«Держит меня в Своей руке Господь» Изречения псково-печерских старцев Симеона (Желнина), Серафима (Розенберга), Михаила (Питкевича), Агапия (Агапова), Саввы (Остапенко) Часть 1: «Миром правит только Промысл Божий» Опыт жизни во Христе старцев Псково-Печерской обители, их поучения и наставления – золотой фонд русской духовности. Монастырь не закрывался даже в годы безбожных гонений, сохранив преемственную связь от подвижников былых времен к тем, кто подвизался здесь в наше время. Более того, в обители уже в преклонных летах жили старцы Валаамского монастыря, аскеты и отшельники, передав печерским насельникам и свой духовный опыт. Во 2-й части нашей подборки изречений псково-печерских старцев, которую мы сопроводили архивными фото, – наставления старцев Симеона (Желнина), Серафима (Розенберга), Михаила (Питкевича), Агапия (Агапова), Саввы (Остапенко), Александра (Васильева) и владыки Феодора (Текучева). Преподобный Симеон (Желнин; 1869–1960; память 5/18 января, 19 марта/1 апреля и в Соборе Псково-Печерских святых) – схимник и аскет, смиренный и усердный молитвенник, которому Бог даровал прозорливость, дар врачевания духовных и телесных недугов: он рассказывал о болезнях людей, которых никогда не знал, и отвечал на письма, еще только идущие в обитель. Старец учил жить в любви друг к другу и прощению обид, снисходительности к другим и строгости к себе. «Думай: хочу того, чего Бог хочет…» – наставлял отец Симеон. Архимандрит Серафим (Розенберг; 1909–1994) подвизался в Псково-Печерской обители 62 года. Внешне строгий и необщительный, он вел напряженную внутреннюю жизнь, сокрытую от других. И братия монастыря особо полагалась именно на молитвы старца Серафима. «Все отдавали предпочтение его молитвам. Быть может, именно его молитвами монастырь и держался в прежние трудные годы», – вспоминал о старце один из насельников. Иеросхимонах Михаил (Питкевич; 1877–1962) пришел в Псково-Печерский монастырь уже в весьма преклонных годах, принеся сюда духовную традицию Валаамской обители, в которой подвизался долгие годы, ведя жизнь отшельника и аскета. При этом старец основной смысл христианской жизни видел в евангельской любви и потому нарушал затвор ради наставления и душепопечения приходивших к нему. Любви и терпеливому несению скорбей, внимательной духовной жизни он и учил.

http://pravoslavie.ru/118322.html

Пасха. Воскресение Христово. Осталось 16 дней Афонский патерик ОГЛАВЛЕНИЕ Афонский патерик ОГЛАВЛЕНИЕ   Предисловие   Январь 4  января Житие и страдания святого нового преподобномученика Онуфрия Память св. преподобномучеников Ватопедских – игумена Евфимия и двенадцати иноков Жизнь святого Евстафия, архиепископа Сербского 5  января Страдание святого преподобномученика Романа 11  января Память преподобного и богоносного отца нашего Феодосия, митрополита Трапезундского 13  января Житие, подвиги и чудеса преподобного и богоносного отца нашего Максима Кавсокаливита 14  января Житие преподобного и богоносного отца нашего Саввы I-ro, архиепископа Сербского Предисловие Первые годы святого Саввы, до его пострижения Иноческие подвиги Саввы; пострижение отца его Начало Хиландарской обители Кончина и явление преподобного Симеона Священство и странствования преподобного Саввы Свидетельство святого Саввы Царское венчание Стефана Странствования Саввы во Святую Землю Преставление святого Саввы Уставы святого Саввы для обители Хиландарской и кельи " Типикарницы " на Карее Заключение 16  января Память преподобного Ромила, ученика святого Григория Синаита 21  января Память преподобного Неофита, Просмонария Ватопедского Житие преподобного отца нашего Максима Грека 24  января Житие преподобного Дионисия, подвизавшегося долгое время на святой горе Афонской и скончавшегося на Олимпе 30  января Страдание святого мученика Феодора 31  января Страдание святого преподобномученика Илии Ардуниса         Февраль 1  февраля Память преподобного отца нашего Василия, архиепископа Солунского 8  февраля Память преподобного отца нашего Саввы II-ro, архиепископа сербского 13  февраля Память преподобного Симеона мироточивого, ктитора Хиландаря 16  февраля Страдание святого преподобномученика Романа 23  февраля Память преподобного Дамиана Есфигменского Страдание святого преподобномученика Дамиана   Март 1  марта Память преподобного отца нашего Агапия 5  марта Страдание святого мученика Иоанна Болгарина 19  марта

http://isihazm.ru/?id=1837

20/3 Великомученика Евстафия Плакиды, жены его Феопистии и чад их Агапия и Феописта (ок. 118). Мучеников и исповедников Михаила, князя Черниговского, и болярина его Феодора, чудотворцев (1245). Преподобного и благоверного князя Олега Брянского (ок. 1285). Тропарь великомученику Евстафию Плакиде 12 и мученикам Феопистии, Агапию и Феописту, глас 4 Мученицы Твои, Господи,/Евстафий, Феопистия, Агапий и Феопист, во страданиих своих венцы прияша нетленныя от Тебе, Бога нашего,/имуще бо крепость Твою,/мучителей низложиша,/сокрушиша и демонов немощныя дерзости./Тех молитвами спаси души наша. Кондак, глас 2 Страсти Христовы яве подражав/и Сего испив усердно чашу,/общник Евстафие,/и славы снаследник был еси,/от Самаго всех Бога приемля с высоты/Божественное оставление. Величание Величаем вас,/страстотерпцы святии, Евстафие, Феопистие, Агапие и Феописте,/и чтим честная страдания ваша,/яже за Христа/претерпели есте. Тропарь благоверному князю Михаилу Черниговскому и болярину его Феодору, глас 4 Жизнь вашу мученически совершивше,/исповедания венцы украсившеся, к небесным востекосте,/Михаиле премудре, с доблим Феодором,/молите Христа Бога, сохранити Отечество наше,/град же и люди, по велицей Его милости. Ин тропарь, глас 3 Блаженнии, апостолов равночестнии,/прияли есте венец от Христа,/занеже того достоини, Михаиле Богомудре и Феодоре дивне,/мир мирови испросите/и душам нашим велию милость. Тропарь на перенесение мощей, глас 8 Троичнаго Божества осиянием просветився,/страстотерпче великий княже Михаиле,/с премудрым болярином ти Феодором,/самозванна к подвигом устремистася,/сквозе огнь не идоста,/кусту же и идолом не поклонистася, но оплеваста/и нечестиваго царя обличиста,/Христа же Единаго от Троицы Бога Суща исповедаста,/и Того ради кровей своих струями обагристася, славная./Темже и венцы от Него победная прияста,/и нас свыше назираста,/молим вас, святыя, молите Того,/яко да вашими молитвами избавит нас от всяких обстоящих ны зол/и подаст нам вся благая,/иже Един Сый прославляемый во святых Своих. Кондак, глас 8

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание АМВРОСИЙ (Гренков Александр Михайлович, 23.11.1812, с. Б. Липовица Тамбовского у. Тамбовской губ.- 10.10.1891, дер. Шамордино Перемышльского у. Калужской губ.), прп. (пам. 27 июня, 10 окт., 11 окт.- в Соборе Оптинских старцев, в Соборе Липетских святых и в Соборе Тамбовских святых) Оптинский, иером. Род. в семье пономаря М. Ф. Гренкова. Семья, в к-рой было 8 детей, жила в доме деда, местного благочинного свящ. Феодора, служившего в Троицком храме с. Б. Липовица. Детей воспитывали в строго правосл. духе, дома Александр обучился чтению по церковнослав. букварю, Часослову и Псалтири, в храме читал и пел на клиросе. В 1824 г. А. Гренков поступил в Тамбовское ДУ на полуказенное содержание, в июле 1830 г. Прп. Амвросий (Гренков) Прп. Амвросий (Гренков) как один из лучших выпускников направлен в Тамбовскую ДС. Во время учебы в семинарии тяжело заболел и дал обет Богу принять постриг, однако после выздоровления исполнять обет не спешил, поскольку имел живой и общительный характер. В июле 1836 г., успешно закончив ДС, поступил домашним учителем к богатому помещику, с 7 марта 1838 г. учитель греч. языка в Липецком ДУ, где оставил о себе память как о внимательном воспитателе. Мысль о неисполненном обете не оставляла А. Гренкова, летом 1839 г. по дороге на богомолье в Троице-Сергиеву лавру он вместе со своим другом П. С. Покровским (впосл. оптинский иером. Платон) посетил известного троекуровского затворника Илариона , к-рый указал Александру: «Иди в Оптину, ты там нужен». 8 окт. 1839 г. А. Гренков был принят в Оптиной пуст. прп. Львом (Наголкиным) , благословившим его первое время жить в гостинице и переписывать перевод сочинения греч. мон. Агапия Ланда «Грешных спасение». В янв. 1840 г. Александр перешел жить в обитель, 2 апр. 1840 г. был принят в число братии; нес послушание келейника и чтеца у прп. Льва, затем работал в хлебне. В нояб. 1840 г. переведен помощником повара в скит, где трудился в течение года. Работа отнимала большую часть дня, и послушнику мало приходилось бывать на богослужениях, тогда он приучился к непрестанной внутренней молитве.

http://pravenc.ru/text/114352.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ВАСИЛИССА Мц. Василисса Никомидийская. Фрагмент оклада Евангелия Феодора Кошки. 1-я четв. XV в. (РГБ. Ф. 304. III. 4/М. 8654) Мц. Василисса Никомидийская. Фрагмент оклада Евангелия Феодора Кошки. 1-я четв. XV в. (РГБ. Ф. 304. III. 4/М. 8654) [греч. Βασλισσα] († 309), мц. Никомидийская (пам. 3 сент.). пострадала во время гонений имп. Диоклетиана при его соправителе имп. Галерии . В. было 9 лет, когда по доносу она предстала перед судом никомидийского префекта Александра. Отроковица отказалась поклоняться идолам, и правитель приказал бить ее по лицу и сечь розгами до тех пор, пока ее тело не стало одной сплошной раной. Но В. оставалась тверда в своей вере, несмотря на все мучения. Тогда Александр велел бросить ее в печь. В., сотворив крестное знамение, вошла в огонь и вышла из печи невредимой. Мучитель приказал напустить на нее 2 голодных львов, но звери не тронули святую. Такие чудеса заставили префекта раскаяться в своих злодеяниях и уверовать во Христа. Вскоре после принятия св. Крещения префект умер. После его погребения по христ. обряду В. покинула Никомидию. Недалеко от города по ее молитве из камня забил источник. Здесь В. преставилась и была погребена еп. Антонием. Сохранились 2 греч. жития В.: анонимное и составленное Никифором Григорой (XIV в.). Ист.: BHG, N 2058-2059; ActaSS. Sept. T. 1. P. 609-610; SynCP. Col. 9-10; Δουκκης. ΜΣ. Σ. 59-60; ЖСв. Сент. С. 73-75. Лит.: Janin R. Basilissa (4)//DHGE. T. 6. Col. 1241-1242; ΘΗΕ. Τ. 3. Σ. 733; Σωφρνιος (Εστρατιδης). Αγιολγιον. Σ. 77-78. Л . А . Бугаевская Гимнография Ее память указывается в ряде литургических памятников, напр.: в Типиконе Великой ц. IX - XI вСвв. ( Mateos. Typicon. T. 1. P. 12) говорится, что служба ей совершается в мон-ре Марии около стены Влахернов; в слав. Минее XII в. (ГИМ. Син. 159) есть ее память, но без службы ( Горский, Невоструев. Описание. Т. 6. С. 4). Известен канон В. 4-го плагального, т. е. 8-го, гласа по греч. ркп. XI в. с акростихом «Β ις πφυκας, Βασλισσα, παρφνων. Ιωσφ» (Основание вырастила, Василисса, девам. Иосиф), ирмос: «Αισμα ναπμψωμεν, λαο» (      ), нач.: «Βσει ρετν περιφανς τς βσεις σου ρεσασα» (На ступени добрых ясно шаги твои основала) (Ταμεον. Σ. 33). Рубрики: Ключевые слова: АГАПИЯ, ХИОНИЯ И ИРИНА († 304), мученицы Солунские (Иллирийские) (пам. 16 апр.; сир. 2 апр.; греч. 22 дек., зап. 1 или 5 апр., 25 дек.)

http://pravenc.ru/text/149801.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КЕСАРИЙ И ДАСИЙ [греч. Καισρειος (Καισριος) κα Δσιος] (VII в.?), мученики Дамасские (пам. 1 нояб.). Согласно краткому сказанию в Синаксаре К-польской ц. (архетип X в.), вместе с К. и Д. пострадали Савва, Савиниан, Агриппа, Адриан и младенец Фома; претерпев мучения за христ. веру, святые были казнены в Дамаске. В двустишии, посвященном этим мученикам, из греч. стишных Синаксарей по имени назван только К., также говорится, что святые погибли от меча «неверных друзей». В Римском Мартирологе (80-е гг. XVI в.) помещены имена К. и Д. (в искаженной форме: Dacius вместо Dasius), остальные 5 мучеников лишь упоминаются. Время страданий святых неизвестно; архиеп. Сергий (Спасский) считает, что мученики были казнены в VII в., при взятии Дамаска мусульманами, тогда как болландисты датируют их кончину приблизительно 305 г. Ввиду отсутствия древнего Жития исследователи подвергают сомнениям тот факт, что К., Д. и др. 5 мучеников пострадали в Дамаске. Исключение составляет Савиниан, которого, возможно, следует отождествлять с одноименным святым, претерпевшим мученическую кончину в этом городе и упоминаемым под 25 сент. в визант. и зап. календарях. К., вероятно, является одним лицом с мч. Кесарием Таррацинским (Терракинским), чья память в Римском Мартирологе обозначена также под 1 нояб. (см. ст. Кесарий и Иулиан , священномученики Таррацинские (Терракинские)). В нек-рых визант. календарях под 4 нояб. упоминаются мученики Дасий, Севириан, Андрон и Феодот (см. в ст. Дасий, Севир, Андрона, Феодот и Феодота ) без указания места кончины, что по мнению болландистов, является частичным повторением памяти 1 нояб. с искаженными именами. Торжественная служба К., Д. и 5 пострадавшим с ними совершалась в К-поле в ц. мч. Феодора, недалеко от Халки Тетрапила ( Janin. Églises et monastères. P. 153-154), что, возможно, свидетельствует о перенесении туда их мощей. Ист.: ActaSS. Nov. T. 1. P. 208-209; MartRom. P. 488; SynCP. Col. 188; Νικδημος. Συναξαριστς. Τ. 2. Σ. 11; ЖСв. Нояб. С. 10; Синаксарь: Жития святых, сост. на Св. Горе Афон/Авт.-сост.: иером. Макарий Симонопетрский. М., 2011. Т. 2. С. 11. Лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 341; MartRom. Comment. P. 490; Caraffa F. Cesario, Dasio, Saba e compagni//BiblSS. Vol. 3. Col. 1153-1154; Δσιος//ΘΗΕ. Τ. 4. Στ. 972; Σωφρνιος (Εστρατιδης).Αγιολγιον. Σ. 244. А. Н. Крюкова Рубрики: Ключевые слова: АВКСЕНТИЙ Калашников († 1922), мч. (пам. 27 апр., в Соборе святых Ивановской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АГАПИЙ, ПУПЛИЙ, ТИМОЛАЙ, РОМИЛ, ДВА АЛЕКСАНДРА И ДВА ДИОНИСИЯ († 304 или 305), мученики Палестинские (пам. 15 марта, возможно, также 19, 21, 23 или 24 марта, 20, 21 или 24 апр., 17 мая) АГАПИЯ, ХИОНИЯ И ИРИНА († 304), мученицы Солунские (Иллирийские) (пам. 16 апр.; сир. 2 апр.; греч. 22 дек., зап. 1 или 5 апр., 25 дек.)

http://pravenc.ru/text/1684267.html

Стих 3: Что ти есть, море, яко побегло еси, и тебе, Иордане, яко возвратился еси вспять? 15. Великомученика Никиты (ок. 372). Святителя Акакия исповедника, епископа Мелитинскаго (обретение мощей, III). Мучеников Максима, Феодота, Асклиады (Асклипиодоты) (305–311). Мученика Порфирия (361). Первомученика архидиакона Стефана (обретение мощей, 415). Преподобнаго Филофея, пресвитера в Малой Азии (X). Святителя Иосифа, епископа Алавердскаго (570) (груз.). Иконы Божия Матери Новоникитския (372). 16.Великомученицы Евфимии всехвальныя (304). Митрополита Киприана, святителя Московскаго и всея Руси (1406). Мученицы Севастианы (I). Мученицы Мелитины (II). Мучеников Виктора и Сосфена (ок. 304). Преподобнаго Дорофея, пустынника Египетскаго (IV). Мученицы Людмилы, княгини Чешския (927). Мучеников братьев Иосифа и Исаака (808) (груз.). Иконы Божия Матери, именуемыя «Призри на смирение» (1420). 17. Святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии (ок. 137). Мучениц Феодотии (ок. 230) и Агафоклии. Мучеников 156: Пелия и Нила, епископов Египетских, Зинона пресвитера, Патермуфия, Илии и иных (ок. 310). Икон Божия Матери Цареградския и Макарьевския (1442). 18. Преподобнаго Евмения, епископа Гортинскаго, чудотворца (VI). Преподобныя Евфросинии Суздальския (просл. 1698). Мученицы Ариадны (II). Мучениц Софии и Ирины (III). Мученика Кастора. Мучеников Бидзина, Шалвы и Элизбара, князей Ксанских (1660) (груз.). Икон Божия Матери Молченския (1405), именуемыя «Целительница» (XVIII) и Старорусския (возвращение ея в Старую Руссу в 1888 г.). 19. Святых мученик Трофима, Савватия и Доримедонта (276). Благовернаго князя Феодора Смоленскаго (1299) и чад его князей Давида и Константина, Ярославских чудотворцев. Благовернаго князя Игоря Черниговскаго (1147). Мученика Зосимы пустынника (IV). 20. Святаго великомученика Евстафия Плакиды, жены его Феопистии и чад Агапия и Феописта (ок. 118). Мучеников и исповедников Михаила, князя Черниговскаго, и болярина его Феодора, чудотворцев (1245). Преподобнаго и благовернаго князя Олега Брянскаго (ок. 1280).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Каким изначально был облик древней колокольни, сейчас уже не представляется возможным выяснить, т.к. она и западный притвор были перестроены в XIX веке Об этом свидетельствует метрика храма, составленная в 1887 году: «В 1860 году переделана задняя часть западного притвора распространением ее на такое пространство, которое занимала старая колокольня. В том же году входное крыльцо западного притвора Троицкой церкви отломано, и на месте его выстроен длинный коридор, соединяющий западный притвор с новой колокольней» Новая колокольня поставили к западу от храма. В то же время выстроили трапезную возле северного придела мученика Агапия М.В. Красовский ставил первоначальную колокольню Троицкого храма в один ряд с колокольнями московских храмов Феодора Студита у Никитских ворот, Флора и Лавра на Мясницкой и Рождества Пресвятой Богородицы в Путинках Отдавал должное нарядности ее архитектуры и А.А. Мартынов На колокольне 1860 года находился подбор из семи колоколов. Пространная надпись на благовестнике гласила: «Вылит сей колокол ко храму Живоначальной Троицы в селе Троицком, Голенищеве тож, что близ Москвы в царствование императора Александра II, во святительство высокопреосвященнейшего Иннокентия митрополита Московского и Коломенского, по благословению преосвященнейшего Леонида, епископа Дмитровского, викария Московского, при священнике Павле Георгиевиче Орловском, усердием и иждивением прихожан и церковного старосты потомственного почетного гражданина Александра Ефимовича г. Байдакова и добрых даятелей. 1876 года марта 15 дня. Лит на заводе Н.Д. Финляндского в Москве. Весу 208 пуд 10 фунтов». На полиелнйном, втором по весу колоколе тоже существовала интересная надпись: «Сей колокол вылит 1785 года марта 31 дня церкви Живоначальной Троицы в селе Троицком, Голенищеве тож, тщанием священника Тимофея Иванова вкупе с приходскими людьми, весу 101 пуд и 8 фунтов. Лит в Москве на заводе Никифора Кабанина (прав. – Калинина)». На третьем – будничном колоколе удалось прочесть такой текст: «Лета ЗРПЕ (7185, т.е. 1677) по указу великого господина Иоакима, патриарха Московского и всея Руси выменен сей колокол на старый разбитый колокол в Московский уезд в домовое село Троицкое Голенищево к церкви Живоначальной Троицы. Весу КЕ (25) пуд». Четвертый колокол весил 13, пятый – 8 пуд, шестой и седьмой по одному пуду Судьба этих колоколов неизвестна. Сейчас на колокольне размещен подбор из новых колоколов, поднятых на нее в 1993 году.

http://sobory.ru/article/?object=02279

Предположение о присоединении Руси к Херсонской архиепископии теперь отвергнуто, так как согласно нотациям Константинопольского патриархата у нее никогда не было епископов-суффраганов. 723 Гипотеза о подчинении Руси Антиохийскому патриархату, вновь получившая развитие в последнее время, 724 не меняет сути дела. Антиохию в 969 г. вернули в состав Империи, и она так же зависела от императора, как Константинополь. Василий II в 989 г. отправил Антиохийского патриарха Агапия в ссылку в наказание за поддержку мятежников, а в 996 г. сместил окончательно и поставил на его место Иоанна, хартофилакса Софии Константинопольской. 725 А. Поппе показал, что согласно нотациям Константинопольского патриархата митрополия была основана вскоре после крещения Руси в период с 976 по 997 г. 726 В «Церковной истории» Никифора Каллиста (около 1317 г.) упоминается о переводе во времена Василия II митрополита Феофилакта из Севасты в Россию, 727 Никифор приводит этот случай в числе целого ряда примеров перевода церковных иерархов, в том числе упоминая и перемещение Агапия на Антиохийскую патриархию с епископии Халеба (Алеппо). Вообще такие переходы запрещались церковными канонами и допускались только в исключительных случаях. Сохранилось византийское сочинение «О перемещениях», в двух списках памятника (ГИМ, Син. 336 и Bibliotheca Vaticana, Cod. Vat. 1455) также упоминается о переходе митрополита Феофилакта. 728 Единственной хронологической привязкой в текстах служит указание на правление Василия II, скончавшегося в 1025 г. Известно, что в 997 г. митрополитом армянской Севасты стал Феодор, автор несохранившегося исторического сочинения. Феофилакт мог быть и его предшественником, и его преемником. 729 А. Поппе считает наиболее вероятным, что Феофилакт был предшественником Феодора, и отождествляет его с анонимным митрополитом Севасты, о котором писал младший современник событий, армянский историк Степанос Таронский по прозвищу Асохик. Митрополит Севасты отличался большой жестокостью по отношению к священникам Армянской церкви, так как с точки зрения ортодоксального христианства они были еретиками.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Светлая эллинская халкидонская мысль там не умерла. Носителем и ревнителем ее на фоне спячки епископской массы явился свободолюбивый человек, вошедший в иерархию из среды светской администрации. Это был Антиохийский патриарх Ефрем. B роли местного губернатора он укротил в Антиохии бунт партии «голубых» и стал очень популярен. Когда в 526 г. при землетрясении погиб патриарх Евфрасий, народ избрал Ефрема. Он был аскетом и литературно полемизировал с монофизитами. Видя предательство Халкидона на Востоке, Ефрем откровенно написал об этом новоизбранному в 535 г. папе Агапию. Папу Агапия, как и его предшественника папу Иоанна I, политическая зависимость от готских королей вынудила ехать в Константинополь. И он поехал туда не по доброй воле, a как посол короля готов Теодагата. Полководец Юстиниана Велизарий сильно потеснил на территории Италии армию Теодагата. Избегая поражения, Теодагат и направил папу к Юстиниану для заблаговременных мирных переговоров. Угнетенные толерантной политикой Юстиниана, православные рады были наезду папы и встречу Агапия с Севиром уподобляли встрече апостола Петра с Симоном Волхвом. Папа Агапий повел себя властно и строго. Он не вступил в общение с патриархом Анфимом, считая, что отрыв его от Трапезундской кафедры неканоничен. Но догматический запрос Анфиму послал: признает ли Анфим во Христе две природы? Анфим был человек тихий, не боец. Он счел для себя нужным просто отречься от патриаршества и уйти в затвор. Его высокая покровительница Феодора предложила Анфиму поселиться y нее во дворце, в тайной келье, где он и прожил никому неведомый 12 лет в посте. Так совмещается аскеза с ересью монофизитства. На место патриарха Константинопольского сам папа Агапий поставил пресвитера Мину, строгого «халкидонца.» Хотя папа и умер скоропостижно в Константинополе, но собор утвердил его решение в присутствии представителей папы: 6 итальянских епископов и 5 римских диаконов, в числе коих были и будущие папы Вигилий и Пелагий. Этот крутой поворот политики Юстиниана, все время двоившейся между двумя ориентациями — на Запад, к папе римскому и на Восток к воссоединению монофизитов, — объясняется в данный момент, как мужественной твердостью папы, так и нуждой в его поддержке Юстиниана, затеявшего войну с остготами на Западе. A папу вдохновляли в Константинополе ревнители православия монахи-акимиты. По формулировке римского источника — Liber pontificalis, конфликт Юстиниана с папой заострился в таком диалоге: «Я тебя заставлю быть в согласии со мной или пошлю тебя в ссылку,» — сказал Юстиниан. «А я, — ответил Агапий, — желал приехать к христианнейшему императору Юстиниану, и вот передо мной — Диоклетиан. Однако твои угрозы меня не запугают.» Монахи 67 константинопольских монастырей и апокрисиарии восточных епископов, бывшие в Константинополе, подали просьбу папе — разогнать монофизитский «штаб,» образовавшийся в столице. Папа передал эти просьбы Юстиниану, но сам был поражен внезапной болезнью, слег и вскоре умер.

http://sedmitza.ru/lib/text/435230/

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010