9 сентября Святых и праведных богоотец Иоакима и Анны. Святаго мученика Севериана († ­320) Преподобнаго Иосифа Волоцкаго († 1515) Святителя Феодосия, архиепископа Черниговскаго (обретение и пренесение мощей, 1896) 10 сентября Святых мучениц дев Минодоры, Митродоры и Нимфодоры († ок. 305–311) Преподобнаго Иоасафа Каменскаго (князя Андрея) († 1453) Преподобнаго Павла Послушливаго, Печерскаго, в Дальних пещерах почивающего (XII–XIV) 11 сентября Преподобныя Феодоры Александрийския († ок. 474–491) Преподобнаго Силуана Афонскаго († 1938) Преподобных Сергия и Германа Валаамских (пренесение мощей) 12 сентября Отдание праздника Рождества Пресвятыя Богородицы. Святаго праведнаго Симеона Верхотурскаго (†1642; пренесение мощей, 1704) Святаго священномученика Автонома, епископа Италийскаго († 313; службу зри 11 сентября) 13 сентября Память обновления храма Воскресения Христова во Иерусалиме (Воскресение словущее) (335). Предпразднство Воздвижения честнаго и животворящаго Креста Господня. Святаго священномученика Корнилия сотника (I) 14 сентября Всемирное Воздвижение честнаго и животворящаго Креста Господня Святителя Иоанна Златоустаго (†407; службу зри 13 ноября) 16 сентября Святыя великомученицы Евфимии Всехвальныя († 304) Святителя Киприана, Московскаго и всея России чудотворца († 1406) 18 сентября Преподобнаго Евмения, епископа Гортинскаго (VII) Преподобныя Евфросинии Суждальския († 1250; обретение мощей, 1699) 19 сентября Святых мученик Трофима, Севватия и Доримедонта (†276) Святаго благовернаго князя Феодора Смоленскаго (†1299) и чад его святых благоверных князей Давида († 1321) и Константина Ярославских Святаго благовернаго великаго князя стрестотерпца Игоря Черниговскаго и Киевскаго († 1147) 20 сентября Святаго великомученика Евстафия Плакиды, супруги его Феопистии и чад Агапия и Феописта († ок. 118) Святых мученик и исповедник Михаила, князя Черниговскаго, и болярина его Феодора († 1245) Преподобнаго и благовернаго князя Олега Брянскаго († ок. 1285) 21 сентября Отдание праздника всемирнаго Воздвижения честнаго и животворящаго Креста Господня. Святителя Димитрия, митрополита Ростовскаго (обретение мощей, 1752)

http://azbyka.ru/zelenye-minei

Не зная, откуда именно Агапия (мирское имя Феодоры) была родом, автор выразился: «отечество Феодоры – город Бога живого, небесный Иерусалим» (§ 2). Но область её рождения (812 г.) известна: это был элладский остров Егина (Αγινα), когда-то славный, а теперь охваченный силами измаильтян, пустынный и бесславный. Отец её Антоний состоял в клире тамошней святейшей великой церкви, потом был протопресвитером; мать её Хрисанфа (Χρυσνθη) славилась добродетелями. Феодора очень недолго кормилась молоком матери и вскоре осиротела: Хрисанфа скоро умерла, а Антоний сейчас же после её смерти принял монашество (§ 3), поручив дочь близкой родственнице, своей крестной матери, старой деве (§ 4). – Русский агиолог при передаче жития допустил небольшую неточность, заметив: «дочь свою он передал на воспитание благочестивой жене, её крестной матери»; 634 но подлинное житие говорит (стр. 3): κ κολυμβθρας ατο γεγονυ μητρ. – Скоро она изучила св. писание, письмо и часть псалтыри; отличаясь стройностью тела и красотою лица, она рано обратила на себя внимание. Отцу её, иноку, часто надоедали с просьбами о выдаче его дочери замуж. Антоний нашел наконец жениха в лице одного из местных жителей острова и выдал за него Феодору, еще не вышедшую из отроческого возраста (§ 5). – Отсюда и из § 45 видно, что Феодора была выдана замуж в возрасте семи лет, в 819 году. Но вот на о. Егину напали сарацины, жителей забрали в плен, некоторых убили мечем. В числе последних был и брат Феодоры, клирик и диакон, умерщвленный секирою (старшая сестра Феодоры умерла в сане инокини). Муж Феодоры, видя небезопасность своего положения, отправился за советом к тестю, и последний посоветовал им уйти с острова. Чета переехала в Солунь, а Антоний удалился в недоступные людям пустыни под Тъоропами (π τ Θρωπα), где и скончался (§ 7). – Известие о нападении арабов на Егину ок. 820 г. стоит особняком, не подтверждаясь арабскими хрониками; но оно вполне правдоподобно: жития Луки Елладского и Афанасии Егинской также говорят о беспокойствах, чинимых острову арабами, которые около того же времени заняли о.

http://azbyka.ru/otechnik/Hrisanf_Lopare...

Св. мученик Порфирий, пересмеивая христиан в присутствии Иулиана, вошел в воду, как бы желая креститься, но когда погрузился в нее с призыванием Св. Троицы, то, по действию Св. Духа, сделался истинным христианином. За обличение императора был обезглавлен. 16 . Вкмц. Евфимии всехвальной, Виктора и Сосфена; мцц.: Севастианы, Мелитины и Людмилы; прп. Дорофея; преставление свт. Киприана, митр. Киевского и всея России. Митр. Киприан († 1406 г.) много заботился об упорядочении богослужения, исправлял в богослужебных книгах ошибки, перевел с греческого языка служебник и писал наставления относительно богослужебной практики. 17 . Мц. Софии и трех дщерей ее: Веры, Надежды и Любве; Агафоклии, Феодотии и 156 мчч.: Пелия и Нила епископов, Зинона пресвитера, Патермуфия, Илии и др. 18 . Прп. Евмения еп., Гортинского чудотв.; мцц.: Ариадны, Софии и Ирины; мч. Кастора. 19 . Мчч.: Трофима, Савватия и Доримедонта; преставление блгв. кн. Феодора и чад его Давида и Константина, Смоленских и Ярославских чудотв.; мч. Зосима, пустынника Киликийского. 20 . Вкмч. Евстафия, подружия его Феопистии и чад их Агапия и Феописта; мчч. и исповедн.: вел. кн. Михаила и болярина его Феодора, Чернигов. чудотворцев. 21 . Отдание праздника Воздвижения животворящего Креста Господня ; св. ап. (от 70-ти) Кодрата, иже в Магнисии; свт. Димитрия, митр. Ростовского; свв. епп.: Исаакия Кипрского и Мелетия, сщмч. Ипатия и Андрея; мчч. Евсевия и Приска. Свт. Димитрий Ростовский († 1709 г.) своими нетленными мощами ясно доказывает раскольникам, что наша православная Церковь есть истинная Христова Церковь , полная благодати Св. Духа; а своим сочинением «Розыск о раскольнической Брынской вере», не потерявшим цены и доселе, убеждает в том, что вера их не права, учение душевредно и дела не богоугодны. В сочинениях святителя Димитрия находится убедительнейшее раскрытие и неправды сектантской. Св. мч. Приск († 260 г.), не будучи священником, совершал крещение, но – по нужде, во время гонений; а у раскольников-безпоповцев такой нужды нет; поэтому пример его ничуть не оправдывает их практики.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/missione...

Схимонаха Архипа † 27 сент. 1896 г. Был добродетелен душою, велик и знатен простотою. Соловецкие подвижники: Пустынники Андрея, Дамиана † 27 ноября 1633 г. Адриана, Савву, Нестора. Старца Ефрема. Схимонахов: Феодора, Адама, Андрея, Иоанна † 26 мая 1870 95 лет. И рабов Божиих: Никифора, Тихона, Алексия, Иосифа, Севастиана, Феодула, Порфирия, Трифона. Помяни, Господи, рабов Твоих: Стефана и Варвару. (Родители свят. Филиппа.) Иеросхимонаха старца Иону † 10 янв. О упокоении Преосвященного Филарета, архиепископа Черниговского. Родился 23 октября 1805 г. Помер 9 августа 1866 года. Память его 1-го декабря. При св. крещении наречен Димитрием. Был при жизни правилом и примером благочестия. И родителей его иерея Григория и Анастасию. Блаженного р.Б. Алексия. Когда родился преосв. Филарет, то Алексий, забравшись на колокольню, возвестил о рождении трезвоном. Рад Алешка, что родился великий Тимошка. Когда его наказывали за переполох: бейте больше, родился большой Тимошка. Архимандрита Феофана. Новоезерский, помер 3-го декабря 1832 г. Старца Клеопы. Архиепископа Антония †20 дек. 1846 г. Воронежский и Задонский. Схимонаха Илию. В первые годы жизни преосв. Антония в Киевской лавре жил старец святой жизни Илия, коему и послужил со всем усердием о. Антоний. Иеросхимонаха Исихия. Про него святитель Антоний говорил так: «Бывают люди, которые как младенцы вовсе не имеют нечистых мыслей. Таков в Киеве был о. Исихий». Схимонахиню Евфросинию. Она часто находилась в болезненном состоянии при смерти, но когда ее исповедуют, приобщат св. Таин Христовых и особоруют св. елеем, она вновь поправлялась в здоровье. «Человек сорок из тех, которые в течение моей многолетней жизни меня соборовали, уже преставились за гроб, а вот я по милости Божией еще здесь живу», – говорила она о себе. Жила более ста лет. Игумена Вонифатия. 27 дек. Киево-Златоверхний монастырь. Р.Б. Феодора и Евдокии – его родителей. Помяни Господи Валаамских подвижников: Кириака, Иоанна, молчальник. Никиту, Антипу, Агапия слепца. Алексия.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Pigol/arh...

10. Мучц. Минодоры, Митродоры и Нимфодоры. Св. царицы Пульхериии. Апост. Аполлоса и Лукия. 11. Пр. Феодоры Александрийской. Апостол. Евангелие. Преп. Евфросина. Муч. Диодора и Дидима. Мчц. Ии. 12. С.мч. Автонома, и отдание праздника Рожд. пр. Богор. (Ап. и Ев. дне и праздн.). 13 Память Обновления храма Воскресения Христ. (Парем. особ.). –. Предпр. Воздвиж. честн. Креста и С. мч. Корнилия Сотника. 14 Воздвижение честнаго Креста. Апостол. Евангелие. День поста Преставление св. Иоанна Злат. (праздн. 13 Ноября). 15 В мч. Никиты. Апостол. Евангелие. Преп. Филофея пресвитера. 16 B. мчц. Евфимии всехвальной. Апостол. Евангелие. Мучц. Севастианы, Мелитины, Людмилы. Преп. Дорофея пуст. 17. Мучц. Софии и 3-х ее дщерей: Веры, Надежды и Любве. Мучц. Агафоклии и Феодотии. С.мч. Пелия, Нила, еписк. и др. 18. Пр. Евмения, еп. Гортинск. чуд. Мчц. Ариадны. Мч. Кастора. 19. Муч. Трофима, Савватия и Доримедонта, и св. Зосимы пустынник. – Благов., вел. кн. Феодора, и чад его Давида и Константина, Смоленск. и Ярославск. чудотворц. Апостол. Евангелие. 20 В.мч. Евстафия Плакиды и иже с ними. (Феопистии, Агапия и Феописта). Апостол. Евангелие. – Муч. и испов., вел.кн. Михаила т боляр. Его Феодора, Чернигов. чудотв. Сл. Исповедпика. 21 Ап. Кодрата, иже в Магнисии. C. муч. Ипатия и Андрея, и Муч. Евсевия и Приска, исповедников –+ Св. Димитрия, митр. Ростовского чуд. Сл. Святит. – . Отдание праздн. Воздвиж. ч. Кр. 22. С.мч. Фоки, еп. Синопийского Апостол. Евангелие. Муч. Фоки вертоградаря и Преп. Петра, иже бе мытарь. Прор. Ионы и преп. Ионы пресвит. 23 Зачатие св. Иоанна Предтечи. Апостол. Евангелие. Мчц. Ираиды. Преп. Ксанфиппы и Поликсении. 24. Первомчц. и равноап. Феклы. Апостол. Евангелие. – Пр. Никандра пустынножителя Псковского чуд. Сл. Препод. 25. Преп. Евфросинии, и – –+ Пр. Сергия, игум. Радонежск. чудотв. Сл. Препод. 26 Прест. Ап. и Ев. Иоанна Богослова. Апостол. Евангелие. (Парем. общия Ап. единого) 27. Мч. Каллистрата и дружины его. – Пр. Савватия, Солов чуд. Сл. Пр. +28+ Пр. и исповедника Харитона.

http://azbyka.ru/otechnik/Vitalij_Grechu...

В Ватопеде хранятся частицы мощей многих святых: святителей Иоанна Златоуста, Григория Богослова, Модеста Иерусалимского, Иакова Персянина, ктиторов обители – преподобных Николая, Афанасия и Антония, великомученика Меркурия, апостола Андрея Первозванного, святого Иоанна Предтечи, апостола Варфоломея, первомученика архидиакона Стефана, великомучеников Пантелеимона, Прокопия, Димитрия Солунского и Феодора Стратилата, священномученика Харалампия, святого Андрея Критского, мучеников Трифона, Кирика, Сергия, Вакха, великомучениц Екатерины и Марины, мучениц Параскевы, Пелагии и Феодосии, праведного Иоанна Милостивого, преподобного Евдокима, Ватопедского чудотворца; преподобных Агапия, Никодима и Иоакима Папулакиса, мучеников Флора и Арефы, преподобной Макрины, священномученика Ермолая. Библиотека хранит одно из самых богатых и редких собраний книг (более 10000) и рукописей (2068). Историческая драгоценность здешней библиотеки – Птолемеева «География» с картами. Богатейшим собранием обладает и ватопедская ризница. В ней, в частности, можно поклониться небольшим иконкам, которым царица Феодора молилась в годы иконоборчества. Иверский монастырь Иверский монастырь, иначе называемый Ивирон, занимает третье место в святогорской иерархии. Эта обитель расположена в полутора часах ходьбы от Карей. Монастырь стоит в небольшой красивой бухте с видом на море. Невдалеке от монастыря на морском берегу до наших дней сохранился чудотворный источник, забивший в тот момент, когда на афонскую землю ступила Богородица – это место называется Климентова пристань. Первоначально на месте Иверской обители существовал языческий храм Посейдона. Впоследствии он был перестроен и освящен в честь пророка и крестителя Иоанна. Согласно преданию, он был заложен в правление Константина Великого и первого епископа Афона Климента и восстановлен в правление Константина Погоната. Некоторое время спустя на этом месте была устроена «Лавра Климента». Сам Иверский монастырь в его нынешнем виде был основан в конце X века выходцами из Иверии – преподобными Иоанном Торникиосом, Евфимием и Георгием, происходившими

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ВАСИЛИССА Мц. Василисса Никомидийская. Фрагмент оклада Евангелия Феодора Кошки. 1-я четв. XV в. (РГБ. Ф. 304. III. 4/М. 8654) Мц. Василисса Никомидийская. Фрагмент оклада Евангелия Феодора Кошки. 1-я четв. XV в. (РГБ. Ф. 304. III. 4/М. 8654) [греч. Βασλισσα] († 309), мц. Никомидийская (пам. 3 сент.). пострадала во время гонений имп. Диоклетиана при его соправителе имп. Галерии . В. было 9 лет, когда по доносу она предстала перед судом никомидийского префекта Александра. Отроковица отказалась поклоняться идолам, и правитель приказал бить ее по лицу и сечь розгами до тех пор, пока ее тело не стало одной сплошной раной. Но В. оставалась тверда в своей вере, несмотря на все мучения. Тогда Александр велел бросить ее в печь. В., сотворив крестное знамение, вошла в огонь и вышла из печи невредимой. Мучитель приказал напустить на нее 2 голодных львов, но звери не тронули святую. Такие чудеса заставили префекта раскаяться в своих злодеяниях и уверовать во Христа. Вскоре после принятия св. Крещения префект умер. После его погребения по христ. обряду В. покинула Никомидию. Недалеко от города по ее молитве из камня забил источник. Здесь В. преставилась и была погребена еп. Антонием. Сохранились 2 греч. жития В.: анонимное и составленное Никифором Григорой (XIV в.). Ист.: BHG, N 2058-2059; ActaSS. Sept. T. 1. P. 609-610; SynCP. Col. 9-10; Δουκκης. ΜΣ. Σ. 59-60; ЖСв. Сент. С. 73-75. Лит.: Janin R. Basilissa (4)//DHGE. T. 6. Col. 1241-1242; ΘΗΕ. Τ. 3. Σ. 733; Σωφρνιος (Εστρατιδης). Αγιολγιον. Σ. 77-78. Л . А . Бугаевская Гимнография Ее память указывается в ряде литургических памятников, напр.: в Типиконе Великой ц. IX - XI вСвв. ( Mateos. Typicon. T. 1. P. 12) говорится, что служба ей совершается в мон-ре Марии около стены Влахернов; в слав. Минее XII в. (ГИМ. Син. 159) есть ее память, но без службы ( Горский, Невоструев. Описание. Т. 6. С. 4). Известен канон В. 4-го плагального, т. е. 8-го, гласа по греч. ркп. XI в. с акростихом «Β ις πφυκας, Βασλισσα, παρφνων. Ιωσφ» (Основание вырастила, Василисса, девам. Иосиф), ирмос: «Αισμα ναπμψωμεν, λαο» (      ), нач.: «Βσει ρετν περιφανς τς βσεις σου ρεσασα» (На ступени добрых ясно шаги твои основала) (Ταμεον. Σ. 33). Рубрики: Ключевые слова: АГАПИЯ, ХИОНИЯ И ИРИНА († 304), мученицы Солунские (Иллирийские) (пам. 16 апр.; сир. 2 апр.; греч. 22 дек., зап. 1 или 5 апр., 25 дек.)

http://pravenc.ru/text/149801.html

2 Свящ. муч. Феодота. Св. Арсения 3 Мч. Евтропия и Клеоника 4 Пр. Герасима. Мч. Павла 5 Мч. Конона. Пр. Исихия 6 Святых 42 мучеников Амморейских 7 Священномуч. Ефрема, Василия и других 8 Пр. Феофилакта и Дометия 9 Святых 40 Мучеников Севастийских 10 Мч. Кодрата и Киприана 11 Святого Софрония, патр. Иерус. 12 Пр. Феофана. Святого Григория 13 Святого Никифора патриарха Царегр. 14 Преподоб. Венедикта. Св. Феогноста 15 Муч. Агапия, Пуплия и других 16 Муч. Савина и Трофима 17 Пр. Алексия, человека Божия 18 Святого Кирилла Иерусалимского 19 Мучен. Хрисанфа, Дарии и Клавдия 20 Преподоб. Иоанна, Сергия и Патрикия 21 Пр. Иакова еп. Святого Фомы 22 Священномученика Василия 23 Преподобномученика Никона. Муч. Лидии 24 Пр. Артемона. Святого Артемия 25 Благовещение Богородицы 26 Собор Архангела Гавриила 27 Святой Матроны Селунской 28 Пр. Илариона и Стефана 29 Святого Марка. Пр. Кирилла 30 Пр. Иоанна, писателя Лествицы 31 Преп. Ипатия. Св. Ионы, Митроп. Киевск. Месяц апрель 1 Преподобной Марии Египетской 2 Пр. Тита. Мученика Поликарпа 3 Преподобнлго Никиты. Муч. Елпидифора 4 Преподоб. Иосифа и Георгия 5 Мучеников Феодула и Агафопода 6 Свят. Евтихия, патриарха Константиноп. 7 Преподобных Георгия и Даниила 8 Апостолов Иродиона, Агава, Руфа и друг. 9 Муч. Евпсихия. Преподобномученика Вадима 10 Мучеников Терентия и Максима 11 Св. муч. Антипы. Преподобного Иоанна 12 Святого Василия. Прп. Исаака 13 Священномученика Артемона 14 Св. Мартина, папы Римского 15 Апостолов Аристарха и Трофима 16 Мучениц Агапии, Ирины и Хионии 17 Св. Симеона. Пр. Зосимы Соловецкого 18 Преподобного Иоанна. Св. Космы 19 Преподобного Иоанна. Св. Георгия. 20 Препод. Феодора и Анастасия 21 Священномученика Ианнуария 22 Преподоб. Феодора Сикеота 23 Святого Великомученика Георгия 24 Мучен. Саввы Стратилата 25 Апостола и Евангелиста Марка 26 Священномуч. Василия. Св. Стефана 27 Священномучен. Симеона, епископа Иерусал. 28 Свят. Апост. Иасона и Сосипатра 29 Святых 9 Мучеников в Кизике 30 Апостола Иакова. Святого Доната Месяц май

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

Стих 3: Что ти есть, море, яко побегло еси, и тебе, Иордане, яко возвратился еси вспять? 15. Великомученика Никиты (ок. 372). Святителя Акакия исповедника, епископа Мелитинскаго (обретение мощей, III). Мучеников Максима, Феодота, Асклиады (Асклипиодоты) (305–311). Мученика Порфирия (361). Первомученика архидиакона Стефана (обретение мощей, 415). Преподобнаго Филофея, пресвитера в Малой Азии (X). Святителя Иосифа, епископа Алавердскаго (570) (груз.). Иконы Божия Матери Новоникитския (372). 16.Великомученицы Евфимии всехвальныя (304). Митрополита Киприана, святителя Московскаго и всея Руси (1406). Мученицы Севастианы (I). Мученицы Мелитины (II). Мучеников Виктора и Сосфена (ок. 304). Преподобнаго Дорофея, пустынника Египетскаго (IV). Мученицы Людмилы, княгини Чешския (927). Мучеников братьев Иосифа и Исаака (808) (груз.). Иконы Божия Матери, именуемыя «Призри на смирение» (1420). 17. Святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии (ок. 137). Мучениц Феодотии (ок. 230) и Агафоклии. Мучеников 156: Пелия и Нила, епископов Египетских, Зинона пресвитера, Патермуфия, Илии и иных (ок. 310). Икон Божия Матери Цареградския и Макарьевския (1442). 18. Преподобнаго Евмения, епископа Гортинскаго, чудотворца (VI). Преподобныя Евфросинии Суздальския (просл. 1698). Мученицы Ариадны (II). Мучениц Софии и Ирины (III). Мученика Кастора. Мучеников Бидзина, Шалвы и Элизбара, князей Ксанских (1660) (груз.). Икон Божия Матери Молченския (1405), именуемыя «Целительница» (XVIII) и Старорусския (возвращение ея в Старую Руссу в 1888 г.). 19. Святых мученик Трофима, Савватия и Доримедонта (276). Благовернаго князя Феодора Смоленскаго (1299) и чад его князей Давида и Константина, Ярославских чудотворцев. Благовернаго князя Игоря Черниговскаго (1147). Мученика Зосимы пустынника (IV). 20. Святаго великомученика Евстафия Плакиды, жены его Феопистии и чад Агапия и Феописта (ок. 118). Мучеников и исповедников Михаила, князя Черниговскаго, и болярина его Феодора, чудотворцев (1245). Преподобнаго и благовернаго князя Олега Брянскаго (ок. 1280).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГЕМЕЛЛ Мучения св. Гемелла. Миниатюра из Минология Василия II. 976-1025 гг. (Vat. gr. 1613. Fol. 235) Мучения св. Гемелла. Миниатюра из Минология Василия II. 976-1025 гг. (Vat. gr. 1613. Fol. 235) [греч. Γμελλος от лат. Gemellus], мч. (пам. 10 дек.), пострадал при имп. Юлиане Отступнике (361-363). Когда император находился в г. Анкира (обл. Галатия, М. Азия), Г. обличил его в вероотступничестве и преследовании христиан, хотя сам к тому времени еще не был крещен. По приказу Юлиана Г. опоясали раскаленным железным обручем и отправили в г. Эдессу, туда же прибыл и император (неясно, какой именно город имеется в виду; Эдесса (ныне Урфа, Турция) могла находиться на пути Юлиана во время его вост. похода, но вряд ли он прямиком отправился туда из Анкиры). Во время мучений Г. принял крещение от некоего священника. Г. был казнен через распятие. Житие Г. не сохранилось, сведения о нем остались в Синаксаре К-польской Церкви (X в.), где родиной мученика названа Анкира (р-н Климаксина), в Минологии Василия II (кон. X в.) сообщается, что Г. происходил из Пафлагонии и прибыл в Анкиру специально для того, чтобы обличить императора. Информация о крещении Г. есть только в Синаксаре. В остальном сведения источников совпадают. В Великих Минеях-Четьих митр. Макария содержится перевод статьи из Минология Василия II, мученик назван Гемаллом (ВМЧ. Дек. 1-17. Л. 223 об.). В Житии прп. Феодора Сикеота (BHG, 1748) неск. раз упоминается церковь, посвященная Г., в окрестностях Анкиры (нач. VII в.). Память Г. есть в зап. мартирологах. Ист.: SynCP. Col. 294-298; PG. 117. Col. 200 [Минологий Василия II]; MartRom. P. 576; ЖСв. Дек. С. 286-287. Лит.: ΘΗΕ. Τ. . Σ. 249-250; Aubert R. Gemellos//DHGE. T. 20. Col. 331; Sauget J. -M. Gemello//BiblSS. Vol. 6. Col. 96-97; Σωφρνιος (Εστρατιδης). Αγιολγιον. Σ. 88; Житие прп. Феодора, архим. Сикеонского/Пер., вступ. ст., коммент.: Д. Е. Афиногенов. М., 2005. С. 32, 42, 112. О. Н. Афиногенова Рубрики: Ключевые слова: АГАПИЯ, ХИОНИЯ И ИРИНА († 304), мученицы Солунские (Иллирийские) (пам. 16 апр.; сир. 2 апр.; греч. 22 дек., зап. 1 или 5 апр., 25 дек.)

http://pravenc.ru/text/161990.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010