Г. отрицал свое участие в избиении активистов в 1918 г. и не признал себя виновным в антисоветской и антиколхозной деятельности. 23 марта 1930 г. осужден Особой тройкой при Полномочном представительстве ОГПУ в Нижегородском крае на 3 года ИТЛ и отправлен в Вишерский лагерь. Освобожден в 1932 г. С 1933 г. служил псаломщиком в церкви с. Скоробогатова Ковернинского р-на Горьковского края. 31 дек. 1934 г. арестован по обвинению в том, что, «будучи антисоветски настроенным, вел антисоветскую работу по развалу колхозов». 3 янв. 1935 г. направлен в УНКВД по Горьковскому краю, 15 янв. возвращен обратно для дополнительного следствия в распоряжение Ковернинского райотдела НКВД и вновь помещен в районную КПЗ. 21 янв. вторично отослан в Горький и помещен в городскую тюрьму. 17 марта особым совещанием при НКВД СССР приговорен к 5 годам ссылки в Казахскую АССР. В мае 1935 г. прибыл по этапу в с. Щербакты Восточно-Казахстанской обл. 20 нояб. 1937 г. арестован по делу архиеп. Агапита (Борзаковского) , обвинен в том, что состоял членом «церковно-сектантской контрреволюционной группы под руководством Борзаковского» и вел «контрреволюционную пропаганду». Виновным себя не признал, заявил, что как верующий общался со священнослужителями и участвовал в богослужениях, но ни в какой контрреволюционной группе не состоял. 25 нояб. 1937 г. Особой тройкой УНКВД по Восточно-Казахстанской обл. приговорен к расстрелу. Место захоронения неизвестно. Прославлен Архиерейским юбилейным Собором РПЦ 2000 г. (Из-за ошибок в следственном деле в подготовленных к канонизации материалах значилось, что Г. имел сан диакона.) Арх.: ЦА Нижегородской обл. Ф. 2209. Оп. 3. Ед. хр. 7879; Д. П-17617; П-8704; Архив ДКНБ Респ. Казахстан по г. Павлодару и Павлодарской обл. Д. 01657. В. В. Королёва, игум. Дамаскин (Орловский) Рубрики: Ключевые слова: АЛЕКСИЙ Григорьевич Горбачёв (1892 - 1937), псаломщик, мч. (пам. 10 нояб. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) БОРИС Сергеевич Заварин (1910- 1938), мч. (пам. 25 янв., в Соборе Ростово-Ярославских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Российских), псаломщик

http://pravenc.ru/text/166597.html

Изборская крепость. XIV в. Междоусобная борьба тверских князей тесно переплелась с «делом Романа». Митрополита Романа поддерживал князь Ольгерд, ибо, как мы уже говорили, Литва была заинтересована в создании самостоятельной литовской митрополии. В то же время Рогожский летописец называет митрополита Романа сыном тверского боярина 372 . И раз Роман был ставленником Литвы, можно предположить, что он был из рода сторонников Александровичей. Тем самым митрополит Роман может рассматриваться как связующее звено между Литвой и тверскими князьями Александровичами. В 1355 году, сразу же после своего поставления в Константинополе на литовскую митрополию, Роман отправил сборщиков дани в Тверь. Там его посланцы столкнулись с людьми митрополита Алексия, прибывшими в Тверь с той же целью. Согласно Рогожскому летописцу, от этого противоборства пострадала, прежде всего, церковь в Твери, с которой дважды собрали подати: «...священьскому чину тягость бяшет везде» 373 . В. С. Борзаковский объясняет то, что оба митрополита для побора избрали именно Тверь, ее географическим положением. Она находилась как раз между Москвой и Литвой и поэтому стала ареной борьбы за сферы влияния 374 . Принимая во внимание мнение В. С. Борзаковско-го, отметим также, что эти действия явились частью политики князя Ольгерда, пытавшегося распространить свое влияние на все православные земли. И митрополит Роман оказался весьма удобным проводником подобного курса. А коль скоро Роман был выходцем из тверских земель и некоторые тверские князья находились в союзе с князем Ольгердом, то он считал допустимым иметь притязания на тверскую епархию. Хотя, с точки зрения канонических правил, действия литовского митрополита были юридически необоснованны 375 . Зимой 1359 года митрополит Алексий после суда с митрополитом Романом отправился в Киев 376 . Рогожский летописец указывает, что до Коломны Алексия сопровождал тверской епископ Федор, который попросил освободить его от владычества. О причинах просьбы летопись говорит крайне лаконично: «...владыка же Федор того ради нестроения невосхотешет владычества» 377 . Это сообщение летописца указывает, что конфронтация между тверскими князьями продолжалась и тверской епископ предпочел выйти из игры. Он не сумел примирить противоборствующих и выработать решение, устраивающее обе стороны. Интересен факт, что митрополит Алексий не принял отставку епископа. Видимо, Федор, занимающий тверскую епископию, по какой-то причине был ему выгоден.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

И теперь уже не в столице, а в калабрийском монастыре Вивариум, Кассиодор пытался воплотить в жизнь ту программу образования, которая была им задумана вместе с Папой Агапитом. Но сама библиотека св. Агапита не пропала, она сохранилась и дальнейшая ее судьба была связана со св. Григорием Великим , который построил для нее новое здание на Латеране и перенес туда собрание книг своего предшественника (71, с. 167). 36 Почитание св. Агапита I в России Имя этого Папы было хорошо известно в Древней Руси. Канонизированный Восточной Церковью и включенный в литургический календарь, он почитался 17 апреля. Краткий рассказ о поездке св. Агапита в Константинополь, составленный на основании византийских источников, сохранивших сведения о пребывании его в столице империи и украсивших это путешествие чудесными явлениями, был помещен св. Макарием, митрополитом Московским, в его грандиозный свод житий святых – Великие Минеи-Четии (XV в.). Текст этого повествования, переведенный на гражданский шрифт, приводится по изданию апрельской Минеи. С этого текста и выполнен перевод на современный русский язык. Иже во Святых Отца нашего Агапита, Папы Римского Сей иже во святых отець нашь бяше во времени Иустиниана царя, постничеством и добродетелию воспитан, возведенъ быв к священническому сану. Идый же к Константину граду еже молитвовати и благословити царя Иустиниана, абие по добродетелному своему шествию и еже к Богу дерзновению чюдо показа. Ибо бывшу ему въ Еладе, обрете человека двойми страстми стражуща и не могуща весьма глаголати, ниж ходити, но от самого рожения его нема бывша и ползающа, иж и того, за руку емъ, ходити показа и, от тела Владычня вложи во уста ему, благоглаголива сотвори. Бывшу ж святому у Златых врат, слепцу тамо приседящу, иж и руку на очи его приложи прозрению силу дарова. И по истине достоинъ по своей добродетели всем синклитомъ и от самого царя прият бывъ, и от всего града, и Анфима, епископа Трапезоньскаго, зело 37 воступлыиа на столь Константинаграда, изверже со стола, занеже мудрствующу ему Евтихиева и Севирова, и анафеме сего предасть и благочестиваго прозвитера Мину, святей велицей церкви житием и словом подобна суща и мудростию праву еже повере того, святивъ и на престоле посадивъ, по времени некоем ко Господу отиде. Святого Отца нашего Агапита, Папы Римского

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Блаженный Поликарп в другом случае пишет, что в молитве, исцелившей прельщённого Никиту, участвовал и «Агапит врач»; а это было при игумене Никоне, не позже 1088 г. 5 . Итак известность преподобного врача началась ещё при Никоне, около 1080 г. Во время сего блаженного, продолжает свою повесть о враче Поликарп, был некто родом и верой Армянин. Он был искусный врач, какого прежде не бывало; ему стоило только посмотреть на больного, и он назначал день и час смерти его и слова его выполнялись в точности. Такого уже и не лечили. – Один из таких больных принесён был в Печерский монастырь; это был первый человек у князя Всеволода († 1093 г.). Армянин довёл его до нечаяния, сказав, что умрёт спустя восемь дней. – Блаженный же Агапит, дав ему траву, которой сам питался, возвратил ему здоровье. Слух о том промчался по всей Русской земле. – Армянин, снедаемый завистью, начал поносить блаженного. Он послал в монастырь приговорённого им на смерть, приказав дать ему яда, чтобы, приняв, умер в глазах Агапита. Блаженный, подав этому умирающему монастырской пищи, сотворил его здоровым и избавил осуждённого от смерти. После того иноверец вооружается против Агапита ещё сильнее: он научает своих единоверцев уморить монаха ядом. По блаженный пил без вреда, нимало не страдая. Весть бо Господь благочестивыя избавляти от смерти ( 2Пет.2:9 ). Он сказал: «аще что и смертное испиют, не вредит их; на недужные руки возложат и здрави будут». Сделался болен князь Владимир Мономах , тогда княживший в Чернигове. Его лечил Армянин и употреблял всё старание, все средства искусства, а болезнь не только не смягчалась, но час от часу становилась опаснее. Князь, чувствуя, что близок он к смерти, послал к Печерскому игумену Иоанну с просьбой прислать к нему Агапита врача. Если я пойду к князю, рассуждал блаженный Агапит, то должен ходить и ко всем. Человеческая слава – опасна, Не пойду за врата монастыря, чтобы не преступить обета моего. Если выгонят меня, пойду в другую сторону и опять возвращусь. Он послал князю варёное былие, приготовленное им для себя в пищу. Князь выздоровел. Исцелённый Владимир пришёл благодарить Агапита; но преподобный, опасаясь славы человеческой, скрылся. Князь отдал принесённые для Агапита дары игумену. – Потом, живо чувствуя, как многим он обязан Агапиту, приказал боярину отнести золото в келью Агапита. «Сын мой! сказал посланному преподобный, я не беру ни с кого за лечение – не за что: исцеляет Христос Господь, а не я». Посланный просил принять дары князя для его утешения и употребить по усмотрению. «Пусть так, сказал Агапит; скажи же князю, чтобы не берёг он сокровищ, – к чему они? пусть раздаёт их нищим; если не послушает меня, худо будет ему. Неблагодарности не любит Господь, избавивший его от смерти». Старец вынес золото из кельи своей и положил его у дверей, а сам скрылся. Вышел и посланный и, увидев брошенное золото, отнёс его к игумену Иоанну. – Когда все пересказано было князю, князь выполнил заповедь старца, стал щедро раздавать милостыню нищим.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

И в 1585 году, уже в восьмое лето пребывания преподобного Агапита на Маркуше, в мае месяце отправился он на лошади на мельницу, находившуюся на реке Лохте, для исправления некоторых повреждений, причиненных весенним разливом, в сопровождении только двух монастырских послушников Феодора и Андрея. Узнав о том, жители деревни Камкина стали подстерегать его. И когда старец 21 мая возвращался в обитель, злые люди напали на него и убили вместе с обоими его спутниками, и тела их бросили в реку Уфтюгу. Предание говорит, что лошадь, на которой ехал преподобный, вырвавшись из рук убийц, неоднократно прибегала к монастырю, ржанием указывала на случившееся несчастье и убегала к месту убийства. Когда братия увидели лошадь без седоков, чем-то встревоженную, ржущую и обратно куда-то убегающую, тотчас же подумали, что случилось со старцем какое-либо несчастье, и пошли по дороге, ведущей к мельнице. Долго искали они старца и его спутников в оврагах и в лесу около дороги, но нигде не могли найти, пока не пришли на берег реки Уфтюги, и не увидели железных вериг преподобного Агапита, плавающих на одном месте на поверхности воды, подобно легкому дереву. Под ними нашли и все три тела убитых, хотя вода в Уфтюге в то время была еще вельми быстра. С горькими слезами и рыданием братия перенесли тела убиенных в обитель, и с великой честью погребли преподобного Агапита посреди монастыря, между созданными им церквами, и поставили над могилой его часовню, а вериги положили на его гробницу. Во все время существования Маркушевского монастыря мощи преподобного почивали в этой часовне. Впоследствии мощи были перенесены и находились под спудом в монастырском храме. В 1712 году Холмогорский епископ Варнава благословил братию собирать сведения о жизни преподобного Агапита и о чудесах от иконы святителя Николая, называемой Великорецкой. По его благословению в 1715 году написано житие преподобномученика Агапита. Кирилл, епископ Ростовский Святитель Кирилл, епископ Ростовский, был избран на святительскую кафедру из игуменов Владимирского Рождественского монастыря, духовник ростовского князя св. Василька (4/17 марта). О нем заметил современный летописец, как о пастыре знаменитом, который «ничимже оставшийся прежних Ростовских епископов, весьма учительный, собиравший для слушания своего учения от святых книг в соборную церковь не только жителей Ростова, но из окрестных градов и украсивший соборную церковь иконами многоценными, ихже несть мощи и сказати, кивотами, сосудами, рипидами, и множеством всяких узорий». Своими красноречивыми сказаниями о чудесах святого Леонтия он склонил к христианству ордынского царевича Петра (сведения о нем помещены 30 июня/13 июля).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=841...

28 августа 1873 года монаха Агапита посвятил в сан иеродиакона приехавший в Оптину Калужский епископ Григорий, к которому преподобный Амвросий питал особенное благоговение: «умен и свят» – таков был всегдашний отзыв старца об этом святителе. По прошествии трех лет, 28 июля 1876 года, владыка Григорий, освящавший храм во имя Преподобного Илариона Великого при монастырской больнице, рукоположил иеродиакона Агапита в сан иеромонаха. 1 августа 1881 года епископ Владимир, заместитель Калужской кафедры по кончине архиепископа Григория, наградил иеромонаха Агапита набедренником. Три года спустя, 4 августа 1883 года, вышел Указ Святейшего Синода о назначении иеромонаха Агапита настоятелем Лихвинского Покровского Доброго монастыря, и 26 сентября он уехал из скита 151 . 18 марта 1886 года иеромонаха Агапита наградили наперсным крестом, а 13ап-реля 1890 года возвели в сан игумена. Через полтора года игумен Агапит приехал в Шамординскую Казанскую женскую общину, где преставился ее основатель преподобный Амвросий, на погребение своего наставника – об этом он впоследствии упомянет в Жизнеописании почившего старца: «12 октября в субботу настоятелем Лихвинского Покровского Доброго монастыря, игуменом Агапитом, прибывшим к погребению старца, прежде жившим при нем немалое время в Оптинском скиту, отслужены были соборне: молебен с акафистом пред чудотворною Казанскою иконою Божией Матери, Литургия и панихида над гробом старца. Затем опять продолжались весь день и ночь частные панихиды.» В воскресенье, 13 октября 1891 года, о. Агапит участвовал в отпевании старца. 15 мая 1894 года игумен Агапит был «всемилостивейше награжден знаком ордена Святой Анны III степени», а 30 сентября того же года переведен настоятелем в Мещовский Георгиевский монастырь – на место о. Досифея, который стал настоятелем Оптиной Пустыни после кончины схиархимандрита Исаакия. На Вознесение 1896 года игумен Агапит был произведен в архимандрита, а 19 сентября того же года Указом Калужской Духовной Консистории назначен исправляющим должность благочинного половинной части монастырей Калужской епархии.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Optins...

Подход архиепископа Агапита к проблеме «екатеринбургских останков» может являться примером честного отношения священнослужителя и настоящего гражданина к вопросам, волнующим православных всех стран. Это не политиканство на непроверенных слухах, а тщательное изучение первоисточников, беседы со следователем, с экспертами и участниками событий. То, что он смог сделать на своем месте, на языке авиаторов именуется «точка невозврата», то есть некий критический рубеж, после перехода которого уже невозможно вернуться к исходному состоянию. Во многом благодаря правдивой позиции епископа Агапита царские останки сегодня почитаются православными на американском континенте и в Западной Европе, и о них уже невозможно сказать, что это «химера». Зарубежная Церковь первая канонизировала Царскую семью, и она первая проявила инициативу, чтобы канонизация Царских мучеников произошла и в России. В случае с царскими мощами история повторяется, и первый шаг уже сделан… Наверное, пройдет еще время, пока православные люди и в России прозреют умом и смогут непредвзято увидеть все факты истории гибели Царской семьи. И такое время несомненно наступит, я уверен в этом. Как и в том, что душа ныне почившего владыки Агапита будет упокоена со святыми. Господь обязательно зачтет ему его заслуги в прославлении мощей Царственных страстотерпцев. Он вошел в этот мир благодаря покровительству русской Царицы и оправдал высшее доверие: вся его жизнь, как горящая свеча, стала посвящением памяти Царской семьи. Владимир Соловьев , старший следователь-криминалист СК РФ в отставке, бывший руководитель следствия по уголовному делу по обстоятельствам гибели членов Российского Императорского дома 13 июля 2020 г.   Агапит (Горачек), еп . Царская семья – один опыт познания: докл. V Международная научно-практическая конференция «Семья и будущее России», февр. 2008 г.//Личный архив В. Н. Соловьева.  Там же.  НТС – Народно-трудовой союз российских солидаристов.  Сборник «Гибель Царской семьи», изданный в 1987-м году во Франкфурте-на Майне, имеет на титульном листе копирайт Владимира Горачека, отца владыки Агапита. Экземпляр следственного дела Н. А. Соколова, изданный по инициативе представителей РПЦЗ, и до настоящего дня считается одним из самых лучших документальных сборников по теме гибели Царской семьи, и наиболее востребованным у исследователей

http://pravoslavie.ru/132525.html

Современный исследователь И.А. Лобакова в своем фундаментальном труде, посвященном различным редакциям «Жития» Святителя Митрополита Филиппа, особо отмечает, что именно « Книжниками Соловецкого монастыря было создано “Житие Митрополита Филиппа”. Эта точка зрения поддержана всеми, кто писал о памятнике. Оно имеет богатую рукописную традицию и читается во множестве списков XVII–XVIII вв. Списков Жития ранее XVII в. пока не обнаружено» . И.А. Лобанова указывает, что «Житие» является литературным компилятивным произведением, и поэтому как исторический источник имеет ограниченный характер: «Важно подчеркнуть, что текст «Тулуповской» редакции, который является основным материалом для историков, многими своими реалиями обязан своим источникам». И.А. Лобанова приводит конкретные примеры компиляции из известных литературных источников текста «Жития». «Проделанный анализ обнаруживает, что создатель «Тулуповской» редакции «Жития митрополита Филиппа» обращался к Поучению Агапита 23 раза. В наставлениях, с которыми митрополит Филипп «приступал» к Царю Ивану Грозному, использовались тексты 1-й, 2-й, 3-й, 5-й, 6-й, 7-й, 8-й, 10-й, 12-й, 15-й, 20-й, 21-й, 22-й, 28-й, 64-й, 67-й, 68-й, 71-й глав [Поучения диакона Агапита]». «В содержательном исследовании О.С. Сапожниковой приведён ряд чтений из «Жития Иоанна Златоуста», близкий, по ее мнению, к тем, что содержатся в «Тулуповской» редакции». «Еще одним из основных агиографических источников «Тулуповской» редакции Жития следует назвать переводное византийское «Житие Феодора Студита». Поучения диакона Агапита, обращенные к благоверному Ромейскому Императору Юстиниану Великому, правившему в VI веке, были широко известны на Руси. Их, несомненно, знали Царь Иоанн Васильевич и сам митрополит Филипп, но крайне маловероятно, что большую часть своих диалогов с Царем митрополит вел, дословно цитируя «Поучения» Агапита. Эти диалоги, несомненно, были переписаны из Поучений в «Житие» его составителями, наряду с использованием других литературных источников.

http://ruskline.ru/analitika/2021/11/07/...

На этом послушании архимандрит Агапит пребывал недолго: 24 октября 1897 года Определением Святейшего Синода, согласно прошению, по болезненному состоянию он был уволен от должности настоятеля и согласно его желанию 4 ноября того же года помещен на жительство в Оптину Пустынь. 10 ноября о. Агапит переехал в Оптинский скит – там его поселили на покой в Климентовский корпус. Основным занятием архимандрита Агапита в родном скиту стали духовно-литературные труды. Начало им он положил еще при жизни старца Амвросия. О. Агапит, как сам рассказывал об этом на покое, некогда «пришел к о. Амвросию и просил совета: взяться ли ему за составление жизнеописания старца Илариона Троекуровского, о чем просили его монахини, или нет? Старец о.Амвросий на это с ласковою улыбочкою ответил: «Возьмись, возьмись, да и поучись, как надо будет писать жизнеописание-то.» А сам все улыбается и улыбается... Точно он предвидел, что приведет Господь мне писать его жизнеописание». «Жизнеописание в Бозе почившего Троекуровского затворника Илариона Мефодиевича Фокина, основателя Богородичного Иларионовского женского монастыря» (М., 1888), составленное будущим агиографом своего духовного отца, тогда было признано лучшим и самым полным житием Троекуровского старца, который за три года до рождения о. Агапита благословил преподобного Амвросия в Оптину Пустынь. В 1898 году в журнале «Душеполезное чтение» был опубликован новый труд о. Агапита – жизнеописание Оптинского старца-настоятеля схиархимандрита Исаакия. В 1899 году «Очерк жизни настоятеля Оптиной Пустыни архимандрита Исаакия» вышел в Москве отдельной книжкой. О. Исаакий принял управление обителью по завету старца Макария – быть ему преемником архимандрита Моисея – в 1862 году, за три года до поступления в Оптинский скит о. Агапита. Архимандрит Агапит пробовал силы и в духовной поэзии. Ровно через год после возвращения в скит им было написано стихотворение «Злоумный разбойник» – о разбойнике, распятом ошуюю Спасителя. Оно оканчивалось монашеским самоукорением с покаянной мольбой ко Господу: О, Боже, Боже милосердый! Услышь мой плач, мой вопль усердный 152 ; Дабы и мне с ним не подпасть, С моей душой высокосердой, Дракона лютого под власть.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Optins...

Однажды во время его сильных страданий, ему явилась икона великого Чудотворца Николая, прозванная Великорецкою (поныне находящаяся в г. Вятке, в Троицком Соборе). Св. Николай возвестил ему о прекращении его болезни и повелел идти в пределы Тотемского уезда, в места, на речках Тарнаги и Маркуше и там основать обитель. Чудно исцеленный преподобный Агапит немедленно поспешил исполнить повеление, отправился на указанное место и устроил там первоначально часовню. Потом, с разрешения Митрополита, построил, в 1578 году, две церкви, одну во имя Св. Николая, а другую во имя Св. Прокопия чудотворца и основал монастырь, под именем Маркушевского-Николаевского. Кроме того, он с разрешения Государя, поставил на реке Ляхте мельницу и устроил Монастырское село. Во множестве собралось братии. Во множестве приходили богомольцы в обитель послушать слова Божия. Щедро награждал Монастырь нищих. Неустанно трудился преподобный Агапит, сотрудник преподобных Логгина и сверстника его Христофора. Но недолго продолжалось благодетельное игуменство преподобного Агапита. Жители соседнего села Калинина опасаясь, чтобы принадлежащая им пустыни и угодья не отошли к вновь основанному монастырю, решились убить преподобного Агапита, в том убеждении, что со смертью его разрушится обитель. Мая 21-го 1584 г. они решились привести в исполнение свой умысел. Под предводительством Богдашки Ляхова, одного из жителей села, неподалеку от мельницы, они напали на Агапита, мученически убили его и бросили в реку Уфтюгу. Иноки отыскали тело Преподобного, похоронили его между созданными им церквами и поставили над ним часовню. На гробе мученика положили железные вериги, найденный на теле его и о которых никто не знал при его жизни. Св. мощи преподобного Агапита почивают в бывшем Монастыре, а ныне приходской Маркушевской Церкви, Предположения убийц не сбылись. Убийцы были казнены, а монастырь существовал до 1764 года. Житие блаженного Иоанна юродивого чудотворца устюжского Блаженный Иоанн родился близь древнего Устюга, на берегу реки Сухоны, в селе Пухове, от земледельцев Саввы и Марии.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010