Да, знают, ибо и сами впоследствии послужили, в свою очередь, новым примером покаяния для других. Известны им, также, и его непрестанные и многоразличные беседы, этот неудержимый золотой поток слова. А о том рачении, о тех неусыпных заботах, какие он прилагал всегда и всячески о благолепии храма – как в рассуждении прислуживающих в храме и поющих там, так, равно, и относительно совершающих божественные бескровные жертвы, – где он сам являлся для предстоящих высоким, достойным подражания примером, нужно ли говорить? Ведь по удалении его из этой обители после столь многоплодного предстоятельства в ней, монашествующие не пожелали там оставаться без него, но разошлись: одни – удалившись на покой к отшельничеству, другие – к благочестивому подвижничеству, третьи, наконец, рассеялись по самым отдаленным пустыням – именно, потому, что не было возможности впредь жить всем вместе под руководством и наставничеством такого учителя, что они так возлюбили и чего постоянно желали. Но все, что мы доселе сказали, суть только, так сказать, общие места, свидетельствующие об апостольском правлении его обителью. Необходимо также упомянуть и о некоторых его частных поступках, в которых Бог проявил, опять-таки чрез него, Свои чудодействия. Священная обитель, игуменом которой был избран Григорий, называлась Эсфигменова 39 , по имени ли строителя ее, или от местности получила это прозвание, или от другого чего – не знаю. Был в этой обители один монах благочестивый, любознательный и ревнитель добродетели, из числа церковных прислужников, по имени Евдоким. Он в высшей степени предавался умной молитве и собранности духа. Однако ж, общий враг спасения и такого человека, вследствие некоторой неосторожности, ввел в заблуждение, показав ему какие-то призраки и образы обманчивые и ложные, и убедивши верить в эти лживые, фантастические образы как в священные и божественные. Одним словом, обольстил настолько, что едва было не свел человека окончательно с ума и не оторвал совсем от Бога, если бы не явился вовремя на помощь Григорий со своею божественною мудростью и духовным врачеванием.

http://azbyka.ru/otechnik/Filofej_Kokkin...

II. Общий характер архитектурных памятников Афона и их скульптурных украшений Архитектурные памятники Афона почти ограничиваются храмами его обителей: пожары, перестройки и пристройки, всякого рода расширения и переделки до того изменили древний вид обителей, что ныне они по своему общему типу вряд ли восходят древнее XVII века. Но, должно тут же прибавить, этот век может считаться крайним в том ряде веков, которые на христианском Востоке еще сохраняли основные художественные предания восточного, т. е. византийского искусства и быта, между тем как в XVIII веке, вероятно, но влиянию и примеру России, все это предание тронулось и замутилось под наплывом западной моды. С того времени наступает смута, непоследовательность, неясность, искажение всего смысла бытовых и художественных форм. Для примера остановимся у самого входа в афонскую обитель и обратим внимание, хотя бы поверхностное, на входные монастырские врата. Типичным их образцом может служить напр. вход в Лавру (рис. 2), в Ватопеде, Ксиропотаме, иногда в виде башенных ворот, чаще с небольшою надстройкою над входною аркою, но почти всегда в виде низкой арки, под которою проходят пешими, а не проезжают в экипаже. Зачастую внутри арки идут в том или другом направлении ступени, служащие для вьючных животных. Внутри ворот продают паломникам разные изделия самих монахов или соседних мастеров. Понятно, если монастырские врата будут построены на манер широких триумфальных ворот, это будет такая аномалия, которая не составит и настоящего украшения, какого в таком случае добиваются. Но именно в этом смысле аномалии на Афоне редки: настолько все монастырское строение исполняется по неукоснительному преданию, под влиянием тяжелого и ревнивого надзора братии за каждыми шагом игумена, эконома, ризничего, и прочих доверенных лиц. 2. План Лавры св. Афанасия Пересматривая виды афонских обителей, невольно удивляешься их полному сходству с монастырями Греции, Кипра, Сирии, Синая. Многое в этом повторении бытовой формы относится к монашеской косности, многое к общей греческой устойчивости, но все же остается малопонятным, зачем обитель, устраиваемая в широкой долине, строится такою же узкою и тесною крепостью, как бы это имело место в горном ущелье, как построен напр. Эсфигмен. При виде плана Лавры св. Афанасия невольно приходить на мысль сопоставление с древнегреческими акрополями.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Kondak...

Если же возникнет дело, имеющее характер противоцерковный, по коему, после решения синаксиса, будет подана просьба от заинтересованного в Патриархию, то она должна сперва потребовать решение синаксиса, кое принимает во внимание, и если найдет оное основанным (утвержденным) на праве и согласным местным обычаям и священным канонам, то рекомендует заинтересованным сообразоваться с оным, аще же найдет решение синаксиса недостаточным, то указывает синаксису эти недостатки и рекомендует исправление. А если заинтересованные не удовольствуются, то дело поступает к правительству. Патриархия никогда не имеет права самовольно вмешиваться во внутреннюю административную систему монастырей и синаксиса, но только по просьбе оных. 28. Все императорские фирманы и прочие документы общины (кинота) и монастырей имеют законность и силу в тех делах, для коих они изданы. Привилегии и льготы Святой Горы подтверждаются. Святая Афонская Гора его ублажает, яко строгого хранителя общежительных иноческих уставов» (Инок Парфений (Агеев) . Сказание о странствии и путешествии по России, Молдавии, Турции и Святой Земле. Ч. IV. С. 260–261). Берут греки других монастырей из греческих иноков Руссика, живущих дружно с русскими, игумена. Панславизм». Берут скитские андреевцы в свою русскую среду одного грека монаха ученого, чтобы учить русскую молодежь свою по-гречески… Какова хитрость. Каков панславизм! Богат Зограф болгарский? Панславизм, потому что болгары и русские одно и то же. Богат Ватопед греческий? Панславизм, потому что имения его в России. Бедны греческие монастыри: Ксеноф, Симон-Петр, Эсфигмен? Опасно, – их подкупят. Волнуются запорожцы? Бунт! Интрига! Панславизм! Помог русский консул грекам – дурно сделал. Зачем вмешался? Не помог – еще хуже. Видите, и права греков не хотят поддержать. Болен русский консул… Он ничего почти не ест, говорят люди. Слухи ходят даже, что он хочет постричься. Вздор! Больной человек, воспитанный по-европейски, как все эти проклятые русские чиновники, не смеет болеть на Афоне; для этого есть воды всеспасительной Германии… Возможно ли верить, что ему приятно с монахами? что за скука! Мы, эллины, вот тоже европейцы, однако никогда туда не ездим, хотя от нас Афон и ближе.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

При всем стремлении издателей к полноте публикации с течением времени каждый выпуск серии оказывается в некоторых частях ущербным и требующим дополнений и даже переиздания, как это случилось с актами Лавры. 406 Конечно, за тридцать с лишним лет (со времени Акт. Лавр. РК) были сделаны исправления чтений текстов, вновь и вновь обследовано содержание лаврских грамот, изменены датировки, открыты или переизданы документы. 407 Но, главное, была проведена работа, приведшая к кардинальным изменениям представлений специалистов об архиве Лавры: А. Гийу и Ж. Бомпэр во время поездок на Афон в 1957 и 1958 гг. сфотографировали неизвестные Ж. Руйару и П. Коллому оригиналы и старые копии актов, 408 обнаружили и сфотографировали два лаврских картулярия: XVIII в. – Кирилла и 1803 г. – Феодорита, 409 а также рукописный инвентарь Пантелеймона 1944–1945 гг. архива Лавры. Все это привело к переизданию первого тома серии. Таким образом, издание «Архивов Афона» не только не замыкается на осуществленной некогда работе, но оказывается динамичным, развивающимся качественно, совершенствующим принципы научной обработки своих материалов. Публикации афонских актов продолжаются. К настоящему времени вышло в свет лишь чуть более четверти запланированных изданий «Архивов Афона». П. Лемерль, Д. Папахрисанфу, Н. Зворонос, А. Гийу издали следующие четыре тома документов Лавры. Грамоты Кастамонита издал Н. Икономидис. 410 Важную для нас новую публикацию актов Русского монастыря подготовили П. Лемерль и Ж. Дагрон. Над актами Ксенофонта и Пантократора работал ныне покойный В. Лоран. Э. Зизица и Н. Икономидис выпустили акты Дохиара, Ж. Бомпэр – монастыря св. Павла, Н. Икономидис и Ж. Лефор – Иверского монастыря, Ж. Бомпэр и Л. Мавроматис – Ватопеда, Ф. Баришич – Хиландаря, И. Дуйчев готовил акты Зографского монастыря. Все издание охватит около 1200 греческих документов Афона, свитки части которых достигают в длину нескольких метров. Хронологически акты византийского периода представляют собой древнейший пласт афонского архива. Для исследования данных греческих документов Афона этого времени по истории Руси, тюркских народностей, кавказцев и славянского населения Восточной Европы сейчас оказалось возможным привлечь в целом 120 актов. 411 Остальные относятся к более позднему времени (подчас со значительным временным разрывом). Особенностью афонского архива является полное отсутствие в монастырских архивах или единичное число документов XII в. Исключение составляют лишь фонды Лавры, насчитывающие с десяток грамот того времени. Мы ничего не знаем об актах Эсфигмена между 1095 и 1258/1259 гг., об актах XII в. Ксиропотама, Дионисия, Ксенофонта, Филофея; к самому концу XII в. относятся несколько хиландарских актов, по 1–2 документа этого времени находятся в остальных афонских монастырях.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Именно этим обстоятельством можно объяснить то, что в период серьезных испытаний в XIII в. – после завоевания Византии крестоносцами в 1204 г. и монголо-татарского нашествия на Русь – связи греков и Руси не прекращались. Большое значение греческих документов Афона для византиноведения общеизвестно. Однако афонские акты содержат важные материалы, относящиеся к истории и соседних с Византией, и более отдаленных государств и народов на территории Болгарии, Сербии, Румынии, Руси и Кавказа. Это объясняется как постоянными связями Афона с ними, так и наличием на Афоне русского (Ксилурга, затем – св. Пантелеймона), сербского (Хиландарский), болгарского (Зографский) и грузинского (Иверский) монастырей. Многие афонские акты содержат материалы и о русских. Полное издание афонских документов к настоящему времени еще не завершено. Первые выборочные издания актов появились в середине XIX в. в работах Порфирия Успенского . 383 Начало сводным публикациям архивов Афона было положено также русскими византинистами: в 1873 г. в Киеве были опубликованы акты Русского монастыря. 384 К изданию привлечены как греческие, так и сербские, русские, молдовалашские и другие грамоты монастырского архива. Текст актов на языке оригинала сопровождается русским переводом и заключается небольшими примечаниями, относящимися к чтениям издателей либо к реалиям. Для своего времени такого рода труд был значительным; но принцип издания определен уровнем развития дипломатики и византиноведения того периода. 385 В конце XIX – начале XX в. работа по изданию и изучению афонских актов продолжалась как в русском, так и в немецком центрах византиноведения того времени. 386 В России систематическая публикация афонских архивов началась в начале XX в. В приложениях к «Византийскому временнику» были изданы акты шести афонских монастырей, что составило серию «Акты Афона» (Acmes de I’Athos). Работа носила интернациональный характер: Л. Пти издал акты Ксенофонта, 387 Пантократора, 388 греческие акты Хиландаря, 389 совместно с В. Регелем – акты Эсфигмена, 390 В. Регель, Э. Курц и Б. Кораблев издали акты Зографа 391 и Филофея. 392 Греческому тексту в каждом томе предпослано введение, касающееся истории монастыря, его архивов, данных издаваемых актов. Затем изданием некоторых афонских актов занимались М. Гудас, 393 X. Ктенас, 394 В. Мошин, 395 а позже – Ф. Дэльгер. 396

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Значение термина рос, близкое к обозначению профессии, зафиксировано в византийских военных и морских трактатах X в., где «росы» представляют собой воинский контингент в Византии, сопоставимый с называемыми в текстах в одном ряду лучниками, «малартиями», пехотинцами и всадниками. 93 Эти же памятники свидетельствуют и об особенностях судов – быстрых и легких, – используемых росами. В данном контексте можно по-новому оценить и понимание термина дромиты, относимого к росам, у Псевдо-Симеона и Продолжателя Феофана. Если греческая народная этимология термина объясняет его происхождение тем, что росы «быстро бегают», то славянский переводчик памятника каким-то образом (по аналогии с дромонами) связывал дромитов с судами: «иже скеди глаголем». К славянскому имени Руси следует возводить другой этноним, известный в византийских текстах – Ρους (с корневой огласовкой -у-), зафиксированный у Продолжателя Феофана, в актах афонских монастырей, Русского, Дохиарского и Эсфигмена, а также актах монастыря Марии Мессины. Учитывая контекст употребления этого этнонима, можно оценить его появление как отражение самоназвания. В византийской традиции в XIII в. после крестоносного завоевания империи, в контексте поиска византийцами союзников, Никита Хониат впервые назвал русских «христианнейшим народом» в превосходной степени, 94 а Константинопольский патриарх Герман II, направляя в 1232 г. послание из никейского изгнания в папскую курию, в числе православных единоверцев среди эфиопов, ближневосточных сирийцев, иверов, авасгов, алан, аластов, готов и хазар выделяет неисчислимую в тысячах племен Русь, а также победоносное (после войн Калояна) Болгарское царство. 95 Эти идеи уже далеки от первых исторических характеристик Руси в Византии. «Неодолимый и безбожный», по словам Продолжателя Феофана (середина X в.), народ росов, лишь обратившись к христианству, смирился и стал, согласно тому же Фотию в его более поздней энциклике (867 г.), подданным и дружественным Византии. 96 Решающими на пути становления образа «христианнейшей» Руси оказались события одного столетия – середина XIV – середина XV в.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

25 декабря 1973 хиротонисан во епископа с титулом митрополит Филадельфийский. В течение 18 лет был управляющим Патриаршим кабинетом. В 1990 назначен митрополитом Халкидонским. Был избран предстоятелем Константинопольской Церкви 22 октября 1991, чин интронизации состоялся 2 ноября. Известен своим активным патронированием и организацией различных мероприятий, направленных на защиту среды обитания, благодаря чему стяжал неофициальный титул «зелёного Патриарха». В 2005 году был награждён премией ООН за заслуги в деле защиты окружающей среды. В России официальная критика деятельности Патриарха Варфоломея связана прежде всего с затяжными юрисдикционными спорами, которые с 1922 ведутся между Вселенской кафедрой и Московским Патриархатом. Патриарх Варфоломей продолжает в целом вести «глобализированную» линию в русле политики Патриархов Мелетия Метаксакиса и Афинагора, что не может не вызывать резко негативной реакции руководства Московской Патриархии, стремящейся отстоять свою каноническую территорию. В среде консервативного крыла греческой Церкви — прежде всего среди монахов Афона, в особенности в монастыре Эсфигмен, — Патриарх, как и его предшественники, подвергается критике за его активную экуменическую деятельность Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.

http://pravmir.ru/tureckaya-policiya-pre...

Да, добраться до Афона было легче, чем покинуть его. Святая гора начинается с Уранополиса. Маленький городок на перешейке восточного «пальца» служит перевалочной базой для паломников и одновременно пограничным и таможенным пунктом. Единственный морской паром «Васас», которым проще и быстрее всего добираться до расположенных по западному побережью обителей, отправляется отсюда ежедневно без двадцати десять утра. Поэтому в Уранополисе путникам, как правило, нужен ночлег. Весь населенный пункт живет за счет гостиниц, морского транспорта и бесчисленных иконных лавок на центральной улице. И ничего страшного, если расчет визитера на полупустые (вне сезонного пика) отели не оправдался. Партнером добродушного усатого грека-отельера оказывается русскоговорящая барышня Каролина. Всплеснув руками («что же вы не забронировали заранее!»), она тут же связывается с подругой, и пять минут спустя та доставляет постояльца в свою «Панораму Спа», расположенную чуть на отшибе и потому действительно готовую предоставить свободные комнаты. Как и всякое карликовое государство, Святая гора ревностно блюдет свои границы. Нашим читателям, разумеется, известно, что представительницам слабого пола вход сюда заказан. Мужчинам же стоит заранее побеспокоиться об особой визе — диамонитирионе, без которого не пустят ни на борт парома, ни в обитель — конечную точку следования. Запрос на нее принимают в паломнической службе любого из 20 афонских монастырей. Саму же бумагу можно получить начиная с полвосьмого утра в офисе «Графейо», расположенном тут же на набережной и очень напоминающем визовые центры компактном учреждении, где клерки в мгновение ока находят нужный файл и сразу распечатывают его на официальном бланке. Вместе с печатями на моем документе оказались оцифрованные автографы представителей священноначалия Великой лавры и монастырей Дохиар, Ксенофонт и Эсфигмен. Всё, можно брать билет на паром. На борту уже интернациональное православное братство. Два грузина, провожая взглядом увязавшихся за судном чаек, сосредосточенно докуривают последние сигареты перед несколькими сутками воздержания от табака. Сербы вдохновенно фотографируются на фоне морских пейзажей. Болгары обступают прямо на палубе продающего четки старенького монаха и едва не пропускают свою пристань... И вот через час с небольшим вдали показались и купола Русского Пантелеимонова монастыря.

http://e-vestnik.ru/reports/tysyacheleti...

Основой духовной жизни он считал послушание: «Моим первым монастырём на Святой Горе был Эсфигмен, там меня постригли. Его столярная мастерская была для меня первой подготовительной школой этой великой добродетели. Игумен спросил, что я умею делать. —  Я столяр. Тотчас он отдал меня в послушание монаху-столяру. На следующий день тот поручил мне сделать замеры для оконной рамы. А в мастерской он сказал мне, чтобы я отпилил доски большего, чем было нужно, размера. Я говорю ему: —  Это будет слишком много. —  Ты что, будешь мне указывать? Пили там, где я сказал. Когда мы примерили их к оконному проёму, они, естественно, оказались слишком длинными. —  Видишь, отче, они не подходят. —  А ну-ка, сынок, замерь ещё раз. В мастерской он на этот раз велел мне отпилить доски меньшего размера. —  Отче, рама выйдет меньшей, чем надо. —  Ты, новичок, будешь мне указывать? Рама получилась маленькой. —  Видишь, отче, я был прав. —  Давай, монах, снова меряй. К моему смущению, он велел мне напилить доски еще большие, чем в первый раз. Я подумал: «Боже мой, что нужно этому человеку? Он что, сумасшедший?» На этот раз я ответил: —  Как благословите. Тогда старик поднял свою седую голову и сказал мне: —  Ну наконец-то! После того, как мы перепортили кубометр дерева, ты научился говорить «как благословите»». Когда я с ним познакомился, старец вырезал кресты. —  Отец Паисий, тебе это рукоделие помогает молиться? —  Даже очень. Когда я вырезаю тело распятого Христа, то сам переживаю Его страдания: резец и стамеска становятся письменным прибором, который описывает их не на бумаге или дереве, но в моём сердце. Это приводит меня в такое состояние, что я забываю даже о своих естественных потребностях. Старец Паисий был полной противоположностью пустыннику Ефрему Катунакскому. Хотя оба они искали безмолвия, но отец Ефрем всегда говорил из опыта молитвы, а отец Паисий пользовался также сведениями, полученными от своих образованных посетителей. Не думаю, что кому-то было бы легко жить вместе с ним. Его простота делала общение с братией лёгким, но не всегда. Когда он бывал грозен, то нужно было сразу бежать, пока тебя не настиг ураган.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=524...

Перед экспертами поставлены следующие вопросы: какую смысловую нагрузку несут символика и лозунг на футболке, направлено ли данное изображение на возбуждение религиозной розни, пропаганду исключительности, превосходства либо неполноценности граждан по признаку их отношения к религии. Между тем, отмечает издание, многие православные носят упомянутые футболки. Известно, в частности, что лидер рок-группы «Алиса» Константин Кинчев на некоторых своих концертах надевает футболку с такой надписью. Данный девиз – «Православие или смерть!» - с начала 1970-х годов развивается на черном знамени древнего афонского монастыря Эсфигмен. Напомним также, что российская прокуратура уже возбуждала дела с требованием признать «экстремистскими» слова о том, что Православие – это истинная вера , а также вносила в список экстремистских материалов флаг с крестом (последнее решение, правда, под давлением православной общественности было отменено ). Также Ленинс ким судом г. Кирова «экстремистской» была признана картина выдающегося русского художника В.М.Васнецова «Встреча Олега с кудесником» . Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . target="" > Поделиться РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Закрыть Закрыть Сообщение для редакции Закрыть Закрыть Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

http://ruskline.ru/news_rl/2010/07/13/ep...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010