), присутствовал на похоронах князя Ярополка Изяславича (1086), освящал церковь Святого Михаила в Выдубицком монастыре (1088) и Успенский собор в Киево-Печерской лавре (1089).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010