К Агапиту епископу Томскому Преосвящ. Агапит (Вознесенский), кандидат 3 выпуска СПб. академии, 12 авг. 1834 г., был хиротонисан в епископы вновь открытой Томской епархии, в состав которой вошла Алтайская миссия. Первое из помещенных ниже писем к нему архим. Макария, было уже напечатано в Томских епарх. ведомостях, 1895 г., 20 (и перепечатано отсюда в Церковных ведомостях, 1896 г.., 2) с заглавием: «Первое донесение о состоянии Алтайской миссии первого ее начальника первому Томскому епископу». Второе из писем архим. Макария к еп. Агапиту, перепечатывается из книги г. Птохова: «Архимандрит Макарий», стр. 99−100, извлекшего его из Архива канцелярии обер-прокурора Св. Синода (Дело 1838 г. 20783). 68 Преосвященнейший Владыко милостивый Архипастырь, Вкупе со всей паствой, Великим Пастыреначальником вверенной Вашему попечению, служащая в Бийском округе при обращении иноверцев в христианскую веру церковная миссия, передает себя Вашему, святитель Христов, Архипастырскому покровительству. Сия миссия введена в действование, 1830 года августа 3 дня, Архиепископом, ныне Рязанским, Преосвященнейшим Евгением, и тогда же получила от Его Высокопреосвященства походную церковь во имя Всемилостивейшего Спаса. Первоначально сотрудниками моими были семинаристы Василий Попов и Алексей Волков. Первый, послужив со мной два месяца с немногим, в Бийске скончался, а последний, в 1832 году женился и вышел из церковного звания в гражданскую службу. Между тем, в 1831 г. вступил в сотрудничество со мной один семидесятилетний старец из поселенцев – Петр Лисицкий, который и ныне проходит служение с постоянным терпением и усердием, и по благословению Архиепископов Тобольских Преосвященнейших Евгения и Афанасия, в нынешнем году представил Епархиальному начальству прошение о введении его в духовное звание и в монашество. Кроме него с июля 1832 г. служит при миссии в должности толмача, один из крещенных мной татар – Федор Михайлов сын Иштанаков. Миссия служила доселе в соединении 217 иноверцев с Восточной христианской Церковью.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Altajs...

В Твери состоялись торжества по случаю 705-летия мученической кончины благоверного князя Михаила Тверского 5 декабря 2023 г. 18:30 5 декабря 2023 года, в день памяти благоверного князя Михаила Тверского, в Спасо-Преображенском кафедральном соборе на Соборной площади Твери сонм архиереев Тверской митрополии совершил Божественную литургию. В этот день отмечается 705-летие мученической кончины покровителя Твери — благоверного князя Михаила Тверского и пятилетие со дня первой Божественной литургии в возрождающемся кафедральном Спасо-Преображенском соборе Твери. Кроме того, в этот день сугубо молились об упокоении приснопамятного Святейшего Патриарха Алексия II , отошедшего ко Господу 15 лет назад. Божественную литургию возглавил  митрополит Тверской и Кашинский Амвросий . Его Высокопреосвященству сослужили митрополит Виктор (Олейник) , епископ Ржевский и Торопецкийо Адриан , епископ Бежецкий и Удомельский Филарет , секретарь Тверской епархии архимандрит Борис (Тулупов), секретарь Архиерейского совета Тверской митрополии , благочинный I Тверского округа протоиерей Павел Сорочинский, секретарь Епархиального совета священник Виталий Симора, руководитель административного секретариата Тверской епархии, ключарь Спасо-Преображенского собора священник Сергий Будков, благочинный IV Тверского округа протоиерей Александр Хомяк, клирик Вознесенского собора г. Твери иеромонах Нектарий (Гузеев), благочинный II Тверского церковного округа протоиерей Вадим Желябовский, благочинный III Тверского округа протоиерей Димитрий Курдюков, настоятель Воскресенского собора Твери иеромонах Агапит (Евдокимов), протоиерей Даниил Алыев, сотрудники протокола Тверской епархии священник Максим Луканов и иеромонах Антоний (Шкурметов), диакон Иоанн Зорин, протодиакон Роман Соколов, протодиакон Михаил Мельник, диаконы Михаил Быков, Николай Кувшинов, Сергий Рудик. На богослужении присутствовали губернатор Тверской области И.М. Руденя, заместитель председателя Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам А.Н. Епишин, председатель Законодательного Собрания Тверской области С.А. Голубев, главный федеральный инспектор по Тверской области аппарата полномочного представителя Президента Российской Федерации в Центральном федеральном округе И.А. Жуков, советник-консультант губернатора Тверской области В.И. Бабичев, почетный гражданин Тверской области В.А. Суслов, руководители территориальных подразделений федеральных ведомств, главы районов Тверской области, представители администраций города и области, многочисленные верующие.

http://patriarchia.ru/db/text/6082647.ht...

Состоялось заседание Священного Синода Украинской Православной Церкви Киев, 16 декабря 2007 г. 14 декабря в Синодальном Зале Киевской Митрополии под председательством Предстоятеля УПЦ Блаженнейшего Митрополита Киевского и всея Украины Владимира прошло заседание Священного Синода УПЦ. В нем приняли участие митрополиты Одесский и Измаильский Агафангел, Луганский и Алчевский Иоанникий, Черновицкий и Буковинский Онуфрий, Хмельницкий и Староконстантиновский Антоний, архиепископы Сумской и Ахтырский Марк, Николаевский и Вознесенский Питирим, епископ Горловский и Словянский Митрофан, управляющий делами УПЦ архиепископ Белоцерковский и Богуславский Митрофан. Заслушав информацию архиепископа Митрофана о ходе подготовки Собора УПЦ, назначенного на 22 декабря 2007 года, Священный Синод принял решение провести его в 2008 году, в рамках торжеств, посвященных 1020-летия Крещения Руси, сообщает официальный сайт УПЦ. Принято решение соединить Богословскую и Канонические комиссии в Богословско-Каноническую, которую поручено возглавить ректору КДА и С епископу Бориспольскому Антонию. Решением Священного Синода создан Церковный Суд УПЦ, его председателем назначен митрополит Черновицкий и Буковинский Онуфрий. При Священном Синоде образованы два новых отдела – «Миссия «Церковь и медицина», который возглавил епископ Васильковский Лука, и юридический отдел УПЦ под руководством В.Ф. Волынца, заслуженного юриста Украины. Принято решение разделить Херсонскую епархию на две самостоятельные – Херсонскую и Каховскую. Первой будет управлять архиепископ Херсонский и Таврический Иоанн, а епископом Каховским и Бериславским благословлено быть архимандриту Иосафу (Губеню), клирику Киевской епархии. Его хиротония будет совершена в Киеве. Священный Синод принял решение назначить архимандрита Александра (Драбинко), клирика Киевской епархии, епископом Переяслав-Хмельницким, викарием Киевской Митрополии. Хиротония нового епископа будет также совершена в Киеве. Синод освободил епископа Хусткого и Виноградовского Ипполита от управления Хустской епархией и отправил на покой. Управляющим Хустской и Виноградовской епархией назначен архиепископ Сумской и Ахтырский Марк, который освобожден от управления Сумской епархией. Ему же поручено временное управление Мукачевской епархией. Епископом Сумским и Ахтырским назначен епископ Северодонецкий и Старобельский Иларий, который освобожден от управления Северодонецкой епархией. На Северодонецкую кафедру назначен епископ Мукачевский и Ужгородский Агапит, который освобожден от управления Мукачевской епархией. 16 декабря 2007 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/25213.html

За Литургией были вознесены особые прошения и молитвы о единстве Святой Руси и о здравии Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Богослужебные песнопения исполнили детские хоры Богородицкого Житенного монастыря и Вознесенского Оршина монастыря. После Евхаристического канона митрополит Амвросий рукоположил иподиакона Александра Рычкова в сан диакона. Проповедь перед причастием произнес секретарь Тверской епархии , настоятель Николо-Малицкого монастыря игумен Борис (Тулупов). По окончании Литургии был совершен молебен преподобному Сергию. Затем митрополит Амвросий вручил церковные награды. Во внимание к трудам по строительству храма и в связи с 50-летием со дня рождения настоятель храма Сорока мучеников Севастийских г. Конаково Тверской области протоиерей Олег Шерышев был удостоен ордена преподобного Серафима Саровского III степени. Настоятель храма Рождества Христова г. Кашина Тверской области священник Вадим Фомин и сотрудник Тверской епархии И.А. Станичук были награждены медалью священномученика Фаддея III степени. Вечером глава Тверской митрополии с ковчегом с мощами преподобного Сергия посетил старый комплекс Суворовского училища — бывшее здание Тверской духовной семинарии, в котором ныне размещены призванные на военную службу в рамках частичной мобилизации. Митрополит Амвросий совершил молебен у мощей святого. После богослужения владыка обратился к собравшимся на плацу с архипастырским словом. Затем владыка благословил каждого из присутствующих и окропил их освященной водой. Все собравшиеся приложились к мощам преподобного Сергия. Монахи Свято-Троицкой Сергиевой лавры раздали иконки с изображением обретения честных мощей Преподобного. Затем мощи Игумена земли Русской вновь были доставлены в Воскресенский кафедральный собор. В ночь с 1 на 2 октября митрополит Амвросий совершил в соборе Божественную литургию. Владыке сослужили благочинный I Тверского округа протоиерей Павел Сорочинский, и.о. настоятеля Воскресенского собора иеромонах Агапит (Евдокимов), благочинный Кашинского округа протоиерей Александр Рычков, клирики Тверской епархии.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

Однако исполнение соборного решения затянулось почти на два столетия, епископ в Томск назначен не был, а томские приходы продолжали находиться под омофором Тобольских митрополитов. Только в 1834 году в Тоск назначается епископ и Томская епархия начинает своё практическое существование. Первым епископом Томским и Енисейским становится преосвященный Агапит (Вознесенский), человек образованный и благочестивый. Пред назначением в Томск он нес послушание настоятеля Елецкого монастыря в Чернигове и был инспектором Черниговской духовной семинарии. Провожая избранного епископа в далекую Сибирь, Агапиту вручили в Чернигове жезл святителя Феодосия Черниговского. Эта святыня была привезена в Томск, предавалась от одного епископа к другому и являлась символом Томской епархии. С образованием Томской епархии церковная жизнь в этом регионе становится более организованной и глубокой. По всей епархии строились храмы и часовни, открывались церковно-приходские школы, церковь заботилась о бедных и несчастных, противостояла человеческим порокам, боролась с пьянством. Православные миссионеры несли свет евангельской правды коренному населению Алтая и Нарымского края. Если в 1834 году в Томской епархии был 181 храм, то в 1917 году их было уже более 1600. Особого расцвета Томская епархия достигла в годы епископского служения в ней святителя Макария (Невского). Именного его заботами были завершены работы по строительству Троицкого собора, являвшегося уменьшенной копией храма Христа спасителя в г. Москве. В мае 1900 г. в этот собор из Благовещенской церкви была перенесена архиерейская кафедра. Через тяжелые испытания прошла Томская епархия, как и вся русская Православная церковь, после революции 1917 года. Тяжелые гонения и измены раскольников-обновленцев разоряли церковную жизнь. Множество епископов, священников, монахов и мирян за свою верность Богу и Церкви прошли через тюрьмы и ссылки, а многие за Христа отдали свою жизнь. Томская земля была обильно полита кровью христианских мучеников. В её недрах нашли последнее успокоение расстрелянный священномученник Ювеналий Рязанский и многие другие. Напоминанием о тех временах является наклоненный крест на куполе Воскресенской церкви. В 20-х годах власти приняли решение сбросить кресты с этого храма. На один из них была наброшена петля. За трос начали тянуть, крест наклонился, но не упал. Внезапно трос оборвался и один из рабочих погиб. Крест был оставлен на куполе, где и стоит до ныне - наклоненный, но не сломленный.

http://azbyka.ru/palomnik/Томская_област...

Вот что заявил бывший предстоятель УАПЦ «митрополит» Макарий (Малетич) по итогам «синода» журналистам сайта «Главком» : «“Есть один человек, который дальше не сдается и руководит так, как ему нравится, и все. Я сказал (на собрании) свое мнение как бывший предстоятель, чтобы такого больше не было, потому что никто ни с кем не советовался (относительно назначений членов Синода. – Главком )”, – продолжает Макарий критиковать патриарха Филарета. Митрополит даже не исключает обжалования принятых решений. “Здесь много последствий есть. Есть архиереи, пусть обращаются, если желают, к Вселенскому патриарху. Это их право”». Православный украинский блогер Александр Вознесенский прокомментировал прошедшее мероприятие : «По сути все предсказуемо. Филарет правит балом исходя из того, что УПЦ КП рулит и педалит. Макария это бесит, т.к. он в этой структуре почти никто. Макарий со своим замечательным характером сейчас еще с десяток интервью даст, а через 2–3 таких заседания начнет поднимать риторику о том, что так дальше сосуществовать невозможно. Хотя, может, и раньше. И тут же начнет писать пачки писем турецкому патриарху. Его проигнорят, Филарет ему скажет: “Посмотри на результат и знай свое место”, после чего обида уже будет расти в геометрической прогрессии». Кадровые назначения Но с какими бы сложностями ни проходило заседание «синода», кадровые назначения были сделаны. Постоянными членами «синода» на некий «переходный период» стали бывшие предстоятели «церквей»: Филарет – от УПЦ КП, Макарий – от УАПЦ и Симеон как бывший представитель УПЦ МП. Что это за «период» и сколько он продлится, точно не ясно. Кроме них в «синод» вошли: «митрополит Львовский и Сокальский» Димитрий (Рудюк), «архиепископ Черниговский и Нежинский» Евстратий (Зоря), «митрополит Черкасский и Чигиринский» Иоанн (Яременко), «архиепископ Полтавский и Кременчугский» Феодор (Бубнюк), «архиепископ Ровенский и Острожский» Иларион (Процик), «архиепископ Черновицкий и Хотинский» Герман (Семанчук), «архиепископ Вышгородский» Агапит (Гуменюк), «епископ Днепропетровский и Криворожский» Симеон (Зинкевич) и «архиепископ Донецкий и Мариупольский» Сергий (Горобцов), которого не было на заседании.

http://pravoslavie.ru/119335.html

А понеже, всечестная Госпоже, от чтения книг отеческих желанием возжелала еси обрести истиннаго наставника, иже бы тебе наставил на путь спасения, и Божиею помощию обретши таковаго, пребывала еси у него во истинном послушании, и содержиши и сестр святых в таковомжде послушании, и познала еси самым делом и искусом и плоды благословеннаго послушания, и плоды проклятаго преслушания: то нужда мне належит и о святем послушании к честности твоей мало написати… В конце подлинного письма рукой преподобного старца написано: Пречестности твоей со всеми святыми, во имя Христово собравшимимся сестрами, совершеннаго в заповедех Евангельских предуспеяния всеусерднейший желатель и недостойный Богомолец. Свято–Вознесенскаго Нямецкаго и Предтечева Секульскаго Молдовлахийских монастырей Архимандрит Паисий» 342 . А старец Софроний в своем письме к «Марии Петровне Протасьевой, Арзамасской общины начальнице» от 12 августа 1797 года упоминает ее письмо, написанное 16 августа 1795 года и изложенную в нем просьбу «о некоторых книгах, чтобы их здесь сыскать и прислать … для переписки; также прислать два рисунка с Чудотворной Иконы и портрет покойнаго нашего Блаженнаго Старца Паисия…» 343 . Это побуждает нас упомянуть и о бережно хранимом в Алексеевской общине портрете старца Феодора, по–видимому также написанном по просьбе Марии Петровны и тоже после его кончины. В другом же своем письме от 11 января 1800 года старец Софроний обращается к той же «Преподобнейшей Госпоже» и среди прочего желает, чтобы Христос благословил ее «здравием на всегда совершенным и долгими летами, на большее преумножение благаго таланта (ее) милостынею и благоусердным благоправительством порученных (ей) от промысла Божия сестер», и сообщает, что поминает «за упокой блаженныя памяти бывшаго начальника (ее) Святой обители, Иеромонаха Феодора» 344 . Среди следующих настоятельниц Алексеевской общины верной (хотя и заочной) ученицей старца Феодора была Ольга Васильевна Стригалова. Мария Петровна писала ей 31 декабря 1790 года: «… Из письма твоего вижу желание твое к нашей обители; весьма бы сие полезно вам было; могли бы увидеть Богоспасаемыя обители Саров и Санаксар, и отца нашего наставника иеромонаха Феодора, совершенно житие Богоугодное имущаго, могли бы видеть, и наставление от него своей жизни услышать…» 345 .

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Sanaksa...

Протоиерей Стефан Васильевич Ландышев (около 1819–1882) родился в селе Тепелево Нижегородской губернии; отец его был диаконом. Оставшись вдовцом с многочисленными детьми, он в нарушение церковных канонов решил взять новую мать для ребятишек. За это его строго наказали: сослали сначала в Тобольск, затем в Томск. Стефан учился в Нижегородской семинарии, но, получив письмо от заболевшего отца, оставил учение и поспешил в Томск. Стефан хотел докончить образование в Томской семинарии, но епископ Томский и Енисейский Агапит (Вознесенский) на просьбу отрока зачислить его в семинарию ответил: «Иди вон туда, в горы, поучись у Макария». Так Стефан стал помощником отца Макария (Глухарева) и поселился в Улале; он настолько привязался к своему наставнику, что отказался от места преподавателя в Томском духовном училище. Помощницей архимандрита Макария стала и мачеха Стефана. Сам Стефан желал по примеру учителя принять иноческий постриг, но отец Макарий рекомендовал ему найти невесту. Будущую супругу Стефан поехал искать в Москву где жил покровитель миссии протоиерей Николай Лавров. Матушкой стала Агриппина Ионовна – бедная сирота, прислуживавшая богатому и скупому родственнику. Благословил молодых на служение в горах Алтая митрополит Филарет (Дроздов) . На обратном пути из Москвы молодые заехали в Нижний Новгород, где Стефан экстерном сдал экзамены за богословский класс. В звании действительного студента он вернулся в Томск, где был рукоположен в сан священника. После отставки архимандрита Макария по его рекомендации отец Стефан в 1844 году был поставлен начальником миссии и возглавлял ее до 1865 года. При нем миссия расширилась, окрепла и утвердилась; к существовавшим станам прибавилось еще два; открылись шесть миссионерских школ; было положено начало миссионерским монастырям на Алтае; появились первые селения новокрещеных. Из Нижнего Новгорода на служение в миссии отец Стефан вызвал своего двоюродного брата отца Василия Вербицкого. За двадцать один год служения отца Стефана было крещено около 3150 человек. Дочь протоиерея Стефана Макарова-Мирская – православная писательница, оставившая воспоминания о миссии. Перестав быть начальником миссии, протоиерей Стефан продолжал миссионерское служение. Похоронен у алтаря улалинского храма Всемилостивого Спаса.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Nevski...

Так, в 1899 году «воду освящали на берегу Потемкина сада между водокачкой и архиерейским садом». То есть в парке Шевченко в районе ресторана «Маяк», возле Мерефо-Херсонского моста. Однако трудности прохождения крестного хода вынудили вновь перенести место в нижнюю часть города - туда, где в прибрежной застройке остался единственный «просвет». На плане Пупырникова 1885 года впервые появляется название улицы «Иорданская». К началу XX века прочно закрепилось единственное место для водосвятия: «на Иордани» - в конце Иорданской улицы (в 1923 году ее переименовали в улицу Михаила Коцюбинского). Среди населения бытовало название Иордань - место на реке, где освящается вода в праздник Крещения Господня, ассоциирующееся с местом, где крестился Иисус Христос в водах реки Иордан. Водосвятия в городе проводились не менее трех раз в год. Как же все происходило? Владимир Машуков в «Воспоминаниях о городе Екатеринославе (1887 -1910 гг.)» пишет: «Иорданская улица получила название, вероятно, от совершаемых по ней крестных ходов из Успенской церкви для водоосвящения в реке Днепр. Жителями этой улицы являются преимущественно евреи, и одно время было даже предположение совершать постоянное водоосвящение в рукаве Днепра, против Бураковского (ныне Богомоловского) острова, но прохождение между деревьями по узким извилистым дорожкам Потемкина сада и крутой спуск к нижней части сада оказались слишком неудобными для следования крестного хода». История также сохранила описание торжества 1914 года. Накануне праздника по распоряжению администрации закрывались все увеселительные и зрелищные заведения города. В печати было объявлено, что в 9 часов утра 6 января в Успенской церкви будет совершена Божественная литургия, а затем состоится крестный ход на Днепр для освящения воды. Все городское духовенство должно было явиться для участия в нем в Успенскую церковь в праздничном облачении. И вот, в 9 часов утра Преосвященный Агапит в Успенской церкви в сослужении ректора духовной семинарии протоиерея А. Одинцова, настоятеля Успенской церкви А. Березовского, ключаря кафедрального собора священника И. Волошинова при двух певчих совершали Литургию святого Василия Великого. В 11 часов в Успенскую церковь прибывали крестные ходы из Воскресенской, Троицкой, Вознесенской и других церквей города.

http://sobory.ru/article/?object=35654

2 мая 1915 года освобожден, согласно прошению, от управления монастырем и определен на жительство в Покровский монастырь Московской епархии. Скончался 23 октября 1919 года. 19 В 1834 году в Томск был назначен епископ, и Томская епархия начала свое фактическое существование. Первым епископом Томским и Енисейским стал Преосвященный Агапит (Вознесенский), человек образованный и благочестивый. Перед назначением в Томск он нес послушание настоятеля Елецкого монастыря в Чернигове и был инспектором Черниговской Духовной семинарии. Провожая избранного епископа в далекую Сибирь, епископу Агапиту вручили в Чернигове жезл святителя Феодосия Черниговского. Эта святыня была привезена в Томск, передавалась от одного епископа к другому и являлась символом Томской епархии. 20 Сергий (Петров; 1864–1935), архиепископ Черноморский и Новороссийский. В 1886 году окончил Донскую Духовную семинарию. Поступил в Московский университет на историко-филологический факультет, курс которого окончил в 1890 году с дипломом I степени. В 1890 году прослушал несколько лекций на миссионерских курсах при Казанской Духовной академии, затем поступил сотрудником в Алтайскую миссию. В 1892 году пострижен в монашество. 7 ноября того же года рукоположен во иеромонаха и назначен помощником начальника Киргизской миссии. 12 февраля 1899 года хиротонисан во епископа Бийского, викария Томской епархии; хиротония состоялась в Крестовой церкви года архиерейского дома. С 20 января 1901 года – епископ Омский и Семипалатинский. С 6 сентября 1903 года – епископ Ковенский, викарий Литовской епархии. С 25 января 1907 года – епископ Новомиргородский, викарий Херсонской епархии. С 22 декабря 1913 года – епископ Сухумский. Далее четких сведений о нем не имеется. Известно, что в 1919–1920 годы временно управлял Новороссийской кафедрой. 21 Посох, или патерисса, – жезл, который вручается архиерею после посвящения его в святительский сан, по окончании литургии. Посох, как символ пастырской власти над пасомыми и отеческого попечения о них, указывает архиерею на его пастырскую обязанность вести свою паству на путь спасения, не допускать ее до заблуждений и отражать нападающих на нее духовных волков. 22

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Nevski...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010