Был в то время в Киеве врач весьма искусный, родом и верою Армянин, который, при одном воззрении на больного, мог предсказывать день и час его смерти, если был неисцелим, и никогда не ошибался, потому и не хотел врачевать трудных больных. Один из таковых, которому предсказал Армянин неминуемую кончину чрез восемь дней, принесен был в Печерский монастырь к блаженному Агапиту, а тот, дав ему зелья от своего брашна, исцелил молитвою. Молва о том пронеслась по всей земле Русской, ибо это был первый боярин Великого Князя Всеволода. Исполнился зависти Армянин и, в укор блаженному, послал в Печерский монастырь одного преступника, осуждённого на смерть, которому дал выпить смертного зелья, чтобы умер пред лицем Агапита, но и того исцелил он и спас от смерти повинного смерти. Тогда еще более вооружился на него иноверец и научил людей злоумышленных, дать испить смертную отраву самому Агапиту, но она ему не повредила, по слову евангельскому о верных учениках Христовых: «аще что смертное испиют, не вредит им» ( Мк.16:18 ). Разболелся в Чернигове Князь Владимир Мономах , которого хотя усердно лечил Армянин, но без успеха. Уже близок был к кончине благоверный Князь, когда послал он просить Печерского игумена Иоанна, чтобы прислал к нему в Чернигов Агапита. Но Агапит, никогда не исходивший из врат монастырских, смиренно отвечал: «если это сделаю для Князя, то должен буду ко всем идти; молю тебя, отче, позволь мне не исходить из врат монастырских, для славы человеческой, от которой я обещался пред Богом убегать до последнего издыхания; если же не соизволишь, то удалюсь в иную страну, доколе не минует сия беда». Посланный, видя, что нельзя убедить блаженного идти к Князю, просил отпустить с ним хотя бы несколько зелий, для исцеления своего господина. Вынужденный к тому игуменом, Агапит дал посланному зелья от своего брашна и, как только вкусил от него болящий Князь, немедленно исцелился. Тогда Мономах сам пошел в Печерский монастырь, чтобы видеть человека Божия, чрез которого Господь послал ему исцеление, и щедро одарить его, но он принужден был отдать принесенное злато игумену, потому что Агапит скрылся, избегая славы человеческой.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

Община Когда о. Андрей, сменив больного о. Александра (Креницкого), стал настоятелем прихода во имя прп. Агапита Печерского, он вместе с прихожанами начал совершать еженедельные молитвы на предполагаемом месте строительства храма в Пушкинском парке. На то время это был лишь неухоженный парковый участок, заросший бурьяном. Уже через год там стоял деревянный храм в честь прп.Агапита, а через несколько лет - великолепный храм-собор в честь свт. Луки Крымского. Быстроту возведения храмов и нахождения необходимых средств для строительства можно уподобить чуду. Община же, насчитывавшая в самом начале до ста человек, впоследствии многократно умножилась. В воскресные и праздничные дни мы, пономари, насчитывали 400-600 одних только причастников. Проповедь о. Андрея постоянно притягивала новых людей, жаждущих слова Божьего и здравого пастырского совета. А сколько христиан из других городов и стран являлись, да и сейчас являются паствой о. Андрея! Мне знакомы такие люди не только из разных уголков бывшего СССР, но из Чехии, Австралии, Америки, Польши, Германии, Франции. Они и по сей день учатся у о. Андрея жить и мыслить по-христиански. Центр приходской жизни Если пользоваться евангельским определением «по плодам их узнаете их» (Матф.7:16), то можно думать, что в облике общины вполне выразились черты ее пастыря. Вот главные характеристики прихода: интенсивная литургическая жизнь, частое причащение, любовь к Священному Писанию, частое чтение его на службе, изучение на библейских кружках, непосредственное участие молящихся в богослужении через совместное чтение псалмов и молитв, проповедь два - три раза за службу, полноценные всенощные бдения ради любимых святых, заканчивающиеся утренней трапезой, интерес к христианской культуре во всех проявлениях: к хорошей художественной литературе, театру, музыке; работа над тем, чтобы каждый прихожанин был культурным человеком. Это редкий случай настоящего братства, взаимовыручки, продолжения общения прихожан и вне храма. Это продолжающаяся по сей день социальная деятельность прихода: посещение больницы, тюрьмы, реабилитационного центра для алко- и наркозависимых, сбор средств для нуждающихся. Самое главное, что обозначенные основы приходской жизни, заложенные о. Андреем (и частично его предшественником, о. Александром), сохраняются и сейчас. После отъезда о. Андрея приход не развалился, но лишь укрепился. Очевидно, что о. Андрей вел людей не к себе, своему таланту, но использовал свой проповеднический дар для того, чтобы научить людей жить и спасаться в церковной общине. И люди вполне научились этому у своего любимого пастыря. Христос остался центром всей приходской жизни.

http://pravoslavie.ru/81632.html

Никогда в жизни она так спать не хотела – засыпает стоя и все. Тут она видит, что неладно что-то, раскаялась и понесла четки обратно. Хочет их незаметно повесить на место, а старец Агапит открыл глаза, смотрит на нее и смеется: «Открой-ка мой ящик.» Дуня открыла. «Вот возьми там четочки. Те легонькие, а эти мои слишком тяжелы для тебя.» Невольно вспоминается эпизод в одной из любимых оптинских книг о молитве Иисусовой – «Откровенные рассказы странника духовному своему отцу»: святость старца передалась его четкам, и когда странник отмахнулся ими от волка, то был спасен от растерзания хищным диким зверем 154 . В последние годы своего земного жития о. Агапит порой впадал как бы в слабоумие, хотя в просветах сохранял и прозорливость и духовную высоту. Старец Нектарий говорил, что болезнь ему попущена за отказ от общественного служения. Небесный покровитель архимандрита Агапита преподобный Агапит Исповедник был против его желания рукоположен в сан пресвитера епископом города Синады. Тот епископ вскоре скончался, и тогда по избранию духовенства и народа на его место был поставлен святой Агапит, который с принятием святительского сана был удостоен от Господа дара пророческого прозрения. О. Нектарий и сам не хотел выходить из полузатвора – он тоже предвидел разгром Оптиной и все последующие страдания, – поэтому подвиг старчества принял только тогда, когда от него этого потребовали «за послушание». За два года до избрания старцем о. Нектарий в таинственном сне видел огромное поле, на котором происходила «страшная битва между бесчисленным полчищем богоотступников и небольшой ратью христиан». И будет в последние дни, говорит Бог, излию от Духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши; и юноши ваши будут видеть видения, и старцы ваши сновидениями вразумляемы будут ( Деян.2:17 ). О своем пророческом сновидении о.Нектарий поведал в оптинской больнице Сергею Александровичу Нилусу, причем начало рассказа совпало с приходом о. Агапита. В дневниковой записи от 17 марта 1910 года С.А.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Optins...

И Иероним был бы прав. Ему всецело обязаны раскольники возникновением своей ложной иерархии, он у них представлял в своём лице целый собор епископов, имеющий право „праздного епископа возводить на праздный престол“! Мне кажется, достаточно и сказанного, чтобы понять, как глубоко ошибаются раскольники, признавая свою иерархию законной, не говоря уже о том, что Амвросий, принятый раскольниками через миропомазание, лишился епископского сана, стал мирянином и не имел права священнодействовать. Указанный Усовым пример из церковной истории о том, что македонианский епископ Агапит занял кафедру православного епископа Феодосия без всякого посланничества, не оправдывает раскольников и Амвросия. Можно ли это событие применить к Амвросию? Ни в каком случае, конечно, нельзя. История не говорит нам, от каких епископов был рукоположен Агапит; от православных или еретических, до осуждения ли македонианской ереси или после осуждения. Поэтому здесь допустимы предположения. Я предполагаю, что Агапит был от рождения православный христианин; православным же епископом он был рукоположен к православному епископскому престолу и даже в город Синнаду, но увлёкшись ересью Македония, он изменил православию, и на его место был назначен Феодосий. Потом, снова познав правоту учения православной Церкви, он возвращается в единение с ней и приводит к этому спасительному единению всю свою епархию. Когда же Феодосий возвратился из Константинополя, народ синнадский не пустил его в храм, и Феодосий отправился к патриарху Аттику с жалобой на Агапита; но Аттик, видя в обращении Агапита и всей его паствы великую пользу для св. Церкви, посоветовал Феодосию отказаться от управления синнадской епархией, а Агапиту написал, чтобы он управлял епископией. Возразят, что я делаю лишь предположение, а предположение – не доказательство, но ведь и недомолвки историка не доказательство. Что моё предположение о рукоположении Агапита православными епископами и возвращение его до осуждения ереси имеет открытые основания, это будет ясным, если мы припомним, что еретики македониане принимались в единение со св.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Результатом совместной работы Максима и Вассиана была особая редакция Кормчей, предназначенная специально для великого князя. Ее особенность — наличие специальной главы (34–й), обращенной к верховному правителю и содержащей сочинения, ранее в Кормчие никогда не включавшиеся. В ней собраны или упомянуты сочинения, жанр которых — наставления, поучения правителю со стороны преимущественно духовных лиц. Здесь реализована та же идея, которая была характерна для посланий Максима Грека — утверждение права совета. Здесь, в специальной подборке, показано, как реализовали это право выдающиеся деятели православной церкви. Основная ее часть — «Совещательные главы» императору Юстиниану (VI век), написанные диаконом Святой Софии в Константинополе Агапитом. Славянские переводы этого сочинения известны с X-XI веков. В Западной Европе оно много раз издавалось (первое издание — в Венеции в 1509 году) и переводилось на многие языки. Среди его переводчиков был даже французский король Людовик XIII . Перевод в составе Кормчей принадлежит, как можно предполагать с высокой степенью вероятности, Максиму Греку. Тридцать четвертая глава в оглавлении (л. 8 об.) имеет название «Коръмчии душам наставник, Поучение благаго царства к боярам и к епископам и к игуменам лепо есть». Это — название старшего перевода «Глав Агапита». Но далее другим почерком приписано другое название («надписание»): «Изложение ко царю Иустиниану сложеных Агапитом диаконом свя- теишиа Божиа Великиа Церкви». С аналогичным названием текст помещен на л. 616 об. — 630 об.: «Изложение совещательных глав к царю Иустиниану, сложеных Агапитом, диаконом святейшиа Божиа Великыа церкви, их же начаток (то есть начало) стих таков: Божественейшему и благочестивейшему Иустиниану Агапит меньший диакон». Это — новый перевод, состоящий из 72 глав. Далее на л. 631 переписано название сочинения, упомянутого и в оглавлении: «Македонского царя Василиа Комнина поучение к Лву Премудрому, сыну своему, ища обрящеши, сим же подобно» (здесь ошибочно император Василий I, основатель Македонской династии, назван Комнином). Однако текста «поучения» в Кормчей нет, составитель лишь рекомендует его как памятник, «подобный» по содержанию к жанру тому, который ему предшествует в рукописи, то есть «Изложению» Агапита.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=122...

Отец Никон получил известие о кончине старца Нектария в Кемперпункте – пересыльном лагере на Белом море. В связи с пронесшимся ураганом что-то случилось и переброска заключенных в Соловки надолго задержалась. Отец Никон по причине больной ноги был освобожден от тяжелых работ и был поставлен сторожем у складов. Отца Агапита посылали с другими заключенными в лес на работы. Отец Никон, находясь как сторож в уединении по 8–9 часов, мог помолиться, поразмышлять и даже почитать. Отсюда он часто писал своим духовным чадам, а от них получал, кроме писем, посылки с продовольствием, – он по-братски делился всем с отцом Агапитом, пока их не разлучили 626 . В апреле 1929 года отца Никона перевели в лагерь на том же Поповом острове. Здесь он работал счетоводом. Летом 1930 года возвратился в Кемь, и отсюда его и отца Агапита отправили в Архангельск на «вольную высылку», то есть в поднадзорную ссылку. Перед отправкой был произведен медицинский осмотр и у отца Никона обнаружили уже далеко зашедший туберкулез. В Архангельске жилье нужно было искать самим. Отцы поселились вместе в деревеньке близ города. Ссыльных в округе было много, им выдавался скудный паек, и кто не имел возможности что-либо к нему прибавить, обречен был на истощение сил. Отец Никон продолжал получать деньги и посылки от духовных чад, и они с отцом Агапитом не голодали. Через каждые десять дней нужно было являться в ГПУ. В августе того же года отец Никон был перемещен в город Пинегу той же области, но он не нашел себе жилья в городе и поселился сначала в одной деревне близ города, потом в другой – подальше. Деревня называлась Воепола, отсюда отцу Никону нужно было ходить в город на почту, для учета в отдел ГПУ, в поликлинику, но главное – в храм, где встретил он среди ссыльных своих знакомых, двух оптинцев – иеромонаха Парфения 627 и иеродиакона Петра (позднее схиигумен Павел (Драчёв), скончавшийся девяноста трех лет в 1981 году). К январю 1931 года здоровье отца Никона сильно ухудшилось: ему с каждым днем становилось труднее ходить, он быстро утомлялся, у него почти постоянно была повышенная температура. Жил он уединенно и неопустительно совершая свое монашеское правило. Остальное время читал, писал письма духовным чадам и делал работы по дому – что прикажет хозяйка, которая увидела его безропотность и все более и более мучила его, не давая ему покоя. Отец Никон возил на санках воду из колодца, колол и приносил в дом дрова, убирал снег возле дома, расчищая дорожки, готовил лучину для освещения... Хозяйке говорили, что квартирант ее болен, но она не верила. А отец Никон принимал все эти искушения как от руки Господней. «Веруя в пекущийся обо мне Промысл Божий, – писал он, – боюсь направлять по своему смышлению свою жизнь, ибо наблюдал, как своя воля приносит человекам скорби и трудности... Да будет же воля Божия, благая и совершенная! Ей вручаю себя, и всю жизнь, и всех. Принятие воли Божией мир приносит сердцу моему» 628 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В 1578 году Агапит и присоединившиеся к нему иноки срубили две церкви и перенесли Великорецкую икону святителя Николая Мирликийского из часовни в холодную однопрестольную Николаевскую церковь. Придел теплой Благовещенской церкви посвятили праведному Прокопию Устюжскому Христа ради юродивому. В этом же году от царя Иоанна Грозного получено разрешение на владение необжитыми землями вблизи пустыни и на строительство мельницы в 40 верстах западнее обители на реке Лохта в густонаселенном месте. Благосостояние пустыни быстро крепло. Местные жители завидовали хозяйской хватке строителя Агапита и боялись, что монастырь заберёт все их земли. 21 мая 1584 года, во время поездки на мельницу в Лохту, Агапит Маркушевский был убит крестьянами деревни Каликино и тело его сброшено в реку Уфтюга. Убийцы были найдены и казнены. Похоронили старца Агапита между церквями в его пустыни, поставили над могилой часовню. Преподобномученик Агапит Маркушевский - местночтимый святой, празднуется соборная память. В 1587 году строитель Иерон с братией получили грамоту об отводе земель для Агапитовой пустыни. Теперь монастырских владений прибавилось.С запада земли Агапитовой пустыни ограничивала речка Коржа, Коржа впадала в Тарногу, далее западная граница проходила в низовьях Лондушки. На севере земли простирались до Семчужного озера в диком лесу. На востоке граница земель Агапитовой пустыни отмечена верховьями речек Семчуга, Лондушка и далее шла по Токушке до реки Тарнога. Река Тарнога ограничивала земли пустыни с юга и доходила до верховья Коржи. В 1599 году строитель Боголеп и братия получили жалованную грамоту на деревни Федоровскую и Исаковскую в Ромашевской волости и Тимошинскую в Заборской волости. В этом же году построена новая Николаевская церковь вместо первой, обветшавшей. В 1615 году пустыня разорена поляко-литовцами. К 1620 году монастырь восстановился. На территории стояли 2 церкви: теплая Благовещенская с приделом праведного Прокопия Устюжского и холодная Николаевская. В 12 кельях жили 15 старцев, кроме этого имелась гостиная келья. На Лохте и Тарноге находились мельницы. На вновь освоенных монастырских землях возникли починки: Нестеровский, Андреевский, Баклановский, Слободка - на реке Тарнога; на берегу Лондушки – левом притоке Тарноги располагались починки Милогорский, Криулинский, Кузнецовский, Черепановский, Черняковский. В 1687 году был пожар в монастыре, сгорели 6 келий, церкви не пострадали. В 16-17 веках Агапитовой пустыней управляли строители.

http://sobory.ru/article/?object=35378

– Ничего страшного, Виктор, ногу я подвернул. – Давайте скорей в машину! Виктор повлек отца Агапита к машине и принялся усаживать на пассажирское сиденье спереди. Владлен шел позади, остановился у машины – смотрел, ждал. – Осторожней, осторожней ногу ставьте… Вот так, батюшка! Сейчас я вас горячим чаем напою, у меня термос с собой! – Ты с попутчиком моим сначала познакомься, Витя, – перебил его отец Агапит, – это Владлен! – Виктор! – представился мужчина. – Давай, снимай рюкзак, Владлен, и залезай на заднее сиденье. – Он поставил сумку с книгами и рюкзак на сиденье рядом с Владленом. Уселись. – Ты там что-то про чай говорил? – напомнил отец Агапит. – Да-да! Сейчас! Виктор извлек из-под сиденья термос, из бардачка достал кружку, налил в нее чай и протянул отцу Агапиту. Тот кружку взял, но протянул ее назад – Владлену. – Пей первый, Владик! Совсем ты посинел, бедняга. Владлен без всякого стеснения ухватил кружку двумя руками и захлюпал. – Я вам в крышку от термоса налью, отец Агапит, ничего? – Да хоть в ложку, только поскорей – внутри все смерзлось! – Так вы что, батюшка, от самого разъезда так и шагали, никто не подвез? – спросил Виктор. – Так и шагали – с Богом да с песнями. – Попутных машин не было или никто не брал? – Машины попутные были, да вдвоем нас брать не хотели, а мы не пожелали разделяться. – Понятно. Владлен кончил пить чай и размотал наконец шарф отца Агапита, открыл лицо. Виктор лицо это, отразившееся в зеркальце заднего обзора, с интересом обозрел и отвел глаза. – Ну что, отогрелись слегка, – спросил он, – можем ехать? – Поехали! Внедорожник развернулся и исчез в метели. Монастырь Владлену снился сон, точнее сказать, и не сон, а самый настоящий кошмар. Снилось ему, что он опять на зоне, лежит на нижней шконке – маленькая, но привилегия! – и курит в кулак самую забористую, утреннюю закрутку махры. – Подъем! – кричит входящий в барак вертухай, то есть надзиратель. – Всем на зарядку, а Рыбкин с вещами на выход! – А как же завтрак, гражданин начальник? – резонно спрашивает Владлен.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

раба Божия Елена 11 января 2016, 22:39 Батюшка,прошу Вас помолитесь за моего сына подростка Виталика ,чтобы Господь даровал ему здоровое долголетие и помог ему во всем в его жизни ,и я молю Господа об этом во имя Сына Божия Иисуса Христа и Святого Духа. У нас в семье материальные проблемы уже долгое время из-за проблем со здоровьем, было- все средства уходили на лечение мужа, муж инфаркт перенес и у него грыжа дисков позвоночника ,мы не можем ребенку ничего дать в его жизни, он нервничает, переживает, учебу совсем запустил ,сегодня вот единицу получил . пусть Господь направит его на нужную специальность .поможет ему в учебе и даст желание учиться, и Ангела-Хранителя всюду всегда, и неизменно, и я молю об этом Господа во имя Сына Божия Иисуса Христа для Славы Господа Аминь Лена 10 января 2016, 18:55 Милосердный Господь Иисус Христос помоги мне наладь всю мою жизнь дай мне все чтобы все было бы только хорошо для Славы Господа Господи вспомни обо мне дай мне доброе и мудрое сердце укажи мне как мне поступать и что мне делать направь меня открой мне все молю Тебя во имя Сына Твоего Иисуса Христа Милосердный Господь в этом мире хлеб одежду и все для жизни надо покупать помоги мне молю Тебя во имя Сына Твоего Иисуса Христа для Славы Твоей.Слава Господу Аминь Надежда 9 января 2016, 23:01 Хочу засвидетельствовать,что моему папе помог прп.Агапит Печерский,он избавил его от сильных,мучительных болей при онкологии(обезболивающие не помогали).Мой муж помолился у мощей прп.Агапита Печерского,купил икону прп.Агапита Печерского.Молитва творит чудеса.Слава Богу за все!Благодарны Богу и преподобному Агапиту Печерскому! Ирина 9 января 2016, 01:01 Дивен Бог во святых Своих! Nana 8 января 2016, 12:16 Слава Богу за все! Большое спасибо за статью. Юлия 7 января 2016, 22:38 Преподобные отцы Киево-Печерские, молите Бога о нас! Любовь Семеновна Андруша 7 января 2016, 20:09 Слава Тебе,Господи! Слава Тебе!!!Святые отцы Киевопечерстии, молите Бога о нас!!! Димитрий 6 января 2016, 22:34 Спаси Господи за драгоценную статью! Ты еси Бог наш - творяй чудеса!

http://pravoslavie.ru/89428.html

Преподобный Агапит был родом киевлянин, постригся при великом Антонии и, как говорит черноризец Поликарп, «последствоваше житию его ангельскому, самовидец быв исправлением его», следовательно, по всей вероятности, подвизался сначала в пещере близ Антония. Но потом мы видим Агапита постоянно живущим в монастыре посреди братии. Здесь, когда кто-либо заболевал, Агапит оставлял свою келью, шел к больному и прислуживал ему. Для уврачевания больных он давал им вареное былие, которым сам питался, и больные, по молитве подвижника, приявшего от Бога дар исцелений, получали здравие. Весть об Агапите распространилась по всему городу, и многие больные из города приходили к нему и исцелялись. Однажды подвергся тяжкой болезни Владимир Мономах, бывший тогда еще князем черниговским, и прислал просить к себе Агапита. Агапит не согласился выйти из монастыря, из которого никогда не выходил со дня своего пострижения, но отправил к князю часть вареного зелья, которое давал всякому больному, и князь выздоровел. Врачуя больных как между братиею, так и приходивших из города, Агапит ни от кого ничего не брал за труды, не принял и присланного злата от князя Владимира Мономаха. Почему и прослыл врачом безмездным . Высокое благочестие преподобных Антония и Феодосия и прочих иноков печерских, естественно, привлекало к ним всеобщее уважение соотечественников. Не только простой народ, но и многие вельможи приходили в Печерский монастырь, чтобы принять благословение подвижников и пользоваться их наставлениями. Многие из знатных избирали себе в духовные отцы преподобного Феодосия и как сами посещали его, так нередко удостаивались и его посещений, всегда сопровождавшихся нравственною для них пользою. В числе таких лиц, особенно любимых Феодосием, находились знаменитый Шимон Варяг, принявший, по убеждениям его, православие, и киевский воевода Ян с супругою своею Мариею . Сами великие князья Изяслав и Святослав оказывали Феодосию высокое уважение. Изяслав часто приходил в обитель, любил беседовать со святым подвижником и в церкви, и в его келье, а часто приглашал его и к себе .

http://sedmitza.ru/lib/text/435810/

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010