Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание АМВРОСИЙ (Гренков Александр Михайлович, 23.11.1812, с. Б. Липовица Тамбовского у. Тамбовской губ.- 10.10.1891, дер. Шамордино Перемышльского у. Калужской губ.), прп. (пам. 27 июня, 10 окт., 11 окт.- в Соборе Оптинских старцев, в Соборе Липетских святых и в Соборе Тамбовских святых) Оптинский, иером. Род. в семье пономаря М. Ф. Гренкова. Семья, в к-рой было 8 детей, жила в доме деда, местного благочинного свящ. Феодора, служившего в Троицком храме с. Б. Липовица. Детей воспитывали в строго правосл. духе, дома Александр обучился чтению по церковнослав. букварю, Часослову и Псалтири, в храме читал и пел на клиросе. В 1824 г. А. Гренков поступил в Тамбовское ДУ на полуказенное содержание, в июле 1830 г. Прп. Амвросий (Гренков) Прп. Амвросий (Гренков) как один из лучших выпускников направлен в Тамбовскую ДС. Во время учебы в семинарии тяжело заболел и дал обет Богу принять постриг, однако после выздоровления исполнять обет не спешил, поскольку имел живой и общительный характер. В июле 1836 г., успешно закончив ДС, поступил домашним учителем к богатому помещику, с 7 марта 1838 г. учитель греч. языка в Липецком ДУ, где оставил о себе память как о внимательном воспитателе. Мысль о неисполненном обете не оставляла А. Гренкова, летом 1839 г. по дороге на богомолье в Троице-Сергиеву лавру он вместе со своим другом П. С. Покровским (впосл. оптинский иером. Платон) посетил известного троекуровского затворника Илариона , к-рый указал Александру: «Иди в Оптину, ты там нужен». 8 окт. 1839 г. А. Гренков был принят в Оптиной пуст. прп. Львом (Наголкиным) , благословившим его первое время жить в гостинице и переписывать перевод сочинения греч. мон. Агапия Ланда «Грешных спасение». В янв. 1840 г. Александр перешел жить в обитель, 2 апр. 1840 г. был принят в число братии; нес послушание келейника и чтеца у прп. Льва, затем работал в хлебне. В нояб. 1840 г. переведен помощником повара в скит, где трудился в течение года. Работа отнимала большую часть дня, и послушнику мало приходилось бывать на богослужениях, тогда он приучился к непрестанной внутренней молитве.

http://pravenc.ru/text/114352.html

Пасха. Воскресение Христово. Осталось 6 дней Афонский патерик ОГЛАВЛЕНИЕ Афонский патерик ОГЛАВЛЕНИЕ   Предисловие   Январь 4  января Житие и страдания святого нового преподобномученика Онуфрия Память св. преподобномучеников Ватопедских – игумена Евфимия и двенадцати иноков Жизнь святого Евстафия, архиепископа Сербского 5  января Страдание святого преподобномученика Романа 11  января Память преподобного и богоносного отца нашего Феодосия, митрополита Трапезундского 13  января Житие, подвиги и чудеса преподобного и богоносного отца нашего Максима Кавсокаливита 14  января Житие преподобного и богоносного отца нашего Саввы I-ro, архиепископа Сербского Предисловие Первые годы святого Саввы, до его пострижения Иноческие подвиги Саввы; пострижение отца его Начало Хиландарской обители Кончина и явление преподобного Симеона Священство и странствования преподобного Саввы Свидетельство святого Саввы Царское венчание Стефана Странствования Саввы во Святую Землю Преставление святого Саввы Уставы святого Саввы для обители Хиландарской и кельи " Типикарницы " на Карее Заключение 16  января Память преподобного Ромила, ученика святого Григория Синаита 21  января Память преподобного Неофита, Просмонария Ватопедского Житие преподобного отца нашего Максима Грека 24  января Житие преподобного Дионисия, подвизавшегося долгое время на святой горе Афонской и скончавшегося на Олимпе 30  января Страдание святого мученика Феодора 31  января Страдание святого преподобномученика Илии Ардуниса         Февраль 1  февраля Память преподобного отца нашего Василия, архиепископа Солунского 8  февраля Память преподобного отца нашего Саввы II-ro, архиепископа сербского 13  февраля Память преподобного Симеона мироточивого, ктитора Хиландаря 16  февраля Страдание святого преподобномученика Романа 23  февраля Память преподобного Дамиана Есфигменского Страдание святого преподобномученика Дамиана   Март 1  марта Память преподобного отца нашего Агапия 5  марта Страдание святого мученика Иоанна Болгарина 19  марта

http://isihazm.ru/?id=1837

м. м. все вещи, находившиеся в обиходе царицы: «образы окладные и неокладные, и деньги, и сосуды серебряные и медяные, и оловяные» (Приходная книга 1603-1604 (7112) г. 1985. С. 81). Церковница старица Василиса (Дорогина) приняла 194 «окладных и не окладных образа на золоте и на красках» (Там же. С. 85). Все серебряные сосуды были отданы старице казначее Анастасии (Грязновой), при передаче «росольник серебрян» был заменен на серебряное блюдо боярином и дворецким С. В. Годуновым (Там же. С. 88); медная, оловянная и железная утварь также была принята казначеей. Скатерти государские, столовые и настилы приняла старица келарь Венедикта (Кайсарова) (Там же. С. 88). Коптаны, колымаги и санники были частично распроданы, частично поступили в «конюшинной приказ слуге монастырскому, которому лошади и конюшинная казна приказана, Дружине Кирилову» (Там же. С. 89). В 1609 г. большая часть серебряной столовой утвари с владельческими надписями царя Иоанна IV Васильевича была взята из мон-ря боярином кн. В. Т. Долгоруковым с дьяками П. Кузьминым и Ф. Митрофановым (Там же. С. 86). Из этого вклада до наших дней сохранились: икона «Иоанн Предтеча» (Балканы, XV в.; ныне в ГИМ), икона «Святые Феодор Стратилат, Ирина, Агапия и Хиония» (Москва, кон. XVI в.; ныне в ГТГ) и подвесная пелена «Похвала Богородицы», выполненная в мастерской царицы-инокини «Александры Федоровны всеа Русии» (ныне в ГИМ). Вкладом царя Феодора Иоанновича и царицы Ирины Феодоровны считается Владимирская икона Божией Матери (Москва, кон. XVI в.) из местного ряда большого иконостаса Смоленского собора; среди драгоценных черненых клейм оклада с двунадесятыми праздниками есть клеймо со святыми, имена которых носили царь и царица ( Шведова. 2007. С. 75-76). Сохранились 2 списка Смоленской иконы Божией Матери «Одигитрия», ведущие свое происхождение из Смоленского собора Н. м. м. и датированные XVI в. Один из них, с двунадесятыми праздниками, в серебряном окладе с 7 гравированными дробницами с изображениями святых, соименных членам семьи царя Иоанна IV Васильевича Грозного, был выносной иконой для теплого монастырского храма (в наст.

http://pravenc.ru/text/2577819.html

Необходимо остановиться на подвижниках Валаамского монастыря, продолжателях дела великого старца Паисия Величковского . Выше мы упоминали, что в Валаамском Всехсвятском скиту вместе со старцами Феодором (Ползиковым), Клеопою (Антоновым) и Леонидом Оптинским проживали: иеромонах Варлаам, впоследствии игумен Валаамского монастыря, и иеросхимонах Евфимий. Как показывает современный исследователь старчества Валаамских подвижников 231 , старчество схимонаха Феодора на Валааме существенно дополнило традицию монашеского делания на Валааме. Традиция исихазма начинает укрепляться на Валааме после того, как старец Феодор научил братию умному деланию, а ставший игуменом Варлаам поддержал эту традицию наряду со старчеством 232 . Здесь же исследователь приводит доводы, что иеросхимонаха Евфимия нужно рассматривать как преемника «молдавских» старцев, а не как воспитанника и продолжателя старческого опыта игумена Назария. Именно пришедшие на Валаам ученики старца Паисия смогли воспитать великого подвижника, ознаменовавшего собой возрождение духовной жизни на Валааме. Личность иеросхимонаха Евфимия является ключевой в возрождении старчества на Валааме. Именно в наставничестве старца Евфимия нужно искать истоки духовного опыта выдающегося игумена Дамаскина, учителя многочисленных Валаамских подвижников 233 . Знаменитый Валаамский игумен Дамаскин имел своими учениками: архимандрита Александро-Свирского монастыря Агафангела, старца-слепца Валаамского монастыря схимонаха Агапия, схимонаха Иоанна, молчальника Валаамского монастыря. Учеником архимандрита Агафангела был Маврикий, игумен Валаамского монастыря 234 . 3.10 Рославльские пустынножители Необходимо упомянуть о Рославльских пустынножителях, этой своеобразной группе пустынников, которая состояла в близком общении со старцем Паисием Величковским . В эту группу входили как непосредственные ученики старца Паисия: Арсений, перешедший позже из Рославльских лесов в Псковский Никандров монастырь, схимонах Афанасий Афонский (Охлопов), проживавший в Рославльских лесах (в период 17931805 гг.), монах Феофан (Оптина пустынь), приходивший погостить к пустынникам, так и другие подвижники, не знавшие лично старца, но хранившие его предания: иеромонах Адриан (в схиме Алексий), его ученики Василиск, Зосима и Иона, иеросхимонах Афанасий (Степанов), проживший в Рославльских лесах более 20 лет и обладавший даром умной молитвы 235 , его ученики Моисей и Антоний (Путиловы), иеродиакон Анастасий, архимандрит Геннадий его ученик старец Авраамий, Никита, Досифей и др.

http://azbyka.ru/otechnik/Paisij_Velichk...

Каким изначально был облик древней колокольни, сейчас уже не представляется возможным выяснить, т.к. она и западный притвор были перестроены в XIX веке Об этом свидетельствует метрика храма, составленная в 1887 году: «В 1860 году переделана задняя часть западного притвора распространением ее на такое пространство, которое занимала старая колокольня. В том же году входное крыльцо западного притвора Троицкой церкви отломано, и на месте его выстроен длинный коридор, соединяющий западный притвор с новой колокольней» Новая колокольня поставили к западу от храма. В то же время выстроили трапезную возле северного придела мученика Агапия М.В. Красовский ставил первоначальную колокольню Троицкого храма в один ряд с колокольнями московских храмов Феодора Студита у Никитских ворот, Флора и Лавра на Мясницкой и Рождества Пресвятой Богородицы в Путинках Отдавал должное нарядности ее архитектуры и А.А. Мартынов На колокольне 1860 года находился подбор из семи колоколов. Пространная надпись на благовестнике гласила: «Вылит сей колокол ко храму Живоначальной Троицы в селе Троицком, Голенищеве тож, что близ Москвы в царствование императора Александра II, во святительство высокопреосвященнейшего Иннокентия митрополита Московского и Коломенского, по благословению преосвященнейшего Леонида, епископа Дмитровского, викария Московского, при священнике Павле Георгиевиче Орловском, усердием и иждивением прихожан и церковного старосты потомственного почетного гражданина Александра Ефимовича г. Байдакова и добрых даятелей. 1876 года марта 15 дня. Лит на заводе Н.Д. Финляндского в Москве. Весу 208 пуд 10 фунтов». На полиелнйном, втором по весу колоколе тоже существовала интересная надпись: «Сей колокол вылит 1785 года марта 31 дня церкви Живоначальной Троицы в селе Троицком, Голенищеве тож, тщанием священника Тимофея Иванова вкупе с приходскими людьми, весу 101 пуд и 8 фунтов. Лит в Москве на заводе Никифора Кабанина (прав. – Калинина)». На третьем – будничном колоколе удалось прочесть такой текст: «Лета ЗРПЕ (7185, т.е. 1677) по указу великого господина Иоакима, патриарха Московского и всея Руси выменен сей колокол на старый разбитый колокол в Московский уезд в домовое село Троицкое Голенищево к церкви Живоначальной Троицы. Весу КЕ (25) пуд». Четвертый колокол весил 13, пятый – 8 пуд, шестой и седьмой по одному пуду Судьба этих колоколов неизвестна. Сейчас на колокольне размещен подбор из новых колоколов, поднятых на нее в 1993 году.

http://sobory.ru/article/?object=02279

Она была принесена донским войском великому князю в дар и в помощь против врагов. По молитвам Пречистой Богоматери благодатною Ее силою, исходящею от чудотворной иконы, татары были побеждены. Торжественно празднуя вместе с войском своим победу, великий князь возвратился в престольный город свой Москву и принес с собою честную икону, названною Донскою по случаю бывшей за Доном победы над татарами. Об обители, называемой от Донской иконы Пресвятой Богородицы Донскою, существует такой рассказ. В царствование благоверного царя и великого князя Феодора Иоанновича Крымская орда сделала внезапный набег на владения Московского государства, и татарский хан Мурат Гирей подступил к самому престольному городу Москве. Тогда благоверный царь вышел с своим войском против татар и расположился станом на том самом месте, где находится теперь обитель. Сюда же в свой воинский стан он взял и икону Пресвятой Богородицы, принесенную с Дона. При помощи Пречистой Богоматери он одержал победу над татарскими войсками и прогнал их. Воздавая Богоматери благодарение за победу, он повелел на этом месте построить каменный храм и поставить в нем упомянутую икону. С того времени обитель и стала называться Донскою. В этот день из великого соборного храма города Москвы в обитель приходит всё священное сословие с честными крестами и иконами и совершает торжественное празднество в честь Божией Матери. Страдание святых мучеников Тимофея, Агапия и Феклы Славный мученик Тимофей был родом из палестинского города Газы [ 1 ]. Так как он вызывал удивление своею жизнию и даром слова, то и поставлен был учителем Христовой веры. Он схвачен был в Газе и, представ пред правителем города Урбаном, на допросе объявил себя христианином, причем проповедал о любви Христовой к людям, о Его пришествии на землю и воплощении. За это его подвергли разнообразным мучениям, но он остался непреклонным в вере. Брошенный после сего в огонь, он скончался. В то же самое время в том же городе святые Агапий и Фекла были подвергнуты жестоким мучениям, и так как и после этого еще держались веры во Христа, то были брошены на растерзание зверям, от чего и скончались, воспринявши небесные венцы [ 2 ].

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

Анастасии (Акты, март, II, 40), где введение и жизнь свободно переданная Святителем; 15-го – св.мм. Агапия, Пуплия, Тимофея, Ромула, Александра и Дионисия, в Прологе: «Акты, март III, 478», здесь выдержка из третьей книги Евсевия Кесарийского «О палестинских мучениках», которая довольно близко и передана в Житии; 16-го – св. апостола Аристовула, ей. Британийского, согласно с Проложным сказанием, но заметка после жития указывает, что Святитель писал по Актам (март, II, 374), где synopsis historica, собранная из разных источников; в Прологе на Акты есть ссылка; – м. Савина, в Прологе: «Был 13-го числа, в Чет’е страдания его 13-го, Сурий, т. II, л. 249, Акты март, И, 259», но содержание жития исчерпывается теми сведениями из Минология и древних Миней, которые имеются в Актах; 21-го – св. Фомы, патр. Цареградского, в Прологе: «Акты, март III, 91», там commentarium с выдержками из Минология ими. Василия и жития преп. Феодора Сикеота, Святитель сделал в конце небольшое добавление из какого-то неизвестного нам историка; 27-го – св.м. Матроны Фессалонийскиа, в Прологе: «Акты, март II, 396», там сведения, собранные в sylloga historica из разных источников, по которым Святитель и составил житие. В Апреле: 7-го – преп. Георгия исповедника, митроп. Милитинского, в Прологе: «Акты – апрель I, 668», здесь commentarium со сведениями из Минология, Анфологиона и актов, Святитель использовал лишь часть этого материала, выбрав наиболее назидательное; 9-го – свв. апостолов Иродиона, Агафа, Руфа, Асигкрита, Флегонта и Ермила, в Прологе: «Акты апр. I, 741»; собранные здесь, в историческом обзоре, сведения дополнены Святителем из Деяний апостольских (гл. XI, 27 и XXI, 11) и из Сурия; 18-го – преп. Иоанна, ученика св. Григория Декаполита , в Прологе: «Акты, апр. II, 583», здесь одно введение с отрывками из разных источников, на основании его Святитель написал и житие и примечание к нему; – св.м. Иоанна нового (Акты, апрель, II, 609), где акты из греческого Анфологиона и введение к ним; 29-го – преп.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Она была принесена донским войском великому князю в дар и в помощь против врагов. По молитвам Пречистой Богоматери благодатною Ее силою, исходящею от чудотворной иконы, татары были побеждены. Торжественно празднуя вместе с войском своим победу, великий князь возвратился в престольный город свой Москву и принес с собою честную икону, названною Донскою по случаю бывшей за Доном победы над татарами. Об обители, называемой от Донской иконы Пресвятой Богородицы Донскою, существует такой рассказ. В царствование благоверного царя и великого князя Феодора Иоанновича Крымская орда сделала внезапный набег на владения Московского государства, и татарский хан Мурат Гирей подступил к самому престольному городу Москве. Тогда благоверный царь вышел с своим войском против татар и расположился станом на том самом месте, где находится теперь обитель. Сюда же в свой воинский стан он взял и икону Пресвятой Богородицы, принесенную с Дона. При помощи Пречистой Богоматери он одержал победу над татарскими войсками и прогнал их. Воздавая Богоматери благодарение за победу, он повелел на этом месте построить каменный храм и поставить в нем упомянутую икону. С того времени обитель и стала называться Донскою. В этот день из великого соборного храма города Москвы в обитель приходит всё священное сословие с честными крестами и иконами и совершает торжественное празднество в честь Божией Матери. Страдание святых мучеников Тимофея, Агапия и Феклы Славный мученик Тимофей был родом из палестинского города Газы Так как он вызывал удивление своею жизнию и даром слова, то и поставлен был учителем Христовой веры. Он схвачен был в Газе и, представ пред правителем города Урбаном, на допросе объявил себя христианином, причем проповедал о любви Христовой к людям, о Его пришествии на землю и воплощении. За это его подвергли разнообразным мучениям, но он остался непреклонным в вере. Брошенный после сего в огонь, он скончался. В то же самое время в том же городе святые Агапий и Фекла были подвергнуты жестоким мучениям, и так как и после этого еще держались веры во Христа, то были брошены на растерзание зверям, от чего и скончались, воспринявши небесные венцы

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/460/...

Пролог. Свв. мученик 156. Умучены в царствование Диоклетиана от Ветурина воеводы, в Тире. В числе их были два епископа, Нелий и Нил, священник Зинон, и два именитые мужа, Патермуфий и Илия. Чет. Минея кратко (Act SS. sept. VI. р. 21). Мес. В. и Март. Р. 19 сент. 18 Св. Евмения, епископа Гортинского. Преемник св. Кирилла (9 июля); скончался в Фиваиде, погребен в Гортине. При жизни славился смиренномудрием, по смерти – чудесами. Чет. Минея. (Or. Chr. II col. 257. Act SS. sept. V. р. 786). Мес. В. Март. Р. В службе канон Иосифа. Свв. жен мучениц Софии и Ирины. Обезглавлены. (Act SS. sept. V. р. 773). Март. Р. Св. мученицы Ариадны. Раба Тертилла, старейшины Промиса (Фриг.). Пострадала за нехотение участвовать в языческом празднестве по случаю рождения сына у ее господина, при Адриане. Чет. Минея. (Act SS. 17 sept.). Март. Р. 17 сент. Мес. В. Св. муч. Кастора. " Томим скончася». Пролог. (Act SS. sepm. . р . 758). 19 Свв. мучч. Трофима, Савватия и Доримедонта. Свв. Трофим и Савватий начали мученический подвиг в Антиохии, где Савватий и скончался. Св. Трофим отослан был в Синад, где Доримедонт, синклитик, сделался его сподвижником. Оба после лютых мук обезглавлены в царствование Проба (ок. 280). Чет. Минея от Метафраста. (Surius ad 19 sept. Act SS. sept. VI. p. 12). Мес. В. Март. Р. В службе канон Иосифа. Си. муч Зосимы, пустынника Киликийского. Сведение о нем помещено под 4 янв., где он вторично воспоминается с св. Афанасием комментарисием. Св. благоверного князя Феодора Смоленского и Ярославского, и чад его, Давида и Константина. См. 5 марта, где празднуется перенесение мощей их. В службе два канона. 20 Св. великомуч. Евстафия Плакиды, и подружии его Феопистии, и чад их, Агапия и Феописта. Плакида воеводствовал при Тите и Траяне. По принятии крещения, он перенес множество скорбей. Мучен импер. Адрианом за нехотение возблагодарить с ним богов за победы, одержанные Плакидой над врагами империи. Скончался с детьми и женою в медном воле. Чет. Минея от Метафраста. (Acta Metaphrast apud Surium. 20 sepm. Act SS. sept. VI. p. 106). Мес. В. Март. P. В службе канон Феофана.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Vershi...

Святителя Нифонта, Патриарха Константинопольскаго (†1460) 13 августа Преподобнаго Максима Исповедника (†662; службу зри 12 августа) Святителя Тихона, епископа Воронежскаго, Задонскаго чудотворца (†1783; второе обретение мощей, 1991) Святаго блаженнаго Максима, Христа ради юродиваго, Московскаго (обретение мощей, ок. 1547) Икон Божия Матере, именуемых: Минская (1500) Страстная (1641) Семистрельная (1830) 14 августа Предпразднство Успения Пресвятыя Богородицы Святаго пророка Божия Михея (из 12-ти малых пророков, VIII b. до Рождества Христова) Преподобнаго Феодосия Печерскаго (пренесение мощей, 1091) Преподобнаго Аркадия Вяземскаго и Новоторжскаго (преложение мощей, 1798, службу зри 13 декабря) 15 августа Успение Пресвятыя Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии Похвалы, или священное последование на святое преставление Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии Празднование ради Новгородския иконы Софии, Премудрости Божия (служба совершается в период попразднства или отдания праздника Успения Богородицы) 16 августа Пренесение от Едеса в Царьград Нерукотвореннаго образа Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа (944) Празднование Господу нашему Иисусу Христу, Ипостасней Премудрости Божией (в Вологде) Святаго мученика Диомида врача (†298) Преподобнаго Иоакима Сарандапорскаго, Осоговскаго († ок. 1115) Иконы Божия Матере, именуемыя «Феодоровская» (1239) 17 августа Святаго мученика Мирона пресвитера (†250) Преподобнаго Алипия, иконописца Печерскаго, в Ближних пещерах почивающаго († ок. 1114) 19 августа Святаго мученика Андрея Стратилата и 2593 мучеников, с ним пострадавших († ок. 284–305) Святителя Питирима, епископа Великопермскаго (†1456, службу зри 29 января) Иконы Божия Матере, именуемыя «Донская» (1591) 20 августа Святаго пророка Божия Самуила (XI b. до Рождества Христова) Святителей Феодора, епископа Ростовскаго (†1023), и Иоанна, епископа Суждальскаго (†1373) (преложение мощей, 1879) 21 августа Святаго апостола Фаддея (от седмидесяти) († ок. 44) и святыя мученицы Вассы и чад ея Феогния, Агапия и Писта († ок. 305–311)

http://azbyka.ru/zelenye-minei

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010