расширенный поиск подписаться на rss-kahaл мобильная версия купить Православную энциклопедию Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Как приобрести тома " Православной энциклопедии " 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АВКСЕНТИЙ III предыдущая статья следующая статья печать библиотека 1 , С. 145 опубликовано: 22 октября 2007г. АВКСЕНТИЙ III митр. Герцеговинский - см. Авксентий ,(1798–1865), митр. Велесский Константинопольского Патриархата. Рубрики: Константинопольская Православная Церковь Константинопольская Православная Церковь. Епископат Ключевые слова: Митрополиты Константинопольской Православной Церкви Авксентий III, митрополит Герцеговинский - см. Авксентий, (1798–1865), митр. Велесский Константинопольского Патриархата См.также: АВЕРКИЙ († 1878), бывший митр. Врачанский Константинопольского Патриархата, переводчик духовной литературы с греческого и сербско-хорватского языков АВКСЕНТИЙ (1798–1865), митр. Велесский Константинопольского Патриархата АГАЛЛИАН ФЕОДОР см. Феофан, митр. Мидийский АКАКИЙ († ок. 1351), митр. Трапезундский (с 1339) Электронная версия разработана при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям © 1998 - 2023 Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия».

http://pravenc.ru/text/62820.html

8–9. Ибо вопль по всем пределам Моава, до Эглаима плач его и до Беэр-Елима плач его; потому что воды Димона наполнились кровью, и Я наведу на Димон еще новое – львов на убежавших из Моава и на оставшихся в стране. (Прейде бо вопль предел земли Моавитския до Агаллима, и плачь ея даже до кладязя Елимля. Вода бо Димоня наполнится крове: наведу бо на Димона Аравляны, и возму семя Моавле, а Ариилево и останок Адамин). 28 Моавитяне не могут оставаться в своем отечестве, потому что в нём всюду избиение, опустошение, истребление; всюду плач, столь громко свидетельствующий о насилии и бедствии; всюду ручьи крови: сливаясь вместе, они превратили в кровь всю воду в окрестностях Димона, подобно тому, как вся вода реки Нила превратилась в кровь, когда Господь послал казнь на Египтян через Моисея и Аарона ( Исх.7:20 ). Как бы ни было разорено отечество, оно все-же дорого: всегда могут найтись люди, для которых дороги и сами развалины родных городов, священны места, обагренные кровью их защитников, падших от вражеской силы; такие люди примиряются с горем, претерпевают нужду и, по прошествии бедствий войны, остаются жить в земле своих отцов. Но не судил Господь и этого Моавитянам: на оставшихся в разоренной земле Он пошлет Аравитян, хищных и сильных; эти дикие обитатели пустыни докончат истребление жителей земли опустошенной, убежавших и оставшихся от меча ожесточенных завоевателей, истребят «семя Моава», молодое поколение, крепкое, с львиным мужеством (ср. 2Цар.23:20 ) и все остальное население Моавитской земли. 27 Наименованию Моавитская земля в еврейском тексте соответствует Ар-Моав, служащее собственным именем одного из главных городов Моавии, составленное из ар (или ир), что значит город и слова Моав (собственное имя). Вероятно, греческие переводчики вместо ар или ир чи­тали аи или ии, что значит остров, и вообще суша и земля. Также вместо стена Моавитская в еврейском тексте – Кир-Моав слово кир действительно значит стена, но вместе с Моав составляет собственное имя другого главного города Моавии.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

  4-5. И вопит Есевон и Елеала; голос их слышится до самой Иаацы , — во внешних городах, окружавших Моавию. За ними и воины Моава рыдают , именно, с площади моавитской вышли крик и плач. Рыдает сердце мое о Моаве; бегут из него к Сигору : казни усилились в Моавии до Сигора, куда бежал Лот. Юница бо есть трилетна (в русском переводе этих слов нет), т.е., в цветущем возрасте, в силе, в зрелости, в прелестях. Пророк говорит: восходят на Лухит с плачем; по дороге Хоронаимской поднимают страшный крик — потому, что Арониим был расположен на равнине, а дорога к нему — на горе, так что бежавшие с полей пробегали близ гор. Но, не найдя там покоя, они бежали в горы, как сказано выше: восходит на высоты, чтобы плакать (15:2), — на гору и куда более их гнало. Поднимают страшный крик; потому что воды Нимрима иссякли . Водою он называет или войска городов, или то, что, при умножении разбойников, убывают воды.   6-9. Луга засохли, трава выгорела, не стало зелени . Ясно, что там, где стоят бесчисленные войска, бывает скудость травы и зелени. Хотя бы они спаслись и при этих условиях, однако наведу на дебрь Аравлян, и возмут ю: хотя бы они, в дебрях и крепостях, остались невредимыми от иноземных разбойников, однако, они не смогут избавиться от ближних арабов, знающих их укрепления. Прейде бо вопль предел земли Моавитския до Агаллима, вследствие нашествия разбойни­ков на Моава и другие ближние города. До кладязя Елимля. Воды Димона наполнились кровью . Это, кажется мне, два речных по­тока, куда бежали беглецы, но арабы, знакомые с местностью, пришедши и сюда, умертвили бежавших. Потому пророк при­бавляет: наведу бо на Димона Аравляны, и возму семя Моавле, и Ариилево, и останок Адаминь, и послю на вселенную ради ни­щеты и шатания. 18. Глава 16.   1-8. Еда камень пуст есть гора дщере Сиони? Т.е., лишен помощи. Нет, но во время осады языческих войск она най­дет помощь. Ибо блуждающей птице, выброшенной из гнезда, будут подобны дочери Моава у бродов Арнонских. Составь совет, постанови решение , не о чем ином, но: осени нас среди полудня, как ночью, тенью твоею, укрой изгнанных, не выдай скитающихся .

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Как свет, разгоняя тьму, показывает вещи в их настоящем виде, так и достоинства одних людей оттеняют пороки других. Вот почему чужая добродетель лишает душевного спокойствия. В молитвослове, в отделе «Молитвы на сон грядущим» есть такие слова: «доброту чуждую видев, и тою уязвлён бых сердцем». Кто является выразителем неприязни, а то и ненависти к праведникам? Те, кто не могут хорошо относиться к «нищему духом», поскольку подвержены гордыне и самонадеянности. Те, кто не только не оплакивают свою греховность, но и вообще не признаёт и не замечает её. Те, кто не может терпеть кротости, ибо не считает нужным сдерживать свои негативные эмоции и привык выплёскивать их на окружающих. Те, кто может подать милостыню, но не способен на милосердие. Те, кто ничего не знает, и знать не желает о чистоте сердца и миротворчестве. Как вести себя христианину, сталкивающемуся с проявлением человеческой враждебности? Прежде всего, необходимо проявлять спокойствие и доброжелательность по правилу: отойди от зла и сотвори благо. Зло никогда не побеждается злом. Апостол Павел учит: «никому не воздавайте злом за зло, но пекитесь о добром пред всеми человеками» ( Рим. 12:17 ). Во-вторых, следует проявлять твёрдость духа, когда нужно свидетельствовать о правде и защищать её, переносить гонения за правду, соединяя терпение с упованием на Бога. Девятая заповедь: «Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах: так гнали и пророков, бывших прежде вас» Глаголом поносить в девятой заповеди переведён греческий глагол, дословно означающий — «выбить у кого-то зубы». В переносном смысле — «бросать оскорбление в лицо», хулить плохими и злыми словами. Глаголом гнать переведено греческое диоко — намеренно, осознанно нападать, преследовать, прогонять. В греческом тексте оно дано в форме причастия страдательного залога, означающего, что преследуемый не сопротивляется своим гонителям. Гонимы те, кому Христос сказал «радуйтесь» (от греч. « кайро » — искренняя, настоящая, глубокая радость). Он добавляет также «и веселитесь» (в греческом тексте агаллиасте — «прыгать от радости»).

http://azbyka.ru/zapovedi-blazhenstv-kov...

По господствовавшему в империи обычаю, акты, подобные занимающему нас, препровождались для всеобщего сведения ко всем представителям светской и духовной власти. К сожалению, мы не можем составить себе представления о ближайших последствиях эдикта, ибо сохранился только ответ на этот эдикт папы Григория с опровержениями. Одно место из письма Германа епископу клавдиопольскому Фоме, в котором указывается, что целые города и множество народа находятся в волнении из-за вопроса об иконах, едва ли может служить основанием к характеристике общего положения. Оно может относиться только к тем епархиям, где эдикт приводился в исполнение. Все заставляет думать, что правительство в первые годы по издании эдикта не принимало никаких мер к насильственному проведению закона о святых иконах, а потому в провинциях империи не замечаем протеста. Почти современник этих событий Феофан замечает, что население столицы было весьма опечалено эдиктом и замышляло поднять возмущение, но ограничилось тем, что сделало нападение на царских мужей, которые исполняли распоряжение царя по отношению к иконе Христа над воротами Халки . Правительство, однако, не оставило без наказания виновников и подвергло многих наказаниям «за благочестие»: усечению членов, бичам, ссылке и лишению имущества. Но это едва ли были исключительные меры. Серьезней было другое движение, начавшееся в Греции и на островах. Редко упоминаемая в средние века Греция в начале VIII в. начинает обращать на себя внимание в качестве фемы Еллады. В VI—VII вв. положение Греции характеризуется крайней скудостью известий и слабостью населения, вследствие чего Северная Еллада подверглась значительной иммиграции со стороны славян. В церковном отношении митрополия Еллады подчинена была, как Иллирик и Македония, епископу Рима. Начавшееся в Греции антидинастическое движение, правда, падающее на 727 г., едва ли может быть объясняемо как протест против иконоборческой системы. Это скорей военный бунт, организованный турмархом Агаллианом, сопровождаемый обычным провозглашением царем некоего Косьмы. Любопытно, что вместе с турмархом Агаллианом приняли участие в движении военные люди Кикладских островов или фемы Эгейского моря. Имея при себе провозглашенного ими царя, греки Еллады и островов прибыли на кораблях к Константинополю, но Лев нанес им поражение 18 апреля 727 г. и затем казнил главных виновников. Имело ли это движение политический или религиозный мотив — решить трудно. Не подлежит сомнению то обстоятельство, что эдикт не имел в самой Византии важных последствий.

http://sedmitza.ru/lib/text/442835/

Со времени Льва Исавра получаются более точные данные о положении Греции и о симпатиях господствующего в ней населения. Оказывается, что население Греции, именуемое у византийского писателя новым и доселе неупотребительным термином элладики, возмутилось по случаю издания иконоборческого эдикта и, снарядив флот, двинулось на Константинополь. Хотя это движение не имело серьезных последствий, т. к. Лев Исавр нанес повстанцам поражение и казнил зачинщиков бунта , но вся обстановка, в которой произошло событие, достаточно показывает, что Греция этого времени не только была населена оседлым элементом, но и представляла известного рода организацию в качестве области, подчиненной культурному государству. Об этом говорит и военный флот, и религиозный мотив движения, и то обстоятельство, что во главе военной организации стоит турмарх Агаллиан. Весьма может быть, что Греция начала тогда получать устройство фемы и имела во главе стратига, и что самое имя элладики применяется к новому населению, вошедшему в состав Греции . Ослаблению Греции в этнографическом отношении в особенности содействовали несчастные события, имевшие место в 746—747 гг. В Греции и на островах в 746 г. распространилась моровая язва, занесенная из Сицилии. От этой язвы пострадали многие города, и в числе их Монемвасия. Летом 747 г. моровая язва свирепствовала в Константинополе и произвела в нем страшные опустошения, которые правительство Константина V нашлось в необходимости вознаградить путем обязательной колонизации столицы из всех провинций империи. Может быть, этот именно период, когда правительство переводило колонистов из Греции, и без того достаточно ослабленной славянскими поселениями, имеет в виду Константин Порфирородный в своем знаменитом месте из «Фемы»: «Ославянилась вся страна и сделалась варварской, когда моровая язва захватила всю вселенную, и Константин Копроним управлял ро-мэйским скипетром . Громадная смертность, постигшая столицу, сопровождалась разнообразными последствиями. Между прочим, вследствие принятых правительством мер из Фессалии под давлением болгар должны были двинуться на юг те славяне, которых мы видели там у Пагасейского залива уже в оседлом состоянии и занятых культурой хлеба и фруктов.

http://sedmitza.ru/lib/text/442862/

Когда . —396— ап. Пётр, чудесно спасённый из темницы, пришёл к дому Марии и объявил о своём имени служанке, собравшиеся в доме не поверили ей: „в своём ли ты уме? – сказали они, – наверно это ангел его“. В творениях Оригена оно упоминается, как общее верование всех христиан 2178 . Особой формой этой распространённой у христиан ангелологии и является убеждение, часто высказываемое в надписях, найденных на островах Эгейского моря, что ангел, заботящийся о христианине в течении его жизни, по смерти его продолжает охранять гроб его от профанации и поругания. В этом отношении, по ясности выражения, заслуживает внимания надпись, найденная на о. Мелосе, хотя она и принадлежит позднейшему времени. 1238 . В Господе. „Достойные всякой памяти пресвитеры Асклипис и Елпизон и Асклепиодот и Агаллиазис диакон и Евтихия девственница и Клавдиана девственница и мать их Евтихия покоятся здесь; так как эта могила наполнена, то заклинаю стоящим здесь ангелом, чтобы никто не смел никого класть сюда. Иисусе Христе, помоги пишущему со всем его семейством 2179 “. Собранные Тиллером надписи дают возможность сделать ещё несколько других интересных наблюдений касательно этой веры. Упоминание имени ангела казалось столь важным, что иногда находили ненужным называть даже имени умершего, довольствуясь только обозначением слова: ангел. Кроме того, хотя по вере каждый христианин имеет своего отдельного ангела-хранителя, однако для охраны места погребения считалось достаточной защита одного ангела. Так, в сейчас приведённой надписи из Мелоса призывается один ангел в то время, как в могиле покоилось четверо мужчин и три женщины; тоже встречается и в других надписях. Оригинальный образец смешения христианской веры в —397— ангелов с языческим культом героев предлагает выше приведённая надпись 942: „Ангел Зосима. Я, Руфина, возвела в герои (φηρσα) своего собственного сына“. Редко можно встретить столь сильное противоречие на таком небольшом месте! Своеобразность надписи так поразила первого издателя её, что он ставит вопрос, не следует ли здесь допустить действие двух рук языческой и христианской? Однако, – справедливо замечает по этому поводу Ахелис, – такое предположение, к тому же ничем невызываемое, было бы ещё удивительнее, чем сам текст надписи, допускающей для себя вполне удовлетворительное объяснение.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Наконец, третий заговор составился позднее, уже после начала новой церковной политики царя, ориентировочно в 727 г. Соединенные войска Эллады и Кикладских островов под руководством Агаллиана Турмаха и некоего Стефана избрали себе нового императора по имени Козьма и отправились на кораблях к Константинополю. Но имперский флот, вооруженный «греческим огнем», во главе со Львом III опять одержал решительную победу. Оставшиеся в живых солдаты из противоборствующей армии просили пощады, и им действительно сохранили жизнь. А Козьма и Стефан были казнены 22 . Нет ничего удивительного в том, что, желая закрепить права своей династии на трон, Лев III венчал в 719 г. годовалого сына, будущего императора Константина V, на царство. Завершив борьбу с внутренними врагами, царь оставшееся время своего правления посвятил двум основным проблемам: борьбе с арабами и совершенствованию законодательства. Надо сказать, Византийская держава к тому времени являла собой печальное зрелище. Две трети территории Империи были захвачены или разорены арабами, государство лишилось почти половины своих подданных. Целые народы спасались бегством от надвигающихся со скоростью ветра мусульман, отступая или в горные районы, недоступные пока еще для тех, или в Константинополь. Столица Византии наполнилась нищими и беженцами, голод стоял страшный, а денег в казне не было. Это была в буквальном смысле слова кровоточащая Империя 23 . Поскольку военные столкновения с мусульманами происходили ежегодно, Лев буквально по ходу событий, не имея никакой передышки по времени, менял систему управления войсками, формировал новую армию и предпринимал деятельные шаги для улучшения управления страной в условиях военного времени. Он восстановил в войсках строжайшую дисциплину, и его авторитет царя-победителя способствовал этому. Обладая острым и проницательным умом, император сумел найти молодых талантливых военачальников, полководцев и управленцев и из них вскоре создал мощный военный штаб, которому можно поставить в заслугу выработку стратегии борьбы с арабами.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Наво значит седалище или пророчество, Медава – от леса, Есевон – замыслы, Елеала – восхождение, Иаца – сделанное или повеленное, Сигор – малый, Луиф – ланиты, Оронаим – ущелье скорби, Немрим – барсы или отступники, Агаллим – тельцы или песчаные холмы, Елим – овны или сильные, Димон – достаточная скорбь. Итак, поскольку всякое учение, противное истине, рождающееся без вдохновения Божия из человеческого ума во мраке заблуждения, опустошено ночью и доказательства его, разумеемые под стенами, разрушены, так что умолкли на веки и вся партия их обратилась к покаянию и слезам над Навою, то есть пророчеством и седалищем, то есть учителями их, и над Медавою, где нет плодовых деревьев, но бесплодный лес, в котором обитают звери, о котором в двадцать восьмом Псалме написано: и открыет дубравы ( Пс. 28:9 ), то будет вопль и плач, и снимутся с голов их украшения красноречия, так что они будут голыми и обезображенными. И если они казались имеющими в бороде нечто мужественное, то, обритые мужем церковным, окажутся женоподобными и слабыми. И на перекрестках их, то есть на распутьях заблуждений, – так как каждый по своему желанию измышляет, что хочет, – опоясываются вретищем покаяния, и на кровлях и террасах домов, на которых они сначала считали себя высокими, и на площадях (поскольку входят не чрез узкий путь, ведущий к жизни, а чрез широкий, ведущий к смерти) будет вопль. И не поднимутся до гордости, но низойдут до плача. Тогда поймут всю суетность замыслов своих, что означает Есевон, и пустоту горделивого превозношения, что выражает Елеала, так что голос их дойдет до злых дел, совершенных ими, и до осуждения собственным признанием заповеди, которую они считали божественною. Поэтому шесты, то есть бывшие сильными в Моаве и понявшее свое заблуждение, будут вопить и начнут иметь надежду на успех, когда душа их будет вопить о себе. Потому пророк с чувством сострадания обращается к тем, душа которых вопила (или вопит) о себе, и говорит: сердце мое будет рыдать о Моаве , то есть чтобы призвать их к покаянию.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Ст. 2. Восходит дом и Димон (или Дивон ) на высоты для плача. LXX: Печальтесь о себе, ибо погибнет Димон, где находится жертвенник; всходите туда для плача. Всякий дом противной мудрости и Дивон, что значит течение их, восходит на высоты, которыми гордился, не для того, чтобы приносить жертвы, но чтобы оплакивать то, в чем прежде грешил. И в самом деле ложь проходит и протекает подобно реке и не может стоять долго. Слово же Божие, которое твердо, стоит прочно. Поэтому и манна, которая казалась как бы инеем на земной поверхности, не стекала, а оставалась. Далее, по LXX, Моавитянам повелевается скорбеть и плакать не о других, ибо это свойственно совершенным, а о себе самих, потому что погибнет и их Дивон, то есть красивая речь, текшая подобно потоку: в нем они имели как бы жертвенник, освященный ими, и все мирские богатства. Поэтому и в Псалме говорится: «если богатство течет, то не прилагай сердца». Начало же спасения в том, чтобы понять свои грехи и оплакивать их. Ст. 3. И след. Над Навою и Медавою Моав будет вопить: на всех головах его плешь, всякая борода будет обрита. На перекрестках его препоясались вретищем: и над кровлями его и на улицах его всякий вопит (или вопль снизойдет в плач ). И завопит Есевон и Елеала: до Иацы слышен голос их; кроме того вооруженные Моава будут вопить; душа его будет вопить о себе. Сердце мое будет рыдать о Моаве; шесты его до Сигора, телицы трехлетней; ибо по всходу на Луиф поднимется плачущий и по дороге с Оронаим поднимут крик сокрушения; ибо воды Немрима будут оставлены, потому что засохла трава, не стало злаков, вся зелень погибла. По важности дела и посещение их: к реке верб поведут их; ибо обходит вопль пределы Моава, до Агаллима завывание его и до колодца Елима вопль его: ибо воды Димон наполнились кровью. Ибо Я положу на Димон придаток тем, которые убежали от льва Моавитского, и остаткам земли. Так как почти один смысл во всем этом пророчестве, то чтобы не разделить его, излагая по частям, я все его изложил вместе, и в кратце скажу то, что сочту нужным относительно частностей при иносказательном толковании.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010