668 Климент Римский . Первое послание к Коринфянам 5 (Die Apostolischen Väter. S.35–36). Рус. пер.: C.114–115. B своем послании Климент демонстрирует знание богословского учения Павла. См.: Регго R.I. The Making of Paul. P.129. 681 Нерон стал императором 13 октября 54 года. следовательно, второй год его правления длился с 13 октября 55 по 12 октября 56 года. Учитывая. что Павел прибыл в Рим весной. можно говорить о весне 56 года как времени его прибытия в Рим. согласно Иерониму. 687 Имя Луцины – римской матроны, хоронившей мучеников на своем поле (agro). или участке (praedio). – упоминается в целом ряде древних агиографических источников. Cm.: Tajra H.W. The Martyrdom of St.Paul. P.160–162. 691 Празднования проходили в период между 28 июня 2008-го и 29 июня 2009 года и включали множество мероприятий и богослужений (см.: Motta G. L’Anno Paolino. P.13–224). Православная Церковь присоединилась к празднованиям. К ним была, в частности. приурочена встреча Предстоятелей и представителей Поместных Православных Церквей, состоявшаяся 10–12 октября 2008 года в Стамбуле по инициативе Патриарха Константинопольского Варфоломея. Во встрече приняла участие делегация Русской Православной Церкви во главе с Патриархом Московским и всея Руси Алексием II. 11 октября Патриарх Алексий выступил с докладом о наследии апостола Павла на открытии посвященного юбилею научного симпозиума (журнал 100 заседания Священного Синода от 10 декабря 2008 года). 692 Benedetto XVI. In primis Vesperis Sollemnitatis Sanctorum Petri ет Pauli Apostolorum. P.591–592. 699 Этим годом датируется смерть Поликарпа в большинстве источников. По некоторым предположениям, он мог быть казнен ранее во время гонений 155, 156, 158 годов 701 См.: Мецгер Б. Канон Нового Завета. С.153; Harding М. Disputed and Undisputed Letters of Paul. P.133. 706 См.: Saxer V. II culmo degli apostoli Piotro е Paolo delle origine all’epoca carolingia. P.76–79. Читать далее Источник: Апостол Павел. Биография/Митрополит Иларион (Алфеев). - Москва : Изд. дом Познание, 2017. - 591 с.: цв. ил.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Едва ли можно согласиться со столь жестким отвержением агиографии как возможной основы для проповеди. Тем не менее важно помнить, что агиографические и эортологические темы не должны затмевать собой христоцентричное содержание проповеди. Почитание Божией Матери и святых возможно лишь в контексте нашего общения с Богом во Христе. А значит и проповедь, произносимая в дни праздников в честь Пресвятой Богородицы, святых, креста, а также в связи с воспоминаниями особых событий, всегда должна оставаться словом о спасении во Христе. Сама по себе практика богослужебных собраний в дни памяти святых имеет за собой древнюю традицию. Она засвидетельствована уже в источниках II в. К этому же времени относятся и древнейшие агиографические памятники – акты мучеников, составленные очевидцами их смерти с целью «сохранить для церкви достоверное описание страданий и победы подвижника» 174 . Древнейшим подобным памятником является Мученичество святого Поликарпа Смирнского († 156), которое стало образцом для многочисленных древнехристианских сказаний о мучениках. Рождение традиции ежегодного поминовения мучеников впервые зафиксировано в Мученичестве св. Игнатия Богоносца (II в.): «Проведя несколько дней над его гробом в пении гимнов, христиане положили и впредь воспевать жизнь и страдания его, и при воспоминании о нем прославлять Господа Иисуса» 175 . На таких ежегодных собраниях в память о мученике, которые (если была возможность) проходили на месте его страданий или на его могиле, читались мученические акты. Важно подчеркнуть, что, как видно из цитированного текста, воспоминание о мученическом подвиге всегда соединялось с прославлением Господа Иисуса. В этом как раз и раскрывается христоцентричность всякого богослужебного собрания. Христоцентричным должно быть и всякое агиографическое повествование. Напомним, что в греческом языке мученики именуются свидетелями (μρτυς). Мученичество – это подвиг веры, это свидетельство о вере во Христа. Не только мученик, но и всякий святой – это свидетель Христа. Читая повествование о подвижнике веры, мы сами укрепляемся в вере и приближаемся ко Христу. 5.6.2. Агиография и «народное христианство»

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/g...

На пригородных кладбищах Рима указывали места погребения (τ τρπαια) апостолов Петра и Павла ( Euseb. Hist. eccl. II 25. 5-7), в Иераполе, Эфесе, Смирне и др. городах М. Азии - могилы др. апостолов и епископов-М. (Ibid. V 24. 2-5). В Мученичестве Поликарпа, в Послании о Лугдунских мучениках и во мн. более поздних агиографических текстах говорится, что христиане стремились взять останки М. и достойно их похоронить. Неоднократно упоминается о желании христиан получить реликвии: кольцо, омоченное в крови мученика (Pass. Perp. 21. 5), или его влажную от пота одежду ( Pontius. Vita Cypriani. 16. 6). На месте, где Киприану должны были отрубить голову, верующие разостлали платки и полотенца, чтобы они пропитались кровью мученика (Acta proconsularia S. Cypriani. 4. 2). В качестве реликвий могли использовать и останки М. Так, христиане собирали частицы праха еп. Фруктуоза и 2 его диаконов, сожженных в Тарраконе, пока мученик не явился им во сне и не велел вернуть останки для погребения (Passio Fructuosi. 6-7). На рубеже III и IV вв. у карфагенской христианки Луциллы хранилась кость некоего мученика, к-рую та имела обыкновение целовать перед причастием ( Optat. Contr. Parmen. I 16; см.: Saxer. 1980. P. 233-235). О торжественном праздновании дней памяти М., к-рое сопровождалось Евхаристией, гимнами и псалмами, а также благотворительной трапезой для бедных и обездоленных, говорится в «Послании к собранию святых» имп. Константина Великого (Oratio ad sanctorum coetum. 12. 5// Eusebius Werke. Lpz., 1902. Bd. 1/Hrsg. I. A. Heikel. S. 171). Однако и ранее христиане нередко устраивали молитвенные собрания на кладбищах. Так, среди репрессивных мер, принятых в 257 г. имп. Валерианом, был запрет христ. собраний, в т. ч. на кладбищах (Acta proconsularia S. Cypriani. 1. 7; Euseb. Hist. eccl. VII 11. 10-11). О богослужениях, которые христиане проводили на кладбищах, упоминается в «Апостольской дидаскалии» (Didasc. Apost. VI 22); в более поздней редакции текста, вошедшей в состав «Апостольских постановлений», сообщается, что Евхаристия совершалась в честь М., святых и всех усопших христиан (Const.

http://pravenc.ru/text/2564422.html

Продолжается изучение монастырских уставов, имевших хождение на Руси. Так, изучению этой проблемы посвящены работы И. Д. Ищенко 81 . Современные историки открывают новые источники, принесшие существенные изменения в уже устоявшиеся выводы о развитии монастырей и их хозяйства 82 . Слабая изученность ранней истории монастырей объясняется во многом незначительным количеством сохранившихся источников. Летописи остаются основными источниками, содержащими сведения по истории монастырской жизни в Древней Руси, но круг затрагиваемых в них проблем ограничен. В них содержатся конкретные сведения об устройстве обителей, строительстве в их пределах, уточняются даты настоятельства. В зависимости от того, где создан летописный свод, содержатся факты о жизни в монастырях в разных регионах Древнерусского государства. Летописные сведения дополняются свидетельствами других нарративных источников. К их числу относятся агиографические сочинения (жития святых). Количество дошедших до нас ранних житий невелико 83 . Почти все известные жития связаны с деятелями, занимавшими значительное место в истории Древней Руси – это были не только князья, митрополиты, епископы, но и настоятели монастырей. Несмотря на то, что списки житий, дошедшие до нас, значительно удалены от времени смерти святого, в них можно выявить сведения по истории монастырей в древнерусских городах. В отличие от летописей, в житиях нет хронологических указаний, и лишь сопоставление с другими источниками позволяет уточнить время тех или иных событий. Особое место занимает Киево-Печерский Патерик 84 . Рассказывающий о ранней истории Киево-Печерского монастыря и его первых подвижниках, он формировался начиная с первой трети XIII в., ядром его служила переписка епископа Владимирского и Суздальского Симона с печерским иноком Поликарпом 85 . Патерик содержит несколько десятков рассказов о печерских подвижниках. Описываемые события происходили в середине XI-XII вв. Благодаря этому источнику можно проследить постепенный рост монастыря, его внутреннюю жизнь, виды подвижничества, отношения с князем и боярством, а также и распределение обязанностей монахов.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Следующий этап представлен древнейшей из сохранившихся рукописью 1406 г., заказчиком которой, а вероятно, и редактором был тверской епископ Арсений. Эта редакция включила следующие дополнения: Несторову повесть об основании монастыря (слово 7), его же Житие Феодосия (слово 8) и Похвалу Феодосию (слово II) 744 . Название “Патерик” впервые прилагается к этому собранию в так называемой первой Кассиановой редакции (1460 г.), возникшей по инициативе печерского “крилошанина” Кассиана под пером монаха Акакия. И на этот раз сочинение было дополнено за счет трех уже существовавших произведений: сказания Нестора о перенесении мощей Феодосия (слово 9), видения Нифонта, заимствованного из Ипатьевской летописи (под 1156 г.) (слово 13), и рассказа о настоятеле Поликарпе из той же летописи (под 1182 г.). Вариант текста, принятый в настоящее время, представляет собой так называемую вторую Кассианову редакцию (1462 г.), которая отличается от первой только включением Слова Феодосия Грека о латинянах 745 . Текст продолжал подвергаться переработкам вплоть до XVII в., но этих позднейших вариантов мы касаться не будем. Упомянем только первое кириллическое печатное издание, изготовленное в типографии Печерского монастыря в 1661 г. архимандритом Иннокентием Гизелем (переиздано в 1678 и 1702 гг.; первое польское издание – в 1635 г.). Источниками для сочинений Симона и Поликарпа послужили прежде всего не дошедшее до нас Житие основателя обители Антония 746 , монастырская летопись 747 , а также ряд святоотеческих произведений (например, Ефрема Сирина ) и переводные греческие патерики (Синайский и Иерусалимский) 748 . От своих греко-византийских предшественников Киево-Печерский патерик отличался тем, что древние патерики как литературный жанр (Genus) знали только “случаи из жизни” (Anekdote) (как таковые или их обработки в виде новелл) и “речения” (Apophthegma), тогда как древнерусская разновидность этого рода аскетической литературы включала также агиографические сочинения, послания и жития с панегирическими дополнениями. Гипотеза о двух первоначальных редакциях сочинения Симона, выдвинутая В.М. Истриным , сейчас оставлена 749 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В этот период развиваются различные стили: эпический, документально-исторический, дидактический, эмоционально-экспрессивный, агиографический, которые подчас присутствуют в одном и том же произведении. Третий период падает на вторую треть XII – первую половину XIII в. Это литература периода феодальной раздробленности, когда «лоскутная империя Рюриковичей» распалась на ряд самостоятельных феодальных полугосударств. Развитие литературы приобретает областной характер. На основе литературы Киевской Руси создаются местные литературные школы: Владимиро-Суздальская, Новгородская, Киево-Черниговская, Галицко-Волынская, Полоцко-Смоленская, Турово-Пинская, которые затем станут источником формирования литературы трех братских славянских народов – русского, украинского и белорусского. В этих областных центрах развиваются местное летописание, агиография, жанры путешествий, исторических повестей, эпидейктического красноречия («слова» Кирилла Туровского , Климента Смолятича, Серапиона Владимирского ), начинает складываться «Сказание о чудесах Владимирской иконы Божьей Матери». Трудами Владимирского епископа Симона и монаха Поликарпа создается «Киево-Печерский патерик». Вершиной литературы этого периода стало «Слово о полку Игореве», прочно связанное с уходящими традициями героического дружинного эпоса. Оригинальными яркими произведениями являются «Слово» Даниила Заточника и «Слово о погибели Русской земли». Состав переводной литературы пополняется творениями Ефрема и Исаака Сириных , Иоанна Дамаскина . Формируется четий сборник «Торжественник» и «Измарагд». В результате культурных связей с южными славянами появляются эсхатологическая повесть «Сказание о двенадцати снах царя Шахаиши» и утопическое «Сказание об Индии богатой». Четвертый период – вторая половина XIII – XV вв. – литература периода борьбы русского народа с монголо-татарскими завоевателями и начала формирования централизованного Русского государства, становления великорусской народности. Развитие литературы в этот период протекает в таких ведущих культурных центрах, как возвышающаяся Москва, Новгород, Псков, Тверь.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Благодаря таким сугубо-церковным истокам русской литературы, она на протяжении нескольких веков вся оставалась литературой церковной. Даже древне-русские уставы, относящиеся к житейскому быту, были очень часто проникнуты религиозно-нравственными мотивами. §2. Митрополит Иларион Киевский (занимал митрополичью кафедру в первой половине 50-х годов XI столетия) – автор сочинений «Слово о законе и благодати». «Исповедание веры». «Слово к брату-столпнику» и предположительно «Поучения о пользе душевной ко всем христианам». Содержание сочинений митр. Илариона отличается ясностью и догматической точностью. Заметны образование автора в византийском духе и его патриотическая настроенность. §3. Преподобный Феодосий Киево-Печерский (ок. 1036–1074 гг.) – игумен Киево-Печерский, отец общежительного монашества на Руси. Несмотря на сомнения ряда исследователей, традиция приписывает преп. Феодосию следующие сочинения: несколько поучений к киево-печерской братии по разным поводам, поучение к народу «О казнях Божиих» и «О тропарных чашах», послания к князю Изяславу «О вере крестьянской (христианской – прим. и. В.Ф.) и о латыньской», «О заклании животных в воскресенье и о посте в среду и пятницу», две молитвы. Сочинения преп. Феодосия наглядно изображают слабые стороны иноческой жизни печерской обители (в этом отличие от «Киево-Печерского патерика»; см. ниже), засилье бытового язычества и двоеверия среди мирян, а также выявляют бескомпромиссное отношение автора к латинянам. §4. Преподобный Нестор Летописец Киево-Печерский (1056 – ок. 1114 гг.) является автором ряда житий, одним из авторов и редактором начальной русской летописи. В частности, ему усвояется авторство «Повести временных лет», «Сказания о Борисе и Глебе» и «Житие Феодосия». Житийные фрагменты летописи и частично житие преп. Феодосия вошли в сборник, под названием «Киево-Печерский патерик», дополненный в первой половине XIII века св. Симоном, епископом Владимирским, и преподобным Поликарпом Киево-Печерским. Преп. Нестора нужно считать отцом русской агиографии, церковной и государственной истории.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/pu...

Связь П. И. с «Ареопагитиками» косвенно подтверждается данными агиографии. В копто-эфиопской традиции отмечена совместная память П. И. и Исаии Газского 13 окт. (SynAlex. Pt. 1. P. 128; Le Synaxaire éthiopien: Mois de teqemt/Ed. G. Colin. Turnhout, 1987. P. 90-91. (PO. 44/1)). В этот же день, согласно византийским, копто-эфиопским и западносирийским календарям, совершается память Пергамских мучеников Карпа, Папил(ы), Агафодора и Агафоники. В то же время, согласно западносир. календарю (Lond. Brit. Lib. Add. 14504), 3 дек. совершается память сщмч. Дионисия Ареопагита, а также Карпа и сщмч. Поликарпа , еп. Смирнского (Un martyrologe et douze ménologes syriaques/Ed. F. Nau. P., 1915. P. 36. (PO; 10/1); для сщмч. Поликарпа обычной датой памяти является 23 февр.). По мнению Лурье, упоминание вместе 3 имен (Дионисия, т. е. П. И., Карпа и сщмч. Поликарпа) не случайно и соответствует реалиям «Ареопагитик»: сщмч. Поликарп является в составе корпуса адресатом Ep. VII, Карп - епископ или священник на Крите, к-рый сообщил сщмч. Дионисию свое мистическое видение о мучениях вероотступников ( Polycarp. Ep. VIII 6). Иоанн Скифопольский (VI в.) отождествляет Карпа со спутником ап. Павла, упоминаемым в 2 Тим 4. 13 (Scholia in Ep. VIII 6//PG. 4. Col. 553C). Дата 3 дек. близка к обеим альтернативным памятям П. И.: это 7-й день после 27 нояб. и следующий день после 2 дек., дня памяти П. И. в груз. традиции. Вполне вероятно, что общая память сщмч. Дионисия, Карпа и сщмч. Поликарпа была введена в связи с памятью П. И. 3 дек. Нек-рые следы предания об апостольской проповеди на Крите некоего Карпа сохранились в гимнографии критского праздника 10 Критских мучеников (23 дек.) (Canon XLVIII (1): In sanctos X martyres Cretenses//Analecta hymnica graeca e codicibus eruta Italiae inferioris/Ed. A. Kominis, G. Schiro. R., 1976. Vol. 4. P. 587-598; ср.: Canon XLVIII (3)//Ibid. P. 614-622 (песнь 5, тропарь 2); Сапоп XLVIII (2)//Ibid. P. 599-613 (песнь 5, тропарь 4)). Маловероятно, что эти каноны зависят от корпуса сщмч. Дионисия Ареопагита, учитывая, что в последнем ничего не говорится о проповеди Карпа на Крите. Ни П. И., ни Иоанн Лаз не посещали Крит, однако роль критской антихалкидонской диаспоры в палестинском окружении П. И. была значительной и нек-рые критские предания могли получить отражение в «Ареопагитиках» ( Louri é . 2010. P. 206-209).

http://pravenc.ru/text/2580396.html

Мощи преподобного Илии свидетельствуют о его доблестном воинском прошлом. Глубокая рана на левой руке, значительное повреждение левой области груди говорят, что это был удар копья, которое, пронзив прикрывающую руку, проникло в грудь воина. По всей видимости, именно вследствие тяжелого ранения оставил службу Илия и принял решение провести остаток жизни в иноческом чине. Его постригли в монахи в Феодосиевом монастыре, то есть в нынешней Киево-Печерской Лавре. В те времена это был вполне обычный путь для православного воина — сменить меч железный на меч духовный. Духовное сражение монаха за вечное небесное Отечество часто сравнивается именно с воинской битвой. Преподобный Илия — не первый и не последний воин, ставший в последние годы своей жизни иноком. Постриг Илии Муромца и его духовное возрастание приходились на время игуменства великого подвижника преподобного Поликарпа Печерского (1164–1182). Преподобный Поликарп пользовался большим уважением у великого князя Ростислава Мстиславовича. Киевский князь имел обыкновение каждое воскресенье приглашать к себе преподобного игумена с двенадцатью братиями Феодосиевой обители для душеполезных разговоров. Историки и агиографы отмечают, что одним из участников этих бесед вполне мог быть и бывший славный ратник преподобный Илия. В XIX веке ставилось под сомнение тождество святого Илии Печерского с одноименным былинным богатырем. В 1988 году Межведомственная комиссия Минздрава УССР провела экспертизу мощей святого Илии Муромца. Для получения объективных данных применялась самая современная методика. Был определен возраст — 40–55 лет, также были выявлены дефекты позвоночника, которые позволяют говорить о перенесении в юности паралича конечностей (строго в соответствии с житием); установлено, что причиной смерти стала обширная рана в области сердца. Преподобный Илия Муромец, Печерский, был канонизирован в 1643 году в числе шестидесяти девяти преподобных Киево-Печерской Лавры. Русское воинство считает святого богатыря своим покровителем. В жизни этого подвижника как бы сочетались три пути к спасению. Первый — болезненность. Парализованный, он сиднем сидел тридцать лет, изначально имея наклонность к монашеству. Второй — ратный подвиг в битвах за народ православный, за что и воспели его в былинах. Третий путь — несение креста Христа ради: поступление Илии в Киево-Печерский монастырь уже ради подвигов иноческих. О том, что подвиги эти угодны были Богу, говорит то, что тело преподобного остается нетленным до дней нынешних. Почивает преподобный в Ближних пещерах, с ранением в левой руке и перстами правой руки, сложенными, как и положено православному: три первых перста вместе, а два последних пригнуты к ладони.

http://azbyka.ru/fiction/batjushkin-greh...

В янв. 1655 г. И. присутствовал на собрании духовенства и мирян Киевского воеводства, где была объявлена грамота о победах царя в Белоруссии, затем в Софийском соборе был отслужен благодарственный молебен. В янв. 1656 г. царь Алексей Михайлович повелел И. отправить в Москву жившего в Киево-Печерском монастыре певца мон. Иосифа (Загвойского), который должен был обучать москвичей партесному пению. 9 февр. 1656 г. киевский воевода кн. Ф. Ф. Волконский доложил царю, что мон. Иосиф (Загвойский) по благословению И. покинул Киево-Печерский монастырь и удалился в неизвестном направлении. Впосл. выяснилось, что Иосиф скрывался от властей, не желая ехать в Москву. Более поздние сведения об И. отсутствуют. И. В. Жиленко, В. Г. Пидгайко Труды в области книжности Наиболее значительным лит. трудом И. является новая редакция Киево-Печерского патерика. Книжник опирался на труд Сильвестра (Косова) «Paterikon, abo ywoty witych oyców Pieczarskich» (Патерик, или Жития святых отцов Печерских) (К., 1635) и на более ранние редакции, содержавшие помимо агиографических повествований летописные сообщения. В результате работы И. древний патерик, существенно дополненный агиографическими материалами, вероятно из б-ки Киево-Печерского мон-ря, оказался частью обширного исторического сочинения. Единственный сохранившийся список труда И. принадлежал бывш. келарю Троице-Сергиева мон-ря Симону (Азарьину) , рукопись была создана, по-видимому, при жизни И.: «Патерикон Киево-Печерский. Жития и подвизи преподобных отец наших, в пещерах просиявших. Списан трудолюбием блаженнаго Нестора, рускаго летописца. По времени же паки приложи некоих жития св. отец Печерских боголюбивый епископ Симон Суждалский и Владимерский, последи же пространнее написа и в едино счини блаженный Поликарп, архимандрит печерский. Ныне же мало пространнее от Летописца русскаго, от начала в лета Ноева по потопе, откуду корень изыде преславнаго словенскаго языка и како израстоша в нем ветви богоугодныя, сочинен и в едино совокуплен тщанием и повелением боголюбиваго архимандрита св. великия пресветлыя царския лавры Печерския кир Иосифа Тризны» (РГБ. Ф. 304.I. 714, 390 л.). На нижних полях первых листов имеются записи: «Лета 7173 года дал в дом Живоначалные Троицы в Сергиев монастырь сию книгу келарь старец Симон Азарьин во веки неотъемлемо никому. Лета 7164 мес. февраля сия книга Троицкаго Сергиева монастыря бывшаго келаря Симона Азарьина».

http://pravenc.ru/text/578555.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010