Чудо 8 О святом Романе Сладкопевце, создавшем кондаки для всех святых Явлено в книге Симеона Метафраста (1 число месяца октября), когда мы празднуем память святого Романа Сладкопевца , что тот святой был из города Эдесса. Он оставил родину и пошел в Константинополь, где поселился в монастыре Пресвятой Владычицы нашей, который называется в Кире. Святой Роман часто ходил из своей келлии в храм Приснодевы во Влахернах, где проводил всю ночь на всенощной, ибо был благоговеен и доблестен. Часто он бодрствовал на Господние праздники, молясь всю ночь до утра, потому и удостоился приять такое достоинство от Владычицы. Однажды на Рождественской всенощной он находился в названном храме во Влахернах и немного вздремнул от трудов. Тут он видит зримо Пресвятую Деву, несущую свиток, то есть книгу. Она говорит ему: «Открой уста, чтобы съесть этот дар, который Я тебе даю». Роман открыл уста и проглотил свиток. Только начало рассветать, он поднялся на амвон и начал с великим благоговением кондак праздника: Дева днесь Пресущественного раждает... и далее. Он пел с такой мелодичностью и сладостью, что становилось понятно: с Неба, а не из среды людей пришел благодатный дар, который ему дан. Все восхищались его пением и благоговели. Роман создал кондак не только на этот праздник, но и на другие праздники Спасителя, Пресвятой Девы и всех святых. Он составил более тысячи кондаков, то есть на весь год, сколько их поет наша Церковь . Чудный святой потому удостоился такой благодати от Богоматери, что был к Ней особо благоговеен и почитал Ее. Матерь Божия дивно прославила его и в этом временном мире, и в Небесной и вечной жизни, чего да будет всем нам достичь. Читать далее Источник: Грешников Спасение/Сост. общедоступ. речью Агапием, иноком Критским, подвизавшимся на святой горе Афон (1641 г.) ; [Пер. с греч. А. Маркова]. - Единец : Единецко-Бричанская епархия, 2003. - 495, с. ISBN 5-7877-0028-7 Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Agapit_Land/gr...

Священное Евангелие, которое есть закон любви, говорит то же. Кто может благословить и восхвалить милосердие больше, чем Владыка Христос? Ибо Он основал все правосудие страшного решения будущего Суда на делах благотворения. Он сказал: Все, что вы сделали одному из этих малейших, вы сделали Мне. Что ты другого желаешь, когда Он в двух заповедях: любви к Богу и к ближнему – положил предел Закона и пророков? В этих двух заповедях простираются весь Закон и пророки. И еще. Что Он возвестил нам в последней беседе на Тайной вечере? Что мы должны сохранять? – Любовь: Это заповедь Моя, чтобы вы любили друг друга, как Я вас возлюбил. По тому узнает всякий, что вы Мои ученики, если вы будете любить один другого. И Он не только сказал это, но и тотчас совершил молитву к Отцу о соблюдении данного закона: Прошу Тебя, Отче, чтобы они были между собой тем же – то есть в единомыслии – как и мы: да знает мир, что Ты Меня ниспослал. Мы понимаем из слов Спасителя, что любовь между христианами должна быть столь велика, столь превышать естество, что она сделает земных людей небесными. То же можно сказать об апостоле Павле. Сколько раз он воспевает и восхваляет любовь? Как он восхваляет и благословляет ее, предпочитая всем другим добродетелям? Он говорит, что любовь самый быстрый путь прийти в рай. В другом месте пишет, что она есть завершение заповедей и полнота всего Закона. Может ли кто произнести более великие похвалы любви? Возлюбленный ученик Христов Иоанн нас также подвигает к Ангельской доблести любви: Кто говорит, что любит Бога, но ненавидит брата – тот лжец, Бог есть любовь, и у кого есть любовь, тот с Богом и Бог с ним. Во всяком месте и во всякий час этот любящий и возлюбленный апостол восхвалял милосердие и любовь. Когда его спросили, по какой причине он столь восторженно говорит о них, он ответил, что даже одной любви достаточно для нашего спасения, если мы сохраним ее, как подобает. А кто не проявляет ее, тот, даже имея все остальные добродетели, не получает никакой пользы.

http://azbyka.ru/otechnik/Agapit_Land/gr...

Еще по указу от 26 ноября 1718 года были назначены следующие новые чины по губерниям: ланд-гевдинг, обер-ландрихтер, ланд-секретарь, бухгалтер или камерир, земский надзиратель сборов, ланд-рент-мейстер, ланд-фискал, ланд-мессер, профосе, ланд-комиссар, ланд-рихтер и ланд-шрейбер. Все сии новые чины с иноземными названиями, указывающими на земство, вовсе не зависели от местного общества, и были представителями разных коллегий, и состояли в непосредственно их ведении, смотря по роду службы, и каждый из своей коллегии получал указы и подавал туда отчеты, которые по инструкциям были очень строги и разнообразны и требовали большой письменности и разных форм; и ни губернаторы, ни воеводы над сими чинами не имели власти и не вмешивались в их дела. А посему от сих новых чинов земщина ничего не выиграла, а получила только новых опекунов; ибо с введением нового устройства по областному управлению за губернаторами оказалась еще большая власть, губернатор и при новом порядке по-прежнему был хозяином губернии. По новой губернаторской инструкции в губернии губернатору был поручен прямой и непосредственный надзор, чтобы все чины, приставленные к каким делам, исполняли свою должность и заботились о государевых интересах, а ежели кого заметит неисправным, о том доносить его начальству. Новый порядок областного управления потребовал и нового разделения областей; вследствие чего все Русские владения указом от 29 мая 1719 года были разделены на десять губерний и 47 провинций, которые распределены между губерниями. По указу в губернии были назначены генерал-губернаторы, а в провинции обер-коменданты и коменданты, и воеводы; и во все чины по губерниям, кроме губернаторов, комендантов и воевод, предписано коллегиям назначить своих людей, согласно с инструкциями и регламентами каждой коллегии. Таким образом, почти все управление по областям, хотя и с земскими названиями, перешло от выборных людей к чиновникам, назначаемым от правительства; и только при выборных начальниках остались ремесленные и торговые люди по городам, согласно с регламентом главного магистрата, да еще крестьяне по волостям имели своих выборных старост, но как городские выборные начальники, так и крестьянские старосты были уже вполне подчинены чиновникам, назначаемым от разных коллегий, и не имели голоса в общей администрации.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Belyaev/s...

п. Наконец, Докукин в письме своем к народу жалуется на то, что слова и звания нашего славянского языка изменит, и упрекает современное, петровское поколение, в лестных учениях. Это, прежде всего нападки на иностранные, немецкие названия чинов при Петре, а потом и вообще на тогдашнюю порчу русского языка немецкими и латинскими словами и оборотами. На русский слух в самом деле, дико звучали все эти берг-коллегии, мануфактур-коллегии, ратгаузы, магистраты, регламенты, табели о рангах, губернии с провинциями и губернаторами, ланд-рентмейстер, оберкоменданты, оберланд-рихтеры, камергеры, ландраты, ланд-секретари, бухгалтеры, вальдмейстеры, ланд-рентмейстер, ланд- и обер-фискалы, ланд-мейцы, профоссы, ланд-шрейберы, кирхшпильфохты, и т. д. Кроме того, самый язык указов Петра – словно копия или перевод с немецкого – тяжел, темен, совершенно отличен от языка не только живого народного, но и от языка грамот и указов XVI и XVII столетий: то был язык точный, выразительный. Недаром при Петре и автор «Триязычного Лексикона», Поликарпов, жаловался на примесь к славяно-русскому языку множества иностранных слов. А что касается до вопля Докукина против лестных учений, то это нападки на то учение, к которому Петр Первый принуждал некоторые классы народа. Это нападки не одного Докукина, а большей части народа. От ученья при Петре и дворяне многие бежали в раскол. Весьма важно, однако же, узнать причины, почему народ не сочувствовал самому главному благу, какое хотел ему дать Петр – учению, просвещению. Народу, кроме свободных прав ничто так не нужно было, как ученье, просвещенье. По причине отсутствия науки, просвещения, разумной сознательности в древней России, и многие жизненнонародные, плодотворные, зиждительные зачатки земского строенья не получали рациональной, определенной организации, просвещенной, сознательной осмысленности, выясненности и выражались в грубых формах. Таковы, например, принципы вечей, мирских сходов, земских советов, земских соборов, земских училищ, земского значения вопросов религиозных, областной автономии и федерации, общинно-областной гласности, писцовой окладной системы, излюбленного выборного самоуправления и самосуда, круговой поруки, суда в присутствии судных мужей и выборных от мира, и т. п. Выразивши такой самородно-зиждительный архитектонический такт в земском строеньи земский мир, народ – нуждался в научном просвещении и осмыслении своего непосредственно-натурального жизненного творчества. А вот он бежит в раскол от науки Петра. Почему же, однако? Взглянем, хоть бегло, на школы Петра.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Shapo...

Можно остановиться здесь для примера на том месте книги, где резко обозначается присутствие Бога карающего и подробно изображаются мучения и различные истязания душ. Некоторые моменты книги запечатлевают личный опыт. Там автор становится особенно убедительным. Агапий Ланд осуждает, например, дурной обычай христиан своего времени устраивать базары (ярмарки) в воскресные дни, упоминая, что видел такое в Морее (то есть на Пелопоннесе) и в других землях «мусульман» (то есть находившихся под турецким владычеством). Или он вспоминает свою родину – Крит, и события того времени, церковную жизнь верных в Фурне и Иерапетре. В качестве примера Ланд упоминает богобоязненную семью князя Андрея Каравелы, с которой был связан. Андрею Каравеле и двум его сыновьям-священникам он посвятил позднее «Выборки» (1644). Из местного предания унаследованы рассказы о том, что происходило в старые века на Крите. Но Агапий приносит и собственное свидетельство о чудесах, произошедших на святом источнике Госпожи Пигадиотиссы (буквально Родничницы) в деревне Трапсан на Крите. О них он слышал, будучи секретарем Андрея Корнара от него самого, ибо Корнар был помещиком той деревни. Так, благодаря живому общению составителя с верующими, затрагивая их душу, книга «Грешников Спасение» приобретала своих читателей. Ланд делит свое сочинение на три части. В первой части исследуются грехи и их выражения, говорится о скорбях и спасительности удаления от мира. Вторая имеет своим предметом исповедь и Божественное Причащение, будущий Страшный Суд, рай и ад. Третья часть посвящена рассказу о Богородичных чудесах. Первые две части имеют собственно поучительный характер, несут наставительный, назидательный смысл и действительно показывают спасение грешников; третья часть идет приложением, как собрание повествований, прибавленных писателем в конце книги. Эта третья часть сохранилась и в качестве самостоятельной в рукописях Святой Горы. Одна из них помечена 1639 годом – за два года до издания книги. Успех книги был явным, что видно из ее возобновлявшихся изданий: 1641, 1664, 1671, 1685, 1703, 1740, 1743, 1766, 1773, 1779, 1803, 1806, 1851, 1859 годы... Здесь мы остановимся, чтобы не приводить новейшие издания, которых немало и по сей день. Книга «Грешников Спасение» была переведена на арабский, румынский и частично на турецкий языки. Преславной Приснодеве Богородице, Госпоже всего творения

http://azbyka.ru/otechnik/Agapit_Land/gr...

Едмонд Каен в этом году выпускает роман под заглавием «Леон из Ланд»  204 . Вот что мы читаем об этом романе в иудейской прессе: «С самого начала романа Едмонда Каен «Леон из Ланд» и до конца, читатель находится под впечатлением чего то совершенно нового, далекого от протоптаных тропинок. Это одновременно и современный роман, так как мы находимся в современном ландском лесу в тот момент, когда героя настигает кризис, и в то же время роман идей и чувствований, героем которого является Жан Леви, сын иудея, глубокий католик, как и его мать. «Леон из Ланд» прекрасная, нравственная, без сомнения подбадривающая книга и в то же время захватывающий роман, в котором завязка постоянно следует (и с каким искусством!) за развитием современных событий – способных одновременно захватить умы и взволновать сердца. «Несмотря на свое название областного свойства, это типично иудейский роман, продолжение «Иудеи, нет... Израильтяне». Это в тоже время книга возвещающая союз всех верующих, к какому бы культу они не принадлежали, в надежде этим духовным согласием облегчить затруднения, в которых бьется современный мир»  205 . Мысль создания союза всех верующих начинает постепенно захватывать некоторые круги, вплоть до католических, но особенно иудейские. Великий изследователь Иудейского вопроса Роже Ламблен оставивший после себя ряд исключительно интересных, полезных и обоснованных трудов, тем не менее предвидел эпо движение задолго. Еще в 1927 г. в статье: «Новое иудейское наступление» он писал следующее: «Мировая война была для иудеев особенно благоприятна. Им отдали Палестину для создания «национального очага». Они стремятся обратить Иерусалим в главный штаб федерации всех группировок их народа, центр их империализма. Лига Наций, зачатая в масонских умах, открыто поощряет их цели и их честолюбие. В некоторых католических сферах кажется даже принимают эти цели и эти позиции со снисходительностью, смешанной с симпатией, почти сходной с «соучастием»  206 . Сравнительно так недавно еще эта снисходительность удивляла верного католика, не предполагавшего, что ему не многого не хватило, чтобы дожить до исполнения этих невероятных новшеств.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В 1669 году, с захватом острова турками, остановилось всякое духовное творчество. Школы и библиотеки переносятся на Семь Островов и в Венецию. Начавшееся православное возрождение эллинов прекратилось, так и не достигнув подлинного расцвета. Порабощенный греческий народ, хотя по-прежнему и исповедовал Православие, постепенно терял чистоту всей веры. не имея образованного священства. В эти трудные годы Ланд стал единственным православным писателем, который издавал книги для простого народа, тогда как другие греки. принявшие католицизм или протестантизм, на их деньги печатали нужные Западным Церквям пропагандистские книги для распространения в порабощенной Греции. Ланд соединял образованность с глубокой преданностью Христу, он видел разницу жизненных условий критских соотечественников и других греков, и своим сердцем и умом стал освещать трудный путь к Господу православного народа, отдавая этому все силы. Агапий по справедливости может носить титул учителя, потому что своими книгами восставлял и духовно укреплял целые поколения греков в тяжелейшие годы рабства, когда вера во Христа была единственной силой, укреплявшей души. 4. «Грешников спасение» Это – один из первых трудов Ланда. Вышедший в 1641 году, он стал началом его духовного творчества. Затем последовал целый ряд его других книг, хотя мы не знаем точно, сколько еще работ осталось неизданными или были утрачены. Сохранилось несколько автографов Ланда в различных библиотеках. Цель книги «Грешников Спасение», как говорит и заглавие, помочь грешникам спастись. Для этого должен был существовать своего рода путеводитель, который простым образом изъяснял бы и учил христиан, как жить в согласии с учением Церкви. Такие книги считались редкостью во времена Ланда, поэтому книга «Грешников Спасение» стала любимым чтением греков в годы турецкого. владычества, имея потрясающий издательский успех и переиздаваясь до сих пор. Язык ее прост и был понятен греческому обществу XVII века, но при этом не лишен влияния ученого и церковного языка. Сегодня стиль книги выглядит иногда несколько странным и архаичным, однако не только потому, что представляет устаревшую форму греческого разговорного языка, но и потому, что сохраняет некоторые особенности диалекта Крита, родины Ланда. Тем не менее книга легко читается и современным человеком.

http://azbyka.ru/otechnik/Agapit_Land/gr...

последовало множество изданий (см. ниже) Выбор. 1642–1643 Земледелие. 1643, 1647 содержит знания по земледелию и медицине Богородичная Книга. 1643 содержит подбор песнопений и тропарей Богородице из различных церковных книг Ножны. 1643 Псалтирь. 1643 содержит изъяснение псалмов, написанное святителем Феодоритом Киррским (простым языком) Выборки.1644, 1663 Летняя книга содержит подборку из житий святых лета, с 1 марта до 31 августа (простым языком) Троический Октоих содержит каноны Троице и Христу, иногда собственного сочинения, иногда из древних отцов. Посмертно изданы Воскресный путь. 1675 содержит 56 бесед на воскресные Евангелия, переведенные на простой язык – труды разных писателей Путеводитель христиан. 1685 раскрывает три великие добродетели (веру, надежду, любовь) 3. Агапий Ланд и его время Годы, в которые жил и писал Агапий Ланд, относятся к тяжелому периоду турецкого ига. Порабощенное эллинство разделялось на две группы: одни находились под турецким владычеством, другие – на управляемых Венецией островах (Крите и Семи Островах). Положение последних было лучше. Страшные времена религиозной нетерпимости и битв прошли. Греки жили мирно с венецианскими правителями, венецианцы сохраняли грекам множество свобод. В православных церквях служили без ограничений, в греческих школах появились образованные учителя, вместе с тем культурный дух Запада начал распространяться среди образованной публики и простого народа. Многие писатели оставили достойные упоминания духовные и светские труды. XVII век стал для Крита эпохой духовного подъема. Именно на первую половину этого века пришлась юность и время учебы Агапия Ланда. Попытка возрождения началась еще при Патриархе Кирилле Лукари (1620–1638). Тогда была основана патриаршья типография в Константинополе, но ее не удалось сохранить. По личному побуждению Патриарха началась работа над первым переводом Нового Завета на разговорный язык, которую он не успел закончить, погибнув в 1638 году мученической смертью . После смерти Лукари перевод Нового Завета попал под запрет. Та же участь была уготована и следующим патриархам: Парфению II (1653) и Парфению III (1657).

http://azbyka.ru/otechnik/Agapit_Land/gr...

4) Хотя по силе Её Императорского Величества присланного из Святейшего Синода указа и упомянуто, что со оных однодворцев, находящихся ныне в наличии по крепостям и в полках, тому выводному сбору быть надлежит, но точию-де за вышепрописанным обстоятельством отнюдь в такой складной сумме быть оному невозможно, что от 723 года с начала набору из однодворцев ланд-милицы и строения линии и к ним в подпомощники и работники выбираны Белоградской епархии из городов и сёл и деревень женатые и холостые, и от того в приходах обывателей их году в год умаляется, отчего и в пустоту приходят, и за неимением дочерей их тот полтинный сбор весьма умалился, о чём из подаваемых в консисторской его преосвященства канцелярии о рождающихся и бракосочетающихся и о прочем в экстрактах усмотреть можно, что же де ланд-милицкого корпуса по крепостям населённые из однодворцев по данной ведомости того корпуса от упомяненного протопопа Миргорода находятся в Киевской епархии осмь крепостей, а по известию от преосвященного Рафаила, архиепископа Киевского, тех в Киевской епархии состоящих крепостей священники ведомством состоят епархии его преосвященства под ведомством города Полтавы протопопа с наместником, от которых в те крепости особливый наместник к смотрению определён; а выводные с однодворческих девок полтинные деньги собираны ль с которого году или не собираны, и для чего, о том от его преосвященства Киевского известия не получено, а по силе-де присланных Её Императорского Величества от Святейшего Правительствующего Синода к его преосвященству, также-де из Правительствующего Сената в Комиссию взыскания доимки адмиралтейских сборов к полковнику Вельяминову указов о вышеписанной с свадеб выводных денег доныне со определённою духовною персоною следствие производится отобранием у попов памятей, по которым венчаны, ко взысканию той доимки, и для того-де из оной Комиссии посылаются нарочно посланные солдаты по инструкциям и забирают духовных управителей, и сборщиков, и попов с теми памятьми, и содержатся у того следствия чрез немалое время, отчего им излишняя волокита и убыток, а в приходах во всяких требах обыватели претерпевают нужду и оный положенный в окладе на адмиралтейство выводных полтинных денег сбор, и впредь чтоб по толикому числу, по тысяче по осми рублёв по шести копеек в год сполна собиран был весьма ненадёжно, и просит его преосвященство, дабы впредь духовному чину от светской команды (как ныне чинится) не было затруднения для вероятного усмотрения, оному сбору выводным деньгам собираемым быть в светской команде по-прежнему у комиссарств по городам

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

А в 728 году в бывшем Верховном Тайном Совете покойный гетман Апостол с старшиною генеральною и в полковыми представляли, что раскольнического суеверия люди, в Малой России немалыми слободами поселившиеся, ересей своих сеют плевелы и прельщают народ малороссийский, где между сущим православием такового суеверия не было, сверх же того несносные тамошним малороссийским околичным обывателям чинят злости и утеснения, грунты насильно отнимают, и как великороссийских, так и малороссийских людей воровски за границу польскую вывозят, отчего чинится немалое разорение. И по резолюции Верховного Тайного Совета тех раскольщиков из малой России вывозить не велено, понеже-де они платят в Киевскую губернскую канцелярию оклад, а от той бы ереси их, раскольщиков, отводить, как и здесь то чинится, и некоторые обращаются. А по именному указу, состоявшемуся в 735 году сентября 4 дня, велено высланных и вышедших в Малую Россию из-за польской границы раскольщиков мирского чина всех, хотя б которым в Украйне для поселения и земли отведены были, посадских и разных чинов людей и крестьян со всеми их пожитками разослать на прежние их жилища, кто откуда бежал, за провожатыми от города до города, с добрым порядком, с именными ведомостьми, и куда оные разосланы будут, в тех местах за ними накрепко смотреть, дабы они правоверных к расколу склонять не дерзали, а их самих всякими способами увещевать, чтоб от того раскола обратились, обнадёживая за то облегчением податей; а которые о себе будут показывать, что чьи они и откуда бежали, не помнят, тех всех присылать в Санкт-Петербург для поселения в Ингерманландии и селить по разным деревням по малому числу, а не в одном месте; а на Украйне и при Украинской линии тех раскольщиков не селить, для того: 1) что около тех мест находятся казаки Донских городков, из которых многие склонны к расколу, отчего опасно, дабы те вновь поселившиеся раскольщики не могли тех казаков паче в раскол привесть или и за границу перейти, чему явный пример, что многие из расколу великим числом людей, ушед в турецкую границу, живут там и поныне другим в пристанище служат. 2) Украинская линия сделана, и ланд-милицкие полки селятся на оной для защищения и обороны государственной от я а от них, раскольщиков, не токмо обороны, но паче всякой противности опасаться надлежит; к тому ж и той ланд-милиции, будучи в одном месте, не могли б к расколу склонить; также могут те раскольщики беглых великороссийских людей и крестьян в те свои жилища принимать и к своему расколу приводить же, да и прочим раскольщикам может пристанище быть так, как и в Вятке.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010