Начиная с 1655 года, получив соответствующее разрешение русского царя Алексея Михайловича Романова, монахи Эсфигмена каждые пять лет организовывали сбор пожертвований в России. Монастырь основан в X или XI столетии, в тот период, когда свобода от иностранных захватчиков дала возможность основать монастырь так близко к морю. Впервые монастырь упомянут под названием Есфигмен во втором Афонском Типиконе (уставе) 1045 г. Есфигмен в различные времена страдал от пиратских набегов и разрушительных пожаров. Монастырские рукописи говорят, что набеги пиратов случались трижды: в 873, 1047 и 1534 гг. Последний был самым тяжелым и предварялся пожаром 1491 г. Однако в истории монастыря Есфигмен были не только трудные периоды. Византийские монархи оказывали ему особое покровительство, и императорские хрисовулы (грамоты) подтверждают приобретенную монастырем недвижимость в городах: Провлак, Скутар, Кросув, Враста, Фессалоники и Константинополь. Есфигмен воспитал таких высокодуховных подвижников, как св. Анастасий, патриарх Константинопольский (1310 г.), и св. Григорий Палама, архиепископ Солунский (1335 г.). Во времена упадка XVII столетия монастырь переживал финансовые затруднения. В следующем столетии монастырские дела стали улаживаться с помощью митрополита Григория, сделавшего оплату долгов монастыря своей задачей. Подъемы и спады меньших масштабов, продолжавшиеся в истории монастыря вплоть до XIX в., положили основание Есфигмену сегодняшнему, дали толчок к возведению нового собора и других новостроек. Трапезная монастыря была построена при игумене Феодорите. Между 1821 и 1832 гг. Есфигмен оккупировала турецкая армия и использовала его в качестве постоялого двора для солдат. Восстановление обители монахом Агафангелом из скита св. Анны длилось с 1832 по 1871 гг. Именно в это время были созданы великолепные постройки всего монастыря, включая колокольню, храмы, убранство собора и южные ворота. В последующие годы монастырь вернул долг, который на начало XX в. составлял 4000 турецких лир, но для организации оплаты и принятия льготных условий понадобилось посредничество России.

http://isihazm.ru/?id=517&c_pid=2

Через этот скит прошли известные новомученики Игнатий и Акакий, чьи святые главы в настоящее время хранятся в Русской святогорской обители. А также новомученики Онуфрий, Агафангел Эсфигменский, Константин с острова Идра, Константин из агарян, Илларион Агиоанитис, Павел из Ароании Калавритской и другие. Ильинский скит посещали выдающиеся друзья и сподвижники Григория V: преподобный Никодим Святогорец, святой Макарий Коринфский. В конце XX века в скиту был построен первый храм в честь святителя. В Иверском монастыре хранятся его мантия, два посоха и Евангелие, а также – частицы его святых мощей. В 1819 году Святой Григорий вновь, уже в 3-й раз, был избран Священным Синодом на Патриаршество. С началом восстания в Морее в 1821 году, Патриарх был заподозрен в его организации и лишен кафедры. Последнее изгнание закончилось для святителя мученическим венцом. 10 апреля 1821, в день Святой Пасхи, во время пасхального богослужения, он был схвачен турками в алтаре и в полном святительском облачении повешен на воротах Патриархии. Его тело три дня не позволяли снимать, после чего оно было продано за 800 пиастров евреям, которые тащили его по улицам Константинополя, и с камнем бросили в море. Но, по милости Божией, мощи были спасены и подобраны капитаном греческого судна Марином Склавосом, который переправил их в единоверную Россию для того, чтобы спасти от уничтожения и поругания. Вселенский Патриарх-мученик был погребен в храме Святой Троицы города Одессы с великими почестями. Спустя 50 лет произошло перенесение его мощей на родину, где они были положены в гробницу в Афинском митрополичьем соборе, однако лишь спустя 100 лет, в 1921 году, он был причислен Элладской Церковью к лику святых. В память о трагической гибели святителя главные ворота Константинопольской Патриархии были заклепаны, а вход осуществляется и поныне через боковые ворота. Оба покровителя Русской святогорской обители, священномученик Григорий V и князь Скарлат Каллимах, окончили свою жизнь мученическим венцом в одно и то же время – 10/23 апреля 1821 года. Промыслом Божиим было суждено всего через несколько дней, 14/27 апреля, отойти в вечный покой и старцу-игумену Пантелеимоновой обители Схи-Архимандриту Савве.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=42&iid=288...

расширенный поиск подписаться на rss-kahaл мобильная версия купить Православную энциклопедию Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Как приобрести тома " Православной энциклопедии " 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИГНАТИЙ предыдущая статья следующая статья печать библиотека 21 , С. 108 опубликовано: 12 мая 2014г. ИГНАТИЙ прмч. (пам. 20 февр.), Валаамский - см. в ст. Тит, Тихон и 32 инока и послушника, преподобномученики, Валаамские. Рубрики: Святые Русской Православной Церкви Ключевые слова: Преподобномученики Русской Православной Церкви Валаамский в честь Преображения Господня мужской монастырь - см. Спасо-Преображенский Валаамский мужской монастырь Игнатий, прмч. (пам. 20 февр.), Валаамский - см. в ст. Тит, Тихон и 32 инока и послушника, преподобномученики, Валаамские См.также: АВЕНИР (Синицын Андрей Мтвеевич; 1879 – 1937), монах, прмч. (пам. 22 нояб. , в Соборе всех святых в Оптиной пустыни просиявших и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АГАПИТ МАРКУШЕВСКИЙ († 1584), прмч. (пам. 21 мая и в Соборе Вологодских святых) АГАФАНГЕЛ ЭСФИГМЕНИТ (Афанасий; † 1818), прмч. (пам. греч. 19 апр., 29 окт., в Соборе, на Афоне просиявших) АДРИАН ОНДРУСОВСКИЙ (Завалишин Андрей Никифорович; † 1550), прмч., (пам. 26 авг. и 17 мая - перенесение мощей, в Соборе Карельских святых, в Соборе Новгородских святых и в Соборе Санкт–Петербургских святых) АДРИАН ПОШЕХОНСКИЙ (нач. XVI в.–1550), прмч. (пам. 5 марта, 19 нояб. - обретение мощей и в Соборе Ростово–Ярославских святых) АКАКИЙ НОВЫЙ из Нивори († 1816), прмч. Афонский (пам. 1 мая; во 2-ю неделю по Неделе всех святых – Собор преподобных, на Афоне просиявших) Электронная версия разработана при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям © 1998 - 2023 Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия».

http://pravenc.ru/text/293435.html

Преосвященный Даниил, при содействии и пособиях Кассандрийского Архиепископа Игнатия, соорудил здесь вновь соборную церковь , во имя Вознесения Господня, и с той поры Эсфигменон мало-помалу начал возникать из своего сетующего вида и постепенно преобразовываться многими образцами строгой киновиятской жизни. Так продолжалось до 1845 г. В это время св. гора Афонская была осчастливлена приездом Его Императорского Высочества Великого Князя Константина Николаевича, который, посетив Эсфигменскую обитель, не оставил без внимания и той пустынной скалы, в которой иссечена пещера, и которая оставалась и останется навсегда памятником и свидетельницей постнических трудов Пр. Антония Печерского, в честь коего над этой пещерой, как было сказано выше, воздвигнута во имя его церковь . На этот собственно предмет, т. е. на окончательное сооружение и украшение церкви над пещерой Св. Антония, равно как на исправление разрушившихся стен монастырских, возобновление церквей, для других многосложных нужд монастырских, Высочайше дозволено было помянутому Архимандриту Агафангелу приехать в Россию для сбора доброхотных подаяний, и он, по получении такового дозволения, прибыл в 1847 г. в Россию, взяв с собой Животворящее Древо Креста Господня, пожертвованное в монастырь святой его основательницей – Пульхерией. Совершив свое дело и возвратившись на Афонскую гору, он, конечно, завещает обители Эсфигменской глубокое чувство признательности к России, за её родственное участие в судьбах сего монастыря, и благочестивые обитатели её, в тихом уединении на прибрежных скалах Эсфигмена, в пещере Пр. Антония, что на горе Самарской, и в церкви; во имя его над оной воздвигнутой близ Эсфигменской обители, и в самых её священных стенах не престанут возносить теплые мольбы к Богу о благоденствии России и за каждого, кто только внес и впредь пожелает внести свое имя и своей родственной семьи, равно и преставлявшихся его ближних, в монастырский синодик, и молить, да не оскудеет и впредь в отечестве нашем христианское общение со св. горой Афонской, всегда верной своему аскетическому назначению и неприкосновенной чистоте Восточного Православия. (Из Воскресного Чтения 1851–1852 г. 14.) Письмо Святогорца. К одному из редакторов Северной Пчелы, из Константинополя,

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Не знаю, что из всего этого выйдет. Дай Бог, чтоб мы остались на прежних иноческих правах, а главное, чтобы здешние проэстосы поняли свое загробное предназначение, оставшись верными своим иноческим обетам, и свято следовали убеждениям своей юридической совести при рассудах в протате. Их легкомыслие, близорукая недальновидность, оставляя грустное впечатление на истинно-иноческих сердцах, бывают для св. горы чрезвычайно опасны. Не так давно умер здесь один из Турков; когда хотели зарыть его на участке земли одного из богатых монастырей, проэстосы закапризились, считая смертным грехом, ничем не извинительной со своей стороны слабостью, дозволить зарыть в могилу здесь на св. горе труп нечестивого отверженника небес. Что же из этого вышло? Турецкий ага, взбешенный капризами проэстосов, поклялся своим Пророком, – во что бы ни стало, – испросить у правительства дозволение выстроить на св. горе, среди Христианских православных обителей, Турецкую мечеть над прахом того самого Турка, из-за которого возникло столько неприятностей. Спохватились, да поздно, бедные проэстосы!!. Бог весть, что из всего этого выйдет... 1851 г. Апреля 16 дня. Св. гора Афонская. Космодамиановская пустыня близ Русика. Эсфигмено–Вознесенский монастырь на святой горе Афонской Монастырь, именуемый Эсфигменон, принадлежит к числу общежительных обителей св. горы Афонской. Ктиторы или основатели его суть Императоры Греческие: Феодосий младший, Маркиан и сестра первого Царица Св. Пульхерия, которая в 445 г., создав монастырь, даровала ему бесценное сокровище – довольной величины часть Животворящего Древа Креста Господня; другие же Императоры Греческие прислали несколько мощей святых, в числе коих особенно замечательны; глава св. Апост. Иакова Алфеова и часть Св. Равноапостольной Марии Магдалины – правая нога её. Не так давно один из современных патриархов Константинопольских, по просьбе Эсфигменской братии, препроводил в Эсфигменский монастырь часть мощей Св. Агафангела, нового Преподобномученика, пострадавшаго от Турков 48 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В письме из обители Эсфигменской, от 21 Августа 1849 г. 16 , неизвестный сочинитель письма говорит, что эта обитель находится в крайнем упадке, и что вся надежда на игумена Агафангела, собирающего в России подаяния на возобновление и устройство обители. Я имел случай познакомиться с почтенным отцом Агафангелом, находящимся ныне в Петербурге, и узнал от него следующие подробности об Эсфигменской обители. Греческий Император Маркиан 17 и Святая Царица Пульхерия были первыми основателями Эсфигменского монастыря, что на святой горе Афонской. Создав монастырь, Святая Царица дала ему неоцененное сокровище – часть животворящего древа креста Господня. В этой обители процветали в различные времена многие святые мужи. В ней первоначально также жил и подвизался Св. Антоний Печерский, светильник Земли Русской, основатель Киево–Печерской обители. Монастырь Эсфигменский находился постоянно под покровительством как Греческих Императоров, так впоследствии и под сенью Царей Русских. Благочестивый Государь Михаил Феодорович царской своей грамотой дозволил настоятелям этого монастыря приезжать через четыре года в Россию для сбора добровольных подаяний, при даровании различных льгот касательно их путешествия. Царская сия грамота была возобновлена блаженной памяти Царем Алексием Михайловичем. Таким образом, обитель долго пользовалась царскими милостями, но когда смуты и гонения на Афонскую гору не давали инокам возможности думать о дальних путешествиях, то и поездки их в Россию прекратились. Они заботились единственно о том, как бы сохранить то сокровище, которое вверено было им Св. Царицею. Наконец гонения и смуты прекратились; иноки опять собрались в опустошенный монастырь. Честное древо животворящего креста Господня опять было внесено в Эсфигменскую обитель; но о поездках в Россию невозможно было и думать: другие лица, другие времена, другие обстоятельства, и поездки эти остались в памяти иноков только по преданию. Но не смотря на бедность монастыря, на его полуразвалившиеся стены, не представлявшие никаких удобств для отшельников, – строгое общежитие, в нем содержащееся, более же сокровище животворящего креста Господня привлекали к нему из всех стран множество желающих мира и тишины.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Категоричная, хотя и сдержанная позиция представителей Пантелеимонова монастыря объясняется наличием в Русской обители альтернативного, самостоятельного предания, согласно которому преподобный Антоний принял постриг и приобщился к школе святогорского монашества в древнерусском монастыре на Афоне. Прп. Антоний Печерский со своим старцем на Святой Горе Афон      Не знает ничего о Эсфигменском прошлом святого Антония и общее Афонское предание. Хотя предание Святой Горы Афон и не рассматривает специально эту тему, однако косвенно свидетельствовать о том, как воспринимался Афоном образ первоначальника русского монашества, могут памятники агиографии и иконописи. Одним из таких свидетельств является икона Собора всех преподобных отцов, в Горе Афонской просиявших, написанная в 1859 году в Молдавском скиту Продром. На этой иконе преподобные изображены около тех обителей, в которых подвизались. Примечательно, что в лике святых Эсфигменской обители изображены преподобный Афанасий Новый (XIV век), святитель Григорий Палама (XIV век), преподобный Дамиан (XIV век), новомученик св. Агафангел (Смирна, 1819), новомученик св. Тимофей (Адрианополь, 1820). Преподобного Антония здесь нет. Однако его изображение присутствует около Русской святогорской обители. Эта икона замечательна еще и тем, что вблизи Эсфигменского монастыря символически изображена и подписана Самарийская гора, на которой якобы и подвизался преподобный Антоний (не изображенный, тем не менее, около места своего подвига). Икона всех Святых Афонских      Здесь же можно упомянуть о недоумении, которое высказывал еще А. Н. Муравьев, составитель «Писем с востока», по поводу виденной им в Синодальном зале Протата иконы Всех святых Афонских, на которой он не нашел преподобного Антония в лике преподобных Это свидетельствует, что общеафонское предание не знает ничего об Эсфигменском прошлом преподобного Антония и воспринимает его как представителя обители Русских святогорцев. О пещере преподобного Антония на Афоне В качестве «вещественного доказательства» эсфигмениты предъявляют «пещеру» на горе Самария близ своего монастыря, в которой якобы подвизался преподобный Антоний. Однако до 30-х годов XIX века о ней не было ничего известно. Ни В. Григорович-Барский, посетивший Эсфигмен и поднимавшийся на Самарию в 1744 году, ни игумен Эсфигмена Феодорит (1804–1805), несомненно, хорошо знакомый с этой местностью и ее историей, ни словом, ни намеком не упоминают о том, что там подвизался будущий основатель русского монашества. Посетивший Самарийскую гору в 1846 году Порфирий Успенский свидетельствует, что ни пещеры, ни келлии в то время там не было.

http://pravoslavie.ru/93621.html

Несколько лет назад в монастыре Есфигмен жил монах Антоний, исполнявший обязанности портного. Он, благодаря огненно-рыжим волосам, сразу выделялся среди темноволосых греков. Но была у него еще одна особенность: он говорил по-русски и очень хорошо относился к паломникам из России. Это и не удивительно, он ранее принадлежал к РПЦЗ, и пришел к вере благодаря особенному почитанию последнего русского императора Николая II. Родом он был из Австралии или Новой Зеландии, но весь облик выдавал в нем ирландца. После нескольких дней проведенных в монастыре нам надо было уезжать, и на последок отец Антоний, отлучившись минут на десять, принес нам благоухающие ватки. Этими ватками он собрал миро, истекающее от мощей святого мученика Агафангела. Мощи этого святого находятся в одном из параклисов (храмов) монастыря. Благоухание это ни с чем не сравнить, настолько оно прекрасно, но, увы, оказалось, что трудно его сохранить. Даже в закрытом сосуде оно быстро прекращалось. По грехам нашим, видно не дано было постоянно наслаждаться этим дивным ароматом. Пока был отец Антоний в Эсфигмене, мы еще и еще приходили в монастырь. И каждый раз брали чудесную ватку. Многие считают, что славные времена христианских мучеников прошли. Тогда видно тоже так считали. И был один бедняк, юноша, которому пришлось служить моряком на судне турецкого богача. И разными правдами и неправдами, туркам удалось заставить его отречься от христианства. Думал он обхитрить гонителей и прикинуться, что собирается принять мусульманство - и сбежать, но враг рода человеческого заставил его довести дело до конца. Когда он прозрел, то пришел в монастырь Есфигмен. Хотел он сразу пойти к гонителям веры православной и исповедовать себя христианином. Но опытные старцы удерживали его от поспешных поступков. Его отправили к дивному старцу из Предтеченского скита, духовнику Никифору, который подготовил Евфимия, Игнатия, Акакия и Онуфрия к принятию мученического венца. В христианстве самый обыкновенный человек, проживши жизнь неправедно, может стать великим светильником веры, чудотворцем, подающим помощь после своей мученической смерти другим верующим. И вот тут - короткая жизнь, не столько по времени, сколько по хорошим делам. Описание, которой всего занимает несколько страниц, кончается прекраснейшим эпилогом, он превышает всю основную часть жизнеописания.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=3&iid=1764

Незлобивый Трифон, пастырь седой, На небе стяжал венец золотой, Служил царь земной тщеславию и лести, Людей не боясь и Бога бесчестя. Патриархом быть – честь пред людьми всеми, Но перед Богом и пред Ангелами – бремя. Ребенок способен пасти бессловесных, Но где ему взять мудрость для стада словесного? За Божию правду Трифон стоит: – Быть отроку старцем закон не велит! Найди человека мудрее меня, Старею я вот уже день ото дня, Управит он Божий корабль сквозь скалы, Чтоб Святая Церковь еще краше стала. Но что может отрок, хоть бы и сын твой, Разве он управит корабль такой? Скорее о скалы его разобьет, А бедствие примет весь честный народ! Но гордый Роман поступил, как хотел, – И Трифон святой, и народ заскорбел. А Божие око на землю взирает: Одних – венцы, других – расплата ожидает. 4. Преподобномученик Агафангел. Родом из Фракии, в носил имя Афанасий. Когда был он на службе у турок, те под угрозой смерти [в серб, букв.: насильно. – Ред.] заставили его принять магометанство. Очнувшись и раскаявшись, он пришел на Святую Гору и принял иночество в монастыре Эсфигмен. Терзаемый совестью, он захотел собственной кровью смыть свой грех. Переодевшись в турецкую одежду, он пришел в Смирну, где, показав туркам крест и икону Христова Воскресения, [исповедал себя христианином]. Был обезглавлен 19 апреля 1819 года на 19-м году жизни. По смерти явился живым своему духовнику Герману. 5. Преп. Симеон Босой. Подвизался на Святой Горе и некоторое время был игуменом Филофеевского монастыря. Укреплял христиан в вере во многих балканских странах и прославился чудотворениями. Ходил без обуви, за что и был прозван босым. Преставился в Царьграде. Рассуждение Старец-духовник сказал: «Вставая поутру, говори самому себе: тело, работай, чтобы иметь пропитание; душа, трезвись, чтобы спастись и унаследовать Царство!» Это не пустое слово; это было правилом многих тысяч монахов из века в век, то есть повседневным уставом [их] жизни. Трудом они питались, а молитвой трезвились. Но почему только монахов? Разве не может это быть правилом каждого Христова последователя? Не Сам ли Христос дал нам ясный пример всего этого, то есть телесного труда и трезвения [при содействии] непрестанной молитвы?

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Кассандрского архиепископа Игнатия в 1805 году началось строительство соборного храма Вознесения Господня. Освятил его Патриарх Григорий V, вскоре после этого принявший мученическую кончину и прославленный в лике святых. Эсфигмен принял наиболее активное участие среди всех афонских обителей в греческом антиосманском восстании 1821 года. Расплата была особенно жестокой – монастырь оккупировала турецкая армия и использовала его в качестве постоялого двора для солдат. До сих пор многие фрески в трапезной покрыты слоем копоти от огня, который здесь разжигали турки. Гонения обрушились и на насельников монастыря. Восстановление обители монахом Агафангелом из скита Святой Анны длилось с 1832 по 1871 годы. Именно в это время были созданы великолепные постройки всего монастыря, включая колокольню, храмы, убранство собора и южные ворота. В последующие годы монастырь вернул долг, который на начало XX века составлял 4000 турецких лир, но для организации оплаты и принятия льготных условий понадобилось посредничество России. С 1972 года монахи Эсфигмена под лозунгом «Православие или смерть» отказываются поминать Константинопольского Патриарха, обвиняя его в экуменизме, и не имеют своего представителя в Киноте. Братия считает себя пребывающей в юрисдикции старостильной «Истинно-Православной Церкви Греции». Также обитель не имеет канонического общения с другими монастырями Афонской Горы. Конфликт резко обострился в конце 2002 года, когда Константинопольский Патриарх официально объявил мятежную братию (тогда 117 монахов) схизматиками, что, согласно законодательству Греции, влечет выдворение с Афона, постановление об этом было принято судом Салоник, а затем Верховным судом Греции. В 2005 была создана новая братия Эсфигмена, обосновавшаяся в представительстве этого монастыря в Карее. В июне 2008 года к монастырю, по требованию Константинопольского Патриарха, были стянуты отряды полиции. Началась осада монастыря. Но один монах умер от голода во время блокады, и полиции пришлось удалиться.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010