13. Преступность и наказание 13.1. Борьба с преступностью Мы считаем, что каждый человек, вне зависимости от религиозных и иных убеждений, социального или иного статуса, обязан быть законопослушным гражданином своего государства, поскольку «власти от Бога установлены. Посему противящийся власти противится Божию установлению; а противящиеся сами навлекут на себя осуждение» (Послание к Римлянам 13:12). Кроме того, преступные деяния аморальны, и каждый истинный христианин согласится со словами псалма: «Дело преступное я ненавижу» (Псалтирь 100:3). Преступные деяния являются, прежде всего, разновидностями греха, которые, как и все прочие грехи, проистекают из врожденной испорченности каждого человека, так как «все согрешили и лишены славы Божией» (Послание к Римлянам 3:23). Это ни в коей мере не оправдывает преступника, который опустился до нравственного падения, но указывает на глубинные причины преступления, лежащие в духовной сфере человека. Исходя из такого понимания природы преступлений, мы считаем, что их профилактика, равно как и исправление людей, вставших на преступный путь, должна включать в себя духовное оздоровление. Поэтому нам кажется целесообразным сотрудничество протестантских христианских Церквей с правоохранительными органами и органами исполнения наказаний. Представителям протестантских деноминаций (прежде всего, специально подготовленным служителям) должна быть предоставлена возможность проводить духовно-просветительскую и душепопечительскую работу с заключенными. Важным представляется и создание необходимых условий для проведения совместных молитв и богослужений для уверовавших. Конкретные формы сотрудничества могут быть оформлены соответствующими соглашениями между протестантскими деноминациями и соответствующими государственными органами. Мы надеемся на качественное улучшение работы правоохранительных органов, которое, в частности, должно выразиться в лучшей раскрываемости преступлений. Преступники не должны чувствовать себя безнаказанными. Государственные (в том числе правоохранительные) органы призваны способствовать укреплению законности и гарантировать, насколько это возможно, неотвратимость справедливого возмездия. «Начальник есть Божий слуга, тебе на добро. Если же делаешь зло, бойся, ибо он не напрасно носит меч: он Божий слуга, отмститель в наказание делающему злое» (Послание к Римлянам 13:4).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/prot...

1 . Следуя протестантам, штундо-баптисты отвергают значение добрых дел для достижения вечного спасения; они учат, что человек спасается только верой в искупительные заслуги Христа, а не добрыми делами. В оправдание такого учения, штундо-баптисты, как и все, вообще, протестанты, ссылаются на следующие места в книгах Св. Писания: Рим. 3:24, 28 ; Гал. 2:16 ; Еф. 2:8 . В послании к римлянам ( Рим. 3:24–28 ) ап. Павел пишет: «получая оправдание даром, по благодати Его, искуплением во Христе Иисусе, Которого Бог предложил в жертву умилостивления в Крови Его через веру, для показания правды Его в прощении грехов, соделанных прежде... Ибо мы признаём, что человек оправдывается верою, независимо от дел закона». Эти слова Апостола заключают в себе величайшую истину: мы получаем оправдание перед Богом только искуплением во Христе Иисусе, по одной благодати Божией, а не по своим заслугам, не по своим подвигам или добрым делам, как бы велики они ни были, ибо, было бы величайшей несправедливостью думать, что за временные дела должно ожидать вечного блаженства; тем меньшее значение имеют дела закона, т. е., выполнение требований обрядового закона Моисеева, о чем Апостол говорит не только в рассматриваемой нами третьей главе послания к римлянам, но и в следующей. Для того, чтобы воспользоваться благодатью искупления во Христе Иисусе, требуется вера, без которой угодить Бугу невозможно и о которой говорит ап. Павел в приведенных словах. Но одной веры, по учению того же самого Апостола, изложенному в том же самом послании к римлянам, для спасения человека еще недостаточно; нужна еще и жизнь, соответствующая вере, т. е., добрые дела, любовь, которую заповедал нам Христос и в которой Сам Бог пребывает. «Умоляю вас, братия, милосердием Божиим, представьте тела ваши в жертву живую, святую, благоугодную Богу, для разумного служения вашего. Любовь да будет непритворна; отвращайтесь зла, прилепляйтесь к добру». Ясно, что штундо-баптисты исказили учение ап. Павла об оправдании или, подобно протестантам, поняли его ложно.

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Butkev...

229 В Первом Послании Петра упоминаются «Ангелы и Власти и Силы», покорившиеся Христу после Его восшествия на небеса ( 1Пет. 3:22 ). В Послании к Ефесянам Павел говорит о том, что Бог посадил Христа «одесную Себя на небесах, превыше всякого Начальства, и Власти, и Силы, и Господства, и всякого имени, именуемого не только в сем веке, но и в будущем» ( Еф. 1:20–21 ). Почему Павел посчитал нужным упомянуть об ангельских силах в рассматриваемом тексте из Послания к Римлянам? Каким образом ангелы могут отлучить человека от любви ко Христу? Древние толкователи понимали это место в том смысле, что имеются в виду не только ангельские, но и демонические силы: И высота, и глубина сражаются с нами. Как Давид говорит: «Многие воюют со мной с высоты», 230 без сомнения, когда на него нападали духи злобы с небес. И как еще он говорит: «Из глубины взываю к Тебе, Господи», когда против него сражались духи гееннские и заточенные в преисподней. 231 Часто праздное любопытство к вещам, которые не могут быть познаны, будь то на небе или в преисподней, отделяет от Бога, если только не восторжествует любовь. Ибо любовь зовет к духовному не через внешнюю суету, но через внутреннего человека. 232 В подтверждение такого толкования можно указать на то, что термин «начала», или «начальства» (ρχα), Павел в другом месте употребляет по отношению к демоническим силам: «Облекитесь во всеоружие Божие, чтобы вам можно было стать против козней диавольских, потому что наша брань не против крови и плоти, но против начальств (πρς τς ρχς), против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесной» ( Еф. 6:11–12 ). Можно также вспомнить слова из Послания к Галатам: «Но если бы даже мы или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема» ( Гал. 1:8 ). Вряд ли Павел предполагал, что ангел с неба может проповедовать что-то противное тому Евангелию, которое он проповедовал. Упоминание здесь об ангеле является скорее фигурой речи. Точно так же дело обстоит в Послании к Римлянам, где Павел говорит, что не только земная тварь, но даже ангелы небесные не могут отлучить христианина от любви ко Христу.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

63 Феодорит. Толкования на Послания Павла (PG 82:64). Рус. пер.: Библейские комментарии отцов Церкви. Новый Завет. Т.6. С.67. 65 Примером подобной проекции могут послужить: Хейз Р. Этика Нового Завета. С.504–544; Furnish V.P. The Moral Teaching of Paul. P.55–92. 78 O различных вариантах решения данной проблемы см. в: Longenecker R.N. The Epistle to the Romans. P.279 (автор приводит восемь вариантов из научной литературы). 79 Cm.: Novum Testamentum graece. P.394–395 («Те, которые, не имея закона, согрешили, вне закона и погибнут; а те, которые под законом согрешили, по закону осудятся, потому что не слушатели закона праведны пред Богом, но исполнители закона оправданы будут. Ибо когда язычники, не имеющие закона, по природе законное делают, то, не имея закона, они сами себе закон: они показывают, что дело закона у них написано в сердцах, о чем свидетельствует совесть их и мысли их, то обвиняющие, то оправдывающие одна другую. В тот день Бог будет судить тайные дела человеков, по благовествованию моему, через Иисуса Христа»). 81 Филон Александрийский. О сотворении мира 1, 3 (Opera. Vol.1. P.1). О «естественном законе» у Филона см., в частности: Koester Н. Paul and His World. P.134–141. 82 Иларион (Апфеев), митр. Иисус Христос. Жизнь и учение. Книга VI: Смерть и воскресение. С.180, гл.3, 5. 88 В том смысле, что, согласно изложенному взгляду, «новый Израиль» полностью заместил собой израильский народ. Подробнее см. в: Иларион (Алфеев) , митр. Иисус Христос. Жизнь и учение. Кн. IV. Притчи Иисуса. С.463–464, гл.5, 2. 95 Климент Апександрийский. Строматы 2, 7, 34 (Clemens Alexandrinus. [Werke.] Bd.2. S.131). Рус. пер.: Библейские комментарии отцов Церкви. Новый Завет. Т.6. С.143 97 Глагол δικαιω встречается в Новом Завете 39 раз, в том числе 27 в посланиях Павла, из них 15 в Послании к Римлянам. Существительное δικαιοσνη встречается в Новом Завете 91 раз, в том числе 57 у Павла, из них 33 в Послании к Римлянам. Cm.: Dunn J.D.C. The Theology of Paul the Apostle. P.341. O «праведности» и «правде» в Новом Завете см.: Иларион (Алфеев) , митр. Иисус Христос. Жизнь и учение. Книга II: Нагорная проповедь. С.107–111, гл.2, 4. О понимании «праведности Божией» у Павла см.: Longenecker R.N. The Epistle to the Romans. P.168–176.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

8-е Свв. Апп. от 70: Иродиона, Агава, Руфа, Асинкрита, Флегонта и Ермия «Привтствуйте Иродиона, сродника моего», пишет св. Апостол Павел в послании к Римлянам ( Рим.16:2 ). Иродион был родом из города Тарса Киликийского; он был рукоположен св. Ап. Петром в епископы городу Патре, в нынешней Ливадии, называвшейся тогда Ахайской областью. Много потерпел он преследований от Иудеев и язычников. Однажды был замучен ими до полусмерти, но по благодати Божией оправился и последовал за св. Ап. Петром в Рим, для проповедования Евангелия. В день распятия Ап. Петра был взят вместе с Апост. Олимпом и многими другими христианами и осуждён на казнь. Всем им отсекли головы мечом. Тела их были с честью погребены св. Климентом, учеником св. Ап. Петра, который был взят и присуждён к смерти вместе с другими христианами, но был помилован, отпущен с места казни живым, потому-что приходился родственником императору. «Между тем, как мы пребывали у них (у диакона Филиппа – в Кесарии, четыре дочери которого пророчествовали), – пришёл из Иудеи некто пророк, именем Агав, и вошедши к нам, взяв пояс Павлов и, связал себе руки и ноги, сказал: так говорит Дух Святой: мужа, чей этот Пояс, так свяжут в Иерусалиме Иудеи и предадут в руки язычников» ... ( Деян.21:10–11 ). «В те дни пришли из Иерусалима в Антиохию пророки. И один из них, по имени Агав, встав, предвозвестил духом, что по всей вселенной будет великий голод, который и был при кесаре Клавдии» ( Деян.11:27–28 ). Из исполнившихся в своё время предсказаний видно, что Апостол Агав, проповедовавший Евангелие в странах вокруг Иудеи, был одарён свыше пророческим даром. Апостола Руфа, бывшего епископом в Фивах, так воспоминает св. Ап. Павел в своём послании к Римлянам, Рим.16:13 : «приветствуйте Руфа, избранного в Господе, и матерь его и мою». Апостолов: Асинкрита, бывшего епископом в Иркании, Флегонта, бывшего епископом в Марафоне, Ермия, епископа Далматского, также вспоминает св. Апост. Павел в послании к Римлянам, Рим.16:13 : «приветствуйте Асинкрита, Флегонта, Ермия , и других с ними братьев».

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Talbert Ch.H. Romans. Macon, 2002. Taubes J. The Political Theology of Paul. Stanford, CA, 2004. Taylor V. The Epistle to the Romans. 2 nd ed. London, 1962. Thiessen M. Paul and the Gentile Problem. Oxford, 2016. The Letters of St Paul in the Revised Standard Version and New Vulgate with a commentary by members of the Faculty of Theology of the University of Navarre. (The Navarre Bible). Dublin-New York, 2005. VanLandingham C. Judgment and Justification in Early Judaism and the Apostle Paul. Peabody, MA, 2006. Ware J.P. Synopsis of the Pauline Letters in Greek and English. Grand Rapids, 2010. Watson F. Paul and the Hermeneutics of Faith. London-New York, 2004. Watts R.E. “For I am Not Ashamed of the Gospel”: Romans 1:16–17 and Habakkuk 2:4. – Romans and the People of God: Essays in Honor of Gordon D.Fee on the Occasion of His 65 th Birthday. Ed. by S.K.Soderlund and N.T.Wright. Grand RapidsCambridge, 1999. P.3–25. Winger M. By What Law? The Meaning of Νμος in the Letters of Paul. Atlanta, Georgia, 1991. Witherington B. Grace in Galatia: A Commentary on Paul’s Letter to the Galatians. Grand Rapids, 1988. Witherington B. The Paul Quest. The Renewed Search for the Jew of Tarsus. Downers Grove-Leicester, 1998. Кто отлучит нас от любви Божией: скорбь, или теснота, или гонение, или голод, или нагота, или опасность, или меч? как написано: за Тебя умерщвляют нас всякий день, считают нас за овец, обрёченных на заклание. Но все сие преодолеваем силою Возлюбившего нас. Ибо я уверен, что ни смерть, ни жизнь, ни Ангелы, ни Начала, ни Силы, ни настоящее, ни будущее, ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь не может отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем ( Рим.8:35–39 ). О книге: Послание к Римлянам – один из самых трудных для понимания текстов, входящих в корпус Нового Завета. Центральная тема послания – соотношение между христианской верой («благодатью») и ветхозаветными установлениями («законом»). Предлагаемая книга, написанная ведущим российским богословом, автором фундаментальных исследований об Иисусе Христе, об апостолах Петре и Павле, об Отцах Церкви эпохи Вселенских Соборов, подробно раскрывает исторический контекст, в котором появилось Послание к Римлянам, и содержит полный богословский комментарий к нему. Написанная живым языком, книга будет полезна всем, кто интересуется историей возникновения и первоначального развития христианства, кто хочет глубже узнать христианское вероучение.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

В городе жил римский сотник, вероятно, командир местного гарнизона, у которого тяжко заболел любимый слуга. Оба были язычники. Услышав, что Иисус пришел в город, римлянин решил просить знаменитого Врача и Учителя исцелить его слугу. По рассказу ев. Матфея сотник лично подошел ко Христу, тогда как, согласно Луке, он говорил со Христом через иудейских старейшин. Эти старейшины, «придя к Иисусу, – свидетельствует евангелист, – просили Его убедительно, говоря: он достоин, чтобы Ты сделал для него это, ибо он любит народ наш и построил нам синагогу». Хотя сотник и был несомненно добрый человек и, по-видимому, под влиянием иудеев верил в единого Бога, но все же он был римлянин и язычник, и едва ли «старейшины» искренне считали его «достойным». Иоанн Златоуст думает, что это была «лесть» иудеев в отношении человека влиятельного в городе и благотворителя. Сам сотник, как увидим, далеко не считал себя «достойным» милости и помощи Христа. Как язычник, уверовавший в единого Бога, но не принадлежащий к «народу Божию – Израилю», он смиренно помогал этому народу (любил его и построил синагогу), как бы со стороны. С ним было так, как бывает с уверовавшими в Бога атеистами, которые еще не приняли святого крещения, но, войдя в храм и стоя где-нибудь в уголке на последнем месте, молятся и плачут так, как быть может никто другой из привычно-верующих: душа их бывает переполнена смирением и любовью к Богу. Услышав от старейшин просьбу сотника, Господь тотчас же «пошел с ними». Казалось, чего большего мог ожидать сотник, когда просьба его была услышана и Всеисцеляющий Врач сказал: «Я приду и исцелю его, – и уже шел к нему в дом, чтобы исцелить больного слугу? Однако на пути Христа случилось неожиданное для всех и удивившее Самого Христа замечательное духовное событие. Именно – римлянин, по духовным побуждениям, отказался принять у себя Христа. Евангелист Лука говорит об этом так: «Когда Он недалеко уже был от дома, сотник прислал к Нему друзей – сказать Ему: «не трудись, Господи! ибо я недостоин, чтобы Ты вошел под кров мой. Потому и себя самого не почел я достойным придти к Тебе...»

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/chudesa...

В одной небольшой провинции огромной Римской Империи, вдали от ее политических и культурных центров, от ее великих битв и дворцовых переворотов, римские власти предали смерти Человека, обвиненного в том, что он — противник Кесарю. В этом не было ничего необычного; римляне были суровыми правителями, а иудеи — жители этой провинции — неспокойными подданными. За историю своей империи римляне распяли тысячи людей; это было эффективным способом демонстрации власти и подавления любого мятежа в зародыше. Иудеи верили, что Бог пошлет им Мессию — Спасителя, от которого они ожидали " восстановления Царства Израилю " , возрождения национальной независимости, попранной язычниками, и наступления Царства справедливости, мира и изобилия. С появлением того или иного популярного народного вождя вспыхивали надежды, возникало воодушевление — но когда римляне быстро и безжалостно убивали кандидата в мессии, эти надежды умирали вместе с ним. Писание передает слова Гамалиила, который ссылается на это, как на хорошо известный факт: " Ибо незадолго перед сим явился Февда, выдавая себя за кого-то великого, и к нему пристало около четырехсот человек; но он был убит, и все, которые слушались его, рассеялись и исчезли. После него во время переписи явился Иуда Галилеянин и увлек за собою довольно народа; но он погиб, и все, которые слушались его, рассыпались. (Деян.5:36,37) " Иногда приходится слышать привычную фразу " христианство явилось ответом на чаяния угнетенных народных масс " . Обращение к истории показывает, что это никоим образом не так. Люди не ожидали распятого Мессию; люди ожидали другого Мессию — воина и победителя. То, что Иисус оказался распят, в глазах людей того времени означало только одно — Он не Мессия. Даже в словах Апостолов чувствуется глубокое разочарование: " А мы надеялись было, что Он есть Тот, Который должен избавить Израиля; но со всем тем, уже третий день ныне, как это произошло. (Лук.24:21) " Со всей очевидностью, христианство должно было закончиться, не начавшись — ученики, оплакав свои рухнувшие надежды, вернулись бы к своим обычным делам, и все эти события навсегда исчезли бы со страниц истории. Не было бы Церкви, и христианские миссионеры не принесли бы народам Европы веру в Единого Бога; не было бы Джотто и преп. Андрея Рублева, Кельнского Собора и Церкви Покрова на Нерли, не было бы Баха и Рахманинова. Не было бы веры в достоинство каждого человека — ибо это библейская, и, особенно, евангельская вера. Не было бы науки — потому что наука требует веры в рациональную упорядоченность и познаваемость мироздания, веры, укорененной в представлении о разумном и личностном Создателе. Не было бы даже тех идей свободы, равенства и братства, во имя которых разнообразные революционеры восставали против Церкви — потому что сами эти идеи позаимствованы из библейской же традиции.

http://radonezh.ru/analytics/glavnoe-sob...

В подобном же настроении были иудеи и в эпоху земной жизни Христовой. Не имея еще возможности под бдительною властью римлян организовывать восстания в городах, их вожди увлекали своих последователей в пустыни, но, конечно, и эти попытки были подавляемы военной силой римлян. Вот слова члена Синедриона Гамалиила, сказанные вскоре после Вознесения Господня. «Незадолго пред сим явился Февда, выдавая себя за кого-то великого, и к нему пристало около четырехсот человек; но он был убит, и все, которые слушались его, рассеялись и исчезли. После него во время переписи явился Иуда Галилеянин и увлек за собою довольно народа; но он погиб, и все, которые слушались его, рассеялись» ( Деян. 5, 35, 36 ). Вероятно, о них же упоминал Господь, называя их татями и разбойниками ( Ин. 10, 8 ). Подобные предприятия бунтовщиков продолжались и во время апостольской проповеди . Когда апостол Павел был арестован в Иерусалиме, то тысяченачальник спрашивал его: «Не ты ли тот египтянин, который пред сими днями произвел возмущение и вывел в пустыню четыре тысячи человек разбойников?» ( Деян. 21, 38 ). Из Евангелий мы знаем, что и роковой «Варавва был посажен в темницу за произведенное в городе возмущение и убийство» ( Лк. 23, 19 и 25) и, конечно, этим самым привлек на свою сторону народное сочувствие, выраженное в столь настойчивой форме пред Пилатом и подогретое первосвященниками и членами Синедриона ( Мк. 15, 11 ). Итак, приняв к сведению революционную настроенность иудеев, поддерживавшуюся Синедрионом, мы теперь не только совершенно ясно поймем события, окружавшие чудесное насыщение пятью хлебами пяти тысяч людей, уразумеем и то роковое значение, которое имели эти события в земной жизни Христа Спасителя, – «Люди, видевшие чудо, сотворенное Иисусом, сказали: это истинно Тот Пророк, Которому должно прийти в мир», и решили «прийти, нечаянно взять Его и сделать царем» ( Ин. 6, 14–15 ). Совершенно понятно теперь, почему именно это чудо, а не какое-либо другое произвело подобное влияние на революционный народ. Они нашли во Христе то, что всего нужнее иметь, но и всего труднее достать для восстания – готовый хлеб. В то время невозможно было запасаться пушками и бронепоездами: дело решалось живой силой людей и холодным оружием, но достать запас провианта под бдительным наблюдением римлян было невозможно в пустынных местах, где, как мы видели из книги Деяний, повстанцы сосредоточивали свои силы. Во время Моисея в пустыне аравийский хлеб посылался восставшему против египтян Израилю прямо с неба; теперь новый пророк может делать то же, что творил Господь в древности, и нужно хоть силой принудить Его стать во главу народного восстания. Господь избежал их рук таким способом, какого никто из народа не мог предвидеть: Он ушел от них по воде, как по суху. Теперь цель этого последнего чуда совершенно ясна.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Hrapov...

В Послании к Римлянам та же метафора употреблена в том же значении, однако список служений совпадает с приведенным лишь частично: И как, по данной нам благодати, имеем различные дарования, то, имеешь ли пророчество, пророчествуй по мере веры; имеешь ли служение, пребывай в служении; учитель ли, – в учении; увещатель ли, увещевай; раздаватель ли, раздавай в простоте; начальник ли, начальствуй с усердием; благотворитель ли, благотвори с радушием ( Рим. 12:6–8 ). Общими для обоих списков являются дары пророчества и учительства. Служение «управления» (κυβερνσεις) из Первого Послания к Коринфянам можно отождествить с функцией начальника (προστμενος – предстоятель) из Послания к Римлянам: в обоих случаях речь идет о формирующейся высшей иерархической власти, то есть о том служении, к которому Павел в пастырских посланиях применяет попеременно термины «епископ» и «пресвитер». «Вспоможения» (ντιλμψεις) и «служение» (διακονα) – близкие по смыслу термины: оба могут указывать на функции, исполняемые диаконами. В остальном два списка различаются: в первом акцент делается на харизматические служения, во втором – на социальную и благотворительную деятельность (к этой области относятся функции раздавателя и благотворителя). Для полноты картины приведем сравнительную таблицу списков церковных служений, или «дарований» (даров Духа), из разных посланий Павла: Рим. 12:6–8 Пророчество Слово мудрости Апостолы Апостолы Апостолы Служение Слово знания Пророки Пророки Пророки Учитель Учители Учители Евангелисты Увещатель Дары исцелений Чудотворцы Пастыри Раздаватель Чудотворения Дары исцелений Дары исцелений Учители Начальник Пророчество Вспоможения Говорят языками Благотворитель Различение духов Разные языки Истолкование языков Управления Разные языки Ни в одном из пяти случаев Павел не ставит перед собой цель дать исчерпывающий список существовавших в Церкви его времени служений и дарований. Все эти служения находились в стадии формирования, не устоялась и связанная с ними терминология. Однако общий принцип иерархического устройства Церкви был заложен уже тогда, и именно он отражен в образе тела и членов, которые имеют разное достоинство, но все важны для церковного организма ( 1Кор. 12:14–17:21–25 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010