Духовником братии в святогорских общежительных монастырях всегда является игумен обители. Тем не менее во многих общежитиях есть традиция приглашать несколько раз в год духовника извне, чтобы у братии была возможность исповедовать, например, помыслы против игумена или какие-то ещё щепетильные духовные вопросы. Однажды на утрене отец Аверкий ушёл из храма после шестопсалмия и пошёл в пекарню, потому что накануне вечером ему сказали, что ночью надо месить хлеб. В одиночку просеяв и замесив много муки, он позвал братию формовать хлебы, а когда братия вернулась на службу, один сажал эти хлебы в печь и доставал из неё. Когда он закончил в пекарне, было уже утро, и эконом послал его в монастырский огород собирать бобы. После огорода его отправили на хозяйственный двор за монастырём — тесать кипарисовые брёвна. Вот на этих-то самых брёвнах у него хлынула горлом кровь. В глазах помутилось, он потерял сознание. Слава Богу, что мимо хоздвора проходил один мирянин, который привёл отца Аверкия в чувство и помог ему дойти до монастыря.   Братия, увидев, в каком состоянии находится отец Аверкий, советовали ему лечь в монастырскую больницу, но он по духовной деликатности не хотел обременять больничара и пошёл к себе в келью. На следующее утро он, как обычно, был в храме и читал полунощницу. После службы старец Исидор чуть ли не за рукав тянул его в столярку и кричал: «Ты тут ещё и больным решил притворяться,-чтобы не работать?» Однако ночью у отца Аверкия ещё трижды шла горлом кровь, он еле стоял на ногах.   Игумен благословил срочно положить его в монастырскую больницу. Но и там кровотечения из горла продолжались. Отцы испугались, что у него началась чахотка, и отвезли его в Салоники на рентген грудной клетки. Врачи ужаснулись, увидев, что рёбра у него «торчат в разные стороны», как прутья у смятой корзины. «Перед вами великолепный образчик „поста, бдения и молитвы " , коллеги», — сказал рентгенолог. Врачи прописали отцу Аверкию два месяца постельного режима.   Он вернулся в Эсфигмен, и его положили в монастырскую больницу. Там отец Аверкий страдал не столько от болезни, сколько от своей «тонкокожести». Он очень переживал, что ему прислуживал монах, годившийся ему по возрасту в отцы и даже в дедушки.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=45&iid=261...

У монахов Афонского монастыря Эсфигмен есть девиз «Православие или смерть!» В первые века христианства такая альтернатива, действительно, существовала: или ты остаешься православным или тебя сажают в тюрьму и казнят. Этот девиз должен быть внутри человека, чтобы не впустую его декларировать. А если эта команда не победит? Это значит, что православие не победило? А мы ведь знаем, оно побеждает всегда, потому что это — истина. Поэтому, я думаю, такие формулировки не оправданы, надо к ним относиться с осторожностью. — То есть, нет ничего вредного для человека и страшного в том, что он дома смотрит футбольный матч? — Ничего страшного. Мы недавно как раз издали книгу, которая так и называется — «Ничего страшного». Самое страшное — это потерять связь с Богом. А всё остальное — не беда. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме 23 марта, 2024 1 февраля, 2024 10 января, 2024 9 января, 2024 27 декабря, 2023 30 октября, 2023 17 октября, 2023 22 июля, 2023 1 апреля, 2023 Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира. Давайте дружить! © 2003—2024. Сетевое издание Правмир зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Реестровая запись ЭЛ ФС 77 – 85438 от 13.06.2023 г. (внесение изменений в свидетельство ЭЛ ФС 77-44847 от 03.05.2011 г.)

http://pravmir.ru/protoierej-vladimir-si...

 Диавольская злоба Как-то раз, собирая милостыню, в скит зашел бедняк с «пандахусой» . Старец отдал несчастному все свои деньги — по тем временам значительную сумму. Даже монастыри не давали беднякам столько, сколько дал он. Диавол, будучи не в силах видеть человека во плоти «аки безплотнаго»,  пришел в ярость и швырнул в каливу Старца большим камнем, который пробил крышу и застрял в потолке — прямо над его головой.  Постриг в великую схиму С батюшкой Тихоном отец Паисий познакомился, еще живя в Эсфигмене. Сейчас, подвизаясь в Иверском скиту, он избрал отца Тихона своим Старцем, регулярно приходил к нему в келью, чтобы видеть его и советоваться с ним. «Когда ты примешь великую схиму?» — часто спрашивал его отец Тихон. «Когда на это будет благословение, Геронда, — отвечал отец Паисий. — Меня этот вопрос не беспокоит». Подвизаясь в монашестве уже много лет, отец Паисий еще не был пострижен в великую схиму. В первую очередь, он старался по-монашески жить, чтобы не просто формально принять великую схиму, но сподобиться и схимнической благодати. Большее значение он придавал тому, чтобы облечься в схиму изнутри, то есть стать монахом по внутреннему человеку. Поэтому, как он сам говорил впоследствии, вопрос о том, когда произойдет постриг в схиму, его совсем не занимал. «Даже если бы меня и в рясофор не постригли, я бы не волновался — рассказывал он. — Меня занимало то, чтобы по-монашески жить. Если душа не будет возделана, не будет внутренне вооружена, то схима — несмотря на то что она есть оружие — такой душе не поможет. Ведь даже малейшее преслушание после принятия схимы влечет большую ответственность. [Великосхимнику] необходимо иметь великую бескомпромиссность. Мы должны подвизаться ради того, чтобы сохранить обеты. Хорошо будет, если монах еще до принятия великой схимы начнет стараться в подвиге соблюдать схимнические обеты». Отец Паисий никогда сам не заводил разговора о постриге в великую схиму, по смирению считая себя недостойным и желая во всем безукоризненно соблюдать монашеские обеты.

http://pravmir.ru/249925/

Когда в 1922 г. греч. правительству было необходимо разместить на территории Греции 1,3 млн беженцев из М. Азии и оно обратилось с просьбой предоставить во временную аренду монастырские подворья, отцы Д. оставили для своих нужд 2 подворья, а остальное передали в аренду (22 сент. 1923). Процесс оформления «аренды» продлился 10 лет, в результате чего Д. почти полностью лишился крупнейших подворий, не удержав даже того, что собирался оставить. Постепенно были проданы по низким ценам и др., более мелкие владения, средства от их продажи Д. не смог выгодно вложить (как правило, в строительство зданий в Фессалонике, к-рые в наст. время не приносят Д. заметного дохода). В 1926 г., вскоре после принятия «Уставной хартии» (1924), Свящ. Кинот обратился ко всем афонским мон-рям с требованием составить устав внутренней жизни и самоуправления, согласовав его с общими правилами. Этим уставом, утвержденным Свящ. Кинотом в 1927 г., Д. руководствовался в течение 53 лет. Новый внутренний устав Д. из 64 пунктов, составленный в 1944 г. в конце периода нем. оккупации и во время захвата Афона отрядами коммунистической оппозиции, просуществовал лишь неск. месяцев, затем стал действовать прежний устав. В посл. трети XX в. в связи с сокращением числа приходящих в мон-рь для пострига, постепенным уходом из жизни старых насельников, уменьшением доходов и продолжением процесса продажи монастырской собственности возникла необходимость введения в Д. общежительного устава - преобразования, давшего результат в др. святогорских обителях. В 1975 г. рассматривался вопрос о заселении Д. путем приема иноков из мон-ря Филофей с условием, что при переходе обители на общежительный устав образ жизни старых монахов не изменится. Однако у этого проекта нашлись противники, и он не был осуществлен. Попытки начальствующих Д. решить проблему нехватки людей путем приема сомнительных братьев (зилотов из мон-ря Эсфигмен и др.) привели руководство мон-ря к противостоянию с правлением Св. Горы. В ответ на это и нек-рые др. действия, противоречащие внутреннему уставу Д., Свящ. Кинот в сент. 1979 г. назначил комиссию из 3 членов для принятия участия в собраниях старцев Д. с целью решить вопрос заселения обители. После достижения согласия среди членов собрания был назначен 15-дневный срок для переговоров с различными обителями, и в сент. 1980 г. с благословения игумена мон-ря Кутлумуш архим. Христодула в Д. перешли 6 монахов и 2 послушника. Затем был поднят и положительно решен вопрос о переходе на киновийный устав, к-рый был официально утвержден патриаршим сигиллием от 26 февр. 1980 г. с назначением наместником Д. иером. Кирилла.

http://pravenc.ru/text/180375.html

  Так прошло некоторое время, и тревога ушла. Сердце отца Аверкия снова согрелось, и по любочестию ему опять захотелось молиться и подвизаться больше положенного. Однако теперь он, как мудрый подвижник, притормаживал себя, опасаясь, что диавол опять может-подтолкнуть его к подвигу сверх меры. Поэтому, когда у него возникало желание сделать что-то, выходившее за рамки канона, он осенял себя крестным знамением и говорил: «Христе мой, ты знаешь моё сердце». После этого он останавливался, чтобы, как сам говорил впоследствии, «уже не сомневаться». Так, держа духовное оружие правды в правой и левой руке2, инок Аверкий обучался искусству духовной брани, чтобы выигрывать сражения против многокозненного врага — диавола. 1    Тангалашка — такое прозвище дал преподобныйПаисий диаволу. Тангалаки (или башибузуки) — это нерегулярные ипочти неуправляемые военные отряды в Османской империи, состоявшие из сорвиголов, славившихся своей жестокостью; им не платили жалованья, а питались они за счёт мародёрства, грабя и убивая мирное население. 2    См. 2 Кор. 6:7. Комментарии Всего комментариев: 2 2017/11/13, 16:37:30 почему мужчинам можно изменять своей девушке а потом и жене а женщине надо оставаться всегда ему верной?это очень обидно когда я сижу дома и жду его а он гуляет с другими женщинами.это так больно что когда я думаю о нем и знаю что у него кто-то есть а я жду от него ребенка зато ему все можно.как получить венец в семейной жизни если я не одна а есть он и я он меня предает.если он сам говорил что муж и жена это одно целое зачем он мне изменяет чтобы я вообще в тряпку превратилась и потеряла свое человеческое достоинство забить затоптать заплевать оскорбить меня.ипосмотреть .мне еще жить не пришлось а он так себя ведет я не хочу ему в ответ изменять мне не хочется его огорчать потому что я все-таки верю в его любовь ко мне я не хочу в ответ его предавать я его люблю.я верю что господь мне его дал в награду а не в наказание.я его люблю.мне просто очень больно. галина 2017/11/02, 22:20:06

http://isihazm.ru/?id=384&sid=45&iid=271...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Монастырь Эсфигмен на Святой Горе Афон снова в осаде 06.06.2008 Несколько сотен полицейских окружили афонский монастырь Эсфигмен , который уже много лет служит центром мятежной монашеской общины. Конфликт между древним монастырем Эсфигмен, входящим в автономную монашескую республику Афон на севере Греции, и Константинопольским Патриархатом, власть которого признает Афон, начался в 1965 году. Поводом для этого стала встреча Константинопольского Патриарха Афинагора с Папой Римским Павлом VI, в которой эсфигменцы увидели отступничество Патриарха от Православной веры. Со временем Эсфигмен превратился в оплот так называемых " старостильников " - греческих приходов, отколовшихся от Церкви после того, как греки перешли на григорианский календарь (стоит отметить, что весь Афон, как и Русская Церковь, живет по старому стилю, но в идеологическую позицию это превратил только Эсфигмен). Как и все старостильники, Эсфигмен считает Константинопольскую Церковь безблагодатной. Греки приверженцев такой позиции называют библейским словом " зилоты " , а в России с легкой руки диакона Андрея Кураева - " православными алармистами " . С начала 70-х годов на крепостных стенах монастыря развевается черный флаг с девизом: " Православие или смерть! " Эсфигмен порвал евхаристическое общение с Фанаром и отказался поминать Патриарха Константинопольского, под омофором которого номинально находится Афон. Община мятежных монахов яростно сопротивляется попыткам церковных властей восстановить контроль над монастырем. В 2003 году греческие власти по распоряжению церковных властей послали небольшой полицейский отряд, чтобы выселить монахов из монастыря. Однако " осада " монастыря, продолжавшаяся несколько недель, не дала результатов, поскольку власти не решились на насильственные действия. В 2005 году при поддержке церковных властей была создана " альтернативная " община монастыря Эсфигмен, лояльная Константинополю. Фанар признал за ней юридическое право на обладание монастырем.

http://drevo-info.ru/news/5036.html

По образу жизни обитель считается одной из самых строгих на Афоне. Сейчас в монастыре подвизается около семидесяти человек. Монастырь Эсфигмен (Есфигмен) Монастырь Эсфигмен занимает восемнадцатое место в святогорской иерархии. Обитель находится в восточной части Афонского полуострова. Монастырь Эсфигмен стоит на берегу тихого залива, к юго-востоку от Хиландара, и посвящен Вознесению Господню. Существует множество теорий, касающихся истории возникновения монастыря. Согласно первой версии, Эсфигмен основали в пятом веке святая Пульхерия и ее брат, император Феодосии II, примерно в пятистах метрах от того места, где он расположен сейчас. Рукопись, хранящаяся в монастырской библиотеке, называет нам и точную дату этого события – 418 год. Однако тот первый монастырь был в 1048 году завален лавиной. Есть много фактов в подтверждение этой версии. Во-первых, среди развалин монастыря были обнаружены коринфские колонны и стены в форме греческой буквы дельтатакие, как в древней церкви святой Ирины, воздвигнутой в Константинополе в эпоху царствования святого Константина Великого. Во-вторых, в пользу раннего основания Эсфигмена свидетельствует и столь близкое соседство этого монастыря с морем – ведь в те времена еще не было угрозы пиратских набегов. Согласно другой версии, Эсфигмен был основан другой Пульхерией – сестрой императора Романа III, царствовавшего с 1028 по 1034 годы. С этой версией связано первое достоверное упоминание об обители в кодексе 1016 года, подписанного игуменом обители Феоктистом. Следующее упоминаниево Втором Афонском Типиконе 1045 года. Еще одна версия связывает основание обители с монахом по прозвищу Эсфигмен, от которого монастырь и получил свое название. Эсфигмен в различные времена страдал от пиратских набегов и разрушительных пожаров. Однако в истории монастыря Эсфигмен были не только трудные периоды. Византийские монархи оказывали ему особое покровительство, и императорские хрисовулы (грамоты) подтверждают приобретенную монастырем недвижимость в городах: Провлак, Скутар, Кросув, Враста, Фессалоники и Константинополь.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

Патриарх Варфоломей призвал изгнать с Афона мятежную монашескую общину монастыря Эсфигмен 22 августа 2008 г. 11:34 Патриарх Константинопольский Варфоломей призвал изгнать из монашеской республики Афон мятежную общину монастыря Эсфигмен, сообщило в пятницу Афинское агентство новостей. Патриарх Варфоломей, под юрисдикцией которого находится тысячелетняя федерация монастырей на севере Греции, посещает Афон с архипастырским визитом. «В монастыре Эсфигмен имеет место неподобающее монахам непослушание», — заявил Патриарх Варфоломей. Патриарх призвал греческие власти ускорить выселение около 80 монахов, которые уже много лет живут фактически на осадном положении за крепостными стенами монастыря Эсфигмен и враждуют с братией остальных 19 афонских монастырей. Конфликт между древним монастырем Эсфигмен и Константинопольским Патриархатом , власть которого признает Афон, начался в 1965 году. Поводом для этого стала встреча Константинопольского Патриарха Афинагора с Папой Римским Павлом VI и дальнейшее сотрудничество с католиками, которое эсфигмениты расценили как отступничество патриарха от православной веры. С начала 70-х годов на крепостных стенах монастыря развевается черный флаг с девизом: «Православие или смерть!» Община мятежных монахов яростно сопротивлялась попыткам церковных властей восстановить контроль над монастырем. Их поддерживают ревнители так называемого «истинного православия» — разбитого на множество толков движения, которое расходится с официальной Церковью главным образом во взглядах на экуменизм. В 2003 году греческие власти по распоряжению церковных властей послали небольшой полицейский отряд, чтобы выселить монахов из монастыря. Однако его «осада», продолжавшаяся несколько недель, не дала результатов, поскольку власти не решились на насильственные действия. В 2005 году при поддержке церковных властей была создана «альтернативная» община монастыря Эсфигмен, лояльная Константинополю. Патриархат признал за ней юридическое право на обладание монастырем, а впоследствии подтвердил распоряжение выселить эсфигменитов из их монастыря. В декабре 2006 года в поселке Кария, неофициальной столице Афона, произошла драка между членами двух противоборствующих общин за обладание подворьем монастыря. В драке использовались ломы и огнетушители, семь человек были госпитализированы. Афонские власти позже выслали с полуострова нескольких монахов, которых сочли зачинщиками столкновений. РИА «Новости» /Патриархия.ru Календарь ← 14 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/450465.htm...

Монастырь Эсфигмен (Афон) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Эсфигмен — один из афонских монастырей, занимающий в святогорской иерархии 18-е место; принадлежит неканонической старостильной «Истинно-Православной Церкви Греции – Синод Хризостома». Находится в восточной части Афонского полуострова; утверждён Кинотом в X—XI веках. Братия считает себя пребывающей в юрисдикции старостильной «Истинно-православной церкви Греции», возглавляемой архиепископом Каллиником (Сарандопулосом). Содержание История [ править править код ] Хотя монастырь Эсфигмен (греч. Μον Εσφιγμνου) был признан и утвержден в своём статусе Кинотом в X веке, он был построен намного раньше — в V веке императором Феодосием II при учредительстве его сестры Пульхерии. В нескольких сотнях метров от нынешней обители сохранились руины другого, «старого» Эсфигмену, датируемого археологами IV веком. [ Преподобный Антоний Киево-Печерский ] принял монашеский постриг и подвизался в монастыре Эсфигмен, откуда принес на Русь традиции монашеского благочестия. Его келья с построенной над ней церковью во имя преподобного Антония возвышается на склоне одной из скал рядом с монастырем. В XVI веке обитель два раза была уничтожена пиратами, но вновь восстановлена. В XIV веке настоятелем Эсфигмену был будущий святитель Григорий Палама. В XIX—XX вв. в обители сильно ощущалось русское присутствие: при поддержке русских Царей был построен новый Спасо-Вознесенский храм и несколько параэкклесий — малых храмов, расположенных внутри каре, окружающего монастырский двор. Во время войны за независимость 1821 года монахи-эсфигмениты отказались выдать предводителя повстанцев Эммануила Паппаса, который укрылся в Эсфигмену, турецкому губернатору Горы Афон, несмотря на все уговоры девятнадцати других монастырей, которые сотрудничали с турецким правителем. В связи с этим с 1821 до 1832 года Эсфигмен не существовал как монастырь из-за того, что оттоманские власти реквизировали здания и использовали их для расквартирования войск во время войны Греции за независимость. Раскол [ править править код ]

http://azbyka.ru/palomnik/Монастырь_Эсфи...

Четыре насельника мятежного монастыря Эсфигмен будут высланы с Афона после произошедших в среду столкновений 22 декабря 2006 г. 18:51 Власти монашеской республики Афон на севере Греции приняли решение выслать четырех монахов, которых посчитали зачинщиками столкновений, произошедших в среду 20 декабря. Как пишет в пятницу 22 декабря греческая газета «Катимерини», проживание в монастырях полуострова будет запрещено трем насельникам монастыря Эсфигмен, которые находятся в настоящее время в больнице соседнего городка Полигиро. Еще один монах будет выслан в ближайшее время. Драка с применением ломов и огнетушителей произошла в подворье Эсфигмена в неофициальной столице Афона поселке Карея. В столкновениях между монахами мятежного монастыря Эсфигмен и членами «альтернативной» общины обители, подконтрольной церковным властям, пострадали семь человек. Члены лояльной общины пытались пройти в здание подворья, однако встретили ожесточенное сопротивление. Пятеро монахов отделались тем, что наглотались порошка из огнетушителей, а также ушибами и ссадинами. Двое получили черепно-мозговые травмы от ударов огнетушителями. Все пострадавшие доставлены в больницу в Полигиро. Обе противоборствующие общины распространили заявления, в которых обвиняют в развязывании драки противную сторону. На Афоне сохраняется напряженная ситуация в связи с очередным витком противостояния. Полиция взяла под охрану подворье Эсфигмена, дабы помешать возможному продолжению беспорядков. Между тем неопределенным остается положение всей мятежной монашеской общины в Эсфигмене. Конфликт между древним монастырем Эсфигмен и церковными властями начался в 1965 году. Поводом для этого стала встреча Патриарха Константинопольского Афинагора с Папой Римским Павлом VI. Эсфигменцы расценили встречу как отступничество Патриарха Константинопольского, которому подчиняются монастыри Афона, от православной веры. Примерно 120 монахов-ревнителей «истинного» Православия уже несколько десятилетий занимают монастырь, на крепостных стенах которого с начала 70-х годов развевается черный флаг с девизом «Православие или смерть!». Все эти годы община мятежных монахов яростно сопротивляется попыткам церковных властей восстановить контроль над монастырем. Нынешний Патриарх Константинопольский Варфоломей постановил выселить эсфигменцев из их монастыря, и это решение одобрили все остальные монастыри Афона, а также светские власти Греции. Однако полиция пока не перешла к решительным действиям, и на Афоне в отношении монахов-бунтовщиков пока сохраняется статус-кво. В 2005 году при поддержке церковных властей была создана «альтернативная» община монастыря Эсфигмен, лояльная Константинополю. Константинопольский Патриархат признал за ней юридическое право на обладание монастырем. РИА «Новости» /Патриархия.ru Календарь ← 14 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/173923.htm...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010