— Геронда, под искушением Вы подразумеваете помыслы? — простодушно спросил его один монах. — Брат ты мой! Искуситель — сам диавол! Понимаешь? Какие там еще помыслы? — ответил старец. Юный, но мудрый послушник Арсений «человеческим вымыслом преодолел бесовское коварство ».  Постриг в рясофор 27 марта 1954 года после установленного испытания послушник Арсений был пострижен в монашество. Он принял рясофорный постриг и был переименован в Аверкия. Игумен предлагал ему постриг в великую схиму, но тот отказался. «Я мог стать сразу великосхимником, потому что мне говорили: «В армии ты отслужил, и никаких препятствий у тебя нет», — рассказывал Старец. Но я ответил: «Хватит рясофора»». Он считал себя недостойным великой схимы и, кроме того, не хотел связывать себя обетами пребывать в этой обители до последнего издыхания. Он любил жизнь в безмолвии и желал со временем ей последовать.  Трепещущий агнец Старец рассказывал: «Я помогал в церкви, неся послушание пономаря во время Всенощных бдений. Однажды, стоя в алтаре, я наблюдал за совершавшим Проскомидию священником. Когда священник произнес слова «жрется Агнец Божий»,  я увидел, что Агнец на дискосе трепещет, как живой ягненок, которого режут. Разве мог я после этого случая дерзнуть еще раз приблизиться к священнику во время Проскомидии! Из этого видно, что Таинство начинается еще с Проскомидии, чтобы там ни говорили некоторые… [будто оно начинается лишь во время Евхаристического канона]».  Трезвенный делатель С этого времени он начал делать выписки из прочитанных книг. То, что помогало ему в духовной борьбе, он выписывал в отдельную тетрадь и старался претворить в дело. Его невидимый внутренний подвиг был следующим: немного чтения практических аскетических сочинений, многое внимание, непрестанная молитва и упорная работа над тем, чтобы очистить себя от страстей и стяжать Божественную Благодать. Как во время послушания, так и на общих работах, куда выходила вся братия, он старался не прерывать молитвы. Работал быстро и молча. Старец Герасим Кутлумушский, бывший в то время в Эсфигмене, вспоминает: «Выходя на общие работы, мы разговаривали, смеялись, а он — молчал. Работал в сторонке и избегал многословия и осуждения. Он был очень внимательным монахом».

http://pravmir.ru/249925/

Пасха. Воскресение Христово. Осталось 4 дня О постриге Паисия в великую схиму         О постриге Паисия в великую схиму     С батюшкой Тихоном отец Паисий познакомился, ещё живя в Эсфигмене. Сейчас, подвизаясь в Иверском скиту, он избрал отца Тихона своим Старцем, ре­гулярно приходил к нему в келью, чтобы видеть его и советоваться с ним.   - «Когда ты примешь великую схиму?» - часто спрашивал его отец Тихон.   - «Когда на это будет благословение, Геронда, - отвечал отец   Паисий . - Меня этот вопрос не беспокоит».     Подвизаясь в монашестве уже много лет, отец Паисий ещё не был пострижен в великую схиму. В первую очередь, он старался по-монашески жить, чтобы не просто формально принять великую схиму, но сподобиться и схимнической благодати. Большее значение он придавал тому, чтобы облечься в схиму изнутри, то есть стать монахом по внутреннему че­ловеку.   Поэтому, как он сам говорил впоследствии, вопрос о том, когда произойдёт постриг в схиму, его совсем не занимал.   «Даже если бы меня и в рясофор не постригли, я бы не волновался - рассказывал он. -Меня занимало то, чтобы по-монашески жить. Если душа не будет возделана, не будет внутренне воо­ружена, то схима - несмотря на то что она есть ору­жие - такой душе не поможет. Ведь даже малейшее преслушание после принятия схимы влечёт боль­шую ответственность.   Монаху необходимо иметь великую бескомпромиссность. Мы должны подвизаться ради того, чтобы сохранить обеты. Хо­рошо будет, если монах ещё до принятия великой схимы начнёт стараться в подвиге соблюдать схим­нические обеты».   Важно заметить, что   Паисий никогда сам не заводил разговора о постриге в великую схиму, по смирению считая себя недостойным и желая во всём безукоризненно соб­людать монашеские обеты.   Однако теперь, после побуждений своего Стар­ца, он согласился стать великосхимником. 11 января 1966 года в Ставроникитской каливе Честного Крес­та от честных рук батюшки Тихона отец Паисий при­нял великий и ангельский образ.   Паисий писал:   «Постарайся, чтобы твоей старец был другом безмолвия и молитвы и мог и тебя связать с Богом через молитву, для того чтобы ты обрел действительную радость божественного утешения, ибо эта небесная сладость перенесет твои ум и сердце из мира на небо.

http://isihazm.ru/1/?id=1622

Кроме того, переписчик рукописи (или, скорее, компилятор) не потрудился проверить, согласуются ли по содержанию те правила, которые он приводит, с теми, на которые ссылается. Тому есть много примеров. Например, в гл. 168 «О Благовещении, если оно случится на Страстной седмице» приводится 5-е правило (по изданию Раллиса и Потлиса 32 ) Никифора I Константинопольского (806–815), тогда как в данной рукописи это правило приписывается Лаодикийскому собору и читается так: «Если Благовещение выпадет на Великий четверг или Великую пятницу, следует разрешить пост на вино и елей, но не на рыбу (sic) ради Страстей Господа нашего Иисуса Христа. То же самое относится и ко всей Страстной седмице» 33 . Здесь нужно заметить, что данное правило в рукописи искажено: предписание св. Никифора относительно поста не так строго, как пишет составитель сборника, руководствовавшийся, очевидно, тем духом, что он сам воспринял и навязал своему сборнику. Правило Никифора 34 на самом деле давало предписание прямо противоположное: оно дозволяло разрешать пост даже и на рыбу в Великий четверг и Великую пятницу, если на них выпадал праздник Благовещения. Толкование на это правило было и у Никодима в «Пидалионе», но потом его удалил Феодорит Эсфигменский, которому поручили заботу о первом издании «Пидалиона». Еще больше неправильно надписанных и подложных правил обнаруживалось в канонических сборниках Православной Церкви на арабском языке 35 . Подобные искажения замечались и в сборниках на славянском языке 36 . Все эти показательные примеры свидетельствуют о том, что каноническое Предание Востока было во многом повреждено как по небрежности, так и по невежеству. Для образованного монаха, чувствовавшего свою ответственность перед Церковью , это служило немалым побуждением к работе над восстановлением канонического наследия. Итак, первостепенную задачу составляла публикация неискаженного текста правил, чтобы в дальнейшем по нему судить о подлинности тех или иных текстов. Второй задачей был перевод правил на общедоступный язык, чтобы все могли их понимать.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

Итак, на собрании Священного Кинота 4 марта 2019 года некоторые монастыри выразили   сожаление как по поводу информации, которая становится широко известной, так и по поводу самого мнения, выраженного четырьмя монастырями, содержащего множество необоснованных обвинений в отношении русских, которые (обвинения– прим. пер.) не разделяются всеми отцами-святогорцами, а также не способствуют единству. Ко всему прочему, это мнение, которое было также распространено в российских СМИ и опубликовано в Греции, не вносит позитивный вклад в реализацию решения Священного Кинота о сохранении монашеской умеренной позиции по украинскому вопросу и о недопущении использования (Священного Кинота – прим. пер.) в политических целях, совершенно чуждых духовному характеру Святой Горы Афон. Рейтинг: 9.7 Голосов: 1259 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии rmm 4 мая 2019, 07:54 Виктор, Wise words. Let the hidden disease come out and be healed - if the will to heal is present. If not, let the unhealthy sicken further and die away, so that the healthy members are no longer contaminated. Anyone who so easily fall for Pyatt " s & co. " s demonic whisperings, and will not see the manipulations when they are pointed out to him, does not deserve to the title of a monk the Holy Mountain... As matters stand, however, only prayer and fasting will help, for the devil is really at work to shake Orthodoxy down. Вадим К. 7 апреля 2019, 13:44 " " монашеская умеренная позиция по украинскому вопросу " , которую хочет сохранить Кинот " была озвучена зимой в решении этого самого Кинота. Суть ее в том, что Кинот рассматривает т.н. украинский вопрос как конфликт двух равноправных сторон, в котором он не будет вставать ни на одну из них и который его по сути не касается. И ни слова о том, что одна из сторон - это раскольники и по сути самосвяты. Вот такое теперь представление об умеренности в монашестве - дайте нам жить спокойно и спасаться на лаврах. Впрочем не только в нем. Увы.

http://pravoslavie.ru/120298.html

Другое отличие древней богослужебной практики от современной также было выявлено архимандритом Порфирием при его научных изысканиях в Эсфигмене. В одном из своих частных писем, впоследствии опубликованном в его биографических материалах, архимандрит Порфирий сделал ряд критических замечаний в адрес современных ему церковных деятелей из Константинопольской Церкви. «Не могу умолчать о том, что утешительно было при сличении нынешнего печатного греческого текста Ветхого и Нового Завета с пергаминными наилучшими рукописями десятого, одиннадцатого и следующих веков увериться в неизменности сего текста в течение осьми столетий», – так начинает архимандрит Порфирий свое сообщение. Далее он повествует о том, что им было предпринято сравнение древних рукописных и новых печатных Миней, и он выявил в них много разночтений. «Прискорбно было узнать, – продолжал архимандрит Порфирий, – что нынешние греческие минеи (не четьи) ин-де не сходны ни с древними рукописными, греческими же, ни с нашими печатными минеями, потому что в наши дни переправлены и дополнены по благословению цареградских патриархов. Я не поборник строжайшего единства священных песнопений во всей Православной Церкви, потому что не дерзаю стеснять ничьего дара извитийствования прошений и молений и благодарений Богу, но жалею о том, что цареградские патриархи не уведомляют Святейший Синод наш об исправлении и изменении своих церковных книг, жалею, потому что их свободность в этом деле и наша церковная стереотипность могут когда-нибудь встретиться грозно» 524 . Другой важной находкой, позволившей архимандриту Порфирию сделать существенные открытия в области византийской гимнографии, была рукопись, обнаруженная им в Эсфигменском книжном собрании – так называемый «Эсфигменский стихирарь», изучению которого русский ученый уделил большое внимание. « " Эсфигменский стихирарь», на весь год, написан на пергамине в 5 вершков длины и 4 ширины, мелким, но весьма четким почерком, в начале XI в., – писал архимандрит Порфирий. – Эта рукопись, указывающая имена стихирарных пиитов над сочиненными ими песнопениями, есть неоценимая редкость.

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Nikit...

Триодь. Нач. XI в. (Chartres 1754. Fol. 62v-63) Триодь. Нач. XI в. (Chartres 1754. Fol. 62v-63) Куаленская и шартрская — первые самостоятельные системы ранневизант. нотации, названные учеными по 2 рукописям, в которых они были впервые обнаружены: Ирмологию XI–XII вв. из собрания Куалена (Paris. Coislin. gr. 220) и хранившемуся в муниципальной библиотеке г. Шартра и утерянному ныне фрагменту (Chartres 1754) Триоди нач. XI в., основная часть которой находится в библиотеке Великой Лавры на Афоне (Laur. G. 67). Обе нотации описывают движение голоса вверх и вниз, а не отдельные звуки и имеют общий фонд основных (коренных) знаков (т. н. «малые знаки») (см. табл. 4). Общими для обеих нотаций на ранних стадиях являются наличие в рукописях слогов без к.-л. муз. знаков и отсутствие знака для повторения звука. В шартрской нотации намного больше, чем в куаленской, «стенографических» символов, передающих более или менее стереотипные мелодические фигуры (μελσματα; «большие» знаки — формулы для 1, реже 2 слогов). После публикации А. Гастуэ в 1907 г. детально описанных 6 листов Шартрского фрагмента Г. Тильярду в 1913–1914 гг. удалось определить, что данный фрагмент является частью указанной рукописи из Великой Лавры. Стихирарь с ранневизант. куаленской нотацией. Кон. XII-XIII в. (Karakal. 74. Fol. 247v) Стихирарь с ранневизант. куаленской нотацией. Кон. XII-XIII в. (Karakal. 74. Fol. 247v) Наиболее важным критерием для классификации различных стадий ранневизант. нотации в 1-е десятилетия XX в. считалось отсутствие исона (σον — равно; знак повторения тона) или форма этого знака. В куаленской нотации исон имел форму крюка, в шартрской — прямого горизонтального штриха. Тильярд предложил деление ранневизант. нотации на 3 стадии в соответствии с 3 рукописями: 1-я, самая ранняя, стадия, не имеющая исона — «эсфигменская нотация» (по ркп. из афонского монастыря Эсфигмен, Esph. 54); 2-я стадия, XI в., с прямым исоном — «андреевская (или андреатическая) нотация» (по утраченной ныне ркп. из скита ап. Андрея на Афоне, Andr. 18); 3-я стадия, XI–XII вв.,— куаленская нотация. Параллельно с опытами классификации ранневизант. нотации были предприняты попытки ее расшифровки. Ранневизант. нотация, являющаяся в отличие от средневизант. адиастематической, должна изучаться в сравнении со средневизант., имеющей с ней общие тексты песнопений. Сопоставление различных нотаций одних и тех же песнопений показывает в большинстве случаев прямую связь нотаций между собой и убеждает в том, что они передают более или менее один и тот же мелос (см. пример 1).

http://pravenc.ru/text/365723.html

Он раскаялся и осознал, что причиной катастрофы стал его уход из монастыря. Духовник из Эсфигмена (к которому он тотчас поспешил) посоветовал ему устроить своих детей, а после этого вернуться на Святую Гору. Всего у этого монаха было четверо детей: два сына и две дочери. Большинству афонских монахов он был известен под прозванием “Раскаявшийся”». «У монахинь есть интерес к подвижнической жизни, и подходящее для неё сердце. Но часто бывает, что они устремляются не туда, куда следовало бы. Не хватает внимания. Их можно сравнить с сосудами, в которые надо налить масло. Они вымывают их начисто, вытирают, тщательно готовят, выбирают самое качественное масло и наливают его внутрь. Но вместо того, чтобы надёжно запечатать свой сосуд, они закрывают его какой-нибудь красиво вышитой тряпочкой. Потом приходят мыши, проникают в сосуд, тонут в нём и всё масло оказывается испорченным. И какой тогда толк от того, что они очистили свои сосуды и налили в них самое качественное масло? Оно безнадёжно испорчено, а все их труды пошли прахом. Надо надёжно охранять то, что у нас есть». «Часто бывает, что монахи, у которых нет многочисленных трудностей и волнений (которые есть у мирян), спокойны, и их всё время клонит ко сну. Но расслабляться нам нельзя. Мы должны собраться. Постепенно отсекать лишний сон и лишнюю еду. Ведь они идут рука об руку. Много сна приводит к чревоугодию, а много еды к желанию подольше поспать. Из-за еды толстеет тело. А из-за сна тучнеет ум». «Духовная жизнь не имеет строгой регламентации. Человек со слабым здоровьем, который не способен к большим аскетическим подвигам, может смириться, проявить любовь к ближнему и простить ему какую-то ошибку. Если кто-то сильно болен, он может принять свой недуг со славословием Богу и через это смириться и получить огромную духовную пользу. У всех нас есть какие-то смягчающие обстоятельства, потому что мы боримы со стороны диавола. Но по-настоящему духовные люди к трудностям другого человека относятся как к своим собственным. Это гораздо сложнее, чем просто помочь ближним в каком-то деле. В последнем случае диавол может обокрасть нас, внушив нам гордые помыслы».

http://isihazm.ru/?id=384&sid=31&iid=140...

– Батюшка, брось гречиху, слышь, глас Божий к обедне зовет. – Ах ты, такой сякой, а гречиха не глас? Вот я тебя!.. – Батюшка, батюшка, не обмеривай людей овсом... Грех великий! Пойдем на Афон, пострижемся вместе. – Не хочу я в монахи. – Батюшка, выпей водки, – говорит сын. – Давай. – Ну, теперь, вот к тебе поп наш пришел сельский, выпей и с ним для праздника... Теперь, батюшка, я хочу звать тебя на Афон только на поклонение. – Пойдем. – А ты, батюшка, поклянись на образе. Ямщик клянется. На другой день он трезвее и вздыхает. Но уж поздно: клятва дана. Он теперь монах на Афоне, любимый всеми, добрый, честный старец, всё такой же простой и безграмотный, но, несмотря на свои восемьдесят лет, неутомимый работник и пчеловод на живописном, очаровательном пчельнике, осененном душистыми соснами и покрытом розовым вереском, с которого пчела берет мед... Видите! Русский пчел разводит на Святой Горе, может быть, по русской методе... Он панславист! А сын его? Сын, почти обманом сманивший его сюда, о! сын его, конечно, агент Игнатьева, Фадеева, Каткова... Уважают Греки русских духовников? Панславизм. Берут Греки других монастырей из греческих иноков Руссика, живущих дружно с Русскими, игумена? Панславизм. Берут скитские андреевцы в свою русскую среду одного Грека-монаха, ученого, чтобы учить русскую молодежь свою по-гречески... Какова хитрость! Каков панславизм! Богат Зограф болгарский? Панславизм, – потому что Болгары и Русские одно и то же. Богат Ватопед греческий? Панславизм, – потому что имения его в России. Бедны греческие монастыри Ксеноф, Симо-Петр, Эсфигмен, – опасно; их подкупят. Волнуются Запорожцы? Бунт! Интрига! Панславизм! Покорны русские монахи Грекам: «А! Политика покорности, мы это знаем, интрига, панславизм». Помог русский консул Грекам: дурно сделал. Зачем вмешался? Не помог – еще хуже. «Видите, и права Греков не хотят поддержать!» Болен русский консул... Он почти ничего не ест, говорят люди; слухи ходят даже, что он хочет постричься. Вздор! Больной человек, воспитанный по-европейски, как все эти проклятые русские чиновники, не смеет болеть на Афоне; для этого есть воды всеспасительной Германии... Возможно ли верить, что ему приятно с монахами? Что за скука! Мы, Эллины, вот тоже европейцы, однако никогда туда не ездим, хотя от нас Афон и ближе. Кто ж нынче уважает монашество? Кто же верит в мощи, благодать, чудеса, в исповедь и покаяние?..

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Leo...

Инициатором возобновления издания афонских архивов стал G. Millet. Новое парижское издание получило название Archives de L’Athos. Были изданы архивы Кутлумуша (1945), Ксиропотама (1964), Дионисиата (1968), Великой Лавры (Vol. 1–4: 1970, 1977, 1979, 1982) 1249 , Эсфигмена(1973), Протата(1975), Кастамонита (1978), Св. Пантелеймона (1982), Дохиара (1984). Издание осуществлялось при сотрудничестве множества ученых из разных стран и во многом стало образцовым. Однако публиковались только рукописи до 1500 г. и почти исключительно на греческом языке. Нужно отметить и другие интересные издания каталогов архивов афонских монастырей и их рукописного наследия 1250 . После присоединения Афона к Греции (1912) началось активное издание афонских рукописей и греческими исследователями 1251 . Наладилась охрана монастырских библиотек, практически сошли на нет кражи ценных документов. Рукописи и книги афонских монастырей. Документы, содержащие данные об организации афонских монастырей, церковной и политической истории с первых веков христианства и до наших дней, во множестве хранятся в святогорских архивах. Из числа сохранившихся на Афоне рукописей пергаменные (как правило, не позднее 14 в.) не превышают тысячи. Некоторые другие документы сохранились частично – отдельные их листы были использованы в переплетах более поздних рукописей. По содержанию хранящиеся в афонских библиотеках документы можно разделить на две категории: светские и церковные. Естественно, произведения духовного жанра преобладают. Это связано, в частности, с тем, что за произведениями греческих философов и другими нецерковными произведениями в первую очередь охотились западные коллекционеры рукописей 1252 . Библиотеки Греции. Серьезным подспорьем для историка, желающего начать поиск в любой греческой библиотеке, может стать книга К. Денопулоса «Греческая библиография, связанная с библиотечным делом» 1253 . Она содержит изданные правила пользования и уставы библиотек, каталоги как частных, так и государственных библиотечных собраний. В книге Денопулоса указаны практически все исследования, так или иначе связанные с библиотечным делом в Греции, а также каталоги книг, находящихся в зарубежных книжных собраниях и имеющих отношение к истории этой страны.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Что прикажете делать, в таком случае? Дивиться скромности русских благотворителей, и, при всем усердии и готовности – высказать им вслух всего света движения и чувства признательных сердец наших, оставаться в тяжелой немоте и младенческом безгласии!... А это тем невыносимее, чем более видишь драгоценных приношений нашему Покровскому храму! Что делать! предоставим подобные вещи ценить суду Божию. Теперь займемся беседой об освящении нашего храма, который, надо сказать в заключение, имеет особое достоинство пред всеми соборными храмами на св. горе, потому что, вместо мрамора, помост его из дерева, что предохранит нас от убийственных следствий простуды и невыносимого ревматизма в ногах. Освящение храма, как сказано выше, совершилось 10 января нынешнего 1853 года, Преосвященным архиепископом Макарием, пребывающим на покое в здешнем Хилендарском монастыре. Разумеется, освящение могло происходить и без высшей иерархической особы; однакож, всем хотелось, особенно русским, видеть совершение этого важного торжества не иначе, как архиереем; вследствие чего старцы решились пригласить означенного владыку, и поручение это возложено было на меня и на одного из греческих калогеров, который состоял в родственной близкой связи с ним. Таким образом я имел случай странствовать по оконечности западной стороны св. горы, – был в нескольких обителях, и видел то, что до сих пор ускользало от моего внимания и наблюдательности, и чего, конечно, не могли и вы заметить. Не совсем увлекательные предметы – в сторону, такие притом предметы, которые, хотя и имеют свою ценность или в литературном, или другом каком-нибудь отношении, но по существенным своим качествам и достоинству требуют строгого и долгого разбора и многосторонних очерков, а поэтому самому и не могут входить в состав приятельского письма; я скажу вам об одной истинно важной и занимательной вещи, на которую случайно напал в Эсфигменском монастыре. Надобно заметить, что моя поездка в Хилендарь была 7-го Января, то есть на другой день Богоявления; а это-то самое торжество церковное доставило мне случай видеть в Эсфигмене часть роскошной боевой палатки Наполеона.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010