И дело у потока Аравийского (Ис. 15:7), то есть грехи их отведут их к потоку Аравийскому. Прейде бо вопль его …до Агаллима, и плачь его даже до кладязя Елимля (Ис. 15:8), то есть плач и вопль наполнять будут всю страну Моавитскую. Вода бо Димоня наполнится крове, наведу бо на Димона . Этим изображается великое побоище, так что от трупов людских испортится вода. Помыслю о спасшихся от Моава… и останке земли (Ис. 15:9), то есть сын властителя возвратится и пойдет на тех, которые спаслись и остались на земле.   Глава 16 От камене пустыни к горе дщере Сиони (Ис. 16:1). Пророк указывает на пределы земли Моавитской, простиравшейся до пределов земли Иудейской. И Моав будет в преселении своем, как птица , переменяющая гнездо свое. Этими словами пророк изображает поспешность и страх переселяющихся Моавитян, переходящих с одного места на другое. И дщери Моавля оставлены будут (Ис. 16:2), то есть оставлены будут города Моавитские, потому что обитатели их уйдут к переправе через Арнон. Приложи ума, посоветуйся, спроси у гадателей, посоветуйся с ними, принеси жертву, доведайся у мудрецов своих, как избавиться от того, что постигло тебя. Сотвори себе подобную ночи тень среди полудня, то есть ищи, где укрыться среди окружающих тебя бедствий. Укрой… скитающихся (Ис. 16:3), чтобы не были отведены в плен. Пророк посмевается (издевается) над Моавитянами и их идолами. Будь им в покровение… от лица гонящаго , который преследует. Праха не стало, погибе попираяй (Ис. 16:4). Пророк говорит о гибели Ассирийского войска и называет его прахом, потому что нечестивые подобны праху, развеваемому ветром. И исправится с милостию престол (Ис. 16:5), то есть утвердится престол царя Езекии и его потомков. Слышахом гордыню Моавлю , он горд зело . Пророк показывает, что причиной всех бедствий, постигших Моавитян, была гордость. Высокомерие, гордость и раздражительность его (Ис. 16:6). Причиной этого были и твердыни (стены) Моавитян, из-за чего и считали они себя в безопасности. Но твердыни разрушены, и прорицатели не возвестили Моавитянам о том, что постигнет их.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

В. Лоран предлагает датировать написание «Воспоминаний» 1443–1445 гг., т. е. временем после смерти Патриарха Митрофана и до смерти св. Марка Эфесского 25 . После смерти Патриарха Митрофана открылась возможность для более широкой, чем раньше, дискуссии, проходили открытые прения, и вот в этой ситуации труд Сиропула мог оказаться востребован. О смерти Марка Эфесского , последовавшей в июле 1445 г., в работе ничего не говорится. В своем первом Слове об исхождении Св. Духа, написанном в 1444–1445 гг., Схоларий писал: λλ τ μεν κατ κενην σνοδον λλο τινες σως ροσι κα στορσουσιν (Но о том, что произошло на том Соборе, также расскажут и разъяснят другие) 26 . Так что возможно, что Схоларий в этой цитате говорил именно о проекте Сиропула. И в таком случае это подтверждает датировку В. Лорана. Рукописи и издания Сочинение Сиропула сохранилось в восемнадцати рукописях. Editio princeps было выпущено в Гааге в 1660 г. английским исследователем Р. Крейтоном 27 , а научное издание осуществлено неоднократно упоминавшимся В. Лораном в 1971 г. Протограф сочинения не сохранился. Ко времени автора восходит лишь рукопись Paris, gr. 427, переписанная рукой Феодора Агаллиана, близкого к Сиропулу и его кругу человека. Судя по всему, это рукопись, созданная действительно в начале 50-х гг. XV в., до падения Константинополя (ориентировочно – в 1451–1452 гг.), была переписана с протографа и является адекватным отражением авторского текста. При издании текста эта рукопись является определяющей. К ней восходят пять других рукописей XVI–XVII вв.: одна из них была переписана в Греции (лишь часть текста), а четыре – на Западе. Помимо рукописи Paris, gr. 427 и восходящих к ней пяти других рукописей, есть еще т. н. «группа В», состоящая из двенадцати рукописей, сохранивших достаточно измененный текст. Эта группа восходит к рукописи Paris, gr. 428, созданной около 1500 г. К ней восходят остальные одиннадцать рукописей XVI–XIX вв. Все рукописи группы В отражают т. н. «переиздание» «Воспоминаний» конца XV в.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Поскольку же не часть Моавитян сокрушена была войною, но вся их земля во всех частях своих была потрясена и шаталась наподобие пьяного: то посему, говорит, от пределов до пределов ее пройдет вопль, разумеется, сетующих и тех, которые обыкновенно совершают плач над имеющими погибнуть в войне. Прейде бо вопль предел земли Моавитския говорит, до Агаллима, и плач ея даже до кладезя Елимля. Именует же здесь города крайние и на самых границах лежащие, разумею Агаллим и кладязь Елим. И выразив мысль, что плач будет простираться на всю страну их, как я сказал, затем говорит, что вода Рембона наполнится крове. Говорят, что Рембон есть река весьма многоводная, Но наполнится, говорит, крове, обозначая этим, вероятно, то, что с изобилием вод во время войны будет спорить количество крови падающих в войне; и реки будут казаться окрашенными в багряный цвет и разольется вода земная уже не чистая и не имеющая вида воды, но будет иного цвета и уподобляться будет крови. Взята же будет, говорит, та земля Арабами (Аравляны), так что все семя Моавле, и Ариилево снято будет, то есть, погибнет и истребится. Останок же, говорит, послю аки гады на землю. Ибо жестокие всегда идут в плен так, как некоторые змеи, очаровываемые волшебными звуками напевания некоторых людей и как бы усыпляемые, переходят в необычное им состояние кротости; потому что выражение: послю означает высылку, так как у взявших страну или город есть обычай иногда не всех совершенно убивать, но, истребив самую воинственную часть всего народа, остальных ставить в ряды плененных силою оружия. Если же к историческому (буквальному) смыслу нужно присоединить и некоторый иной смысл, то должно знать, что душа, огражденная страхом Божиим, как бы стеною, крепка и непобедима и превозмогает над силою рук с нею борющихся, так как побеждает начала и власти и миродержителей тмы века сего, духов злобы поднебесных ( Еф.6:12 ). Если же совратится к тому, что не потребно, будет идти по стезе не правой и, обходя угодное Богу, увлечется к страстям мира сего и сбросит с себя иго благопокорливости: то сие лишает ее всякой помощи, делает ее как бы лишенною ограды, предоставляет неприятелям беззащитною и открывает страстям доступ к ней, так что она никоим образом не может их избежать.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Aleksan...

Последнее для него даже занимает по значимости первое место, так что сочинение Сиропула посвящено скорее даже не истории Флорентийского собора как такового, а истории византийской делегации на нем. При том, что Сиропул имел доступ ко многим документам, вероятно, что он и сам делал какие-либо записи по ходу самих событий. Но и после Собора, когда он уже занялся написанием самого текста, вокруг было много живых участников тех событий, так что у него всегда была возможность общаться и работать с очевидцами и действующими лицами тех событий. В. Лоран, как мы будем говорить об этом ниже, предполагал, что Сиропул писал свое сочинение как раз в те годы, когда он много работал вместе со Схоларием. В таком случае, Схоларий – так же участник Собора в качестве императорского чиновника – мог быть незаменимым свидетелем в том, что касалось императора и его окружения. Важный вопрос, когда были написаны «Воспоминания». Тексты, посвященные Собору и полемике с латинянами, составлялись со времени самих событий – 1438–1439 гг. – и вплоть до падения Константинополя. К какому из этапов борьбы с Флорентийской унией относится описание ее истории Сиропулом? Французский исследователь М. Жюжи, учитель В. Лорана, в своей небольшой статье 1939 г. предлагал датировать «Воспоминания» 1451–1452 гг. 24 Он сделал это на основании схолии основной рукописи «Воспоминаний», Paris, gr. 427. Переписчик, говоря о речи Схолария во время подготовки к Собору еще в Константинополе, отмечает в схолии (33v), что речь идет περ το συμβουλευτικο λγου Σχολαρου, νν δ κατονομαθντος Γενναδου το φιλοσφου κα διδασκλου (о слове Схолария, сейчас названного Геннадием, философа и учителя). Т. е. это написано после 1450 г. (год пострига и, соответственно, изменения имени Схолария) и до падения Константинополя в 1453 г. Но дело в том, что эта рукопись, действительно написанная в начале 50-х гг., не является автографом Сиропула, как считал М. Жюжи: она была переписана Феодором Агаллианом, тогда как сам текст и его протограф был составлен раньше.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Таким образом, в самом, говорит, возшествии Арониим плачущеся взыдут. Слово же у плачущих таково: сотрение и трус; потому что они наперед вопияли о тех страданиях, которые имели случиться вследствие войны, как бы потрясающей все, города и дома, и сокрушающей (стирающей) живущих в них. Ис.15:6–7 .Вода Немримля пуста будет, и трава ея оскудеет: травы бо зелены не будет. Еда и сице спасется? Город Неврим (Немрим), говорят, лежит на крайних границах страны по соседству с Чермным морем, и так обилен водою и пастбищами, что жители его могли иметь много лошадей; а потому были весьма воинственны и имели лошадей опытных в военном деле. И так, вследствие Божественного, говорит, гнева и вследствие нашествия неприятелей страна лишена будет вод и зеленой травы; а когда это случится, тогда совсем ослабеет опытность в военном деле, так как пред тем уничтожатся кони и погибнут от голода. Но как скоро это будет, говорит, неужели и после того она будет так много и высоко думать о себе? Еда, коль скоро сие случится, спасется и убежит от рук неприятельских? Ибо, так как наперед уже отнята будет сила их, то какая, наконец, останется надежда спасения? Ис.15:7–9 . Наведу бо на дебрь Аравлян, и возмут ю: прейде бо вопль предел земли Моавитския до Агаллима, и плачь ея даже до кладязя Елимля. Вода же Рембона 50 наполнится крове: наведу бо на Рембон Аравляны, и возму семя Моавле и Ариилево и останок Адамин послю аки гады на землю. Самые южные части Сирии (Дамаскинцев), говорят, населяют бесчисленные племена так называемых Сарацин, простирающиеся и до самой страны Персидской. Они вооружились вместе с Вавилонянами и опустошали землю Моавитскую. Ибо и они следовали за Вавилонянами, хотя и были одного и того же племени с Моавитянами и соседственны с ними, так как и Сами назывались Арабами (Аравлянами). И так взят будет, говорит, Неврим: наведу бо на дебрь Аравлян и возмут ю. Дебрию же, по-видимому, именует Неврим, вследствие того, что он лежит в углубленном месте, тогда как другие города подняты на высоту и лежат на горах.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Aleksan...

Посему сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит (Пс. 50, 19). А пока тверд и еще не колеблется навык грешить, грешники не будут ни плакать, ни восходить в горнее. Когда же сокрушено худое расположение и душа потерпела как бы некоторое потрясение и смятение по причине лукавых учений, тогда слышным делается вопль к пользе слышащих. Вода Немримля пуста будет. Вода погрешительного мнения, прежде без оскудения и обильно текшая ко вреду приемлющих, исчезнет, говорит Пророк, и пуста будет. Если бы можно было знать силу имени, то открылось бы некоторое удобство подойти ближе к разумению пророческой мысли и сообразить с действительностью означаемое именами. По крайней мере, сия вода противоположна воде покойне, на которой Господь воспитывает пасомых Им (ср.: Пс. 22, 1–2) — воде, которую дает Господь верующим в Него, и от нее же удостоившийся пить имеет в себе источник воды текущия в живот вечный (ср.: Ин. 4, 14). А эта вода так негодна и презренна, что ничего не питает, кроме травы, которой также не будет, то есть души, ознакомившиеся с привременной и скоро увядающей славой мира сего, скоро отцветут, когда приведено будет в опустение как бы напоявшее их слово. Еда и сице спасется? Слово показывает, что имеющая надежду спастись Моавитская земля спасется какими–то путями и попечениями и приведена будет ко спасению чрез трудное обучение. Ибо слова погибнет Моавитска земля, и нощию погибнет, и что еще о ней сказано — все ясно наклонено к тому, что делается сие для ее спасения. Наведу бо на дебрь Аравлян. Как первые спасутся плачем, так и имеющие нераскаянное сердце спасутся поражением, которое нанесут аравитяне. Аравитянами называются или народы западные, или, может быть, аравитянами наименованы силы, уподобившиеся тьме, чрез которых имеющим нераскаянное сердце насылаются вразумительные кары. Прейде бо вопль предел земли Моавитския до Агаллима, и плач ея. Предел Моавитской земли назван Агаллимом. Впрочем, Агаллим толкуется украшенное завитками [ ], и заимствует имя свое от животного правительственного и начальственного.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=688...

Но достоин погибели и Дивон, где построен храм ваш. Разумеем же Дивон, соображаясь с толкованием сего слова. А Дивон толкуется течение их. Посему, как слово истины твердо и постоянно, утверждено на прочном основании и неподвижно, и укоренившийся в вере уподобляется в притче человеку, полагающему основание на камени (ср.: Мф. 7, 24), и о манне говорится, что она была, аки лед на земли (Исх. 16, 14), причем слово Божие оледенением выражает твердость и силу, так противные учения и в пользу их говорящие правдоподобия — текучи, нетверды и не могут установиться, и отец лжи во истине не стоит (ср.: Ин. 8, 44). Посему непостоянство лжи наименовано течением. Да плачутся же созидающие что–либо подобное, имеющие у себя учение о Боге непостоянное и неутвержденное. Ибо это есть тот жертвенник, который осужден к погибели Дивона, где построено требище. Посему взыдете плача не жертву приносить, но раскаяться в том, о чем некогда ко вреду своему вы молились, потому что молитва обратилась вам в грех. Ибо кто служит твари вместо Творца, кто не поклоняется Сыну и Отцу чрез Сына, но слагает свои учения и на чуждых жертвенниках приносит свою жертву хвалы, тот да плачется печалию по Бозе, доставляющей ему спасение нераскаянно (ср.: 2 Кор. 7, 10)! Сие сказано не о тех только, которые заняли мнение о Боге из еретических учений, но и о всех, которые одобряют что–либо скоротечное, в этом полагают надежду, не повинуясь тому, который говорит: богатство аще течет, не прилагайте сердца (Пс. 61, 11), но домогаясь славы плотской, тогда как плоть есть сено, и слава человеча яко цвет травный (ср.: Ис. 40, 6). Такова же красота плоти и крови, о которой высоко думает злоумная жена, уподобляемая в притче усерязи в ноздрех свинии (ср.: Притч. 11, 22). И вообще всем заблудшим прилично наименование Дивона, так что о погрешающих в жизни или в слове безошибочно можно сказать, что они имеют требище в Дивоне. Посему плача да взыдут думавшие о нем некогда высоко. Над Нававом Моавитским. Плачитеся, на всяцей главе плешь, вся мышцы обсечены, (3) на стогнах его препояшитеся во вретища, и восплачитеся на храминах его и на улицах его и на стогнах его, вси возрыдайте с плачем. (4) Яко возопи Есевон и Елеала, даже до Иассы услышася глас их; сего ради чресла Моавитиды вопиют, душа ея увесть. (5) Сердце Моавитиды вопиет в ней даже до Сигора; юница бо есть трилетна. В возшествии же Луифа к Тебе плачущеся взыдут путем Арониимлим; вопиет сотрение и трус. (6) Вода Немримля пуста будет, и трава ея оскудеет; травы бо зелены не будет. (7) Еда и сице спасется? Наведу бо на дебрь Аравлян, и возмут ю. (8) Прейде бо вопль предел земли Моавитския до Агаллима, и плач ея даже до кладязя Елимля. (9) Вода бо Димоня наполнится крове; наведу бо на Димона Аравляны, и возму семя Моавле и Ариилево и останок Адаминь. (Гл. 16, 1) Послю аки гады на землю.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=688...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Монастырь Лимонос. Общий вид [Греч. Λειμνος], во имя св. Таксиархов (Чиноначальников, т. е. архангелов Михаила и Гавриила) мужской, действующий общежительный мон-рь, принадлежит Мифимнской митрополии Элладской Православной Церкви, расположен в 3 км к северо-западу от Калони. Его название происходит от слова «луг» (λειμν), т. к. он расположен среди лугов. Однако некоторые исследователи указывают на переносное значение этого слова, поскольку в ранневизантийский период мон-рь иногда именовали «лугом духовным», местом процветания монашеских добродетелей. Л. был основан в визант. период и запустел к кон. XV в. В 1526 г. (или между 1523 и 1526) сакелларий Мифимнской митрополии Иоанн Агаллиан (впосл. прп. Игнатий Агаллиан ) решил восстановить Л., к-рый находился во владениях его семьи. В 1527 г. отец Иоанна передал ему эти земли офиц. документом. Иоанн построил в Л. монастырский собор и кельи. Вместе с отцом и сыном Мефодием он принял здесь монашеский постриг и стал игуменом Л. Первоначально в монашеской общине было 12 чел., впосл. число насельников значительно увеличилось. Игнатий Агаллиан передал Л. ряд своих владений и обеспечил обитель церковной утварью и богослужебными книгами. В Л. были введены общежительный устав и запрет на посещение лицами противоположного пола ( аватон ). Игумена избирала братия. В адм. зависимости от Л. находился жен. Мирсиниотиссы Пресв. Богородицы мон-рь , также восстановленный Игнатием. В патриарших сигиллиях 1527, 1531, 1540 и 1546 гг. зафиксированы привилегии мон-ря. В 1530 г. прп. Игнатий Агаллиан отправился в К-поль к патриарху Иеремии I, к-рый даровал Л. статус ставропигиального мон-ря. Прп. Игнатий устроил в Л. скрипторий и открыл школу, где преподавал также его сын Мефодий (некоторое время им помогал ученый мон. Пахомий Русан с о-ва Закинф). В 1531 г. Игнатий Агаллиан был избран митрополитом Мифимнским, а игуменом Л. стал его сын. В 1560 (или в 1563) г. Игнатий ушел на покой и поселился в Л., где провел последние годы своей жизни. В честь своего ктитора Л. также именуют монастырем прп. Игнатия.

http://pravenc.ru/text/2110511.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИГНАТИЙ АГАЛЛИАН [Иоанн Агаллиан; греч. Ιγντιος Αγαλλιανς] (ок. 1492, дер. Фаранга, близ Калони, о-в Лесбос - 1566, подворье св. Бессребреников, близ Дафии, о-в Лесбос), прп. (пам. греч. 14 окт.), митр. Мифимнский. Род. в семье иерея Мануила Агаллиана, в юношеском возрасте вступил в брак и был рукоположен во иерея. Иоанна отличала любовь к книгам, он был назначен сакелларием (хранителем митрополичьей сокровищницы) Митимны (Мифимны). Занимался переписыванием манускриптов; также считается автором ряда литургических текстов. Игнатий Агаллиан, митр. Мифимнский. Гравюра Р. Копсидиса. 1957 г. Игнатий Агаллиан, митр. Мифимнский. Гравюра Р. Копсидиса. 1957 г. После смерти жены и детей (кроме сына Мефодия) во время эпидемии чумы Иоанн решил направить все свои средства на восстановление расположенных во владениях рода Агаллианов заброшенных лесбосских мон-рей - Лимоноса во имя св. Таксиархов и Пресв. Богородицы Мирсиниотиссы. Эти земли были переданы Иоанну его отцом офиц. документом (1527). Иоанн отремонтировал храм и кельи обители Пресв. Богородицы Мирсиниотиссы, к-рая была заселена жен. монашеской общиной, и заново построил кельи в Лимоносе, ставшем муж. мон-рем. Иоанн и его отец приняли монашеский постриг в Лимоносе. В 1527-1531 гг. И. А. был игуменом восстановленных им монастырей. Согласно 2 его «Завещаниям», в этих обителях вводился общежительный устав и запрет на посещение лицами противоположного пола ( аватон ); духовное руководство мон-рем Пресв. Богородицы Мирсиниотиссы возлагалось на игумена мон-ря Лимонос. В 1530 г. И. А. отправился в К-поль к патриарху Иеремии I , к-рый даровал мон-рям Лимонос и Пресв. Богородицы Мирсиниотиссы статус ставропигиальных и патриарших. И. А. оказывал различную помощь жителям Калони и окрестных сел, в т. ч. возводил мосты и благоустраивал источники. В Лимоносе И. А. открыл муж. школу, где сам преподавал (нек-рое время ему помогал Пахомий Русанос с о-ва Закинф), а также жен. школу в мон-ре Пресв. Богородицы Мирсиниотиссы.

http://pravenc.ru/text/293489.html

Ок. 1472 г. она получила от К-польского патриарха Симеона право назначать иерея для служения в принадлежавшем ей храме. От вдовы Папаксена этот участок унаследовали дед прп. Игнатия Агаллиана, «великий иерей» Георгий, а затем отец святого - иерей Мануил Агаллиан. Его сын, в миру Иоанн, тоже стал иереем, но во время эпидемии его супруга и дети умерли, кроме старшего - мон. Мефодия. Иоанн принял монашество с именем Игнатий. В 1523 г. он начал восстановление М., в 1527 г. Мануил Агаллиан переписал участок с этим монастырем в собственность сына. В 1530 г. монастырь получил статус ставропигиального от К-польского патриарха Иеремии I и именовался ставропигиальным и патриаршим в сигиллиях К-польских патриархов 1540, 1546, 1585 гг. Это противоречит сведениям, известным из письма митр. Даниила Эфесского (1487), но, видимо, в какой-то момент М. утратил этот статус. В 1536 г. монастырь был расширен и отремонтирован, в 1537 г.- обнесен стенами. В «Завещании» прп. Игнатия Агаллиана (1530) сохранились имена первых насельниц: кафигумения Макария, Афанасия Родитисса, Дометиана Родитисса, Марфа, Евгения, Мария Политисса, др. Афанасия. При мон-ре были основаны школа ткачества и золотого шитья для девушек из Каллони, а также тайная жен. школа. В том же завещании прп. Игнатий утвердил киновиальный устав монастыря, возложил управление на игумена мон-ря Лимонос , а также ввел запрет на вход мужчин, за исключением престарелого иеромонаха для совершения службы. В завещании 1565 г. он назначил игумению мон-ря надзирать над монахинями и распределять послушания. В этом документе подтверждены общежительный устав и соблюдение монахинями строгого поста; в уставе также отмечено, что основным послушанием монахинь помимо сугубо религиозных должно быть огородничество. В письме 1700 г. К-польского патриарха устанавливается строгая система запретов на выход из мон-ря. Насельницам не разрешены даже сбор трав и оливок вне мон-ря, работа в винограднике, покупка шерсти для рукоделия, визиты к родственникам и присутствие на крестинах. Обо всех связях с внешним миром должна была заботиться игумения. В 1775 г. К-польский патриарх Софроний II запретил монахиням посещать общую баню и велел снести это недавно построенное здание. Письмо 1777 г. свидетельствует о том, что это требование патриарха было выполнено. В 1816 г. была отремонтирована сев.-вост. стена, в 1826 г. была разрушена при пожаре и отстроена заново примерно половина келий, в 1859 г. отреставрирована сев. стена келейного корпуса. Большие разрушения М. получил во время землетрясения 1867 г., но на средства мон-ря Лимонос монашеские кельи были отстроены. Во время пожара 1915 г. сгорели кельи и собор, но хранившаяся в нем икона не пострадала. В 1917 г. был построен новый кафоликон. Последние 10 лет в М. идут строительные работы: преобразована трапезная, отремонтированы все северные и часть юж. келий, сооружены ц. вмц. Екатерины, кухня, гостиница для паломников и вспомогательные постройки.

http://pravenc.ru/text/2563352.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010