Как бы там ни было, в том месте, в каком славословие помещено в textus receptus и Синодальном переводе, оно явным образом разрывает ткань повествования и нарушает логику мысли апостола. С другой стороны, стихи Рим. 16:21–23 являются припиской, сделанной секретарем Павла Тертием. Следовательно, если славословие принадлежит Павлу, оно должно было в оригинальном тексте послания предшествовать этой приписке. Вопрос о том, где в тексте Послания к Римлянам изначально помещалось славословие, по-видимому, не будет когда-либо окончательно разрешен. Однако аргументы в пользу того, что данное славословие не принадлежит Павлу, поскольку стилистически отличается от его аутентичных текстов, 311 представляются нам неубедительными. Приведем лишь одну параллель из Послания к Ефесянам, на наш взгляд, подтверждающую принадлежность рассматриваемого славословия перу апостола: Как вы слышали о домостроительстве благодати Божией, данной мне для вас, потому что мне через откровение возвещена тайна (о чем я и выше писал кратко), то вы, читая, можете усмотреть мое разумение тайны Христовой, которая не была возвещена прежним поколениям сынов человеческих, как ныне открыта святым Апостолам Его и пророкам Духом Святым ( Еф. 3:2–5 ). В обоих случаях о Боговоплощении говорится как о тайне, которая некогда была сокрытой, но ныне открылась. Провозвестниками этой тайны Павел считает пророков и апостолов: к последним он причисляет и самого себя. Как мы помним, Послание к Римлянам начиналось со слов: «Павел, раб Иисуса Христа, призванный Апостол, избранный к благовестию Божию, которое Бог прежде обещал через пророков Своих, в святых писаниях» ( Рим. 1:1–2 ). И далее, восхвалив веру римских христиан ( Рим. 1:8–12 ), Павел восклицал: «Ибо я не стыжусь благовествования Христова, потому что оно есть сила Божия...» ( Рим. 1:16 ). В завершающей части послания Павел считает нужным напомнить о том, что его благовестие основано на писаниях пророков, и подчеркнуть, что оно является прямым продолжением проповеди Иисуса Христа. Целью же этого благовестия является покорение всех народов вере. 6. Два эпилога (15:1–13)

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Но у евреев перепись исходила из других мотивов, хотя клонилась к укреплению также земельной собственности, к точному сохранению границ каждого колена, как в генеалогическом смысле, так и в земельном отношении. «Все общество сынов Израилевых перечислялось по родам их, по семействам их, по числу имен, всех мужского пола поголовно: от двадцати лет и выше, всех годных для войны у Израиля, по ополчениям их» ( Чис. 1:2–3 ). В таком именно смысле и царь Давид приказал Иоаву «пройти по всем коленам Израилевым (и Иудиным) от Дана до Вирсавии, и исчислить народы, чтобы знать число народа» ( 2Цар.24:1–3 ). Таким образом, разные задачи, как видим, преследовали общенародные переписи у римлян и евреев; но эти разные задачи в своем осуществлении, в момент рождения Христа, гармонически стремятся к одной конечной цели. Римскому чиновнику нужно было, чтобы каждый, вносящий свое имя в его списки, указал ему поземельную собственность, какой он владел. И потому записывающийся обязан был явиться туда, где находилась эта собственность. Для еврея же и, в частности, для Иосифа и Марии в данном случае, дороже и выше всего было записать свое имя в том именно колене, доме и родстве, к которому они принадлежали по своему происхождению. Немыслимо было Иосифу и Марии записаться в Назарете, в Завулоновом колене, где они не имели никакой собственности земельной и жили там по случайным обстоятельствам, по бедности. Значит, и по римскому требованию указа Августа, и по еврейскому обычаю, установленному законом Моисея, Иосиф и Мария должны были явиться из Назарета в Вифлеем для внесения своих имен в списки чиновников. Но такой исторический ход событий, установленный мировой жизнью, как евреев, так и римлян, привел к исполнению пророчества Михея, о чем мы уже сказали выше. Но нас удивляет здесь непонятная близорукость и слепота ученых критиков, которые пишут целые тома книг, чтобы разрушить то, что вытекает само собой из самого хода мировой истории и жизни народов. Нельзя отрицать того, что определяет самый ход истории, как естественное развитие общечеловеческой жизни. То, что сказал св. Лука о рождестве Христа в Вифлееме, то – не измышление, а историческая правда. И эта правда подтверждается историческими документами. И если Иустин указал римскому императору, сенату и народу в своей апологии, как мы видели, что имя Иисуса внесено в таблицы римскими чиновниками наряду с другими именами, то Тертуллиаи подтверждает этот факт свидетельством о Марии, что «она была из отечества Вифлеема и из дома Давидова, как она записана у римлян в цензовые списки» 129 .

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Alfeev/p...

Однако это касается не всех, а тех, кого Сам Бог предузнал (προγνω), предопределил (προρισεν), призвал (κλεσεν), оправдал (δικαωσεν) и прославил (δξασεν). В этой цепи из пяти глаголов каждый имеет свой смысл, обозначая различные стадии божественного действия в отношении тех, кого Бог избрал. Глагол «предузнал» указывает на то, что Бог заранее знает судьбу каждого человека; будущее известно Ему так же, как настоящее; и из людей, которые должны родиться на свет, Он заранее определяет Своих избранников. В начале книги Иеремии Бог обращается к пророку со словами: «Прежде нежели Я образовал тебя во чреве, Я познал тебя, и прежде нежели ты вышел из утробы, Я освятил тебя: пророком для народов поставил тебя» ( Иер. 1:5). Пророк — это человек, который Промыслом Божиим предопределен на служение еще раньше, чем он появился на свет. Глагол «предопределил» указывает на заранее принятое решение. Уместно вспомнить начало Послания к Ефесянам, где Павел говорит о том, что Бог избрал нас во Христе «прежде создания мира, чтобы мы были святы и непорочны пред Ним в любви, предопределив (προορσας) усыновить нас Себе чрез Иисуса Христа, по благоволению воли Своей… В Нем мы и сделались наследниками, быв предназначены (προορισθντες)[ ii] к тому по определению Совершающего все по изволению воли Своей» ( Еф. 1:4-5, 11). Здесь прослеживается та же идея, что в рассматриваемом месте из Послания к Римлянам: уверовавшие во Христа — это те, кого Бог заранее предопределил к усыновлению. Как понимать слова: «быть подобными образу Сына Своего»? Некоторые толкователи[ iii] видят здесь аллюзию на библейский рассказ о сотворении человека по образу Божию (Быт. 1:27) и на учение Павла о Христе как «образе Бога невидимого» (2 Кор. 4:4; Кол. 1:15). Другие[ iv] приводят в качестве параллели учение Павла о Христе как небесном человеке и новом Адаме: уверовавшие в него, ранее носившие образ перстного Адама, будут носить Его образ (1 Кор. 15:49). Глагол «призвал» напоминает нам о самом начале Послания к Римлянам, где Павел называет себя «призванным апостолом», а своих адресатов — «призванными Иисусом Христом» и «призванными святыми» (Рим. 1:1-7). Действие божественного призвания может быть проиллюстрировано историями призвания на служение вождей и пророков Израильского народа, в частности, Моисея (Исх. 3:1-4:16), Самуила (1 Цар. 3:1-15), Исаии (Ис. 6:1-10), Иеремии ( Иер. 1:4-9), Иезекииля ( Иез. 2:1-3:11). Это очень разные истории, но во всех подчеркивается два ключевых момента: 1) инициатива всегда исходит от Бога; 2) человек ощущает себя неготовым к возлагаемой на него миссии. Иногда в ответ на зов Божий человек даже отказывается или сопротивляется, но Бог все равно настаивает на своем.

http://patriarchia.ru/db/text/5461348.ht...

– Одно знаю, что я был слеп, а теперь вижу]. А если бы не так, Я сказал бы вам: “Я иду приготовить место вам”. И когда пойду и приготовлю вам место, приду опять и возьму вас к Себе, чтобы и вы были, где Я. [Вот учение о Царстве Небесном как о каком-то месте. Но вы знаете, что по определению Апостола Павла в Послании к Римлянам, что такое Царствие Божие? Во-первых, оно внутрь нас есть (см. Лк. 17:21 ), и второе определение, которое мы находим в Послании к Римлянам, это Царство Божие есть не пища и питие, а праведность, радость и мир во Святом Духе (см. Рим. 14:17 ). Вот дано определение Царства Божия: Римлянам, 14-я глава]. А куда Я иду, вы знаете, и путь знаете. [Фома вот не понимает – аллегории не понимает Он говорит им о крестном пути и о Крестной Жертве. Не понимает этой аллегории:] Фома сказал Ему: Господи! не знаем, куда идешь; и как можем знать путь? Иисус сказал ему: Азъ есмь Путь и Истина и Животъ. [Отец Александр Мень свой сериал “В поисках Пути, Истины и Жизни” вот он взял это: “Аз есмь путь”. Блаженный Августин прекрасно объяснил это: Христос – наша Цель, к какой мы должны идти. Он одновременно и Путь, по которому мы должны идти. Если мы изберём Его своей целью, но пойдём не тем путём, с нами будет то же, что и с Адамом . Ведь и Адаму диавол предлагал что? Будете, как боги (см. Быт. 3:4 ). То есть богоподобие. А путь какой к богоподобию? Нарушить надо Заповедь: – В день, в который вкусишь, смертию умрешь! (см. Быт. 3:3 ). Этот говорит: – Нет, в день в который ты вкусишь – будешь как бог. Кого послушал Адам? “Вот посмотри, – говорит , – кого послушал Адам, и ты поймёшь, как велико его преступление”. Действительно, не послушал Бога, а послушал отца лжи. Мы во всей полноте не можем : вы знаете, чем совершеннее существо, – если оно падает и грешит, – тем глубже его падение и последствия. Малым чим умаленный от ангел (см. Пс. 8:6 ; Евр. 2:7 ), это падение так глубоко, что оно по своим последствиям вот, видите, как : Христос-то освободил, а по-прежнему , а склонности – наклонности- то греховные, – они остались. Вот Он выгнал, – это прекрасное сравнение у Феофана Затворника (во время таинства Крещения изгоняется действительно злой дух), – но он, – говорит, – далеко не убегает.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/lektsii...

Ответ Иисуса на этот вопрос в любом случае, по мнению врагов, мог бы послужить обвинением. Если Христос скажет, что нужно платить дань римскому императору, то это вооружит против него народ, недовольный римлянами. Если предложит не платить дани, то можно будет донести Пилату о выступлении Христа против римского кесаря. В любом случае вожди народа надеялись принести зло Господу. На этот вопрос Спаситель ответил так: «Покажите Мне монету, которою платится подать…» «Что искушаете Меня, лицемеры? — сказал Он, когда принесли динарий, — …чье это изображение и надпись?» Ответили Ему: «…кесаревы». «…Итак отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу» ( Мф.22:17-21 ). Кощунством было бы приносить в храм подать монетами с изображением языческого императора. И ответ Христа: «Отдавайте кесарево кесарю…» не мог служить соблазном для народа или поводом доноса на Него как врага римской власти. Из сегодняшнего Евангелия мы видим, что Иисус не вмешивался в политические проблемы Римской империи. Безусловно, он видел царящее зло и несправедливости. «Царство Мое не от мира сего» ( Ин.18:36 ), — говорит Христос. «Царствие Божие внутрь вас есть» ( Лк.17:21 ). Не все из окружающих Христа правильно понимали проповеди Спасителя. Но очень многие евреи шли за ним, и примеры тому бесчисленны. Возьмем хотя бы автора сегодняшнего евангельского чтения — евангелиста Матфея. Он, как и все иудеи, жил в завоеванном римлянами государстве. Много было стран, покоренных ими. Но из всех народов только евреи не приняли римских обычаев. Чтобы приобрести симпатии завоеванных иудеев, римляне лицемерно называли их друзьями своего народа. Из числа евреев поставили им царя, из иудеев избирались лица для сбора налогов в пользу империи. Этих людей называли мытарями. Народ не любил сборщиков, так как они собирали подати больше требуемого римлянами и так обогащались. Таким был до призвания его Христом евангелист Матфей. Когда Иисус предложил ему следовать за Собою, Матфей обрадовался. Он устроил богатую вечерю для Спасителя и призвал на нее своих друзей. Фарисеи, узнав об этом, укоряли Господа, что Он пьет и ест с мытарями и грешниками. На что Сын Божий ответил, что Он пришел спасти не праведников, а грешников. Гордые вожди не упускали случая оскорбить Его. И на это Христос отвечал: «…Истинно говорю вам, что мытари и блудницы…» кающиеся «…вперед вас идут в Царство Божие; ибо пришел к вам Иоанн путем праведности, и вы не поверили ему, а мытари и блудницы поверили ему…» ( Мф.21:31-32 ).

http://azbyka.ru/propovedi/propovedi-arh...

Отсюда видно, что Павел находится, во время отправления послания в Греции. – О сборах милостыни для иерусалимских христиан см. 1Кор 16:1–4 ; 2Кор.8–9 ; Деян 24:17 . Рим.15:27 .  Усердствуют, да и должники они перед ними. Ибо если язычники сделались участниками в их духовном, то должны и им послужить в телесном. Здесь Апостол имеет целью побудить и римских христиан к подражанию греческим христианским Церквам в деле благотворения. Рим.15:28 .  Исполнив это и верно доставив им сей плод усердия, я отправлюсь через ваши места в Испанию, Рим.15:29 .  и уверен, что когда приду к вам, то приду с полным благословением благовествования Христова. Здесь повторяется сказанное в 27-м ст., с тем только добавлением, что Павел обещается со своей стороны принести римлянам полное благословение благовествования Христова. – «Верно доставив» – точнее: запечатлевши ( σφραγισμενος). Апостол хочет этим сказать, что доставление милостыни от греческих Церквей в Иерусалим будет печатью или доказательством того, что христиане из язычников сознают великое значение иерусалимской церкви, откуда пошло христианство по всему миру. – «С полным благословлением» – ср. Рим.1:11 . Рим.15:30 .  Между тем умоляю вас, братия, Господом нашим Иисусом Христом и любовью Духа, подвизаться со мною в молитвах за меня к Богу, Рим.15:31 .  чтобы избавиться мне от неверующих в Иудее и чтобы служение мое для Иерусалима было благоприятно святым, Апостол опасается и неверующих иудеев, которые могут возбудить против него обвинение в отступлении от веры (он, действительно, сделался их жертвою, см. Деян.21:27 и сл.), и не совсем верит в то, что христиане иерусалимские встретят его дружелюбно и примут его дар. Рим.15:32 .  дабы мне в радости, если Богу угодно, придти к вам и успокоиться с вами. Рим.15:33 .  Бог же мира да будет со всеми вами, аминь. «Бог мира». Так называет здесь Бога Апостол по уверенности своей в том, что Бог действительно пошлет ему мир и успокоение, в котором он так теперь нуждается, идя во враждебную ему область. Читать далее Источник: Толковая Библия, или Комментарии на все книги Св. Писания Ветхого и Нового Завета : В 7 т./Под ред. проф. А.П. Лопухина. - Изд. 4-е. - Москва : Даръ, 2009./Т. 7: Деяния; Соборные послания; Откровение Иоанна Богослова. - 1296 с./Святой апостол Павел и его Послания. Послание святого апостола Павла к Римлянам. 418-595 с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Отталкиваясь именно от этого понимания, Павел утверждает, что «нет ничего в себе самом нечистого». Для него, как и для Иисуса, нечистота – понятие, относящееся к собственной жизни человека, а не к тому, что его окружает. Как мы помним, в 1-й главе Послания к Римлянам он говорил о язычниках, которые не прославили Бога, и потому «предал их Бог в похотях сердец их нечистоте, так что они сквернили сами свои тела» ( Рим. 1:21–24 ). Скверна заключается не в пище, а в разного рода пороках и непотребствах ( Рим. 1:25–31 ). Но даже тех, кто погряз в непотребствах, Павел считает несправедливым осуждать, потому что судить их будет Сам Бог ( Рим. 1:32 ). Тем более не следует осуждать людей за немощь в вере, проявляющуюся в том, что они не способны полностью отказаться от иудейских обычаев. И соблазнять таких людей собственной свободой от этих обычаев тоже не следует. В Первом Послании к Коринфянам Павел дает конкретные предписания относительно того, каким образом христианину следует себя вести в ситуации, когда в повседневной жизни он окружен язычниками, а в церковной общине за его поведением наблюдают обращенные из иудейства. С одной стороны, христиане призваны к свободе от иудейских ритуалов. С другой, они должны беречься, чтобы эта свобода «не послужила соблазном для немощных». Поэтому, заключает Павел, «если пища соблазняет брата моего, не буду есть мяса вовек, чтобы не соблазнить брата моего» ( 1Кор. 8:9–13 ). Та же логика прослеживается и в 14-й главе Послания к Римлянам. Из текста этой главы не следует делать обобщающие выводы. He следует, например, полагать, что Павел призывает круглый год есть мясо и пить вино, выступает против любых форм поста или против соблюдения праздников. Со временем в христианской Церкви сложились и свой календарь церковных праздников, и своя система постных дней, а также многодневных постов. Создавая эту систему, Церковь вовсе не шла наперекор учению Павла, поскольку речь у Павла шла исключительно об иудейских праздниках и постах. Предписывая отказ от тех или иных видов пищи в постные дни, Церковь делает это отнюдь не потому, что считает эти виды пищи нечистыми, и не потому, что считает постную пищу (овощи) приближающей к Царству Божию. Постные дни установлены исключительно для того, чтобы помочь человеку обуздать свои плотские похоти – те, о которых Павел говорил как об источнике осквернения. 5. Славословие ( 14:24–25)

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Павел не относил себя к числу эллинов и потому не мог разделять презрительное и враждебное отношение к варварам, характерное для греческой литературы. Он не разделяет мир на эллинов и варваров, друзей и врагов: его проповедь должна быть обращена и к тем, и к другим. Отметим, что, перечисляя четыре категории лиц, проповедовать которым Павел считает своим долгом, он объединяет их в две терминологические пары: эллины и варвары, мудрецы и невежды. Можно понять вторую пару как продолжение и расширение первой. В таком случае эллины – это образованные люди, проживающие в городах, укорененные в греческой философии и культуре; варвары – жители отдаленных местностей, не приобщенные к эллинской культуре. 50 Павел подчеркивает, что его проповедь обращена ко всем людям вне зависимости от их образованности: она должна быть равно доступна и мудрецам, и невеждам. «Я не стыжусь благовествования Христова» На стыке между вступительной и вероучительной частями Послания к Римлянам стоят два стиха, которые нередко интерпретируются как обозначающие основную тему всего послания: Ибо я не стыжусь благовествования Христова, 51 потому что оно есть сила Божия ко спасению всякому верующему, во-первых, Иудею, потом и Еллину. В нем открывается правда Божия от веры в веру, как написано: праведный верою жив будет ( Рим. 1:16–17 ). Здесь впервые в послании появляется еще одна терминологическая пара: «иудей – эллин». Она будет играть важнейшую роль в Послании к Римлянам. В данном случае она указывает на две категории «верующих»: тех, кто обратились в христианство из иудаизма, и обращенных из язычества. Однако очень часто в тексте послания термин «иудей» будет применяться по отношению к представителям иудаизма, не уверовавшим во Христа, а «эллин» – к язычникам. В каждом конкретном случае понимание этих двух терминов будет зависеть от контекста. Формула «во-первых, Иудею, потом и Еллину» отражает миссионерский принцип, который Павел последовательно применял на практике: приходя в тот или иной город, он сначала проповедовал иудеям и только потом приступал к общению с язычниками. Так он поступил и в Риме, когда, наконец, пришел туда ( Деян. 28:17–29 ). Но формула эта имела и другой смысл, отраженный в словах Иисуса: «спасение от иудеев» ( Ин. 4:22 ). Бог избрал израильский народ, чтобы через него возвестить спасение всем народам. Иисус Христос , «сын Давидов», принадлежал к этому народу, как и Павел, для которого иудейская традиция сохраняет свою значимость. Став христианином, Павел не перестал быть иудеем, что явствует, в том числе, из следующего раздела послания, посвященного язычеству.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Павла никак нельзя назвать создателем христианской нравственности, поскольку его подходы к нравственным вопросам складывались под влиянием учения Иисуса Христа, как оно было ему передано другими апостолами. Важным источником вдохновения для него был также Ветхий Завет, на котором он был воспитан и который, как мы видели, считал базисным текстом для выстраивания на нем своего собственного учения. Тем не менее в формировании христианской нравственности Павел сыграл свою собственную, очень существенную роль. Это связано, прежде всего, с тем, что в своих посланиях он поднимал многие вопросы, которые не были затронуты в проповеди Иисуса Христа, – по крайней мере, в том виде, в каком она нам известна по четырем Евангелиям. Кроме того, Павел жил в эпоху, когда христианская литургическая традиция находилась на начальной стадии своего формирования, и многое из того, что совершалось в местных общинах, нуждалось в осмыслении, корректировке и упорядочении. Вопросы, касающиеся церковного строя, богослужения, различных аспектов литургической практики, постоянно поднимаются на страницах Павловых посланий. И Послание к Римлянам в этом смысле отнюдь не исключение из правила: нравственно-практический раздел занимает в нем существенное место. 1. «Одно тело во Христе» (12:1–21) «Представьте тела ваши в жертву» Начало 12-й главы Послания к Римлянам, несомненно, имеет смысловую связь с 1-й главой, где Павел говорил о язычниках, которые «сквернили сами свои тела», приводя конкретные примеры такого осквернения: «женщины их заменили естественное употребление противоестественным; подобно и мужчины, оставив естественное употребление женского пола, разжигались похотью друг на друга, мужчины на мужчинах делая срам и получая в самих себе должное возмездие за свое заблуждение» ( Рим. 1:24:26–27 ). Далее, в 6-й главе, противопоставляя христианскую нравственность языческой, Павел писал: «Итак да не царствует грех в смертном вашем теле, чтобы вам повиноваться ему в похотях его; и не предавайте членов ваших греху в орудия неправды, но представьте себя Богу, как оживших из мертвых, и члены ваши Богу в орудия праведности» ( Рим. 6:12–13 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

По закону Моисееву установлено было совершать Пасху с 14-го дня первого лунного месяца. Этот первый месяц называется: у египтян – «Фаменоф», у греков – «Дистрос», у евреев – «Нисан», у римлян – «Март». В сем месяце солнце, обтекши противоположную нам часть вселенной, начинает входить в первую дванадесятную часть зодиакального круга, что любители этой науки называют равноденствием, началом месяцев, главою круга, пределом течения планет; предшествующий же месяц называется последним, конечною дванадесятною частию, концем кругообращения планет. И мы верим, что март есть первый месяц, потому что, как сказал Моисей, в это время повелел Бог произрасти древам, цветам, и траве; видим и на деле, что не по другому, а по этому порядку природы исполняется повеление Божие. Впрочем, сказанный месяц, как и все остальные, различается и наименованиями, и числом дней у каждого из вышепоименованных народов. Кроме того, природа совершает равноденствие каждый год в одно и то же время, потому что продолжение годичного времени всегда само себе равно и одинаково, а между тем счет дней и месяцев, как у прочих народов, так и у римлян, который у нас в употреблении, не допускает быть равноденствию ни в тот же час, ни в тот же день. Потому что, так как полнота годичного времени принимает к 365-ти дням еще почти четвертую часть дня: то, если в настоящем году равноденствие было около половины дня, – в следующем году оно будет около захождения солнца, и в последующем около полуночи, и так далее. Но так как опять излишек сверх 365-ти дней содержит не полную четверть дня, а без трехсотой доли, как это покажем впоследствии точнее, а между тем, считая дни и месяцы по обычаю римлян, мы прибавляем в каждый четвертый год к 365-ти дням по целому дню, то и необходимо, через 300 лет, равноденствие должно быть одним днем ранее. Например: в настоящем году 334 равноденствие полагается у нас 18-го марта; через 300 лет оно будет 17-го, через другие 300 лет —16—го и так далее. Во времена Набонассара 335 равноденствие было около конца вечера 25-го марта; во времена Филиппа Аридея оно было около полудня 24-го числа; 336 когда же Христос принял за нас спасительную смерть, равноденствие было около полуночи 23-го числа того же месяца; а в настоящем году, как объяснено, 18-го числа того же месяца.

http://azbyka.ru/otechnik/Matfej_Vlastar...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010