Апостол Агав , первохристианский пророк, упомянут в Деяниях апостолов дважды: в первый раз в связи с тем, что предсказал великий голод в Иудее при Клавдии ( Деян. 11:27–30 ), то есть голод 44–48 годов, когда Антиохийская христианская община заблаговременно собрала средства и послала братии в Иерусалим. Он же предсказал святому апостолу Павлу, что ждет его в Иерусалиме: «Взял пояс Павлов и, связав им себе руки и ноги, сказал: «Так говорит Дух Святый: мужа, чей этот пояс, так свяжут в Иерусалиме иудеи и предадут в руки язычников» ( Деян. 21:11 ). По преданию, святой пророк и апостол Агав мученически скончался в Антиохии (ныне г. Антакья в Турции). Апостол Асинкрит был епископом в Гиркании Асийской (область на юго-восточном побережье Каспийского моря). О нем сказано в Послании к Римлянам ( Рим. 16:14 ); следовательно, в то время он находился в Риме вместе с апостолом Петром. Впоследствии претерпел мученическую кончину. Апостол Руф был сыном земледельца Симона, уроженца г. Киринеи (ныне г. Шаххат в Ливии), который нес Крест Христов на Голгофу: «И заставили проходящего некоего Киринеянина Симона, отца Александрова и Руфова, идущего с поля, нести крест Его» ( Мк. 15:21 ). Следовательно, с самой ранней юности Руф слышал свидетельства о земной жизни Христа, о Его чудесах и знамениях, о Его распятии и Светлом Воскресении. Впоследствии Руф был поставлен святыми первоверховными апостолами во епископа г. Фивы в Средней Греции. Во время написания Послания к Римлянам он был с апостолом Петром в Риме ( Рим. 16:13 ). Апостол Флегонт , римлянин по рождению, был избран из Римской христианской общины святым апостолом Петром: он упомянут святым апостолом Павлом в Послании к Римлянам ( Рим. 16, 14 ); впоследствии был епископом в г. Марафоне во Фракии (ныне в Югославии). Апостол Ерм также находился со святым апостолом Петром в Риме во время написания апостолом Павлом Послания к Римлянам ( Рим. 16:14 ). Был епископом в г. Филиппах в Македонии (ныне г. Пловдив в Болгарии). Замучен язычниками в самом начале II века.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Апостол обыкновенно указывает именовательно на самого себя, на тех, кому пишет, и изъявляет свое Апостольское благожелание или, лучше, преподает благословение. В послании к Римлянам содержится начальное приветствие в таком же общем составе, но с некоторыми частностями или особенностями: Павел, раб Иисуса Христа, призванный Апостол, избранный к благовестию Божию, которое Бог прежде обещал через пророков своих, в писаниях святых, о Сыне Своем, который родился от семени Давидова по плоти, и открылся Сыном Божьим в силе, по духу святыни, через воскресение из мертвых, о Иисусе Христе Господе нашем, через которого мы получили благодать и Апостольство, чтобы во имя Его покорять вере все народы, между которыми находитесь и вы, призванные Иисусом Христом: всем находящимся в Риме, возлюбленным Божьим, призванным святым, благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа ( Рим.1:1–4 ). Может всякий с первого взгляда приметить, что здесь Апостол с особенною обстоятельностью указывает на собственное лицо. Прежде всего и свойственно было Св. Апостолу представить себя Римлянам, большей частью незнавшим лично его, – с точным обозначением своего достоинства. Так, назвав себя по имени с общим для всех христиан титлом раба Христова, Апостол раскрывает свое Апостольское значение – по званию и избранию от Бога, по предмету своего проповеднического служения и по отношению вообще к языкам, и отсюда к самим Римлянам. Павел раб Иисус Христов. Название раба прилично Павлу и как Апостолу; ибо по его же Слову, разделение служений суть, а тойжде Господь – Иисус ( 1Кор.12:5 ). Все разные служения в Церкви, начиная от Апостольского, суть служения, назначаемые домостроительным и верховно-начальственным распоряжением Господа Иисуса, и притом слу- —19— жения – по делу спасения человеков, – принадлежащего существенно Христу, служения следовательно Самому Христу Спасителю человеков. Посему Апостол и в другом месте говорит вообще о священнослужителях, включая в их число и Апостолов: тако нас да непщует человек, яко слуг Христовых ( 1Кор.4:1 ).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

В то же время в третьем стихе первой главы: сн7э своемъ, бнвшемъ t сёмене дв7дова по nlmu (о Сыне Своем, происшедшем по плотскому рождению от Давидова роду) ( Рим. 1:3 ) архиепископ Мефодий считает достаточным привести ссылку на параллельное место: 2Цар. 7:12 . Однако обращение к указанному стиху второй книги Царств: Когда же исполнятся дни твои и ты почиешь с отцами твоими, то Я восстановлю после тебя семя твое, которое произойдет из чресл твоих, и упрочу царство его – и далее: Он построит дом имени Моему, и Я утвержу престол царства его навеки ( 2Цар. 7:13 ) позволяет говорить об определенном тяготении архиепископа Мефодия к типологическому толкованию. Обетование Господа Давиду обретает не конкретно-исторический (рождение от Давида сына, который построит дом Господень), а мессианский смысл: речь идет о происхождении Спасителя (ср. Ин. 7:42 ; Мф. 1:1 ; Лк. 2:4 ). Комментируя двенадцатый стих первой главы послания апостола Павла к Римлянам: же coymeшumucz въ васъ вёрою вашею же и3 моею (Яснее сказать: дабы и мне в вас утешиться общею верою и вашею и моею) ( Рим. 1:12 ) – архиепископ Мефодий прямо обращается к толкованию святителя Иоанна Златоуста . «Св. Златоуст в толковании своем на Послание Павлово к Римлянам разумеет здесь утешение в злоключениях, каковым тогда подлежали верующие: притом замечает, что Апостол словом соутешитися,хотел умягчить слова ко утверждению вашему; т.е. (здесь архиепископ Мефодий дает пояснение от себя – Прим. авт.) Апостол приобщает и себя к числу учеников своих, требующих утверждения» 20 . Итак, можно отметить, что в своем толковании на послание святого апостола Павла к Римлянам архиепископ Мефодий по-разному решает вопрос о представлении параллельных мест. Он может указывать только адрес обращения,в другом случае приводит сам текст необходимого параллельного места . В ряде случаев владыка Мефодий обращается к толкованию святых отцов,присовокупляя к некоторым из них свой пространный перевод с элементами толкования и указаниями на требуемые параллельные места .

http://azbyka.ru/otechnik/Mefodij_Smirno...

Во втором эпизоде богатый юноша, подойдя, говорит Иисусу: «Учитель благий! что сделать мне доброго, чтобы иметь жизнь вечную?». Иисус отвечает: «Что ты называешь Меня благим? Никто не благ, как только один Бог . Если же хочешь войти в жизнь вечную, соблюди заповеди». Тот спрашивает: «Какие?» Иисус говорит: «Не убивай; не прелюбодействуй; не кради; не лжесвидетельствуй; почитай отца и мать; и: люби ближнего твоего, как самого себя» ( Мф. 19:16–19 ). В обоих эпизодах Иисус цитирует заповедь из книги Левит: «Люби ближнего твоего, как самого себя» ( Лев. 18:19 ). Однако в понятие «ближнего» Он вкладывает иное содержание, чем то, которым оно было наполнено в Ветхом Завете. Если там ближний – соплеменник, представитель народа израильского, то Иисус трактует это понятие как относящееся к любому представителю человеческого рода. Во втором эпизоде Иисус обращается к десяти заповедям Моисеевым ( Исх. 20:2–17 ), цитируя из них, согласно версии Матфея, шестую («не убивай»), седьмую («не прелюбодействуй»), восьмую («не кради»), девятую («не произноси ложного свидетельства») и пятую («чти отца и матерь»), присоединяя к ним заповедь о любви к ближнему. Павел в Послании к Римлянам цитирует почти те же заповеди: седьмую, шестую, восьмую, девятую и десятую («не желай... ничего, что у ближнего твоего»). И заповедь о любви к ближнему присоединяет к ним не как дополнительную, а как ту, которая вмещает в себя все перечисленные. Как мы говорили в другом месте, 296 в восприятии древних евреев десять заповедей закона Моисеева делились на два списка, соответственно двум скрижалям, на которых они были начертаны ( Исх. 31:18; 32:15–19; 34:1–4, 28–29 ; Втор. 4:13; 5:22 ): заповеди 1–4, говорящие об отношении человека к Богу, и заповеди 5–10, посвященные взаимоотношениям между людьми. И в ответе Иисуса богатому юноше, и в Послании к Римлянам перечисляются заповеди из второго списка. В Послании к Римлянам это связано именно с тем, что основная тема отрывка – любовь к ближнему. О любви к Богу Павел в данном случае не говорит. О любви Божией во Христе Иисусе речь шла в Рим. 8:35–39 («Кто нас отлучит от любви Божией...»).

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

«Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее» ( Еф. 5:25 ). «Тайна сия велика; я говорю по отношению ко Христу и к Церкви» ( Еф. 5:32 ). «Дети, повинуйтесь своим родителям в Господе» ( Еф. 6:1 ). «Облекитесь во всеоружие Божие, чтобы вам можно было стать против козней диавольских» ( Еф. 6:11 ). § 96. Сравнение и доводы в пользу достоверности посланий Колоссянам и Ефесянам Сравнение Послания Колоссянам и Ефесянам были написаны приблизительно в одно время и отправлены с одним и тем же посланцем, Тихиком. Они связаны друг с другом так же тесно, как послания Римлянам и Галатам. В них рассматривается одна и та же тема: Христос и Его Церковь – так же как в посланиях Галатам и Римлянам рассматривается одно и то же учение о спасении свободно даруемой благодатью и об оправдании верой. Но Послание к колоссянам, как и Послание к галатам, было написано в связи с конкретной проблемой и отличается лаконичностью, немногословностью и полемичностью; напротив, Послание к ефесянам, как и Послание к римлянам, подробно и выдержано в спокойном и примирительном тоне. Послание к колоссянам направлено против зарождающейся ереси гностиков (язычествующих), так же как Послание к галатам направлено против ереси иудействующих. Первое критикует ессейство и аскетизм, последнее – фарисейство и законничество; в первом речь идет о тех, кто привносит в христианство свои умствования и фантазии, во втором – о тех, кто из фанатизма отказывается от каких–то христианских учений; но обе эти тенденции, как и любые крайности, имеют друг с другом нечто общее и порой образуют странные сочетания; в сущности, последователи колосской и галатийской ересей были единодушны в формальном соблюдении обрезания и субботы. Напротив, Послание к ефесянам, как и Послание к римлянам, представляет собой объективное изложение истины, которую искажали ереси, обличаемые в других посланиях. Опять же, послания Колоссянам и Ефесянам отличаются друг от друга нюансами изложения общей темы и практическими выводами из нее: Послание к колоссянам носит христологический характер и изображает Христа как истинную плерому и завершенность Божества, полноту божественных свойств и сил; Послание к ефесянам носит экклезиологический характер и изображает идеальную Церковь как Тело Христово, как отражение плеромы Христа, «полноту Наполняющего все во всем». В систематическом изложении христология естественно предшествует экклезиологии, и Послание к колоссянам, вероятнее всего, предшествует Посланию к ефесянам по очередности написания, так же как набросок предшествует законченной картине, – однако их разделяет немногое, и они составляют одну цепочку рассуждений. 1165

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

«Никто пусть не считает, – говорит он, – этот труд излишним и не признает такое исследование делом пустого любопытства, потому что время посланий не мало содействует нам к объяснению их» 413 . Антиохийский пастырь задаётся вопросом, почему тон послания к Римлянам иной, нежели тон послания к Колосянам. Сравнивая два аналогичных по содержанию отрывка из обоих посланий: Немощного в вере принимайте без споров о мнениях. Ибо иной уверен, что можно есть всё, а немощный ест овощи ( Рим.14:1–2 ) и если вы со Христом умерли для стихий мира, то для чего вы, как живущие в мире, держитесь постановлений: «не прикасайся», «не вкушай» «не дотрагивайся», что всё истлевает от употребления [...] в некотором небрежении о насыщении плоти» ( Кол.2:20–23 ), он отмечает, что «к Римлянам он пишет с большим снисхождением», а к Колосянам «выражается иначе и с большею свободой». Причину этого Златоуст видит в том, что, поскольку послание к Римлянам было написано раньше, чем послание к Колосянам, то в первом случае апостол более снисходителен, а во втором – более строг. «В начале, – пишет он, – следовало быть снисходительным, а после это стало уже не нужно. Можно найти, что Павел и во многих других случаях делал тоже» 414 . При чтении Предисловия толкования на послания к Римлянам обращает на себя внимание, что, во-первых, определяя время написания той или иной библейской книги, Златоуст не прибегает к внешним свидетельствам, а опирается исключительно на внутреннюю логику библейского текста, сопоставляя различные его отрывки и делая выводы на основе анализа их содержания. Во-вторых, этот анализ является для Златоуста не самоцелью, а служит для более глубокого проникновения в смысл библейских слов. В данном случае он показывает те принципы, на которых основывался апостол Павел при общении со своей паствой, сравнивая его с учителем и врачом: «Так обыкновенно поступают врач и учитель. Врач не одинаково будет обходиться с теми, которые только что заболели и с теми, которые уже выздоравливают; равно и учитель иначе будет обращаться с детьми начинающими учиться и иначе с требующими совершеннейших уроков» 415 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidoro...

Он относит оба послания к Коринфянам к более раннему периоду. При этом он сравнивает слова из 25 главы послания к Римлянам: А теперь я иду в Иерусалим, чтобы послужить святым; ибо Македония и Ахаия усердствуют некоторым подаянием для бедных между святыми в Иерусалиме ( Рим.15:25–26 ) со сказанным в 1 послании к Коринфянам о собравшихся нести подаяние в Иерусалим и приводит слова апостола Павла: а если прилично будет и мне отправиться, то они со мною пойдут ( 1Кор.16:4 ). Поскольку в первом случае апостол Павел прямо говорит, что идёт в Иерусалим, а во втором имеет лишь намерение это сделать, то Златоуст делает вывод, что «когда Павел писал Коринфянам, его путешествие было ещё сомнительно, а когда писал к Римлянам, то оно было уже решено. Согласившись же с этим, мы должны заключить, что послание к Римлянам писано после послания к Коринфянам» 409 . Однако ещё раньше, чем послания к Коринфянам, было написано послание к Фессалоникийцам. «По моему мнению, – говорит Златоуст, – и послание к Фессалоникийцам было написано раньше послания к Коринфянам. Написавши предварительно своё послание к первым, он так говорит о милостыни: О братолюбии же нет нужды писать к вам, ибо вы сами научены Богом любить друг друга; ибо вы так и поступаете со всеми братиями ( 1Фес.4:9,19 ). А потом уже он писал к Коринфянам, как видно из слов: ибо я знаю усердие ваше и хвалюсь вами пред Македонянами, что Ахайя приготовлена ещё с прошедшего года; и ревность ваша поощрила многих ( 2Кор.9:2 ). Отсюда ясно, что Фессалоникийцам говорено было о том прежде» 410 . Таким образом, послание к Римлянам написано после послания к Фессалоникийцам и обоих посланий к Коринфянам. Златоуст указывает также и на то, что это послание было написано не в Риме. Он заключает это из слов послания, указывающих на то, что апостол Павел ещё только стремился попасть в Рим: Ибо я весьма желаю увидеть вас, чтобы преподать вам некое дарование духовное ( Рим.1:11 ). В самом же Риме, согласно Златоусту, были написаны послания к Филипийцам, Евреям, Колосянам, Филимону и Тимофею.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidoro...

Основная, вероучительная часть Послания к Римлянам имеет свою внутреннюю логику, свое сквозное тематическое развитие. Главная тема этой части – осмысление той Благой Вести, которая была принесена Иисусом Христом и пришла на смену Ветхому Завету. Как соотносится благодать, дарованная через Христа, с законом Моисеевым? В чем ценность этого закона и в чем его ущербность? В чем подлинная новизна христианства? На эти вопросы отвечает вероучительная часть послания, попутно затрагивающая множество других тем. В частности, Павел в ней подробно излагает свое понимание язычества, которому сначала противопоставляется иудейская традиция, но затем обе традиции рассматриваются в свете нового откровения, полученного через Иисуса Христа. 1. Язычество (1:18–32) Рим был одной из главных столиц языческого мира. Значительная часть адресатов Послания к Римлянам – христиане, обращенные из язычества, – по своему воспитанию и культуре были частью этого мира. Они влились в христианскую общину, не будучи укоренены в вере в Единого Бога, не зная ветхозаветных писаний. Павел, воспитанный в строгой традиции иудейского монотеизма, считает необходимым с самого начала обозначить свое отношение к язычеству: Ибо открывается гнев Божий с неба на всякое нечестие и неправду человеков, подавляющих истину неправдою. Ибо, что можно знать о Боге, явно для них, потому что Бог явил им. Ибо невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира через рассматривание творений видимы, так что они безответны ( Рим. 1:18–20 ). Гнев Божий – важнейшее понятие Ветхого Завета, присутствующее также в проповеди Иоанна Предтечи и Иисуса Христа, как она отражена в Евангелиях ( Мф. 3:7 ; Лк. 3:7; 21:23 ; Ин. 3:36 ). Павел употребляет это понятие в его исконном ветхозаветном смысле – как обозначение реакции Бога на злые дела людей вследствие их уклонения от истины. По замечанию одного из комментаторов Послания к Римлянам, гнев Божий – не страстная ярость, а осуждение, которому подвергаются грех и грешники, когда сознательно восстают против Бога. 55

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Руководственное значение послания к Римлянам Руководственное значение послания к Римлянам, по содержанию и особым свойствам его, таково, что преимущественно пред другими посланиями можно и должно почерпать из этого послания нужные уроки и для веры вообще и для знания христианского. Едва ли не более, чем в других посланиях, здесь изъяснено и место Ветхого Завета. Приступая к изъяснению сего-то послания, св. Златоуст выражается: «Услаждаясь сею духовною трубою послания Павла, радуюсь, восхищаюсь, горю желанием, как скоро касается моего слуха сей вожделенный для меня голос и мне кажется, что я вижу пред собою самого Павла беседующим». Вступление Во вступительной части послания Апостол приветствует от своего имени Римских христиан с духовным благожеланием ( Рим.1:1–7 ), изъясняет свои внутренние к ним отношения ( Рим.1:8–15 ) и обозначает главный предмет учения во всем послании и особенно в следующей за сим части ( Рим.1:16,17 ). Начальные приветствия Апостола Павла во всех почти его посланиях (исключая – к Евреям), имеют одинаковый состав. Апостол обыкновенно указывает именовательно на самого себя, на тех, кому пишет, и изъявляет свое Апостольское благожелание или, лучше, преподает благословение. В послании к Римлянам содержится начальное приветствие в таком же общем составе, но с некоторыми частностями или особенностями: Павел, раб Иисуса Христа, призванный Апостол, избранный к благовестию Божию, которое Бог прежде обещал через пророков своих, в писаниях святых, о Сыне Своем, который родился от семени Давидова по плоти, и открылся Сыном Божьим в силе, по духу святыни, через воскресение из мертвых, о Иисусе Христе Господе нашем, через которого мы получили благодать и Апостольство, чтобы во имя Его покорять вере все народы, между которыми находитесь и вы, призванные Иисусом Христом: всем находящимся в Риме, возлюбленным Божьим, призванным святым, благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа ( Рим.1:1–4 ). Может всякий с первого взгляда приметить, что здесь Апостол с особенною обстоятельностью указывает на собственное лицо.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Buha...

Что же тогда означает фраза «до времён совершения всего»? Пётр обращается к иудеям и говорит о временах «совершения всего, что говорил Бог устами всех святых Своих пророков от века» ( Деян. 3:21 ). Далее следует упоминание «завета, который завещевал Бог отцам вашим, «говоря Аврааму: и в семени твоём благословятся все племена земные " » ( Деян. 3:25 ). Этот завет с Авраамом не был ничем обусловлен и включал в себя обетование о владении землёй палестинской «навеки» ( Быт. 13:15 ). Пётр говорит о грядущем исполнении этого завета с Авраамом, о возвращении Израилю всего. Павел утверждает то же самое в главе Рим. 11 (см. в особенности Рим. 11:23–26 ). К римлянам 5:18–19. Павел пишет: «Посему, как преступлением одного – всем человекам осуждение, так правдою одного – всем человекам оправдание к жизни. Ибо как непослушанием одного человека сделались многие грешными, так и послушанием одного сделаются праведными многие» ( Рим. 5:18–19 ). Из этого текста представители универсализма заключают, что смерть Христа за всех обеспечивает спасение для всех. Такой вывод, однако, противоречит контексту и, безусловно, содержанию Послания к римлянам в целом. Речь явно идёт о спасении через оправдание верою ( Рим. 5:1 ), а не автоматически для всех. В предыдущем стихе Павел провозглашает, что спасение придёт к тем, кто приемлет «дар праведности». Из остального текста Послания к римлянам со всей очевидностью следует, что все спасены не будут. В главах Рим. 1–2 говорится о язычниках, которые «безответны», то есть которым нечего ответить в своё оправдание ( Рим. 1:20 ). На них открывается гнев Божий ( Рим. 1:18 ). Провозглашается, что «те, которые, не имея закона, согрешили, вне закона и погибнут» ( Рим. 2:12 ). На главной стадии своей аргументации Павел приходит к выводу о том, что без оправдания верою «весь мир становится виновен пред Богом» ( Рим. 3:19 ). Относительно участи как спасённых, так и погибших Павел утверждает, что «возмездие за грех – смерть, а дар Божий – жизнь вечная во Христе Иисусе, Господе нашем» ( Рим. 6:23 ). Сходным образом, Павел признаёт, что, несмотря на его молитвы, не все его собратья спасутся ( Рим. 11 ), и кое-кто останется «отлучённым от Христа» ( Рим. 9:3 ). Главная тема Послания к римлянам – указание на то, что оправданы будут лишь те, кто верует ( Рим. 1:17 ; ср. Рим. 3:21–26 ). Глава Рим. 9 не оставляет никаких сомнений в том, что спасены будут только избранные, а не все. Остальные же – это «сосуды гнева, готовые к погибели» ( Рим. 9:22 ).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/ents...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010