Постоянное охлаждение бывает только при постоянном грехолюбии и греходелании… а без этого оно всегда переходчиво. У всех отцов поминается об охлаждении… и все дают уроки, как быть в сем случае. Учитесь у них.     Еп. Феофан вышеозначенные выдержки из писем епископа Феофана к схимонаху Агапию, протоиерей Иустин Ольшевский, впоследствии Сильвестр, Архиепископ Омский и Семипалатинский, пишет в своем заключительном слове:    «В письмах одинаково поражают смирение и глубина разумения сокровеннейших высоких движений духа в одном, высота духа вместе с детскою простотою — в другом».    Эта справедливая характеристика дает правильную оценку духовного молитвенного устроения и епископа Феофана, и старца схимонаха Агапия.    Еще я хочу остановить ваше внимание на книге Игумена Тихона, духовника епископа Феофана, носящей заглавие «Искатель непрестанной молитвы, или сборник изречений и примеров о непрестанной молитве». Для полноты нашего изложения, - я хочу и из этой книги привести некоторые наставления о молитве Иисусовой. молитву Иисусову твори на всяком месте навсегда.     Схимонах Марк Саровский    У подвижника Феодора Санаксарского, того же XVIII века, в его обители было такое правило. Ввечеру, по отпуске церковного правила, в келье творить «триста молитв Иисусовых», и при них полтораста поклонов — то есть десять молитв Иисусовых просто, и десять с поклонами.    Старец игумен Валаамский Назарий учил: ««Помолимся духом, помолимся и умом. »Взойдите в слова апостола Павла: «Хощу рещи пять слов умом, нежели тысячу языком. »Изобразить не могу, сколько мы счастливы, что сии пять слов удостоились говорить: «Господи Иисусе Христе, помилуй мя! »Что за радость!    Он же учил: в келье не упускай из мысли твоей Иисусову молитву и старайся стяжать душевное умиление сердца в тишине и глубоком молчании ума твоего. Собери разум и все помышления твоя, стани на молитву, впери к Богу ум твой и сердце, и молись… Старайся, чтобы отнюдь твои мысли не могли парить по сторонам и ничем из мира сего не занимались; в такой тишине и глубоком молчании ума твоего стани, потупи главу, руце приложи к персям, ноги соедини вместе, очи смежи и, собрав ум и сердце воедино, «молися Иисусовою молитвою.»

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4146...

Строителем его был благочестивый архимандрит Никодим. В средние века монастырь являлся центром духовного просвещения — здесь переводили церковные книги на румынский язык с греческого и церковнославянского языков. С 1958 года обитель эта стала женской. Успенский монастырь (около 100 монахов) основан господарем Александром Лепушняну в XVI веке. Знаменит он строгостью устава — по примеру святого Феодора Студита. Женский монастырь во имя равноапостольных Константина и Елены основан господарем земель Румынии Константином Брын-ковяну в 1704 году. Сам Константин стал мучеником в Константинополе в 1714 году. За отказ принять магометанство турки резали на нем кожу. В 1992 году Румынской Церковью канонизирован. В монастыре около 130 монахинь. Известны и такие женские со многими насельницами монастыри Молдовы, как Сучевица (основан в XVI веке, богат интересными фресками), Агапия (построен в XVII веке, расположен также в гористой местности, окружен грозными крепостными стенами), Вэратек (основан в 1785 году) и др. В районе Плоешти действует монастырь Гичиу - основан в 1806 году, в 1859 году перестроен; во время Второй мировой войны подвергся разрушению, в 1952 году восстановлен. Привлекает внимание красотой своей архитектуры монастырь Куртя-де-Арджеш, основанный в первой четверти XVI века. Заботясь о сохранении и передаче грядущим поколениям культуры и искусства прошлого, Румынская Православная Церковь с усердием трудится над восстановлением и реставрацией исторических памятников церковного искусства. В отдельных монастырях и храмах стараниями иноков или прихожан организованы музеи, в которых собраны древние книги, документы и церковная утварь. В число сотрудников действующих государственного Управления исторических памятников и Института археологии и консервации при Институте истории искусства Румынской Академии наук входят и отдельные богословы Румынской Церкви. Румыны были единственным романским народом, который принял славянский язык и в Церкви, и в литературе. Первые печатные книги, изданные в Валахии в начале XVI века иеромонахом Макарием, были, как и более ранние рукописи, на церковно-славянском языке.

http://sedmitza.ru/lib/text/441207/

Знаменитый Валаамский игумен Дамаскин имел своими учениками Агафангела, архимандрита Александро-Свирского монастыря, Агапия, схимонаха Валаамского монастыря, старца слепца, и схимонаха Иоанна, молчальника Валаамского монастыря. Агафангел имел своим учеником Маврикия, игумена Валаамского монастыря. Переходим к центральной области. Здесь, прежде всего надо назвать ученика старца Клеопу, не того, о котором было сказано выше, а другого. Этот Клеопа жил долгое время со старцем Паисием сначала на Афоне, затем в Драгомирнском монастыре и, вероятно, в Секуле, и вышел в Россию еще до 1778 года, и был настоятелем Островской Введенской пустыни Владимирской епархии. Это был замечательный подвижник, хранитель умного делания. Он ввел в Островской пустыни общежительный устав Афонской горы, который потом был перенесен его учениками в другие монастыри центральной и северной России. Учениками старца Клеопы были: Игнатий, первоначально подвизавшийся в Санаксарском монастыре под руководством старца Феодора Ушакова, а потом во Флорищевой пустыни Владимирской епархии. С 1778 года после Клеопы он был строителем Островской пустыни, а потом Пешношской обители Московской епархии. В 1788 году он был назначен архимандритом Тихвина монастыря, Новгородской епархии, и по благословению митрополита Гавриила ввел там общежительный устав. В 1795 году он был переведен архимандритом в Московский Симонов монастырь для учреждения там общежития, и там скончался в 1796 году. О нем передают, что он повсюду являлся примером высокой жизни, особенно же смирения и нестяжательности: он был милостив к нищим, сострадателен к несчастным, полон любви к братии. Другой ученик старца Клеопы схиархимандрит Макарий, бывший после Игнатия настоятелем Пешношской обители до самой своей кончины в 1811 году, имел особенное значение в истории русского монашества и старчества: из его учеников вышло 24 настоятеля монастырей. Он имел духовное общение и переписку со старцем Паисием и получил от него в дар посох. Он привел Пешношскую обитель во внешнее и внутреннее благоустройство. Неутомимый и многосведущий в трудах хозяйственных, он еще более был неутомим и опытен в подвигах духовной жизни. По виду он казался строгим, но имел душу, полною отеческой любви; он не имел никакой собственности, разделяя все с братией; ко всем относился приветливо, и его сердечная простота, соединенная с духовною мудростью, привлекала к нему всеобщее расположение и уважение. Митрополит Платон поручал ему приводить в порядок расстроенные обители и ставил его в пример другим настоятелям.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=722...

Чистые душой, чистые и телом, Словно три лилии, светлые и белые, Три сестры-подвижницы, девы младые, Духа Всесвятого сосуды златые, Кровь свою пролили, жизнь легко отдали, Светлыми венцами увенчаны стали, Агапия – любовь прекрасная и чистая, Хиония – как снег белая, искристая, Ирина – имя мира, – В мучениях средь пира Бога возвеличили живого, Господа воскресшего, благого: – Вышний Боже, Господи, послушай: Отдаем Тебе сердца наши и души, И тела ради Тебя вверяем мукам, – Всё прими в Свои благие руки! Спаси тело от огня скоротечного, Спаси душу от наказанья вечного! Благодарим Тебя, что мудро нас устроил Да еще мук за веру удостоил! – [Так вещали] три сестры, три девицы, За Троицу Святую мученицы. 2. Св. мученик Леонид и с ним мученицы: Хариесса, Ника, Галина, Калиса, Нунехия, Василисса, Феодора[, Ирина] и другие . Все эти мученицы были брошены в море, но море не приняло их. Ходили они по морю, как по суху, воспевая Богу: «Едино поприще пробежали мы, Господи, и ратники за нами гнались. Господи, не отреклись мы от Тебя! Господи, спаси дух наш!» Увидев это, язычники сначала удивились, а потом снова привязали им камни на шею, бросили в морскую глубину и утопили. Все они [благо]честно пострадали за Христа, Царя и Господа, в 258 году. Рассуждение Притча старца Варлаама. У одного человека было три друга: двоих он искренно любил, а третьего тоскливо избегал. Случилось, что царь вызвал того человека, чтобы отдал он долг. Обратился он за помощью к первому другу, но тот отказал ему и ушел. Обратился ко второму, но и тот ему не помог. Со стыдом обратился он к третьему – и тот с радостью пошел с ним к царю. Толкование: первый друг – богатство, второй – родственники, а третий – добрые дела человека в сем. Царь – это Бог, устами смерти рассылающий извещения и требующий отдачи долга. Человек, умирая, просит помощи у своего богатства, но оно оборачивается к нему [спиной] и в одночасье переходит в руки другого хозяина. Тогда обращается он к родственникам, но те лишь провожают его одиноко [шествовать в иной], а [сами] остаются [на земле]. Тогда начинает он думать о своих добрых делах, которые нехотя он творил, и они тотчас отправляются вместе с ним в путь, чтобы предстать Царю и Судии.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

В Прологе под этим числом рассказывается, что «черноризец» некий, именем Серапион, обратив на путь истинный блудницу, привел ее в монастырь и сказал игуменье: «приими сестру сию и не даждь на ню епитимию». Значит, несправедливо утверждают раскольники-безпоповцы, что епитимия составляет необходимую принадлежность таинства покаяния. 3 . Мчч.: Акепсимы еп., Иосифа пресвитера, Анфала диакона, Аттика, Агапия, Евдокия, Катерия, Истукария, Пактовия, Никтополиона и иже с ними; обновление храма великомуч. Георгия, иже в Лиде; пр. Акепсимы, св. Спандулии. 4 . Прп. Иоанникия Вел., мч. Никандра. еп. Мирского, и Ермея пресвитера. Прп. Иоанникий Великий был родом из Вифинии. При Льве, сыне Копронима, воинствовал в ексубиторах и воевал с Болгарами. По окончании войны, отрекся от мира и удалился на Олимп. Преставился в 846 году, имея от роду 94 года. 5 . Мчч.: Галактиона и Епистимии; преставление свт. Ионы, архиеп. Новгор. чудотв.; свв. апп. (от 70-ти): Патрова, Ерма , Лина, Гаия и Филолога; свт. Григория, архиеп. Александрийского. Св. Патров епископствовал в Неаполе и Путеолах, Ерм ( Рим.16:14 ) в Филиппове; Лин ( 2Тим.4:21 ) в Риме, Гаий ( Рим.16:23 ) в Ефесе со св. Тимофее, Филолог ( Рим.16:15 ) в Синопии. Мч. Галактион († 251 г.) крестил жену свою Епистимию († 251 г.), но потому, что не было ни священника, ни епископа, которые могли бы совершить крещение. 6 . Свт. Павла, архиеп. Константинограда, исповедника, прп. Варлаама Хутынского, Новгор. чудотв.: прп. Луки: мцц.: Текусы, Александры, Клавдии, Матроны и проч.; прп. Луки, иконома Печерского. 7 . Свв. ученик тридесяти и трех, иже в Мелитине: Иерона, Исихия, Никандра, Афанасия, Маманта, Варахия, Каллиника, Феагена, Никона, Логгина, Феодора, Валерия, Ксапфия, Феодула, Каллимаха, Евгения, Феодоха, Острихия, Епифания, Максимиана, Дукития, Клавдиана, Феофила, Гигантия, Дорофея, Феодота, Кастрихия, Антипы, Фемения, Евтихия, Илариона, Диодота и Амонита; прп. Лазаря чудотв., в Галисистей горе постившегося; мчч.: Мелисиппа и Касинии и сына их Антонина; Авкта, Тавриона, Фессалоники и Феодота корчемника.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/missione...

В августе 1949 года архимандрита Клеопу вызвал в Патриархию Патриарх Юстиниан Марина 30 высоко ценивший его, и было определено, что он с группой из тридцати монахов монастыря Сихастрия отправится в монастырь Слатина уезда Сучава, чтобы обновить там духовную жизнь. Вернувшись в Сихастрию, отец Клеопа выбрал тридцать духовников, священников, монахов и послушников, в числе которых был и иеросхимонах Паисий Олару. Оставив за настоятеля протосингела Иоиля Георгиу, ученика великого старца Иоанникия Мороя, отец Клеопа назначил отъезд на 30 августа 1949 года. Разделение братства и расставание братии монастыря были болезненными для всех. Все плакали и молились, прося помощи Матери Божией. Отца Клеопу с отцами и братиями провожали всем собором, а у места, называвшегося Белый ручей, все начали, плача, прощаться друг с другом. Случилось в это время идти в Сихастрию духовнику монастыря Агапия архимандриту Максиму. Он был великий протопсалт 31 и батюшка решительный и опытный. Видя такое трогательное прощание, он стал ободрять и уходивших, и остававшихся, говоря: – Отцы, почему вы так сокрушаетесь? Святые жизни свои отдали за Христа и для защиты Православия, а вы плачете здесь, будто на реках вавилонских? Послушайте, как поет Церковь , – и он запел: «Святые мученики, добрым подвигом подвизавшиеся и мученические венцы принявшие, молитесь Христу Богу, да спасет души наши!» Итак, окажите послушание, и Бог поможет вам по молитвам Божией Матери! Затем монахи пропели «Достойно есть» и «Взбранной Воеводе победительная» и разделились. Монастырь Слатина, ктитория Александра Лэпушняну 32 с 1554 года, братство которого состояло только из пяти старцев, ждал их. Сначала было тяжело, но за несколько месяцев на новом месте братия прижились, и все вошло в норму. Отец Клеопа начал обновление духовной жизни в Слатине с упорядочения богослужений дневных, ночных и Святой Литургии. Сделал обязательной еженедельную исповедь, открыл монашеское училище для братий и ввел общежительный устав по образцу устава святого Феодора Студита .

http://azbyka.ru/otechnik/Kleopa_Ilie/da...

22. Святаго апостола Тимофея (96). Преподобномученика Анастасия Персянина (628). Преподобномученика Анастасия, диакона Печерскаго, в Ближних пещерах (XII). Преподобнаго Макария Жабынскаго, Белевскаго, чудотворца (1622). Мучеников Мануила, Георгия, Петра, Леонтия епископов, Сиония, Гавриила, Иоанна, Леонта, Парода пресвитеров и прочих 377 (ок. 817). 23. Священному ченика Климента, епископа Анкирскаго, и мученика Агафангела (312). Преподобнаго Геннадия Костромскаго и Любимоградскаго (1565). Святителя Феоктиста, архиепископа Новгородскаго (перенесение мощей, 1786). Преподобнаго Мавсимы Сирина (IV). Преподобнаго Саламана молчальника (ок. 400). Святителя Павлина Милостиваго, епископа Ноланскаго (413). 24. Преподобныя матери нашея Ксении Римляныни (V). Святителя Герасима Великопермскаго (Устьвымскаго) (1441). Мученика Иоанна Казанскаго (1529). Мучеников Вавилы Сицилийскаго и учеников его Тимофея и Агапия (III). Преподобнаго Македония, сирийскаго пустынника (ок. 420). Преподобномученика Анастасия Персидскаго (VII) (перенесение мощей). 25.Иже во святых отца нашего Григория Богослова , архиепископа Константинопольскаго (389). Святителя Моисея, архиепископа Новгородскаго (1362). Мученицы Филицаты и сыновей ея Ианнуария, Феликса, Филиппа, Сильвана, Александра, Виталия и Марциала (Маркиала) (ок. 164). Преподобнаго Поплия Сирийскаго (ок. 380). Преподобнаго Мара певца (ок. 430). Иконы Божия Матери, именуемыя «Утоли моя печали» (принесена в Москву в 1640 г.). 26. Преподобных Ксенофонта, супруги его Марии и сыновей их Аркадия и Иоанна (V–VI). Преподобнаго Ксенофонта Робейскаго (1262). Мучеников Анании пресвитера и Петра, темничнаго стража, и с ними 7-ми воинов (284–305). Преподобнаго Симеона Ветхаго (ок. 390). Преподобнаго Феодора, игумена Студийскаго (перенесение мощей, 845). Святителя Иосифа, епископа Солунскаго (830). Благовернаго Давида III, Возобновителя, царя Иверии и Абхазии (1125) (груз.). 27. Перенесение честных мощей иже во святых отца нашего святителя Иоанна Златоустаг о (438).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

βρο με βλπουσα… Σ βρο προτλειε ρ… Кардинал Pitra в своем труде Analecta Sacra 728 приводит целый ряд стихир на праздники и святым, приписывая их, как мы видели выше, преподобному Иосифу Солунцу, брату Феодора Студита . Но мы указывали, что они скорее могут быть отнесены к преподобному Иосифу Сицилийцу. Именно: На попразднество Богоявления преподобный Иосиф писал двойной комплект стихир; первый с таким акростихом: μεθερτια τν ωτν δει ωσ. – Всех стихир 27. Второй комплект по акростиху: ανο οτο ωσ. Δξα τ Θε. μν. – Всех стихир 28. Из святых же св. Песнописец составил стихиры-тропари в честь следующих: а)     св. первомц. Феклы – 4 стихиры; б)     на 9 декабря в честь св. Анны – 6; в)     на бдение Рождества – 7; г)     св. Даниила Пророка – 6; д)     св. ап. Андрея – 4; е)     св. архидиакона Стефана – 7; ж)    св. Игнатия Богоносца – 7; з)     св. мч. Евстратия – 9; и)     св. Григория Чудотворца – 5; к)     свв. Германа и Епифания – 4. Таким образом, всех стихир-тропарей, собранных у Pitra 729 , насчитывается до 114. Кроме сего в отделе anepigrapha 730 на праздники Положения ризы Богоматери во Влахернах (2 июля) и Положение пояса Девы Богородицы в Халкопратии (31 августа) Pitra приводит 8 стихир-тропарей, по 4 на каждый праздник и делает такое примечание: «я бы охотнее (libenter) приписал то и другое Иосифу Песнописцу, скевофилаксу, или хранителю священных драгоценностей Патриаршей Церкви». Первые две стихиры каждого праздника находятся в печатных изданиях – Греческих и Славянский Минеях, после шестой песни канона, как кондак и икос. 731 В Евергетидском Типике против некоторых памятей есть любопытные уставные замечания. Напр., под 15 марта – память св. мч. Агапия – сказано: στιχηρ κα κανν ωσ. χο πλ. δ. 732 В других случаях стоит просто κανν χο δ ωσ (напр., 7 марта) 733 или так, как под 21 апреля: κανν ωσ κα κθισμα χο δ. 734 Мы считаем такие замечания характерными и думаем, что они не представляют собою произвола переписчиков, а на самом деле указывают известное произведение и его автора. И это представляется для нас тем более вероятным, что самый памятник в обозначении авторов является всегда почти точным и правильным. Поэтому позволяем себе думать, что замечание под некоторыми числами Евергетидского Типика στιχηρ κα κανν ωσ может дать нам некоторое право считать прп. Иосифа автором Минейных стихир. В Евергетидском Типике памятей с таким замечанием находится несколько, именно:

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

21 .   Св. мученика Неофита; канон с акростихом: Χριστο υτν μρτυ εημ νον, ωσ· χ. πλ. δ. Ирмос: γρν διοδεσα. Начало: Χριστο σε, παμμκαρ, νον υτν. То же в Славянской Печатной, но здесь пропущен IX, 4 тропарь, а в Греческой I, 3 (δεν – видети). 22 .   Свв. мучеников (начало по Афонскому Прологу 769 утеряно) Георгия, Петра, Леонтия, Сиония, Гавриила, Иоанна, Леонтия, Парда (Πρδον 355 δε τον ερτατον πρεσβτερον) и др. Вероятно, вначале был назван св. мученик Мануил. По Афонскому Прологу 769 κανν ωσ· χ. δ. Ирмос: Τ δηγσαντι πλαι. 23 .   Св. мученика Агафангела. По Греческой Печатной Минее канон с акростихом: τν σν νυμν παμμκαρ χαρων χριν, ωσ· χο δ. Ирмос: πατξα Αγυπτον. Начало: Τν κλεινν ν μρτυσιν. В Славянской Печатной этого канона нет. По акростиху всех тропарей должно быть 36, а их налицо 32, опущены четыре тропаря между первой и третьей песнями на буквы акростиха: η, ν, α, ν, что составляли вторую песнь. 24 .   Св. священномученика Вавилы (το ν Σικελ) и с ним учеников его – Тимофея и Агапия. По Афонскому Прологу 769 κανν ωσ с ирмосом: Δετε λαο (т. е. 2 гласа). 24 .   Св. мученицы Феодулы. Афонский Пролог 769 делает самую краткую отметку κανν ωσ без указания гласа и ирмоса. 26 .   Перенесение мощей прп. Феодора Студита и его брата Иосифа, архиепископа Солунского. По уставу Патр. Алексия в Синодальной рукописи 330 указываются два канона, оба гласа 8-го: 1) «Вооружена Фараон…» творение Феофана; 2) « Прнесению творение Иосифово». В Рукописной Минее Синодальной Библиотеки 163, на лл. 230 об. – 236, находится последний канон с нотами, без акростиха и надписания вначале. Ирмос: «Въоружена». Нач.: « Прславьно на земли поживъша». В IX п. ясно усматривается ωσ. Замечательно, ни Евергетидский типик, ни Крипто-Ферратская рукопись, ни Порфир. 227 (ЛПБ) не имеют этой памяти. 27 .   Св. Иоанна Златоустог о (перенесение мощей). По Славянской Печатной Минее канон с акростихом «Всезлатую пою тя божественую цевницу». Творение Иосифово. Глас 6. Ирмос: « Сченое счется». Начало: « Hebeчephiя Преподобне зари исполняемь». В IX песни усматривается имя ωσ. Этот канон мы нашли в рукописной Греческой Минее Московской Синодальной Библиотеки 331 с акростихом: τν πγχρυσον μλπω σε το Θεο λραν и на поле

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Строителем его был благочестивый архимандрит Никодим. В средние века монастырь являлся центром духовного просвещения — здесь переводили церковные книги на румынский язык с греческого и церковнославянского языков. С 1958 года обитель эта стала женской.     Успенский монастырь (около 100 монахов) основан господарем Александром Лепушняну в XVI веке. Знаменит он строгостью устава — по примеру святого Феодора Студита.    Женский монастырь во имя равноапостольных Константина и Елены основан господарем земель Румынии Константином Брын-ковяну в 1704 году. Сам Константин стал мучеником в Константинополе в 1714 году. За отказ принять магометанство турки резали на нем кожу. В 1992 году Румынской Церковью канонизирован. В монастыре около 130 монахинь.    Известны и такие женские со многими насельницами монастыри Молдовы, как Сучевица (основан в XVI веке, богат интересными фресками), Агапия (построен в XVII веке, расположен также в гористой местности, окружен грозными крепостными стенами), Вэратек (основан в 1785 году) и др. В районе Плоешти действует монастырь Гичиу — основан в 1806 году, в 1859 году перестроен; во время Второй мировой войны подвергся разрушению, в 1952 году восстановлен. Привлекает внимание красотой своей архитектуры монастырь Куртя-де-Арджеш, основанный в первой четверти XVI века. о сохранении и передаче грядущим поколениям культуры и искусства прошлого, Румынская Православная Церковь с усердием трудится над восстановлением и реставрацией исторических памятников церковного искусства. В отдельных монастырях и храмах стараниями иноков или прихожан организованы музеи, в которых собраны древние книги, документы и церковная утварь. В число сотрудников действующих государственного Управления исторических памятников и Института археологии и консервации при Институте истории искусства Румынской Академии наук входят и отдельные богословы Румынской Церкви. были единственным романским народом, который принял славянский язык и в Церкви, и в литературе. Первые печатные книги, изданные в Валахии в начале XVI века иеромонахом Макарием, были, как и более ранние рукописи, на церковно-славянском языке.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3554...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010