Имея у себя эти ключа, я принял власть впустить вас в царство Божие, под тем только условием, если вы пребудете ко мне всегда послушными, откровенными и смиренными. Да утвердит вас Господь Бог в истинном познании ваших обязанностей! 29. Не считайте себя достойными получать от отца вашего исполнение всех своих желаний и прошений: он, при Божией помощи, лучше вас понимает, чего вы достойны и лучше знает, что для вас сделать и в чем вам отказать. 30. Будьте ко мне дерзновенны, как к отцу не земному, могущему на землю низвести для вас небо. Не отделяйтеся же от меня никогда ни мыслями, ни желаниями, ни суждениями: для меня, сроднившегося с вами по духу, всякое такое деление чрезвычайно болезненно, – болезненно потому, что вы отрываете себя от меня, и потому, что отделившись от меня, вы испытываете на себе одни бедствия ада. 31. Спаситель наш нес за нас тяжкий крест: я, ваш отец, несу свой крест, несите же и вы свой, – я требую этого. 32. Если вы верите обитаемому во мне Божию попечению о вас и Божией любви к вам, то верьте этому всегда, – доставляю ли я удовольствие вам, или наказываю вас; и эта вера чрез мое недостоинство удержит над вами всегдашнее благословение Божие. А если вы будете судить о мне по страстям и капризам, то не для чего вам будет и жить со мною. Не призван я Господом Богом в сан человекоугодника; но, как облеченный священством, желаю и себя, и вас, и всех порученных мне привести к Господу сказанным Евангельским путем самоотречения. 33. Если я иногда намеренно оскорблю вас, то оскорблю единственно для того, чтобы доставить вам веселие. Земле для произращения плодов нужно не одно солнце; но требуются и гром, и молния, и дождь, и снег, и мороз. Таким же образом, чтобы в душе вашей прозябли плоды духовные: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание, вы должны желать не все приятного, но без ропота и с любовию принимать за благо и скорбное, что Господь Бог чрез меня или кого другого пошлет вам. 34. Подчинитесь спасительной для нас воле Божией, и в смирении повинуясь отцу, не руководствуйтесь губительными своими правилами, могущими довести вас до скорби и уныния.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/starch...

Поэтому, если Господь Бог дал вам наставника, живущего по заповедям Божиим и имеющего расположение и разум вести вас к Богу, и сносить терпеливо ваши недостатки; то как младенец матери, так и мы в Господе Боге предайтесь ему, и Господь Бог научит его, как привести вас ко спасению. 26. Когда вы чувствуете пользу от своего духовного наставника, то уже никому и ничему не дозволяйте отвлекать себя от любви его. Не осуждайте его ни в чем, и не злословьте его, когда он вас обличает или наказывает. Уклоняйте ухо свое от тех, кто поносит его и убегайте от клевещущих на него, чтобы не прогневался на вас Господь Бог, и не изгладил вас из книги живых; не будьте судиями дел отца вашего, но будьте исполнителями его велений. Диавол обыкновенно старается выставлять пред послушником недостатки руководителей его, чтобы уши его сделать глухими к наставлениям и чрез то либо совратить его, как робкого и боязливого воина, с поприща послушания, либо мыслями неверия развлечь его и сделать неспособным ни к какому роду добродетели. Итак, находясь под смотрением отца, старайтесь проникать в тайное коварство врага и не забывайте своего обета. 27. Будьте великодушны, когда наносят вам обиды; не бойтесь ни порицаний, ни поношений, ни насмешек, – не слушайтесь внушения злых своих помыслов, не убегайте отеческой строгости и не бесчестите благого ига смирения дерзостию самоугодия и своенравия, но, положив в сердце своем то слово Господне: «претерпевый до конца, той спасен будет», с терпением теките на предлежащий вам подвиг послушания, взирая на начальника веры и совершителя Иисуса. 28. Держитесь и вы, чада мои, этих наставлений, извлеченных мною для вас из правил св. Феодора Эдесскаго , которые предписывает он каждому живущему под отцем, и от меня, отца вашего, принимайте все за благо. Я, по Божию научению, знаю, как управить вас в царствие небесное; а вы помните, что подвиг послушания состоит в самоотвержении и что ключи от царствия небесного, для введения вас туда, поручены Господом Богом мне, вашему отцу.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/starch...

Не отревайте же их от любви своей за неведение, но молитесь за них, как за людей, находящихся в прелести и близких в гибели. 83. Смирение получило свое начало от смирившегося Господа Иисуса, и есть венец и красота всех добродетелей: что засохшей земле дождь, то человеческой душе смирение. 84. Смирение есть такая добродетель, которою любуется Сам Бог . На кого воззрю? – говорит Он, – «токмо на кроткаго и смиреннаго, трепещущаго словес Моих». Но в чем состоит смирение? По моему мнению, оно состоит в том, что человек считает себя грешнее всех, никого не унижает и не осуждает, внимает лишь себе и не ищет ни богатства, ни похвалы, ни славы, ни чести, считая себя вовсе того недостойным, мужественно терпит уничижение, брань, укорение, признавая себя, в сердце своем, заслужившим это; со всеми обходится радушно, всякому с любовию готов служить; не видит добрых своих дел, и не говорит о них без нужды. Подобного смирения я испрашиваю вам у Господа Бога, чада мои, потому что оно не только избавит вас от греха, но и приведет в любовь к Тому, Кто смирил Себя до смерти, смерти же крестныя. 85. Проезжая селение или дом, положите на себе знамение креста с молитвою: «Господи, спаси жителей сих, и по молитвам их помилуй меня грешного»; потом молитесь пред святыми иконами в домах селения, и говорите: «Вам, святии Божии, покланяюсь и прошу, помилуйте «меня грешного и сохраните в пути сем во всю жизнь мою». При входе в чей-нибудь дом, прежде поклонитесь пред иконами, там находящимися, а потом уже приветствуйте хозяев. То же делайте и при выходе из дома. 86. Если вы будете печальному утешением, несчастному облегчением, бедному помощью, сироте отцем и матерью, больному упокоением, врагу доброжелателем, слуге милостивцем, заблудшему руководителем ко спасению и всякому христианину усердным по возможности служителем; то за такую любовь вашу к меньшим братиям и членам Иисуса Христа, не только изгладятся ваши грехи, но и узрите вы Господа лицом к лицу и возрадуетесь во веки. 87. Уверившись, что слова мои основаны на св. Писании, вы, как любимые мною духовные чада, надеюсь, примете их близко к вашему сердцу и расположите по ним жизнь вашу. И радуюсь я уже заблаговременно, что жизнь ваша будет славна пред Господом, а успение ваше со святыми, – не медлите только обратиться ко Господу Богу и не отлагайте день ото дня спасения вашего. Се ныне время благоприятно, се ныне день спасения. А что будет завтра, того мы не знаем.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/starch...

70. Без отречения своей воли нельзя положить и начала спасению, не только спастись. Испрашивайте же себе у Господа – самоотречения, чада мои; оно пренеобходимо ко спасению. 71. Если вздумаете навестить ближнего, то при посещении его положите себе за непременную обязанность сохранить к нему ту же любовь и то же расположение, с которым вошли к нему, хотя бы и получили от него какое либо оскорбление. Во всякой случившейся неприятности при сношении с ближним, обратитесь прежде к себе: по строгому исследованию, мы почти всегда находим, что сами были причиною неудовольствия. 72. В минуты вспыльчивости молчите, и внутренно говорите молитву Иисусову. 73. Не оправдывайтесь, не спорьте, снисходите к характерам и летам. Утешайте всех и каждого чем можете, не осуждайте никого, не платите за зло злом, всех любите, всех прощайте, всем будьте слугами. Себя считайте последними и грешнее всех. 74. Любите Господа Бога, молитесь Ему как Отцу, смиряйтесь пред всеми христианами, и возлюбит вас Господь Бог ваш, и возрадуется о вас ваш пастырь. 75. Оправдайте мою надежду на вас, чада мои, переносите непонятливость, бестолковость, невежество, напрасный гнев, без прекословия. 76. Будьте ревностными хранителями заповедей Божиих и отеческих, хотя бы сохранение их стоило вам не только здоровья телесного, но и расстройства душевного: это расстройство тотчас заменится неожиданным мирным состоянием души. 77. Когда возымеете к кому-нибудь невольное чувство неприязни, старайтесь победить это греховное чувство; заставьте себя так молиться: «спаси, Господи, раба твоего и святыми его молитвами умири сердце мое», и принудьте себя оказывать нелюбимому вами человеку всякого рода внимание и услуги, и Господь, видя доброе ваше намерение, не только вырвет из сердца вашего греховную неприязнь; но и наполнит его святою любовию. 78. Если не утешает вас молитва при исполнении ее, то знайте, что она готовит вам божественное утешение и сладость вскоре по исполнении. Терпя потерпех Господа, и внять ми. 79. Во всю свою жизнь, пред каждым своим действием, руководитесь следующим христианским рассуждением: задуманное мною действие не противно ли Господу Богу, не губительно ли оно для спасения души моей, не обидно ли для ближнего моего? Если, по строгому исследованию, совесть не зазирает вам, то намерение свое приводите в исполнение; а когда зазирает, – удержитесь от исполнения.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/starch...

В данных канонах мы видим, что служение патриархов четко отделяется от служения других архиереев, и что «примат Петра» перенесен исключительно на Рим. Папа Рима прямо называется «патриархом патриархов». Напомним, что мы имеем дело не с западным документом, а с восточным, имеющим большое хождение среди несториан и монофизитов. Каким образом в этой среде возникло учение о примате Римского епископа? Если принять верной датировку М. ванн Эсбрука и счесть «Собрание 73-х канонов Никейского Собора» сочинением V в., то можно логично предположить, что концепция Римского примата стала естественным развитием тех учений о «примате Петра», которые мы видели в документах Персидских соборов 410 и 424 гг. Поскольку, как ясно видно из речи Агапита Бет-Лапатского, «примат Петра» может быть только один, то нужно было кому-то его усвоить, и далекий Рим подходил для этого идеально. Поскольку в 73-х канонах говорится, что вселенная разделена между четырьмя кафедрами, одной из которых является Антиохия, то возникновение этих канонов можно усматривать именно в Антиохийском Патриархате. Действительно, то приниженное положение Селевкийского Католикоса, которое описано в этих апокрифических канонах, никак не соответствует учению Персидского Собора 424 г. о католикосе, равном всем патриархам и неподсудном никому на свете. Таким образом, вероятно именно так Антиохия приспособила свой «примат Петра» к «международным реалиям»: с одной стороны, размазав его между всеми патриархами, а с другой, в эксклюзивном смысле приписав далекому Риму.  В итоге, можно сделать несколько выводов:     Обзор интересующего нас периода, вместе с необходимой библиографией – Garosian N. La Perse//Histoire du Christianisme des origins à nos jours/Ed. Mayeur J.-M., Pietri Ch. et L., Vauchez A., Venard M. T. 3. Paris, 1998, pp. 1103-1124. Labourt J. Le Christianisme dans l Empire Perse sous la dinastie des Sasanides (224-632), Paris, 1904, pp. 78-79. Chaumont M.-L. La Christianisation de l Empire iranien des origins au grandes percécution de IV siècle//CSCO 499, Louvain, 1988, pp. 137-147.

http://bogoslov.ru/article/1841861

Фото: pmd74.ru      Хочу задать читателям «Прихожанина» вопрос в стиле передачи «Что? Где? Когда?»: «Что объединяет апостола-евангелиста Луку и святителя Луку (Войно-Ясенецкого), французского писателя Франсуа Рабле, а также живших в III веке мучеников Ореста и Диомида и преподобных Алипия и Агапита, подвизавшихся в Киево-Печерской лавре в XI–XII веках?» Если бы в этот список я добавил великомученика Пантелеимона, то ответ был бы ясен сразу: эти святые совмещали служение Господу с одной из самых почитаемых профессий на свете – врача. О том, как могут сочетаться эти два служения в одном человеке, мы беседуем с иеромонахом Феодоритом (Сеньчуковым), который работает врачом-реаниматологом на «Скорой помощи». Батюшка, кто Вы в большей степени: врач, ставший монахом, или монах, лечащий людей? Конечно же, я врач, ставший монахом. Это даже если посмотреть хронологически: врачом я стал в 1986 году, а монахом – лишь в 2008. Врачом мне хотелось быть всегда, еще с детских лет, а специальность «реаниматология» выбрал уже в институте. Окончил Второй мединститут, потом работал на «Скорой». Довелось потрудиться в разных медучреждениях, под конец я вернулся на «Скорую» врачом реанимобиля. Однако ж нелегкую специальность Вы себе выбрали. Наверное, можно было что-нибудь попроще, скажем, педиатром… Так Вы почти угадали. Изначально я и был педиатром, точнее детским реаниматологом. На мой взгляд, реаниматология – самая интересная клиническая специальность. В медицине таких особых специальностей всего три: психиатр, реаниматолог и патологоанатом. Но реаниматолог, на мой взгляд, самая-самая интересная. У тебя на руках человек в критическом состоянии, практически на грани смерти, и ты делаешь всё, чтобы он не умер. А нет ли здесь противоречия для Вас как для монаха? А в чем Вы видите противоречие? Господь определил, что этому конкретному человеку пришла пора уходить, а тут появляетесь Вы и вытаскиваете его с того света. Ни в коей мере! Почему Вы считаете, что Господь положил этому человеку умереть, а не встретиться со мной? Если бы Бог хотел, чтобы этот человек умер, Он не привел бы меня к нему в самый критический момент его жизни.

http://pravoslavie.ru/111083.html

Лит.: Sev enko I. On Some Sources of Prince Svjatoslav, s Izbornik of the Year 1076//Orbis scriptus: D. Tschizhevsky zum 70. Geburtstag. Münch., 1966. S. 723-738; Мещерский Н. А. О некоторых источниках «Изборника 1076 г.» в связи с вопросом о происхождении их переводов//Культурное наследие Др. Руси: Истоки, становление, традиции. М., 1976. С. 34-38; он же. Взаимоотношения Изборника 1073 г. с Изборником 1076 г.//Изборник Святослава 1073 г.: Сб. ст. М., 1977. С. 90-99; Розов Н. Н. Изборник 1076 г. как памятник истории рус. книги//ИзвОЛЯ. 1976. Т. 35. Вып. 6. С. 545-554; он же. Книга Др. Руси XI-XIV вв. М., 1977. С. 23-33, 99, 110; Щепкина М. В. Изборник 1076 г.//Рус. речь. 1976. 6. С. 98-106; Veder W. R. Welche Paterica Lagen von 1976 in slawischer Übersetzung vor?//Slovo. Zagreb, 1978. Br. 28. S. 25-34; idem. Der «Sündige Johannes» und das Russisch des 11. Jh.//Studies in Slavic and General Linguistics. Amst., 1980. Vol. 1. P. 433-437; он же (Федер В.). Мелецкий сборник и история древнеболг. лит-ры//Palaeobulgarica. 1982. N 3. С. 157-158; Велчева Б. Изборникът от 1076 г. като източник на данни за историята на бълг. език//Старобълг. лит-ра. София, 1979. Кн. 5. С. 97-100; Жекова Л. За правописа на двамата преписвачи в Изборника от 1076 г.//Там же. С. 107-109; Копреева Т. Н. Из истории болгаро-рус. книжных связей: К истории взаимосвязи текстов Изборника 1073 г. и 1076 г.//Palaeobulgarica. 1980. N 1. С. 39-47; она же. Немеркнущий свет: Из истории книжных связей Болгарии и России XI - нач. XIX в. Вел. Търново, 1996. С. 48-132; СКСРК, XI-XIII. С. 41-43 [Библиогр.]; Дьячок М. Т. О месте и времени первого слав. перевода «Наставления» Агапита//Памятники лит-ры и обществ. мысли эпохи феодализма. Новосиб., 1985. С. 5-13; Творогов О. В. Изборник 1076 г.//СККДР. 1987. Вып. 1. С. 196-198 [Библиогр.]; Кусков В. В. Поэтическая фразеология «Изборника» 1076 г.//ГДРЛ. 1989. Сб. 1. С. 52-75; Буланин Д. М. Неизвестный источник Изборника 1076 г.//ТОДРЛ. 1990. Т. 44. С. 161-178; он же. Античные традиции в древнерус. лит-ре XI-XVI вв. Мюнхен, 1991. С. 114-118, 128-130, 284-286; Лихачёв Д. С. Назначение Изборника 1076 г.//ТОДРЛ. 1990. Т. 44. С. 179-184; СтБЛ. С. 185-186; КМЕ. Т. 2. С. 56-59 [Библиогр.]; Столярова Л. В. Свод записей писцов, художников и переплетчиков древнерус. пергаменных кодексов XI-XIV вв. М., 2000. С. 29-31. 12 [Библиогр.].

http://pravenc.ru/text/293836.html

За обедом мне пришлось сидеть рядом с батюшкой и я сказала, между прочим, как приятно нам видеть, что здесь исполняются народом христианские обряды. «Только по внешности, а внутреннего ничего нет», — так прямо и сказал он. Когда через несколько дней я зашла в тот дом, где жил владыка, хозяйка сообщила, что получила из тюрьмы открытку, и показала ее мне. Он просил прислать кое-что необходимое, например, мыло и т.п. Она сказала: «Сама я не могу решиться, дети меня будут укорять. Надо же кому-нибудь исполнить его просьбу». И я решилась. Но для меня эти пять верст от нашей деревни до города были так трудны, что каждый раз, идя туда, я шла как на смерть. Дорога — по реке, был очень сильный мороз и ветер. Так как сил у меня никаких не было, то я не в состоянии была нести даже незначительную тяжесть (например, хлеб, который нам выдавали) и купила там на базаре саночки — в них всё и возила. Матушка София была моложе меня лет на десять. А главное, я не могла оправиться после болезни и ходила медленно, поэтому нам не приходилось ходить вместе. Собрали мы посылку для владыки. Главная часть ее была от наших батюшек. Всё уложила в ящичек и привязала к саночкам. Вскоре по выходе меня догнал человек в санках, который согласился привязать мои санки к своим и меня посадить. День оказался неприемный, надо было ждать день или два. Меня приютила одна немолодая девушка, вроде блаженной. Жила она в плохоньком мезонинчике. У нее только недавно умерла мать, и она была скорбящая. Наконец, сдала посылку от лица хозяйки. Узнавала об о. Агапите, но не могла узнать ничего. Бедный, как-то он без валенок! Владыка еще писал хозяйке, просил черного хлеба. Пришла телеграмма от о. Агапита с его адресом: станция за городом на одиннадцатой или семнадцатой версте. Просит валенки. Снарядили две посылки: для владыки и о. Агапиту. Сын хозяйки согласился довезти меня с посылками в город. Опять ночевала у блаженной. Отнесла посылку в тюрьму. Но как на электричке ехать к о. Агапиту, и кто знает, сколько там идти? Девушка эта согласилась меня проводить. Посылку увязали в саночки, и поэтому пришлось стоять с ней на площадке. Электрички полны одних рабочих-мужчин — там всё лесопильные завод. Народ бойкий: на остановках вылетают, как сумасшедшие.

http://azbyka.ru/fiction/istorija-odnoj-...

— Н., скажи мне: хочешь ли ты, чтобы мы положили тебя на страницы истории? Я теряюсь, думая, что он шутит, и, смеясь, говорю: — Как будто — нет. Через несколько минут он повторяет настойчиво вопрос. Я недоуменно гляжу на него, думаю, к чему бы это? Может быть, он обличает меня в честолюбии? И говорю: — Не знаю, батюшка. В это время приходят звать меня обедать. Батюшка отпускает меня, провожает и на пороге говорит страшно строгой торжественно: — Согласна ли ты, чтобы мы положили тебя на страницы истории? Я робко говорю ему, падая к его ногам: — Я в вашей воле, батюшка. Об отце архимандрите Агапите. В 1913 году отца Нектария выбрали старцем. Особенно советовал избрать его отец архимандрит Агапит, его духовный отец и учитель. Архимандрит Агапит — одна из таинственнейших фигур истории Оптиной. Он был исключительно образован (в мирском смысле) и вместе — духовно одарен. Ему предлагалось и архиерейство, и старчество, но он не захотел принять на себя подвиг общественного служения, имея всего и сколько учеников. В старости он стал юродствовать, затем заболел. Батюшка говорил, что болезнь старца Агапита была Божиим наказанием именно за отказ от общественного служения по послушанию. Когда батюшку избрали старцем, он три дня отказывался, плача. Уже на хуторе В. П. батюшка сказал мне: — Я уже тогда, когда избирали меня, предвидел и разгром Оптиной, и тюрьму, и высылку, и все мои теперешние страдания — и не хотел брать этого всего. Старчество он принял только тогда, когда этого потребовали у него «за послушание». Он часто говорил: «Как могу я быть наследником прежних старцев? Я слаб и немощен. У них благодать была целыми караваями, а у меня — ломтик». Про старца Амвросия говорил: «Это был небесный человек или земной Ангел, а я едва лишь поддерживаю славу старчества». Из современных богословов он знал — и даже иногда давал из него посетителям выписки — Флоренского, но относился к нему очень сдержанно. Духовный путь батюшки был окрашен юродством: он юродствовал и в костюме (яркие кофты, красные шапки и так далее), и в пище (сливая в одну кастрюлю и щи, и кисель, и холодец, и кашу), и в обращении с людьми.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4097...

Эти люди уже открыто не веруют 165 . Их «коснулся современный тлетворный дух отрицания и сомнения, дух гордыни и неповиновения» 166 . Мнение епископа Агапита (Вишневского) совпадало с характеристикой рабочих начала XX в. товарища министра внутренних дел П. Д. Святополк-Мирского: «При содействии неблагоприятных условий столицы в последние три-четыре года из добродушного русского парня выработался своеобразный тип полуграмотного интеллигента, почитающего своим долгом отрицать религию и семью, пренебрегать законом, не повиноваться власти и глумиться над ней. Такой молодежи, к счастью, имеется на каждом заводе еще немного, но эта ничтожная горсть террористически руководит всей массой инертных рабочих» 167 . Именно представители третьей категории стали активными зачинщиками беспорядков, забастовок, представляя основную опасность не только для народной религиозности, но и для всего государства в целом. Как официальное свидетельство времени и подтверждение факта массовой апостасии во всеподданнейшем отчете обер-прокурора Святейшего Синода за 1913 г. к характеристике веры и благочестия добавляется слово «еще». В отчете отсутствуют традиционные рассуждения о «патриархальном» мировоззрении русского рабочего. Характеристика веры и благочестия определяется следующим образом: «в массе своей православный русский народ хранит еще (курсив наш. – М. Г.) православную веру в Бога и блюдет заветы родной старины» 168 . В отчетах за 1913 и 1914 г. раздел «Состояние веры и благочестия в народе» вообще отсутствует, что, вероятно, можно объяснить началом Первой мировой войны, на которой было сфокусировано основное внимание обер-прокурора. Общие ожидания решительных церковных мер в рамках этого обер-прокурорства не оправдались, как писал протопресвитер Г. Шавельский : «Если же касаться всей вообще церковной работы этого периода, то надо сказать, что отсталость, безжизненность и малопродуктивности были отличительными ее признаками, особенно заметными при сравнении с последней порой огромного роста и развития других сторон русской жизни», а то положительное для Церкви, что было сделано самим обер-прокурором В.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010