с. р. 540, с. 27); то же наставление повторил Иоанн Колов в V веке (ibid. с. 19, р. 477). И добрые подвижники действительно сидели в кельях и плакали; у некоторых из них до такой степени сильно было чувство сокрушения, что они, при всяком воспоминании о грехах, проливали слёзы. Подобного рода слёзы назывались благодатью ( χρις) и пороко-разрушительным и очистительным даром (τ λυσιπονηρν κα καϑαρτικν δρον. Нил Синайский , Epist. lib. III, 257. Μ. 1. c. p. 513 AB). Сим даром обладал Арсений Великий , который «во всё время жизни своей, сидя за рукоделием, имел платок за пазухой по причине слёз, падавших из очей его. Авва Пимен, услышав, что он почил, прослезившись, сказал: блажен ты, авва Арсений, что оплакал себя в здешнем мире; ибо не плачущий о себе здесь будет вечно плакать там» (ποφϑγματα, Coteler. 1. с. р. 370, с. 41). Так как дар слёз считался признаком вступления подвижника на путь добродетели, с одной стороны, а с другой – воздействия благодати, коснувшейся очей сердца и источившей из «каменных очей потоки слёз (π λιϑνων φϑαλμν τ τν δακρων νμα. Нил. Синайский, 1. с. p. 513 А.), то подвижники, не могшие плакать видимыми очами, просили Бога о ниспослании этого дара (Нил. Синайский, О молитве с. 5: πρτερον περ λψεως δακρων προσεχου... Μ. 1. с. p. 1168) и сокрушались об отсутствии слёз, как можно видеть из слов диакона Агапита, писавшего Нилу Синайскому : «Что буду делать? Желаю плакать и проливать слёзы о грехах моих, и принуждаю себя к этому, а слеза не приходит в глаз мой; только сетую об этом, стенаю в сердце. Если же вижу другого сладко плачущим о Христе, борим бываю завистью к нему» (ibid. р. 512 А.). Преп. Нил похвалил Агапита за желание слёз, советовал ему плакать умом и написал для него следующую молитву: «Благодарю Тебя, Господи Боже мой, лишивший меня такового пороко-разрешительного и очистительного дара, брату же моему даровавший его. Умножь благодать свою к нему, о Владыко, до конца; ибо брат – сочлен мой; аще же славится един уд, с ним – радуются вси уди ( 1Кор. 12:26 )».

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Pop...

– Ну, и сюда пришел этот лицемер! И другие злословия произносили они в гневе и ярости. Он же, незлобивый, с любовью посмотрел на них, сказал им доброе слово и утешил пищею. Увидев их тесноту, нужду и беспорядок, – ибо они были, как овцы без пастыря, – он уведомил обо всем патриарха и просил его позаботиться о них. Патриарх поручил их ему, дав на постройку литру золота 8123 и еще много необходимого. Савва отправился к ним, пробыл у них пять месяцев, построил им церковь , пекарню и устроил новую лавру 8124 ; туда из старой лавры он перевел одного из опытных отцов, по имени Иоанна, человека прозорливого, имевшего дар пророческий, и поставил им его игуменом. После сего он возвратился в свою лавру. Иоанн начальствовал над сей новой лаврою семь лет и преставился ко Господу 8125 . Перед кончиной он предсказал будущее о новой лавре; он прослезился и сказал окружавшим его: – Вот наступают дни, в которые жители места сего отпадут от правой веры и в гордости возмечтают о себе, но дерзость их разрушится, и величие их внезапно падет, и они будут изгнаны. После Иоанна игуменом был Павел, родом римлянин; он был весьма прост сердцем и сиял Божественными добродетелями, но начальствовал только шесть месяцев и, не стерпев несогласий, бежал во Аравию, где и скончался в монастыре Севириановом 8126 . Узнав о бегстве Павла, Савва поставил в игумена новой лавре ученика своего Агапита. Агапит нашел, что некоторые из братий держатся учения Оригенова 8127 : оно было, как яд змеиный в их устах и как болезненная язва под языком. В числе их первым был некоторый палестинец, по имени Нонн, который казался истинным христианином, с виду благочестивым, внутри же полон был языческих и иудейских лжеучений и пагубных ересей: Манихейской 8128 , Дидимовой, Евагриевой 8129 и Оригеновой. Нашедши таких братий, Агапит из боязни, как бы и другие не заразились теми же ересями, сообщил о них патриарху и, по его совету, изгнал их из обители. Через пять лет Агапит преставился. После него игуменство вручено было некоему Маманту. Нонн же со своими единомышленниками, услышав о смерти Агапита, возвратился в новую лавру, но боялся Саввы и скрывал яд своей ереси. А преподобный Савва в сие время нашел одну пещеру в десяти стадиях от своей старой лавры, на север, около Кастеллии, и занят был постройкой там обители, которую назвал пещерною 8130 . Ему помогал своими средствами пресвитер святого Сиона Маркиан со своими сыновьями: Антонием и Иоанном. Сей Иоанн был патриархом в Иерусалиме после Илии 8131 .

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

язык и также в рукописях, наприм. в библиотеке Троицкой Лавры. Метафраст составил житие по сему жизнеописанию с сохранением даже признаков современности писателя св. Феодосию. В житии сказано, что пр. Феодосий удостоился многих похвал от папы Агапита. Этого не могло быть, ибо Агапит вступил на престол в 535 году, а Феодосий умер в 529. Переписчик жития вместо Феликса ошибочно поставил Агапита. (сн. Assemani Calend. Т. 6. р. 25–30) Даниил игумен, паломник русский начала XII в., лобызал мощи пр. Феодосия в его лавре в 6 верстах от Иерусалима. Сказание о пр. Феодосии антиохийском взято из Феодорита. Икона Богоматери черниговская – елецкая . В книжке: изображения икон пресв. Богородицы, различаются две елецкие иконы Богоматери; под 11 января сказано: «сия святая икона находится орловской губернии в г. Ельце в соборной церкви во имя Смоленские пресв. Богородицы, где и празднество в честь ее совершается. Она явилась 1060 г. «об елецкой Черниговской 5 февраля сказано: «она явилась близ Чернигова на горе Болдиной на ели в 1060 году и прославилась многими чудотворениями.» И то уже сомнительно в сих известиях, что одного и того же имени икона явилась в один и тот же год в разных местах. В рукописи Ундольского 399 в румянцов. музее прямо о черниговской сказано, что она 11 января явилась в Успенском монастыре в Чернигове на горах Болдинских в 6568 г. от С. М. (1060 г. от Р. X.). И так это одна и та же икона – Черниговская. 12 О Петре Авессаламите . Св. Петр Авессаламит или Абселам родом из селения Анеи елевферопольского округа, отличавшийся силою, будучи схвачен и представлен пред правителя Палестины, после напрасных убеждений судьи и народа почтить богов языческих, сожжен на костре. Таково сказание Евсевия. Сведения об нем разноречивы: по актам мученическим Анастасия библиотекаря Петр Авессаломит схвачен в городе Авлоне, при судье Севере и распят; по мартирологу Флора распят в Авкларе (Auclara), а по Евсевию, как сказано, из Анеи и сожжен (Т. II стр. 31, русск. перевод). По Рабану Мавру, Нотверу, Узуарду он также сожжен, но в Авлоне.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

Ликиний, с 311 года преемник императора Галерия, был правителем восточной части римской империи, соправителем Константина Великого и впоследствии врагом и жестоким гонителем христиан. их празднуется так же, как и память преподобного Агапита, 18-го февраля. Синада находился во Фригии. Ираклие или Гераклея нахолился в Вифинии на берегу понта Евксинского, ныне Черного моря. Силандея или Селена находился в фригийской области у истоков реки Меандры, впадавшей в Эгейское море. святого Агапита относится к IV веку. ( < < back) Житие преподобного отца нашего Досифея, ученика преподобного Дорофея Преподобный Дорофей жил и подвизался в конце VI и начале VII века. Прежде чем удалиться в пустыню для иноческих подвигов, он в молодых летах много занимался науками. Потом, сделавшись иноком, он с тою же любовью и неутомимостью предался упражнению в добродетели. Скончался около 620 года. От него осталось несколько сочинений, написанных простым языком, но в которых ясно выразилась духовная мудрость их составителя. Сюда относятся 25 наставлений ученикам в подвижнической жизни, которые представляют собою возвышенное учение об обязанностях и поведении иноков, 30 глав или слов о подвижничестве и многие другие сочинения. Преподобный Серид жил в VI веке и был основателем Палестинской обители близ города Газы. Память его в субботу сырную. Основанная им обитель являла собою такой вид общежительного монастыря, в котором братия не только стол, но и одежду и т. п. получают от монастыря, по распоряжению настоятеля, а с своей стороны весь свой труд и его плоды предоставляют обязательно на общую потребу монастыря. Такие обители и назывались киновиями (от греч. слова — общежительные). какою любовью исполнял преподобный Дорофей такое послушание, показывают собственные слова его: «в то время я только что встал от болезни тяжкой. И вот приходят странники вечером, я проводил с ними вечер, — а там погонщики верблюдов — и им приготовлял я нужное; много раз, когда отходил я спать, встречалась другая нужда и меня будили, а затем приближался час бдения».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

Никольский собор — шестипрестольный. Верхний храм — в честь свт. Николая, с приделами в честь прп. Сергия Радонежского и Всех Святых. Приставной престол — в честь прор. Илии. Нижний храм — в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник», с приделами в честь Архангела Михаила и прп. Серафима Саровского (богослужения в нем — по будням в зимнее время). Покровский храм (богослужения в нем — по будням в летнее время). Храм прп. Агапита Печерского — в монашеской богадельне (свободного доступа для мирян нет). Святыни [ править править код ] Богослужения [ править править код ] Расписание Богослужений: Вечернее богослужение — 16.45. Полунощница — 5.30. Литургия — 7.00. В воскресные и праздничные дни: Ранняя литургия — 7.00. Поздняя литургия — 10.00. Престольные праздники [ править править код ] Покров Пресвятой Богородицы - 14 октября Икона Пресвятой Богородицы " Живоносный Источник " - пятница Светлой седмицы Михаил, Архистратиг - 19 сентября (воспоминание чуда в Хонех), 21 ноября (собор) День Святой Троицы - 50-й день после Пасхи Николай Чудотворец, архиепископ Мирликийский, святитель - 22 мая, 19 декабря Память прп. Агапита Печерского — 1 (14) июня Сергий Радонежский, преподобный - Собор Московских святых, 18 июля, 8 октября Серафим Саровский, преподобный - 15 января, 1 августа Память прп. Анастасии Киевской (Романовой) — четверг Светлой седмицы, 20 октября (2 ноября) Память прп. исп. Софии (Гриневой) — 22 марта (4 апреля), 28 апреля (11 мая) Местонахождение [ править править код ] Расположен по адресу: Киев, Бехтеревский переулок, 15. Телефон: 4867168 Как добраться на общественном траспорте: от ст. м «Лукьяновская», «Майдан Незалежности» – трол. 16, 18 до ост. «Бехтеревский пер.» от ст. м «Вокзальная» – трам. 15, 18 до ост. «Ул. Речная»; от ст. м «Контрактовая площадь» – трам. 14, 18 до ост. «Ул. Соляная». Где остановиться [ править править код ] При Свято-Покровском монастыре имеется гостиница для паломников остановиться в гостинице для паломников Покровского монастыря (при себе нужно иметь паспорт).

http://azbyka.ru/palomnik/Свято-Покровск...

(См. арх. хар. дух. конс. по описи общ. дел. за 1862 г. д. 171). Но доставленные миссионерами сведения едва ли были точны, потому что уже в следующем году видим дела «о склонении прихожанином слоб. Бараниновки Петром Юрченковым с семейством своей невестки в молоканскую секту»). См. там же секрет, отд. раскол, дел на 1863 г. д. 68). При арх. Иннокелтии в 1844 г. там же существовала молоканская секта, сродная, как известно, духоборчеству. См. у Буткевича цит. соч. стр. 233. 1113 Герман Опоцкий – сын священника Ярославской епархии род. 1824 г ; окончил курс С.-Петербургской духовной академии в 1851 г. и в том же году, по принятии монашества в 1849 г . был рукоположен во иеромонаха; 1851–1853 г. преподаватель С.-Петербургской семинарии, 1853–1857 г. инспектор Новгородской семинарии, 1857–1859 г. ректор Ставропольской и 1859–1862 г. Самарской д. семинарии, 1862–1863 г. член духовно-цензурного комитета, 1863 –1866 г. настоятель Юрьевского монастыря, впоследствии преосв. Герман был епископом Кавказским и † 1895 г. в звании члена Св. Синода и настоятеля Московского донского монастыря. 1119 На прошении архим. Агапита от 5 ноября 1663 года об увольнении его от должности профессора преосв. Макарий 6 ноября написал: «Признавая соображения о. ректора семинарии, изложенные в этой просьбе, основательными и желая, чтобы на будущее время дела по управлению семинарией ведены были лучше и успешнее, нежели как то было доселе, долгом считаю ходатайствовать пред Св. Синодом об увольнении о. ректора семинарии от профессорской должности». См. арх. харьк. сем. правл. за 1863 г. дело 62. 1120 6 декабря 1863 года преосв. Макарий сдал такое предложение в харьковскую духовную консисторию: «Предлагаю ректора Харьковской духовной семинарии, архим. Агапита, который, в объяснение крайней медленности и неисправности в ходе дел семинарского правления, не раз ссылался предо мною на многочисленность своих обязанностей и занятий, уволить и от должности благочинного монастырей и от должности цензора проповедей по г.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Titov/mo...

Не дозволялось также и православным входить в неправославные храмы и участвовать в богослужении с лицами неправославными. Так, напр., великий князь Иоанн III, отправляя свою дочь в Литву, между прочим, наказал ей: если будет в Вильне королева, мать Александрова, её свекровь, и если пойдёт в свою божницу, а ей велит идти с собою, то Елене провожать королеву до божницы, и потом вежливо отпроситься в свою церковь , а в божницу не ходить 252 . Даже в обыкновенных житейских отношениях русские старались избегать иноверцев, не ожидая от близости к ним ничего хорошего. В житии преп. Агапита печерского, врача безмездного, рассказывается, что в Киеве, в конце XI или в начале XII в., был знаменитый врач, «родом и верою Армянин», какого прежде не бывало; что этот врач, завидуя славе преп. Агапита, врачевавшего чудесно, научил «иноверники своя» поднести иноку смертное зелье, которое однако ж оказалось безвредным, и что впоследствии, когда Армянин пришёл к Агапиту и последний хотел угостить его своей скудной пищей, Армянин сказал: «Мы, отче, сего месяца четыре дня постимся, и ныне у нас пост». Тогда Агапит спросил: «Да кто ты и какой веры?» Гость отвечал: «Разве ты не слышал обо мне, что я Армянин?» После этого преподобный воскликнул: «Как же смел ты войти и осквернить келью мою и держать за грешную мою руку? Изыди от Мене, иноверие и нечестиве» 253 . В одном из посланий к псковичам митрополит Фотий (в начале XV в.) заповедует, чтобы православные не вкушали удавленины и чтобы съестные припасы, приносимые из немецкой земли, вино, хлеб, овощи, предварительно были очищаемы молитвой от иерея и потом употребляемы в пищу 254 . В царствование Михаила Феодоровича «донесено было великому государю, царю Михаилу Феодоровичу и великому господину святейшему Филарету.., что в Москве и в городах православные христиане служат иноверцам и некрещённым, чужестранцам, немцам и, живя у них, впадают в предрассудки, нарушение веры и разные низости; к умирающим не бывает свободного доступа духовному отцу; живые принуждены бывают есть мясо в четыредесятницу и другие посты. Посему поведано, чтобы все православные оставили дома некрещённых чужестранцев и вперёд не были бы у них, дабы не осквернялись души христианские и не умирали без духовных отцев» 255 . Это повеление подтверждено было в Уложении царя Алексея Михайловича 1649 г., причём Уложение не только запрещало русским жить у иноземцев по крепостям и добровольно, но и грозило ослушникам жестоким наказанием, «чтоб не повадно было так делать» 256 .

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Krasnoz...

Оредже, за Ладожским озером. Когда преставился преп. Макарий, неизвестно; мощи его находятся под спудом упраздненного монастыря (Слов. ист. о свв. стр. 155. Ист. Росс. иер. ч. 5. стр. 370). 10-е число Свв. мучч. Лаврентия архидиакона. Сикста папы и прочих с ними (Феликиссима, Агапита, Романа). (Ирона философа. Шести мучч. в Визии. Преставление блаженного Лаврентия юродивого калужского). Свв. мучч. Лаврентия архидиакона. Сикста папы и прочих с ними Св. Сикст по происхождению грек, родился в Афинах. Получив философское образование, он в зрелых летах принял христианство и, как человек о6разованный и благочестивый, был скоро возведен на священные степени. Когда же мученически скончался св. Стефан, папа римский, то св. Сикст был избран и возведен на его место. Вскоре царь Декий после войны с персами возвращался победителем в Рим, где ему готовилась торжественная встреча. В это время Валериан, соправитель Декия, схватил св. Сикста с его клиром и посадил их в народную темницу. Когда они сидели в темнице, на площади римской были мучимы за Христа двое пленных персидских князей, Авдон и Сеннис. По убиении их, ночью Декий и Валериан велели привести в один из языческих храмов св. Сикста. Святитель, уходя из темницы, сказал прочим узникам-христианам: «братья! не бойтесь временных мук; вы знаете, какие мучения терпели святые прежде нас, чтобы получить венец вечной жизни. He бойтесь пострадать за Христа, потому что с Ним воцаритесь!» Вместе с папою повели и двух диаконов Феликиссима и Агапита и представили царю. «Знаешь ли, за что ты взят и представлен нам?» спросил св. Сикста Декий. «Знаю хорошо», отвечал папа. «Принеси жертву нашим богам, сказал царь, и будь начальником над всеми жрецами!» «Я, отвечал папа, Богу Отцу и Сыну Его, Господу нашему Иисусу Христу, и Св. Духу приношу всегда чистую и непорочную жертву». Тогда император приказал воинам отвести святителя к Марсову храму, чтобы там он принес жертву идолам; если же не принесет, то приказал заключить папу и диаконов в Мамертинскую темницу.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Для владыки Агапита Христос был в центре внимания. Никто и ничто другое, а Сам Христос Для него очень важна была соборность. В своей речи в день наречения во епископа он сказал, что способность соборно мыслить – дар Божий, сообщенный нам в купели Крещения. Именно в опыте соборности реализуется наш образ и подобие бытию Пресвятой Троицы. Для владыки важно было, чтобы человек в Церкви вводился в общество святых. Соборность он понимал всеобъемлюще: она пронизывает всё и всегда. Владыка умел прислушиваться к атмосфере, что ли, взаимоотношений и давал чему-то вырасти внутри общения. Огнетушитель взаимоотношений Мне владыка говорил: – Если ты рассеяна во время службы, молитвы, значит, сердце твое не участвует. Он всегда делал осторожные, деликатные замечания, и тут же останавливался, дальше уже предоставляя человеку самому искать, выстраивать свои взаимоотношения с Богом и ближними. Когда я с ним, бывало, говорила о маме, – она художница и сербских кровей, по натуре своей человек творческого хаоса, а меня беспорядок, наоборот, выводит из себя, – владыка так забавно отвечал: – У твоей мамы вообще всё-о-о наоборот! Но вы все выросли очень приличными людьми. Поэтому тут я уже сказать ничего не могу. Он вообще с большим трепетом относился к матерям, особенно многодетным (нас у мамы пятеро, но на штутгартском приходе есть семьи, где и по 7, и по 8 детей). Он понимал, насколько семейная жизнь может быть затратной с точки зрения самоотдачи, внимания, сил. Но он и чрезмерной требовательности жен по отношению к мужьям не допускал: – Вот, он весь день был на работе, пришел, и что ты от него еще хочешь?! Хотя гасил и возмущения мужей, если те жаловались на какой-либо беспорядок дома. Был таким огнетушителем взаимоотношений. В семье надо священнодействовать Женщин владыка Агапит как-то умел уважать. Сочувствовал тому, как сложно бывает женщине найти сегодня свое место: она рвется и в карьере преуспеть, но тогда в семье что-то упускает. Рассуждал об этом без осуждения. Он часто говорил о семье, будь это в проповеди или в частной беседе, и считал, что в семье надо священнодействовать. Часто возвращался к образу Адама, священнодействие которого заключалось в том, чтобы вводить Еву в заповеди Божии. И, судя по всему, он плохо справился с возложенной на него учительной миссией…

http://pravoslavie.ru/132360.html

Происходят структурные изменения: во второй части, после месяцеслова, добавляются статьи: «О праздницх. От правилъ святыхъ апостолъ и богоносныхъ святыхъ отецъ заповди нкая» 900 ; «Иного о праздницх святыхъ апостолъ»; «Иоанна святйшаго Киторошскаго ко священнйшему епископу Драчскому Кавасл о разршении брашенъ»; «От старческого» (нач.: «Рече отецъ Кассианъ Римлянинъ, яко идохомъ от Палестины во Египет...»; о посте); «Иныя заповди иереомъ» (учит не ради мзды, быть послушным архиереям, подходя к жертвеннику, «быть от всякого греха чисту»); «О покоянии от апостолских завщаний»; «От старческого» (нач.: «Брат вопроси отца Пимена глаголя...»; о покаянии). Назначение всех этих статей обозначено в заголовке «Приложенная симъ от внеъ нкая, иерею пренужная». Сам месяцеслов редактируется и, что особенно важно, дополняется. Редакторские изменения суть следующие. Согласно общепринятым в это время нормам, именование «Руси» последовательно заменяется на «Россию» (под 26 апреля, 30 апреля, 27 мая). Сокращается запись об Иосифе Волоцком 901 . Видимо, случайно меняется год поставления в епископы Ионы, митрополита Киевского (6986 вместо правильного 6956 г.) 902 Отличительной чертой месяцеслова 1659 г. является пополнение списка святых. Добавляются следующие памяти: 9 июля – перенесение мощей митрополита Филиппа («И пренесение мощей святаго Филиппа митрополита от Соловецкаго монастыря въ царствующий градъ Москву въ лто 7161-го»; с. 335), 8 апреля – Нифонта Новгородского («И преподобнаго Нифонта епископа Новгородскаго»; с. 231), 23 мая – Евфросинии Полоцкой («И преподобныя Евфросинии Полоцкой игумений»; с. 281−282), 26 июня – Дионисия Суздальского («В той же день святаго Дионисиа архиепископа Суждальскаго»; с. 321). Однако самым заметным явлением становится пополнение месяцеслова памятями Киево-Печерских святых: 11 декабря – Никона Печерского («И святаго Никона черноризца Печерскаго»; с. 91 ); 29 января – Лаврентия Печерского («И святаго Лаврентиа Печерскаго», с. 152); 14 февраля – Исаакия Печерского («И преподобнаго Исаакия Печерскаго», с. 173); 24 февраля – Герасима Печерского («И преподобнаго Ерасима черноризца Печерскаго»; с. 181); 1 июня – Агапита Печерского («И святаго Агапита Печерскаго», с. между 295 и 296); 10 июля – Антония Печерского («И преподобнаго отца нашего Антониа Печерскаго», с. 336); 26 июля – Моисея Угрина («И преподобнаго Моисеа Угрина святыя обители Печерския Киевския», с. 367); 7 августа – Пимена Печерского («И преподобнаго Пимина святаго монастыря Печерскаго Киевскаго», с. 382); 11 августа – преподобных Феодора и Василиа Печерских («И преподобных отец наших Феодора и Василиа Печерских Киевских», с. 385); 17 августа – Алипия Печерского, иконописца («И преподобнаго Алипиа иконописца святыя обители Печерския Киевския», с. 392).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010