Московской Николомясницкой церкви священник Арсений Иванович Тяжелов (1820). Московского Покровского собора протоиерей Иван Дмитриевич Платонов (1822). Московской церкви Дмитрия селунского протоиерей Петр Иванович Платонов (1822). Московской Богоявленской в Елохове церкви священник Матвей Авраамович Знаменский (1822). Московского Архангельского собора протоиерей Василий Иоаннович Кутневич (1826). Архимандрит Новоспасского монастыря Поликарп (1836). Московского Казанского собора протоиерей Сергий Алексеевич Владимирский (1836). Иосифова волоколамского монастыря архимандрит Агапит (1844). Профессор богословия в московском Университете, доктор богословия, протоиерей Петр Матвеевич Терновский (1844). Московской Предтеченской, на Покровке, церкви, протоиерей Павел Петрович Платонов (1844). Московской Адриановской церкви протоиерей Дмитрий Петрович Новский (1844). Московской Вознесенской, у Серпуховских ворот, церкви протоиерей Сергий Григорьевич Терновский (1849). Московской Киро-Иоанновской церкви протоиерей Иван Федорович Загорский (1853). Московского Архангельского собора протоиерей Петр Евдокимович Покровский (1859). Московской благовещенской, на Тверской, церкви протоиерей Афанасий Михайлович Ефимовский (1859). Московского Симонова монастыря архимандрит Порфирий (1862). Московской Николоявленской церкви протоиерей Павел Игнатьевич Беневоленский (1864). Московской Георгиевской, в Грузинах, церкви протоиерей Николай Андреевич Руднев (1864). Московской Николостуденецкой церкви священник Стефан Иванович Зернов (1864). В) Почетные члены конференции В почетные члены избирались лица духовного и светского звания, «знаменитые духовным просвещением и любовию к духовному просвещению, основанною на христианском образе мыслей». От них предварительно было испрашиваемо согласие на принятие этого звания. В число таких членов были избраны в разное время следующие лица: Михаил, митрополит новгородский. Амвросий, архиепископ казанский. Филарет, архиепископ ярославский. Симеон, архиепископ тверский.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Smirnov...

В Елеонском монастыре нахо-дится чудотворная икона Божией Матери Взыскание погибших, икона Свя-того Праведного Иоанна Кронштадтского и Святителя Николая. В нем же мы приложились к частицам мощей многих Святых. Только одно простое пере-числение вызывает душевный трепет: Преподобный Николай Святоши, Св. Апостола Луки, Преподобного Прохора и Св. мученика Харлампия, Святых врачей Агапита, безсребреников Косьмы и Дамиана, Св. Великомученика Пантелеймона, Св. мученика Трифона, великомученика Георгия Победонос-ца, св. мученика Севастиана, Св. Митрополита Макария Киевского, Св. мучениц Варвары и Параскевы, Св. новомучеников Евфимия, Игнатия и Ака-кия Св. Григория. Св. Преподобного Нила Мироточивого, Св. мученицы Агафи Там же хранится частица Святого Животворящего Креста Господня.Спасо-Вознесенский монастырь основан Антонином Капустиным в 1803 г. Сейчас в нем подвизаетая 40 сестер, В монастыре всегда был приют для арабских, девочек из Вифании, и кедром они росли, воспитывались, ста-новились инокинями и послушницами расписаны сестрами. За алтарем, с внешней стороны погребена игумения Тамара. В монастыре есть часовня Пророка и Предтечи Господня Иоанна, построеная на месте обретения его главы. Она была обретена в сосуде, куда положена по велению Иродиады (из Самарии кувшин с главой был перенесен слугой-христианином царя Ирода Антипы). В полу часовни углубление, где и находился кувшин. Пол из мозаик, сохранившийся от 1-го века. У стены храма огорожено место, где стояла Божия Матерь, смотря на Вознесение Христа. Постояли и мы у этого места и поклонились. В этом монастыре я неожиданно встретилась с любимой мною иконой Божией Матери Взыскание погибших - этот образ я знала по маленькой иконе-открыточке, приобретенной мною в Петербурге. Удивительно нежный лик Божией Матери с грустными очами, склоненный к Младенцу Христу, Нежно обхватила Она дорогое Дитя обеими руками. Мла-денец ручкой прикасается к покрывалу Матери, нежные младенческие ножки опираются о колени Божией Матери, грустное Лицо обращено к небу и очи Младенца - Спасителя смотрят куда-то вдаль, словно прозревая будущие страдания.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2087...

Иоанн (Максимович), возглавлявший в 1711-1715 гг. сибирскую кафедру, привез с собой из Чернигова 2 иконы, одна из которых была списком Ильинской Черниговской иконы Божией Матери, другая - образом Божией Матери «М.». В 1714 г. митр. Иоанн передал икону «М.» князьям ясашных татар, крещенных его предшественником митр. Филофеем (Лещинским), с благословением на постройку ц. в честь Казанской иконы Божией Матери в татар. селище Чердатском на р. Чулым, в 150 верстах от Томска. Икона была написана на полотне, наклеенном на доску в ширину и высоту 11/2 аршина, на оборотной стороне имелась надпись митр. Иоанна: «Благословляю сию икону в Церковь чердацких татар, недавно приявших святое крещение». Согласно описанию, «Святейшая Матерь изображена на ней чудными и ясными красками, достойными небесной красоты, сидящею в саду под масличными деревьями, окруженными решеткой. В шуйце Своей держит и питает Своим млеком предвечного Младенца Сына Своего» ( Лавров. 1881. 19. С. 286-287). Упоминание об изображении сада на фоне иконы может свидетельствовать о ее иконографической близости к поздним (XVIII в.) спискам икон «Блаженное Чрево» (ЦМиАР, ЦАК МДА). Спустя некоторое время после постройки церкви из-за изменения русла реки татар. селище перекочевало, а храм, где находилась икона, остался почти заброшенным на острове посреди реки. Однако в нач. 30-х гг. XIX в. икона прославилась, избавив жителей соседнего с. Зырянского от падежа скота. В 1835 г. Агапит (Вознесенский), еп. Томский, благословил ежегодный крестный ход с иконой из чердатской церкви в с. Зырянское. В то же время прихожане по инициативе церковного старосты А. Басаргаева закрепили полотно с образом на кедровую доску и собрали пожертвования на изготовление медной посеребренной ризы. В 1871 г. церковь дотла сгорела при пожаре, в котором икона, вероятно, погибла. Среди сохранившихся в Сибири списков «М.» известны 2 иконы: в Иркутском художественном музее и в Воскресенском соборе г. Семей (бывш. Семипалатинск), Казахстан. Икона из Иркутского музея восходит по иконографии к образу «Блаженное Чрево», в то время как икона из Семея близка к афонским спискам «М.» ( Прохорова.

http://pravenc.ru/text/2563854.html

4 февраля террорист Каляев бросил бомбу в карету Великого князя Сергея Александровича, супруга Великой княгини Елисаветы Феодоровны. Белый свет померк от кровожадности приверженцев «свободы»... В конце октября 1905 года отец Варсонофий посетил Вознесенский женский монастырь в Кремле и виделся там с отцом Иоанном Кронштадтским . Иеромонах Адриан, также бывший на Дальнем Востоке, вернулся в Оптину пустынь 6 октября (как и отмечено в скитской Летописи). Отец Варсонофий возвратился в скит и водворился в своей келии 1 ноября. 8-го, на скитской праздник Собора святого Архистратига Михаила, отец Варсонофий сослужил архимандриту Агапиту на литургии, совершавшейся в Иоанно-Предтеченском храме. «Отец Варсонофий, – отметил летописец, – имел на себе наперсный крест от Святейшего Синода выдаваемый, пожалованный ему 6 мая 1904 года». 9 января 1906 года в Летописи записано: «Читан в трапезе указ из Консистории о назначении братским духовником Оптиной пустыни скитского иеромонаха отца Варсонофия вместо увольняемого от духовничества по болезненному состоянию отца скитоначальника Иосифа» 418 . Старец Иосиф еще изредка служил и принимал народ, но все чаще недуг одолевал его, он испытывал головокружения; слабость порой не давала ему даже встать с постели. Но и тогда он принимал своих духовных чад, не оставляя их без окормления. Тут были и скитские братия, и сестры из Шамординской и других обителей. Весь облик отца Иосифа от страданий тела как бы истончился, высветлился, приобретя поистине ангельские черты. Случалось, даже видели неземной свет вокруг его головы. С октября 1905 до начала июня 1906 года отец Иосиф не выходил из келии. Поэтому обязанности скитоначальника были возложены на отца Варсонофия. В Летописи отмечено, что 4 и 24 июня старец Иосиф приходил в храм и хотя не служил, но слушал богослужение и причащался Святых Христовых Таин. В 1906 году дважды приезжал в Оптину пустынь и жил в скиту в Кологривовском корпусе епископ Трифон (Туркестанов) . Старец Варсонофий позднее вспоминал (как вспоминал об этом и сам владыка Трифон), что ему довелось много беседовать тогда с владыкой, – как сказал владыка Трифон, с обоюдной пользой. Позднее владыка Трифон говорил: «Прошли годы войны и последовавших за нею событий 1905–1906 годов. Измученный тем, что пришлось пережить за это время, я уехал в Оптинский скит на отдых – и здесь снова встретился с тобой. Сколько чудных вечеров провели мы в беседах! Какие ценные наставления ты мне делал, какие возвышенные речи вел!» 419 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Варнава (Кедров) Митрополит Челябинский и Златоустовский Иов (Тывонюк) Епископ Читинский и Забайкальский Евстафий (Евдокимов) Епископ Шацкий Иосифй (Македонов), викарий Рязанской епархии Епископ Элистинский и Калмыцкий Зосима (Остапенко) Епископ Южно-Сахалинский и Курильский Даниил (Доровских) Архиепископ Якутский и Ленский Герман (Моралин) Архиепископ Ярославский и Ростовский Михей (Хархаров) Украина Митрополит Киевский и всея Украины Владимир (Сабодан), Предстоятель Украинской Православной Церкви Епископ Белоцерковский и Богуславский Серафим (Зализницкий) Епископ Васильковский Пантелеймон (Бащук), викарий Киевской митрополии Митрополит Винницкий и Могилев-Подольский Макарий (Свистун) Епископ Владимир-Волынский и Ковельский Симеон (Шостацкий) Епископ Вышгородский Павел (Лебедь), викарий Киевской митрополии Род. 19.04.1961. Митрополит Днепропетровский и Павлоградский Ириней (Середний) Митрополит Донецкий и Мариупольский Иларион (Шукало) Епископ Житомирский и Новоград-Волынский Гурий (Кузьменко) Архиепископ Запорожский и Мелитопольский Василий (Златолинский) Архиепископ Ивано-Франковский и Коломыйский Николай (Грох) Епископ Изюмский Онуфрий (Легкий), викарий Харьковской епархии Епископ Каменец-Подольский и Городокский Феодор (Гаюн) Епископ Кировоградский и Александрийский Пантелеимон (Романовский) Епископ Конотопский и Глуховский Иннокентий (Шестопаль) Епископ Криворожский и Никопольский Ефрем (Кицай) Митрополит Луганский и Старобельский Иоанникий (Кобзев) Митрополит Луцкий и Волынский Нифонт (Солодуха) Архиепископ Львовский и Галицкий Августин (Маркевич) Епископ Мукачевский и Ужгородский Агапит (Бевцик) Архиепископ Николаевский и Вознесенский Питирим (Старинский) Епископ Новгород-Северский Амвросий (Поликопа), викарий Черниговской епархии Архиепископ Овручский и Коростенский Виссарион (Стретович) Митрополит Одесский и Измаильский Агафангел (Саввин) Епископ Переяслав-Хмельницкий Митрофан (Юрчук), викарий Киевской митрополии Епископ Полтавский и Кременчугский Филипп (Осадченко)

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Заседание открыто в 5 часов вечера в присутствии Главнокомандующего Вооруженными силами Юга России генерала А. И. Деникина и следующих членов Собора: Агапита, архиепископа Екатеринославско-го и Мариупольского, Арсения, епископа Приазовского и Таганрогского, Гавриила, епископа Челябинского и Троицкого, Гермогена, епископа Аксайского, Димитрия, архиепископа Таврического и Симферопольского, Иоанна, епископа Кубанского и Екатеринодарского, Макария, епископа Владикавказского и Моздокского, Митрофана, архиепископа Донского и Новочеркасского, Михаила, епископа Александровского, Сергия, епископа Сухумского, Аббати Андрея Ивановича, Абрамова Николая Матвеевича, Апраксина Петра Николаевича, протоиерея Беловидова Петра Ивановича, Верховского Павла Владимировича, Вознесенского Николая Павловича, священника Востокова Владимира Игнатьевича, Гаденко Константина Парфильевича 141 , Гладкого Ивана Ефимовича, Граббе Павла Михайловича, протоиерея Добровольского Михаила Капитоновича, протоиерея Завитаева Ивана Макаровича, Ивановского Александра Иосифовича, священника Карташева Николая Тимофеевича, священника Кожина Василия Ивановича, священника Козлова Ивана Николаевича, священника Конограя Михаила Андреевича, священника Красовского Алексея Федоровича, священника Лаванова Владимира Алексеевича, генерала Левшина Дмитрия Федоровича, священника Ло-мако Григория Петровича, протоиерея Львова Владимира Александровича, Львова Николая Николаевича, протоиерея Малиновского Александра Платоновича, священника Ногатырева Алексея Гаврииловича, Никонорова Иосифа Всеволодовича, священника Николайченко Иоанна Николаевича, протоиерея Окиншевича Кирилла Емельяновича, Оппокова Виктора Владимировича, генерала Павлова Георгия Андреевича, инока Полихрония, Рейнеке Михаила Михайловича, протоиерея Рождественского Александра Петровича, Россиева Павла Амплиевича, священника Свенцицкого Валентина Павловича, Сенько-Поповского Леонида Алексеевича, протоиерея Смирнова Димитрия Андреевича, Сперанского Якова Дмитриевича, Терещенко Ивана Никифоровича, князя Трубецкого Григория Николаевича, протоиерея Хандалеева Василия Павловича, Хомякова Василия Дмитриевича, протопресвитера Шавельского Георгия Ивановича, протоиерея Чернявского Василия Антоновича, генерала Эр-на Николая Францевича, Якушева Петра Самуиловича.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

А понеже, всечестная Госпоже, от чтения книг отеческих желанием возжелала еси обрести истиннаго наставника, иже бы тебе наставил на путь спасения, и Божиею помощию обретши таковаго, пребывала еси у него во истинном послушании, и содержиши и сестр святых в таковомжде послушании, и познала еси самым делом и искусом и плоды благословеннаго послушания, и плоды проклятаго преслушания: то нужда мне належит и о святем послушании к честности твоей мало написати… В конце подлинного письма рукой преподобного старца написано: Пречестности твоей со всеми святыми, во имя Христово собравшимимся сестрами, совершеннаго в заповедех Евангельских предуспеяния всеусерднейший желатель и недостойный Богомолец. Свято–Вознесенскаго Нямецкаго и Предтечева Секульскаго Молдовлахийских монастырей Архимандрит Паисий» 342 . А старец Софроний в своем письме к «Марии Петровне Протасьевой, Арзамасской общины начальнице» от 12 августа 1797 года упоминает ее письмо, написанное 16 августа 1795 года и изложенную в нем просьбу «о некоторых книгах, чтобы их здесь сыскать и прислать … для переписки; также прислать два рисунка с Чудотворной Иконы и портрет покойнаго нашего Блаженнаго Старца Паисия…» 343 . Это побуждает нас упомянуть и о бережно хранимом в Алексеевской общине портрете старца Феодора, по–видимому также написанном по просьбе Марии Петровны и тоже после его кончины. В другом же своем письме от 11 января 1800 года старец Софроний обращается к той же «Преподобнейшей Госпоже» и среди прочего желает, чтобы Христос благословил ее «здравием на всегда совершенным и долгими летами, на большее преумножение благаго таланта (ее) милостынею и благоусердным благоправительством порученных (ей) от промысла Божия сестер», и сообщает, что поминает «за упокой блаженныя памяти бывшаго начальника (ее) Святой обители, Иеромонаха Феодора» 344 . Среди следующих настоятельниц Алексеевской общины верной (хотя и заочной) ученицей старца Феодора была Ольга Васильевна Стригалова. Мария Петровна писала ей 31 декабря 1790 года: «… Из письма твоего вижу желание твое к нашей обители; весьма бы сие полезно вам было; могли бы увидеть Богоспасаемыя обители Саров и Санаксар, и отца нашего наставника иеромонаха Феодора, совершенно житие Богоугодное имущаго, могли бы видеть, и наставление от него своей жизни услышать…» 345 .

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Sanaksa...

Если в Петербурге явственно ощущалось превосходство высшей светской бюрократии над Синодом, то в провинции столь же очевидно было неравное положение епархиального владыки по сравнению с любым губернатором, атаманом крупного казачьего войска, а тем более – генерал-губернатором. С точки зрения российской правовой системы явление вполне объяснимо: архиерей при всей сложной процедуре его назначения оставался предстоятелем Церкви, тогда как главы административных округов согласно тому же закону являлись представителями монарха 170 . Они чувствовали себя полновластными хозяевами на вверенной территории. Считалось вполне допустимым, если в отчете или рапорте губернатора содержались оценки деятельности, поведения, уровня профессиональной подготовки приходского духовенства и даже епархиального владыки, тогда как никто из архиереев не мог и помыслить, чтобы в официальной переписке оценивать действия светской администрации, а тем более жаловаться на губернатора в Синод. В результате практика вмешательства в дела Церкви, ущемления архиерейских полномочий, стала обычным явлением, особенно на периферии. Иркутский губернатор А. С. Трескин, по рассказам очевидцев, самодурствовал не только над чиновниками и их женами, заставляя на приемах целовать свою руку дам, старших чиновников и купцов первой гильдии. Местному епископу он приказал непременно бывать на вечерах в губернаторском доме, а в торжественные дни тот мог сказать проповедь только с разрешения Трескина, которое тот пересылал через полицмейстера 171 . Не пользовался расположением местных властей томский епископ Агапит (Вознесенский), пытавшийся требовать от всех чиновников исполнения христианского долга, например, посещения обедни 172 . Архиепископ Иркутский и Нерчинский Ириней (Нестерович) по произволу генерал-губернатора Сибири Лавинского был смещен с кафедры как якобы сумасшедший и заточен в монастырь. В особенно сложном положении находились архиереи западных и прибалтийских епархий. Здесь сильно ощущалось влияние «немецкой» партии при дворе, противодействие местных чиновников, в большинстве католиков и протестантов. Из тех же генерал-губернаторов и гражданских губернаторов Виленского края некоторые ко всему прочему не были православными. В результате архиерей оказывался под усиленным вниманием властей, а высшие административные лица, ощущая собственное особое положение и полновластие, вели себя достаточно бесцеремонно. Не случайно даже всеведущий митрополит Филарет не упускал случая узнать о положении Православия в этом крае от тамошних губернаторов или их доверенных лиц 173 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

К Агапиту епископу Томскому Преосвящ. Агапит (Вознесенский), кандидат 3 выпуска СПб. академии, 12 авг. 1834 г., был хиротонисан в епископы вновь открытой Томской епархии, в состав которой вошла Алтайская миссия. Первое из помещенных ниже писем к нему архим. Макария, было уже напечатано в Томских епарх. ведомостях, 1895 г., 20 (и перепечатано отсюда в Церковных ведомостях, 1896 г.., 2) с заглавием: «Первое донесение о состоянии Алтайской миссии первого ее начальника первому Томскому епископу». Второе из писем архим. Макария к еп. Агапиту, перепечатывается из книги г. Птохова: «Архимандрит Макарий», стр. 99−100, извлекшего его из Архива канцелярии обер-прокурора Св. Синода (Дело 1838 г. 20783). 68 Преосвященнейший Владыко милостивый Архипастырь, Вкупе со всей паствой, Великим Пастыреначальником вверенной Вашему попечению, служащая в Бийском округе при обращении иноверцев в христианскую веру церковная миссия, передает себя Вашему, святитель Христов, Архипастырскому покровительству. Сия миссия введена в действование, 1830 года августа 3 дня, Архиепископом, ныне Рязанским, Преосвященнейшим Евгением, и тогда же получила от Его Высокопреосвященства походную церковь во имя Всемилостивейшего Спаса. Первоначально сотрудниками моими были семинаристы Василий Попов и Алексей Волков. Первый, послужив со мной два месяца с немногим, в Бийске скончался, а последний, в 1832 году женился и вышел из церковного звания в гражданскую службу. Между тем, в 1831 г. вступил в сотрудничество со мной один семидесятилетний старец из поселенцев – Петр Лисицкий, который и ныне проходит служение с постоянным терпением и усердием, и по благословению Архиепископов Тобольских Преосвященнейших Евгения и Афанасия, в нынешнем году представил Епархиальному начальству прошение о введении его в духовное звание и в монашество. Кроме него с июля 1832 г. служит при миссии в должности толмача, один из крещенных мной татар – Федор Михайлов сын Иштанаков. Миссия служила доселе в соединении 217 иноверцев с Восточной христианской Церковью.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Altajs...

За Литургией были вознесены особые прошения и молитвы о единстве Святой Руси и о здравии Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Богослужебные песнопения исполнили детские хоры Богородицкого Житенного монастыря и Вознесенского Оршина монастыря. После Евхаристического канона митрополит Амвросий рукоположил иподиакона Александра Рычкова в сан диакона. Проповедь перед причастием произнес секретарь Тверской епархии , настоятель Николо-Малицкого монастыря игумен Борис (Тулупов). По окончании Литургии был совершен молебен преподобному Сергию. Затем митрополит Амвросий вручил церковные награды. Во внимание к трудам по строительству храма и в связи с 50-летием со дня рождения настоятель храма Сорока мучеников Севастийских г. Конаково Тверской области протоиерей Олег Шерышев был удостоен ордена преподобного Серафима Саровского III степени. Настоятель храма Рождества Христова г. Кашина Тверской области священник Вадим Фомин и сотрудник Тверской епархии И.А. Станичук были награждены медалью священномученика Фаддея III степени. Вечером глава Тверской митрополии с ковчегом с мощами преподобного Сергия посетил старый комплекс Суворовского училища — бывшее здание Тверской духовной семинарии, в котором ныне размещены призванные на военную службу в рамках частичной мобилизации. Митрополит Амвросий совершил молебен у мощей святого. После богослужения владыка обратился к собравшимся на плацу с архипастырским словом. Затем владыка благословил каждого из присутствующих и окропил их освященной водой. Все собравшиеся приложились к мощам преподобного Сергия. Монахи Свято-Троицкой Сергиевой лавры раздали иконки с изображением обретения честных мощей Преподобного. Затем мощи Игумена земли Русской вновь были доставлены в Воскресенский кафедральный собор. В ночь с 1 на 2 октября митрополит Амвросий совершил в соборе Божественную литургию. Владыке сослужили благочинный I Тверского округа протоиерей Павел Сорочинский, и.о. настоятеля Воскресенского собора иеромонах Агапит (Евдокимов), благочинный Кашинского округа протоиерей Александр Рычков, клирики Тверской епархии.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010