Был аптекарем и певчим, заведовал больницей. Паломничал по св. местам. В 1817 г. посетил Саровскую пустынь, а с 1818 г. поселился в ней у преп. Серафима, который предсказал ему настоятельство. Через полтора года перешел в Высокогорскую Вознесенскую пустынь, где сначала был пономарем, а в 1822 г. пострижен в монашество и рукоположен в иеродиакона и иеромонаха. В 1824 г. был на богомолье в Киеве. В 1826 – 1831 гг. был строителем Высокогорской пустыни, внешне и внутренно благоустроил ее. В 1831 г. митрополит Филарет избрал его наместником Троице-Сергиевой лавры и возвел в сан архимандрита Вифанского монастыря при ней. В должности наместника о. Антоний пробыл 46 лет, и лавра при нем расцвела. О.Антонию обязаны своим существованием все скитские обители – Гефсиманская, Пещерная, Параклит, Боголюбивая киновия. При нем были благоукрашены лаврские церкви, выстроены гостиницы, больницы, дом призрения, училище для мальчиков, устроена иконописная матерская, издано много духовных книг. Проводя столь деятельную жизнь, о. Антоний стремился к уединению и просился на покой, но просьба его так и не была удовлетворена. О.Антоний был духовником митрополита Московского Филарета и в течение 35 лет состоял с ним в переписке (письма святителя к о.Антонию изданы в четырех частях в 1876–1885 гг.). Скончался в Троице-Сергиевой лавре, погребен у алтаря Свято-Духовского храма. – 75, 128, 131, 132, 133, 135, 147, 148, 155. Антоний – Оптинский старец, схиигумен, скитоначальник, настоятель Малоярославецкого Николаевского Черноостровского монастыря. 9 марта 1795 † 7 августа 1865. В мире Александр Иванович Путилов. Родился в городе Романове Ярославской губернии, в купеческой семье. В роду его было много монашествующих. В юности служил в Москве по откупам, был в плену у французов. В 1816 г. удалился в Рославльские леса, где уже подвизался его старший брат Тимофей, впоследствии настоятель Оптиной Пустыни архимандрит Моисей , и прожил там пять лет. С 15 января 1816 г. – послушник, на Сретение 1820 г. келейно пострижен в монашество.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Optins...

В 1821 г. возведен в сан архимандрита Шацкого Николаевского Чернеева монастыря. С 1822 г. – ректор и учитель Иркутской семинарии и настоятель Иркутского Вознесенского монастыря. С 1826 г. – ректор Тамбовской семинарии и настоятель Козловского Троицкого монастыря. В 1829 г. вызван на чреду священнослужения в Петербург. В 1831 г. хиротонисан во епископа Дмитровского, викария Московской епархии. С 1834 г. – епископ Калужский и Боровский. Скончался в Лаврентьевском монастыре, погребен в кафедральном соборе. Преосв. Николай был простым, внимательным и отзывчивым пастырем. Серьезные недоразумения были у него в бытность епископом Калужским в отношении Оптиной Пустыни. Не разобравшись в сути старчества и поверив наветам недоброжелателей, преосв. Николай в 1835–1836 гг. перевел старца Льва из скита в монастырь, запретил ему принимать посетителей и носить схиму. Но милостью Божией и заступничеством митрополита Киевского Филарета эти искушения вскоре миновали. Старец и преосвященный расстались в этой жизни в добрых чувствах друг к другу. – 43, 138, 157, 164. Николай – схимонах, сподвижник преп. Паисия Величковского . Вместе со старцем Феодором подвизался сначала на Украине, затем в Молдавии у старца Паисия, а потом в Поляномерульском скиту. Там к ним вскоре присоединился старец Онуфрий. После кончины последнего старец Феодор возвратился в Нямецкий монастырь. Старец Николай еще зиму оставался в скиту, а затем также перешел в монастырь, где и скончался незадолго до старца Паисия. Отличался особым смирением. – 116. Никон – Патриарх Московский и всея Руси. 25 мая 1605 † 17 августа 1681. – 68. Никон – Оптинский иеромонах. 1805 † 2 октября 1850. В мире Николай Иванович Огиевский (Огневский). Из дворян г. Глухова Черниговской губернии, коллежский секретарь. Оставив службу, поступил в Оптинский скит в 1832 г. и находился под руководством старца Леонида. В 1834 г. пострижен в рясофор, 3 июня 1839 г. – в мантию. В иеродиакона рукоположен 3 декабря 1839 г., в иеромонаха – 1 февраля 1842 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Optins...

После Иринея на Иркутскую кафедру вступил 18 июня 1831 г. архиепископ Мелетий Леонтович. В то же время в Тобольске после владыки Павла Морева (Павлова), занимавшего кафедру с 7 августа по 18 декабря 31 г., святительствовал архиепископ Афанасий Протопопов с 24 января 1832 г. по 21 сентябри 1842 г. Иркутский архипастырь Мелетий – миссионер по призванию и аскет в личной жизни известен своим знаменитым в свое время «ставленническим катехизисом» и не менее знаменитым пастырским воззванием к бурятским родоначальникам («Ир. Еп. Вед». 1872 г.) Это послание представляет первое в истории церковного проповедничества убедительное обличение низменного ламаизма и потому много способствовало к сокращению успехов этого темного языческого иезуитизма. Пламенная борьба против беспредельного владычества лам чуть не стоила ему жизни: – подосланный ламаитами убийца был схвачен в то самое время, когда ломился в келью высокопреосвященного. Владыка Мелетий был основателем Алтайской миссии, в которой при нем начал свои подвиги первый алтайский миссионер архимандрит Макарий Глухарев, ушедший на покой в 1843 г, и скончавшийся в Болховском Троицкого Оптина монастыре в 1847 г. Владыка же Мелетий совместно с Тобольским высокопреосвященным Афанасием исхлопотал образование Томской и Енисейской епархии, которая открыта в 1834 г., а также Камчатской епархии, открытой в 1740 году, на которой первым епископом состоялся знаменитый Иннокентий Вениаминов . Тогда же были образованы владыками дли просвещения якутов духовные миссии с двумя походными церквами – Благовещенскою и Николаевскою. Первый Томский епископ Агапит Вознесенский, святительствовавший с 12 августа 1834 г. по 10 июня 1841 г., принимал вместе с тобольским владыкою Афанасием деятельное участие по борьбе против раскольников всевозможных сект, населявших обе епархии. Святительские братские послания к раскольникам, распространенные во множестве, производили сильное впечатление на простонародье и не мало душ сберегли от ада. Владыки прилагали особые заботы к распространению единоверия и при них возникли в Сибири первые единоверческие церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Nestor_Anisimo...

Из того, что ныне пишу в о. ректору Академии, узнаете, какое запутанное случилось дело от нашей цензуры. Преосвященные Филофей и Агапит и я больны. Потому предписал я молитвы по случаю болезни, по церквам, без соборного молебствия. Предписал я, чтобы и в тех местах епархии, где болезни нет, молились о сохранении себя, и о помиловании нас в Москве наказуемых. Господь молитвами Преподобного Сергия да сохранит Лавру: и о нас она да помолится. Марта 31-го 1853. 922 Мир вам, отец наместник, и братии. Государыня Цесаревна с любовью приняла икону и с. мощи, и, хотя я не писал к ней, удостоила меня письма, в котором 39 и о скорби моей упоминает. Прочитайте посылаемый при сем список с отношения о церковных и монастырских описях. Слава Богу, что дело кончилось мирно. Только новая должна быть работа. Но необходимо было представить о сем, чтобы соответствовать мысли Государя Императора. Лаврскую опись, может быть, не понадобится переделывать. Вы писали мне, что Семен Логинович легко принимает монашеские жалобы. Но Алексей затем жалуется мирским, хотя бы и была некоторая причина к жалобе? Госпожу Валронт, кажется, я не знаю, и мысли не имел требовать ее в общежитие Гавриила Павловича. Желал бы знать, кто писал о сем из Вознесенского монастыря. Впрочем, это общежитие озабочивает меня. Не вижу, кого употребить. Г. П. просит одну из двух, которых имена не помню, из Одигитриевского общежития: но они не ненужны там, и едва ли готовы устроять и начальствовать. Не надоумите ли вы меня. Авель что-то смутно говорил мне о напечатании, как мне думалось, его прежнего творения. Я отвечал: как хочешь, но смотри, надобно ли и полезно ли. Но теперь оказалось новое. Не хорошо, если он вас о сем не спросил. Некоторые вещи тут хороши, например письма Святителя Тихона, о. Илариона, о. Михаила; в них чувствуется добрый дух писавших, есть назидание. Но золото брошено в сор, принадлежащий о. Авелю. Письмо о. Фотия не украшает его памяти, а искушает читателя к пересудам. И к чему хвост книги, вырванный из книги Андрея Николаевича? Простите мое празднословие.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

– Я модничаю? – поразилась Анна. – Ну не я же… Я вон за внучками своими одежку донашиваю: что они выбросят – то мне и ладно, а у тебя каждая складочка на юбке продумана на православный фасон! – Ой, Ангелина Власьевна! Уж вы скажете! – Да тебе и архимандрит то же самое скажет. На лице Анны полное недоумение: она изо всех сил старается выглядеть скромно, православно, а баба Анжела говорит – модничает! Непонятно как-то… День неудач Вот и Троица отошла, начался Петровский пост, время для Владлена в общем-то скучное. Постных дней и в миру много, больше половины года, хотя мирские граждане посты не всегда строго блюдут, но уж кто попал в монастырь – тем приходится соблюдать. Монахи в посты друг друга поздравляют «с постом приятным», но Владлен особо приятного в них не находил, хотя порядок не нарушал – терпел. Однако и постные дни один на другой не всегда походят, даже у монахов бывают дни удачные и не очень, особенно у послушников, а уж про трудников и говорить нечего: они как бы между двумя мирами находятся, оттого и огорчений у них вдвое больше. Вот и у Владлена нынче выпал день явно неудачный. С самого утра не повезло – на завтрак овсянку дали, он же, как почти все бывшие зэки, на дух этот злак не переносил. А вышел на работу – пошли неприятности сплошняком. Начал он грузить кирпичи на тачку, чтобы по деревянным трапам отвезти ее на третий ярус колокольни, да сложил кирпичи неаккуратно, один бок перевесил – тачка и опрокинулась. Причем прямо на середине трапа! корень! Конечно, Владлен не дурак: он не стал героически удерживать тачку, а выпустил ручки и дал ей уйти туда, куда она направилась – вниз. В воздухе тачка перевернулась, кирпичи из нее высыпались, а сама она на них сверху грохнулась. Тяжелая железная тачка – на кирпичи современной выработки! Владлен сердито протопал вниз по трапу и поднял тачку, явив всему миру результат своей неосторожности – битый кирпич. Только он принялся выбирать и злобно кидать чудом уцелевшие кирпичи обратно в тачку, глядь, а в трех шагах от него стоит отец Агапит, смотрит на него жалостливо так и головой качает.

http://azbyka.ru/fiction/nechayannaya-ra...

Начатое Гелием Трофимовичем в 1970-е годы дело практически было завершено в 2007 году, когда под Екатеринбургом, в Поросенковом логу, удалось обнаружить останки Цесаревича Алексея и его сестры Великой княжны Марии. История поиска их останков представлена автором книги в ее развитии. Существовало несколько версий того, где именно необходимо искать останки Царских детей. Эти предположения выдвигались историками, исследователями и отрабатывались в 1990-е годы и в начале нулевых, но не одно из них не оказалось верным. Когда часть энтузиастов испытала большой скепсис относительно возможности отыскать второе захоронение, им на смену неожиданно пришла новая поисковая группа из числа добровольцев военно-исторического клуба «Горный щит». Летом 2007 года они начали поисковые работы, которые завершились успехом. 29 июля поисковик Леонид Вохмяков нашел место бывшего костровища, а под ним обгоревшие костные останки двух человек. Антрополог Д. И. Ражев первым определил, что это останки мальчика-подростка и молодой девушки, и точка в поисках была поставлена. В процессе дальнейших раскопок найденного захоронения приняли участие и представители Церкви, они помогали археологам и молились на этом месте в те дни. В числе православных свидетелей был и архиепископ Агапит (Горачек), который побывал в Екатеринбурге в августе 2007 года, по горячим следам обретения мощей. Он посещал место захоронения Царских детей, где встречался с поисковиками, был в Бюро ССМЭ у Н. И. Неволина, показывавшего ему найденные останки, беседовал с археологами. История открытия останков Царских детей обильно проиллюстрирована автором книги фотографиями из архивов участников поиска и раскопок. Архимандрит Тихон ревностный и бережный хранитель исторической памяти народа. В возглавляемом им Вознесенском Печерском монастыре действуют два исторических музея, а в парковой зоне созданы княжеская и царская аллеи с бюстами всех Рюриковичей и представителей династии Романовых. История их закладки и освящения отражена в материалах книги.

http://ruskline.ru/analitika/2022/11/20/...

а между тем мы не знаем, когда именно написаны были сохранившиеся до настоящего времени их иконы: то возможно, что иконы написаны были после установления празднований или как настоящие иконы), Антония, епископа Вологодского, Игнатия Ломовского, – об обоих см. в списке действительно почитаемых усопших, Нектария, архиепископа Тобольского (в Ниловой Столбенской пустыне, в которой архиепископ скончался на покое 15-го Января 1667-го года), – Ист. Uep. V, 207 . – В Московском Успенском соборе в первой половине XVII века, как видно из описей его, находились иконы митрополитов: Феогноста, Киприана, Фотия, Геронтия и Макария, см. Русской Историч. Библиотеки, издаваемой Археогр. Комиссией, т. III, coll. 314. 828 и 369. Это необходимо понимать так, что в соборе поставлены были иконы-портрета митрополитов, как почитаемых усопших (митрополиты Феогност, Киприан, и Фотий, быв долгое время почитаемыми усопшими, в прошлом столетии причтены были к лику святых, а митрополиты Геронтий и Макарий, быв то или другое некоторое время почитаемыми усопшими, поток перестали быть ими и только остались в каталогах почитаемых усопших, см. ниже список бывших почитаемых усопших). 528 Известные нам, – весьма возможно, что далеко не сполна и даже только· отчасти, изображения во весь рост почитаемых усопших на их надгробницах сделанные в новейшее время, суть: митрополита Московского Платона в Вифаником монастыре, сделанное вместе с надгробницей более или менее вскоре после его кончины 11-го Ноября 1812-го года; вел. княгини Евдокии, в монашестве Евфросинии в Московском Вознесенском монастыре, сделанное в 1821–22-м году: Питирима, епископа Тамбовского, в Тамбовском кафедральном соборе, сделанное в 1843-м году; трех монахов Задонского Богородицкого монастыря, сделанные неизвестно нам точным образом когда, но спустя более или менее непродолжительное время после кончины каждого из троих, времена которой суть: 1793-й, 1825-й, и 1836-й годы, см. обо всех в списке действительно· почитаемых усопших, причем имена монахов Задонских суть: Агапит, Георгий и Митрофан.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Так дружба отца Пимена и по смерти своего друга продолжала оказывать ему услуги, заботясь о благолепии его надгробного памятника. 117 Отец Пимен был посвящен в игумена 16 октября 1853 года. Из не общежительных старше его были: Агапит (Новоспасский; с 1829 года † 1880 года); архимандрит Гедеон (Иосиф-Волоколамский; с 1842 года, жив); архимандрит Евстафий (Симоновский; с 1850 года, жив). 118 Отец Сергий – Крестовый иеромонах Саввинского подворья, духовник отца Пимена, привезший икону от преосвященного Алексия, епископа Можайского (образ преподобных Сергия Радонежского и Саввы Старожевсжого), ныне отец Сергий, архимандрит, настоятель Дмитровского-Борисоглебского монастыря Московской епархии. 119 Это приветствие, написанное на особом листе и поднесенное отцу архимандриту Пимену, подписали все настоятели, именно: 1) Коломенского Троицкого Новоголутвинского монастыря архимандрит Сергий. 2) Вознесенской Давидовской пустыни архимандрит Иосиф. 3) Троицкого Белопесоцкого монастыря игумен Иоанникий. 4) Николаевского Пешношского монастыря игумен Дионисий. 5) Николаевской Берлюковской пустыни игумен Нил. 6) Староголутвина монастыря строитель иеромонах Варлаам. 7) Спасо-Преображенского Гуслицкого монастыря строитель иеромонах Иероним. 8) Екатерининской пустыни строитель иеромонах Арсений. 9) Коломенского Богородице-Рождественского Бобренева монастыря строитель иеромонах Каллист. 120 Речь, поднесенная отцу Пимену, была со следующими подписями: 1) казначей иеромонах Валентин; 2) ризничий иеромонах Вассиан; 3) духовник иеромонах Паисий; 4) иеромонах Досифей; 5) иеромонах Ираклий; 6) иеромонах Иларий; 7) иеродиакон Феодосий; 8) иеродиакон Аркадий; 9) монах Нифонт; 10) послушник Дмитрий Благово. 121 1) Архидиакона Лаврентия (10 августа, день рождения отца Пимена). 2) Преподобного Пимена Великого (27 августа, день тезоименитства). 3) Святителя Петра, митрополита Московского (24 августа, день прежнего тезоименитства). 4) Святителя Николая (в честь которого Угрешская обитель). 5) Преподобного Кирилла Новоезерского (4 февраля; в его обители отец Пимен полагал начало).

http://azbyka.ru/otechnik/Pimen_Blagovo/...

Церковь в честь Покрова Пресв. Богородицы в Новониколаевске. 1901 г. Фотография. 10-е гг. XXI в. Церковь в честь Покрова Пресв. Богородицы в Новониколаевске. 1901 г. Фотография. 10-е гг. XXI в. В 1832 г. учреждена Томская и Енисейская епархия (см. Томская и Асиновская епархия ). С назначением туда в 1834 г. первого архиерея - Агапита (Вознесенского) - в ее состав вошла большая часть храмов совр. Н. о. (кроме храмов в части совр. Чистоозёрного, Купинского, Татарского и Усть-Таркского районов, которые остались в составе Тобольской епархии). 16 дек. 1837 г. еп. Агапит утвердил план строительства деревянной церкви с колокольней в с. Болотном на Московском тракте (ныне город), в 1843 г. церковь освятили во имя Московских святителей Петра, Алексия и Ионы. В 1864 г. она сгорела, после чего в 1865 г. была заложена, в 1867 г. освящена ц. во имя свт. Николая Чудотворца. В 1859 г. в с. Иткуль (ныне Чулымского р-на) построили деревянную ц. во имя св. Димитрия Мироточивого. В 1863 г. в с. Барышевском (ныне Барышево Новосибирского р-на) была сооружена деревянная ц. во имя св. апостолов Петра и Павла. В 1863 г. в с. Ордынском (ныне рабочий поселок) - одном из богатейших сел Томской губ. была построена деревянная ц. во имя свт. Николая Чудотворца. В 1865 г. она сгорела, в 1883 г. на ее месте появилась новая деревянная церковь. В окт. 1867 г. в г. Колывань освящен собор во имя Живоначальной Троицы, ставший 1-м каменным зданием города. В 1876 г. к собору пристроили 2 придела - во имя вмц. Екатерины и во имя прп. Кирилла и мц. Наталии. 4 дек. 1887 г. еп. Томский и Семипалатинский Исаакий (Положенский) освятил в Колывани ц. во имя блгв. кн. Александра Невского, в память об убитом имп. Александре II Николаевиче . 29 нояб. 1898 г. рядом со ст. Обь освящена деревянная ц. во имя прор. Даниила - 1-я церковь буд. Новониколаевска, к-рая была сооружена на средства фонда им. имп. Александра III, созданного для строительства церквей и школ в заселявшихся районах Сибири, а также на добровольные пожертвования.

http://pravenc.ru/text/2577869.html

Московской Николомясницкой церкви священник Арсений Иванович Тяжелов (1820). Московского Покровского собора протоиерей Иван Дмитриевич Платонов (1822). Московской церкви Дмитрия селунского протоиерей Петр Иванович Платонов (1822). Московской Богоявленской в Елохове церкви священник Матвей Авраамович Знаменский (1822). Московского Архангельского собора протоиерей Василий Иоаннович Кутневич (1826). Архимандрит Новоспасского монастыря Поликарп (1836). Московского Казанского собора протоиерей Сергий Алексеевич Владимирский (1836). Иосифова волоколамского монастыря архимандрит Агапит (1844). Профессор богословия в московском Университете, доктор богословия, протоиерей Петр Матвеевич Терновский (1844). Московской Предтеченской, на Покровке, церкви, протоиерей Павел Петрович Платонов (1844). Московской Адриановской церкви протоиерей Дмитрий Петрович Новский (1844). Московской Вознесенской, у Серпуховских ворот, церкви протоиерей Сергий Григорьевич Терновский (1849). Московской Киро-Иоанновской церкви протоиерей Иван Федорович Загорский (1853). Московского Архангельского собора протоиерей Петр Евдокимович Покровский (1859). Московской благовещенской, на Тверской, церкви протоиерей Афанасий Михайлович Ефимовский (1859). Московского Симонова монастыря архимандрит Порфирий (1862). Московской Николоявленской церкви протоиерей Павел Игнатьевич Беневоленский (1864). Московской Георгиевской, в Грузинах, церкви протоиерей Николай Андреевич Руднев (1864). Московской Николостуденецкой церкви священник Стефан Иванович Зернов (1864). В) Почетные члены конференции В почетные члены избирались лица духовного и светского звания, «знаменитые духовным просвещением и любовию к духовному просвещению, основанною на христианском образе мыслей». От них предварительно было испрашиваемо согласие на принятие этого звания. В число таких членов были избраны в разное время следующие лица: Михаил, митрополит новгородский. Амвросий, архиепископ казанский. Филарет, архиепископ ярославский. Симеон, архиепископ тверский.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Smirnov...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010