«Иконоборчество от предшествующих еретических смут отличается тем, что вопрос, о котором шла речь в данном случае, был понятен всем, тогда как предшествующие вопросы о Троице и воплощении были выше понимания масс простого народа. Поэтому преследование, например, православных дифелитов затрагивало почти исключительно богословов, единицы, – иконоборчество же не могло не затронуть и масс народа» . Но В.В. Болотов прав лишь отчасти, утверждая, что «вопрос о почитании икон переводит нас в такую область (практической церковной жизни), в которой до сих пор вращалась обыкновенно богословская мысль Запада, тогда как греческий Восток занимался более отвлеченными догматическими вопросами о Св. Троице и воплощении» . Односторонность этого заключения следует скорректировать указанием на христологическую основу догмата об иконопочитании, о чем святой Герман писал еще до начала гонений на иконы в послании противнику иконопочитания Иоанну Синадскому. Гонения на иконы грубо оскорбили религиозные чувства народа Ввиду доступности темы народному восприятию, гонения на иконы грубо оскорбили религиозные чувства благочестивого народа, особенно там, где почитание икон получило самое широкое распространение, – в Элладе. Ответом на казни мучениц, пострадавших за иконы в столице, стало восстание, вспыхнувшее в 727-м г. и охватившее Элладскую фему и Кикладские острова. Возглавил мятеж турмарх Агаллин, провозгласивший Императором некоего Косму. Восставшие прибыли на военных судах под стены Константинополя, чтобы штурмовать их, но 18 апреля 727 г. войска и флот, верные Льву, разгромили мятежников; Агаллин утонул, а Косма и другие предводители мятежа были подвергнуты смертной казни. Патриархи Александрийский Косма, Иерусалимский Иоанн V и местоблюститель Антиохийского престола Стефан, пребывавшие вне пределов Империи, в исламском Халифате, анафематствовали иконоборцев. Григорий II Более опасный для целостности Империи характер приобрели события, которые произошли в Италии. Ревностным защитником икон выступил тогда папа Григорий II, первый природный римлянин после семи своих предшественников греческого и сирийского происхождения, и отчасти потому исключительно популярный в своей латиноязычной по преимуществу пастве.

http://pravoslavie.ru/116777.html

Вот только, пожалуй, глаза, несмотря на то что потемнела их голубизна, все равно продолжали излучать ту же искреннюю доброту, что и три десятилетия назад. В этих глазах не было ни избытка радости, ни скорби, а какая-то спокойная самоуглубленность. — Как же ты, любезный Феофан, смог уцелеть при ваших частых дворцовых переворотах? — слегка улыбнувшись, спросил Иоанн. — Слава Богу, что мой отец, да упокоит Господь его душу, оказался мудрым человеком и после свержения Юстиниана ушел со своей дворцовой должности. Мы уехали в свое имение и там тихо и мирно жили все это время, пока сарацины не пришли завоевывать Константинополь десять лет назад. Тогда наше имение было полностью разорено ими, а слуги и крестьяне уведены в плен. Я сам со своей семьей еле спасся от безбожных расхитителей. Вот и пришлось пойти на службу ко Льву. — До нас, Стефан, доходят нехорошие слухи о вашем василевсе, что якобы он отвергает святые иконы и желает эту ложь распространить на всех христиан. Расскажи мне, что на самом деле творится в государстве ромейском. — Поведаю тебе, Иоанн, все как есть, ибо сам я немало скорблю о делах василевса против наших святых обычаев. Феофан рассказал Иоанну подробно о недавних событиях, произошедших у Медных врат на площади Августеон. — А чтобы не было сопротивления указам василевса со стороны людей ученых, — говорил Феофан, — то Лев тогда и училища приказал закрыть, и благочестивое учение, еще со времен святого и великого Константина владычествующее, угасло. Видя, как василевс нечестиво ругается против святых икон, подвигаемые божественной ревностью, восстали против него жители Эллады и Цикладских островов. Они избрали себе василевсом некоего Косму и, собрав много кораблей, пошли на Льва войной. Войском их предводительствовал Агаллиан Турмарх из Эллады и Стефан. 18 числа апреля 10 индиктиона они приплыли к царствующему граду, но в сражении были побеждены посредством искусственного огня, которым Лев сжег их корабли. Одни из них потонули на самой глубине, в числе их утонул и Агаллиан во всеоружии.

http://azbyka.ru/fiction/ioann-damaskin/

Жители столицы вступили с ними в сражение и сожгли многие из их судов. При виде поражения они отдались царю. Один из начальников Космы некто Агаллиан, видя это и отчаявшись в спасении, в вооружении бросился в море. Косме и некоему Стефану, попавшим в плен, были отрублены головы. Следующим летом Римскую державу снова наводнили многочисленные конные Сарацинския войска, во главе которых стояли Амер и Мавия. Они осадили Вифинский город Никею и после некоторого времени отошли безуспешно. После этого царь созвал во дворце многих из столичных граждан, пригласил тогдашнего столичного архиерея Германа и принуждал его дать подпись (под определением) об уничтожении святых икон. Но Герман отказался, сложил с себя должность и сказал: „без вселенского собора не могу дать письменного изложения веры“. Он удалился в отцовский дом, где и провёл остаток своей жизни. После него архие- —427— реем был сделан Анастасий, клирик Великой церкви. С этого времени многие из православных, не принявшие царского определения, подверглись тяжёлым наказаниям и истязаниям. Когда происходило всё это, царь отправил послов к вождю Хазар за дочерью его и обручил её с сыном своим Константином. По прошествии некоторого времени в Византии случилось землетрясение, с силой разразившееся и в других городах и сёлах. Оно разрушило много домов, святых храмов, разных галерей, до самого основания. Между прочим пострадал храм святой Ирины, находящийся вблизи Великой церкви. Низверглась также сверху на землю статуя Римского императора Аркадия, которая стояла на холме Ксиролофе, на изваянном изображении пса. Сотрясение почвы продолжалось около года, вследствие чего многие вышли за стены города и жили в палатках. Лев умер после двадцатичетырёхлетнего правления от тяжкой водяной болезни и оставил преемником сына Константина. Артаваз, зять Константина по сестре, вместе с подчинённым ему войском (он был предводителем войска Опсикийского) и с двумя сыновьями, из которых один носил имя Никиты, а другой Никифора, находился в так называемом Дорилейском поле.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

  Мы уже неоднократно говорили о малочисленности населения византийской столицы к середине XV в. Очевидно, что такое сокращение населения сказывалось и на невероятном сужении государственной элиты, в том числе и церковного руководства, связанном, в первую очередь, со столицей. Церковная и государственная верхушка в Византии даже в эпоху расцвета империи были достаточно малочисленными, а с их еще большим сокращением к закату империи должно было возрасти влияние групп различных интересов и ориентаций. Сами по себе группы могли быть весьма невеликими, но они должны были обладать существенными рычагами влияния. В деле церковной «политики», помимо связей с императорской властью, первостепенную роль играла богословская ориентация той или иной группы. Кажется очень вероятным, что и во время Флорентийского собора, в котором довелось участвовать Схоларию, все главные вопросы решались как раз этими очень небольшими группами лиц, определялись их способностью повлиять на императора. Именно так продолжалось и после собора. Это заставляет нас попытаться определить, с кем именно оказывался связан святитель Геннадий Схоларий и в традициях какого направления того времени он проводил свою политику, став патриархом. О бедности упоминаний имен в творчестве святителя периода патриаршества нами уже говорилось. По сути дела, из значительных фигур того времени мы с уверенностью можем говорить лишь о Феодоре Агаллианосе как о человеке близком к Схоларию в тот период. В остальном нам приходится довольствоваться лишь предположениями или обращением к более ранним текстам. Как кажется, определенный ответ на эти вопросы дают синайские послания святителя. Почему монахи обращаются к патриарху? Более того, они это делают в ситуации конфликта со своим епископом и с Иерусалимским патриархом. Ясно, что патриарх не имел административной власти над Синаем – одной из древнейших христианских «автокефалий», епископ которой избирался братией монастыря и поставлялся (и поставляется поныне) Иерусалимским патриархом. К Вселенскому патриарху члены других поместных церквей действительно могут обращаться в случае конфликтов со своим предстоятелем, что связано с первенствующим положением Константинополя. В поздневизантийское время такие обращения были особенно популярны, когда лишь Константинопольский патриархат сохранял на востоке независимость и реальное значение. Переписка Схолария с синаитами и его ответы сербскому деспоту также свидетельствуют о намеренно экстерриториальном характере пастырской активности Константинопольских предстоятелей того времени. Однако нам представляется, что контакты Схолария с монахами основывалась не только на позволении канонического права.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Shola...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание АРСЕНИЙ АВТОРИАН [греч. Αρσνιος Ατωρειανς] (1200, К-поль - 30.09.1273, Проконис), свт., Патриарх К-польский (нояб. 1254 - февр. или март 1260; июнь 1261-1265). Происходил из знатной к-польской семьи Феодора (или Алексея) Агаллиана, судьи дрома, и Ирины Каматиры. Отец в конце жизни принял монашество с именем Арсений. Сын, в Крещении Георгий, последовал его примеру и постригся с именем Геннадий, а после смерти отца взял его монашеское имя. Сначала А. А. подвизался в мон-ре на горе Оксия в Вифинии, затем переселился в обитель близ Аполлониадского оз. А. А. участвовал в посольстве, к-рое было отправлено в 1253 г. имп. Иоанном III Дукой Ватацем в Рим для переговоров по вопросу объединения Церквей. В нояб. 1254 г. по настоянию Никейского имп. Феодора II Дуки Ласкаря А. А. был избран Патриархом, хотя наиболее вероятным кандидатом считался Никифор Влеммид , славившийся ученостью и непреклонностью перед сильными мира сего. Первые годы правления были спокойными, но после смерти Феодора II начались смуты, связанные с отстранением от власти его малолетнего сына Иоанна IV Дуки Ласкаря . Патриарх вместе с Георгием Музалоном был назначен опекуном Иоанна IV, но Михаил Палеолог, распоряжавшийся гос. имуществом, присвоил себе полномочия регента, торжественно обещав отказаться от власти по достижении Иоанном совершеннолетия. Однако в янв. 1260 г. Михаил VIII Палеолог венчался на царство и заключил под стражу законного наследника. Все, чего мог добиться Патриарх, было сохранение жизни Иоанну IV. Вскоре Михаил VIII потребовал от А. А. добровольного отречения от Патриаршего престола. Тот отказался и был изгнан (февр.-март 1260), на его место возвели Никифора II , бывш. митр. Эфесского. Эти события вызвали церковный раскол, однако после смерти Никифора II имп. Михаил VIII примирился с А. А., к-рый в июне 1261 г. был возвращен на Патриарший престол. После освобождения К-поля и восстановления Византийской империи он торжественно венчал Михаила VIII на царство (сент. 1261). Но когда на праздник Рождества Христова, 25 дек. 1261 г., по приказанию Михаила VIII был ослеплен 9-летний Иоанн IV, Патриарх отлучил императора от Церкви.

http://pravenc.ru/text/76276.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МИРСИНИОТИССА [Греч. Μυρσινιτισσα, Μον Παναγας Μυρσινιωτσσης], действующий женский монастырь, расположен примерно в 2 км к северу от Каллони на о-ве Лесбос, принадлежит Мифимнской митрополии, освящен в честь Успения Пресв. Богородицы. Название монастырь получил по хранящейся там одноименной иконе Божией Матери, обретенной не позднее XII в. в зарослях мирта. История этой иконы древнее, чем предание об обретении иконы Божией Матери Миртидиотиссы на Китире. В патриаршем сигиллии 1311 г. М. назван τς Μυρσνης. Место обретения иконы почитается до сих пор, оно находится левее мон-ря, там мон. Митродора (Барабути) построила маленькую церковь. От находившейся в зарослях мирта иконы исходил столь сильный свет, что он был заметен в Каллони. Когда его увидели митрополит и его приближенные, они немедленно отправились на поиски его источника. Но по мере их приближения к местонахождению иконы свет исчезал. Так продолжалось в течение 2 ночей. В 3-й раз свет не погас, а переместился вправо. Митрополит и его свита последовали за ним. Достигнув соснового леса на горе Драконтици, где ныне построен М., свет перестал двигаться. Митрополит, приблизившись, обнаружил икону Божией Матери и распорядился построить на этом месте мон-рь. От иконы происходили многочисленные чудеса, в т. ч. из того места, где она была обретена, забил источник святой воды (впосл. он иссяк, но из гробницы прп. Игнатия Агаллиана забил новый источник). В 1331 г. Мифимнский митр. Малахия доложил Синоду К-польской Церкви о том, что насельники мон-ря «ту Калеос» захватили 4 принадлежавших ему мон-ря, в т. ч. М., и хрисовулом Андроника III незаконно закрепили за собой владение монастырской собственностью. Впосл. мон-рь пришел в упадок, существовал только собор Успения Пресв. Богородицы с огородами вокруг него, впоследствии и он был заброшен. В письме Эфесского митр. Даниила (1487) говорится, что в 1470 г. вдова эконома Мифимнской митрополии Папаксена купила у османских властей участок с расположенным на нем собором.

http://pravenc.ru/text/2563352.html

Богородицы (на нижнем этаже парекклисион ап. Иоанна Богослова) (1809). Рядом расположена новая ризница (1998). Др. парекклисионы в стенах мон-ря посвящены вмц. Евфимии, св. бессребреникам Косме и Дамиану, Успению Пресв. Богородицы, первомч. Стефану, св. Апостолам, свт. Нектарию Эгинскому и Св. Троице. К юго-западу от мон-ря расположен кладбищенский храм Св. Троицы (1817). Владения К. п. м. включают скит Благовещения Пресв. Богородицы, келлии мч. Трифона и свт. Нектария Эгинского, а также келлию-конак ап. Андрея в Карее и 4 кафизмы (3 из них - в окрестностях мон-ря). Подворья мон-ря находятся на п-ове Касандра, на п-ове Ситония, на о-ве Скопелос, в Афинах (Неа-Иония). Недавно близ оз. Керкини был построен жен. мон-рь св. Иоанна Предтечи, к-рый тоже является подворьем мон-ря. Благовещенский скит расположен на холме к востоку от мон-ря. Отшельники селились здесь издавна, но организованную форму это монашеское поселение приобрело только в 1753 г. Кириакон скита был построен незадолго до 1757 г. и украшен фресками в 1766 г. мастерами Константином и Афанасием из Корицы (ныне Корча, Албания). В 1896 г. была возведена колокольня, в 1900 г. на месте старого был построен просторный лити. В Благовещенском скиту был принят в лоно Церкви через таинство миропомазания прмч. Акакий Новый из Нивори († 1816). Здесь также останавливались греч. писатели А. Пападиамантис и А. Мораитидис. Мощи и реликвии Кроме ктиторского креста, к-рый содержит фрагмент Честного и Животворящего Креста Господня, в монастыре хранятся части мощей апостолов Андрея Первозванного, Варнавы и Филиппа, великомучеников Георгия Победоносца, Димитрия Солунского, Иакова Персянина, Мины и Меркурия, великомучениц Марины и Параскевы, святителей Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоуста, Иоанна Милостивого, патриарха Александрийского, Модеста, патриарха Иерусалимского, Фотия, патриарха К-польского, Григория Паламы, мч. Трифона, священномучеников Игнатия Богоносца и Харалампия, прп. Игнатия Агаллиана, митр. Мифимнского, преподобномучеников Евфимия Нового из Димицаны, Игнатия и Акакия Нового из Нивори, новомучеников Димитрия Пелопоннесского и Феодора Византийского.

http://pravenc.ru/text/2462145.html

А. б. известны, начиная с появления в X в. уставов литургии (Jacob. La concélébration. P. 249-252). Порядок Патриаршей литургии в К-поле X в. известен из опубликованной в XVII в. Ж. Гоаром рукописи, открытой диак. Исидором Пиромалисом на о-ве Патмос (Goar. Euchologion. P. 180-184; ркп. ныне утрачена), а также по опубликованному еще в XVI в. лат. переводу Патриаршего чина литургии (ркп., ныне также утраченная, хранилась в мон-ре Йоханнисберг в Германии - Cochlaeus. P. 119-132). Особенности чина этого времени: 1) архиерей облачается в скевофилакионе, здесь же он, если хочет, принимает участие в проскомидии; 2) архиерей не входит в храм во время энарксиса, к-рый совершается без его участия; 3) во время сугубой ектении архиерей благословляет народ; 4) архиерей не участвует в перенесении Даров из скевофилакиона в храм, умывает руки до великого входа, в диалоге accessus ad altare слова Евангелия от Луки (1. 35) обращены к предстоятелю (т. о., роли в диалоге распределены правильно). Собственно архиерейскими особенностями здесь являются только 2 и 3 (хотя из лат. перевода литургии свт. Иоанна Златоуста, сделанного Львом Тосканом ок. 1173-1178 гг., следует, что и 3 не был исключительной особенностью А. б.- Jacob. La traduction. P. 147). Чин греч. А. б. XIV-XVI вв. известен по большому числу памятников. Это в первую очередь уставы архиерейской литургии - написанный диаконом, протонотарием Великой ц. Димитрием Гемистосом (Hieros. Patr. 362 (607), XIV в.; Alexandr. Patr. 371, 1407 г.; Ath. Laur. Δ. 80, 1541 г.- Дмитриевский. Описание. Т. 2. С. 301-319; Habert. P. 1-304), Диатаксис Феодора Агаллиана (Χριστπουλος. Σ. 48-51), XV в., и чин, опубликованный А. А. Дмитриевским по рукописи XV в. из б-ки Андрея ап. скита на Афоне (Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 164-172; он же. Современное богослужение. С. 44-54). Кроме того, сохранились многочисленные греч. архиерейские Евхологии того времени (см. также в ст. «Чиновник архиерейский» ). Наконец, ценные сведения содержатся в литургических трактатах Николая Кавасилы († ок.

http://pravenc.ru/text/архиерейском ...

ж) Святой Афанасий Константинопольский (1293) еще до своего патриаршества основал мужской и женский монастыри на горе Ганос во Фракии. «Не только мужскую природу он помазал для тернистого пути аскезы, но и женщин уподобил мужам... в ревности и следованию за Христом». з) Святому Григорию Паламе , который тогда находился в скиту в Веррии, в письме сообщили о том, что преставилась его мать Каллони, принявшая перед смертью , как и ее супруг, схиму. По приглашению сестер, подвизавшихся с матерью, Григорий Палама с братьями из своего монастыря приехал в Константинополь. Встретил их и «дивился их добродетели, хвалил духовную брань, которую они ведут, и во всем чистое и совершенное житие». Однако не захотел остаться на родине и, более того, счел полезным, чтобы уехали с ним и его сестры. Братья, взяв с собой сестер, возвратились в Веррию. Там они и обосновались, а святой Григорий позаботился о том, чтобы им продолжить привычный образ жизни и аскезы. и) Святой Игнатий Агаллиан, удалившись от мира, обосновался в Мирсиниотиссе, близ Митилины (1527), где вокруг него собралось множество женщин и мужчин. Благодаря Божественному откровению он приступил к строительству храма, соорудил много келий для женщин. В старом храме Таксиархов в Лимоне, что находился в получасе пути от обители Мирсиниотиссы, он основал мужской монастырь. По изволению святого, скрепленному патриаршей печатью, монахи должны были присматривать за женским монастырем и покровительствовать ему, предоставлять ему «ежегодно полагающееся даяние и всеми средствами по возможности ему споспешествовать». Благословляя, благословлю тебя и умножая, умножу тебя Очевидно, что самый важный вопрос для православного монашества – это необходимость духовного наставника – старца. Впрочем, согласно Григорию Паламе , всякий монах вообще в силу своего сана является вестником грядущего Царства. В Греции первым возродил традицию покровительства женскому монашеству святой Нектарий Эгинский , епископ Пентапольский, основавший в начале XX века (1904) обитель Святой Троицы на острове Эгина 4 , чем внес свой вклад в распространение женского монашества. Он отдал созданной им обители всю свою любовь, претерпел многие скорби и сделался мучеником, спасающим молитвами мир. Еще можно назвать святогорского монаха Савву с острова Калимнос 5 прославленного в лике преподобных (ум. в 1948). Равен им по святости и приснопамятный преосвященный монах нашей обители Иероним Симонопетрит (ум. в 1957) 6 , светильник его не гас и ночью (см.: Притч. 31, 18 ). Святой Старец Ам- филохий с острова Патмос (ум. в 1970) 7 , вдохновлявший людей и «возвышавший смиренных», ныне ликует в Духе Святом и созерцает славу Божию. Блаженна память старца Филофея с острова Парос (ум. в 1980) 8 . Он никого не оставлял в беде или духовном голоде. Ныне же сам преисполнился миром, благодатью и жизнью, и верные в любви пребудут у Него ( Прем. 3:9 ). Скольких мужей и жен, прославленных в лике преподобных, откроет нам небо, когда настанет час!

http://azbyka.ru/otechnik/Emilian_Vafidi...

Церемония состоялась 6 января 1449 года, однако процедура провозглашения была необычной, поскольку в ней не участвовали ни Константинопольский патриарх, ни местный епископ. Эти обстоятельства позволили историкам Константину Ласкарису , Феодору Агаллиану и Дуке высказывать сомнения в том, был ли Константин Палеолог вообще когда-либо коронован, и утверждать, что последним императором Византии был Иоанн VIII . Легитимность провозглашения Константина императором оспаривали преимущественно противники церковной унии, в том числе Иоанн Евгеник . В то же время другие противники объединения Церквей, среди них и будущий патриарх Константинопольский Геннадий II Схоларий , вступивший с Константином Палеологом в активную переписку, не высказывали подобных сомнений, а значительная часть столичной элиты безоговорочно приняла нового императора (известны приветственные слова и энкомии, созданные в его честь Иоанном Докианом , Михаилом Апостолисом и Иоанном Аргиропулом ). Первый документ, подписанный Константином в качестве " императора ромеев " , относится к февралю 1449 года и всё ещё связан с Мистрой - это хрисовул, гарантирующий привилегии сыновьям Георгия Гемиста Плифона . Константин прибыл в Константинополь 12 марта 1449 года. В конце марта он отправил посольство к султану, которое сумело заключить мирное соглашение, распространявшееся не только на столицу, но и на Пелопоннес .  Не имевший детей Константин с 1449 года предпринимал безуспешные попытки заключить новый брак. В качестве возможных невест рассматривались племянница арагонского короля Альфонса V, грузинские и трапезундские принцессы, а также вдова скончавшегося в 1451 года султана Мурада II Мария (Мара) Бранкович. К началу 1450-х годов также относятся его попытки наладить в условиях усиления турецкой угрозы диалог с западными союзниками - Венецией , Арагоном , Рагузой (ныне Дубровник, Хорватия) , однако большей частью они не увенчались успехом. Дож Венеции высказывал недовольство усилением налогового бремени на венецианскую торговую колонию в Константинополе.

http://drevo-info.ru/articles/13680346.h...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010