2) Мукурисий (Μουκουρσιν), очевидно, идентичен Мохирисии (Μοχηρσις) Прокопия Кесарийского и Мухирисии (Μουχειρσις) Агафия Миринейского: если у Прокопия это название целой области с центром в Котаисе (совр. Кутаиси), то у Агафия 54 это укрепление в долине р. Риони. ПАФ 5 не уточняет характер Мукурисия. 3) Факирия («близ Иверии»), куда сослали Анастасия Апокрисиария, традиционно отождествляется с Таквери/Лечхуми, а Свания – это, очевидно, Сванетия 55 . Впрочем, грузинская глосса XI в. в рукописи ТЦАМ 97 (см выше, I. 3) отождествляет эту крепость с крепостью Мури близ Цагери – в таком случае оба Анастасия должны были бы отправиться из Мукурисия вместе, вверх по Риони в Мури и Таквери соответственно, однако факт их расставания в Мукурисии говорит скорее в пользу разных путей: вверх по Ингури и Риони соответственно. 4) В данном в ВФС 5 определении крепости Фусумий, селения Мохой и усадьбы Зихахорий (см. выше, I. 1) вызывает вопросы только соседство с аланами, которых от Апсилии отделяла Мисимиания. Но учитывая высокий статус Зихахория как резиденции правителя Лазики следует искать его все же именно в Апсилии, а не в далекой Мисимиании. Принимая же во внимание его явно искусственное лазское (т. е. чужеродное для Апсилии) имя (из Джиха-хора «дом-крепость» 56 ), следует видеть в нем переименованную правителем-лазом крупную крепость Апсилии. Из Агафия 57 мы знаем, что верхней границей Апсилии была крепость Тибелей (Τιβλεος), идентичная Цибиле (Τζιβιλ) Прокопия 58 и надежно отождествляемая с Цебельдинской крепостью 59 . Следовательно, Зихахорий не мог находиться выше по течению Кодори и должен идентифицироваться с одной из крупнейших крепостей Апсилии: Цебельдинской, Герзеульской или Шапкинской. Такое отождествление подтверждается положением Зихахория примерно в 7,5 км от крепости Фусумий, расположенной над селением Мохой, т. е., судя по отсутствию упоминания селений в горной части Кодорского ущелья, над приморской равниной. Если отождествлять Мохой с древним селением Мокви 60 , то единственным кандидатом на крепость над ним окажется Ачапарская крепость VI в., однако в 7,5 км от нее нет никакой крепости – претендента на тождество с Зихахорием.

http://azbyka.ru/otechnik/Maksim_Ispoved...

КОММЕНТАРИИ: 1. Представление об истории как о самой полезной для общества науке - " учительнице жизни " характерно и для античности. Господствующей теорией исторического процесса была Полибиева цикличность. Естественно, что если явления повторяются, то людям необходимо извлекать уроки из истории. Лев Диакон Заимствовал последовательность первой главы из исторического сочинения Агафия " О царствовании Юстиниана " (5). Агафий, историк VI в., в свою очередь, опирался здесь на Диодора Сицилийского (Кэмерон. 1970, 58). 2. Введение Льва Диакона отличается от введения Агафия попыткой выделить движущие силы исторического процесса. Агафий в своем зачине делает упор на том удовольствии, которое доставляет читателю историк; у Льва об этом ни слова. 3. Общий пессимистический тон введения Льва Диакона, вероятно, отразил настроения византийского общества. Подобное мироощущение было свойственно самому императору Василию II, в правление которого писал Лев. Новелла от 4 апреля 988 г. пронизана таким же пессимизмом: " До настоящего дня никакой, даже самомалейшей удачи мы не встретили в нашей жизни, но, напротив, не осталось такого вида несчастья, которого мы не испытали бы " (Ц.-Л. III, 303-304). Введение Льва созвучно концу его " Истории " . Возможно, причиной ожидания конца света был каббалистический расчет: приближавшийся 992 год был 6500 г. от сотворения мира. Христос родился в 5500 г., а согласно Новому завету (2 Петра. III, 8), " Божий день " равнялся тысяче человеческих лет. См.: Васильев. 1942. 4. Парафраз Нового завета: 1 Коринф. VII, 31. 5. Почти дословно из введения к " Истории " Агафия (8). 6. Подражание Агафию (8-9), который таким же образом представил себя читателям. Агафием же такая форма самохарактеристики заимствована из, стихотворных эпитафий (Кэмерон. 1970, 2). 7. Калоэ - совр. Гёлёз, Келез (Рэмси. 1890, 105; Томашек. 1891, 91-92). 8. Лев в данном случае использует текст Гомера (Ил. II, 461). В Х в. провинции с названием " Азия " не существовало. Имеется в виду Фракисий-ская фема, занимавшая юго-западную часть Малой Азии и образованная в 741 г.

http://sedmitza.ru/lib/text/433413/

Скачать epub pdf Страдание святой мученицы Агафии Память 5 февраля В царствование злочестивого Декия 1197 , в то время, когда правителем Сицилии 1198 был поставленный им Кинтиан, разослано было по всем странам безбожное повеление предавать всех христиан избиению. В то время в городе Панорме 1199 жила девица, по имени Агафия, дочь благородных и богатых родителей, воспитанная в христианском благочестии. Услыхав о безбожном повелении гонителей относительно избиения христиан, Агафия воспылала ревностью о Христе Господе своем, Которому уневестилась чистотою девства своего. Она оставила любовь к отечеству своему и, считая за ничто достоинство своего высокого рода и презирая богатство, оставшееся ей после родителей, и всю славу мира сего, начала готовиться к страданию за Христа. Игемон Кинтиан, слыша о красоте, благородстве и богатстве сей святой девицы, воспылал к ней нечистой страстью и помышлял увидать ее и склонить к своей преступной похоти, и вместе овладеть ее имением. Узнав, что она верует во Христа, он тотчас послал воинов из города Катаны 1200 в Панорм, привести святую на суд, как христианку. Посланные, придя к святой Агафии, хотели ее взять, и обещали с честью доставить ее к своему военачальнику, если она даст слово поклониться их богам. Попросив их немного подождать, Агафия вошла в горницу внутри дома и, затворившись в ней, воздела руки к небу и начала молиться, говоря: – Господи Иисусе Христе! Ты знаешь сердце мое и расположение души моей, любовь и веру в Тебя! Будь мне вождем и помощником против врага, которого я о Тебе, Боге моем, попрала уже и умертвила. И ныне, Владыко, молю Тебя, не попусти всескверному и всезлобному человеку, слуге демонов, осквернить тело мое, в котором я доныне прожила чисто и честно; поспеши и ускори победить диавола и слугу его Кинтиана, чтобы он не сказал: «Где ее Бог?» (ср. Пс.78:10 ) Прими, как жертву и приношение, слёзы мои в воню благоухания, ибо Ты один Бог и Тебе подобает слава во веки. Аминь. Помолившись так, она пошла из города с воинами, в сопровождении некоторых граждан, соседей и знакомых; шла она с полною готовностью мужественно постоять за Господа своего, как стена несокрушимая; и размышляла в себе: «Вот я сначала имела брань с диаволом, стараясь соблюсти в чистоте свое девство, и победить свои плотские страсти, которые и победила с помощью благодати Христа моего, и попрала врага, воюющего чрез страсти и похоти против людей; теперь я иду на вторую брань, в которой я должна положить душу свою за Христа. Но, диавол, ты не порадуешься чрез меня, но более посрамишься сам: ибо я надеюсь на Христа Бога моего, что Он с высоты будет смотреть на подвиг мой со множеством святых Ангелов Своих, и поможет мне немощной».

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Религиозные взгляды Агафия отразили настроения той части византийской интеллигенции, которая если и растеряла уже свои языческие верования, то не приняла до конца и христианства, во многом оставаясь равнодушной к новой религии, тем более, что в VI в. христианство усиленно насаждалось сверху. По своим социально-политическим взглядам Агафий несколько более демократичен, чем Прокопий. У Прокопия никогда не встречается осуждение высшей знати как социальной группировки, можно найти лишь критику отдельных приверженцев правительства Юстниана. У Агафия, наоборот, звучит открытое порицание разбогатевшей знати в целом — динатов. Вместе с тем Агафий почти так же, как и Прокопий, высокомерен по отношению к народным массам. Но это презрение не аристократа по рождению, а «аристократа духа», человека образованного к простой, невежественной и легковерной «черни», удел которой — суеверие и темнота. Агафий резко выступает против народных восстаний и волнений, связанных с борьбой цирковых партий. Он полагает, что цирковые ристания и увлечение борьбой «цветов» развращают юношество. Агафий предлагает изменить воспитание молодежи: юношам необходимо идти на военную службу, воспитывать в себе доблесть и мужество, а не растрачивать попусту силы в конских ристаниях, в борьбе димов и партий цирка. Народу, толпе Агафий всегда противопоставляет избранных людей, превосходящих остальных не знатностью и богатством, что так ценит Прокопий, а выдающихся своими личными талантами, мудростью, справедливостью, доблестью. В этом сказывается индивидуализм Агафия, противопоставление народа и интеллигенции, столь свойственное античному миру. Агафий, однако, значительно в меньшей степени, чем Прокопий, склонен к консерватизму. Он считает, что в политических делах иногда необходимы новшества, но при этом проведение реформ является прерогативой лишь мудрых правителей, действующих на благо государства. Агафию чуждо и представление о римской исключительности. В отличие от Прокопия, он относится к варварам с гораздо большей доброжелательностью и терпимостью.

http://sedmitza.ru/text/444006.html

Таким образом, никаких возражений не вызывает только верхнекодорская локализация Схимара: в этом случае он, действительно оказывается расположен «близ алан»; близ «вершины Кавказа»; на территории, подвластной в VII в. патрикию Лазики; на пути из Сванетии в Аланию, шедшему из долины р. Ингури через перевал, по р. Сакен и Клыч к Клухорскому перевалу. Однако предложенной В. А. Кузнецовым сакенской локализации Схимара препятствуют два обстоятельства. Во-первых, сванский топоним Сгимар вряд ли мог появиться на р. Сакен до выселения оттуда абхазов-мухаджиров и заселения туда сванов, т. е. до 1860-х гг., а его прозрачная этимология «минеральные источники» 49 делает возможность отождествления Схимара и с другими аналогичными топонимами. Во-вторых, Сакенская крепость совершенно непохожа на другие, «византийские» крепости региона с их панцирной кладкой на известковом растворе и башнями, а является памятником более раннего времени 50 50. Таким образом, маловероятно отождествление Схимара именно с Сакенской крепостью (на оз. Тол) – единственной на р. Сакен, что не исключает возможности его локализации в верховьях р. Кодори, которая, повторимся, не противоречит ни одному из указания ПАФ, ВФС и Епифания Монаха. III. Локализация Схимара и других упоминаемых в источниках крепостей Впрочем, прежде, чем искать точное местоположение Схимара в верховьях р. Кодори, попытаемся выяснить локализацию других топонимов из ВФС и ПАФ. 1) Расположенная в Мисимиании на границе с аланами (ПАФ 4) крепость Букол (идентичная Бухлою Агафия Миринейского 51 ), куда первоначально отправили Анастасия Апокрисиария, должна находиться в зоне расселения древних мисимиан, т.е. в верховьях р. Кодори. Двукратно упоминаемый источниками (у Агафия и в ПАФ 4) факт занятия этой крепости аланами в качестве места для сбора переправляемой в Аланию дани (у Агафия) говорит о ее близости к перевалу через Главаный Кавказский хребет. Отсутствие же крепостей в течение р. Чхалты, на пути к Марухинскому перевалу 52 , заставляет искать ее близ Клухорского перевала в течении р. Клыч, где, действительно, рядом с перевалом расположена византийская крепость – Клычская, с панцирной кладкой на известковом растворе, контрфорсами и башнями с каменными сводами 53 . Ее положение идеально соответствует локализации Букола в ПАФ 4: «на границе с аланами». Это выражение (ν τος μεθοροις) говорит также о том, что Букол находился ближе к аланам, чем Схимар, о местоположении которого говорится просто «близ (πλησον) алан».

http://azbyka.ru/otechnik/Maksim_Ispoved...

Таково было обетование, дарованное Пречистою Божиею Матерью великой дивеевской первоначальнице Агафии Симеоновне Мельгуновой. Не только вся история, но даже христианство само немногих знало столь самоотверженных, цельных в духовных своих стремлениях личностей, как эта удивительная женщина. Она была родом из нижегородских дворян Белокопытовых, а в то время вдова полковника Мельгунова и владела поместьями, лежавшими в трех губерниях: Ярославской, Владимирской и Рязанской. Считая потогдашнему, на душу, в ее поместьях состояло 700 душ. Был у нее и капитал. Рано лишившись мужа, она с трехлетнею дочерью отправилась в Киев, надеясь здесь вести тихую жизнь. Здесь же приняла она постриг, как люди полагают, тайный, с именем Александры. Здесь однажды ночью явилась ей Богоматерь и повелела идти на север России и там остаться на месте, которое ей укажет Владычица и на котором Богоматерь обещала создать великую обитель. О видении этом Агафия Симеоновна передала опытным старцам, которые, но зрелом обсуждении вопроса, нашли, что тут не могло быть «прелести», и советовали ей исполнять повеление Владычицы. Вот и отправилась она в путь под прежним мирским именем Агафии Симеоновны Мельгуновой, и во время ее отдыха на лужайке у западной стены сельского небольшого деревянного храма и последовало ей новое явление Богоматери, с приказанием остаться навсегда на этом месте. Долго после видения не могла прийти в себя Агафия Симеоновна и долго потом молилась со слезами веры и восторга. Затем она пришла в Саров, где открылась старцам. Они посоветовали ей поселиться в Дивееве. Сперва, избегая шума села Дивеева, вокруг которого добывалась медная и железная руда, она поселилась во флигеле села Осиновки, усадьбе князей Шахаевых, в версте-полутора от Дивеева. Прожив тут года три с небольшим, она решилась продать свои имения. Сама объезжая их, она отпускала за небольшую плату крестьян на волю, а кто не пожелал идти на волю, тех продавала тем именно помещикам, которым эти крестьяне желали принадлежать. С прежним ее капиталом у Агафии Симеоновны образовался теперь большой капитал. Часть его она употребила на вклады в монастыри и церкви, для поминовения родных, большую же часть потратила на дело церковного строительства. Ее современникам было известно двенадцать церквей, ею построенных и возобновленных. Много было ею также обеспечено вдов, сирот и бедных. Около 1765 года Агафия Симеоновна поселилась во дворе у дивеевского священника отца Василия Дертева, жившего вдвоем с престарелою женой.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sarovs...

233, 4–234, 18. – Агафий рассказывает, что Юстиниан отомстил кутургурам, подняв против них Сандильха с его утургурами, и начавшаяся междоусобная война затянулась на несколько лет. Но тут мы можем поправить Агафия. Не утургуры отмстили за нашествие кутургурам, а новые союзники империи – авары. От Агафия почерпнул это сведение Иоанн Антиохийский, Johan. Antioch. 217, p. 621–622 М. 474 Поход Забергана ошибочно назван последним. Феофан – Chron. 236–237, 1 – сохранил сведение о нашествии гуннов в 562 году ранней весной. Гунны разбили выступившие против них из столицы войска, в марте взяли город Обасиполь (?), а в апреле с моря Анастасиополь в Родопе. О положении Анастасиополя см. Ргосор. aed. 4, 11, р. 303, 24–304. 8.–Быть может, это вторжение стояло в связи с передвижением аваров на запад. 477 Chauannes, Documents sur les turcs occidentaux. 1903 (Сборник Трудов Орхонской экспедиции. VI) стр. 219–229. 478 У Табари – Singibu. У Табари читается «Синджибу», но буквы g с надстрочным знаком не оказалось в типографии. Это имя важно, так как в нем звучит турецкий термин jabgu-kahan. 480 Theoph. 239, 20–23. Имя царя записано в форме σκλ. –Chauannes, о. с., 229 – отрицает принадлежность этого посольства туркам, но его доводы мало­убедительны. 487 Ib. IV 29; Menandri frg. 23. Интересно отметить, что аварам приписываются какие-то magicae artes, благодаря которым они – diverseis fantasias ostendunt. В 515 году поражение армии Ипатия гуннами Виталиана объяснялось чарами шаманов, которые сумели навести темноту. 493 Единственным источником сведений об этом диспуте является краткий отчет о      нем епископа Иннокентия: Collatio catholicorum cum Severianis. Mansi, 8, 817–836. 494 Loofs в своем исследовании Leontioz von Byzans (Texte und Untersuchungen, 3) отстаивает 531 год, хотя эта датировка ровно ничего не уясняет в личной истории монахов. Лоофс отождествляет Леонтия, помянутого в отчете о диспуте, с тем скифским монахом, который ездил в Рим вместе с другими в 519 г. Промежуток оказывается все-таки весьма продолжительным, и раньше 533 года мы не имеем указаний на интерес к этой формуле со стороны Юстиниана.

http://azbyka.ru/otechnik/Yulian_Kulakov...

«Может, достаточно казней? — тихо говорит она. — Посмотри вокруг: палачей и судей уже неизмеримо больше, чем обвиняемых, и, хуже того, сами обвиняемые уже обратились в обвинителей. Смотри: идет по земле нескончаемый суд каждого над каждым и не видно ему конца». Где же поставить пресловутую запятую в сермяжной дилемме: «Казнить нельзя помиловать»? То, к чему склоняются чувства — совсем не то, что подсказывает совесть: «Казнить нельзя, помиловать!». В ту ночь, около двух часов, Ванесса проснулась от бессвязных криков и яркого света в окне. С сильным сердцебиением она припала к стеклу. И сразу же отскочила, луч от автомобильной фары, как выстрел, попал в нее и ослепил. Какие-то люди выходили из машины, громко, пьяно смеясь. Кто-то нещадно матерился. Несса подошла к входной двери и в щель увидела группу подростков шестнадцати-восемнадцати лет, у каждого в руках — бутылка. Ударил приторный запах марихуаны, каким часто несло из уборных ночлежки. На полную громкость включили тяжелый рок с пошлыми восклицаниями и стонами в паузах. Почему-то стало ужасно стыдно за то, что матушка Агафия слышит эту мерзость, как будто она принадлежала к другому, чистому миру, а сама Ванесса к тому, грязному, откуда вышли и незваные гости. Она оделась и вышла в прихожую. Дверь в матушкину келью была приоткрыта, и Несса не удержалась, заглянула с тревогой — монахиня молилась, стоя на коленях. — Show me your love, nun, о, please, show me your love, — подпевал один из подростков, а другой, пытаясь перекричать всех, орал: — Come here, nun. Your God will protect you. Come here. Матушка Агафия поднялась, закончив молитву, и на ходу пожав холодные пальцы Нессы, вышла на крыльцо. Она остановилась в проеме — согбенная, маленькая, припадающая на больную правую ногу, но необыкновенно спокойная. Инстинктивно Ванесса подвинулась к ней, будто пытаясь защитить, а может, ища ее защиты: тень Робин вдруг шмыгнула за голый куст сирени и замерла там, страх одолел внезапно, как недолеченный вирус. С минуту, кажется, подростки разглядывали монахиню.

http://azbyka.ru/fiction/bremya-istoriya...

иером. Иаков (Цветков) Св. мученице Агафии 242 (Февраля 5-го). Кондак глас 2-й. Подоб. Вышних ища... Единый благий Бог, ведый доброту твою еще от твоего младенчества, честная Агафия, избвавив тебя от лукаваго сообщения 243 , сподобил истинныя славы, – ты, Владыку всяческих за нас ублажающая. Икосы: (κ το Θεου) Получив от Бога имя свое, ты, преславная мученице, от юности избрала себе, благую часть, которая, по слову Спасителя нашего, никогда не отъимется от тебя. Но как вечная участница блаженных селений, ты умилостивляешь Господа за нас, рабов твоих, да престанем от лукавых деяний и спасемся тобою, преславная, Владыку всяческих за нас ублажающая. (’να λοιπον) Впрочем дабы показать терпение твое удобопременным (υμετπτωτον) 244 , Агафие, мученице многострадальная, неукротимый зверь (мучитель) возгарается сердцем своим с яростью, и усиливается мучить тебя, избирая для тебя всякий вид мучении, отсекая твои члены, и отторгая два сосца, которые, после того, в лучшем виде даровал тебе первоверховный апостол. Ты, Владыку всяческих за нас ублажающая. ( Σου ν τ σκπ) К твоему ныне прибегаю покрову, благоименитая мученице 245 , и к твоим стонам с верою припадаю: разгони (λσον) печаль души моей, да не ниспадет она во глубину отчаяния, безвременно унытем отягчаемая, и предаст забвению словеса песни, которую благовременно (καλς) ныне воспел я: но, по мере моей любви к тебе, воздай мне покровительством своим, Владыку всяческих за нас ублажая. 242 Переведено из «Anal, sacra» к. Питры, которым заимствовано из Тавринского кодекса; творение неизвестного песнописца – В Аф. кондакарии сих кондака и икосов нет. Св. мученица Агафия была родом из Сицилии, дочь благородных и богатых родителей, воспитанная в хриспаиском благочестии; она добровольно, сама по себе, отказалась от всех выгод земного своего положения, чтобы только сподобиться венца мученического. Из повествования о её страданиях за Христа, особенно примечательно то, что, Божиею благодатью и силою, мучители, при испытавши всех видов казней, остались совершенно бессильными пред нею, так что она, после всех мучений оставшись невредимою, блаженным образом скончалась, быв отведена в темницу, где совершила молитву ко Господу о приняли души своей от сего мира в горния, небесныя, селенья. 243 Πονηρς μζες. Сими словами указывается на избавленье ея Господом от сожительства с нечестивым мучителем Кинтилианом который сильно был увлечен ея красотою. Кинтилиан был воеводою на острове Сицилии. Читать далее Источник: Кондаки и икосы разных церковных песнописцев известные под названием безымянных : перевод с древнегреческого в первый раз, на русское наречие, иеромонаха Иакова (Цветкова) – М.: Тип. Л.Ф. Снегирева, 1885. – 193 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Старица не отринула от себя пришедшей. Считая, что пришедшая и есть та самая голубица, которую велено ей принять, Агафия Лукьяновна приняла с материнской любовью ее в число сестер обители. Дария, вступив в ограду обители, приняла на себя строгий обет молчания, так что она в обители ни с кем из сестер ничего не говорила, кроме начальницы и той только: «прости, благослови». Послушание Дарии было долго в трапезе, где она приготовляла для сестер кушанье не только без ропота, но даже с видимым удовольствием и с таким успехом, что исполняемое ею одной было бы по расчетам обременительно для трех, а чугуны из печи, к удивлению всех, она вынимала прямо руками, без ухвата. Начальница обители, старица Агафия, видя такое глубокое смирение и безропотное послушание не жившей в обители, молодой, неграмотной, крестьянской девицы Дарии, вполне убедилась, что сон был не призрак, а веление свыше и высказала сестрам, что Дария-то и есть та кроткая и незлобивая голубица, которую они встретили по повелению во сне. Кроме этого о жизни Дарии в обители ничего не известно. При строгом молчании и безропотном послушании она минуты досуга от своих послушаний употребляла на молитвенные воздыхания о спасении души и молила Царя царей оставить ее в обители. Но судьбы Божии неисповедимы. Господь готовил ей неведомое для нее поприще жизни деятельной, умной. Ей нужно было пройти и разные испытания. Так как она жила в обители без всякого письменного вида, то и должна была по времени удалиться из обители по необходимости. Семь лет жизни Дарии в этой обители приучили ее к безропотному послушанию, смирению и другим монашеским добродетелям. И не без скорби она расставалась с сестрами, где она ко всем и ко всему привыкла. Распростившись с обителью, Дария отправилась в родительский дом, в который не рассчитывала возвращаться никогда. Прибытие Дарии в родительский дом, считавшейся в числе мертвых, привело всех в изумление. После встречи и приветствий начались опросы, где и как жила. Слух о прибытии Дарии разнесся по селу. Родные, знакомые, подруги ее молодых лет, жившие уже семейной жизнью, наполняли попеременно дом отца Дарии. Те же приветствия, те же опросы о ее жизни. В особенности, удивлялись ее подруги, считавшие ее за веселую девицу, увидев ее переменившейся в характере и не в обыкновенной крестьянской одежде, а в черном платье.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010