Совершил несколько церковных служб, разрешил настоятель исповедовать прихожан, когда народу приходило много. Первое время никто на исповедь ко мне не шел, уж больно вид у меня неказистый, а потом все ко мне да ко мне шли. Настоятель о. Глеб – человек строгий, хороший и молитвенник большой, стал неодобрительно относиться, что ко мне идут, запретил исповедовать и в алтаре помогающим поставил. Сейчас уже не служу, получаю пенсию за то, что несправедливо репрессировали. Ездил в Нилову пустынь, внутрь не пустили, с берега видно, что порушено много, осквернено. Местные рассказывали, что одно время был в монастыре дом для престарелых, в 1938 г. был лагерь для пленных поляков, сейчас – не знаю, что. В скиту, говорили, был сапный институт, вакцину для животных изготавливали, потом закрытый завод или еще что-то, сказать толком не могли. Побывал на Николо-Рожке – полное разорение, по берегам озера Селигер туристских лагерей много, крик, шум. Посмотрел, погрустил и уехал. Сердце кровью обливалось. Молился о братии монастырской, расстрелянных, замученных в лагерях, убитых и замерзших на этапах, убитых охраной, умерших от голода и в болезнях, перенесших неисчислимые страдания и мучения. Даже на могиле любимого старца своего побывать не смог. Смерть старца Агапита перенес тяжело. Боюсь даже рассказывать о гибели друга своего – о. Иеракса, тоже келейника о. Агапита, – узнал о ней в 1943 г. совершенно случайно. Встретил заключенного, который на Воркуте шел в одном этапе с о. Иераксом, в это время уже полным дистрофиком, болевшим последней формой цинги. Уже не могущий идти, он шел и падал, задерживая движение, и охрана решила его пристрелить, тело бросили в кусты и забросали снегом. Соизволил Господь по милосердию Своему послать меня в лагерь как монаха, а не сыном царского сановника, приближенного к императору, носящего старинную княжескую фамилию. Не знали следователи Осташкова и Твери об этом: может быть, дела монастыря не посмотрели, а может быть, уничтожены они были. На допросах умалчивал, что в Петербурге жил, Политехнический институт окончил, в протоколах писал – из крестьян.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=695...

И научил единоверцев своих подать ему самому выпить смертного зелия. Блаженный же выпил и остался невредим. Ибо Господь, сказав: « Если и что смертоносное выпьют, не повредит им», –знает, как избавлять благочестивых от искушения ( 2Пет. 2:9 ). После этого заболел в Чернигове князь Владимир Всеволодович Мономах, которого усердно, но безуспешно, лечил армянин. Недуг усиливался. Поэтому князь, уже находясь при смерти, послал к Печерскому игумену (тогда игуменом был Иона), прося прислать к нему в Чернигов блаженного Агапита. Призвав его, игумен передал ему просьбу князя. Но блаженный Агапит, которого никогда не видали выходящим из монастыря и врачующим за его пределами, отвечал со смирением: «Если я с таким делом пойду к князю, то должен идти и ко всем. Прошу тебя, отче, позволить мне не выходить из монастырских ворот для славы людской, от которой бегать до последнего моего издыхания я обещался перед Богом; если хочешь, я лучше уйду в другую страну и возвращусь сюда, когда минует эта нужда». Посланный же князем, поняв, что не удастся ему призвать к своему господину самого блаженного Агапита, стал просить его дать хоть зелия для исцеления. По уговору игумена, блаженный дал посланному зелия от своей пищи; и когда оно было принесено к князю, и он принял его, он стал здоров молитвами блаженного. Тогда князь Владимир Мономах пришел сам в Печерский монастырь, чтоб видеть, кто тот, через кого Господь даровал ему здоровье: он никогда не видал блаженного и хотел почтить его подарком. Но Агапит, не желая быть прославляемым на земле, скрылся, и принесенное для него золото князь отдал игумену. В скором времени тот же Владимир снова послал одного из бояр своих со многими дарами к блаженному Агапиту. Посланный, найдя его в келии, положил пред ним принесенное. Блаженный же сказал ему: «Чадо, я никогда ни от кого не брал ничего, потому что никогда не исцелял силой моей, но Христовою; и теперь не нуждаюсь в этом». Боярин отвечал: «Отче, пославший меня знает, что ты не берешь ничего, но, прошу тебя, чтоб утешить сына своего, которому Бог даровал через тебя здравие, прими это и отдай, если хочешь, нищим». Отвечал ему старец: «Если так ты говоришь, возьму с радостью. Передай же пославшему тебя, что и все прочее, что он имеет чужое, и ничего не может он взять с собой, отходя из жизни, так пусть раздаст то нищим. Ибо Господь, Который Сам находится среди них, избавил его от смерти. Я же не сделал ничего. Прошу его не ослушаться меня в том, чтобы не пострадать больше». Сказав это, Агапит взял принесенное золото, как бы для того, чтоб спрятать, вынес его из келии, бросил, а сам побежал и скрылся. Боярин же, вышедший вскоре, увидел все дары брошенными пред вратами. Он подобрал их и отдал игумену Иоанну. Вернувшись к князю, он рассказал ему о блаженном все, что видел и слышал, и все поняли, что он истинный раб Божий, ожидающий награды только от Него одного, а не от людей. И князь, не осмеливаясь ослушаться святого, стал щедро раздавать имение свое нищим.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

«Ибо, хотя и одна благодать, и сила, и чин епископства от Бога, первого и единого Отца и Епископа; но имеет в себе и отечества, и сыновства, и различные дарования благодати, как и всякий чин. Так и Божество есть Отец, и Сын, и Святой Дух. И хотя в Троице – одно существо, но Отец есть единое виновное Лицо, которому Сын и Дух во всем подчиняются» . Другими словами, отношения патриарха и епископов описываются свт. Симеоном тройческой метафорой: как Отец – источник божественности в Троице, также и патриарх – источник священства для прочих, равных ему по священству епископов. Нельзя не заметить, что в этом позднем сочинении мы встречаемся с точно такой же формулировкой, как в одном из самых ранних документов, касающихся «особых патриарших прав» – речи Агапита, еп. Бет-Лапатского, на Соборе 424 г. И для свт. Симеона, и для еп. Агапита патриарх – это источник священства для всех остальных архиереев, и именно в этом смысле патриарший чин является высшим или отдельным.     van Esbroeck M., van Cangh J.-M. La primauté de Pierre (Matth. 16,16-19) et son contexte judaïque//Revue Théologique de Louvain, 11, 1980, pp. 310-324.     Riesenfeld H. Le Christ trasfiguré. Uppsala, 1947.     Le Déaut R. Actes 7, 48 et Matth. 17. 4 à la lumière du Targume palestinien//Recherches de science religieuse, LII, 1964, pp. 87-90.     van Esbroeck M., van Cangh J.-M. La primauté de Pierre (Matth. 16,16-19) et son contexte judaïque//Revue Théologique de Louvain, 11, 1980, p. 311.     van Esbroeck M., van Cangh J.-M. La primauté de Pierre (Matth. 16,16-19) et son contexte judaïque//Revue Théologique de Louvain, 11, 1980, p. 314.     Jastrow M. A Dictionary of the Targumim, Philadelphia, 1903, pp. 634-635.     Synodicon Orientale/Ed. et tr. Chabot J.-B. Paris, 1902, pp. 289-292.     Marquardt K. J. L administration romaine. Paris, 1881, vol. 2, pp. 331-384.     Synodicon Orientale/Ed. et tr. Chabot J.-B. Paris, 1902, pp. 294-296..     van Esbroeck M.Primaute, Patriarcats, Catholicossats, autocephalies en orient//Il primato des Vescovo di Roma nel primo millenio. Ricerche e testimonianze, ed. M. Maccarrone, Vatican 1991, 493-521.

http://bogoslov.ru/article/1876991

«По вере и упованию вашему да будет вам. Вы огорчились на меня и на архимандрита Ниловского за то, что не исполнили вашего желания относительно частицы мощей преподобного Нила Столобенского. Но ни я, ни архимандрит не виноваты пред Вами. О. архимандрит Арсений писал мне, что «нетленные мощи угодника Божия, с переложением оных из прежней раки в настоящую, по указу Св. Синода, почивают опечатанными, и только оставлено место на челе, к которому прикладываются. Между тем, Вы пишете в последнем письме (от 13 сего ноября), что Вы не теряете надежду получить частицу мощей преподобного Нила. И вот, ваша надежда не посрамила Вас. Вы получите, по неизреченной милости Божией, не только просимое, но и более, нежели просили. Я посылаю Вам ныне ­же, чрез почту, сребро-позлащенный ковчежец с частицами мощей разных святых, в том числе и преподобного Нила. Святыня эта приносится в благословение вашей новоучрежденной обители игумениею здешнего Христорождественского монастыря Палладиею 233 . В монастырь ­же эта святыня поступила от монахини Агапиты (в мире дворянки Смоленской губернии, Коленовой), скончавшейся в 1874 году. А монахиня Агапита получила ее в благословение от духовного отца своего и руководителя, Ниловского архимандрита Агапита, скончавшегося в 1849 году. Но устройство ковчежца, в коем положены частицы св. мощей, судя по начертанию на нем надписей, относится к давнему времени (к концу XVII или началу XVIII в.). Итак, душевно радуюсь, что Господь даровал мне возможность исполнить, и даже с избытком, ваше благочестивое желание. Примите, досточтимый Андрей Феодорович, мое сердечное приветствие и духовное сорадование вашей истинной радости о предстоящем торжестве открытия обители в честь и славу Пресвятой Владычицы Богородицы. Да процветает, яко крин, ваша св. обитель и да приносит обильные плоды иноческих добродетелей! P. S. Я уверен, что Вы уведомите матерь игумению Палладию о получении святыни. Сребро-позлащенный ковчежец, мерою в длину 2 вершка, в ширину 1 ¼ вершок. На верхней доске его, вверху, в полукружии, изображение Господа Вседержителя; ниже – Благоверный Князь Михаил Тверский и преподобный Нил Столобенский.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

Своеобразное служение миру носит Прохор Лебедник, постригшийся в конце XI века. Свое прозвание он первоначально получил от изобретенной им формы постничества. Он никогда не ел другого хлеба, кроме приготовленного из собранной им самим лебеды. Замечательно однако, что Поликарп, автор его жития, подчеркивает особую легкость его жизненного пути («легко проходя путь»), как воплощения Христовой бедности: «бысть житие ; его, яко единаго от птиц». Во время голода аскеза святого превращается в подвиг благотворения. Он печет свой хлеб из лебеды для множества приходящих к нему, и горький хлеб чудесно становится сладким... Однако, украденные у него хлебы – горьки, как полынь. Во время бедственного недостатка соли, Прохор раздает пепел, чудесно превращающийся в соль. Это приводит его в столкновение сначала с киевскими купцами-спекулянтами, а потом и с самим князем Святополком, который не останавливался, ради корысти, перед ограблением соляных запасов святого. Соль, конечно, обращается обратно в пепел, и корыстолюбивый князь примиряется с Прохором. Впоследствии, для погребения святого, он бросает даже поле битвы перед сражением, за что получает победу над «агарянами» (половцами) по молитве святого. К таким же истинным ученикам Преп. Феодосия можно отнести смиренного просвирника Спиридона, который был «невежа словом, но не разумом», й с благоговением совершал свой положенный труд, беспрестанно твердя псалтырь, которая «изыде из уст». Но уже в образах близких к Феодосию Агапита и Григория Чудотворца проглядывают и некоторые новые черты. Агапит – «безмездный» врач («лечец») посвящает себя уходу за больными. Лечит он их молитвой и, для виду, «зелием» – теми овощами, которые составляют его пищу. Но его житие, посвященное любви, превращается в Патерике исключительно в историю борьбы Агапита с врачом-армянином и его светской медициной. В борьбе этой святой побеждает, а армянин кончает пострижением в Печерском монастыре. Однако, победа достигается силою чудес, а не кротостью 10 . Григорий Чудотворец от самого Феодосия «научен бысть житию чернеческому, нестяжанию, смирению и послушанию».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Появление армян в Киеве (наряду с поляками-латинянами) вызвало гнев игумена Феодосия, что отразилось не только в устной его полемике с ними, но и в письменном обращении к князю Изяславу Ярославичу (поселившему в Киеве неправославных подданных). Во втором послании, написанном в 1069 г. по поводу приглашения князем Изяславом в Киев поляков-латинян (для подавления восстания горожан) – «Слове святого Феодосья игумена Печерьскаго монастыря о вере крестьянской и о латынськой», св. Феодосий критикует латинские церковные обряды, в числе которых и армянские: употребление опресноков во время Евхаристии, отсутствие у них икон и особенное почитание ими креста , обычай посыпать новорожденного солью . Согласно прп. Феодосию, «бывшему в иной вере – в латинской ли, в армянской ли, в сарацинской ли – не видеть жизни вечной, ни чести быть со святыми» . Не принимали вероучение Армянской Церкви и многие другие представители русского духовенства. В житии еще одного подвижника Киево-Печерского монастыря прп. Агапита († ок. 1095 г.) сохранилась история его взаимоотношений с врачом-армянином (из армянской колонии Киева), известного и пользовавшегося благорасположением при великокняжеском дворе . Для прп. Агапита данный армянин был по вероучению «иноверный и нечестивый» . Имевший от Бога дар врачевания, прп. Агапит вышел победителем в состязании (в предсказаниях) с врачом-специалистом, в результате чего, посчитав это чудом, врач-армянин перешел в православие и стал монахом Киево-Печерского монастыря .          На стене одной из старых подземных келий данного монастыря во время раскопок были обнаружены надписи 1105 г., среди которых имеются знаки не только кириллицей, но среди текста неразборчивыми армянскими буквами можно определить написанное по-армянски имя – «Василий», возможно имя указанного врача-армянина, а в старых пещерах найдены следы еще одного армянина – захоронение XI–XII в. «святого отрока-армянина» . 3. Участие представителей ученого духовенства Армянской Церкви и Русской Церкви в Киевском соборе 1157 г. для совместной борьбы с сектантским учением «армянина мниха Мартина»

http://bogoslov.ru/article/6192720

Рассмотрение дела о недействительности разрыва договора аренды перенесено на 19 мая 2023 года. 22-23 апреля Блаженнейший митрополит Киевский и всея Украины Онуфрий совершил богослужения в лаврском храме преподобного Агапита Печерского. В проповеди митрополит Онуфрий призвал верующих «не поддаваться на провокации» и молиться, «чтобы Господь вразумил тех людей, которые поднимают руку на Церковь, забирают, закрывают храмы, монастыри».  24 апреля митрополит Онуфрий пришел на молитвенное стояние у входа в Лавру, отслужив молебен с акафистом.  29-30 апреля Блаженнейший митрополит Онуфрий вновь совершил богослужения вхраме прп.АгапитаПечерского в Лавре. 29 апреля по окончании всенощного бдения группа радикалов возле Киево-Печерской лавры попыталась напасть на Предстоятеля Украинской Православной Церкви, набросившись на него с криками. Полицейские вместе с иподиаконами и верующими, которые закрыли собой митрополита Онуфрия, успели предотвратить нападение. 30 апреля сотрудники полиции не допускали верующих к храму прп. Агапита Печерского на встречу Предстоятеля Украинской Православной перед началом богослужения, заставляя их ждать за шлагбаумом до 8.00. Теперь это время, когда официально начинает работать заповедник «Киево-Печерская лавра». В проповеди митрополит Онуфрий подчеркнул, что все те, кто оскорбляют христиан, пытаются их озлобить и клевещут на них, на самом деле имеют целью одно — «они хотят оторвать такого человека от Бога, чтобы он стал таким, как они».  Стояние верующих Украинской Православной Церкви у Киево-Печерской лавры продолжается уже месяц — с 29 марта. Прихожане защищают обитель, несмотря на провокации со стороны активистов «ПЦУ». Захваты храмов и переходы общин  19 апреля активисты «Православной церкви Украины» срезали замки на дверях Никольского храма в селе Гильча Ровенской области. Как рассказали очевидцы, рейдеров было немного — несколько женщин и мужчин в нетрезвом состоянии, которые пришли к храму уже с инструментами для срезания замков, действовали они под защитой полиции.  

http://edinstvo.patriarchia.ru/db/text/6...

После многих трудов и подвигов богоугодных разболелся сам безмездный врач, блаженный старец Агапит. Врач-армянин пришел тогда к нему, как бы для посещения, и стал спорить с ним о врачебной хитрости, спрашивая: «Каким зелием врачуется этот недуг?» Блаженный отвечал: «Тем, какое укажет Господь — Врач души и тела». Тогда армянин, считая преподобного за невежду во врачевании, сказал своим: «Он ничего не понимает в этом искусстве». Затем, взяв св. Агапита за руку, сказал: «Истинно говорю тебе, что в третий день ты умрешь. Если же изменится слово мое, то сам я изменю жизнь мою и буду таким же монахом, как ты». Блаженный отвечал: «В этом ли состоит твое искусство? Ты говоришь о смерти, а не о помощи твоей. Если ты искусен, то исцели меня; если же не можешь, то что укоряешь меня, предсказывая через три дня смерть; ибо Господь возвестил мне, что отойду к Нему только через три месяца». «Ты изменился уже весь и изнемог, — возразил армянин, — и такие не могут прожить более 3-го дня». Между тем принесли блаженному Агапиту, столь больному самому, некоего болящего из города Киева для исцеления. Блаженный пречудной Божией помощью тотчас встал, как будто и не болел, и, взяв обычное свое зелие, употребляемое в пищу, показал армянину, говоря: «Вот зелие врачевания моего, виждь и разумей». Тот же, посмотрев, сказал святому: «Это не из наших зелий, но, может быть, из Александрии». Тогда преподобный дал болящему свое зелие и, помоливишсь, тотчас исцелил его. Затем, обращаясь к армянину, сказал: «Чадо, молю тебя, ешь и ты это зелие со мною». Но тот ответил: «Мы, отче, постимся в этом месяце четыре дня, а потому теперь у нас пост». Услышав это, блаженный спросил его: «Кто же ты и какой веры?» — «А разве ты не слышал обо мне? Я армянин». Тогда блаженный сказал ему: «Как осмелился ты войти сюда и осквернить мою келлию и держать грешную мою руку! Уйди от меня, иноверный и нечестивый!» Тот, посрамленный, ушел. Святой Агапит, по предсказанию своему, почил после того ровно через три месяца, в первый день месяца июня. Честные мощи его братия положили в пещере прп. Антония. Через несколько времени после смерти преподобного Агапита врач-армянин снова пришел в Печерский монастырь и сказал игумену: «Теперь я оставлю армянскую ересь и истинно верую в Господа Иисуса Христа, желая Ему работать во святом иноческом чине. Ибо мне явился блаженный Агапит, говоря: «Ты обещался принять иноческой образ, и если солжешь, то погубишь душу свою», я же теперь верую, что явившийся мне поистине свят. Ибо когда он захотел прожить три месяца, то Господь ему это время дал, и если бы он захотел прожить три года, то Господь послушал бы его. Поэтому он сам захотел уйти от нас, как святой, желая царствия святых. Поэтому я желаю вскоре исполнить повеление сего святаго мужа». Слыша это от армянина, игумен постриг его в иноческий чин, и бывший армянин в подвигах Православия окончил жизнь свою.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=841...

– Владыка Савва читал много, собрал обширную библиотеку… – …и завещал ее Московской духовной академии. Принял правильное решение: распорядиться библиотекой заблаговременно. Когда умер Новоспасский архимандрит Агапит, владыка Савва получил письмо от их общего знакомого: «Отец Агапит предполагал подарить свою библиотеку Владимирской семинарии, но письменного завещания составить не успел… преосвященный Иннокентий, снисходя к бедным родственникам отца Агапита, которым никакого после него наследства не осталось, велел отдать им его библиотеку. Родные разделили библиотеку на три части… Не захотите ли Вы купить что-либо из библиотеки отца Агапита?» Владыка отвечал: «Такова печальная судьба большей части библиотек нашей ученой братии. Боюсь, как бы и с моею библиотекою не случилось того же». И когда владыка сделал распоряжения о своем книжном собрании, вдова ректора Академии художеств В.А. Иордан ему написала: «Ублажаю Вас, Владыко Святый, что Вы так мудро распорядились со своим сокровищем. Всей душой скорблю, что преосвященный Феофан не сделал этого. Библиотеку, как и все оставшееся после него имущество, наследует племянник его, мирской человек, который, пожалуй, распродаст книги по частям букинистам». – Кто опубликовал «Хронику»? – Внучатый племянник владыки Г.Ф. Виноградов служил в Лефортово, в храме Петра и Павла. Он и стал издателем «Хроники» архиепископа Саввы, которая дошла до нас в девяти томах. – А труды митрополита Филарета (Дроздова) кто подготовил к изданию? – Труды святителя готовили Н.И. Григорович и А.В. Гаврилов. После смерти Григоровича Александр Васильевич остался один. В письме к владыке Савве он писал: «Мой Филарет медленно движется… Когда окончу, с радости учиню дебош. Вот до чего может довести Филарет человека, который слишком им занимается. Хорошо я его проштудировал и откровенно сознаюсь: много в нем было неясного… Писать его биографию – великий труд». Владыка отвечал: «Оканчивайте, оканчивайте скорее Филарета и для дебоша приезжайте в Тверь». – В Твери ему приходилось встречать и многих высокопоставленных особ, направлявшихся в Петербург. Хорошее у него было место служения.

http://pravoslavie.ru/102844.html

Мне остается еще исполнить одно дело – издать Сборник частных писем великого Святителя к разным лицам. Этих драгоценных писем имеется в моих руках значительное количество; выйдет изрядный том». 29-го­ числа писал я в село Высочиновку А.Ф. Ковалевскому: «По вере и упованию вашему да будет вам. Вы огорчились на меня и на архимандрита Ниловского за то, что не исполнили вашего желания относительно частицы мощей преподобного Нила Столобенского. Но ни я, ни архимандрит не виноваты пред Вами. о. архимандрит Арсений писал мне, что «нетленные мощи угодника Божия, с переложением оных из прежней раки в настоящую, по —152— 1886 г. указу Св. Синода, почивают опечатанными, и только оставлено место на челе, к которому прикладываются. Между тем, Вы пишете в последнем письме (от 13-го сего ноября), что Вы не теряете надежду получить частицу мощей преподобного Нила. И вот, ваша надежда не посрамила Вас. Вы получите, по неизреченной милости Божией, не только просимое, но и более, нежели просили. Я посылаю Вам ныне ­же, чрез почту, сребро­-позлащенный ковчежец с частицами мощей разных святых, в том числе и преподобного Нила. Святыня эта приносится в благословение вашей новоучрежденной обители игуменией здешнего Христорождественского монастыря Палладией. 3420 В монастырь ­же эта святыня поступила от монахини Агапиты (в мире дворянки Смоленской губернии, Коленовой), скончавшейся в 1874 году. А монахиня Агапита получила ее в благословение от духовного отца своего и руководителя, Ниловского архимандрита Агапита, скончавшегося в 1849 году. Но устройство ковчежца, в коем положены частицы св. мощей, судя по начертанию на нем надписей, относится к давнему времени (к концу XVII или началу XVIII в.). Итак, душевно радуюсь, что Господь даровал мне возможность исполнить, и даже с избытком, ваше благочестивое желание. Примите, досточтимый Андрей Феодорович, мое сердечное приветствие и духовное сорадование вашей истинной радости о предстоящем торжестве открытия обители в честь и славу Пресвятой Владычицы Богородицы. Да процветает, яко крин, ваша св. обитель и да приносит обильные плоды иноческих добродетелей!

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010