Что из сказанного здесь о святителе Тихоне Задонском и им же самим написанного можно опустить в данной работе ради большей краткости? Не поднимается рука пренебречь ни одним из приведенных свидетельств его добродетелей и подвигов и ни одним из его изречений. Зато и вывод о том, почему святитель рад был приезду находящегося под судом Санаксарского строителя старца Феодора, как никакому другому посетителю, теперь напрашивается сам собой. Встретились духовно родственные и святые души. И святитель, и преподобный следом за святым апостолом Павлом могли бы воскликнуть, навсегда расставаясь после трех дней самого тесного духовного общения: «Кто отлучит нас от любви Божией: скорбь, или теснота, или гонение, или голод, или нагота, или опасность, или меч? как написано: за Тебя умерщвляют нас всякий день, считают нас за овец, обреченных на заклание. Но все сие преодолеваем силою Возлюбившего нас. Ибо я уверен, что ни смерть, ни жизнь, ни Ангелы, ни Начала, ни Силы, ни настоящее, ни будущее, ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь не может отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем» ( Рим. 8, 35–39 ). Преподобному предстояло лишение сана и девятилетнее заключение в Соловках, святителю – продолжение его подвигов и строгий затвор. А эпизод их встречи нашел свое отражение в одиннадцатом кондаке Акафиста старцу Феодору Санаксарскому : В январе 1774 года воронежский губернатор сообщил в Синод, что Санаксарский строитель обратился к нему с жалобами на воеводу, но по губернаторскому рассмотрению обвинения его оказались несправедливыми 223 . Не удержался от того, чтобы подлить масла в огонь и Владимирский преосвященный Иероним, который донес Синоду, что настоятель Санаксарского монастыря иеромонах Феодор оказался виновен во многих непорядочных и противозаконных поступках. В 1768 году он без ведома архиерея лишил священнослужения и братской трапезы иеромонаха того монастыря Венедикта и иеродиакона Пармена за то, что они просили уволить их по слабости здоровья от установленной Феодором в церкви продолжительной службы.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Sanaksa...

http://www.foma.ru/article/index.php?news=4216 Лука-Агапит (Киев, Пушкинский парк) 30 августа 2012, 12:24 о.Андрей писал: " Студент тогда, к сожалению, ушел из храма на своих ногах и не был разодран на части возмущенными людьми, собравшимися для молитвы, чего он был, несомненно, достоин. Говорю это с полной ответственностью за каждое слово... " св.ап.Иоанн писал: " Духа истины, Которого мир не может принять, потому что не видит Его и не знает Его... " (Ин.14.17) и св.ап.Лука писал: " Но Он, обратившись к ним, запретил им и сказал: не знаете, какого вы духа... " (Лк.9,55) и " ...Иисус же говорил: Отче! прости им, ибо не знают, что делают... " (Лк.23,34) Так что же? Рвать студентов-кощунников с благословения стяжателей славы Гапона, или - подражать Христу? Евфросиния 30 августа 2012, 11:55 Батюшка, благодарю от всего сердца, что вы находите те самые слова, которые вновь и вновь делают меня вменяемой и адекватной, вы каждый раз потрясаете и протрясаете мое сознание, вы как компас! Милости от Господа и крепости пера! Наталия 30 августа 2012, 11:46 Спасибо за текст. Вроде факт известный, но забытый. Много чего мы как бы знаем, а на самом деле не знаем. Всё повторяется, возможно, Господь нам ясно показывает, чем может кончится. Такое кощунство, что тогда, что сейчас стало возможным и потому, в самой Святой Церкви не отделяются овцы от козлищ. Существуют рядом священники молитвенники и труженики, их в церковных СМИ не особенно заметно, и либералы с известными мыслями и запахом весьма громко, постоянно, и очень соблазняют своими речами интеллигентов-православных. А вонь она сильнее мира в страшные наши дни всеобщего предательства. Артём 30 августа 2012, 10:20 " Если бы народ действовал в подобных случаях более жестко и адекватно, наглость шакалов уменьшалась бы на глазах " Полностью согласен с отцом Андреем и теми, кто призывает не размазывать сопли, а защищать Православные Святыни и Церкви от кощунства. Ведь закон для всех один: один-два раза продемонстрировал слабость, в третий раз тебя сотрут в порошок. Видимо настало время православным демонстрировать силу. Не жестокость, не религиозный фанатизм со взрывчаткой вокруг талии! Нет! Силу и готовность защищать свою Веру не только словом, но и крепким кулаком.

http://pravoslavie.ru/55726.html

5 здесь и далее в тексте: Схиархимандрит о. Агапит (Беловидов). «Жизнеописание Оптинского Старца иеросхимонаха Амвросия». Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1992. 31 3азирать заглядывать, наблюдать скрытное, замечать чьи-то проступки; порицать, хулить, осуждать (В. Даль). 32 Себялюбие более относится к корысти; забота о самом себе и равнодушие ко благу ближнего, эгоизм. 33 Самолюбие пристрастие к себе, суетность и тщеславие во всем, что касается своей личности, желание первенства, почета, отличия, преимуществ перед другими (В. Даль). 5 здесь и далее в тексте: Схиархимандрит о. Агапит (Беловидов). «Жизнеописание Оптинского Старца иеросхимонаха Амвросия». Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1992. 5 здесь и далее в тексте: Схиархимандрит о. Агапит (Беловидов). «Жизнеописание Оптинского Старца иеросхимонаха Амвросия». Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1992. 5 здесь и далее в тексте: Схиархимандрит о. Агапит (Беловидов). «Жизнеописание Оптинского Старца иеросхимонаха Амвросия». Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1992. 5 здесь и далее в тексте: Схиархимандрит о. Агапит (Беловидов). «Жизнеописание Оптинского Старца иеросхимонаха Амвросия». Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1992. 37 Сито − частое решето, в которое сеют, бьют, протирают и цедят; самое крупное − грохот, среднее − решето (В. Даль). 38 Наипаче − в особенности, пуще; более всего, особенно же, наиболее, преимущественно (В. Даль). 5 здесь и далее в тексте: Схиархимандрит о. Агапит (Беловидов). «Жизнеописание Оптинского Старца иеросхимонаха Амвросия». Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1992. 42 Внимать усваивать себе слышанное или читанное, устремлять на это мысли и волю свою; применять наставления к делу (В. Даль). 5 здесь и далее в тексте: Схиархимандрит о. Агапит (Беловидов). «Жизнеописание Оптинского Старца иеросхимонаха Амвросия». Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1992. 5 здесь и далее в тексте: Схиархимандрит о. Агапит (Беловидов). «Жизнеописание Оптинского Старца иеросхимонаха Амвросия». Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1992. 5 здесь и далее в тексте: Схиархимандрит о. Агапит (Беловидов). «Жизнеописание Оптинского Старца иеросхимонаха Амвросия». Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1992.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Optin...

И вот уже Владлен и отец Агапит сиротливо стояли рядышком на краю шоссе, в ожидании попутной машины. Рюкзак теперь висел за плечами Владлена, сумка тоже стояла возле его ног. Отец Агапит одной рукой опирался на его плечо, а другой на сложенные вместе костыли. Вид у них обоих был плачевный и нелепый, а по ночному делу так и подозрительный. Машины, видимо, ходили здесь редко. Они стояли с полчаса, не меньше, прежде чем за деревьями послышался шум мотора и замелькал между стволами свет фар. Отец Агапит заблаговременно поднял руку. Рядом с ними остановился грузовик, пожилой солидный водитель приспустил стекло и высунулся из кабины: – У меня только одно место – садитесь вы, батюшка! – Да нет, спасибо, мы вдвоем! – ответил иеромонах. – А до ближайшего населенного пункта далеко? – Километров десять. – Садись, отец Агапит, ты пешком не дойдешь! – подтолкнул его Владлен. – Нет, мы вдвоем… – Ну, как хотите! Водитель уговаривать их не стал и закрыл окно. Грузовик затарахтел и стал набирать скорость. – Ты чего не поехал-то, отец Агапит? Подождал бы меня там, впереди, а я уж десяток километров как-нибудь осилил бы и через пару часов нагнал тебя. – Да не дело это – разделяться, – ответил иеромонах, – особенно ночью, зимой… – Ты что, за книги свои беспокоишься? Так ты ж мог с собой их в кабину взять или в кузов закинуть! – Ничего, вдвоем так вдвоем… – Да ёшкин корень, это тебе ничего! – вскинулся вдруг Владлен. – А мне библиотеку твою переть да и тебя самого в придачу! В следующую машину чтоб садился и никаких! Отец Агапит поглядел на него с интересом, гадая, о ком заботится Владлен – о себе или о нем? Так и не разобравшись, он вздохнул и опять стал слушать дорогу. Но кругом стояла зимняя ночная тишина, и только ветер шумел в верхушках деревьев. Владлен вдруг сказал: – Отец Агапит, а ведь у нас костыли есть! Может, ты на костылях идти попробуешь? – Ну что ты, Владик? Это же, наверное, целая наука… – Да какая там наука? Я ж научился. Ну-ка, давай попробуем! Подыми руки-то! Отец Агапит послушно поднял руки, и Владлен подсунул ему под мышки сначала один костыль, потом другой. Иеромонах сначала неуверенно пощупал концами костылей дорогу, а потом решился и сделал первые шаги.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

Желая получить сведения об участниках постригов в монашество, следователь спросил монаха Агапита: " Скажите, когда Вас постриг в монахи Никон Беляев, где именно это происходило и кто при этом еще был? " О.Агапит хорошо понимал, как именно следователь будет интерпретировать каждый его ответ, и, зная, что тот по существу незаконно спрашивает его об этом, так как статьи, предполагающей уголовную ответственность за постриг в монашество, не существует, кроме того, есть вопросы сугубо личные, интерес к которым следователя как представителя власти ничем не может быть обоснован, сказал: - На этот вопрос я отказываюсь давать ответ. - Почему? - Поскольку касается личной моей жизни. Это был исчерпывающий и с точки зрения закона, и по христианской совести ответ, и на этом допросы были прекращены. 19 декабря 1927 года Особое Совещание при Коллегии ОГПУ приговорило монаха Агапита к трем годам заключения в концлагере на Соловках без права на амнистию. Этап на Соловки был отправлен 27 января 1928 года. В марте 1928 года осужденные прибыли в Кемский пересыльный пункт. Первое время о.Агапит и о. Никон жили в лагере вместе, в одном бараке, но затем монаха Агапита отправили в одну из лагерных командировок в лес, на побережье Белого моря, а отец Никон был оставлен в Кеми. На Соловках о.Никон и о.Агапит пробыли немногим более двух лет. По окончании срока заключения Постановлением Особого Совещания при Коллегии ОГПУ СССР от 23 мая 1930 года из лагеря они были освобождены и приговорены к трем годам высылки в Северный край. Им было разрешено поселиться в вольной ссылке в Архангельске . В Архангельск о. Агапит прибыл в одном этапе с отцом Никоном в июне 1930 года. Они стали жить недалеко от города в деревне Нижнее Ладино . Вскоре о.Никона отправили в Пинегу, а о. Агапит остался жить вблизи Архангельска. В ссылке о. Агапит был прихожанином Воскресенской церкви г. Архангельска . В Архангельске он познакомился с архиепископом Архангельским Антонием (Быстровым) и некоторыми ссыльными епископами и священниками.

http://drevo-info.ru/articles/13677572.h...

В Архангельске им пришлось проходить медицинскую комиссию. Врач, обследовавший отца Никона, заметил, что по состоянию здоровья он мог бы быть направлен в лучшие климатические ус­ловия. «Отец Никон, привыкший отсекать свою волю, спро­сил совета у отца Агапита, который не посоветовал ему пред­принимать что-либо в этом направлении, и отец Никон сказал: „Воля Божия да совершается!“ По прибытии в Ар­хангельск отец Никон и отец Агапит некоторое время жили вме­сте. Вскоре отца Никона отправили в Пинегу, а отец Агапит остался один вблизи Архангельска», в селе Заостровье. Монаху Агапиту в то время не присылали посылок, и монахи­ня Амвросия (Оберучева) спросила его как-то в письме, не нужно ли чего послать. Он ответил, что нуждается в сапогах, так как его отправляют на работу в лес, на болото. Монахиня Амвросия зака­зала сшить сапоги монаху-сапожнику, который раньше шил для отца Агапита и знал его мерку, и затем отправилась в деревню за несколько километров от Архангельска передать их ему вместе с продуктами. «В этой же деревне, – вспоминала она впослед­ствии, – поселился и присланный сюда с Соловков владыка Ти­хон [h] Гомельский. Он радушно встретил нас. Помещение у него было хорошее, он снимал две комнаты. В одной была марлевой занавеской отделена часть для алтаря». Монах Агапит нашел квартиру для монахини Амвросии и посетил ее на следующий день. Он рассказал ей об отце Никоне, с большой любовью и те­плотой вспоминая их совместную жизнь и грустное расставание, и попросил, чтобы мать Амвросия обязательно писала отцу Нико­ну, так как ее письма всегда были для того большим утешением. Получив добротные сапоги, он отдал в починку валенки; через день он был арестован вместе с епископом Тихоном. В архангельской ссылке монах Агапит познакомился с архи­епископом Архангельским Антонием (Быстровым) и некоторы­ми ссыльными епископами и священниками, а с владыкой Тихо­ном (Шараповым) он оказался в самом ближайшем соседстве. 23 января 1931 года архиепископ Антоний был арестован, по тому же делу были арестованы двадцать один человек и среди них мо­нах Агапит. На допросе следователь спросил его, знает ли он о со­вершавшихся епископом Тихоном тайных богослужениях. Зая­вив, что он никогда не видел, чтобы его сосед-епископ совершал дома богослужения, и что никаких бесед между ними не было, монах Агапит сказал: «Виновным в антисоветской агитации себя не признаю, так как никогда и нигде на политическую тему антисоветских разговоров не вел».

http://fond.ru/kalendar/540/agapit/

19 декабря 1927 года Особое Совещание при Коллегии ОГПУ приговорило монаха Агапита к трем годам заключения в концлагере на Соловках. Но он был оставлен на пересыльном пункте в Кеми, куда был отправлен и его духовный отец. Первое время они жили в лагере вместе, но затем монаха Агапита отправили в одну из лагерных командировок в лес, на побережье Белого моря, а отец Никон был оставлен в Кеми. По окончании срока заключения, 23 мая 1930 года Особое Совещание приговорило монаха Агапита к трем годам ссылки, и он был отправлен в Архангельск, куда прибыл в одном этапе с отцом Никоном. Вскоре отца Никона отправили в Пинегу, а отец Агапит остался жить вблизи Архангельска. Отцу Агапиту в то время никто не присылал посылок, и монахиня Амвросия (Оберучева) спросила его в письме: не нужно ли чего послать. Он написал, что нуждается в сапогах, так как его отправляют на работу в лес, на болото. Монахиня Амвросия заказала пошив сапог монаху-сапожнику, который и раньше шил для отца Агапита и знал его мерку, и затем отправилась в деревню за несколько километров от Архангельска передать их вместе с продуктами отцу Агапиту. Отец Агапит нашел квартиру для монахини Амвросии и посетил ее на следующий день. Он стал ей рассказывать об отце Никоне; с большой любовью и теплотой он вспоминал их совместную жизнь и грустное расставание и попросил, чтобы мать Амвросия обязательно писала отцу Никону, так как ее письма всегда были для того большим утешением. Получив добротные сапоги, отец Агапит отдал в починку валенки, а через день снова был арестован. Живя в Архангельске, монах Агапит познакомился с архиепископом Архангельским Антонием (Быстровым) и некоторыми ссыльными епископами и священниками. 23 января 1931 года архиепископ Антоний был арестован, по тому же делу были арестованы двадцать один человек и среди них монах Агапит. На следствии он заявил: «Виновным в антисоветской агитации себя не признаю, так как никогда и нигде на политическую тему антисоветских разговоров не вел».  Монах Агапит был обвинен в том, что участвовал в помощи ссыльному духовенству, которую организовал архиепископ Антоний, и выдавал себя среди крестьян «за мученика и невинного страдальца за веру Христову». 2 декабря 1931 года он был приговорен к трем годам заключения в концлагерь и отправлен в Мариинские лагеря в Сибирь.

http://foma.ru/slishkom-ucheniy-monah.ht...

1 Мошна (мошня) – кошель, сумка, мешочек денежный; частная казна, деньги, богатство (В. Даль). 4 Толкач: 1) пест для толчения или растирки в ступе; 2) кто приставлен толочь что-либо (В. Даль). 5 здесь и далее в тексте: Схиархимандрит о. Агапит (Беловидов). «Жизнеописание Оптинского Старца иеросхимонаха Амвросия». Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1992. 6 Заклать кого-то или закалывать, заколоть – колоть до смерти, убивать уколом, ножом или другим подобным орудием (В. Даль). 8 Постригать, постричь кого-то во что-то − посвящать, рукополагать в монахи либо в духовное звание; причем, по обряду сему, выстригают немного волос (В. Даль). 5 здесь и далее в тексте: Схиархимандрит о. Агапит (Беловидов). «Жизнеописание Оптинского Старца иеросхимонаха Амвросия». Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1992. 5 здесь и далее в тексте: Схиархимандрит о. Агапит (Беловидов). «Жизнеописание Оптинского Старца иеросхимонаха Амвросия». Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1992. 5 здесь и далее в тексте: Схиархимандрит о. Агапит (Беловидов). «Жизнеописание Оптинского Старца иеросхимонаха Амвросия». Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1992. 18 Илия – замечательнейший после Исайи из ветхозаветных пророков и глава общества сынов пророческих в царстве Израильском (Библейская энциклопедия). 20 Иаков – патриарх, родоначальник народа израильского, брат Исава. Его история излагается в Книге Бытия. 5 здесь и далее в тексте: Схиархимандрит о. Агапит (Беловидов). «Жизнеописание Оптинского Старца иеросхимонаха Амвросия». Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1992. 23 Подвижник – подвизающийся на пути веры и праведничества. Подвизать, подвигнуть кого-либо на что-то – побудить, заставить сделать что-либо (В. Даль). 5 здесь и далее в тексте: Схиархимандрит о. Агапит (Беловидов). «Жизнеописание Оптинского Старца иеросхимонаха Амвросия». Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1992. 28 Содом – древний город, находился в долине Иорданской, которая была в то время очень плодородной, поэтому и поселился в ней Лот, племянник Авраама, хотя жители Содома «были злы и весьма грешны пред Господом». «Сей же праведник, живя между ними (людьми неистово развратными), замечает апостол Петр, ежедневно мучился в праведной душе, видя и слыша дела беззаконные» ( 2Пет. 2, 8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Optin...

Владыка Агапит даже сердился как-то благородно. Сейчас так люди общаться уже не умеют. Дух другой Владыка Агапит даже сердился как-то благородно. Сейчас так люди общаться уже не умеют. Дух другой. Дмитрий, муж мой, говорит, вспоминая владыку: «Суть Православия – в благородстве». Мы же – сродники по Причастию Христа. А наш владыка Марк отмечает, что в Причастии нам только дается залог единства, любви – то, что мы все призваны еще только воплотить в реальность общения между собою. Это нам всем задание, а не единоличная привилегия-«награда» – подойти к Чаше. Вот владыка Агапит и жил так, что служил Господу, исполняя эти Его задания, конспект которых для нас, забывчивых, изложен в Евангелии. Только так и можно всем стать единым Телом Христовым. Внимание любви, при котором всё лучшее в людях расцветает Если что-то сильно владыке Агапиту не нравилось: какие-то чрезмерные женские эмоции, например, выплескиваемые через край, там, где этому не место, на приходском совете, допустим, – он ничего не отвечал, никак не реагировал, просто молча выслушивая всё это... И эта его кротость, которая тоже, возможно, ему давалась не всегда без внутреннего борения, потому как иногда он при таком своем молчании (когда другой бы наговорил уже массу резких вынужденных слов) сильно краснел, – она воспитывала и женщин, и мужчин лучше всяких поучений. Никто вообще не помнит, чтобы владыка Агапит на кого-то когда-то накричал. Он всегда хранил уважение к каждому человеку. А сам многое мог стерпеть, понести немощи нас, слабых. Как-то раз он загорелся было идеей записывать диски с песнопениями нашего хора, распространять их и тем еще собирать средства на храм, на поддержание духовенства, которое всё у нас практически вынуждено работать еще и на светских работах. Нам даже на балконе, где стоит обычно хор на богослужениях, уже установили звукозаписывающую аппаратуру, микрофончики к каждому развернули… А регент вдруг уперся: нет, и всё. И владыка Агапит не стал проявлять свою архиерейскую власть или даже просто как-то, что по-человечески вполне можно было бы понять, выказывать, как ему на самом деле больно...

http://pravoslavie.ru/134294.html

19 декабря 1927 года Особое совещание при Коллегии ОГПУ приговорило монаха Агапита к трем годам заключения на Соловецких островах, и он был отправлен в пересыльный лагерь, располагавшийся в городе Кеми, где встретился с преподобным Никоном. Первое время они жили вместе, но затем монах Агапит попал на одну из лагерных командировок на побережье Белого моря. По окончании срока заключения монах Агапит был приговорен к трем годам ссылки и отправлен в Архангельск. Во время этапирования он снова смог встретиться со старцем Никоном. Однако вскоре после прибытия в Архангельск старца Никона перевели в Пинегу, а отца Агапита – в село Заостровье рядом с Архангельском. Многое о жизни отца Агапита в ссылке, о его встречах с преподобным Никоном стало известно благодаря воспоминаниям духовной дочери преподобного старца монахини Амвросии (Оберучевой), которая посетила ссыльного монаха в Заостровье, привезла ему посылку с продуктами и сапоги, необходимые для работ в лесу. Архиепископ Тихон (Шарапов)      В архангельской ссылке отец Агапит познакомился с архиепископом Архангельским Антонием (Быстровым) и другими ссыльными епископами и священниками, в частности, проживавшим по соседству епископом Гомельским Тихоном (Шараповым; впоследствии – архиепископ Алма-Атинский, расстрелян 10 ноября 1937 года). 23 января 1931 года архиепископ Антоний был арестован, и вместе с ним двадцать один человек, среди которых оказался и монах Агапит. Впоследствии отцу Агапиту было предъявлено обвинение в том, что он «являлся ближайшим сторонником епископа Тихона, участвовал в помощи ссыльному духовенству, которую организовал архиепископ Антоний, и выдавал себя среди крестьян за мученика и невинного страдальца за веру Христову». 2 декабря 1931 года монах Агапит был приговорен к очередным трем годам заключения в концлагерь и отправлен в Мариинские лагеря в Кемеровской области. Вернувшись из заключения, он поселился в Орле, где в то время жили многие ссыльные и отбывшие заключение в лагерях. Иногда он приезжал в Москву, где встречался с прежними знакомыми по Оптиной.

http://pravoslavie.ru/122489.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010