Gratia par cunctis, sanctus labor omnibus unus; Dissona verba quidem sed tarnen una fides. Почтенная когорта святых восседает длинным рядом, Мистическим изречениям Закона божественного обучая. Есть среди них Агапит, священник законный, Им для кодексов чудных красивое построено место. Равная у всех благодать, труд святой их всех единяет, Хоть у каждого различны слова, вера однако, едина. Термин sacerdos (священник), использованный в этих стихах по отношению к Агапиту, в то время применялся не собственно к сану священника (sacerdotium), для которого использовался термин – presbyter, но именно к епископу, и, преимущественно, к епископу Рима. Во время понтификата св. Агапита в Риме существовал интеллектуальный кружок, объединявший образованных людей, почитателей классической культуры Античности, в который, по-видимому, входили последний римский ритор Феликс, комментировавший Марцианна Капеллу, и консуляр Маворций, влюбленный в стихи Горация и Пруденция. Папа также был дружен со знаменитым Кассиодором. Объединенные мечтой о соединении классического образования с религиозной жизнью, они хотели организовать в Риме христианский «университет» по подобию существовавших в Александрии и Низибии. Но мечты их так и остались мечтами: начавшееся вскоре завоевание Италии Юстинианом и связанное с этим полное разорение страны, погасило лампаду интеллектуальной жизни в Риме. Кассиодор писал: «Я прилагал все усилия вместе с блаженным Агапитом, Папой города Рима, чтобы сделать так, как это в свое время было учреждено в Александрии, а сейчас, говорят, в Низибии, городе сирийском, где усердно читают лекции евреям, чтобы собираемые в Риме средства получали бы учителя и профессора христианской школы, благодаря бы этому и души бы получали вечное спасение и язык бы верных совершенствовался в чистой и правильной речи. Но из-за ожесточенной войны, опустошившей Италийское королевство, я не смог исполнить свое желание». (Cassiodorus. De institutiones litterarum divinarum et secularum. I, praef.: PL. – T. 70. – Col. 1105 – 1106 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

– А с чем связано направление на служение из Германии в Австралию епископа Штутгартского Агапита? – Я все еще являюсь правящим архиереем Сиднейской и Австралийско-Новозеландской епархии и не имею викария, поэтому и пригласил владыку Агапита на несколько месяцев приехать в Австралию и помочь мне в дальнейшей организации работы в этой епархии. Но, видно, из-за произошедшей 4 июля в Баварии аварии придется владыке Агапиту повременить с вылетом на Австралийский континент. Ему еще надо поправиться после случившегося. – Среди верующих мюнхенского прихода по поводу произошедшей аварии в самый канун отъезда владыки можно слышать самые противоречивые истолкования, а то и предсказания. Как бы Вы прокомментировали это? – Конечно, все мы ходим под Богом, и все находится в Его руках. После победы германских футболистов в ЮАР над командой Аргентины многие немецкие болельщики, а в числе их – и водители автомобилей, были на радостях нетрезвыми. Пьяным оказался и водитель машины, врезавшейся в автомобиль, в котором находились владыки Марк и Агапит. Как всегда, людской слабостью воспользовался враг рода человеческого, который всегда готов навредить. – Из Карловых Вар Вы через несколько дней отправляетесь в Нью-Йорк, где, вероятно, будете заняты подготовкой очередного заседания Синода РПЦЗ. Когда запланировано его проведение? – Следующее заседание Синода назначено на 13 июля. Однако в виду того, что его члены живут в разных странах и находятся далеко друг от друга, нам приходится прибегать и к некоторым современным, так называемым инновационным технологиям. Например, – телевизионным и телефонным переговорам, однако все они не могут заменить личных встреч и контактов при обсуждении ряда насущных вопросов нашей Церкви. – Какие бы назвали в настоящий момент те самые «насущные вопросы», которые актуальны для Зарубежной Церкви? – Одна из важных наших проблем – хронический недостаток кадров, а именно священнослужителей, необходимых для духовного окормления многочисленных прихожан. Мы остро нуждаемся в кадрах для полноценной работы в количественно возрастающих общинах и приходах, расположенных на тех огромных просторах, которые в настоящее время относятся к Русской Зарубежной Церкви.

http://pravoslavie.ru/38401.html

Я выписывал из каталога буквально, и если названия книг не особенно точны, то это не от меня зависело. Цен в каталоге не означено, и продавец сам не знает, какие назначить им цены. На случай, если Вы захотите приобрести что-либо, прибавляю адрес продавца, родственника о. Агапита, некоего Федора Алексеевича Виноградова, занимающегося адвокатурою (Сущ. ч. 3-го квартала, на Долгоруковской улице, д. Виноградовой, подле острога). Я говорил ему, что Вы может быть будете в числе покупщиков, и, если Вы потребуете, он вышлет Вам полный каталог. Не писал Вам долго, вопреки обещанию, потому что всё хотел явиться к Вам с списком книг, рассеянных по монастырям и церквам Харьковской епархии, – книг, которые нам могли бы быть очень полезны. Помните, Вы обещали, что может быть дадите нам что-нибудь из этих книг. У меня очень залегло это в памяти, как залегает всё касающееся музея. Но описания Харьковской епархии я не успел ещё пересмотреть». На дружеское письмо это я не замедлил ответом и вот что писал я от 12-го числа: «Очень Вам благодарен за сообщение сведений о библиотеке, оставшейся после смерти о. Архим. Агапита. Такова печальная судьба большей части библиотек нашей ученой братии. Боюсь, как бы и с моею библиотекою не случилось того же. Хотел бы и я посмотреть рукописные фолианты, о коих Вы пишете. Но согласится ли г. Виноградов прислать их мне, разумеется, на мой счет, для рассмотрения и сличения с печатным изданием Истории Р. Иерархии? Может быть я и приобрел бы их с некоторой уступкой, конечно, из назначенной цены. Переговоривши с владельцем рукописей об этом, напишите мне поскорее о результате переговоров. Вы пишете, что у Вас очень залегло в памяти мое обещание относительно старопечатных книг; но, видно, улетучилось дорогою из вашей памяти ваше собственное обещание доставить мне, для прочтения, мемуары Графа М. Н. Муравьева 1142 и вашу статью в защиту моих палеографич. снимков, напечатанную в С.-Петербургских Ведомостях. Позвольте же Вам, Милостивый Государь, напомнить об этом.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

Икон, посланных вами с диаконом, и покровцев с образом Богоматери от о. Протоиерея С., не получал я. Все это, надобно думать, ожидает самого меня в Томске, куда я должен явиться по приглашению Преосвященнейшего Агапита, которое исполнить обстоятельства и доселе не позволяют. Как только узнал я, что Архипастырь прибыл в свою Епархию, то и послал к Его Преосвященству донесение о здешней миссии. 410 И как в тоже время надлежало донести Пр. Агапиту о получении денег на содержание миссии, то я почел за нужное испросить по пути наставление, откуда впредь миссия должна получать суммы, и не будет ли повелено мне отныне со всеми отчетами и представлениями относиться к Епископу Томскому. Молчание официальных ко мне бумаг из Тобольска об открытии в Томске особой епархии, было для меня неизъяснимо. Наконец, разрешилось уведомлением, что ожидают из Св. Синода указа на вопрос Тобольскаго Епархиального начальства, Томской ли, или Тобольской епархии должна принадлежать здешняя миссия. Бумага об этом из Тобольска, и приглашение Томского Архипастыря, сошлись в одно время столь замечательным образом, что в сих двух чертах, взаимно пресекающихся, представляется крест моему воображению. Я поспешил известить Пр. Агапита о препятствии, удержавшем меня от путешествия в Томск, и не раскаялся, потому что Провидение Божие с того времени посылало много дела по службе, хотя искренно говоря, во время тяжкой болезни летом, надежда увидеться с Пр. Агапитом и погостить у него, приносила мне весьма сладостное утешение. А что в Тобольске так повернут дело, этого я совсем не чаял. Преосвященному Афанасию 411 было благоугодно прислать здешней миссии в дар 12 книжек христианскаго чтения за 1833 год. Но как мы эти книжки уже имели, то лишний экземпляр сбыл с рук за 25 руб. и купил книгу Ин. Арндта об истинном христианстве в новом переводе с немецкого. Чтение сей книги в С. Петербургской духовной Академии было для меня благотворно. Но и теперь я читаю ее с пользою и утешением, которые однако ж разболевшиеся глаза не позволяют по долгу наслаждаться. В четвертой части сего творения, которая была в 1830 году издана в отдельном виде, под названием книга натуры, есть одно место, где приметна наклонность к мнениям Парацельса 412 об астрологии и влиянии звезд на человека. Но если мы эти мнения отложим в сторону, тο в существе, полноте и изяществе учения, составляющего превосходную книгу об истинном христианстве ничего не убудет. И мы в Арндте узнаем того же Арндта. который знал наизусть все беседы Макария Египетского . Так он любил, и так рачительно изучал писания сего святого пустынника и Отца церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Altajs...

70 к. асс., да единовременно на первоначальное обзаведение выдать 10.000. Из представленных синодом трех кандидатов на томскую кафедру, ректоров семинарий: черниговской Агапита, 320 подольской Гедеона и киевской Иустина, Государь избрал первого. Избранный был посвящен в Москве тамошним митрополитом Филаретом. Ризницею томский архиерей снабжен был из киевской лавры, из смоленского и вятского кафедральных соборов и из московских монастырей, между которыми особенно отличился своим пожертвованием и усердием Симоновский, принесший в дар новому сибирскому архиерейскому дому богатую митру, украшенную драгоценными каменьями и жемчугом, стоившую, по примерной оценке знатоков, более 6.000 р. Положение томской епархии требовало, по местным её условиям, особенных распоряжений и действий. По малочисленности духовенства в сей епархии и чиновников, новому епископу разрешено было войти в сношение с преосвященными тех епархий, через которые он проезжал от Чернигова до Москвы и от Москвы до Томска, касательно увольнения в томскую епархию всех желающих туда переме ститься. С другой стороны, по трудности находить в Сибири людей для услуги и письмоводства, по ходатайству Агапита возвышены были штаты, как архиерейской прислуги, так и чиновников консистории. Даже для содержания архиерейского дома было отведено гораздо большее, сравнительно с другими, пространство сенокосной земли, а также возвышен был и денежный оклад взамен рыбных ловель и мельницы. Сенокосной земли сначала отвели 60 десятин на так называемом Зырянском острове, но потом, по представлению томского епископа, нарезали еще столько же на том же острове, не в пример прочим, а взамен мельницы и рыбных ловель положено выдавать 857 р. 14 к. сер. каждогодно. 321 9) Викариатство тверское В 1835 г. в синоде возникла мысль умножить число викариатств учреждением их преимущественно в епархиях, отличающихся своею обширностью и многочисленностью и следовательно затрудняющих епархиальных архиереев в надзоре за духовенством и в церковном управлении вообще.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Остаётся лишь предполагать, когда и где, или от кого Иван Померанцев, он же архимандрит Иерофей, – мог составить впечатление об о. Пимене, как о доверчивом человеке, не очень-то способном вникать в существо дел. В третьем письме архимандрит посетовал на частую смену епископов на Владикавказской кафедре. Преосвященного Агапита сменил архиепископ Питирим, прежде возглавлявший Курскую кафедру... Отец Пимен рад, что сумел наладить отношения с корпорацией семинарии, но снова возвращается к её хозяйственному кризису. «Лишился я благостного архипастыря преосвященного Агапита и опять осиротел. Новый высокопреосвященнейший очень добр и ласков, но все здесь говорят, что он скоро уйдёт от нас. Таким образом, за короткое время пастве Владикавказской придётся увидеть третьего Владыку. Во всяком случае, это болезненная для здешней епархии перемена. Борьба с язычеством, упорно держащимся среди осетин, с магометанством (среди них же) и сектантством среди русских требует постоянного руководителя. Теперь это условие не выполняется. Да и, кроме того, много лишних, неполезных для дела волнений и приготовлений мы переживаем, что отвлекает от работы всех. Дай Бог , чтобы если высокопреосвященнейшему Питириму суждено будет покинуть нас, то достался нам святитель, знающий Владикавказскую епархию и готовый работать для неё, несмотря ни на какие страхи. Дела мои по семинарии складываются прекрасно. Я сошёлся с преподавателями и пользуюсь доверием учеников. Вначале имел очень много дополнительных уроков за неявкой новых преподавателей. Теперь же остаюсь при четырёх ректорских, которые и преподаю по силам и способностям своим. Преподавание других учителей, насколько я посещал их, идёт удовлетворительно. Педагогические и распорядительные собрания проходят мирно и скоро, потому что за общим обедом и ужином мы успеваем столковаться и согласиться относительно многого. Больное место в семинарии − это дефицит, ожидающий её и в текущем году. Осталось до конца года два месяца, а у нас почти ничего нет. Между тем начинают предъявлять счета разные купцы, у которых забирала семинария то сукно для учеников, то обувь, то чай и сахар, керосин. Да, скрыл от меня мой предшественник истину в надежде, что я ничего не увижу. Поминаю теперь я его горьким словом. Обо всём этом я в своё время (ещё в начале августа месяца) уведомил Хозяйственное Управление при св. Синоде, но никакой помощи или распоряжения оттуда не получил. Надежда меня не покидает. Я просил бы Ваше Высокопреосвященство посодействовать удовлетворению нашего ходатайства о доассигновании особенно ввиду того, что владикавказское духовенство из года в год сокращает свои ассигновки на семинарию под предлогом, что она для них чужая. Бога ради, помогите нам, Владыко святый. Трудно наше положение.

http://azbyka.ru/otechnik/Pimen_Beloliko...

После Февральской революции Агапит 5 марта выпустил в виде листовки свое воззвание. «Темные силы, – писал владыка, – толкали нашу родину к гибели... И в эту годину испытаний Промыслу Божью... угодно было указать дорогой Родине Путь спасения – вверив судьбу... ПРАВИТЕЛЬСТВУ из ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ НАРОДНЫХ в ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЕ, которым прекрасно известны современные недуги и нужды нашего отечества» 287 . Посылая экземпляр данного воззвания обер-прокурору Львову, Агапит писал, что оно отпечатано в количестве восьмидесяти тысяч и из него «ясно видно мое отношение к великим... событиям» 288 . 6 марта духовенство епархии совместно с владыкой отправили и поздравительные телеграммы Родзянко и Львову. Бывший «христопродавец» Родзянко именовался в одной из них уже «славным екатеринославцем» 289 . Правда, почти одновременно пришел в Синод и донос на епископа от «граждан и духовенства», в котором сообщалось, что он «тайно возмущает духовенство против нового правительства». В епархии в скором времени организационно оформилась и оппозиция правящему епископу. 7 марта в Екатеринославле состоялось многолюдное собрание духовенства и мирян, созванное «по почину» ректора духовной семинарии протоиерея Кречетовича. Протоиерей произнес речь о «крепостной зависимости духовенства». Говорилось и о реакционной деятельности местного архиерея. Был также избран Епархиальный комитет Православной Церкви, который также возглавил Кречетович. 9 марта, как сообщали «епархиальные ведомости», в здании Консистории собрались представители епархиальных учреждений и духовно-учебных заведений. Епископ Агапит произнес речь, говоря об «обновленной и свободной России», которая «ликует и торжествует». Перед собравшимися также выступил уполномоченный Исполнительного комитета Туровец, заявив, что «духовенству в настоящий момент необходимо выразить свое «я», высказать во всеуслышание свои чувства и настроения» 290 . Активно занимался церковными делами и местный Исполнительный комитет, избрав уполномоченного по наблюдению за деятельностью епархиальных учреждений. Его представители прибыли в столицу и нанесли визит министру-председателю князю Г. Е. Львову. Последний 12 марта передал обер-прокурору просьбу комитета «устранить преосвященного Агапита... так как он раздражает своими действиями все население Екатеринославля». На данном документе обер-прокурор поставил резолюцию: «Обратить внимание на преосвященного Агапита».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Икон, посланных вами с диаконом, и покровцов с образом Богоматери от о. Протоиерея С. не получал я. Все это, надобно думать, ожидает самого меня в Томске, куда я должен явиться по приглашению Преосвященнейшего Агапита, которое исполнить обстоятельства и доселе не позволяют. Как только узнал я, что Архипастырь прибыл в свою епархию, то и послал к Его Преосвященству донесение о здешней Миссии; и как в тоже время надлежало донести Пр. Агапиту о получении денег на содержание Миссии, то я почел за нужное испросить по пути наставление, откуда впредь Миссия должна получать суммы, и не будет ли повелено мне отныне со всеми отчетами и представлениями относиться к Епископу Томскому. Молчание официальных ко мне бумаг из Тобольска об открытии в Томске особой епархии было для меня неизъяснимо; наконец разрешилось уведомлением, что ожидают из Свят. Синода указа на вопрос Тобольского Епархиального Начальства: Томской ли, или Тобольской епархии должна принадлежать здешняя Миссия. Бумага об этом из Тобольска и приглашение Томского Архипастыря сошлись в одно время столь знаменательным образом, что в сих двух чертах, взаимно пресекающихся представляется крест моему воображению. Я поспешил известить Пр. Агапита о препятствии, удержавшем меня от путешествия в Томск, и не раскаялся; потому что Провидение Божие с того времени посылало много дела по службе, хотя, искренно говоря, во время тяжкой болезни летом надежда увидеться с Пр. Агапитом и погостить у него приносила мне весьма сладостное утешение, а что в Тобольске так повернут дело, этого я совсем не чаял. Преосвященному Афанасию было благоугодно прислать здешней Миссии в дар 12 книжек Христианского чтения за 1833 год; но как мы эти книжки уже имели, то лишний экземпляр сбыли с рук за 25 руб. и купили книгу И. Арндта об истинном Христианстве, в новом переводе с немецкого. Чтение сей книги в С.-Петербургской Духовной Академии было для меня благотворно; но и теперь я читаю ее с пользою и утешением, которым однако ж разболевшиеся глаза не позволяют по долгу наслаждаться. В четвертой части сего творения, которая была в 1830 году издана в отдельном виде, под названием: книга натуры, есть одно место, где приметна наклонность к мнениям Парацельса об Астрологии и влиянии звезд на человека; но если мы эти мнения отложим в сторону, то в существе, полноте и изяществе учения, составляющего превосходную книгу об истинном христианстве ничего не убудет; и мы в Арндте узнаем того же Арндта, который знал наизусть все беседы Макария Египетского ; так он любил, и так рачительно изучал писания сего святого пустынника и отца церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Altajs...

Если мое предположение относительно отождествления личности еп. Абундантия верно, то отсюда следует вывод, что редактор „Авелланы” работал в папском архиве уже после 531–536 гг. Между тем, Э. Швартц высказал предположение 101 , что документы Авелланы со времен Юстиниана I В. (527–565 гг.) и пап Uoahha II , Агапита I и Вигилия (период между 533 и 550 гг., когда издан последний в хронологическом отношении документ „Авелланы” – конститутум п. Вигилия) являются вставкой позднейшего времени. Но если редактор Авелланы работал в папском архиве после 536 г., то и документы времен папствования Uoahha II , Агапита I и Вигилия мог внести в „Сборник” сам же его редактор. Таковы вкратце общие замечания относительно последней группы „Авелланы” – документов времен папы Гормисды 102 . Г. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СБОРНИКА Теперь необходимо остановиться на общем характере и достоинстве „Авелланы” как исторического памятника, на времени и методах ее композиции и попытаться установить личность ее составителя-редактора. Из всего вышесказанного ясно: а) „Авеллана” не является сборником систематического характера, в котором составные его части и весь документальный материал обработаны по определенному плану и подготовлены составителем или редактором в полном издательском оформлении к опубликованию. б) Составитель ее был собирателем-любителем, который не списывал все документы, к каким имел доступ, а выискивал то новое, которое он еще не имел у себя в домашнем своем архиве, а значит – это был собиратель, уже имевший большие запасы исторических документов пред работой над „Авелланой”, работавший над источниками долго и много и, вероятно, уже много издававший их, причем документы „Авелланы” должны были пополнить и продолжить его коллекции. в) „Авеллана” не является обычным типом древних канонических и исторических сборников образца Дионисия Малого (Dionysiana) и ничего общего с ним не имеет; цели ее не лежат в области практически-административной деятельности Римского престола или в сфере назидательно-благочестивого чтения широкой римской общественности.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

«Автор поправки не заметил,– говорит он, – что в таком виде эта фраза совершенно неуместна в наставлении кесарю, потому что при такой постановке вопроса положение неимущих совсем не касается правительства». 178 Думается, однако, что этот отрывок можно понять и иначе, а именно в духе приводившегося выше высказывания Агапита о более равномерном распределении материальных благ между общественными классами. Не будучи отчетливо высказанной, эта общесоциальная функция византийского государства подразумевается и здесь, ничуть не колебля его классовых основ. Из истории юридического образования в Византии «Ведь написано: нельзя ромею не знать законов, а то же самое сказать – и канонов» 179 . В этих словах знаменитого византийского канониста XII в. Феодора Вальсамона, которые можно было бы сопоставить с аналогичными высказываниями других византийских идеологов, например, авторов преамбулы к Прохирону – подлинному гимну «всеобщему правовому образованию» ( τν νμων διδασκαλα τος π σιν ναγκαα), – выражена целая концепция византинизма как культурной системы, основанной на началах права, причем права цивилизованного, писаного, предполагающего высокий уровень юридического мышления и общей образованности. Говоря о «юридическом мышлении» византийцев, следует, однако, подчеркнуть, что в первую очередь имеются в виду городские слои византийского общества, которым прежде всего и адресовано законодательство. Об этом недвусмысленно заявляет сам Юстиниан в новелле 73: «Мы желаем, чтобы все это (т. е. его распоряжения о правилах заключения соглашений и оформления документов, но можно понять и расширительно – вообще писаное право. – И. М.) было действительным для городов. В деревнях же, где все гораздо проще ( νθα πολλ τ τς πλτητς στι) и где ощущается острая нехватка в умеющих писать и могущих свидетельствовать, пусть и сейчас остаются непоколебимыми те правила (т. е. неписаное обычное право. – И. М.), которые в них были действительными до сего времени». 180 Законодатель, таким образом, обосновывает данное ограничение действия законодательства различием в уровнях культуры города и деревни.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010