«Он пел с нами, как простой монах». Памяти архиепископа Агапита Штутгартского Диакон Александр Занемонец — о встречах с пастырем 29 мая, 2020 Диакон Александр Занемонец — о встречах с пастырем После отдания Пасхи, под праздник Вознесения Господня, 26 мая, преставился владыка Агапит (Horacek), архиепископ Штутгартский, архиерей Русской Православной Церкви за границей. Владыка Агапит был очень характерным архиереем Русской Зарубежной Церкви: верующий человек и монах аскетичной жизни, открытый к общению с самыми разными людьми, любящий богослужение и начитанный в святоотеческой литературе. Он родился в Германии в 1955 году в семье, восходящей к русской эмиграции первой волны. Его дед был чехом, австрийским подданным, который на рубеже веков приехал работать в Россию. Женился на русской и обрусел. Ко времени революции он уже умер, но его семья, благодаря наличию иностранного гражданства, смогла покинуть Советскую Россию.  Русские предки владыки придерживались народнических идеалов и очень бы удивились, — как рассказывал он сам, — если бы узнали, что их внук станет православным архиереем. Отец владыки долгие годы был директором издательства «Посев» и активным членом НТС (Народно-трудовой союз российских солидаристов. — Примеч. ред. ) . Чешская фамилия Горачек (буквально — человек-гора) очень подходила владыке с его двухметровым ростом. Не то, чтобы полный, но необычайно большой, крупный человек. И при этом, как нередко бывает с большими людьми, — очень добрый. По окончании гимназии во Франкфурте будущий епископ начал учиться инженерному искусству и архитектуре, но уже в 24 года присоединился к монашеской общине, возглавляемой архимандритом Марком (Арндтом). Чадо владыки Марка, он не унаследовал ни категоричности, ни строгости своего Аввы. Ну разве что строгость к себе: владыка Агапит, даже став архиереем после многих лет диаконства и короткого периода священства, всегда оставался настоящим аскетичным монахом. Мы с ним общались, когда владыка Агапит приезжал на Святую Землю. Он ее любил. Иногда приезжал с группой паломников из Германии, с молодежью, иногда сам, иногда с кем-то из друзей. Как-то он был с только что рупоколоженным своим священником из Штутгарта, и они ездили по Святой Земле. Священник так служил свой сорокоуст, а владыка был его наставником и певчим. Мы встретились за литургией на берегу Галилейского озера, в Магдале. Я был с группой паломников. И один из молодых людей нашей группы пел литургию вдвоем с владыкой Агапитом. Ближе к концу литургии молодой человек спросил меня: «А где же обещанный архиерей, он так и не выйдет из алтаря?». А архиерей пел с ним, как простой монах.

http://pravmir.ru/on-pel-s-nami-kak-pros...

Протопресвитер Г. И. Шавельский по поручению Председателя вносит предложение в дальнейшем производить баллотировки не шарами, а записками, причем получившие во второй раз абсолютное большинство голосов будут считаться избранными. Собор принимает предложение, внесенное протопресвитером Шавельским. Произведенная затем баллотировка записками, которые проверяли прот[оиерей] Беловидов, прот[оиерей] Львов, гр[аф] Граббе и ген[ерал] Левшин, дала следующие результаты: за архиепископа Димитрия подано 39 записок, епископа Арсения – 28, епископа Гавриила – 20, епископа Макария – 12, епископа Гермогена – 4, архиепископа Агапита – 2, епископа Михаила – 1. Собор постановляет считать избранными в члены Временного высшего церковного управления получивших большинство голосов архиепископа Димитрия и епископа Арсения. Члены Собора возглашают избранным троекратное «аксиос» и поют «многая лета». Архиепископ Димитрий предлагает Собору наметить подачей записок трех кандидатов к избранным в состав Временного высшего церковного управления епископам. Гр[аф] П. Н. Апраксин вносит предложение в данном случае ограничиться подачей записок один раз, причем получившие большинство голосов будут считаться избранными. Собор принимает предложение гр[афа] Апраксина. Производится подача записок с именами трех кандидатов; для подсчета записок вызываются свящ[енник] Кожин, св[ященник] Конограй, Рейнке и Якушев. Свящ[енник] Конограй оглашает следующие результаты подсчета записок: за епископа Гавриила подано 46 записок, епископа Макария – 44, епископа Михаила – 37, епископа Гермогена – 12, епископа Иоанна – 9, архиепископа Агапита – 3 и епископа Сергия – 2. Собор постановил считать избранными кандидатами в члены Временного высшего церковного управления от епископов, получивших большинство голосов, епископа Гавриила, епископа Макария и епископа Михаила. Собор возглашает избранным троекратное «аксиос». Председатель объявляет заседание закрытым и назначает следующее заседание для продолжения выборов на 5 часов вечера 23 мая.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1-го июня получил я из Москвы прискорбное известие о кончине моего давнего доброжелателя, достопочтенного о. Архимандрита Агапита, настоятеля ставропигиального Новоспасского монастыря. Он скончался 28-го мая, после продолжительной болезни, на 78 году от рождения. О. Агапит, в мире Пётр Иванович Введенский, сын священника села Козлятьева, Покровского уезда, Владимирской епархии. По окончании в 1828 г. курса в московской дух. академии с званием магистра, он назначен был Инспектором Владимирской семинарии, а оттуда в 1834 г. определён на должность Ректора Вифанской семинарии с назначением в тоже время настоятелем Иосифова Волоколамского монастыря. В 1851 г. переведён в. Московский Новоспасский монастырь и назначен членом Московской Синодальной Конторы. В это время я, состоя на должности Синодального ризничего, с ним познакомился, и наше знакомство не прекращалось до самой его кончины. Вот какими чертами изображает почившего в Бозе о. Архимандрита Агапита один из его воспитанников, иером. Алексий П-в: „Пламенная ревность по Бозе, неподдельная набожность, образцовая скромность в келейной обстановке, в одежде, походке и словах, примерное смирение, постоянный пост духовный и телесный, редкая нестяжательность, евангельское целомудрие, строгое соблюдение почти всех правил монастырских, необыкновенная любовь к духовному чтению и трудам чёрным, щедрое благотворение бедным, погорельцам, сиротам и всем несчастным, а особенно трезвым и благонравным сродникам и монастырской бра- —549— 1877 г. тии исправной – вот светлые стороны в нравственной жизни покойного“ 1924 . 2-го числа присутствовал я на экзамене по Закону Божию во 2-й мужской гимназии, где законоучителем член Консистории, магистр протоиерей И. Вертеловский 1925 . Ученики отвечали удовлетворительно; между прочим, на экзамене была речь о постах в православной церкви, о их происхождении и нравственном значении. Между тем, когда по окончании экзамена, я проходил через столовую комнату, куда прочие воспитанники собрались для завтрака, я увидел на столе мясные котлеты, – и это во дни Петрова поста; таков ныне у нас, в православной России, разлад практики с теорией, и притом не только в рассуждении постов, но и во многом другом!

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Ранее включение перевода «Глав» Агапита в Кормчую Вассиана, вероятно, не имело особого эффекта, так как Вассиану было отказано в праве самостоятельно изменять состав Кормчей: «Ни ты апостол, ни ты святитель, ни ты священник» . Максим, однако, понимал значение поучений, включенных в «рекомендательный список» в ее составе, и советовал Ивану IV чаще обращаться к упомянутому в нем посланию патриарха Фотия князю Михаилу Болгарскому . «Главы» Максима уступают «Главам» Агапита в широте охвата темы и задачи. Они больше соответствуют конкретным задачам момента. По словам В. Ф. Ржиги, из всех попыток нравственного воздействия на молодого царя «Главы» Максима выделяются решительно. Нигде вопрос о власти не ставился на такую идейную высоту и не получал такого освещения… Именно здесь, в «Главах» Максима, полагались идейные основы для первых лет царствования Грозного . Не случайно начальные «Главы» предлагают борьбу со страстями, может быть, имея в виду те черты характера молодого царя, которые как-то удавалось сдерживать Макарию, но которые расцвели в период опричнины после смерти митрополита. Просьба Макария к Максиму прислать свои сочинения, присоединение к ним «Глав», предназначенных для царя, свидетельствует о намерении главы Церкви изменить судьбу Максима Грека, облегчить его положение. Когда возникло это намерение? «Главы» Максима, как и послания Макарию и Алексею, с которыми они связаны, традиционно датировались (вслед за В. Ф. Ржигой) «около 1548 года», то есть временем уже после царского венчания в январе 1547 года . Однако весьма приемлема и возможность отнести их ко времени, предшествующему царскому венчанию и царской свадьбе. Такая версия обусловлена грамотами восточных патриархов с просьбой о прощении Максима Грека. В грамоте от 4 апреля 1545 года александрийский патриарх Иоаким направил Ивану IV грамоту с пожеланием побед над врагами и с просьбой освободить Максима, пришедшего от Святой горы Афонской, «дать ему волю и свободу итти, куда захочет, а прежде всего к месту его пострижения. Иоаким называет узника " учителем православной веры " . «Царствие твое, царь, — пишет он адресату, — по действию диавола и по козням злых людей опалился на него и вверг в темницу и дал нерешимые оковы, и не может никуда ходить и учить, а такой дар Бог дал ему. Мы слышали о нем и письменные свидетельства получили от многих находящихся здесь великих людей и от Святой Горы Афонской, что этот человек по имени Максим неправедно связан и пойман властью царства твоего» . В июне следующего года константинопольский патриарх Дионисий II, сообщая Ивану Васильевичу о своем поставлении в патриархи, просит освободить Максима Грека, обращаясь к царю не только от своего имени, но и от лица иерусалимского патриарха Германа и всего Собора .

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=122...

Недавно прошел сороковой день с момента отшествия ко Господу архиепископа Штутгартского Агапита (Горачека). Портал Православие.Ru уже опубликовал множество воспоминаний об этом замечательном человеке, но письма с рассказами о нем всё продолжают и продолжают идти в нашу редакцию – настолько выдающейся и светлой была личность этого иерарха Церкви Христовой. Накануне православного праздника Вознесения Господня ушел в вечность архиепископ Штутгартский Агапит (Горачек), викарий Берлинско-Германской епархии Русской Зарубежной Церкви (РПЦЗ). Вся жизнь этого человека оказалась мистическим образом связанной с судьбой последнего российского Государя Николая II и его Семьи, истинным и преданным почитателем которой владыка являлся. Он был глубоким знатоком жизни и страданий Царственных страстотерпцев, хорошо знал не только историю последних дней заключенных в Екатеринбурге Романовых, но и хронику их убийства большевиками, попыток сокрытия и уничтожения ими тел убитых, тайного захоронения царских останков. Вся жизнь этого человека оказалась мистическим образом связанной с судьбой последнего российского Государя и его Семьи Владыка был единственным епископом, который в 2008-м году поддержал и благословил издание книги историка Н. Л. Розановой, созданной как апология святых останков Царской семьи. Рукописи книги, архивные документы, фотографии и другие материалы автор предоставляла владыке и открыто делилась с ним своими исследованиями. После выхода в свет книга была разослана практически всему православному епископату, многим священнослужителям и светским людям, с сопроводительными письмами владыки Агапита, ставшего, таким образом, первым апостолом царских мощей. С перерывами я официально занимался расследованием уголовного дела по обстоятельствам гибели членов Российского Императорского Дома с 1993-го по 2015 годы (в 1991–1993-м годах, до возбуждения уголовного дела, курировал проверку материалов по обнаружению останков). Мне, как человеку, в течение долгих лет изучавшему историю гибели Царской семьи, посчастливилось общаться с владыкой Агапитом. Некоторые эпизоды из его жизни были мне известны лично от него, а другие – от наших общих знакомых. Многие поразительные факты деятельности покойного владыки по сей день остаются в тени. Поэтому сегодня хочется вспомнить обо всем том, чем владыка Агапит послужил в своей жизни памяти и прославлению Царской семьи.

http://pravoslavie.ru/132525.html

В том же году, по устроению оных, отправился он в Москву, дабы испросить от Царя Ивана Васильевича землю на содержание монастыря и дозволение построить на реке Лохте мельницу, а от Всероссийского Митрополита Кирилла принять благословение на освящение храмов. Всё сие он получил, и по освящению церквей устроил монастырское село, а на реке Лохте – мельницу. Но села Калинина жители, позавидовав успехам трудов Преподобного Агапита, и надеясь смертью его уничтожить всю его обитель, напали на него под предводительством одного своего селянина Богдашки Ляхова, и при монастырской мельнице 1584 года Мая 21 тирански убив его, скрыли в реку Устюг. Братия, обрётши тело его, погребли в обители между созданными от него церквами и поставили над ним часовню, а на гробе возложили бывшие на теле его вериги железные, которые и доныне на оном находятся; убийцы же по Указу Царскому преданы были казни. По кончине Преподобного монастырь сей оставался под управлением преемников его, с настоятельством Строительским до 1764 года. В 1712 году Преосвященный Варнава, Епископ Холмогорский и Важеский, едучи по хиротонисанию своему на Холмогорскую свою Епархию из Москвы через Вологду, а отселе водным путём по реке Сухоне, в Октябре месяце с 11 числа, принуждён был по причине замерзания реки остановиться ниже Тотьмы при селе Берёзовой слободке, и оттуда предпринять зимний путь через Важеский уезд; почему заехал для ожидания удобнейшего пути в Маркушевский монастырь, и там провёл три недели со всей своей свитой. Расспрашивая о начале этой обители и не найдя в монастырском архиве обстоятельного описания оной, повелел он на собраниях сколько возможно было, разных записок составить описание жизни Преподобного Агапита и начала обители его, а также и всех чудес, от Великорецкой иконы Святителя Николая бывших. Таковое сочинённое бывшими в свите его описание по рассмотрению утвердил он в свидетельство своим подписанием, присовокупив к тому и известительную грамоту о случае своего пребывания в сей обители. Тетрадь сия составлена была им в Маркушевском монастыре, а по упразднению оного, как чудотворная икона Святителя Николая, так и тетрадь оная осталась в приходской Маркушевского погоста церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

Когда братия увидели лошадь без седоков, чем-то встревоженную, ржущую и обратно куда-то убегающую, тотчас же подумали, что случилось со старцем какое-либо несчастье, и пошли по дороге, ведущей к мельнице. Долго искали они старца и его спутников и в оврагах, и в лесу около дороги, но нигде не могли найти, пока не пришли на берег реки Уфтюги, и не увидали железных вериг преподобного Агапита, плавающих на одном месте на поверхности воды, подобно легкому дереву. Под ними нашли и все три тела убитых, хотя вода в Уфтюге в то время была еще велика и быстра. С горькими слезами и рыданием братья перенесли тела убиенных в обитель, и с великою честью погребли преподобного Агапита посреди монастыря, между созданными им церквами, и поставили над могилою его часовню, а вериги положили на его гробницу. Во все время существования Маркушевского монастыря 220 мощи преподобного почивали в этой часовне до построения нынешней каменной приходской церкви, в которой он находятся на южной стороне холодного храма, в склепе. Святой праведный Прокопий Устьянский В числе святых угодников Божиих, подвизавшихся в пределах страны Вологодской, много таких, место погребения коих неизвестно. Даже о некоторых из тех святых, которые более других известны и которым устроены гробницы, нельзя сказать наверное, тут-ли они поставлены, и действительно ли под ними, а не где-нибудь в другом месте почивают их святые мощи, и еще менее о том, в каком виде и состоянии они находятся, так как, по большей части, они не были никогда открываемы и свидетельствуемы. До обретения мощей преподобного Феодосия все думали, что они почивают в церкви, под ракою, между тем как они оказались вне церкви. Иных святых мощи сгорели во время пожаров. Но есть один угодник Божий, нетленные мощи которого уже более 200 лет открыто почивают в церкви, источают чудеса и подают исцеления всем, с верою к нему прибегающим, и о месте рождения которого, образе жизни и времени кончины мы решительно ничего не знаем; это праведный Прокопий Устьянский, почивающий в приходской Верюжской Введенской церкви Вельского уезда. «Сего блаженного и приснопамятного Прокопия отечество дольно и племя земнородно, град или весь, в ней же святый родися, нам манием Божиим весьма утаися; да известнее вемы, яко святии Божии не земного, но небесного отечества ищут, не человеческим, но ангельским сродством хвалятся, и не дольнего, но горнего Иерусалима гражданами быти тщатся», говорит древняя запись о явлении мощей и чудесах его.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Леонтий становится учеником одного из их лидеров – Нонна 1829 . Вместе с ним в 514 г. при игумене Павле он был принят в Новую Лавру, но уже через полгода, когда Павла сменил Агапит, Нонн и Леонтий, а также, видимо, Домициан и Феодор Аскида были изгнаны из монастыря за исповедание оригеновской идеи «предсуществования» 1830 и поселились в Педиаде, районе между Аскалоном и Елевферополем 1831 . Некоторое время спустя оригенисты обратились к патриарху Иерусалимскому Иоанну за разрешением вернуться в Новую Лавру, но тот, по настоянию Саввы Освященного и Агапита, отклонил их прошение. После смерти Агапита в 520 г., новый игумен Мамае тайно вернул оригенистов в монастырь 1832 . В 531 г. Леонтий отправляется в Константинополь в составе делегации палестинских монахов, возглавляемой св. Саввой. Последний намеревался упросить Юстиниана прекратить уничтожение самаритян, восставших против дискриминационной политики императора 1833 . Юстиниан в это время проводил политику примирения с монофизитами, и в Константинополь в 531 г. прибыло множество епископов и монахов, амнистированных императором. Леонтий, вовлеченный в полемик с ними, участвуя в диспутах в Царском Портике, открыл свои оригенистические воззрения и навлек на себя гнев св. Саввы, который не только прекратил с ним общение, но и посоветовал Юстиниану осудить Леонтия как еретика, обвиняя его не только в оригенизме, но и в арианстве и несторианстве 1834 . Однако Леонтий не только не был осужден, но, напротив, позже имел влияние при дворе Юстиниана, сдружившись с казначеем Святой Софии Евсевием. Вместе они участвуют в собеседовании с монофизитами в 532 г. 1835 Благодаря рекомендациям Евсевия, в 536 г. 1836 старые знакомые Леонтия, Домициан и Феодор Лскида, заняли епископские кафедры Анкиры и Кесарии Каппадокийской 1837 . В этом же году Леонтий участвовал в созванном, чтобы осудить монофизитскую ересь, Константинопольском соборе. В соборных постановлениях Леонтий упоминается шесть раз – как «монах, игумен и представитель всей пустыни», «имеющий слово над святыми отцами пустыни» и «игумен, монах своего монастыря и тот, кто над святыми отцами в пустыне и на Иордане» 1838 , будучи в действительности одним из представителей делегации палестинских оригенистов 1839 .

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/ant...

Став соправителем жены в Риме, король Гуго действовал с привычной ему жестокостью, вызвав крайнее раздражение со стороны римского патрициата и простонародья. Недовольство распространилось и на популярную прежде в Риме красавицу Марозию. Вождем недовольных стал ее сын от Альбериха, унаследовавший отцовский титул вместе с маркграфством Сполетским, – Альберих II, неприязненно относившийся к своему единоутробному брату-бастарду, возведенному на папский престол. Отчим Гуго дал Альбериху повод возненавидеть его, когда однажды ударил его по лицу. Фабрикантка Пап и ее незадачливый сын-Первосвященник были схвачены и водворены в тюрьму На исходе 932 г. толпа, возбужденная подстрекательством со стороны агентуры Альбериха, ворвалась в замок Ангела, где тогда находились Марозия, ее сын-Папа и ее третий муж, король Гуго. Последнему удалось скрыться, а фабрикантка Пап и ее незадачливый сын-Первосвященник были схвачены и водворены в тюрьму. О дальнейшей жизни Марозии сведений нет, вероятно, она была умерщвлена сразу или вскоре после переворота, когда безраздельной властью в Риме овладел ее законнорожденный сын от первого брака – Альберих II. Иоанна возвратили из тюрьмы в Латеранский дворец и на папский престол, но с тех пор он уже шага не мог ступить без воли своего младшего, но законного брата, который помыкал им и унижал его. В 935-м г., 25 лет от роду, Папа умер, возможно, пав жертвой злого умысла. Альберих правил Римом в течение двух десятилетий, «успешно сопротивляясь с помощью различных мер (в том числе дипломатический брак с дочерью Гуго) повторявшимся попыткам Гуго вернуться к власти. Он удачно назначил пять Пап» : Льва VII, Стефана VIII, Марина II, Агапита II и Иоанна XII. Первый из них был вполне послушен воле своего покровителя, а вот Стефан, занимавший папский престол с 939 по 942 г., после двух лет покорности попытался действовать самостоятельно, вступив в конфликт с всесильным Альберихом, при том, что предмет ссоры остался неизвестным. Результатом неповиновения стало жестокое избиение его и последовавшая за этим его смерть. Преемник Стефана Марин II покорствовал воле своего господина и продержался на престоле Первосвященников 4 года; с 946 по 955 г. продолжался понтификат еще одного карманного Папы, рабски послушного своему покровителю, – Агапита II.

http://pravoslavie.ru/158955.html

Виктор Корн на 4. Леонид Болотин: Очень интересный материал! 2012-10-30 в 19:51 Спасибо Андрею Хвалину за не просто " очень интересный материал " , а запредельно интригующий, к тому же, без подробностей и комментариев! Почти два года тому назад, в день " Николая зимнего " , вот так просто, взяли и " пришли мощи Святых Царских мучеников... из, так называемого, первого захоронения на Парасенковом логе " (так в тексте!) в Германию, в штутгартский храм Святителя Николая! Сообщение об этом последовало от Епископа Агапита (Горачека), который вместе с Архиепископом Марком (Арндтом), бывшими НТСовцами, были главными " переговорщиками " по заключению акта о каноническом общении между РПЦ и РПЦЗ. Верно, что " Нет ни эллина, ни иудея... " , но когда со стороны РПЦЗ нет и русского, то кто с кем будет " канонически " общаться? Своим сообщением Епископ Марк (Горачек) ответил на этот вопрос, замкнув цепочку, первое звено которой было положено наступлением отрядов чехословаков на Екатеринбург, что стало (случайно ли?) официальной причиной убийства Царской Семьи. Епископ Агапит (Горачек) " отмечен " в теме екатеринбургских останков: он подписал архиерейское благословение на издание в 2008 году книги «Царственные страстотерпцы. Посмертная судьба». Будучи допущенной криминальным следователем В.Н.Соловьевым к материалам расследования, Наталья Розанова повторила все, в том числе и сфальсифицированные, аргументы и выводы следствия. Возможен ли был приход «ковчега», в котором были, по собственному определению епископа Агапита (Горачека) " мощи " , без, не только ведома, но и согласия Священноначалия РПЦ? Именно в Германию, отношение к которой Государя Императора Николая II и Императрицы в то время, когда готовилось и совершалось это антихристианское злодеяние, общеизвестно. Или все это стало возможным при содействии г.В.Н.Соловьева, утверждавшего, что рано или поздно, но РПЦ признает останки Царскими? Кто бы не передал останки, все случившееся является должностным преступлением и его виновник должен быть наказан. Верно, как пишет А.Хвалин, что " Русский мир с Крестом и Евангелием пришел на все континенты земли. Прославление Царственных Страстотерпцев во главе сонма Новомучеников и Исповедников Российских ХХ века всей полнотой Русской Православной Церкви... духовно сплотило Русский мир " . Но, верно ли, что этому способствовало и " подписание Акта о каноническом общении отечественной и зарубежной частями нашей Матери-Церкви " ? Будет ли и далее, вслед за расколом РПЦЗ, " духовно " сплачивать Русский мир это " каноническое общение " , одной из форм которого стало сообщение на рок[овом?]-штутгартском церковном сайте Не подтверждает ли произошедшее в штутгартском храме 19 декабря 2010 года слова Государя Императора из того далекого, 92 года тому назад, рокового мартовского дня 1917 года: «Кругом измена и трусость и обман!»? Виктор Корн 1 ноября 2012 г.

http://ruskline.ru/analitika/2012/10/29/...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010